Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Танцы народов Северного Кавказа» (Хореографический ансамбль «Иверия»)»
рабочая программа
Данная программа базового уровня относится к художественной направленности и предназначена для обучения детей технике исполнения мужских и женских партий северокавказских народных танцев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sev.kavkaz._2018-2019.doc | 168 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ УЧЕБНЫЙ ОКРУГ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования города Москвы
«Центр детского творчества «Свиблово»
129343, Москва, улица Амундсена, дом 14, корп.1
Тел: 8-499-760-01-15 e-mail:sviblovo@edu.mos.ru
факс: 8-499-760-01-17 http:// centrsviblovo.mskobr.ru
ОГРН 1077759314500, ИНН 7716585000, КПП 771601001
Утверждено. Педсовет Протокол №…. От ……… 201…г | Утверждаю. И.о.директора ГБОУДО ЦДТ «Свиблово» _________________Н.А. Герасимова ……….. 201…г |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Танцы народов Северного Кавказа»
(Хореографический ансамбль «Иверия»)»
Автор-составитель программы:
художественный руководитель
Цимакуридзе Г. В.
Уровень программы: базовый
Направленность: художественная
Срок реализации: 2 года
Возраст обучающихся: 9-16 лет
Москва
2018
Хореографический коллектив «Иверия» был создан в Москве в 1957 году. За время своего существования коллектив стал известен не только высоким уровнем хореографического искусства, демонстрируемого на сценах России и ближнего зарубежья, но и как особый поликультурный коллектив, в котором обучаются дети разных национальностей.
Воспитанники коллектива получают знания о традиционной культуре народов Грузии и Северного Кавказа, обучаются основам народной хореографии, развивают в себе умения общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий, понимать и чувствовать как ценности своей культуры, так и ценности других народов мира.
Авторы-составители программы: Художественный руководитель коллектива, Заслуженный работник культуры России, Заслуженный артист Аджарии, Почётный работник Общего образования РФ Цимакуридзе Гиви Вахтангович.
Программу реализует педагоги: Есартия Е.Г., Квеквескири Б.М., Хожава Л., Лодина М.Б., Искеф С.Н.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Детский хореографический ансамбль «Иверия» не только прививает детям любовь к танцевальному искусству Грузии, но и приобщает их к огромному богатству танцевального и музыкального творчества народов Северного Кавказа.
Танцы у народов Северного Кавказа, будучи самым массовым видом искусства, являлись любимым развлечением, и без них не обходилось ни одно общественное или семейное торжество. Зародившись в глубокой древности, хореография народов Северного Кавказа создавалась и оттачивалась веками, вырабатывая множество интересных исполнительских форм и приемов. Труд и быт, условия и образ жизни, героика наездничества и войн, стойкость духа и чувство достоинства, гордость и самообладание - все это отразилось в народных танцах. На Кавказе говорят: - "Станцевать танец - это, как прожить жизнь за несколько минут". В танце молились богам, на языке танца выражали любовь и ненависть, добро и зло, радость и горе.
«Танцы, которые издревле живут в народе, - подлинная энциклопедия жизни. В каком бы далёком краю вы ни оказались, взглянув на танцы народа, вы живо почувствуете склад обитателей этой страны, существо их национального характера. Для меня узнать народ - значит, узнать его танец, рождённый выдумкой, изобретательностью, воображением, разумом народа», - говорил выдающийся чеченский танцор Махмуд Эсамбаев.
Несмотря на то, что кавказские танцы имеют много общего, они все же отличаются национальными особенностями, которые вытекают из характера народа, его уклада жизни и занятий. Северокавказскую хореографию условно можно разделить на подгруппы: карачаево-балкарскую (карачаевцы и балкарцы), дагестанскую (лезгины, лакцы, аварцы, даргины, рутульцы и т.д.), адыгскую (кабардинцы, адыгейцы, черкесы, шапсуги), вайнахскую (чеченцы и ингуши), осетинскую (дигорцы, иронцы, кударцы).
В репертуаре хореографического ансамбля «Иверия» и более взрослого ансамбля «Колхида» широко представлены танцы народов Северного Кавказа: дагестанские, осетинские, аварские, чеченские, кабардинские.
Данная программа базового уровня относится к художественной направленности и предназначена для обучения детей технике исполнения мужских и женских партий северокавказских народных танцев.
Программа модифицированная, составлена на основе имеющихся немногочисленных публикаций по танцам Северного Кавказа и практического опыта, накопленного педагогами «Иверии» за все существование коллектива (см. список литературы).
