Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Танец души. Путь к сцене»
рабочая программа
Данная программа относится к художественной направленности, является модифицированной, относится к программам ознакомительного уровня. Программа создана на основе методики Д. Джавришвили по обучению грузинской народной хореографии с учетом более полувекового опыта преподавания хореографии коллективом «Иверия».
В настоящее время все большую актуальность приобретает работа со взрослым населением, работа по организации их досуга, а также предоставлению образовательных услуг по общему развитию личности. Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности человека. Это совокупность различных видов занятий, осуществляемых в свободное время, в результате которых происходит развитие личностных качеств, удовлетворяются духовные потребности, физические и другие социальные значимые потребности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iveriya_ou_tanets_dushi.put_k_stsene_38_ned.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА МОСКВЫ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «СВИБЛОВО»
________________________________________________________________
Принята на заседании педагогического совета ГБОУДО ЦДТ «Свиблово» от «___»________________20___г. Протокол № __________________ | УТВЕРЖДАЮ Исполняющий обязанности директора ГБОУДО ЦДТ «Свиблово» __________________ Н.А. Герасимова «___»_____________________20__ г. |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Танец души. Путь к сцене»
Направленность программы: художественная
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: 16-60 лет
Срок реализации программы: 9 месяцев
Автор-составитель программы:
Искеф Сандра Набильевна
По программе работает
Педагог дополнительного образования
Искеф Сандра Набильевна
Москва - 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа относится к художественной направленности, является модифицированной, относится к программам ознакомительного уровня. Программа создана на основе методики Д. Джавришвили по обучению грузинской народной хореографии с учетом более полувекового опыта преподавания хореографии коллективом «Иверия».
В настоящее время все большую актуальность приобретает работа со взрослым населением, работа по организации их досуга, а также предоставлению образовательных услуг по общему развитию личности. Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности человека. Это совокупность различных видов занятий, осуществляемых в свободное время, в результате которых происходит развитие личностных качеств, удовлетворяются духовные потребности, физические и другие социальные значимые потребности.
Удовлетворенность своим досугом, его полноценность являются важнейшими индикаторами социального самочувствия, серьезно влияют на мировосприятие.
Танцевальные группы всегда были одной из популярных форм проведения досуга, это объединение людей, имеющих общность интересов в сфере творчества, основной деятельностью которого является овладение определенными навыками и применение их в жизни. Заниматься в такие группы участники приходят на добровольной основе, выбирая себе занятие по душе. Здесь важны свобода общения и доступность предлагаемого материала.
Учитывая основное направление нашего коллектива — грузинская народная хореография, данная программа позволяет людям раскрыть свои способности через грузинский танец, знакомит с искусством и культурой Грузии.
Стоит также отметить, что эта программа помогает в решении задачи по привлечению родителей детей к участию в деятельности коллектива, а также центра в общем. Работа с родителями, безусловно, является одной из наиболее важных направлений при работе с детьми, как в сфере общего образования, так и в сфере дополнительного. Ничто так не объединяет детей и родителей, как общие интересы. И данная программа нацелена на привлечение родителей, обучающихся у нас детей, учитывая их многочисленные просьбы. Наши педагоги настраивают родителей на активное участие в жизни коллектива: привлекают их к проблемам воспитания детей в центре, вовлекают каждого родителя в педагогический процесс, тем самым создавая из родителей коллектив единомышленников.
Таким образом, мы решаем сразу несколько важных задач: создаем сплоченный коллектив педагогов, детей и родителей и организуем досуг взрослого населения.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы.
Актуальность программы состоит в нескольких факторах. Как уже отмечалось, в современном мире растет спрос на общеобразовательные программы для взрослого населения. Возрастает заинтересованность в особой организации досуга взрослых людей, который сопровождается познавательным и личностным развитием. Встает вопрос о создании оптимальных условий для гармоничного развития личности, активного проведения досуга. Удовлетворенность своим досугом, его полноценность являются важнейшими индикаторами социального самочувствия, серьезно влияют на мировосприятие человека.
Вместе ни у кого не вызывает сомнение вопрос о пользе танцевальных занятий для любого возраста. Как известно, танцы способствуют укреплению здоровья, повышают физическую выносливость, развивают всё тело. Кроме этого, танцы способствуют снятию эмоционального напряжения, путем выражения различных чувств и эмоций через движение, улучшают настроение и помогают справляться с различными стрессовыми ситуациями. Обучение грузинским народным танцам вовлекает людей в изучение другой культуры, формирует интерес к изучению других народов.
Учитывая специфику образовательной деятельности коллектива, спрос на получения образовательных услуг со стороны взрослого населения, была разработана данная программа по обучению грузинской народной хореографии людей старше 16 лет.
Новизна данной программы заключается в том, что программа разработана специально для обучения взрослых людей, у которых уже есть небольшой опыт обучения хореографии. Им предлагается к изучению новый более сложный материал с последующей постановкой танцевального этюда. При этом в программу включены как элементы классического станка, так и народно-сценический тренаж для общего укрепления мышц и связок, необходимых для танцев.
