"Тенденции развития детского движения с 1922 по 2016 годы"
статья
В статье рассматриваются тенденции развития детского движения от истоков до наших дней. Что осталось от Пионерии, и каким стало детское движение сегодня? Частично на эти вопросы отвечает данная статья.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Юркинская средняя общеобразовательная школа»
Школьное объединение детей и подростков «РИТМ»
(романтики, искатели, творители, мечтатели)
ДОКЛАД
на тему:
«Тенденции развития детского движения
с 1922 по 2016 годы»
Иванова Н.С., руководитель
детского объединения «РИТМ»
П. Юркино. 2014 г.
Тенденции развития детского движения
с 1922 по 2016 годы
I. История Пионерии
В преддверии образования молодой «страны советов», уже в 1921г стала ощущаться необходимость создать собственную, коммунистическую организацию для «управления» нового поколения детей. Идея создания пионерской организации была сформулирована Н. К. Крупской, которая в 1921 году несколько раз в разных местах выступила с докладом «О бойскаутизме». В своем докладе «РКСМ и бойскаутизм» «бабушка пионерии» предложила комсомолу взять на вооружение скаутские методы и создать детскую организацию, «скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию». Руководители комсомола, поначалу насторожились. Однако после выступления Крупской на бюро ЦК РКСМ, для обсуждения вопроса была создана специальная комиссия. В комиссию был представлен подробный доклад И. Жукова. 10 декабря 1921 года по докладу комиссии было принято положительное решение Бюро, и начались поиски конкретных организационных форм. В начале 1922 года была выдвинута идея о применении скаутских методов не среди комсомольцев, а среди детей и создания детского коммунистического движения ДКД. И. Жуков предложил для новой организации название «пионеры», заимствованное из скаутской практики. Сохранен и скаутский призыв «Будь готов!» с изменением его идеологической подоплеки на борьбу за освобождение рабочих и крестьян всего мира. «Принимая во внимание настоятельную необходимость самоорганизации пролетарских детей, Всероссийская конференция поручает ЦК разработать вопрос о детском движении и применении в нём реорганизованной системы „скаутинг“. Учитывая опыт Московской организации, Конференция постановляет распространить этот опыт на тех же основаниях на другие организации РКСМ под руководством ЦК». История Всесоюзной пионерской организации, по факту, началась в 1922году. На протяжении 1922 г. возникли пионерские отряды в целом ряде городов и селений. 3 декабря первые пионерские отряды появились в Петрограде. Четыре первых отряда были созданы из Российского отряда юных разведчиков. Произошло это событие в клубе старой и молодой гвардии на Театральной площади, дом № 14. Пионерская организация образована официально решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина получила его имя. В октябре, 5-й Всероссийский съезд РКСМ постановил объединить все пионерские отряды в детскую коммунистическую организацию «Юные пионеры имени Спартака». 21 января 1924 года, в день смерти Ленина, решением ЦК РКСМ организации было присвоено имя Ленина, а в марте 1926 года установлено официальное название — Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина, сохранявшееся до конца её существования. Поначалу, пионерские отряды создавались в качестве организаций при городских Домах воспитания, своего рода прообразах будущих Домов пионеров. Принимали индивидуально, но иногда, в пионерские отряды реорганизовывались уже существовавшие отряды скаутов. В 1925—1926 годах происходило повсеместное образование пионерских организаций на базе школ. К началу 1925 года в СССР насчитывалось до полутора миллионов пионеров.
2. Тимуровское движение
Тимуровское движение - массовое патриотическое движение пионеров и школьников, содержанием которого является гражданская забота о нуждающихся в помощи людях. Возникло оно в СССР в начале 40-х гг. ХХ века под влиянием повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда» как движение по оказанию помощи семьям военнослужащих. Тимуровское движение — действенная (с элементами игры) форма общественно полезной деятельности детей, способствующая их нравственному воспитанию, развитию инициативы и самодеятельности.
