Рабочая программа по шахматам
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Актуальность и педагогическая целесообразность.
Большой популярностью в нашей стране пользуются шахматы. Эта мудрая игра прочно вошла в наш быт. Как интеллектуальный спорт шахматы стали признанной частью общечеловеческой культуры.
Значительна роль шахмат и в эстетическом воспитании. Впечатляющая красота комбинаций, этюдов и концовок доставляют истинное творческое наслаждение, не оставляя равнодушными даже людей, малознакомых с шахматами.
Правила игры в шахматы довольно сложные, но вполне доступны. Научиться хорошо играть в шахматы - дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.
Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шахматы. Известно, что во многих школах введено преподавание шахмат, как более популярного вида спорта. Уверенно можно сказать, что преподавание шахмат в школе можно смело вводить, как альтернативное. Оно поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить.
И совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шахматам в учреждениях дополнительного образования - дворцах творчества, детских спортивных школах, клубах и т.д.
Шахматы, как и любой вид человеческой деятельности, находятся в постоянном развитии. Появляются новые идеи, часто опровергаются устоявшиеся Каноны. В шахматную теорию и практику уверенно вошли компьютерные технологии, которые значительно расширяют аналитические возможности и играют большую роль в подготовке спортсменов высокого класса.
Следует отметить, что в образовательных учреждениях города и области занятия шахматами носят разовый характер. Это эпизодические турниры в классах, соревнования в школах, в летних оздоровительных лагерях, соревнования в колледжах и техникумах.
Систематические занятия могут быть организованы только в кружках секциях или объединениях.
Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шахматного искусства просто необходима программа занятий.
Отличительной особенностью данной программы является больший акцент на начальную подготовку детей, в основном младшего возраста, начинающих с «нуля», более общее изложение основных положений без излишней детализации.
Программа объединения «шахматы» создана в соответствии с теоретическими знаниями, игровой практикой, педагогическим, тренерским опытом работы автора с детьми.
Программа относится к физкультурно-спортивной направленности.
Адресат программы.
В кружке работа ведется с детьми от 7.
В младшем школьном возрасте продолжает совершенствоваться координация, пространственное и образное мышление. Познавательная деятельность приобретает более сложные формы; произвольность, внимание и восприятие становятся целенаправленным; у ребенка развиваются самостоятельность, организованность и дисциплинированность, умение оценивать и анализировать свои поступки и результаты деятельности. Важно, чтобы ребенок не только продумал содержание работы, но и довел свой замысел до конца. Обучение в кружке начинается с 7 - 10 лет. В этом возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения, т.к. память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становится сознательно регулируемой. В кружке каждый ребенок может реализовать свои потенциальные возможности, раскрыть богатство своих умений. На занятиях кружка «Шахматы» для ребенка создаются все условия, чтобы у него появилась заинтересованность и он мог почувствовать уверенность в своих силах. Создаются необходимые условия для интеллектуального и коммуникативного развития. У детей в возрасте 10 - 13 лет происходит перестройка памяти, активно развивается логическая память, способность ко многим видам обучения, активизируются любознательность, желание продемонстрировать свои способности. В возрасте 14-16 лет ребенок стремится мыслить независимо и самостоятельно, принимать лишь то, что ему кажется интересным и полезным. Это стимулирует его к выходу за пределы обычной школьной программы в развитии своих знаний, умений и навыков.
Для работы по программе формируются постоянные группы численностью 10-15. Набор детей - свободный, без предъявления особых требованиям к знаниям и умениям детей. Группы могут формироваться по возрастному признаку.
Дети могут приниматься на второй и третий год обучения на основании дополнительных вступительных испытаний в форме выявления практических навыков и умений игры в шахматы.
Для детей, успешно прошедших всю программу и желающих продолжить обучение могут, разрабатываться индивидуальные образовательные маршруты.
В основной состав группы могут включаться обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды. В этом случае образовательный процесс по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе организуется с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся. Для данной категории детей могут быть разработаны индивидуальные образовательные маршруты.
Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него учащихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов.
Численность учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов в учебной группе устанавливается до 10 человек.
Срок реализации программы 3 года:
1год - 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа).
2 год – 216 часов (3 раза в неделю по 2 часа).
3 год – 216 часов (3 раза в неделю по 2 часа) .
2. Цель и задачи программы:
Цель программы:
• Раскрытие умственного и волевого потенциала личности обучающихся средством углубленного обучения игре в шахматы.
Задачи:
Обучающие:
• Обучение основам шахматной игры;
• Обучение комбинациям, теории и практике шахматной игры.