Цель программы — воспитание ценностей здорового образа жизни, развитие танцевально-творческих способностей по средствам обучения техники грузинских народных танцев.
Содержание данной программы ориентировано на решение следующих задач:
Обучающие:
- овладения грузинской хореографической культурой;
- обучение техники исполнения движений в грузинской народной хореографии;
- изучение культуры народов Грузии: особенности быта, природы, культурных ценностей;
- выработка стиля и манеры исполнения народного грузинского танца.
Развивающие:
- развитие силы, выносливости, координации движении;
- укрепление костно-мышечного аппарата;
- развитие творческого воображения, образного мышления;
- развитие художественного вкуса;
- развитие творческих способностей;
- развитие умения ориентироваться в пространстве хореографического зала;
- развитие музыкально-танцевальных способностей на основе природных задатков и особенностей, совершенствование музыкальности, художественной выразительности исполнения и артистизма.
Воспитательные:
- формирование эмоциональной отзывчивости на музыку;
- формирование межкультурной компетенции и толерантности;
- формирование умения чувствовать и воспринимать ценности мировой культуры, культуры традиционных народов;
- воспитание культуры здорового образа жизни.
Организация работы:
Данная программа является ускоренной и осваивается за 9 месяцев. Предназначена для освоения элементов грузинской народной хореографии и нацелена на удовлетворение индивидуальных, культурных, духовных и образовательных потребностей, на возможность реализоваться в данной области. Программа предполагает проведение занятий с людьми разного уровня подготовленности и способностей.
Возраст обучающихся от 16 лет. Все желающие набираются без специального отбора. Группы комплектуются по гендерному признаку.
Необходимым условием для зачисления является наличие медицинской справки от врача об отсутствии противопоказаний к занятиям.
Количество обучающихся в группе от 8 до 25 человек.
Режим занятий
Обучение проводится в форме групповых занятий. Продолжительность одного занятия 1 час, второго 2 часа. В неделю проводится 2 занятия. Всего программа рассчитана на 108 часов. Занятия проводятся под фонограмму. Содержание каждого занятия определяется конкретной задачей.
Формы занятий:
- учебные групповые занятия;
- беседа;
- вечер отдыха.
Методы обучения:
- показ;
- словесное (образное) объяснение;
- сравнение;
- повторение.
Ведущим методам обучения является:
- демонстрация формируемых навыков (практический показ);
- объяснение методики исполнения движения;
- демонстрация иллюстраций(видеоматериалы).
Структура занятий.
Структурная особенность программы заключается в блочно-тематическом планировании содержании каждого занятия.
Система обучения грузинскому народному танцу, предполагает организацию и проведение занятий по установленной структуре в определенной последовательности. Каждое занятие состоит из шести частей, исключение составляют – итоговое занятие.
I часть. Вводная.
Задача: Разминка. Постепенное введение обучающихся в работу. Разогрев главным образом, нижних конечностей и подготовка организма к упражнениям с большей физической нагрузкой.
II часть. Общеподготовительная.
Задача: Сконцентрировать внимание обучающихся и сосредоточить усилия на физической нагрузке. Подготовка всех частей тела к выполнению и изучению движений, используемых в основной части. Манера и выразительность движений. Формирование осанки, совершенствование походки. Классический экзерсис, а также отработка базовых элементов, характерных для грузинских танцев.
III часть. Основная.
Задача: Педагогическая проработка основных танцевальных движений и ходов. Развитие координации движений. Обратить внимание на технику и манеру исполнения движений. Отработка определенных танцевальных движений. Изучение некоторых связок грузинских танцев.
IV часть. Дополнительная.
Задача: Обучение технически трудным и силовым движениям. Закрепление пройденного материала. Партерная гимнастика для развития и укрепления мышц и связок.
V часть. Заключительная.
Задача: Постепенный переход к движениям с меньшей физической нагрузкой. Подведение итогов занятия.
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Задачи: продолжение знакомства с танцевальным искусством Грузии, освоение основных базовых движений и их связок грузинской народной хореографии, знакомства с танцевальным искусством народов Северного Кавказа.
№ п/п | Темы | Количество часов | |||
теория | практика | всего | |||
Вводное занятие | 1 | - | 1 | ||
Общеразвивающие упражнения, упражнения у станка | 1 | 14 | 15 | Выполнение нормативов. Наблюдение | |
Партерная гимнастика. | 1 | 12 | 13 | Выполнение нормативов. Наблюдение | |
Танцы горных районов Грузии | 1 | 14 | 15 | Правильность постановки | |
Танцы Аджарии | 1 | 12 | 13 | Наблюдение, опрос | |
Танец Рачули | 1 | 12 | 13 | Наблюдение, опрос | |
Танцы Абхазии | 1 | 12 | 13 | Наблюдение, опрос | |
Танцы народов Северного Кавказа | 1 | 12 | 13 | Наблюдение, опрос | |
Искусство импровизации. | 1 | 10 | 11 | Соревнование | |
Итоговые занятия. | - | 1 | 1 | ||
Итого: | 9 | 99 | 108 |
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Вводное занятие:
Постановка целей и задач на год, повторение пройденного за прошлый год материала.
