Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Грузинская народная хореография: мальчики» (Хореографический ансамбль «Иверия»)
рабочая программа

Ходжава Линдер Александрович

Данная программа художественной направленности, являясь логическим продолжением ознакомительной программы «Азы грузинской народной хореографии» относится к базовому уровню и предназначена для обучения мальчиков основам грузинской народной хореографии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gnh_malchiki_2018-2019_38_ned.doc249 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ УЧЕБНЫЙ ОКРУГ

                 Государственное бюджетное образовательное учреждение

             дополнительного образования города Москвы

              «Центр детского творчества «Свиблово»

129343, Москва, улица Амундсена, дом 14, корп.1                              

Тел:   8-499-760-01-15                                                                                      e-mail:sviblovo@edu.mos.ru

факс: 8-499-760-01-17                                                                                   http:// centrsviblovo.mskobr.ru 

ОГРН  1077759314500,   ИНН 7716585000,   КПП 771601001

Утверждено.

Педсовет

Протокол №….

От ……… 201…г

Утверждаю.

И.о.директора ГБОУДО ЦДТ «Свиблово»

_________________Н.А. Герасимова

……….. 201…г

Дополнительная общеобразовательная

 общеразвивающая программа

«Грузинская народная хореография: мальчики»

(Хореографический ансамбль «Иверия»)

Авторы-составитель программы:

художественный руководитель

Цимакуридзе Г. В.,

Уровень программы: базовый

Направленность: художественная

Срок реализации: 3 года

Возраст обучающихся: 8 - 18 лет

  Москва

2018

Хореографический коллектив «Иверия» был создан в Москве в 1957 году. За время своего существования коллектив стал известен не только высоким уровнем хореографического искусства, демонстрируемого на сценах России и ближнего зарубежья, но и как особый поликультурный коллектив, в котором обучаются дети разных национальностей.

Воспитанники коллектива получают знания о традиционной культуре народов Грузии и Северного Кавказа, обучаются основам народной хореографии, развивают в себе умения общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий, понимать и чувствовать как ценности своей культуры, так и ценности других народов мира.

       Автор-составитель программы: Художественный руководитель  коллектива, Заслуженный работник культуры России, Заслуженный артист Аджарии, Почётный работник Общего образования РФ Цимакуридзе Гиви Вахтангович.

        Программу реализуют педагоги: 

 Ходжава Л.А., Есартия Е.Г.,  Квеквескири Б.М.,  Тедеев Л.Ш.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.   

        Данная программа художественной направленности, являясь логическим продолжением ознакомительной программы «Азы грузинской народной хореографии» относится к базовому уровню и предназначена для обучения мальчиков основам грузинской народной хореографии.

         Программа - модифицированная, в её основе лежит учебное пособие грузинского педагога и балетмейстера Джавришвили Д.Л. «Грузинские народные танцы», а также более чем полувековой творческий и педагогический опыт хореографического коллектива  «Иверия».

Содержание программы тесно связано  с программой «Грузинская народная хореография: постановка танца (Хореографический ансамбль «Иверия»)».

           Информационная основа данной программы во многом повторяет программу обучения грузинскому народному танцу девочек, потому что единой  концепцией  этих двух программ является изучение грузинской народной хореографии, базирующейся на изучении основных движений грузинского танца. Различие между программами состоит в методических подходах преподавания,  в обучении технике исполнения мужских и женских движений, которые четко отражены в содержании программ.

Актуальность программы

       Актуальность  программы обусловлена следующими факторами:

- востребованностью танцевальной деятельности детьми и подростками, чьи родители по преимуществу являются выходцами из Закавказья и Северного Кавказа, или определенным образом связаны с этими регионами. Для народов Кавказа танец традиционно считается важной частью жизни. Поэтому многие мальчики (юноши), имеющие «кавказские» корни, хотят овладеть им в совершенстве;

- занятия по данной программе способствует гармоническому, эстетическому, нравственному воспитанию обучающихся, приобщению  к многонациональной культуре, удовлетворению их творческих потребностей, и потребности к самовыражению;

- занятия грузинской народной хореографией  развивают физические данные мальчиков, укрепляют мышцы и опорно-двигательный аппарат, позволяют устранять дефекты осанки, положительно влияют на психическое состояние, внешний вид и настроение человека, повышают общий жизненный тонус.

       Хореографический коллектив «Иверия» — коллектив многонациональный, в котором занимаются дети - представители различных этнических общностей, каждая из которых характеризуется своеобразной культурой и языком. В процессе обучения по программе у обучающихся формируются навыки взаимодействия друг с другом, воспитываются качества  толерантной личности, так необходимые в современном глобальном мире.

Педагогическая целесообразность программы

       Педагогическая целесообразность в реализации данной программы состоит в том, что обучение и воспитание обучающихся должно учитывать особенности мужественного начала у мальчиков и женственного - у девочек.  Это вызвано разными темпами физиологического развития мальчиков и девочек, спецификой мужского и женского танцев.