Программа интегрирована с программами: «Грузинская народная хореография :мальчики (Хореографический ансамбль «Иверия»)» и «Грузинская народная хореография» : девочки (Хореографический ансамбль «Иверия» и «Грузинская народная хореография: постановка танца (Хореографический ансамбль «Иверия»)».
Актуальность программы.
Воспитанники ансамбля «Иверия» являются представителями различных этнических общностей, каждая из которых характеризуется своеобразной культурой и языком. Благодаря этому, в рамках изучения хореографии народов Северного Кавказа, идет формирование не только личности творческой, но и личности со сформированной культурной и этнической идентичностью, высоким уровнем компетентности в рамках межкультурной коммуникации.
В Законе об образовании подчеркивается важность формирования у подрастающего поколения качеств толерантной личности, а также поддержку национальных культур народов, проживающих на территории России, что особенно актуально для Москвы.
Приобщение к танцевальному искусству народов Северного Кавказа поможет обучающимся не только научиться исполнению национальных танцев, но и познакомиться с историей, культурой, традициями его многочисленных народов.
Только глубокое изучение народного танцевального наследия может обеспечить, с одной стороны, дальнейшее развитие искусства народного танца и, с другой стороны, - выявление того ценного, что вкладывает каждый народ через танец в мировую культуру.
Занятия кавказскими танцами позитивно влияют на нравственное и физическое развитие детей: вырабатывается правильная и красивая осанка, внешнему облику придается соразмерность и элегантность. Заметно улучшается координация движений. У них вырабатывается способность концентрации внимания, развивается память, что способствует общему развитию обучающихся. Достигнуть успехов в кавказских танцах невозможно, не имея высокого уровня развития выносливости, гибкости, эстетики движений, координационных способностей.
Педагогическая целесообразность программы.
При внешнем сходстве кавказских танцев техника исполнения движений танцорами в грузинских и северокавказских танцах несколько разная.
В хореографии народов Северного Кавказа важное место занимают танцы на носках (на подвернутых пальцах ног), известных у всех горцев под общим названием «лезгинка», в которых танцор должен уметь сохранить плавность хода и не допустить колебания тела.
В сравнении с исполнением танца на пальцах в классическом направлении, исполнитель-пальцовщик в северокавказском традиционном танце держит равновесие благодаря сильной части ноги - щиколотке. Нога ставится на носок, и только потом на ногу падает нагрузка веса тела. Непозволительно танцевать с согнутыми коленями.
Нaибoлее хaрaктерные движения тaнцевaльнoгo фoльклoрa, например, у oсетин – этo движения нoг, oтличaющиеся мелкoй и филигрaннoй техникoй испoлнения.
В мужской роли наряду с плавными движениями широко используются разнообразные резкие повороты, проходы, прыжки. При этом положение рук подчинено движениям ног, выполняющих роль основного средства выразительности в мужских танцах, а женщина двигается плавно, подражая лебединой стати и грации.
Различия в движениях северокавказских и грузинских танцев обусловили целесообразность разработки данной программы для обучения детей базовой технике исполнения северокавказских танцев.
Возраст 9 -16 лет является сенситивным периодом развития у детей мышечной мускулатуры. Поэтому педагогическая целесообразность обучения детей северокавказским танцам состоит еще и в том, что данный возрастной период является наиболее благоприятным для формирования у детей основных хореографических навыков, правильно развитого костно-мышечного аппарата будущего танцора.
Овладев умениями и навыками исполнения северокавказских танцев в рамках данной программы, обучающиеся могут в дальнейшем продолжить обучение по программе углубленного уровня «Грузинская народная хореография (Хореографический ансамбль «Колхида»).
Отличительные особенности программы (новизна).
К сожалению, программ дополнительного образования в области народной хореографии Северного Кавказа очень мало. В анализируемых образовательных программах («Танцы народов Кавказа», «Национальные танцы») обучение направлено только на освоение грузинской хореографии.
В данной же программе реализуется целостный подход по обучению детей национальным танцам народов, населяющих территорию Северного Кавказа.
В рамках программы обязательно рассматривается культура народов Северного Кавказа, что дает детям возможность понять особенности каждого этноса, войти в образ при исполнении изучаемого танца.
Вторая особенность связана с тем, что некоторые танцевальные движения и связки изучаются через сопоставление с близкими к ним элементами из грузинской народной хореографии, которыми дети овладели, занимаясь по программе «Грузинская народная хореография: мальчики», «Грузинская народная хореография: девочки» (Хореографический ансамбль «Иверия»).
