Программа доп.образование "Сияние севера"
рабочая программа
Знакомство детей с традициями и жизнью народов крайнего севера (с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями) формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь яркие впечатления о жизни и традициях народов севера, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_masterskaya_siyanie_severa_serotetto_a.p._2.docx | 50.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Мозаика»
ул. Трудовая, д.16, г. Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629002 Е-mail: mdou16@edu.shd.ru |
Рассмотрено: Утверждено:
на педагогическом совете приказом заведующей МБДОУ
Протокол №4 от 30.05.2023г Приказ №86/1 –о от 30.05.2023
_____________ М.А. Байдашина
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Декоративно-прикладной, краеведческой направленности
«Мастерская «Сияние севера»» на 2023-2024 учебный год
Возраст обучающихся: от 6 до 7 лет
Срок реализации - 1 год
Автор-составитель: Педагог дополнительного образования: Сэротэтто А.П. |
Салехард
2023 г
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел | 3 |
1.1. Пояснительная записка | 3-4 |
1.2. Возрастные особенности развития детей 6-7 лет | 4-5 |
1.3. Содержание программы | 5-7 |
1.4. Ожидаемый результат | 7 |
2. Содержательный раздел | 7 |
2.1. Календарный график | 7 |
2.2. Условия реализации программы | 7 |
2.3. Формы аттестации | 10-11 |
2.4. Методические материалы | 11 |
Список литературы | 12 |
Раздел 1 «Целевой раздел»
1.1 Пояснительная записка
Знакомство детей с традициями и жизнью народов крайнего севера (с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями) формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь яркие впечатления о жизни и традициях народов севера, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Базовым этапом ознакомления дошкольников с родным краем, традициями и жизнью народов севера, это накопление ими социального опыта жизни в своем родном крае – В условиях многонациональности, культурного наследия Ямало-Ненецкий округ – ЯНАО, нашего города большую актуальность приобретает проблема сохранения исторического наследия и развития самобытной национальной культуры и искусства народов Крайнего Севера. Основные направления работы с дошкольниками является изучение национальных традиций народов города и обычаев коренных народов ханты и ненцев, воспитание любви к природе родного края и его обитателям, уважения к прошлому своего народа, любви к родному слову, знакомство с языковыми особенностями народов других национальностей, проживающих на территории нашего региона, изучение истории ЯНАО во взаимосвязи с культурой и историей России. В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом, краем станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности свойственные дошкольному возрасту
Направленность программы: Программа «Мастерская «Сияние севера»» относится к декоративно-прикладной, краеведческой направленности.
Актуальность программы состоит в том, что культура народов севера является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями народов Севера, духовно – нравственного воспитания, способности видеть красоту и гармонию, но и способствовать развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, творческое воображение, эмоционально – положительное отношение к объектам эстетического содержания.
Поэтому одним из приоритетных направлений моей работы по приобщению детей к культуре народов мира является ознакомление детей старшего и подготовительного дошкольного возраста с разными народами, их многообразием, традициями и обычаями, толерантными отношениями между народами.
Актуальность данной проблемы понималась мною как необходимость формирования и развития у детей дошкольного возраста общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для нравственно – патриотического, духовного, а также толерантного богатства личности, а также просвещение родителей и педагогов в этом вопросе.
Эти мероприятия интересуют и привлекают внимание педагогического коллектива, родительской общественности, и, конечно, детей.
Отличительная особенность данной программы заключается в ознакомлении детей с особенностями жизни коренных народов Севера-ненцев, их культуре и традициях, посредством разнообразных видов деятельности (наблюдения, чтения художественных произведений, рассматривание картин и слушание музыки, изобразительная деятельность).
Адресат программы. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 6-7лет.
1.2. Возрастные особенности 6-7 лет. Конец дошкольного возраста, является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества.
С самого начала своего развития ребенок находится под воздействием системы отношений и это особенно важно под воздействием системы языка. То, на каком языке будет говорить ребенок, какого будет конкретное содержание его мыслей, зависит от того, с кем он будет общаться и, конечно же, от условий окружающей среды. Чтобы дети стали носителями, творческими продолжателями культурных традиций своего народа, необходимо их знакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщить к ним, выработать привычку следовать им. Дети этого возраста интересуются обычаями и традициями своего народа и края. В процессе обучения дети учатся воспринимать и понимать ненецкую речь на слух и говорить на ней в пределах доступной им тематики, усвоенных слов, несложных образцов связной речи.
Объём и срок освоения программы:
Сроки реализации дополнительной образовательной программы –1 год (подготовительная группа).
Возрастная группа | Общее количество учебных часов | Длительность занятий | Форма организации | Срок реализации | ||
| год | месяц | неделя | |||
6-7 лет | 32 | 4 | 1 | 30 минут | Групповая, подгрупповая, индивидуальная | 1 год |
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательного процесса –кружковая.
Состав группы: постоянный.
Цель: Приобщение детей к уникальной культуре народов ненцы, ханты, населяющих территорию ЯНАО, изучение истории родного города.
Задачи
Обучающие задачи
- Расширить знание воспитанников об истории родного города и края, его достопримечательностях;
Развивающие задачи
- Продолжать формировать знания о культуре, традициях, обычаях, укладе жизни народов ханты и ненцы;
Воспитательные задачи
- Воспитывать интерес к самобытной традиционной культуре ханты и ненцев.
1.3. Содержание программы
Содержание обучения составляет в первую очередь конкретный материал, которым должны овладеть дети. В основу программы положены историко-этнографические, краеведческие материалы о природе, истории города, о быте, жилище, одежде, пище и утвари, народных промыслах и ремеслах, фольклоре, празднично-игровой культуре.
В соответствии с этим подходом Программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности по следующим направлениям развития: социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое.
Эффективность работы определяется четкой организацией детей и правильным распределением нагрузки на занятии.
Форма организации работы с детьми – фронтальная, подгрупповая индивидуальная.
Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о предполагаемом создаваемом предмете, дидактические игры.
- Подготовка к занятию (установка на работу).
- Повторение пройденного материала (выявление опорных знаний и представлений):
- повторение названия базовой формы;
- повторение действий прошлого занятия;
- повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.
- Введение в новую тему:
- загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.), дидактические игры.
- показ образца;
- рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);
- повторение правил складывания.
- Практическая часть:
- показ воспитателем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и
сформированности навыков);
- вербализация воспитанников некоторых этапов работы (расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»);
- текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);
- самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;
- оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;
- анализ работы воспитанника (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).
План дополнительной образовательной программы. Возраст 6-7 лет.
№ п/п | Программный материал по разделу Тема | Всего часов | теория | Практика | Форма аттестации |
1, 2 | Моя семья | 2 | 1 | 1 | Сюжетно-ролевая игра «Семья». Выставка рисунков «Моя семья». |
3, 4 | «Дары тундры» | 2 | 1 | 1 | Викторина «Что растет на Ямале?» |
5, 6 | Детский сад. | 2 | 1 | 1 | Рисование «Игры моего народа». |
7, 8 | Продукты и посуда. | 2 | 1 | 1 | