Кружки авиамоделирования
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Авторская программа кружков авиамоделирования составлена на основе многолетнего опыта занятиями авиамоделизмом с учётом возрастных и психологических особенностей подрастающего поколения, имеющейся материальной базы, оборудования, имеющейся мастерской.
Постройка летающих моделей – первый шаг в «большую авиацию». Но дети становятся на него задолго до того, как перед ними возникает вопрос о будущей профессии. Для них это, прежде всего, увлекательная игра. Вряд ли моделизм так бы интересовал детей едва ли не с дошкольного возраста потому, что он дает возможность практически познакомиться с элементами авиационной техники, с физическими основами полета. Эти цели понятны взрослым, понятны и старшеклассникам, а детей привлекает не столько познавательная, сколько игровая сторона авиамоделизма, возможность сделать своими руками модель, летающую «совсем как настоящий самолет», запускать ее, то есть играть в авиацию. Не будет преувеличением утверждение о том, что подросток, запустивший в воздух модель самолета, мысленно управляет ею, вернее – настоящим самолетом.
Модель самолёта – это самолёт в миниатюре со всеми его свойствами, с его аэродинамикой, прочностью, конструкцией. Чтобы построить летающую модель, нужны определённые навыки и знания.
В кружках авиамоделирования увлеченно строят модели ребята разного возраста. Модели самолетов изготавливаются от простейших, с применением бумаги и картона, до самых сложных с двигателями. Занимаясь авиамоделированием, школьники приобретают знания по математике, физике, черчению, географии, метеорологии. Ребята учатся работать различными инструментами, что обязательно пригодиться в жизни. Не один знаменитый летчик свой путь начинал с занятий в авиамодельном кружке. Из рядов юных авиамоделистов вышло много талантливых конструкторов и ученых, выдающихся летчиков и космонавтов. Среди них люди, чьими именами гордится вся Россия – Туполев, Антонов (конструкторы); летчики Громов, Покрышкин, Хрюкин.
Авиамоделизм – это синтез спорта и технического творчества, возможно для кого-то - это путь в профессию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1.docx | 21.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР
ДЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВ
Кружки авиамоделирования.
Автор:
Сушинин Роман Олегович
педагог дополнительного образования
СПбГЦДТТ
Авторская программа кружков авиамоделирования составлена на основе многолетнего опыта занятиями авиамоделизмом с учётом возрастных и психологических особенностей подрастающего поколения, имеющейся материальной базы, оборудования, имеющейся мастерской.
Постройка летающих моделей – первый шаг в «большую авиацию». Но дети становятся на него задолго до того, как перед ними возникает вопрос о будущей профессии. Для них это, прежде всего, увлекательная игра. Вряд ли моделизм так бы интересовал детей едва ли не с дошкольного возраста потому, что он дает возможность практически познакомиться с элементами авиационной техники, с физическими основами полета. Эти цели понятны взрослым, понятны и старшеклассникам, а детей привлекает не столько познавательная, сколько игровая сторона авиамоделизма, возможность сделать своими руками модель, летающую «совсем как настоящий самолет», запускать ее, то есть играть в авиацию. Не будет преувеличением утверждение о том, что подросток, запустивший в воздух модель самолета, мысленно управляет ею, вернее – настоящим самолетом.
Модель самолёта – это самолёт в миниатюре со всеми его свойствами, с его аэродинамикой, прочностью, конструкцией. Чтобы построить летающую модель, нужны определённые навыки и знания.
В кружках авиамоделирования увлеченно строят модели ребята разного возраста. Модели самолетов изготавливаются от простейших, с применением бумаги и картона, до самых сложных с двигателями. Занимаясь авиамоделированием, школьники приобретают знания по математике, физике, черчению, географии, метеорологии. Ребята учатся работать различными инструментами, что обязательно пригодиться в жизни. Не один знаменитый летчик свой путь начинал с занятий в авиамодельном кружке. Из рядов юных авиамоделистов вышло много талантливых конструкторов и ученых, выдающихся летчиков и космонавтов. Среди них люди, чьими именами гордится вся Россия – Туполев, Антонов (конструкторы); летчики Громов, Покрышкин, Хрюкин.
Авиамоделизм – это синтез спорта и технического творчества, возможно для кого-то - это путь в профессию.
Цель кружков: создание условий для индивидуального развития творческого потенциала обучающихся через занятия авиамоделированием.
Задачи:
Образовательные:
- развитие технического мышления;
- формирование знаний в области аэродинамики;
- обучение детей использованию в речи правильной технической терминологии, технических понятий и сведений;
- формирование навыков работы с инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
- формирование умения самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления авиамоделей;
- мотивация отношения к обучению как важному и необходимому для личности и общества делу.
Развивающие:
- развитие творческого мышления;
- развитие умений умственного труда (запоминать, анализировать, оценивать и т.д.).
Воспитательные:
- воспитание настойчивости в преодолении трудностей, достижении поставленных задач;
- воспитание аккуратности, дисциплинированности, ответственности за порученное дело;
- приобщение к нормам социальной жизнедеятельности;
- воспитание патриотизма;
Кружки первого и второго годов обучения охватывает круг первоначальных знаний и навыков, необходимых для работы по изготовлению и запуску несложных летающих моделей. На занятиях дети знакомятся с первоначальными сведениями по теории полёта, истории авиации, приобретают трудовые умения.
На третьем году обучения работа расширяет знания по авиационной и модельной технике, по основам аэродинамики и методике проведения несложных технических расчётов.
