Программа внеурочной деятельности « ЗОЖ – ПРИРОДА НАШ ДОМ »
рабочая программа (5 класс)

Васильева Ольга Сергеевна

« ЗОЖ – ПРИРОДА НАШ ДОМ »

« Природа –наш дом»

Программа кружка «Природа наш дом» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zozh.docx52.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная  школа № 22.

Рассмотрено на МС                                                                       Утверждаю:

Протокол № _____________  

                         Директор школы

____________ Р.А.Некрасова

                                                                                          Приказ№______________________

Программа внеурочной деятельности

« ЗОЖ – ПРИРОДА НАШ ДОМ »

( направленность спортивно - оздоровительное )

Срок реализации : 1 год.

Возраст обучающихся : 10 – 12 лет.

Составитель :

Васильева Ольга Сергеевна

Учитель русского языка и литературы

г. Южно-Сахалинск

2016-2017г.

« Природа –наш дом»

Пояснительная записка.

Программа кружка «Природа наш дом» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность:

  • целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;
  • междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;
  • взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;
  • соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.

Программа кружка «Я познаю мир» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности , познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.

        Программа разработана на основе программы  « Мир вокруг нас » (для 1-5 классов) А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан  (Москва: «Баласс» 2011г), допущенной Министерством образования ;

При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.

В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.

Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение.

Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.

Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, макетов и представляются на конференциях. Учебные конференции рассматриваются как один из способов оценивания самими учащимися результатов выполненной работы.

Особое место в реализации программы отводится проектной работе школьников.

В освоении экологических знаний программа предусматривает использование туристской деятельности как вспомогательного средства.

Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.

Задачи:

  • Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.
  • Изучение природы родного края.
  • Развитие познавательного интереса учащихся к природе
  • Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.

Освоение курса внеурочной деятельности

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

  • учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
  • оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
  • доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам;
  • объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
  • замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

Содержание курса внеурочной деятельности

Наименование разделов

Содержание курса  внеурочной  деятельности

Характеристика основных видов деятельности

Форма организации внеурочной  деятельности

1

Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.

Участие в диспуте, посвященном  выбору  оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья.

Беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу.

Диспут.

2

 Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах.  

Участие в диспуте, посвященном  выбору  оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья.

Беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу.

 Беседа.

3

Опора тела и движение.

Участие в диспуте, посвященном  выбору  оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья.

Беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу.

Беседа.

4

  Наше питание

   

                           

Участие в диспуте, посвященном  выбору  оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья.

Поручения детям подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа).

Показ

 презентации.

5

О дыхании и вреде курения.

Участие в диспуте, посвященном  выбору  оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья.

Поручения детям подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа).

Сообщение.

6

Органы чувств человека.

Участие в диспуте, посвященном  выбору  оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья.

Поручения детям подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа).

Сообщение.

7

Диспут «Тело человека и охрана здоровья»

Участие в диспуте, посвященном  выбору  оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья.

Поручения детям подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа).

Презентация.

8

Растения и животные на службе у человека.

Доказать зависимость удовлетворения потребностей людей от природы..

Поручения детям подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа).

Экскурсия на

завод

СПГ.

Пригородное.

9

Изобретение рычага и колеса и их применение

Доказать зависимость удовлетворения потребностей людей от природы..

Трудовая (производственная) деятельность

Изготовление наглядных

пособий

( колесо, рычаг).

10

 

Свойства воды и воздуха и их использование человеком.

Доказать зависимость удовлетворения потребностей людей от природы..

Трудовая (производственная) деятельность

Практический

опыт с

окислением

яблока.

11

Как человек использует горные породы и минералы

Доказать зависимость удовлетворения потребностей людей от природы..

Художественное творчество.

Изготовление  

модели

минерала.

12

Как обрабатывают металлы.

Доказать зависимость удовлетворения потребностей людей от природы..

Поручения детям подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа).

Сообщение. Презентация.

13

Невидимая сила

Доказать зависимость удовлетворения потребностей людей от природы..