Одной из выразительных особенностей грузинского народного танца является яркий контраст в исполнении женских и мужских танцев. Женский и мужской танцы отличаются по своему исполнительскому стилю, приемам. Поэтому в хореографическом ансамбле «Иверия» обучение грузинской народной хореографии девочек и мальчиков проходит раздельно, в течение всего периода реализации программы, учитывая  существующие различия в психофизиологических особенностях развития мальчиков и девочек.

        Существует ряд специфических (мужских и женских) различий в основных положениях, технике и манере исполнения движений. Особенным техническим разнообразием отличаются мужские танцы, требующие от исполнителя высокого мастерства, сноровки и ловкости. Педагогический процесс при таком подходе будет иметь различный стиль, различный тон, различную направленность.

        Занятия по грузинской народной хореографии для мальчиков направлены на укрепление костно-мышечного аппарата, улучшение координации, развитие быстроты, физической и силовой выносливости, собранности, формирование гордой осанки, воспитание выдержки, смелости; развитие чувства ритма, красоты движений.

        Отличительные особенности программы

        При анализе огромного банка программ дополнительного образования, нам не удалось найти программы по грузинскому народному танцу (список некоторых программ представлен в списке литературы). Существует немало программ по народной хореографии, но в них не ставится аспект конкретно на грузинскую народную хореографию. Изучение грузинского танца в них представлено как ознакомительный, небольшой блок.

        В анализируемых образовательных программах, если и говорится о необходимости раздельного обучения мальчиков и девочек (программы «Школы-студии при Государственном академическом ансамбле народного танца имени Игоря Моисеева»,  Ансамбля песни и пляски им. В.С. Локтева), то содержание дается общее с указанием изучения отдельных движений для мальчиков. Содержание же данной программы направлено исключительно на обучение мальчиков (юношей) грузинской народной хореографии.

        Ещё одна особенность программы — уникальная педагогическая технология, сформированная за многие годы обучения детей в коллективе и реализующая целостных подход по обучению мальчиков грузинскому народному танцу:

          1. Обязательным компонентом изучения народного танца является тренаж, выстроенный на единых базовых элементах грузинской хореографии и дополненный элементами в характере заданных танцах;

         2.  В рамках программы параллельно рассматривается культура народов, проживающих на территории Грузии, что дает детям не только более полные и глубокие знания в  области народной хореографии, но и знакомит с разнообразием традиций и обычаев, присущих этим народностям;

3. Существует единая система традиций и правил поведения на занятиях  ансамбля «Иверия», относящаяся ко всем обучающимся без исключения: единая форма одежды для воспитанников (у мальчиков - футболка и черные трико, репетиционная обувь – чешки, у каждой группы свой цвет футболок); соблюдение позиции «первый» и «двойной»,  задающей порядок расположения детей в зале во время объявлений информации; приветствия и прощания;

       4. Полученная сумма знаний, умений и навыков на занятиях классического и народного тренажа, закрепляется в учебной танцевально-сценической практике, входящей  составной частью в предмет грузинского народного танца.

В рамках данной программы осуществляется постановка двух-трех мужских танцев на основе изученных движений. Параллельно  обучающимся предлагается  программа «Грузинская народная хореография: постановка танца (Хореографический ансамбль «Иверия»)», направленная на совместные групповые занятия девочек и мальчиков, на овладение ими концертного репертуара ансамбля «Иверия».

Цель и задачи программы

        Цель программы – развитие у мальчиков танцевально-исполнительских способностей, изучение техники исполнения мужских партий в грузинских народных танцах, воспитание мужской танцевально-сценической культуры.

Задачи программы:

Обучающие:

  1. обучение технике исполнения основных танцевальных движений и связок мужских партий  грузинской народной хореографии: горский, аджарский и гурийский танцы;
  2. обучение умению выразительности в передаче национального колорита через танцевальные движения и пластику;
  3. обучение исполнительским навыкам мужских партий грузинской народной хореографии;
  4. изучение   народных   традиций   и   региональных   особенностей хореографической культуры Грузии: Аджария, Гурия, горские районы;
  5. знакомство со стилевыми и жанровыми особенностями танцев различных регионов Грузии.

Развивающие:

  • развитие танцевально-музыкальных способностей: чувства ритма, музыкального  слуха, музыкальной и хореографической памяти; умения чувствовать стилевые особенности хореографических произведений;
  • развитие природных данных: мышц, связок, подвижности суставов, гибкости, прыжка, выработка гордой осанки;
  • развитие физической и силовой выносливости, координации, особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, естественной грации;
  • развитие исполнительских навыков у мальчиков в различных видах грузинского народного танца;
  • развитие образного творческого  мышления;
  • развитие артистизма;
  • развитие навыков социального поведения, коммуникативных компетенций.

Воспитательные:

  • приобщение обучающихся к ценностям мировой культуры и искусства;
  • воспитание толерантного отношения к культуре и традициям разных народов;
  • воспитание уважения к истории, быту, национальной культуре и искусству народов Грузии;
  • воспитание культуры выступления и взаимодействия между собой на сцене, и за кулисами;
  • воспитание понимания красоты художественного образа;
  • воспитание волевых качеств характера: трудолюбия, работоспособности, выдержки, смелости; стремления к самосовершенствованию, умения преодолевать неудачи и воспринимать собственные достижения.