В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 годов тимуровские команды и отряды действовали в школах, детских домах, при дворцах и домах пионеров и других внешкольных учреждениях, по месту жительства. Тимуровцы шефствовали над госпиталями, семьями солдат и офицеров Советской Армии, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонд обороны; в послевоенный период они оказывали помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, престарелым; ухаживали за могилами погибших воинов.
Освободительная борьба советского народа против фашизма явилась мощным стимулом развития тимуровского движения, возникшего ещё в мирное время. «День рождения» этого изумительного по своей природе и направленности движения вполне определенно датируется временем появления на экранах страны в 1940 году кинокартины «Тимур и его команда» (сценарий А. Гайдара, постановка режиссера А. Разумного). Исключительная популярность фильма объяснялась не только жизненностью образа его главного героя, сразу же переступившего рамки экрана, ставшего идеалом и примером для многих тысяч своих сверстников. Главное заключалось в том, что фильм ответил на самые горячие патриотические стремления советских детей - быть полезным Родине не после окончания школы, а теперь, немедленно. Фильм раскрыл детям романтику их простых дел, заставил всмотреться в окружающую жизнь, быть чуткими и внимательными. Слово «тимуровец» ярко отразило лучшие черты, свойственные школьнику Советской страны: неуемную жажду деятельности, благородство, мужество, умение постоять за свои интересы. В годы Великой Отечественной войны это движение росло и ширилось буквально с каждым днем: только в Российской Федерации команды тимуровцев насчитывали в своих рядах свыше 2 миллионов человек. Звание «тимуровец» обязывало, оно действовало на ребят дисциплинирующе, побуждало их к благородным, патриотическим поступкам.
Деятельность тимуровцев имела огромное общественно-политическое и педагогическое значение. В одной лишь Челябинской области в 1942-1943 учебном году 3138 тимуровских команд, объединявших 28 тысяч учащихся, помогали свыше 15 тысячам семей фронтовиков. С первого дня войны кипучую деятельность развернули тимуровцы Хабаровского края: около 1 тысячи тимуровских команд ремонтировали квартиры семье фронтовиков, ухаживали за маленькими детьми, помогали обрабатывать огороды, заготавливать топливо. Тимуровские команды Воронежской области насчитывали свыше 50 тысяч школьников. Одним из важнейших участков своей деятельности они считали контроль за состоянием дорог, по которым подвозились к фронту войска и боеприпасы. Тимуровцы провели также огромную работу в подшефных госпиталях. Так, за 1941-1942 учебный год тимуровцы Вологды подготовили для раненых бойцов 153 концерта художественной самодеятельности. Школьники Горьковской области за все годы войны организовали для воинов, находившихся на излечении в госпиталях, 9700 представлений художественной самодеятельности. Тимуровцы дежурили в госпиталях, писали письма по поручению раненых, выдавали книги из библиотек, помогали выполнять самые разнообразные хозяйственные работы. Большую помощь тимуровцы оказывали детским учреждениям. Школьники шефствовали над детьми. Детским учреждениям освобожденных районов тимуровцы собирали и отправляли литературу, учебники и учебные пособия, подарки. В августе 1943 г. из Казани в Сталинград отправился первый пароход «Пушкин», груженный подарками, собранными пионерами и школьниками республики.
