Для чего нужны деньги
проект (5 класс)
Учебно-познавательный проект «Для чего нужны деньги», 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektdengi_arefevaos.docx | 523.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-познавательный проект «Для чего нужны деньги», 5 класс
Учитель истории и обществознания – Арефьева Ольга Сергеевна
Аннотация.
Результативность при изучении темы занятия достигается благодаря деятельностному подходу, учащиеся вовлечены в разные виды деятельности (слушание, беседу, рассматривание иллюстраций, иллюстрирование, работу в группах). Активные методы обучения формируют у учащихся умения самостоятельно приобретать знания, а не получать их в готовом виде. На Занятие дети закрепляют умения ориентироваться в больших объемах информации, работают с разными источниками (текстовыми, иллюстративными, ИКТ). Кроме предметных умений у учащихся формируются и общеучебные компетенции: работа с текстом, умение сравнивать, обобщать, приводить аргументы, примеры. Развивается внимание, память, мышление, речь, кругозор учащихся. Данная разработка позволяет осуществлять дифференцированный подход к учащимся, организовать посильную и эффективную деятельность для всех детей. Для каждого ученика на Занятие есть возможность создать ситуацию успеха, почувствовать свою значимость. Тема занятия «Что такое деньги?» связана с личным опытом учащихся, который они могут расширить, применить в нестандартных ситуациях. Прочное усвоение знаний обеспечивается применением наглядности, без которой невозможно получить полные представления по теме.
Структура проекта.
Ценности, положенные в структуру занятия:
1.Формирование основ гражданской идентичности личности, включая
- чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание ответственности человека за благосостояние общества;
- уважение истории и культуры каждого народа.
2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества.
- готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
3. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
4. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
- готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;
- критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;
- готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;
- целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
Актуальность проектирования.
Тема «Что такое деньги» является универсальной в том смысле, что она связывает между собой многие бытовые, финансовые и производственные сферы жизни. Занятие предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса. Все задания направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач. Занятие способствует развитию познавательных интересов, экономической грамотности, мышления учащихся. В результате проведения. Занятие учащиеся получат полное представление о денежном механизме. Занятие позволит: улучшить психологический климат в семьях учеников; грамотно сформировать материальные потребности учеников; сделать школьную жизнь ребят интересней; развить практический опыт работы с компьютером, поиском информации; сформировать способности сотрудничества и взаимопомощи при работе в группах; научит анализировать информацию, излагать свою точку зрения, уважая мнение других.
В результате изучения окружающего мира ученик должен:
знать/понимать:
- государственную символику России; денежный механизм; нумизматику, основные функции денег; что такое продажа, покупка, цена, в чем трудности обмена и что деньги помогают разрешению этих трудностей
уметь:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране;
- показывать на примерах трудности бартерного обмена и то, как деньги способствуют их разрешению; привести примеры товаров, которые использовались в качестве денег в разное время и в разных странах; объяснить, почему одни товары можно легко использовать в качестве денег, а другие - затруднительно; объяснять функции денег; рассчитывать стоимость своей покупки и величину сдачи.
Цели учеников / Результаты обучения:
- Познавательный аспект- знакомство с понятиями «деньги», «цена», «покупка товаров».
- Развивающий аспект - развитие практического опыта, необходимого для работы в небольших группах, правильного выбора при покупке товаров, правильного расхода семейного бюджета.
- Учебный аспект – знакомство с базовыми экономическими понятиями по данной теме, с которыми учащиеся имеют дело в повседневной жизни, получение опыта принятия решения, учитывая экономические аспекты и факторы, исследуя и анализируя жизненную ситуацию.