Цель и задачи программы.
Цель программы - развитие компетентности обучающихся в области народной хореографии Северного Кавказа, формирование знаний и практических навыков исполнения северокавказских танцев.
Задачи программы:
Обучающие:
- обучение детей базовой технике исполнения основных танцевальных движений и связок мужских и женских партий танцев народов Северного Кавказа;
- формирование умения отличать технику исполнения северокавказских танцев от танцев народов Грузии;
- обучение умению выразительности в передаче национального колорита через танцевальные движения и пластику;
- знакомство со стилевыми и жанровыми особенностями танцев различных регионов Северного Кавказа;
- знакомство с народными традициями и региональными особенностями хореографической культуры народов Северного Кавказа.
Развивающие:
- развитие у обучающихся силы, выносливости, координации движении, укрепление костно-мышечного аппарата;
- развитие танцевально-исполнительских способностей,
- развитие у них творческого воображения, образного мышления, актерских способностей.
Воспитательные:
- воспитание у мальчиков волевых качеств характера: трудолюбия, выносливости, работоспособности; у девочек женственности; грациозности; скромности.
- воспитание уважения к истории, быту, национальной культуре и искусству народов Северного Кавказа;
- воспитание танцевально-сценической культуры;
- формирование у обучающихся коммуникативных компетенций: социально-адекватных форм поведения, умения работать в коллективе, гражданской и творческой инициативы.
Организация работы
Программа «Танца народов Северного Кавказа (Хореографический ансамбль «Иверия»)» рассчитана на 2 года. Каждый год предполагает 152 часов, реализуемых в течение 38 недель. Количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы – 304.
Категория обучающихся: дети, возраст обучающихся 9-16 лет.
Учебные группы комплектуются по возрастному признаку и приобретенному уровню хореографических навыков.
Принимаются дети без медицинских противопоказаний, обучающиеся по программе «Грузинская народная хореография» (Хореографический ансамбль «Иверия»)», а также дети, чьи навыки и знания соответствуют данному этапу обучения, что устанавливается педагогом или художественным руководителем в ходе индивидуального собеседования.
Обучающимися могут быть не только этнические грузины, но и дети любой национальности, проживающие в Москве.
Количество обучающихся в группе с учетом возрастных особенностей детей и площади хореографических залов составляет от 12 человек.
Режим учебных занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. 1 час занятий включает в себя 45 минут учебного времени.
Занятия проводятся с обязательным 15-минутным перерывом.
При наличии в штате концертмейстеров занятия проводятся в сопровождении клавишных (фортепиано) и ударных (доли – грузинского народного инструмента) инструментов. Допускается проводить занятия под фонограмму, для чего залы должны быть оборудованы специальной аппаратурой.
Форма обучения: групповая.
Основные формы занятий:
- учебные
- контрольные занятия;
- открытые занятия;
- конкурсы.
Планируемые результаты освоения программы.
Первый год обучения
К концу учебного года обучающиеся должны
знать:
- названия изучаемых танцевальных движений;
- мужские и женские движения и связки осетинского танца;
- мужские и жеские движения аварского танца;
- сюжетную основу осетинского танца «Зилга» и «Аварского» танца;
- отличительные особенности осетинского и аварского народного костюма;
уметь:
- освоить «пальцевую технику» исполнения;
- технически грамотно и уверенно исполнять этюды осетинского и аварского танца;
- импровизировать на данную тему;
- сопоставлять отдельные элементы движений северокавказских танцев с аналогичными грузинскими;
- понимать характер и особенности изучаемого танца;
- выполнять отдельные трюковые движения, движения с вращениями;
- правильно пользоваться сценическим костюмом;
- ориентироваться на сценической площадке.
Второй год обучения
К концу второго учебного года обучающиеся должны знать:
- названия изучаемых танцевальных движений;
- мужские и женские движения и связки кистинского танца «Кистури»;
- мужские и женские движения и связки адыгского танца;
- знать разновидности кавказской лезгинки;
- сюжетную основу танцев кистинского, адыгского, лезгинки;
- отличительные особенности кистинского и адыгского народного костюма;
уметь:
- технически грамотно и уверенно исполнять этюды кистинского, адыгского танца, лезгинки;
- уметь импровизировать на данную тему;
- выполнять трюковые движения, движения с вращениями;
- понимать характер и особенности изучаемых танцев;
- правильно пользоваться сценическим костюмом;
- исполнять танец «Кавказская лезгинка»;
- распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок при исполнении «Кавказской лезгинки».