Размах тимуровского движения, полнокровность содержания работы обеспечивались постоянным вниманием, заботой и повседневным руководством местных партийных и комсомольских организаций. Из года в год тимуровское движение стремительно развивалось, становилось все более широким и по форме и по содержанию. В феврале 1942 г. по всей стране были проведены слеты тимуровцев, на которых они с гордостью докладывали о своей деятельности. О работе тимуровских команд рассказывали по радио, писали в газетах и журналах, они получали сердечную благодарность десятков тысяч фронтовиков и их семей. Особое значение приобрело тимуровское движение в осажденном врагом Ленинграде. Отряды тимуровцев являлись здесь «младшими братьями» комсомольских бытовых бригад, сыгравших исключительную роль в спасении населения от гибели, особенно в первую блокадную зиму. В 1941 - 1942 гг. в 753 тимуровских командах Ленинграда успешно работали 12 тысяч пионеров. Шефствуя над семьями фронтовиков, инвалидов, пенсионеров, они заготавливали для них топливо, убирали квартиры, получали по карточкам продовольствие. Уже 29 сентября 1941 г. Иркутский обком ВЛКСМ принял специальное решение, в котором подчеркивалась необходимость всемерно содействовать распространению и развитию тимуровского движения в области, обеспечивать действенное руководство им со стороны старших пионервожатых, секретарей комсомольских организаций. В 1941-1942 учебном году только в 17 районах области работали 237 тимуровских команд, объединявших 3818 ребят. В 1943-1944 учебном году тимуровцы шефствовали над 1274 семьями фронтовиков. В Пермской области в этом же году около 10 тысяч школьников состояли в 689 тимуровских командах. Свыше 2 тысяч тимуровских команд помогали семьям фронтовиков в Азербайджанской ССР. Около 1260 команд тимуровцев действовали в Киргизской ССР. При их активном участии школьники республики отправили на фронт 25 тысяч теплых вещей, 6 тысяч индивидуальных посылок.
Благородная патриотическая деятельность пионеров – тимуровцев получила заслуженное признание воинов армии и флота, всех советских людей, высокую оценку и благодарность Коммунистической партии и Советского правительства. Главной движущей силой всех помыслов и стремлений, всех волевых усилий и практических дел тимуровцев в дни войны было их горячее желание отдать Родине и народу все свои силы и умения.
В 60-е гг. поисковая работа тимуровцев по изучению жизни Гайдара во многом способствовала открытию мемориальных музеев писателя в Арзамасе, Льгове. На средства, собранные тимуровцами, в Каневе (УССР) организована библиотека-музей им. Гайдара. В начале 70-х гг. для практического руководства тимуровскими объединениями Центральным Советом Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина создан Всесоюзный штаб Тимура при редакции журнала «Пионер», на местах — республиканские, областные, районные и городские штабы. Регулярно проходили традиционные сборы тимуровцев. В 1973 в Артеке состоялся 1-й Всесоюзный слёт тимуровцев (около 3,5 тысяч делегатов), принявший программу развития тимуровского движения. Даже в настоящее время в некоторых регионах нашей страны сохранились тимуровские отряды, в которых ребята хотят помогать людям.
Пионерское движение в СССР было массовым. Пионерами становились дети, начиная с 9-летнего возраста, обычно в 2-4 классах советской средней школы, и состояли в ней до 13-14 летнего возраста, когда начинался приём в комсомол. Сначала - отличники и активисты, затем остальные дети. Формально приём осуществлялся на добровольной основе, но в 1950-1980-х фактически все школьники по достижению соответствующего возраста принимались в пионеры. Не брали в пионеры редко, обычно только отпетых хулиганов. Случались отказы по религиозным соображениям. В 1980-х годах было введена своеобразная промежуточная ступень между пионерами и комсомольцами — звание «старший пионер», которое присваивалось наиболее активным пионерам по достижении ими 12-13-летнего возраста. Однако это была уже чистая формальность и широкого распространения в СССР она не получила. С пионерами в СССР были связаны пионерские лагеря — места массового летнего отдыха детей, дома и дворцы пионеров — дома творчества детей. Издавалась газета — «Пионерская правда». Самые известные пионерские лагеря обычно располагались на морском побережье — это всесоюзные: «Артек» (Крым) и «Океан» (Дальневосточное побережье Тихого океана), всероссийский лагерь «Орлёнок» (Кавказское побережье) и республиканский лагерь «Молодая гвардия» (Одесская область, УССР). У пионеров проводились различные организационные мероприятия: смотры, концерты, спортивные соревнования, походы. Большую популярность приобрела военизированная детская игра «Зарница». Но многие такие мероприятия были, по сути, очень формальными. «Хождение строем» стало нарицательным в детских кругах того времени. После распада СССР и потери актуальности коммунистических идей, отмены фактически обязательного вступления детей в идеологические организации пионерские организации в массе своей самораспустились. В 1990-х годах в России сторонниками коммунистических идей были воссозданы новые немногочисленные пионерские организации. Старые идеи «не ржавеют». При ужесточении идеологических тенденций в государстве, вполне могут возникать подобные организации – так что, имея такой опыт в прошлом, надо всегда «Быть готовыми».