Поручения детям подготовить сообщения на тему:«Свойства магнита». (своеобразный метод рассказа).

Практический

Опыт.

 Магнит и его

 свойства.

14

Человек проникает в тайны природы.

Участие в диспуте, посвященном  выбору  оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья.

Поручения детям подготовить сообщения на тему: « Земля – планета жизни».

Презентация.

Проект.

15

Экологический проект «Земля – планета жизни».

Участие в диспуте, посвященном  выбору  оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья.

Поручения детям подготовить сообщения на тему: « Земля – планета жизни».

Экскурсия в

природо-

охранную зону .

Гора «Лягушка»

16

Человек и его внутренний мир.

Выявить опасные ситуации, в которых может быть нанесён вред жизни и здоровью человека, личному и общественному имуществу, предлагать пути безопасного выхода из таких ситуаций.

Поручения детям подготовить сообщения на тему: « Человек и его внутренний мир».

Презентация.

Проект.

17

Как стать личностью?

Выполнять в группе задания  по осмыслению или оценке качеств внутреннего мира человека.

Проблемно-ценностное общение.

Игра по

развитию

личностного восприятия « Я сам

Сам».

18

Эмоции и чувства.

Выполнять в группе задания  по осмыслению или оценке качеств внутреннего мира человека.

Проблемно-ценностное общение.

Игра по

развитию

личностного восприятия

«Люб- ли

сосед?».

19

Как настроение?

Выполнять в группе задания  по осмыслению или оценке качеств внутреннего мира человека.

Проблемно-ценностное общение.

Игра по

развитию

личностного восприятия

«Рукава,

карман,

корзина».

20

Почему возникают конфликты?

Выполнять в группе задания  по осмыслению или оценке качеств внутреннего мира человека.

Проблемно-ценностное общение.

Игра по

развитию

личностного восприятия

«Расчёска»

21

Совесть.

Выполнять в группе задания  по осмыслению или оценке качеств внутреннего мира человека.

Проблемно-ценностное общение.

Презентация.

Проект на тему:

«Совесть»

22

Путешествие по правам человека.

Выполнять в группе задания  по осмыслению или оценке качеств внутреннего мира человека.

Проблемно-ценностное общение.

Проект на тему:

«Защитим

 права ребёнка»

23

Добро и зло в Первобытном мире.

Оценивать  легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда.  

Проблемно-ценностное общение.

24

Мир средневековых цивилизаций.

Оценивать  легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда.  

Поручения детям подготовить сообщения на тему: «Мир средневековых цивилизаций»

Презентация.

Проект.

25

Технические достижения эпохи Нового времени.

Оценивать  легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда.  

Поручения детям подготовить сообщения на тему: «Технические достижения эпохи Нового времени».

Презентация.

Проект.

26

21 век.

Оценивать  легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда.  

Поручения детям подготовить сообщения на тему : «21 век - время перемен».

Презентация.

Проект.

27

« В некотором царстве, в тридевятом государстве…»

Оценивать  легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда.

Художественное творчество.

Сочинение

Русской

 народной

сказки.

28

Мы не похожи, ну и что же?

Оценивать  легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда.

Социальное творчество.

Урок –диспут

На тему: Дети

разных народов»

29

Пути духовных исканий.

Оценивать  легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда.

Проблемно-ценностное общение.

Урок –диспут

На тему: «Пути

 духовных

исканий».

30

Выставка работ «Дети разных народов»

Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте.

Творческая деятельность.

Презентация,

рисунок, рассказ на тему: «Дети

разных народов»

31

Что такое деньги.

Оценивать  легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда.

Проблемно-ценностное общение.

Урок –диспут

На тему:«Что

 такое деньги».

32

Почему разные страны помогают друг другу?

Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте.

Творческая деятельность.

Презентация,

рисунок, рассказ на тему: «Почему

разные страны

помогают друг

 другу»?

33

Сказки разных народов.

Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте.

Творческая деятельность.

Сочинение

сказки.