Формы и виды контроля.
Оценка качества реализации данной образовательной программы включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости в течение учебного года могут быть использованы наблюдения, устные опросы, концерты, просмотры, участие обучающихся в окружных и городских фестивалях и конкурсах, позволяющие педагогу учитывать уровень усвоения умений и навыков, уровень физического развития, творческих способностей и личностный рост ребенка.
Промежуточная аттестация проводится 1 раз в полугодие в форме зачетных занятий.
Одной из важнейших оценок творческой деятельности детского коллектива традиционно являются выступления перед зрительным залом. По данной программе предусмотрены первые публичные выступления детей. В конце учебного года традиционно проходит большой концерт творческого коллектива «Иверия».
Формы подведения итогов:
- зачетные занятия (раз в полугодие);
- открытое занятие для родителей (раз в год);
- отчетный концерт по итогам года;
- систематическое участие в районных, окружных, городских конкурсах, фестивалях, концертах, праздничных мероприятиях.
Первый год обучения
Учебно-тематический план
№ п/п | Названия разделов и тем | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Вводное занятие. | 2 | 2 | - | |
2. | Народный тренаж с элементами классического экзерсиса. | 50 | 12 | 38 | Наблюдения, опрос, зачетное занятие |
3. | Постановочная работа: этюды на тему осетинского и дагестанского танцев. | 71 | 16 | 55 | Наблюдения, опрос, просмотры, зачетное занятие, выступления |
4. | Импровизация | 10 | 3 | 8 | Просмотр, оценка |
5. | Культура народов Северного Кавказа: -истоки народного танца; -традиции и обычаи; -народные костюмы. | 8 | 5 | 3 | Опрос |
6. | Концертная деятельность | 6 | - | 6 | Выступления, отчетный концерт |
7. | Итоговое занятие | 4 | 2 | 2 | Итоговая аттестация, зачетное занятие |
Итого часов: | 152 | 40 | 112 |
Примерный календарно-тематический учебный план
№ занятия п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Форма контроля |
1. | Вводное занятие. | - | ||
2. | Классический экзерсис и народный тренаж. Повторение пройденного материала | наблюдение | ||
3. |
| |||
73. | Итоговое занятие | |||
74. | Участие в отчетном концерте | выступление | ||
Всего часов | 152 |
СОДЕРЖАНИЕ
1. Вводное занятие
Организационные вопросы. Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности, правила и традиции коллектива «Иверия», правила поведения на занятиях.
2. Народный тренаж с элементами классического экзерсиса.
Теория: названия изучаемых упражнений, движений классического танца и народной хореографии Северного Кавказа, особенности их исполнения в балете и в народном танце.
Осетинские и дагестанские танцы. Упражнения на отработку движений, характерных для осетинского танца «Зилга» и «Аварского» танца Дагестана.
Сравнительная характеристика изучаемых движений северокавказских народных танцев с движениями грузинской народной хореографии.
Практика:
Классический экзерсис; все упражнения выполняются лицом к станку, либо боком.
1. Экзерсис у станка
1.1. Plies
1.2. Battements tendus
1.3. Battements tendus jetes
1.4. Ronds de jamde par terre из I поз.ног во II поз.ног и из II п.н в I поз.ног
1.5. Grand battements jetes
1.6. Releves — лицом к станку
1.7. Лицом к станку перегибы курпуса
2. Экзерсис на середине
2.1. I, II и III Parts de bras с перегибами корпуса
2.2. Temps leves sutes по I, II и V поз.ног
3. Аллегро.
- Pas echappe.
- В комбинации с temps saute и changements de pied.
Темп выполнения упражнений – средний
Народный тренаж. Отработка движений и их связок.
Мужские и женские движения осетинского характера:
- ход зилга,
- ходы на полупальцах и на носках («пальцевая техника»),
- шаги со скользящим движением с переменным акцентом левой и правой ног;
- характерные «стрелочки», «дорожки», «ковырялочки»,
- пружинящие подскоки с переменным касанием земли «пятка-носок» и правой и левой ног;
- подскоки – «ножницы» с нарочитым выворачиванием пятки;
- переменные прыжки на полупальцах или носках одной ноги.
Мужские и женские движения аварского характера: «ковырялочки» и всевозможные связки.