С середины 80-х годов предпринимались попытки реформировать Пионерскую организацию, однако детская и юношеская организация в прежнем масштабе не была создана. С сентября 1990 года во многих регионах созданы свои детские организации (организация Ватра в Молдавии). На 10 съезде пионеров найдена альтернатива – прекращение существования Пионерской организации и создание СПО-ФДО под руководством Е. Чепурных, которая была первым заместителем министра образования. С октября 1990 преемником Пионерской организации является Союз пионерских организаций - Федерация детских союзов. Девиз СПО-ФДО – «За Родину, добро и справедливость». СПО-ФДО являлась непартийной организацией, в которой дети и взрослые несли равные права и обязанности.
Союз Пионерских Организаций - Федерация Детских Организаций (СПО-ФДО) - международный добровольный независимый союз, объединяющий детские общественные организации, ассоциации и другие общественные объединения, образованные с участием детей и в их интересах. Он создан в 1990 году (зарегистрирован Министерством юстиции РФ в 1992) как негосударственная общественная организация, независимая от политических партий и движений. Штаб-квартира находится в Москве. СПО-ФДО - правопреемник Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина. Высшим органом является ассамблея (не реже одного раза в три года). Между ассамблеями организацией руководит Совет во главе с председателем. В состав Совета входит по одному представителю от каждой организации-члена. Членство коллективное. В 2000 году в составе СПО-ФДО насчитывалось 65 членов (организации стран СНГ, республик Российской Федерации, региональные организации, профильные объединения по интересам).
3. Постпионерское движение.
Молодежные и детские организации - реалии общественной жизни современной России. Тем не менее, урок осведомленности педагогов по данной проблематике неравномерен, а зачастую знанием о том, что такие организации существуют, эта осведомленность и ограничивается. Между тем не вызывает сомнения, что и ныне практиковаться - это элемент их профессиональной деятельности.
Личность преподавателя как профессионала развивается на протяжении всей его карьеры, но важнейшим периодом становления его как специалиста, безусловно, являются студенческие годы. Будущему педагогу, в частности, нужны глубокие знания о разнообразии детских объединений, о распространенности этого явления в современный период, о роли и месте объединения в жизни ребенка.
Кроме того, ему важно определиться в собственном отношении к этому разнообразию. Казалось бы, в чем тут определяться? Сам факт многоликости в соотнесении с унификацией в недавнем прошлом, безусловно, должен радовать. Но разнообразие их представляется просоциальными группами, чье направление деятельности социально одобряемо; асоциальными, находящимися в стороне от общественных проблем; антисоциальными, чья деятельность носит криминальный или агрессивно-националистический характер. И это требует от педагога четкой ориентации в программах, направленности, формах деятельности различного рода формальных и неформальных организаций.
Да и с размахом детского движения тоже все не просто. С одной стороны, детских и молодежных организаций на сегодняшний день много. С другой, как утверждает известный исследователь проблем молодежи И. Ильинский, ожидавшегося взлета молодежного движения не произошло. Новые молодежные объединения в большинстве своем не имеют развитой организационной структуры, серьезной материальной и финансовой базы, малочисленны. Их вес в большой политике, влияние в молодежной среде ничтожно малы.