Организация работы

       Программа «Грузинская народная хореография: мальчики (Хореографический ансамбль «Иверия»)» рассчитана на 3 года. Каждый год предполагает 114 часов, реализуемых в течение 38 недель. Количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы – 342.

Категория обучающихся: мальчики, возраст обучающихся  8 - 18 лет.      

Учебные группы комплектуются по возрастному признаку и приобретенному уровню хореографических навыков.

Принимаются дети без медицинских противопоказаний, прошедшие обучение по программе «Азы грузинской народной хореографии», а также дети, чьи навыки и знания соответствуют данному этапу обучения, что устанавливается педагогом или художественным руководителем.

Обучающимися могут быть не только этнические грузины, но и дети любой национальности, проживающие в Москве.

Количество обучающихся в группе с учетом возрастных особенностей детей и площади хореографических залов составляет от 12  человек.

Режим учебных занятий: занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу. 1 час занятий включает в себя 45 минут учебного времени.

Возможны варианты проведения занятий:

  • 2 занятия в неделю по 1,5 академических часа каждое;
  • 2 занятия в неделю: 1 занятие — 2 академических часа, второе занятие -1 академический час.
  • 3 занятия в неделю по 1 академическому часу.

Занятия проводятся с обязательным 15-минутным перерывом.

При наличии в штате концертмейстеров занятия проводятся в сопровождении клавишных (фортепиано) и ударных (доли – грузинского народного инструмента) инструментов. Допускается проводить занятия под фонограмму, для чего залы должны быть оборудованы специальной аппаратурой.

        Форма обучения: групповая.

Основные формы занятий:

  • учебные
  • контрольные занятия;
  • открытые занятия;
  • конкурсы.

Планируемые результаты освоения программы:

Первый год обучения

К концу учебного года обучающиеся должны

 знать:

  • названия движений изучаемого народного танца;
  • особенности постановки  корпуса, ног, рук, головы;
  • мужские движения и связки  мтиульского (горского) танца;
  • мужские движения  аджарского танца;
  • отличительные особенности народных аджарского и горского костюмов;
  • планировку танцевальной площадки.        

уметь:

  • уверенно исполнять мужские движения мтиульского (горского) характера;
  • технически грамотно исполнять этюд аджарского танца;
  • исполнять горский танец;
  • правильно пользоваться сценическим костюмом;
  • ориентироваться на сценической площадке.

Второй год обучения

К концу учебного года обучающиеся должны

знать:

  • мужские движения и связки  аджарского  танца;
  • мужские  движения и связки гурийского танца;
  • историю возникновения народных грузинских танцев: аджарского и гурийского;
  • понятие «импровизация».

уметь:

  • технически грамотно исполнять аджарский танец «Гандагана»;
  • танцевать изученные танцы сольно и в группе;
  • передавать национальный колорит танца через движения и пластику;
  • правильно пользоваться сценическим костюмом.

Третий год обучения

К концу учебного года обучающиеся должны

знать:

  • правила исполнения движений танца «Парца»;
  • отличительные особенности народных гурийских костюмов;
  • правила поведения на разных сценических площадках;
  • основы использования сценического грима.

уметь:

  • технически грамотно  исполнять мужскую партию гурийского танца;
  • свободно исполнять сольные номера, включенные в изученные танцы;
  • импровизировать на заданную тему изучаемых танцев;
  • распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок при исполнении грузинского народного танца.

                Обучающиеся должны демонстрировать:

  • толерантное отношение к культуре и традициям разных народов;
  • уважение к истории, быту, национальной культуре и искусству народов Грузии;
  • высокую культуру выступления и взаимодействия между собой на сцене, и за кулисами;
  • понимание красоты художественных образов танца;
  • волевые качества характера: трудолюбие, работоспособность, выдержку, смелость; стремление к самосовершенствованию, умения преодолевать неудачи и правильно воспринимать собственные достижения.

 

Содержание программы

Первый год обучения

Учебно-тематический план

№ п/п

Названия разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации/контроля

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

-

2.

Классический экзерсис и народный тренаж.

60

10

50

Наблюдения, опрос, зачетное занятие

3.

Танцевально-сценическая практика:

- изучение движений;

- этюды, композиции;

- элементы сценографии;

-актерское мастерство,

-сценический костюм

42

10

32

Наблюдения, опрос, просмотры,  зачетное занятие, выступления

4.

Концертная деятельность, участие в фестивалях и конкурсах.

9

-

9

Выступления, отчетный концерт

5.

Итоговое занятие

2

-

2

-

             Итого часов:

114

21

93

СОДЕРЖАНИЕ

1. Вводное занятие

        Теория (1 час). Организационные вопросы: Знакомство с вновь пришедшими воспитанниками. Знакомство детей с целями и задачами программы на год. Правила техники безопасности, правила и традиции коллектива «Иверия»,  правила поведения на занятиях.

2. Классический экзерсис и народный тренаж.

        Теория (10 часов). Названия изучаемых упражнений, движений классического танца и грузинской народной грузинской хореографии, особенности их исполнения в балете и в народном танце. Упражнения на отработку движений, характерных для народного грузинского танца, отработка связок движений.

        Практика (50 часов):

Классический экзерсис. Упражнения выполняются лицом к станку, либо боком.

Экзерсис у станка:

1.1. Demi- plies по I, П и V  поз.ног

1.2. Grand-plies  по I, П и V поз.ног

1.3. Battements tendus  по V поз.ног(крестом) — вперёд, в сторону, назад, в             сторону

1.4. Battements tendus jetes по V поз.ног — крестом

1.5. Releves по I и П поз.ног

Экзерсис на середине

2.1. Постановка корпуса — aplomb

2.2. Позиции ног и рук. Упражнения для рук

2.3. Подготовительное и I port de bras

2.4. Позы, положение корпуса по точкам зала в enface, epaulement сrosse и efface

       Темп выполнения упражнений — медленный и средний  

Народный тренаж.

Мужские ходы и движения мтиульского характера:

  • «Цинсвла криала» в мтиульском характере.
  • «Укусвла»
  • «Кочлура»
  • «Глусуна»
  • «Ртуала» на полупальцах
  • Ход перекат — 3 «криала»
  • «Сада мухлура»

Мужские ходы и движения аджарского характера:

  • Аджарский приставной ход на полупальцах
  • «Сасвено»
  • Движения для рук: переход из 2-ой позиции во 2-ую приемом «чагреха»
  • Движения  для рук «сартави»
  • Аджарская «мухлура»

3. Танцевально-сценическая практика:

         На занятиях, связанных с танцевально-сценической практикой,  осуществляется знакомство с музыкальным материалом того или иного танца, изучение танцевальных движений, соединение движений в танцевальные композиции, разводка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах, образах, отработка поставленного танцевального номера.

Теория (8 часов). Знакомство с этнографическими районами Грузии – Гурией и Аджарией, их танцевальным искусством. История возникновения изучаемых танцев, демонстрация мтиульского и аджарского танцев (просмотр видеоматериалов), их тематическое содержание, музыкальное сопровождение.

Понятие «линия» и правила сохранении линий в танце, демонстрация педагогом движений и связок танцев. 

Знакомство с горским и аджарским народным костюмом,  названия элементов аджарского костюма (чокура, кабалаха). Названия элементов костюма мтиульского танца. Обязательный элемент костюма - кинжал с ремнем, головной убор папаха.

Правила эксплуатации концертного костюма.  

          Знание терминов сценической площадки (задник сцены, боковые кулисы, авансцена, рампа). Правила поведения на сцене, умение ориентироваться на сцене.

Практика (34 часа). Изучение мужских движений мтиульского и аджарского танцев. Постановка этюда мужской партии аджарского танца,  работа над гурийским танцем «Мтиулури».

         Отработка движений и их связок, характерных для мтиульского танца. Педагог обращает внимание на технику исполнения, выразительность и манеру исполнения танца, четкое соблюдение рисунка.  Работа над осанкой, постановкой корпуса, рук.

       Отрабатываются основные движения ног: основной аджарский ход, приставные шаги на полной стопе, шаги на полупальцах сасвено, переходы, повороты, связки. Изучение движений рук: сартави, чагреха, характерные положения рук, переходы из одного положения в другое. Пластика и характерная манера исполнения.

        Выполнение упражнений актерского мастерства на развитие творческого воображения, внимания и наблюдательности.

4. Концертная деятельность, участие в фестивалях и конкурсах.

        Концертная практика (6 часов). Выступления, концертная деятельность, участие в различных мероприятиях, конкурсах и фестивалях хореографической направленности.

5. Итоговое занятие

        Проведение контрольных занятий (2 часа). Диагностика усвоения детьми   программного материала. Участие в отчетном концерте коллектива в конце учебного года или проведение открытого урока для родителей.

Примерный календарно-тематический учебный план

занятия

п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Форма контроля

1.

Вводное занятие.

-

2.

Классический  экзерсис и народный тренаж. Повторение пройденного материала

наблюдение

3.

Классический экзерсис. Народный тренаж.

Свлеби. Цинсвла криала в мтиульском характере.

наблюдение

73.

Итоговое занятие

74.

Участие в отчетном концерте

выступление

Всего часов

114

Второй год обучения

Учебно-тематический план

№ п/п

Названия разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации/контроля

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

-

2.

Классический экзерсис и народный тренаж.

60

10

50

Наблюдения, опрос, зачетное занятие

3.

Танцевально-сценическая практика:

- изучение движений;

- этюды, композиции;

- элементы сценографии;

-актерское мастерство,

-сценический костюм

41

9

32

Наблюдения, опрос, просмотры,  зачетное занятие, выступления

4.

Концертная деятельность, участие в фестивалях и конкурсах.

10

-

10

Выступления, отчетный концерт

5.

Итоговое занятие

2

-

2

-

             Итого часов:

114

20

94

СОДЕРЖАНИЕ

1. Вводное занятие

        Теория (1 час). Организационные вопросы: Знакомство детей с целями и задачами программы на год. Правила техники безопасности, правила и традиции коллектива «Иверия»,  правила поведения на занятиях.

2. Классический экзерсис и народный тренаж.