3. Постановочная работа
Теория. Знакомство детей с танцевальным искусством Северного Кавказа, общими и отличительными чертами. Танцевальная культура Северной Осетии -Алании и Дагестана.
Практика: Изучение мужских и женских движений осетинского характера, связок движений. Постановка этюдов осетинского танца «Зилга». Работа над осанкой, постановкой корпуса, рук, сложных сочетаний движений рук и ног.
Работа над выразительностью, четкостью, точностью исполнения движений.
Танец «Зилга» до сих пор является одним из наиболее популярных у осетин. «Зилга» сходен с лезгинкой, широко распространенной у народов Кавказа. Этот сложный танец требует от исполнителей виртуозной техники, большого мастерства и ловкости. Он отличается большим количеством неожиданных и резких поворотов, требующих от танцоров большого напряжения.
Изучение мужских и женских движений аварского характера, связок движений. Постановка этюда «Аварского» танца Дагестана. Аварский танец очень энергичный и прыгучий.
Работа над характерными движениями и связками, над осанкой, постановкой корпуса, рук. Отработка, наиболее подходящих для детей, партий. Работа над выразительностью, четкостью, точностью исполнения движений.
4. Импровизация
Теория. Термин «импровизация» (в области хореографии импровизация – это умение сразу, т.е. «на ходу» придумывать движения или создавать образ).
Практика. Проявление своих танцевальных возможностей, раскрытие творческого потенциала. Развитие фантазии, воображения, артистизма. Импровизация на тему изученных танцев, умение «вжиться» в предлагаемый образ. Импровизация на тему изученных танцев, где обучающиеся могут попробовать сами придумать связки под музыку, на основе изученных движений.
5. Культура народов Северного Кавказа
Теория. Основные традиции и обычаи народов Северной Осетии -Алании и Дагестана. История хореографического искусства народов Северной Осетии -Алании и Дагестана, традиционные танцы. Знакомство с творчеством национальных народных ансамблей Северной Осетии-Алании и Дагестана. Народный костюм у осетин и дагестанцев. Правила эксплуатации народно-сценического костюма.
Практика. Просмотр видеоматериалов, фотоальбомов, самостоятельные творческие работы (рефераты, презентации, доклады).
6. Концертная деятельность, участие в фестивалях и конкурсах.
Концертная практика. Выступления, концертная деятельность, участие в различных мероприятиях, отчетном концерте, конкурсах и фестивалях хореографической направленности.
7. Итоговое занятие
Проведение контрольных занятий. Оценка освоения детьми программного материала. Проведение открытого урока для родителей.
Второй год обучения
Учебно-тематический план
№ п/п | Названия разделов и тем | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Вводное занятие. | 2 | 2 | - | |
2. | Народный тренаж с элементами классического экзерсиса. | 50 | 12 | 38 | Наблюдения, опрос, зачетное занятие |
3. | Постановочная работа: этюды на тему осетинского и дагестанского танцев. | 70 | 16 | 54 | Наблюдения, опрос, просмотры, зачетное занятие, выступления |
4. | Импровизация | 10 | 2 | 8 | Просмотр, оценка |
5. | Культура народов Северного Кавказа: -истоки народного танца; -традиции и обычаи; -народные костюмы. | 8 | 5 | 3 | Опрос |
6. | Концертная деятельность | 7 | - | 7 | Выступления, отчетный концерт |
7. | Итоговое занятие | 4 | 2 | 2 | Итоговая аттестация, зачетное занятие |
Итого часов: | 152 | 39 | 113 |
Примерный календарно-тематический учебный план
№ занятия п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Форма контроля |
1. | Вводное занятие. | - | ||
2. | Классический экзерсис и народный тренаж. Повторение пройденного материала | наблюдение | ||
3. |
| |||
73. | Итоговое занятие | |||
74. | Участие в отчетном концерте | выступление | ||
Всего часов | 152 |
СОДЕРЖАНИЕ
1. Вводное занятие
Организационные вопросы. Цели и задачи второго года обучения. Инструктаж по технике безопасности, правила и традиции коллектива «Иверия», правила поведения на занятиях.
2. Народный тренаж с элементами классического экзерсиса.
Теория: названия изучаемых упражнений, движений классического танца и народной хореографии Северного Кавказа, особенности их исполнения в балете и в народном танце.
Танцы народностей адыгов и вайнахов. Упражнения на отработку движений, характерных для чеченских и адыгских танцев.
Сравнительная характеристика изучаемых движений северокавказских народных танцев с движениями грузинской народной хореографии.