Воспитательные:
• Воспитание отношения к шахматам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
• Воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
• Выработка у учащихся умения применять полученные знания на практике.
Развивающие:
• развитие стремления детей к самостоятельности;
• Развитие умственных способностей учащихся: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления;
Формы и методы проведения занятий:
При проведении занятий используется групповая и индивидуальная форма работы. Проводятся теоретически и практические занятия. Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализа сыгранных ребятами партий, разбора партий известных шахматистов; учащиеся готовят доклады по истории шахмат. Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры с руководителем, конкурсы по решению задач, этюдов, игровые занятия, турниры.
Используются следующие методы проведения занятий: словесные методы, наглядные методы, практические.
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий. Эти методы помогают создать у учащихся конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
1. Метод упражнений;
2.Игровой метод;
3.Соревновательный;
4.Метод круговой тренировки.
Планируемые результаты:
После I учебного года:
Учащиеся должны знать:
- историю возникновения шахмат;
- расположение и определение горизонтальных и вертикальных линий на шахматной доске;
- названия фигур и их свойства (как ходит каждая фигура), обозначение фигур;
- что такое шах и что такое мат.
Учащиеся должны уметь:
- ходить разными фигурами;
- проводить игру пешками без короля;
- проводить игру короля против пешек и игру короля против короля;
- использовать при игре различные приёмы: двойные удары, вскрытые удары, рокировка.
После II учебного года:
Учащиеся должны знать:
- различные тактические приемы игры;
- владеть комбинационными навыками игры;
- технику пешечного эндшпиля;
- дебюты (начальные сведения об открытых, полуоткрытых началах, закрытых дебютах);
- основы стратегии.
Учащиеся должны уметь:
- при игре использовать: тактические приемы (заграждение,
- отвлечение и т.п.);
- применять различные дебюты, (мин. по два за каждую сторону);
- использовать стратегические приемы.
После III учебного года:
Учащиеся должны знать:
- пешечные конфигурации;
- роль центра в шахматной партии;
- типовые позиции миттельшпиля;
- типовые позиции эндшпиля;
- современную литературу по шахматам;
Учащиеся должны уметь:
- Применять на практике стратегические приёмы;
- владеть техникой расчёта ходов;
- решать задачи (тесты и этюды).
Контроль за реализацией программы.
Текущий контроль успеваемости проводится в форме итогового занятия по итогам изучения раздела программы. На итоговом занятии проводится наблюдение за игрой обучающихся.
Промежуточная аттестация проводится по окончании 1-го, 2-го и 3-го года обучения.
Форма проведения промежуточной аттестации: зачет, на котором проводятся контрольные игры.
Учебный план
Наименование учебного модуля | Количество часов | Форма промежуточной аттестации | ||
всего | Теория | практика | ||
Учебный модуль 1 года обучения | 144 | 74 | 70 | Зачет в форме контрольных игр |
Учебный модуль 2 года обучения | 216 | 88 | 126 | Зачет в форме контрольных игр |
Учебный модуль 3 год обучения | 216 | 84 | 132 | Зачет в форме контрольных игр |
Итого: | 574 | 246 | 327 |
Рабочая программа учебного модуля 1 год обучения
Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | Теория | Практика | |||||
1. Исторический обзор развития шахмат | 16 | 9 | 7 | |||||