        Теория (10 часов). Названия изучаемых во второй год обучения упражнений, движений классического танца и грузинской народной грузинской хореографии, особенности их исполнения в балете и в народном танце. Упражнения на отработку движений, характерных для народного грузинского танца, отработка связок движений.

        Практика (50 часов)

Классический экзерсис. Повторяются все изученные движения экзерсиса в различных сочетаниях.  Новые движения вводятся постепенно. Упражнения выполняются лицом к станку, либо боком.

1. Экзерсис у станка

1.1. Plie

1.2. Battements tendus

1.3. Battements tendus jetes

1.4. Grand battements jetes

1.5. Releves – лицом к станку по I, П и V  поз.ног

1.6. Перегибы корпуса лицом к станку.

2. Экзерсис на середине

2.1.  Ports de bras I  и П

2.2.  Temps leve sautes по I и П поз.ног

Темп  выполнения упражнений -  медленный и средний

Народный тренаж. К раннее изученным движениям добавляются новые движения.

Мужские движения аджарского танца:

  • «ацкепила свла»
  • «мухл модрекит свла»
  • «гасмура»
  • «кусл чакврит»
  • «кусл-цер свла»
  • «мидгмита свла»

Мужские движения гурийского танца:

  • «мухлура» для гурийского танца
  • «чадждома»
  • положение рук «двойной»
  • ход «креала» на двойном
  • комбинация по квадрату

         3. Танцевально-сценическая практика:

        Начинается работа над композицией аджарского танца «Гандагана». Работа над этюдом танца «Парца», самого известного гурийского танца.  

         Теория (8 часов). Просмотр видеоматериалов  исполнения танца «Гандагана» и «Парца» известными грузинскими хореографическими коллективами. История происхождения танца, тема танца, его возможные разновидности. Рисунок танца. Связки движений.

Знакомство с разновидностями мужского горского и аджарского народного костюма. Подготовка костюма к концертным номерам. Положения рук в мужских танцах в зависимости от особенностей национального костюма (положение руки на кинжале, подведение руки к «газырям»).

         Виды сценических площадок, особенности выступления на разных сценических площадках. Точки на сцене, точки на линиях и танцорах, ориентиры, схемы рисунков танца.

         Практика (34 часа). Изучение движений танцев «Гандагана» и «Парца». Освоение связок движений, характерных для аджарского танца. Работа над энергичностью и темпераментом ходов. Отработка группового танца «Гандагана».

        Отработка движений и наэрти гурийского танца «Парца» под музыку и под счет, работа над групповым исполнением танцевального этюда.

          Упражнения актерского мастерства на развитие творческих и актерских способностей обучающихся, пониманию танцевального образа.    

        4. Концертная деятельность, участие в фестивалях и конкурсах.

         Концертная практика (6 часов). Выступления, концертная деятельность, участие в различных мероприятиях, конкурсах и фестивалях хореографической направленности.

5. Итоговое занятие

        Проведение контрольных занятий (2 часа). Диагностика усвоения детьми   программного материала. Участие в отчетном концерте коллектива в конце учебного года или проведение открытого урока для родителей.

Примерный календарно-тематический учебный план

занятия

п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Форма контроля

1.

Вводное занятие.

-

2.

Классический  экзерсис и народный тренаж. Повторение пройденного материала

наблюдение

3.

Классический  экзерсис и народный тренаж. Беседа об Аджарии. Основные ходы и движения.

наблюдение

опрос

73.

Итоговое занятие

-

74.

Участие в отчетном концерте

выступление

Всего часов

114

Третий год обучения

Учебно-тематический план

№ п/п

Названия разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации/контроля

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

2

2

-

-

2.

Классический экзерсис и народный тренаж

53

5

48

Наблюдения, опрос, зачетное занятие

3.

Танцевально-сценическая практика:

- изучение движений;

- этюды, композиции;

- элементы сценографии;

- импровизация

-актерское мастерство,

-сценический костюм

45

5

40

Наблюдения, опрос, просмотры,  зачетное занятие, выступления

4.

Концертная деятельность участие в фестивалях и конкурсах

12

-

12

Выступления, отчетный концерт

5.

Итоговое занятие

2

-

2

-

             Итого часов:

111

12

102

СОДЕРЖАНИЕ

1. Вводное занятие

        Теория (1 час). Организационные вопросы: знакомство детей с целями и задачами программы на год. Правила техники безопасности, правила и традиции коллектива «Иверия»,  правила поведения на занятиях.

2. Классический экзерсис и народный тренаж

        Теория (6 часов). Названия изучаемых в третий год обучения упражнений, движений классического танца и грузинской народной грузинской хореографии, особенности их исполнения в балете и в народном танце. Упражнения на отработку движений, характерных для народного грузинского танца, отработка связок движений.

Практика (48 часов)

Классический экзерсис. Изучение движения экзерсиса в различных сочетаниях. Новые движения вводятся постепенно. Упражнения выполняются лицом к станку, либо боком.