Тот факт, что молодежное движение переживает ряд трудностей, есть проблема в определенной степени и педагогическая. Ведь детские и молодежные организации занимают особое место среди институтов социализации юной личности. Сам этот процесс в нынешних условиях требует существенного переосмысления с позиции теории и методики педагогического взаимодействия с детьми.
С педагогической точки зрения, в процессе профессиональной подготовки будущих учителей важно решить такие вопросы, как соотношение педагогического руководства и детского самоуправления в школьных ученических коллективах в соответствии с возрастом детей и наличием у них самоуправленческих навыков, готовности к самореализации в различных типах социальных отношений. При этом не забудем, что объединения бывают формальные и неформальные. И деление по этому принципу рассматриваются уже с точки зрения социологии по совсем другим признакам. Чтобы охарактеризовать детское и молодежное движение, нужно для начала разграничить детское и молодежное движение, поскольку очевидно, что дети и молодежь – разные социальные группы. Затем внутри каждой надо вычленить отдельные группы, которые совместно действуют на основе общей цели, проанализировать эти цели во всем их многообразии и единстве. Важно учесть и специфику детства и молодости как периодов биологической и социальной жизни человека. И только после этих операций мы получим корректное и внятное определение понятия детского движения и движения молодежного.
Кроме того, мы получим ответ на вопрос, в какой мере и в каком контексте их можно обобщать, соподчинять и рядополагать. Например, можно совокупно определить детское и молодежное движение (в широком смысле) как действия различных объединений и организаций, направленных на изменение самих себя, своего отношения к государству и обществу, своего статуса в нем.
Но для выявления сущности этого феномена необходимо разделение этих понятий по признаку «детство» и «молодежь».
Молодежь определяется как большая общественная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и тем, что их социально-экономическое и общественно-политическое положение, их духовный мир находятся в состоянии становления, формирования: это молодые люди в возрасте 16-30 лет.
Детство – период жизни человека, в течение которого в его психике и поведении доминируют так называемые детские черты. Детство охватывает период жизни от рождения до примерно младшего юношеского возраста. Что касается понятия «организация», то оно определяется как объединение, которое имеет в совокупности обозначенную цель, конкретно определенную программу деятельности, четко сформулированные обязанности ее членов, жесткую структуру, соотношение соподчиненных социальных ролей членов организации, координацию их действий, сознательную дисциплину и подготовленных функционеров.
Значит, определять детскую общественную организацию и молодежную общественную организацию можно только через обозначение специфики целей детей и специфики целей молодежи. Нетрудно догадаться, что цели объединившихся 10-12-летних или 20-30-летних молодых людей различны. Очевидно и то, что, скажем, 5-6-летние граждане отличаются от 11-13-летних или 20-30-летних молодых людей и по интересам, и по возможности проявления деятельности, и по формам организации, и по возможности проявления социальной активности и степени самостоятельности в ее проявлении.
Теперь о возможных подходах к включению учебной информации о детских и молодежных движениях в курс педагогических дисциплин. Мне видится здесь несколько возможных вариантов. Как самостоятельные курсы данная проблематика может быть представлена в профессиональной подготовке таких категорий педагогических работников, как социальный педагог и педагог-организатор.
К примеру, учебный курс «Теория и практика детских и молодежных общественных объединений» входит в число обязательных и читается в одном из московских педагогических колледжей будущим педагогам-организаторам. Он охватывает такие проблемы, как история создания детских и молодежных объединений в нашей стране и за рубежом; основные направления и принципы созданий объединений; миссия, цели, задачи организации; устав и внутренняя структура объединения, методика планирования и проведения мероприятий; работа с документацией объединения, анализ и оценка деятельности организации, критерии анализа, создание коалиции; связь с общественностью; управление объединением.