34

Глобальные проблемы

Проект «Моё человечество»

Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте

Проблемно-ценностное общение.

Презентация,

рисунок,

 рассказ на

тему: «Моё человечество».

Тематическое планирование

Наименование разделов

Всего

часов.

Количество часов

В.т.ч. на лабораторные  и практические, контрольные работы.

Аудит.

Внеауд.

1

Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.

1

1

2

Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах.

1

1

3

Опора тела и движение.

1

1

4

Наше питание.

1

1

5

О дыхании и вреде курения.

1

1

6

Органы чувств человека.

1

1

7

Диспут «Тело человека и охрана здоровья»

1

1

8

Растения и животные на службе у человека.

1

1

9

Изобретение рычага и колеса и их применение.

1

1

10

Свойства воды и воздуха и их использование человеком.

1

1

11

Как человек использует горные породы и минералы.

1

1

12

Как обрабатывают металлы.

1

1

13

Невидимая сила.

1

1

14

Человек проникает в тайны природы.

1

1

15

Экологический проект «Земля – планета жизни».

1

1

16

Человек и его внутренний мир.

1

1

17

Как стать личностью?

1

1

18

Эмоции и чувства.

      1

1

19

Как настроение?

1

1

20

Почему возникают конфликты?

1

1

21

Совесть.

1

1

22

Путешествие по правам человека.

1

1

23

Добро и зло в Первобытном мире.

1

1

24

Мир средневековых цивилизаций.

1

1

25

Технические достижения эпохи Нового времени.

1

1

26

21 век.

1

1

27

« В некотором царстве, в тридевятом государстве…»

       1

1

28

Мы не похожи, ну и что же?

1

1

29

Пути духовных исканий.

      1

1

30

Выставка работ «Дети разных народов».

       1

1

31

Что такое деньги.

1

1

32

Почему разные страны помогают друг другу?

1

1

33

Сказки разных народов.

1

1

34

Глобальные проблемы.

Проект «Моё человечество».

1

1

ИТОГО

34

Календарно- Тематическое планирование    

Наименование разделов

Всего

часов

Дата проведения

Корректировка

1.

Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.

1

06.09.2016.

2.

Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах.

1

13.09.2016.

3.

Опора тела и движение.

1

20.09.2016.

4.

Наше питание.

1

27.09.2016.

5.

О дыхании и вреде курения.

1

04.10.2016.

6.

Органы чувств человека.

1

11.10.2016.

7.

Диспут «Тело человека и охрана здоровья»

1

18.10.2016.

8.

Растения и животные на службе у человека.

1

25.10.2016.

9.

Изобретение рычага и колеса и их применение.

1

08.11.2016.

10.

Свойства воды и воздуха и их использование человеком.

1

15.11.2016.

11.

Как человек использует горные породы и минералы.

1

22.11.2016.

12.

Как обрабатывают металлы.

1

29.11.2016.

13.

Невидимая сила.

1

06.12.2016.

14.

Человек проникает в тайны природы.

1

13.12.2016.

15.

Экологический проект «Земля – планета жизни».

1

20.12.2016.

16.

Человек и его внутренний мир.

1

10.01.2017.

17.

Как стать личностью?

1

17.01.2017.

18.

Эмоции и чувства.

1

24.01.2017.

19.

Как настроение?

1

31.01.2017.

20.

Почему возникают конфликты?

1

07.02.2017.

21.

Совесть.

1

14.02.2017.

22.

Путешествие по правам человека.

1

21.02.2017.

23.

Добро и зло в Первобытном мире.

1

28.02.2017.

24.

Мир средневековых цивилизаций.

1

07.03.2017.

25.

Технические достижения эпохи Нового времени.

1

14.03.2017.

26.

21 век.

1

21.03.2017.

27.

« В некотором царстве, в тридевятом государстве…»

1

04.04.2017.

28.

Мы не похожи, ну и что же?

1

11.04.2017.

29.

Пути духовных исканий.

1

18.04.2017.

30.

Выставка работ «Дети разных народов».

1

25.04.2017.

31.

Что такое деньги.