Основные методы проведения занятий в кружке – практическая работа и соревнования. Ребята закрепляют и углубляют теоретические знания, формируют соответствующие навыки, упражняются в запуске моделей, учатся управлять ими, соревнуются между собой.
Практическая работа в течение всего курса состоит из следующих основных этапов:
- Изготовление чертежей, шаблонов, приспособлений.
- Подбор инструментов и оборудования.
- Заготовка и первоначальная обработка материалов.
- Изготовление моделей по индивидуальным планам.
- Отделка моделей.
- Регулировка и пробные запуски.
- Устранение выявленных недостатков.
- Соревнования по изготовленным моделям.
На начальном этапе преобладает репродуктивный метод, который применяется для изготовления моделей. Изложение теоретического материала и все пояснения даются как одновременно всем членам группы, так и индивидуально. В дальнейшем основным методом становится научно-познавательный метод. При проведении занятий используется также метод консультаций и работы с технической, справочной литературой, пособиями.
По окончании курса ребенок должен знать: правила ТБ; требования к организации рабочего места; чертежные инструменты и приспособления; условные обозначения на чертежах; геометрические фигуры; свойства различных материалов и способы их обработки.
Уметь: правильно обращаться с чертежными инструментами и приспособлениями; увеличивать и уменьшать чертеж; делить окружность на разные части; выполнять различные разметки; вносить изменения в конструкцию моделей; работать с шаблонами, выкройками; выполнять практическую работу самостоятельно (в том числе по чертежу); грамотно использовать в речи техническую терминологию, технические понятия и сведения.
Методические рекомендации
Основной метод проведения занятий в кружке – практическая работа, и ребята всегда справляются с ней, если их ознакомить с порядком её выполнения. Теоретические же сведения подаются обучающимся в форме познавательных бесед небольшой продолжительности (15-20 минут). В процессе таких бесед происходит пополнение словарного запаса ребят специальной терминологией.
Иногда теоретическую работу с кружковцами лучше ограничить пояснениями по ходу процесса. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким, необходимо развивать его исподволь, постепенно, излагая теоретический материал по мере необходимости применения его на практике.
В работе с начинающими моделистами упор следует делать на освоение и отработку основных технологических приёмов изготовления моделей и практических навыков в их регулировке и запуске.
Особое место в программе отводится авиамодельным соревнованиям. Это итог длительной работы каждого моделиста. На соревнованиях проверяется не только качество модели, но и умение использовать все свои знания и силы для достижения успеха. А этому предшествуют учеба и тренировки.
Перед каждым запуском необходимо осмотреть модель, проверить надежность и прочность крепления деталей. Грамотно устранить дефекты полета.
Материалы, специальное оборудование, инструменты и станочное оборудование, необходимое для авиамодельного кружка.
Материалы:
- Древесина: рейки, пластины, бруски различного сечения из сосны, липы, бальзы, граба; фанера строительная толщиной 3; 4; 6; 8; 10; 12 мм; авиационная древесина толщиной 1; 1,5; 2 мм.
- Пенопласт: строительный 50 мм, потолочные панели 3-4 мм.
- Картон цветной, бумага цветная, бумага папиросная, микалентная.
- Плёнки: лавсановая плёнка, термоплёнка разных цветов.
- Металлы: листовая жесть 0,3 мм; дюралюминий 1;1,5;2 мм; свинец; проволока ОВС диаметр 0,3; 0,8; 1; 1,5; 2; 2,5; 3 мм.
- Клеи: ПВА, «Монолит», БФ, эпоксидная смола.
- Краски: DYOLUX разных цветов, растворитель.
- Резина для двигателей.
Специальное оборудование:
- Двигатели авиамодельные с объёмом 1,5; 2,5; 3,5 кубических см.
- Радиоаппаратура авиамодельная.
- Топливо для авиамодельных двигателей.
Инструменты:
- Авиамодельные ножи, стамески.
- Лобзики с пилками, пила по дереву, пила по металлу.
- Рубанок большой, рубанок маленький.
- Молотки: большой, средний, маленький.
- Напильники: плоский, квадратный, полукруглый, круглый, треугольный; набор надфилей.
- Дрель (коловорот), ручные тиски, набор свёрл 0,8-10 мм.
- Линейки, карандаши, ластики.
- Пассатижи, круглогубцы, длинногубцы, бокорезы, тиски, прищепки.
- Наждачная бумага разной зернистости.
- Отвёртки: плоские, крестообразные.
- Штангенциркуль, микрометр.
- Паяльник с паяльными принадлежностями.
- Утюг
Станочное оборудование и приспособления:
- Циркулярная пила.
- Сверлильный станок.
- Точило.
- Токарный станок.
- Компрессор с краскопультом (аэрограф).
- Терморезак.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Авиамоделирование"
Рабочая программа кружка "Авиамоделирование". Ступень обучения (возраст) - 7 – 18 лет. Срок реализации программы –3 года. Количество часов – 576 час...
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ Кружка «Авиамоделирование» Тема: Постройка простейшего планера.
Открытое занятие кружка "Авиамоделирование" для 1-го года обучение по теме: постройка простейшего планера"...
Открытое занятие кружка "Авиамоделирование" педагога дополнительного образования Бортникова Станивлава Валентиновича по теме:"Бумажные планеры"
Занятие для детей первого года обучения...
Открытое занятие кружка "Авиамоделирования" педагога дополнительного образования Бортникова Станислава Валентиновича по теме "Изготовление воздушного русского змея"
Занятие для детей первого года обучения...
Открытое занятие кружка "Авиамоделирования" педагога дополнительного образования Бортникова Станислава Валентиновича по теме "Воздушные змеи"
Для детей первого года обучения...