Воспитательный потенциал школьной экскурсии
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс)
в этой статье представлено дополнительное образование - кружок "Юный экскурсовод" , в котором показана совместная деятельность преподавателя и учащихся,с использованием воспитательного потенциала школьной экскурсии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 245.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ЦО ГБОУ школа «Протон» Западного округа города Москвы
Тема:« Воспитательный потенциал школьной экскурсии»
Выполнила: Руководитель кружка «Юный экскурсовод» Овсянникова Г.В.
«Мир – это книга. И кто не путешествовал по нему – прочитал в ней только одну страницу» Св. Августин.
Процесс воспитания ребенка – сложное и кропотливое дело. Одним из самых эффективных методов воздействия на формирование личности является экскурсия. Она не только способствует всестороннему развитию, но и воспитывает нравственность, патриотизм и эстетическое восприятие окружающего мира.В нашей школе воспитательный потенциал детей приглашают проявить на занятиях школьного кружка «Юный экскурсовод».Целью кружка является создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.
Основные задачи организации внеурочной деятельности детей:
- выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;
- создание условий для индивидуального развития ребенка;
- формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
- развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей;
- создание условий для реализации учащимися знаний, умений, навыков;
- развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
- для развития потенциала учащихся, прежде всего, одаренных.
Экскурсия как форма учебно-воспитательного процесса была закреплена еще в «Школьном уставе», принятом в России в 1804 г., в котором указывалось на необходимость прогулок на природу, в ремесленные мастерские и т. п., и с тех пор она активно использовалась в отечественной школе как одна из самых демократичных форм обучения, помогающих обретению новых знаний и впечатлений.
Если человек не знает истории своего народа, не любит и не уважает ее культурные традиции, то вряд ли его можно назвать достойным гражданином своего отечества.
Кружок «Юный экскурсовод», работает по следующим направлениям:
- музей Боевой славы -военно-историческое направление;
- зал выпускников - гражданско-патриотическое направление;
- мой район Москвы – культурно-краеведческое направление.
Участие детей в кружке «Юный экскурсовод » дает возможность попробовать свои силы в функции экскурсовода, что обогащает жизненный опыт обучающихся, приучает к ответственности и дисциплине, формирует навыки лидерства, готовит ребенка к активной жизни в гражданском обществе.
Дети с особым вниманием слушают своих старших ребят – экскурсоводов, которые представляют тему « Моя любимая школа» .При помощи экскурсии можно научить детей школьного возраста не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, наблюдать. В наше время экскурсионная практика претерпела значительные изменения, но неизменными остались цели –расширение культурного кругозора детей и подростков, воспитание их в духе патриотизма, высокой морали, любви и уважения к труду. Экскурсии призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России. Это достигается тогда, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в нем чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В то же время знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, как приме может служить проведение экскурсий в нашем школьном музее на темы : «Битва под Москвой»: «Защитники Отечества», «Герои Победы»…
В нашей школе существует традиция – проведение участниками кружка «Юный экскурсовод» традиционных мероприятий к таким датам: «Битва за Москву»; «День Защитника Отечества»; «День Победы».
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек. В краеведческой походе воспитательный потенциал проявляется в проведении экскурсии «Мой район Москвы». По традиции эту экскурсию проводят учащиеся кружка «Юный экскурсовод» - старшеклассники для младших классов.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа через экскурсии воспитывают уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Для этого используются различные викторины, которые значительно расширяют кругозор в области культуры и искусства и помогают в дальнейших проведениях экскурсий по различным темам, особой популярностью пользуется викторина «Путешествие по музеям Москвы». Учащиеся кружка с удовольствием сами собирают и отрабатывают вопросы по различным темам, что способствует значительного улучшения знаний в области культуры и искусства.
Надо отметить ,что эти занятия пользуются популярностью у учащихся разного возраста, как у маленьких слушателей, так и у старшеклассников. Занятия в кружке «Юный экскурсовод» способствует решению важнейших задач обучения и воспитания учащихся любых возрастных групп:
- способствует зарождению и развитию у детей интереса к знаниям, любознательности, побуждает к самостоятельному поиску новых сведений, мотивации учения;
- расширяет кругозор школьников;
- учит рассматривать факты и явления окружающей жизни во взаимосвязи, сравнивать их между собой, делать обобщения и выводы;
- способствует развитию бережного отношения к окружающему (к объектам живой природы, предметам неживой природы, а также предметам, сделанным руками человека);
Можно сделать вывод. что весь представленный выше материал работы доказывает значительный м высокий воспитательный потенциал школьной экскурсии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Модель повышения воспитательного потенциала школьной культуры
Материал можно использовать на общешкольных родительских собраниях...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/04/picture-168631-1472995069.jpg)
Выступление на педсовете "Воспитательный потенциал школьных традиций"
Выступление на педсовете "Воспитательный потенциал школьных традиций"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/14/picture-240879-1365964481.jpg)
Воспитательный потенциал школьного учителя музыки
Музыка является самым чудодейственным, тонким средством приобщения к добру, красоте и человечности....
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/06/picture-90508.jpg)
Доклад по теме: "Воспитательный потенциал школьного педагога на уроке иностранного языка"
Цель данного доклада выявить взаимосвязь между учебным процессом и воспитательным, в данном случае мы говорим об уважении и терпимости к другим нрам, обычаям и традициям стран изучаемого языка....
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/06/picture-90508.jpg)
Доклад по теме: "Воспитательный потенциал школьного педагога на уроке иностранного языка"
Цель данного доклада выявить взаимосвязь между учебным процессом и воспитательным, в данном случае мы говорим об уважении и терпимости к другим нрам, обычаям и традициям стран изучаемого языка....
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/06/picture-90508.jpg)
Слайды к докладу по теме: "Доклад по теме: "Воспитательный потенциал школьного педагога на уроке иностранного ".
Данные слайды отражают и суммируют основную идею доклада....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/11/picture-89156-1397243339.jpg)
Воспитательный потенциал школьной экскурсии
В этой статье показана работа допольнительного образования - кружка "Юный Экскурсовод"и совместная деятельность преподавателя и учащихся.роль воспитательного потенциала школьной экскурсии....