1.1 Происхождение шахмат. Чатуранга и шатрандж. Распространение шахмат на Востоке, проникновение шахмат в Европу. | 2 | 1 | 1 | |||||
1.2 Реформа шахмат. Шахматные трактаты. Запрет шахмат церковью | 2 | 1 | 1 | |||||
1.3 Испанские и итальянские шахматисты XVI-XVII веков. Ранняя итальянская школа. Шахматы как придворная игра. | 4 | 3 | 1 | |||||
1.4 Выдающиеся мастера прошлого (от Морфи до Алехина). Советская школа шахмат. | 4 | 2 | 2 | |||||
1.5 Современные российские и зарубежные шахматисты. | 2 | 1 | 1 | |||||
1.6. Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости | 2 | 1 | 1 | |||||
2. Шахматный кодекс. Международная шахматная федерация ФИДЕ. |
16 |
11 |
5 | |||||
2.1 Правила игры. | 10 | 6 | 4 | |||||
2.2 Шахматная нотация и термины. | 2 | 2 | 0 | |||||
2.3 Рейтинг ЭЛО. | 1 | 1 | 0 | |||||
2.4 Международная шахматная федерация ФИДЕ. | 1 | 1 | 0 | |||||
2.5. Итоговое занятие. Текущий контроль. | 2 | 1 | 1 | |||||
3. Теоретическая подготовка. Первоначальные понятия. | 46 | 27 | 19 | |||||
3.1 Физическая культура и спорт в России. | 8 6 | 64 44 5 44 4 | 1 | |||||
3.2 Первоначальные сведения. Шахматная доска. Горизонтали и вертикали. Наименование полей. | 2 | 1 | 1 | |||||
3.3 Фигуры и пешки. Начальная позиция. | 8 | 6 | 2 | |||||
3.4 Как ходят фигуры. Ладья. Взятие. | 4 | 3 | 1 | |||||
3.5 Слон. Полная и краткая нотация. | 6 | 2 | 4 | |||||
3.6 Король. Шах. Мат. | 6 | 3 | 3 | |||||
3.7 Ферзь. Конь. | 6 | 2 | 4 | |||||
3.8 Пешки. | 2 | 1 | 1 | |||||
3.9 Рокировка. | 4 | 3 | 1 | |||||
3.10. Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости | 2 | 1 | 1 | |||||
4. Практическая подготовка. Судейство и организация соревнований. | 48 | 19 | 29 | |||||
4.1 Дебют. | 12 | 8 | 4 | |||||
4.2 Миттельшпиль. | 12 | 4 | 8 | |||||
4.3 Эндшпиль. | 12 | 4 | 8 | |||||
4.4 Судейство на соревнованиях. |
10 | 2 | 8 | |||||
4.5. Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости | 2 | 1 | 1 | |||||
5. Турниры. Анализ партий. | 16 | 7 | 9 | |||||
5.1 Анализ партий | 8 | 3 | 5 | |||||
5.2 Анализ типовых позиций | 6 | 3 | 3 | |||||
5.3. Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости | 2 | 1 | 1 | |||||
6. Промежуточная аттестация. | 2 | 1 | 1 | |||||
ИТОГО за год: | 144 | 74 | 70 |
Рабочая программа учебного модуля 2-й года обучения
Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | Теория | Практика | ||||
1. Формирование навыков игры. | 18 | 9 | 9 | ||||
1.1 Приемы заграждений. | 4 | 2 | 2 | ||||
1.2 Приемы отрезания полей. | 2 | 1 | 1 | ||||
1.3 Приемы стеснения положения. | 2 | 1 | 1 | ||||
1.4 Приемы перегрузки по защите пунктов. | 2 | 1 | 1 | ||||
1.5 Приемы связки. | 2 | 1 | 1 | ||||
1.6 Приемы выигрыша темпа (по времени) | 4 | 2 | 2 | ||||
1.7. Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости | 2 | 1 | 1 | ||||
2. Формирование комбинационных навыков. | 26 | 13 | 13 | ||||
2.1 Ладья | 4 | 2 | 2 | ||||
2.2 Слон. | 4 | 2 | 2 | ||||
2.3 Ферзь | 4 | 2 | 2 | ||||
2.4 Конь | 4 | 2 | 2 | ||||
2.5 Пешка. | 4 | 2 | 2 | ||||
2.6 Король | 4 | 2 | 2 | ||||
2.7. Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости | 2 | 1 | 1 | ||||
3. Изучение техники пешечного | 46 | 13 | 33 | ||||
эндшпиля. | |||||||
3.1 Оппозиция. | 4 | 1 | 3 | ||||
3.2 Поля соответствия. | 4 | 1 | 3 | ||||
3.3 Правило квадрата. | 4 | 1 | 3 | ||||
3.4 Отдаленная проходная пешка. | 4 | 1 | 3 | ||||
3.5 Игра на поле. | 4 | 1 | 3 | ||||
3.6 Отталкивание «плечом». | 4 | 1 | 3 | ||||
3.7 Прорыв. | 4 | 1 | 3 | ||||
3.8 Пространство. | 4 | 1 | 3 | ||||
3.9 Ферзь против пешки. | 6 | 2 | 4 | ||||