- Воспитательный аспект – воспитание у учащихся бережного отношения к деньгам, к труду родителей, формирование потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в группе, умения анализировать информацию, излагать свою точку зрения, уважая мнение других.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД
Личностные универсальные учебные действия
1. Личностные УУД, отражающие отношение к социальным ценностям:
⎯ идентифицировать свою принадлежность к народу, стране, государству;
⎯ проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;
⎯ проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
2. Личностные УУД, отражающие отношение к учебной деятельности:
⎯ воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращённую к учащемуся;
⎯ выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
⎯ оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
⎯ применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
1. Регулятивные УУД, направленные на формирование целевых установок учебной деятельности:
⎯ удерживать цель деятельности до получения её результата;
⎯ планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
2. Регулятивные УУД, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности:
⎯ осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперациональный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);
⎯ оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
⎯ анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины;
⎯ оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Познавательные универсальные учебные действия
1. Познавательные УУД, отражающие методы познания окружающего мира:
⎯ различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение)
⎯ выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);
⎯ анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты;
⎯ воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
2. Познавательные УУД, формирующие умственные операции:
⎯ сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять их характеристики по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия;
⎯ выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;
⎯ классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);
⎯ приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
3. Познавательные УУД, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность:
⎯ высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, составлять план простого эксперимента;
⎯ выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»);
⎯ преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
1. Коммуникативные УУД, отражающие умения работать с текстом:
⎯ воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;
2. Коммуникативные УУД, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания:
⎯ оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
⎯ описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: формирование у учащихся основ экономических знаний о деньгах, истории их появления.
ЗАДАЧИ:
1.Познакомить с историей развития денег, с монетами, денежными единицами: выяснить, что такое деньги; определить функции денег.
2. Выявить причины возникновения денег.
3.Развивать речь детей, учить вырабатывать своё мнение, аргументировано его выражать и уважать мнение товарищей, учить применять полученные знания на примере конкретных жизненных ситуаций;
4.Воспитывать бережливость.
В ходе Занятия учащиеся:
Актуализируют:
- представления об особенностях товарно-денежных отношений;
- знания и представления о видах денег, их характерных особенностях, путях появления у людей;
- представления о денежных единицах разных стран;
- представления о функциях денег в жизни человека.
Приобретают:
- представления о том, что такое деньги;
- знания, расширяющие кругозор в области товарно-денежных отношений, объясняющие зависимость между ценой, стоимостью и количеством товара;
- умения устанавливать причинно-следственные связи между возникновением и развитием денежного обращения;
- умения сравнивать анализируемые понятия: «обмен», «купля-продажа»;
- представления о самых первых денежных средствах на Руси.
Закрепляют:
- навыки работы в группе, фронтально и индивидуально;
- умения работать с различными источниками информации (текстовой, ИКТ, наглядной);
- умения обобщать информацию, выделять главное, делать выводы, наблюдать, логично выражать свои мысли, приводить примеры, аргументировать свою точку зрения и высказывая отношения к мнению других, устанавливать взаимосвязи, сотрудничать;
- качества характера, такие как, уважение к мнению, точке зрения одноклассников, бережливое отношение к деньгам, уважительное отношение к тем, кто зарабатывает деньги, рациональное использование получаемых от взрослых денежных средств.
Тип Занятия: объяснение нового материала.
Форма Занятия: комбинированный.
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
Раздаточный материал:
- монеты достоинством 1 рубль, 1 копейка;
- образцы старинных денег, современных денег.
Использование ИКТ: слайды, выполненные в компьютерной программе PowerPoint
Этапы Занятия и их продолжительность.
1.Организационный момент. 1 мин.
2 Актуализация знаний 1 мин.
3. Целеполагание и мотивация.2 мин.
4. Открытие нового знания. 22 мин. (физминутка)
5. Презентация продуктов проекта 15 мин.
6. Рефлексия. 2 мин.
7. Итог занятия 2 мин.
Проект с теоретическим обоснованием.
