Настольная дидактическая игра "Улица полна неожиданностей"
методическая разработка (5 класс)
Как показывает практика, и у младших школьников, и у пятиклассников есть пробелы в знаниях правил безопасного поведения. Да, на уроках окружающего мира и ОБЖ школьники получают эти знания, но, как известно, урок несёт в себе долю авторитаризма. А вот через игру, наглядность и самостоятельность, разыгрывание действий легче донести до ребёнка информацию о небезопасных явлениях в жизни. Неоднократное повторение и здоровый азарт в игре будут способствовать запоминанию правил поведения и осознанию их важности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игра о безопасности жизни | 33.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
В окружающем мире таится много опасностей для человека. И если у взрослого человека уже сформировалась модель поведения в той или иной угрожающей ситуации, то ребёнок, к сожалению, очень уязвим.
Условно все опасности можно разделить на две группы:
- Угрозы в домашнем быту, включая угрозы из вне: грабители, пожары, землетрясения и пр.
- Опасности на улице, также включающие в себя и природные опасные явления.
Конечно же, первые знания о возможных угрожающих безопасности ситуациях ребёнок получает дома от родителей с первых же осознанных шагов. В детском саду эти знания расширяются, детям прививаются умения и навыки правильного поведения в непредвиденных и опасных для здоровья случаях.
Однако, как показывает практика, и у младших школьников, и у пятиклассников есть пробелы в знаниях правил безопасного поведения. Да, на уроках окружающего мира и ОБЖ школьники получают эти знания, но, как известно, урок несёт в себе долю авторитаризма. А вот через игру, наглядность и самостоятельность, разыгрывание действий легче донести до ребёнка информацию о небезопасных явлениях в жизни. Неоднократное повторение и здоровый азарт в игре будут способствовать запоминанию правил поведения и осознанию их важности.
Мною была разработана настольная игра: «Улица полна неожиданностей», она явилась продолжением игры «Один дома».
Цель игры: Формирование у младших школьников и учащихся 5 классов устойчивых навыков безопасного поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни.
Основные задачи:
- расширение понятий о возможных предостерегающих опасностях дома, на природе, в общении с людьми, на улице, в том числе на дороге;
- привитие образца безопасного поведения и получение навыков правильного действия в случае появления неблагоприятного случая;
- воспитание коммуникативных качеств ребёнка в процессе коллективной игры.
Преимущества игры:
- Простые понятные правила, основанные на правилах подобных настольных игр – легко осваиваются и быстро запоминаются.
- Основные этапы сопровождаются маленьким текстом-описанием опасной ситуации и алгоритмом действий – отрабатывается навык быстрого чтения, формируется умение быстро отвечать на вопросы.
- Система наказаний и поощрений – тренируется память на подсознательном уровне: как хорошо и как плохо поступать в том или ином случае.
- Вовлечение в парную и групповую деятельность – отвлечение школьников от гаджетов.
- Простота оформления – доступна даже для людей без способностей к рисованию, можно создать совместно с учениками.
- Доступность, возможность широкого применения – самостоятельные игры учащихся на переменах, во внеурочной деятельности, обобщающих и интегрированных с ИЗО уроках.
Ожидаемые и проверенные результаты:
Игра была создана несколько лет назад с целью разнообразить беседы и инструктажи по технике безопасности, проводимые классным руководителем. Было замечено, что ученики не любят выслушивать поучения, как нужно себя вести, но зато по много раз с удовольствием повторяют их в ходе игры.
Также игры-самоделки «Один дома» и «Улица полна неожиданностей» наиболее часто выбирались детьми из большого числа типографских качественных настольных игр во время кружковых занятий «Играй-город».
Даже старшеклассники иногда сами играют в свободное от занятий время и проводят мини-уроки безопасности с учениками 5 класса и младшими школьниками.
Общий вид игры:
В альбоме фотографий
Правила игры:
Правила простые и общие для всех игр-путешествий. Количество игроков от двух человек. Игроки по очереди бросают кубик и переставляют фишки. Если возле кружка есть текст с описанием опасного для здоровья случая, то игрок читает его, отвечает на вопросы, обозначает действия – выход из критической ситуации. Если игрок, попавший на синий или зелёный кружок, не отвечает правильно, то поощрение не действует. Особо невезучим игрокам приходится проходить штрафной круг, обозначенный буквами алфавита. В этом «порочном кругу» собраны все вредные и опасные привычки человека.
Побеждает тот, кто не только пришёл к финишу первым, но и не ошибался, «спасая свою жизнь».