1. Экзерсис у станка

1.1.  Plies

1.2. Battements tendus

1.3. Battements tendus jetes

1.4. Ronds de jamde par terre из I поз.ног во II поз.ног и из II п.н в I  поз.ног

1.5. Grand battements jetes

1.6. Releves — лицом к станку

1.7. Лицом к станку перегибы курпуса

2. Экзерсис на середине 

2.1. I, II и III Parts de bras  с перегибами корпуса

2.2. Temps leves sutes по I, II и V поз.ног

Темп выполнения упражнений - средний

        Народный тренаж. К раннее изученным движениям добавляются новые движения. Отработка мужских движений, характерных для народного грузинского танца, а также отработка связок движений.

Мужские движения горского и аджарского характера:

  • «чадждомити»
  • «мухлура свла»
  • «гамбиджит свла»
  • «алванури свла»
  • «шесасвели»
  • «чдомсасвено»
  • «чокмалура»
  • «букнбрунеби»
  • «парула»
  • «гасмула с прыжком»
  • «кабулетури»
  • «кабулетура чакварили»

Мужские движения гурийского танца:

  • «мухл мокецвит свла»
  • «терп-чакврит свла»
  • «букнурасвла».

3. Танцевально-сценическая практика

        Осуществляется работа над композицией танца «Парца».  Кроме этого, изучаются и отрабатываются ходы и движения дворцового грузинского танца «Давлури» / «Картули».

         Теория (6 часов). Демонстрация танцев «Парца», «Давлури» / «Картули»,  (просмотр видеоматериалов). История их происхождения, правила  исполнения.

         Развод рисунка, виды рисунков в танце, движения и связки. Постановка хореографических задач перед воспитанниками.

                  Подготовка костюма к концертным номерам, правила ухода за костюмом. Роль грима в создании танцевального образа. Правила нанесения грима.
        Сценическая площадка. Виды линии, точки зала, точки концертной группы, фиксация по точкам и линиям зала, фиксация по точкам и линии группы, различия и правила.

         Понятие «импровизации» в танцевальном искусстве.

        Практика (40 часов). Изучение движений и связок гурийского характера. Отработка движений и связок гурийского характера. Отработка движений  и  связок, характерных для мужского танца. Синхронность исполнения движений, акцент на манеру, постановку корпуса, рук. Умение исполнять движения в хороводе (на «двойном»).

        Работа над характерными движениями и связками танца ««Давлури» / «Картули». Работа над осанкой, постановкой корпуса, рук. Внимание на выразительность, манеру исполнения.  

        Упражнения актерского мастерства на развитие воображения, артистизма.        Импровизация на тему изученных танцев под горскую, аджарскую, гурийскую и современную музыку.  

Раскрытие творческого потенциала обучающихся через задание, в котором они могут попробовать сами придумать связки под музыку, на основе изученных движений.

4. Концертная деятельность, участие в фестивалях и конкурсах.

         Концертная практика (8 часов). Выступления, концертная деятельность, участие в различных мероприятиях, конкурсах и фестивалях хореографической направленности.

5. Итоговое занятие

        Проведение контрольных занятий (2 часа).  Диагностика усвоения обучающимися программного материала. Участие в отчетном концерте коллектива в конце учебного года или проведение открытого урока для родителей (законных представителей) обучающихся.

Примерный календарно-тематический учебный план

занятия

п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Форма контроля

1.

Вводное занятие.

-

2.

Классический  экзерсис и народный тренаж. Повторение пройденного материала

наблюдение

3.

4.

Классический  экзерсис и народный тренаж. Основные ходы и движения  танца «Парца».

наблюдение

73.

Итоговое занятие

-

74.

Участие в отчетном концерте

выступление

Всего часов

111

Формы и виды контроля

       Оценка качества реализации данной образовательной программы включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. 

       В качестве средств текущего контроля успеваемости в течение учебного года могут быть использованы наблюдения, устные опросы, концерты, просмотры, участие обучающихся в окружных и  городских фестивалях и конкурсах, позволяющие педагогу учитывать уровень усвоения умений и навыков, уровень физического  развития,  творческих способностей и личностный рост ребенка.

       Промежуточная аттестация проводится 1 раз в полугодие в форме  зачетных занятий.

Одной из  важнейших оценок  творческой деятельности детского коллектива традиционно являются выступления  перед зрительным залом. По данной программе предусмотрены первые публичные выступления детей. В конце учебного года традиционно проходит большой концерт творческого коллектива «Иверия».

        Формы подведения итогов:

  • зачетные занятия (раз в полугодие);
  • открытое занятие для родителей (раз в год);
  • отчетный концерт по итогам года;
  • систематическое участие в районных, окружных, городских конкурсах, фестивалях, концертах, праздничных мероприятиях.

Критерии и показатели оценки освоения образовательной программы «Грузинская народная хореография: мальчики (хореографический ансамбль «Иверия»)» художественный руководитель Цимакуридзе Г.В.

        Используются при проведении итоговой аттестации обучающихся в качестве оценочного материала.

Расшифровка критерия

Высокий

Средний

Низкий

Технический навык:

  • Физические характеристики: осанка, выворотность, растяжка, высота подъема, мышечная сила;
  • Техника выполнения движений;
  • Музыкальный слух, чувство ритма;
  • Пространственная координация движений.