Современные тенденции развития детских и молодежных движений и организаций могут быть проанализированы в рамках отдельных тем, интегрированных в учебные курсы педагогики, или в форме факультативов, спецкурсов, «круглых столов», спецсеминаров. Подобного рода опыт складывается как на уровне высших учебных заведений, так в системе среднего профессионально-педагогического образования. Так, в Московском государственном областном университете студенты обращаются к этой проблематике при изучении отдельных разделов педагогики в контексте реализации прав ребенка в образовательном процессе. В рамках спецкурса «Отрядный вожатый» студенты рассматривают данную проблематику в контексте предстоящей практической работы с детьми в условиях летнего отдыха. Будущие учителя-предметники имеют возможность сформировать свою педагогическую позицию по отношению к детским молодежным движениям и организациям на занятиях курса по выбору «Социальный педагог». В системе среднего педагогического образования также практикуются спецкурсы «Современные тенденции детских молодежных организаций», читаемые для будущих учителей начальных классов.
Каковы же основные идеи, которыми необходимо руководствоваться при отборе и предъявлении учебной информации по проблематике?
Здесь важен принцип научной экспертизы в определении лидирующих групп, группировок, объединений движений и организаций, а значит, и их нравственных ориентиров. Необходимо, чтобы педагоги в полном объеме владели информацией о реальном состоянии дел в детском и молодежном движении, программах и видах деятельности молодежных организаций, функционирующих в непосредственной территориальной близости от места проживания и учебы детей и подростков.
Представляется актуальным формирование толерантного отношения будущих педагогов к разнообразным формальным и неформальным организациям детей и молодежи, не нарушающим правовые и моральные нормы общества. В сознании взрослых должны складываться новые для многих из них представления о гражданских правах и свободах детей.
Многие ли из нас знают, что конвенция «О правах ребенка» представляет человеческому существу от рождения и до 18 лет право на имя и гражданство; на сохранение индивидуальности; на свободу выражения своего мнения; на свободу мысли, совести и религии; право на создание и участие в ассоциациях и мирных собраниях; на защиту личной жизни; на доступ к информации, не наносящий вреда развитию ребенка. И ряд других прав и свобод? В этот перечень прямо-таки просится и еще один несомненный пункт - право детей рассчитывать на понимание и бережную поддержку своих прав и свобод со стороны взрослых, родителей и педагогов - нынешних своих наставников и будущих нас с вами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектный метод как способ развития детского общественного движения в Курортном районе Санкт-Петербурга.
Статья рекомендована для прочтения организаторам по воспитательной работе, социальным педагогам, педагогам дополнительного образования. Статья описывает и раскрывает методы проектной деяте...
Песпективный план развития МАОУ ДОД ДЮЦ на 2013-2016 годы
Миссия, цель и задачи Миссия Центра:Центр предназначен для интеллектуального, духовного, физического развития детей и подростков, удовлетворения их разнообразных образовательных и социокультурных потр...
Развитие детского движения в МБОУ «Казацкая СОШ».
Выбор приоритетов развития общественной активности подрастающего поколения опирается на представление о том, что воспитание процесс трансформации ценностей общества в потребности личности. Детски...
Влияние идеологии государство на развитие детского движения
Творческий проект Тюрина Алексея Влияние идеологии государство на развитие детского движения...
Программа Межрегиональной НПК "Проблемы и перспективы развития математического образования" от 26 февраля 2016 года
Данная программа регламентирует время, содержание мероприятий, место проведения Межрегиональной НПК "Проблемы и перспективы развития математического образования" от 26 февраля 2016 года, организо...
Развитие детского движения JuniorSkills в Курортном районе Санкт-Петербурга, как способ профессиональной ориентации подростков
Идея проекта – создание системы профессиональной ориентации подростков, через развитие детского движения JuniorSkills в Курортном районе Санкт-Петербурга...
Функции регионального ресурсного центра развития дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности в реализации стратегических направлений программы развития детско-юношеского спорта в Санкт-Петербурге до 2030 года
Система детско-юношеского спорта в Санкт-Петербурге представляет собой слаженную структуру межведомственного взаимодействия, выстроенную для популяризации и развития школьного спорта, детско-юношеског...