3.10 Ладья и пешка против ладьи | 6 | 2 | 4 | ||||
3.11.Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости | 2 | 1 | 1 | ||||
4. Изучение дебютов. | 50 | 25 | 25 | ||||
4.1 Открытые начала: | 24 | 12 | 12 | ||||
а) итальянская партия | 4 | 2 | 2 | ||||
б) защита двух коней, дебют слона. | 4 | 2 | 2 | ||||
в) дебют четырех коней, латышский гамбит | 4 | 2 | 2 | ||||
г) венская партия, центральный дебют. | 4 | 2 | 2 | ||||
д) королевский гамбит, русская партия (з. Петрова). | 4 | 2 | 2 | ||||
е) испанская партия (партия Р.Лопеса) | 4 | 2 | 2 | ||||
4.2Полуоткрытые начала: | 12 | 6 | 6 | ||||
а) сицилианская защита. | 4 | 2 | 2 | ||||
б) защита Филидора. | 4 | 2 | 2 | ||||
в) французская защита. | 4 | 2 | 2 | ||||
4.3 Закрытые дебюты. | 12 | 6 | 6 | ||||
а) ферзевый гамбит. | 4 | 2 | 2 | ||||
б) староиндийская защита. | 4 | 2 | 2 | ||||
в) защита Нимцовича. | 4 | 2 | 2 | ||||
4.4. Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости | 2 | 1 | 1 | ||||
5. Изучение основ стратегии. | 46 | 23 | 23 | ||||
5.1 Пешечные слабости. | 4 | 2 | 2 | ||||
5.2 Сдвоенные пешки. | 4 | 2 | 2 | ||||
5.3 Отсталая пещка на полуоткрытой линии. | 4 | 2 | 2 | ||||
5.4 Проходная пешка. | 4 | 2 | 2 | ||||
5.5 Слабые поля в лагере противника. | 4 | 2 | 2 | ||||
5.6 Использование открытых и полуоткрытых линий | 4 | 2 | 2 | ||||
5.7 Борьба за открытую линию. | 4 | 2 | 2 | ||||
5.8 Форпост на открытой и полуоткрытой | 4 | 2 | 2 | ||||
линии. | 4 | 2 | 2 | ||||
5.9 Слабость комплекса полей. | 4 | 2 | 2 | ||||
5.10 Атака на короля. | 4 | 2 | 2 | ||||
5.11. Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости | 2 | 1 | 1 | ||||
6. Турниры. | 28 | 4 | 24 | ||||
6.1. Проведение турниров | 26 | 3 | 23 | ||||
6.2. Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости | 2 | 1 | 1 | ||||
7. Промежуточная аттестация. | 2 | 1 | 1 | ||||
ИТОГО за год: | 216 | 88 | 128 | ||||
Рабочая программа учебного модуля 3-й года обучения
Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов. | Теория | Практика | |
1. Анализ пешечной конфигурации и составление плана игры | 26 | 7 | 19 | |
1.1 Пешечная структура и положение в ней фигур. | 4 | 1 | 3 | |
1.2 «Хорошие» и «плохие» слоны. | 4 | 1 | 3 | |
1.3 Слон сильнее коня. | 4 | 1 | 3 | |
1.4 Конь сильнее слона. | 4 | 1 | 3 | |
1.5 Разноцветные слоны в миттельшпиле. | 4 | 1 | 3 | |
1.6 Выключение фигур соперника из игры. | 4 | 1 | 3 | |
1.7. Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости | 2 | 1 | 1 | |
2. Поиск матовых комбинаций. | 46 | 10 | 37 | |
2.1 Две ладьи. | 4 | 1 | 3 | |
2.2 Ладья и слон. . | 4 | 1 | 3 | |
2.3 Ладья и конь. | 4 | 1 | 3 | |
2.4 Два слона. | 4 | 1 | 3 | |
2.5 Два коня. | 4 | 1 | 3 | |
2.6 Слон и конь. | 6 | 1 | 3 | |
2.7 Ферзь и слон. | 6 | 1 | 3 | |
2.8 Ферзь и конь. | 6 | 1 | 3 | |
2.9 Три фигуры. | 6 | 1 | 3 | |
2.10 Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости | 2 | 1 | 1 | |
3. Решение проблем центра. | 22 | 11 | 11 | |
3.1 Борьба за создание пешечного центра. | 4 | 2 | 2 | |
3.2 Подрыв пешечного центра. | 4 | 2 | 2 | |
3.3 Фигуры против пешечного центра. | 4 | 2 | 2 | |
3.4 Фигурно-пешечный центр. | 4 | 2 | 2 | |
3.5 Роль центра при фланговых операциях. | 4 | 2 | 2 | |
3.6. Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости | 2 | 1 | 1 | |
4. Тренировка техники расчета. | 32 | 16 | 16 | |
4.1 Отбор целесообразных продолжений (ходов кадидатов). | 6 | 3 | 3 | |
4.2 Длинный вариант при большом количестве ходов кандидатов. | 6 | 3 | 3 | |
4.3 Сеть коротких вариантов при большом количестве ходов кандидатов. | 6 | 3 | 3 | |