8- 10

5-7

1-4

Выполнение творческого задания

  • Понимание замысла поставленной хореографической задачи;
  • Артистизм;
  • Знание и понимание характера разных народных стилей.

8- 10

5-7

1-4

Выполнение итоговых заданий:

  • Участие в концертах;
  • Участие в открытых уроках;
  • Участие в фестивалях;
  • Участие в конкурсах.

8- 10

5-7

1-4

Коммуникативность:

  • Умение работать в группе;
  • Общение со сверстниками;
  • Взаимодействие с педагогом;
  • Свобода импровизации;
  • Толерантность

8- 10

5-7

1-4

Самоорганизация:

  • Самостоятельно готовится к занятию;
  • Внешний вид, соответствующий форме группы;
  • Культура поведения на сцене и за кулисами

8- 10

5-7

1-4

Социальная активность:

  • Проявляет активность в деятельности коллектива;
  • Интерес к новым знаниям, народному фольклору;
  • Потребность в творческой самореализации через хореографическое искусство.

8- 10

5-7

1-4

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

      В основе обучения мальчиков грузинскому народному танцу лежит профессиональная методика, без которой обучающиеся не смогут получить необходимые навыки. В мужских танцах движения более жесткие, крепкие, переходы выполняются более резко, четко, определенно, с точной фиксацией.

Особое внимание уделяется постановке корпуса, положению головы, спины, работе рук. В мужском танце корпус строго подтянут, ему присуща гордая осанка. Корпус исполнителя может резко менять положение. Наиболее резкие движения корпуса свойственны гурийскому и горному танцам.

        Для достижения образовательных целей и задач необходимо опираться на следующие принципы:

  • постепенность в развитии творческих способностей детей;
  • систематичность и регулярность занятий;
  • строгая последовательность в овладении специальной лексикой, изучением движений и техническими приемами их исполнения.

Ведущими методами обучения являются:

  • словесный (объяснение, разбор, анализ);
  • наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего  движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков, танцевальных коллективов);
  • практический  (освоение основных умений и навыков, связанных с танцевально-постановочной работой, осуществляется поиск художественного и технического решения);
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);
  • индивидуальный подход к каждому обучающемуся с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

Отбор танцевального материала должен осуществляться с учетом возрастных, физических особенностей обучающихся.

Для детей и родителей имеется накопленный большой методический материал, представленный Интернет-ресурсом (записями на CD-носителях юбилейных концертов ансамбля «Иверия»),  видеофильмами  с выступлениями известных грузинских хореографических коллективов.

         Воспитанники всегда могут ознакомится с танцевальным творчеством народов Грузии  на видеохостинге YouTube, на портале также выложены и выступления хореографического коллектива «Иверия».

Музыкальный материал комплектуется каждым педагогом самостоятельно и хранится на флеш-носителе, который может быть передан воспитанникам и родителям для отработки изученного материала.

В хореографическом ансамбле «Иверия» создан музей истории коллектива, где представлены материалы не только по истории коллектива, но и  по развитию грузинского танца в последние десятилетия.

Система обучения грузинскому народному танцу в «Иверии» предполагает организацию и проведение  занятий по установленной структуре в определенной последовательности.

Структура занятий

Каждое занятие состоит из шести частей, исключение составляют  генеральная репетиция, зачетное и открытое занятие.  

I часть. Организационная.

Задача: Настроить воспитанников на занятие. Проверить присутствующих по журналу. Установить индивидуальный контакт с детьми. Провести краткую беседу (информацию) познавательного характера.

II часть. Вводная.

Задача: Разминка. Постепенное введение воспитанников в работу. Разогрев главным образом, нижних конечностей и подготовка организма к упражнениям с большей физической нагрузкой.

III часть. Общеподготовительная.

Задача: Сконцентрировать внимание обучающихся и сосредоточить усилия на физической нагрузке. Подготовка всех частей тела к выполнению и изучению движений, используемых в основной части. Манера и выразительность движений. Формирование осанки, совершенствование походки.

IV часть. Основная.

Задача: Педагогическая проработка основных танцевальных движений и ходов. Развитие координации движений. Обратить внимание на технику и манеру исполнения движений. Постановка характерных этюдов (горский,  гурийский, аджарский), отработка определенных танцевальных связок, на 3 и 4 годах обучения возможна уже работа над постановкой целого танца.

V часть.  Дополнительная.

Задача: Обучение технически трудным и силовым движениям. Закрепление пройденного материала. Обучение более усложненных движений. Импровизация. Составление самостоятельных разнохарактерных этюдов.

VI часть. Заключительная.

Задача: Постепенный переход к движениям с меньшей физической нагрузкой. Подведение итогов. Обучение технически трудным и силовым движениям.

Условия реализации программы

       Для успешной реализации данной программы необходимо иметь:

кадровый ресурс:

  • педагоги дополнительного образования по грузинской народной хореографии;
  • концертмейстеры (пианисты и долисты);
  • костюмер.