Практика:
Классический экзерсис; все упражнения выполняются лицом к станку, либо боком.
1. Экзерсис у станка
1.1. Plies
1.2. Battements tendus
1.3. Battements tendus jetes
1.4. Ronds de jamde par terre из I поз.ног во II поз.ног и из II п.н в I поз.ног
1.5. Grand battements jetes
1.6. Releves — лицом к станку
1.7. Лицом к станку перегибы курпуса
2. Экзерсис на середине
2.1. I, II и III Parts de bras с перегибами корпуса
2.2. Temps leves sutes по I, II и V поз.ног
3. Аллегро
- Pas assamble.
- Комбинации изученных прыжков в сочетании с pas assamble.
Темп выполнения упражнений – средний
Изучение народного тренажа. Дополняется тренаж движениями кистинского характера и движениями адыгского характера. Отработка связок движений.
3.Постановочная работа
Постановка этюда кистинского танца «Кистури». Кистины - грузинские чеченцы, живущие в Панкисском ущелье. Для чеченских танцев характерны акробатические и гимнастические компоненты, по сути дела, танцоры состязаются не только в пластике, но и силе, ловкости, мужестве. Чеченский танец отличается большим разнообразием движений, сложностью и большим диапазоном ритма.
Изучение движений кистинского характера, связок движений для танца «Кистури», трюковых элементов.
Практика: работа над характерными движениями и связками. Работа над осанкой, постановкой корпуса, рук. Синхронность исполнения движений, акцент на самобытную манеру исполнения.
Создание обучающимися самостоятельных комбинаций движений.
Постановка этюда Адыгского танца Уджы. Адыгские танцы - быстрые, высокотехничные, отличающиеся особой манерой исполнения с применением приема передвижения на носках. Мужчинам-танцорам присущи резкие перемены корпуса, глубокие наклоны в стороны, выбросы рук с растопыренными пальцами, при виртуозных движениях ног верхняя часть корпуса обычно держится прямо и строго без резких изменений, руки с полусогнутыми пальцами всегда находятся в строго определенных положениях. Девушкам-танцовщицам присущи плавные переходы рук из позиции в позицию, нежный ход на полупальцах, слегка опущенный взгляд в пол, закрытость от мальчика. Уджы (в дословном переводе - «топтаться») являлись, как правило, круговыми танцами, где движение происходило в раз и навсегда установленном направлении.
Практика: Изучение движений адыгского танца Уджы, связок движений, внимание на выразительность и манеру исполнения. Работа над характерными движениями и связками. Работа над осанкой, постановкой корпуса, рук
Постановка танца «Кавказская лезгинка».
Лезгинка - это один из традиционных кавказских танцев. Он является, своего рода, эмблемой, или визитной карточкой любого кавказца. У кабардинцев, осетин, аварцев, чеченцев, ингушей и др. - свои разновидности лезгинки. Лезгинка - очень красивый танец, он выражает душу гордых, свободолюбивых, темпераментных, мужественных народов Кавказа. Мелодия танца динамичная с четким ритмом. Характер танца переходит от степенного к энергичному. Танец сочетает грациозные движения, переходящие к сложным техническим трюкам. Танец танцуется по четко заданному рисунку. В лезгинке юноша как бы имитирует полет орла, движения его скользящие летящие.
Лезгинка – это не просто танец, это эталон статности, красоты и благородства.
Практика: освоение связок движений, характерных для лезгинки. Работа над пластикой, экспрессией, четкостью исполнения поворотов в танце, исполнение акробатических и гимнастических трюков. Особенность данного танца в наличии множества сольных партий, где каждый участник может проявить себя в предложенном педагогом образе.
4. Импровизация
Теория. Термин «импровизация» (в области хореографии импровизация – это умение сразу, т.е. «на ходу» придумывать движения или создавать образ).
Практика. Проявление своих танцевальных возможностей, раскрытие творческого потенциала. Развитие фантазии, воображения, артистизма. Импровизация на тему изученных танцев, умение «вжиться» в предлагаемый образ. Импровизация на тему изученных танцев, где обучающиеся могут попробовать сами придумать связки под музыку, на основе изученных движений.
5. Культура народов Северного Кавказа
Теория. Основные традиции и обычаи народов Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Чечни. История хореографического искусства этих народов. Традиционные танцы народов данных республик. Знакомство с творчеством национальных народных ансамблей Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Чечни. Народный костюм адыгов, чеченцев, кабардинцев. Правила эксплуатации народно-сценического костюма.