4.4 Анализ обучающимися предложенной позиции, нахождение выигрыша. | 6 | 3 | 3 | |
4.5 Анализ обучающимися предложенной позиции и доказательство в игре с сеансером. | 6 | 3 | 3 | |
4.6. Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости | 2 | 1 | 1 | |
5. Анализ типичных положений. | 40 | 20 | 20 | |
5.1 Использование пешечного перевеса на ферзевом фланге. | 8 | 4 | 4 | |
5.2 Использование пешечного перевеса в центре. | 2 | 1 | 1 | |
5.3 Борьба с пешечным перевесом на фланге. | 2 | 1 | 1 | |
5.4 Пешечная цепь. | 2 | 1 | 1 | |
5.5 Атака базы, приводящая к разрушению пешечной цепи. | 2 | 1 | 1 | |
5.6 Качественное пешечное превосходство. | 2 | 1 | 1 | |
5.7 Ограничение подвижности пешек, их блокада. | 2 | 1 | 1 | |
5.8 Пешечная пара «сЗ+с4». | 2 | 1 | 1 | |
5.9 Пешечная пара «сЗ+с4» с активностью фигур на королевском фланге. | 2 | 1 | 1 | |
5.10 Изолированная пешка в центре доски. | 2 | 1 | 1 | |
5.11 План игры против изолированной пешки в центре доски. | 2 | 1 | 1 | |
5.12 План игры с изолированной пешкой и прорывом «d4 - d5». | 2 | 1 | 1 | |
5.13 План игры с атакой на королевском фланге. | 2 | 1 | 1 | |
5.14 «Висячие» пешки и их минусы. | 2 | 1 | 1 | |
5.15 План игры против «висячих) пешек. | 2 | 1 | 1 | |
5.16 План игры с «висячими» пешками. | 2 | 1 | 1 | |
5.17. Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости | 2 | 1 | 1 | |
6. Приобщение обучающихся к самостоятельной аналитической работе. | 22 | 13 | 9 | |
6.1 Организация и контроль за самостоятельным анализом детьми позиций с пешечной формацией. | 10 | 6 | 4 | |
6.2 Организация и контроль за самостоятельным изучением шахматной литературы. | 10 | 6 | 4 | |
6.3. Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости | 2 | 1 | 1 | |
7. Турниры. Подведение итогов обучения. | 26 | 6 | 20 | |
7.1 Квалификационный турнир по круговой системе | 24 | 5 | 19 | |
7.2. Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости | 2 | 1 | 1 | |
8. Промежуточная аттестация | 2 | 1 | 1 | |
ИТОГО за год: | 216 | 84 | 131 | |
Содержание программы 1 год обучения.
1.Исторический обзор развития шахмат
Теоретический компонент:
Происхождение шахмат. Чатуранга и шатрандж. Распространене шахмат на Востоке, проникновение шахмат в Европу. Реформа шахмат. Шахматные трактаты. Запрет шахмат церковью. Испанские и итальянские шахматисты. Выдающиеся мастера прошлого. Советская школа шахмат. Современные российские и зарубежные шахматисты.
2.Шахматный кодекс. Международная шахматная федерация
ФИДЕ
Теоретический компонент:
Правила игры. Шахматная нотация и термины. Рейтинг ЭЛО. Международная шахматная федерация ФИДЕ.
3.Теоретическая подготовка. Первоначальные понятия
Теоретический компонент:
Физическая культура и спорт в России. Первоначальные сведения. Шахматная доска. Горизонтали и вертикали. Наименование полей.
Практический компонент:
Фигуры и пешки. Начальная позиция. Как ходят фигуры, ладья, взятие. Слон, полная и краткая нотация. Король, шах, мат. Ферзь, конь. Пешки. Рокировка.
4.Практическая подготовка. Судейство и организация соревнований
Теоретический компонент:
Судейство на соревнованиях..
Практический компонент:
Дебют. Миттельшпиль. Эндшпиль.
5.Турниры. Анализ партий
Практический компонент:
Анализ партий и типовых позиций. Турниры, анализ партий.
Содержание программы 2 год обучения.
1.Формирование навыков игры
Теоретический компонент:
Приёмы заграждений. Приёмы отрезания полей. Приёмы стеснения положения.
Практический компонент:
Приёмы перегрузки по защите пунктов. Приёмы связки. Приёмы выигрыша темпа.