материально-технический ресурс:

  • специально оборудованные хореографические залы (станки, зеркала, помещение для переодевания);
  • музыкальные инструменты (фортепьяно, доли) для музыкального сопровождения занятий;
  • технические средства обучения (DVD проигрыватель, магнитофон, видеоаппаратуру, диски);
  • специальная форма для занятий;
  • костюмы для концертных номеров.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

В течение более десятка лет в Российской Федерации не выпускается литература по грузинской народной хореографии на русском языке. Поэтому для составления и реализации программы по грузинской народной хореографии нами использовалась современная литература на грузинском языке изданная в Грузии. Следует отметить, что три четверти педагогического коллектива «Иверии» свободно владеют грузинским языком.

  1. Алешкина Т.Н., Кареева  И.В., Ковылова Е.Н. Примерная программа «Народно-сценический танец» - М.: «УМЦ РОСКИ», 2014.
  2. Барышникова Т. Азбука хореографии — М.: «Айрес-пресс», 2000.
  3. Бахтиярова Н.В. Народно-сценический танец. Дополнительная образовательная адаптированная программа. 10–14 лет [Электронный ресурс]. – URL: festival.1september.ru.
  4. Бейган Л. Грим: практическое руководство. - М.: «Искусство», 1997.
  5. Борзов А.А. Народно-сценический танец. – М.: Московская академия образования Н.Нестеровой, РАТИ-ГИТИС, 2008.
  6. Гварамадзе Л. Грузинский танцевальный фольклор - Тбилиси: «Хеловнеба», 1987.
  7. Джавришвили Д. Грузинские народные танцы. - Тбилиси: «Ганатлеба», 1975.
  8. Егорова М.И., Берко Д.Ю. Дополнительная общеобразовательная программа «Хореография репертуарная»/методическое пособие для образовательных учреждений. – М.: ИД ООО «Витязь-М», 2014.
  9. Зацепина К., Климова А., Толстая Н., Фампанянц Е. Народно-сценический танец. — М.: «Просвещение», 1996.
  10. Иванова Л.А. Рабочая программа по народному танцу // nsportal.ru
  11. Колесов Д., Хрипкова А. Гигиена и здоровье. — М. «Просвещение», 1984.
  12. Лопухов А., Ширяев А., Бочаров А. Основы характерного танца  - М.: «Лань», 2010.
  13. Мымрина А.М., Полещук Л.Н. Программа «Народно-сценический танец» [Электронный ресурс]. – URL: dshiraduga.ucoz.ru
  14. Сборник материалов городской научно-практической конференции «Личностное развитие воспитанников в системе дополнительного художественно-эстетического образования детей»  — М.: «Радость», 2011.
  15. Татарадзе А. Пять грузинских танцев. – Тбилиси: Хеловнеба, 1982.
  16. Чеккети Г. Полный учебник классического танца. — М.: АСТ, 2007.
  17. Этнокультурное образование в Москве. Выпуск 11 / Под редакцией Л. Курнешовой. — М.: Центр «Школьная книга», 2004.
  18. ბარამიძე ბარამი. ქურთული ხალხი და კლასიკური ქორეოგრაფია. თბილისი: გამომცემლობა «ციცინათელა», 2016 .
  19. დვალიშვილი უკა. ქურთული კეკვა. თბილისი: გამამუმლემობა «კოდნა», 2015 .
  20. უთმელიძე თენგიზი. ქართველი სვივი სვიმინშიტავიზმი: გამონმალიბაობა «ქორეოგრაფული სოზოგადების მეტეოტური ცენტრი». თბილისი, 2015 .
  21. ვანიშვილი რევაზ. ქართველი სკივიდები სადიდებელი. თბილისი: გამამუმლემობა «კოდნა», 2014 .

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Грузинская народная хореография: девочки» (Хореографический ансамбль «Иверия»). 2017 г.

Данная программа художественной направленности, является логическим продолжением программы ознакомительного уровня «Азы грузинской народной хореографии». Она относится к базовому уровню и ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Грузинская народная хореография: девочки» (Хореографический ансамбль «Иверия»)

Данная программа художественной направленности,  относится к базовому уровню и предназначена для обучения девочек (девушек) основам грузинской народной хореографии....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Танцы народов Северного Кавказа» (Хореографический ансамбль «Иверия»)»

     Данная программа базового уровня относится к художественной направленности и предназначена  для обучения детей технике исполнения мужских и женских партий северокавказс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Грузинская народная хореография: мальчики (Хореографический ансамбль «Колхида»)»

       Программа «Грузинская народная хореография: мальчики (Хореографический ансамбль «Колхида») относится к художественной направленности, она направлена...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Грузинская народная хореография: девочки (Хореографический ансамбль «Колхида»)»

В основе данной программы лежит программа «Грузинский народный танец», разработанная Д.Джавришвили,  а также более чем полувековой опыт творческий и педагогический опыт хореографическ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Грузинская народная хореография: постановка танца» (Хореографический ансамбль «Иверия»)

Танец. Именно в нем лучше всего раскрывается душа народа. Данная программа по постановке танца ориентирована на практическую деятельность и направлена на приобретение обучающимися умений и навыко...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Грузинская народная хореография: девочки (Ансамбль "Колхидари"). 2022 г.

Данная программа относится к художественной направленности. Она является программой базового уровня, предоставляет широкие возможности обучения основам грузинского танцевального искусства, дает в...