Практика. Просмотр видеоматериалов, фотоальбомов, самостоятельные творческие работы (рефераты, презентации, доклады).
6. Концертная деятельность, участие в фестивалях и конкурсах.
Концертная практика. Выступления, концертная деятельность, участие в различных мероприятиях, отчетном концерте, конкурсах и фестивалях хореографической направленности.
7. Итоговое занятие
Проведение контрольных занятий. Оценка освоения детьми программного материала. Проведение открытого урока для родителей.
Методическое обеспечение программы.
На Кавказе традиции исполнения народных танцев передаются из поколения в поколение. Здесь практически с пеленок приучают детей к ритмам гор, к народному танцевальному творчеству. Кавказские мужские танцы очень сложны. В них много сложных технических и исполнительских элементов, которые являются ярким выразительным средством, но не умение их исполнять может привести к травме.
В основе обучения детей северокавказскому народному танцу лежит методика, накопленная большим практическим опытом педагогов «Иверии».
Важнейшим условием должна быть строгая последовательность обучения народному тренажу на фундаменте профессионального обучения основам классического экзерсиса. Эта особенность методики позволяет вести обучение грамотно и ускоренно, улучшить танцевальную подготовку обучающихся.
При изучении основных элементов необходимо требовать от обучающихся согласованного движения ног, рук, корпуса и головы, то есть координации движений. Координация помогает исполнителю обрести свободу, мягкость, пластичность и больше подчеркнуть характер, настроение, манеру и выразительность движений.
Педагог должен обращать особое внимание на осанку детей, на постановку корпуса, головы, рук, ног, выправить ряд физических недостатков (сутулость, искривление позвоночника, косолапость). В процессе тренировки на середине зала должны быть выработаны следующие качества: равновесие, подвижность (гибкость) стопы и корпуса, мягкость и плавность движений, сила мышц, навыки координации движения рук, ног, головы, корпуса.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что обучение детей северокавказским танцам нельзя сводить лишь к развитию только технических способностей. Не менее важно давать детям знания по истории хореографии народов Северного Кавказа, ее видах и жанрах, особенностях «танцевального языка», художественного образа, воспитывать художественный вкус детей, стимулировать их творческую фантазию.
Наряду с народным танцем существует народная пляска – хореографическая импровизация, которая отличается национальным своеобразием и не связана строго установленной последовательностью отдельных элементов, для танцев же характерна более определённая, традиционная схема движений.
Такая импровизация присуща северокавказским танцам, поэтому в данную программу включен раздел «Импровизация».
Для достижения образовательных целей и задач необходимо опираться на следующие принципы:
- постепенность в развитии творческих способностей детей;
- систематичность и регулярность занятий;
- строгая последовательность в овладении специальной лексикой, изучением движений и техническими приемами их исполнения.
Ведущими методами обучения являются:
- словесный (объяснение, разбор, анализ);
- наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков, танцевальных коллективов);
- практический (освоение основных умений и навыков, связанных с постановочной этюдной работой, осуществляется поиск художественного и технического решения);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);
- индивидуальный подход к каждому обучающемуся с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Отбор танцевального материала должен осуществляться с учетом возрастных, физических особенностей обучающихся.
Для детей и родителей имеется накопленный большой методический материал, представленный Интернет-ресурсом (записями на CD-носителях юбилейных концертов ансамбля «Иверия»), видеофильмами с выступлениями известных грузинских хореографических коллективов.
Воспитанники всегда могут ознакомится с танцевальным творчеством народов Грузии на видеохостинге YouTube, на портале также выложены и выступления хореографического коллектива «Иверия».
Музыкальный материал комплектуется каждым педагогом самостоятельно и хранится на флеш-носителе, который может быть передан воспитанникам и родителям для отработки изученного материала.
В хореографическом ансамбле «Иверия» создан музей истории коллектива, где представлены материалы не только по истории коллектива, но и по развитию грузинского танца в последние десятилетия.
Материально-техническое обеспечение программы
- Специально оборудованные хореографические залы (станки, зеркала, помещение для переодевания).
- Наличие технических средств обучения (DVD проигрыватель, магнитофон, видео, диски).
- Наличие специальной формы для занятий.
- Обеспечение занятий музыкальным сопровождением (фортепьяно, доли).
- Наличие методической литературы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Аджиев А.М. Многообразие и единство в фольклоре народов Северного Кавказа. – Махачкала: 1985.