2.Формирование комбинационных навыков
Практический компонент:
Ладья. Слон. Ферзь. Конь Пешка. Король.
3.Изучение техники пешечного эндшпиля
Теоретический компонент:
Оппозиция. Поля соответствия. Правило квадрата. Отдалённая проходная пешка.
Практический компонент:
Игра на поле. Отталкивание «плечом». Прорыв. Пространство. Ферзь потив пешки. Ладья и пешка против ладьи.
4.Изучение дебютов
Теоретический компонент:
Открытые начала. Полуоткрытые начала.
Практический компонент:
Закрытые дебюты.
5.Изучение основ стратегии
Теоретический компонент:
Пешечные слабости. Сдвоенные пешки. Отсталая пешка на полуоткрытой линии. Проходная пешка.
Практический компонент:
Использование открытых и полуоткрытых линий. Борьба за открытую линию. Форпост на открытой и полуоткрытой линии. Атака на короля.
6.Турниры.
Практический компонент:
Турниры по круговой системе с записью партий. Подведение итогов обучения.
Содержание программы 3 год обучения.
1. Анализ пешечной конфигурации и составление плана игры
Теоретический компонент:
Пешечная структура и положение в ней фигур. «Хорошие» и «плохие слоны». Слон сильнее короля. Конь сильнее слона.
Практический компонент:
Разноцветные слоны в миттельшпиле. Выключение фигур соперника из игры.
2. Поиск матовых комбинаций
Практический компонент:
Де ладьи. Ладья и слон. Ладья и конь. Два слона. Два коня. Слон и конь. Ферзь и слон. Ферзь и конь. Три фигуры.
3.Решение проблем центра
Теоретический компонент:
Борьба за создание пешечного центра. Подрыв пешечного центра. Фигуры против пешечного центра.
Практический компонент:
Фигурно-пешечный центр. Роль центра при фланговых операциях.
4.Тренировка техники расчёта
Теоретический компонент:
Обор целесообразных продолжений. Длинный вариант при большом количестве ходов кандидатов.анализ обучающимися предложенной позиции. Нахождение выигрыша.
Практический компонент:
Сеть коротких вариантов при большом количестве ходов кандидатов.
5.Анализ типичных положений
Теоретический компонент:
Использование пешечного перевеса на ферзевом фланге, в центре. Борьба с пешечным перевесом на фланге. Пешечная цепь.
Практический компонент:
Изолированная пешка в центре доски. Игра против «висячих» пешек. Игра с атакой на королевском фланге.
6. Приобщение обучающихся к самостоятельной аналитической
работе
Теоретический компонент:
Организация и контроль за самостоятельным анализом детьми позиций с пешечной формацией. Организация и контроль за самостоятельным изучением шахматной литературы.
7. Турниры. Подведение итогов обучения
Теоретический компонент:
Подведение итогов обучения.
Практический компонент:
Квалифицированный турнир по круговой системе с записью партий.
Условия реализации программы
Обучение проходит в отдельном кабинете, соответствующем нормам САНПИН, оборудованным всем необходимым для работы: столы, стулья, шахматные доски, шахматы, методическая литература.
Работу по программе осуществляет педагог дополнительного образования с высшим педагогическим образованием физкультурно-спортивной направленности, обладающим знаниями и навыками обучения игре в шахматы.