2. Общеразвивающие упражнения, упражнения у станка.
Тренировочные упражнения на общую физическую подготовку.
3. Партерная гимнастика.
Упражнения для растяжки и укрепления мышц.
4. Танцы горных районов Грузии.
Знакомство с характерными движениями, манерой исполнения хевсурского, мтиульского, тушинского, сванского танцев
5. Танцы Аджарии
Характерные движения, манера исполнения танцев Гандагана, Лазури.
6. Танец Рачули
Характерные движения и наэрти (связки), манера исполнения танца Рачули.
7. Танцы Абхазии
Характерные движения и наэрти (связки), манера исполнения абхазских танцев: свадебного, крестьянского.
8. Танцы народов Северного Кавказа
Характерные движения и наэрти (связки), манера исполнения осетинского, дагестанского, убыхского, адыгского танцев
9. Искусство импровизации:
Исполнение импровизации на основе изученных движений в характере предлагаемой музыки.
10. Итоговое занятие:
Проведение итогового занятия в форме вечера отдыха с небольшим концертом и импровизацией.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ.
К концу года обучающиеся должны знать:
- названия изученных движений;
- движения и связки, характерные для различных этнографических районов Грузии и Северного Кавказа: Аджарии, Абхазии, Рачули, горных районов Грузии.
К концу года обучающиеся должны уметь:
- разложить и исполнить изученные движения;
- исполнить связки движений, пройденных танцев;
- исполнить наэрти (связки) из танцев;
- различать движения, характерные для различных этнографических районов Грузии и Северного Кавказа, а также музыку этих районов
- исполнить импровизацию на тему изученных танцев.
Методическое обеспечение.
Дидактический материал представлен в виде методических рекомендаций, стендов, представленных в центре. Учащиеся всегда могут ознакомится на видеохостинге YouTube с видеозаписями концертных выступлений грузинских и российских хореографических коллективов, также на портале выложены и выступления хореографического коллектива «Иверия».
К сожалению, на русском языке конкретно литературы по грузинской народной хореографии нет, единственная книга издана в 1974 год Джавришвили Д.Д. Грузинская народная хореография. У педагогов имеются распечатки, брошюры, с которыми могут ознакомится учащиеся, есть также переводы с грузинских книг. Обучающиеся, знающие грузинский язык могут свободно воспользоваться данной литературой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Барышникова А. — «Азбука хореографии». М. «Айрес-пресс», 2000.
- Бубновский С.М. Секреты суставов или 20 незаменимых упражнений: М., 2004
- Гварамадзе Н. «Грузинский танцевальный фольклор. Т. «Хеловнеба», 1987.
- Джавришвили Д — «Грузинские народные танцы» - Изд-во «Ганатлеба», 1975.
- Колесов Д., Хрипкова А. — «Гигиена и здоровье». М. «Просвещение», 1984.
- Костровицкая В., А. Писарев – «Школа классического танца». Л. «Искусство» - 1976
- Лопухов А, А. Ширяев, А. Бочаров — «Основы характерного танца». М. «Лань», 2010.
- Нельсон А., Юко К. Анатомия упражнений на растяжку / А.Нельсон, Ю.Кокконен; пер. с англ. С.Э. Борич. - Мн.: "Попурри", 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Танец души»
Данная программа относится к художественной направленности, является модифицированной, относится к программам ознакомительного уровня. Программа создана на основе методики Д. Джавришвили по обучению г...
Дополнительная общеобразовательная(общеразвивающая) программа «Комплекс ГТО- путь к здоровью»
Всероссийский физкультурно – спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) устанавливает государственные требования к физической подготовленности граждан Российско...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Современный эстрадный танец» Уровень освоения программы: базовый (II-III ступень)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Современный эстрадный танец» направлена на воспитание и развитие у детей танцевальной техники и имеет художественно-эстетическ...
Методическая разработка. Рабочая программа 4 года обучения к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Классический танец»
Задачи данной программы:Образовательные-Обучение классическому танцу-Формирование интереса к хореографическому искусству, раскрытие его многообразия и красоты-Стремление привить учащимся умение слышат...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Танец на эстраде» (базовый уровень)
Данная образовательная программа «Танец на эстраде» является адаптированной для студентов профессионального образования, составлена на основе ранее разработанной дополнительной...
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей с ОВЗ и инвалидностью (с задержкой психического развития) «Театральная сцена»
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей с ОВЗ и инвалидностью (с задержкой психического развития) «Театральная сцена»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Танец души». 2022 г.
Данная программа художественной направленности ознакомительного уровня реализации рассчитана на 10 месяцев обучения взрослых в возрасте от 18 до 65 лет. Программа позволяет людям раскрыть свои способн...