Этапы занятия | Деятельность учителя | УУД |
Оргмомент | Ребята! Вам сегодня предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие. Желаю вам творческих успехов. | Регулятивные (формирование целевых установок) Личностные (отношение к учебной деятельности) |
Актуализация знаний | Показ стартовой презентации учителя | Личностные (отношение к учебной деятельности) Регулятивные (формирование целевых установок) Познавательные ( умственные операции, поисковая и исследовательская деятельность) |
Целеполагание и мотивация | Заполнение карты « Палитра моих знаний» | Регулятивные ( формирование целевых установок, контрольно-оценочная деятельность) Коммуникативные (участие в учебном диалоге, умение работать с текстом) Познавательные (умственные операции, поисковая и исследовательская деятельность, методы познания окружающего мира) |
«Открытие» нового знания | Дети делятся на группы, получают конверты с дальнейшей инструкцией и начинают работать. Задания для группы «Историки» (работа с нетбуками)
Задания для группы «Знатоки языка» (книги из библиотеки)
Задания для группы «Нумизматы»: Распечатка Задания для группы: «Художники»:
| Регулятивные ( формирование целевых установок, контрольно-оценочная деятельность) Коммуникативные (участие в учебном диалоге, умение работать с текстом) Познавательные (умственные операции, поисковая и исследовательская деятельность, методы познания окружающего мира) Личностные (отношение к учебной деятельности, отношение к социальным ценностям) |
Физкульт- минутка | Упражнения на релаксацию | |
Открытие «нового знания» | Продолжение работы над темой. Консультация учителя. | Регулятивные ( формирование целевых установок, контрольно-оценочная деятельность) Коммуникативные (участие в учебном диалоге, умение работать с текстом) Познавательные (умственные операции, поисковая и исследовательская деятельность, методы познания окружающего мира) Личностные (отношение к учебной деятельности, отношение к социальным ценностям) |
Презентация продуктов проекта | Отчёт групп.
Два гроша – куча хороша.
Проводят практическую работу, объясняют тему.
| Коммуникативные (участие в учебном диалоге) Личностные ( отношение к учебной деятельности) Регулятивные (формирование контрольно-оценочной деятельности)
|
Рефлексия | Назовите ещё раз тему нашего Занятиеа. Так что же такое деньги? Заполнение таблицы «Палитра моих знаний» | Регулятивные ( формирование контрольно-оценочной деятельности) |
Подведение итогов | Продолжите, пожалуйста, предложения, записанные на доске: На занятии я вспомнил… я узнал… я научился | Регулятивные (формирование контрольно-оценочной деятельности) Коммуникативные (умение участвовать в учебном диалоге) Личностные (отношение к учебной деятельности) |
Литература.
- Т.Ю.Целоусова, Т.В.Максимова. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир. 3 класс». М.: «ВАКО», 2004, 320 С. – (В помощь школьному учителю)
- Дифференцированный подход к младшим школьникам в процессе обучения: сб. ст.\ [отв. Ред. Н.Н.Деменева ); НИРО. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007.-199с.
- Методические рекомендации по выполнению проекта Занятиеа./
Составители сборника О.В.Медведева и др.; Информационно-диагностический кабинет управления образования, Павлово, 2008
- Хоритонова Л.А. «Проблемные ситуации на Занятиеахприродоведения»/журнал «Начальная школа» №4, 1998год, с.57
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Для чего нужна гибкость
Презентация к уроку физкультуры по разделу "Гимнастика"...
Проект: Для чего нужны зоопарки.
Цель проекта:•расширить кругозор учащихся в отношении существовании мировых сообществ по охране и защите животных•определить значимость животных в жизни человека•применять знания, приобретенные на дру...
Для чего нужны скороговорки?
Скороговорками называют очень короткие (1-2 предложения), но не всегда простые для разучивания тексты, максимально насыщенные "проблемными" согласными звуками и звуковыми сочетаниями: "р", "с", "ш", "...
Рецензия на проект "С чего нужно начать бизнес"
Рецензия на проект "С чего нужно начать бизнес" Переход к новым социально-экономическим отношениям вызывает изменение роли человека в хозяйственной системе общества, пересмотр требований к н...
Учебное-тематическое планирование проектной деятельности "С чего нужно начать свой бизнес"
Учебное-тематическое планирование проектной деятельности "С чего нужно начать свой бизнес"...
практикум на тему "Зачем нужны деньги"
Роль денег в жизни людей...
Афлатун бережёт. Зачем нужны деньги.
Внеурочная деятельность «Афлатун: финансовое и социальное образование детей»....