Методическое обеспечение
1-й год обучения
№ п/п | Разделы и темы | Формы занятия | Приемы и методы организации занятий | Методический и дидактический материал | Техническое оснащение |
1 | Исторический обзор развития шахмат. | Беседа, рассказ. | Словесный, наглядный. | Литература,фотоматериал. | Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик. |
2 | Шахматный кодекс. Международная шахматная федерация ФИДЕ. | Беседа, рассказ. | Словесный, наглядный. | Литература,фотоматериал. | Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик. |
3 | Теоретическая подготовка. Первоначальные понятия. | Рассказ, объяснение, практикум. | Словесный, наглядный, практический. | Фотоматериалы, презентация, схемы. | Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик., шахматные доски, шахматы. |
4 | Практическая подготовка. Судейство и организация соревнований. | Рассказ, объяснение, практикум. | Словесный, наглядный, практический. | Фотоматериалы, презентация, схемы. | Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик, шахматные доски, шахматы.. |
5 | Воспитательная работа. Психологическая подготовка. | Рассказ, объяснение, практикум. | Словесный, наглядный, практический. | Фотоматериалы, презентация, схемы. | Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик. |
6 | Турниры. Анализ партий. | Рассказ, объяснение, практикум. | Словесный, наглядный, практический. | Фотоматериалы, презентация, схемы. | Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик, шахматные доски, шахматы. |
Методическое обеспечение
2-й год обучения
№ п/п | Разделы и темы | Формы занятия | Приемы и методы организации занятий | Методический и дидактический материал | Техническое оснащение |
1 | Формирование навыков игры | Беседа, рассказ. | Словесный, наглядный. | Литература, фотоматериал | Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик, шахматные доски, шахматы. |
2 | Формирование комбинационных навыков | Беседа, рассказ. | Словесный, наглядный. | Литература,фотоматериал. | Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик, шахматные доски, шахматы. |
3 | Изучение техники пешечного эндшпиля. | Беседа, рассказ, практикум. | Словесный, наглядный. | Литература,фотоматериал, наглядные схемы. | Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик, шахматные доски, шахматы. |
4 | Изучение дебютов. | Рассказ, объяснение, практикум. | Словесный, наглядный, практический. | Фотоматериалы, презентация, схемы. | Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик., шахматные доски,шахматы. |
5 | Изучение основ стратегии. | Рассказ, объяснение, практикум. | Словесный, наглядный, практический. | Фотоматериалы, презентация, схемы. | Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик, шахматные доски, шашки. |
6 | Турниры. | Рассказ, объяснение, практикум. | Словесный, наглядный, практический. | Фотоматериалы, презентация, схемы. | Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик, шахматные доски, шахматы. |
Методическое обеспечение
3-й год обучения
№ п/п | Разделы и темы | Формы занятия | Приемы и методы организации занятий | Методический и дидактический материал | Техническое оснащение |
1 | Анализ пешечной конфигурации и составление плана игры. | Беседа, рассказ. | Словесный, наглядный. | Литература, фотоматериал | Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик, шахматные доски, шахматы. |
2 | Поиск матовых комбинаций. | Беседа, рассказ. | Словесный, наглядный. | Литература,фотоматериал. | Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик, шахматные доски, шахматы. |
3 | Решение проблем центра. | Беседа, рассказ. | Словесный, наглядный. | Литература,фотоматериал, наглядные схемы. | Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик, шахматные доски, шахматы. |
4 | Тренировка техники расчёта. | Рассказ, объяснение, практикум. | Словесный, наглядный, практический. | Фотоматериалы, презентация, схемы. | Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик, шахматные доски, шахматы. |
5 | Анализ типовых положений. | Рассказ, объяснение, практикум. | Словесный, наглядный, практический. | Фотоматериалы, презентация, схемы. | Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик, шахматные доски, шахматы. |
6 | Приобщение обучающихся к самостоятельной аналитической работе. | Рассказ, объяснение, практикум. | Словесный, наглядный, практический. | Фотоматериалы, презентация, схемы. | Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик, шахматные доски, шахматы. |
7 | Турниры. Подведение итогов обучения. | Рассказ, объяснение, практикум. | Словесный, наглядный, практический. | Фотоматериалы, презентация, схемы. | Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик, шахматные доски, шахматы. |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ШАХМАТЫ
Год обучения | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | Всего недель/ часов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
01.09.-02.09. | 03.09.-9.09. | 10.09.-16.09. | 17.09.-23.09. | 24.09.-30.09 | 01.10.-07.10. | 08.10.-14.10. | 15.10.-21.10. | 22.10.-28.10. | 29.10.-04.11. | 05.11.-11.11. | 12.11.-18.11. | 19.11.-25.11. | 26.11.-02.12. | 03.12.-09.12. | 10.12 .-16.12. | 17.12.-23.12. | 24.12.-30.12. | 31.12.-06.01. | 07.01.-13.01. | 14.01.-20.01. | 21.01.-27.01. | 28.01.-03.02. | 04.02.-10.02. | 11.02.-17.02. | 18.02.-24.02. | 25.02.-03.03. | 04.03.-10.03. | 11.03.-17.03. | 18.03.-24.03. | 25.03.-31.03. | 01.04.-07.04. | 08.04.-14.04. | 15.04.-21.04. | 22.04.-28.04. | 29.04.-05.05. | 06.05.-12.05. | 13.05.-19.05. | 20.05.-26.05. | 27.05.-02.06. | 03.06.-09.06. | 10.06.-16.06. | 17.06.-23.06. | 24.06.-30.06. | 01.07.-07.07. | 08.07.-14.07. | 15.07.-21.07. | 22.07.-28.07. | 29.07.-04.08. | 05.08.-11.08. | 12.08.-18.08. | 19.08.-25.08. | 26.08.-30.08. | 31.08. | |||||
1 | 0 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 2 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 6 | 0 | 0 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 2 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 2 | 4 | 4 | 4 | 36 / 144 |
Условные обозначения:
промежуточная аттестация
ведение занятий по расписанию
каникулярный период
общая нагрузка часов в неделю
Оценочные материалы
Критерии текущего контроля успеваемости, проводимого в форме наблюдения
Низкий уровень – учащийся имеет знания о шахматных фигурах (названия фигур и их свойства, их рациональных перемещениях, расположении и определении горизонтальных и вертикальных линий на шахматной доске, знает, что такое шах и что такое мат, владеет простейшими шахматными комбинациями.