1

02.05.2017.

32.

Почему разные страны помогают друг другу?

1

09.05.2017.

33.

Сказки разных народов.

1

16.05.2016.

34.

Глобальные проблемы.

Проект «Моё человечество».

1

23.05.2017.

ИТОГО

34

Список литературы для учителя:

  1. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2011. – 192с.
  2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М., 2001– 116с.
  3. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. М., 2003– 58 с.
  4. Григорьев, Д. В., Степанов П. В. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в школе [Текст] / Д. В Григорьев, П. В. Степанов. – М., 2011. Центр теории воспитания ИТИП РАО – проект.
  5. Григорьева Т.Г.Основы конструктивного общения. Практикум.– Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 2005. – 116с.
  6. Игры: обучение, тренинг, досуг /под ред. В.В. Петрусинского, «Новая школа», М., 2004.
  7. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова М.: Просвещение, 2011 Серия: Стандарты второго поколения
  8. Насонкина С.А. Уроки этикета/ Худ. И.Н. Ржевцева. – СПб.: Изд-во “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2003. – 40с.: Ил.
  9.  Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2008. – 160с. (В помощь психологу.)

10.Вахромеева М.Г. Растения Красной книги СССР. Береги природу! М., 2008– 214с..

11.  Л.П. Экологические  праздники для детей. Учебно-методическое пособие ирода и люди. ). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2011. – 156с.

12. Л.Экономов. Мир наших чувств Хрестоматия по природоведению для учителей. -во “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2008. – 60с.: Ил.

13. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины Книга для учителя. . М., 2002– 119с.

Список литературы для учеников:

Гэнери А. Я познаю мир Детская энциклопедия. Растения. М., 2003– 180с.

Губанов И.А. и др. Популярная энциклопедия растений. СПб.: Изд-во “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2002. – 61с.: Ил.

Б. Б. Запартович, Э. Н. Криворучко. С любовью к природе:

/ Под ред.И. Д. Зверева. М., 2002– 74 с.

Леокум А. Скажи мне, почему…? Детская энциклопедия . Издательство ГНОМ и Д”, 2008. – 230с.

Леокум А. Все обо всем Популярная энциклопедия для детей. Издательство ГНОМ и Д”, 2008. – 190с.

Онегов А.С. Занимательная ботаническая энциклопедия: Цветущие травы. М., 2002– 92 с.

Петров В.В. Из жизни зеленого мира . Пособие для учащихся. – СПб.: Изд-во “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006. – 102с.: Ил.

А.А.Воскрушев. О.А.Бурсий. Мир человека. М., 2006– 89 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности:«Самарская земля: история, природа, хозяйство края»

Программа представлена по трем разделам: первый- Из истории края, второй- Природа родного края, третий- Хозяйство и промышленность. Главной целью программы является воспитание гражданина России,патрио...

Программа внеурочной деятельности:«Самарская земля: история, природа, хозяйство края»

Программа представлена по трем разделам: первый- Из истории края, второй- Природа родного края, третий- Хозяйство и промышленность. Главной целью программы является воспитание гражданина России,патрио...

Программа внеурочной деятельности «Друзья природы»

Проблема организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС второго поколения становится одним из ключевых вопросов современного образования. Внеурочная деятельность в соответствии с требования...

Рабочая программа внеурочной деятельности " Мир природы" 1-4 класс

1. Направленность дополнительной образовательной программы Программа «Мир природы» направлен на обучение детей начальных классов основам биологии. Она  рассчитана на обучение, идя от простог...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Человек. Природа. Общество.»

Цель  программы – формирование основ экологической грамотности через социальную значимую деятельность.Задачи:1.     Сформировать экологические понятия.2....

Программа внеурочной деятельности "Разведчики природы" 1 класс

Программа внеурочной деятельности "Разведчики природы" 1 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Живая природа» 5-6 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности «Живая природа» для учащихся 5-6 классов с ОВЗ (ЗПР) адаптированная с учётом психофизических особенностей обучающихся с задержкой психического раз...