- Алироев И.Ю. Язык, история и культура вайнахов. – Грозный: Чеч-Инг. изд. - полигр. об-ние "Книга", 1990.
- Аствацатурян Э.Г. Оружие народов Кавказа. – СПб: «Атлант», 2004.
- Барышникова Т. Азбука хореографии - М.: «Айрес-пресс», 2000.
- Башкович Н. История хореографии всех веков и народов. - М.: ЮНИТИ, 2002
- Башни Северного Кавказа (символизация пространства в домостроительном творчестве горцев) - Владикавказ: Проект-Пресс, 1997.
- Бешкок М.М. «Танцевальная культура адыгов с древнейших времен до наших дней». - Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2000.
- Грикурова Л. Осетинские танцы. - Орджоникидзе: «Северо-Осетинское книжное издательство», 1961.
- Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала; Учеб. Пособие для студ. Вузов культуры и искускуств. – М.: Гуман.изд.центр ВЛАДОС, 2003.
- Кудаев М.Ч. Древние танцы балкарцев и карачаевцев. – Нальчик: Эльбрус, 2005.
- Лопухов А., Ширяев А., Бочаров А. Основы характерного танца. - М.: «Лань», 2010.
- Студенецкая, Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа. XVIII-XX вв. - М.: Наука,1989.
- Умаханова, А.М. Хореографическое искусство народов Дагестана: Генезис, традиции, формы выразительности / Отв. ред. К.И. Абуков /. - Махачкала, 2004;
Приложение 1
Структура занятий
Система обучения народным танцам Северного Кавказа предполагает организацию и проведение занятий по установленной структуре в определенной последовательности.
Каждое занятие состоит из шести частей, исключение составляют –зачетное и открытое занятие.
I часть. Организационная.
Задача: Настроить воспитанников на занятие. Проверить присутствующих по журналу. Установить индивидуальный контакт с детьми. Провести краткую беседу (информацию) познавательного характера.
II часть. Вводная.
Задача: Разминка. Постепенное введение воспитанников в работу. Разогрев главным образом, нижних конечностей и подготовка организма к упражнениям с большей физической нагрузкой.
III часть. Общеподготовительная.
Задача: Сконцентрировать внимание обучающихся и сосредоточить усилия на физической нагрузке. Подготовка всех частей тела к выполнению и изучению движений, используемых в основной части. Манера и выразительность движений. Формирование осанки, совершенствование походки.
IV часть. Основная.
Задача: Педагогическая проработка основных танцевальных движений и ходов. Развитие координации движений. Обратить внимание на технику и манеру исполнения движений. Постановка характерных этюдов, отработка определенных танцевальных связок.
V часть. Дополнительная.
Задача: Обучение технически трудным и силовым движениям. Закрепление пройденного материала. Импровизация.
Составление самостоятельных разнохарактерных этюдов.
VI часть. Заключительная.
Задача: Постепенный переход к движениям с меньшей физической нагрузкой. Подведение итогов занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Грузинская народная хореография: девочки» (Хореографический ансамбль «Иверия»). 2017 г.
Данная программа художественной направленности, является логическим продолжением программы ознакомительного уровня «Азы грузинской народной хореографии». Она относится к базовому уровню и ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Грузинская народная хореография: девочки» (Хореографический ансамбль «Иверия»)
Данная программа художественной направленности, относится к базовому уровню и предназначена для обучения девочек (девушек) основам грузинской народной хореографии....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Грузинская народная хореография: мальчики» (Хореографический ансамбль «Иверия»)
Данная программа художественной направленности, являясь логическим продолжением ознакомительной программы «Азы грузинской народной хореографии» относится к базовому уровню и предназначена ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Танцы народов Северного Кавказа» (Хореографический ансамбль «Иверия»)»
Данная программа базового уровня относится к художественной направленности и предназначена для обучения детей технике исполнения мужских и женских партий северокавказс...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Грузинская народная хореография: мальчики (Хореографический ансамбль «Колхида»)»
Программа «Грузинская народная хореография: мальчики (Хореографический ансамбль «Колхида») относится к художественной направленности, она направлена...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Грузинская народная хореография: девочки (Хореографический ансамбль «Колхида»)»
В основе данной программы лежит программа «Грузинский народный танец», разработанная Д.Джавришвили, а также более чем полувековой опыт творческий и педагогический опыт хореографическ...
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы классического танца» для адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области хореографического искусства «Азбука танца»
Программа учебного предмета «Основы классического танца» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности пр...