Средний уровень – учащийся имеет знания о различных тактических приемах игры (отвлечения, заграждения и т.п.), владеет комбинационными навыками, использует технику пешечного эндшпиля, технику дебютов (начальные сведения об открытых, полуоткрытых началах, закрытых дебютах).
Высокий уровень – учащийся использует пешечные конфигурации, имеет знания о роли центра в шахматной партии, использует на практике типовые позиции миттельшпиля и эндшпиля, владеет техникой расчета ходов и применяет стратегические приёмы.
Критерии оценок промежуточной аттестации, проводимой в форме контрольных игр.
Высокий уровень - ученик самостоятельно и правильно применяет тактические и стратегические комбинации;
Средний уровень - ученику требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога при применении тактических и стратегических комбинаций;
Низкий уровень - ученик не выполнил технические и тактические комбинации даже после подсказки педагога.
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для педагога:
- Авербах Ю.Л., Котов А.А., Юдович М.М. Шахматная школа. - М.: Физкультуpа и споpт, 1976.
- Гил В.Я. Необычные шахматы. – М.: Астрель, 2002.
- Карахал Ю.И. Шахматы – увлекательная игра. - М.: Знание, 1982.
- Костьев А.Н. Учителю о шахматах. - М,: Физкультура и спорт, 1986.
- Костьев А.Н. Уроки шахмат. - М.: Физкультуpа и споpт, 1994.
- Пан В.Н. Сборник шахматных задач, этюдов, головоломок. - Донецк: 2004.
- Пожарский В.Н., Шахматный учебник – Рязань: 1994.
- Славин И.И. Учебник-задачник шахмат. – Архангельск: тт. 1-7, Правда Севера, 1997- 2000.
- Шахматы, наука, опыт, мастеpство / Под pед. Б.А. Злотника. - М.: Высшая школа, 1990.
- Шахматы. Энциклопедический словаpь. - М.: Советская энциклопедия, 1990.
- Юдович М.М. Занимательные шахматы – М.: «Физкультура и спорт», 1966.
Для учащихся:
- Агафонов А.В. Шах и Мат. Задачи для начинающих. - Казань, Учебное издание. 1994.
- Бретт Н. Как играть в шахматы – М.: Слово, 1999.
- Волчок А.С. Самоучитель тpенажеp шахматиста. - Hиколаев: Мысль, 1991.
- Горенштейн Р.Я. Подарок юному шахматисту. – М.: Синтез, 1994.
- Давыдюк С.И. Hачинающим шахматистам. Упpажнения. Паpтии. Комбинации. - Минск: Полымя, 1994 .
- Иващенко С.Д. Сборник шахматных комбинаций. - Киев, 1986
- Мацукевич А.А. Шахматные правила – М.: Астрель, 2007.
- Нестеров Д.В. Учебник шахматной игры для начинающих. – М.: РиПДЛ-Классик, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по шахматам
Рабочая программа по шахматам...
Рабочая программа кружка: "Шахматы".
Данная программа расчитана на 1год обучения. Программа предусматривает 23 часа занятий в течении года-по 1часу в неделю. Программа может быть легко изменена как по часам занятий в неделю, так и по кол...
Рабочая программа по шахматам
Рабочая программа внеурочной деятельности “Шахматы в школе” предназначена для спортивно-оздоровительной работы с учащимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту.Грамотно поставленный пр...
Рабочая программа кружка «Шахматы»
Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловле...
Рабочая программа по Шахматам
УтверждаюДиректор МБОУ СОШ №1 г. Ак-Довурака имени Тамдын-оол С. С. – Героя Социалистического труда________________Ёнзак Д.Д.«_...
Рабочая программа по шахматам
Рабочая программа по шахматам...
Рабочая программа по шахматам. 1-4 класс
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расш...