Условные обозначения:
Цвет опасности! Что-то ты делаешь неправильно. Вернись назад по красной стрелке. | |
Внимание! Подумай ещё раз, а пока пропусти ход. | |
Правильно! Сделай ещё один ход. | |
Молодец!!! Вперёд по зелёной стрелке. |
Тексты – описания ситуаций, опасных для здоровья и жизни ребёнка на улице:
4 | Решил покурить? Минздрав предупреждает! Вернись на цифру 2. |
8 | Ответил отказом на предложение незнакомца прокатиться. Молодец! Переходи на 11. |
13 | Старый тополь – дерево очень опасное. Оно гнилое внутри, нельзя под ним даже стоять, тем более качаться. Вернись на 10. |
16 | «Если бьёт дрянной пацан слабого мальчишку…» Остановись и подумай, почему Маяковский не хотел такого «даже вставить в книжку»? Пропусти ход. |
17 | Порезал руку или ногу. Ответь, что нужно делать и бросай кубик снова. |
18 | Тебе предложили попробовать алкоголь? Помни: от рюмки водки до могилы путь короткий. Придётся отправляться на круг штрафников. |
22 | Занимаешься спортом? Играешь в футбол в парке, на пустыре, на площадке, а не на дороге? Так держать! Беги на 35. |
25 | Перелом! Ужас! Что же делать? Расскажи и шагай дальше. |
27 | Развёл в лесу костёр, устроил пожар. Забыл, что лес – наше богатство, что гибнут растения и животные, что огонь может перекинуться на деревню. Придётся сделать штрафной круг. |
28 | Увидел маленький костёр – забросал землёй?! Лес горит! Не растерялся, позвал взрослых, сообщил пожарным?! Молодец!!! Вперёд! |
29 | Остановись. Вспомни, как звонить в пожарную часть, и бросай кубик снова. |
31 | Помог старушке? Хороший ты человек! Беги на цифру 36. |
37 | Во время уроков – чрезвычайная ситуация: землетрясение, пожар! Если знаешь, как поступить, бросай кубик снова. |
38 | Дым, огонь! В школе паника: все бегают, наступают друг на друга, выпрыгивают из окна… отправляйся на букву З и вспомни правила поведения в чрезвычайных ситуациях. |
39 | Не запаниковал. Чётко слышал команды учителя. С товарищами в цепочке вышел на улицу или в безопасное место. Отправляйся на цифру 51. |
41 | Лето. Жара. Река. Расскажи, какие опасности могут тебя подстерегать, и бросай кубик снова. |
42 | Ныряешь в незнакомом месте? Тогда назад, на 40. |
43 | Загораешь постепенно, прикрыл голову кепкой, не сидишь по3 часа в воде. Правильно делаешь, вперёд на 47! |
44 | Заплыл в омут? Играя, пытался утопить товарища? Зимой любишь кататься на льду? Пропусти ход и подумай. |
45 | Спас малыша! Героям путь открыт! На 49. |
46 | Укус клеща, ядовитой змеи ведёт к потере здоровья. Какие будут действия? Бросай кубик снова. |
48 | Ураган, страшная гроза, наводнение, другие природные катастрофы. Надёжно укрылся вместе с родителями. Переходи на 52. |
53 | Капля никотина убивает лошадь. Помни об этом. А пока на штрафной круг. |
54 | Пиво небезвредно! От пива также быстро становятся алкоголиками, как и от водки. Иди на штрафной круг. |
55 | Нюханье клея всего за год разрушает мозг. Штрафной круг. |
56 | Наркоманы живут в среднем всего 5 лет!!! На штрафной! |
57 | К большому сожалению, встречаются ещё маньяки, бандиты. Как вести себя? Если знаешь, бросай кубик снова. |
59 | Расскажи, что ты знаешь о терроризме, и бросай кубик снова. |
60 | Террористам удалось захватить нашу школу. Подумай, как будешь себя вести. Штрафной! |
62 | Расскажи, как вести себя на дорогах в городе, и спеши дальше. |
63 | Побежал через дорогу перед машиной? Пропусти ход! |
65 | Идёшь по тротуару или обочине навстречу машинам. Молодец! Переходи на 68 |
67 | Расскажи, как обходить трамвай, автобус, троллейбус. Помнишь! Кидай кубик. |
69 | Переходишь дорогу по «зебре»? Переходи на 72. |
70 | Думаешь: машина – не трамвай, объедет, и мчишься на велосипеде, роликах или на санках зимой? Ошибаешься! Возвращайся на 61. |
73 | Всё правильно делаешь! Так держать! Здоровье в порядке! Жизнь прекрасна! Ты победил! Вперёд на 75! |
74 | Что? Это ты, как ураган, несёшься на мотоцикле, не замечая никого вокруг. Возвращайся на 68 и поспешай медленно. |
Играйте и получайте удовольствие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическое занятие по ПДД "Улица полна неожиданностей"
Занятие ориентировано на практическое применение изученных правил дорожного движения. Проводится в школьном автогородке....
Настольно-дидактическая игра"Прочитай слово по первым буквам"для младших школьников
Игра поможет закрепить навыки чтения и звукобуквенного анализа слова, разовьет внимание, память, логическое мышление....
Конкурсно-развлекательная программа по ПДД «Улица полна неожиданностей»
Конкурс-викторина по правилам дорожного движения...
УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ ( Час общения)
УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ ( Час общения)...
Тематический классный час УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ
Среди всех прав, которыми обладает человек, право на жизнь и личную неприкосновенность является важнейшим. Для его защиты в государстве создаются правоохранительные органы, специальные нормативно-прав...
Настольно-дидактическая игра "Ковёр"
Авторская игра по дифференциации парных согласных используемая в работе учителя-логопеда...
Классный час по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма «Улица полна неожиданностей».
Вы переступили порог дома и осознали значение слова – улица. По улицам города вы гуляете, посещаете магазины, идёте в школу....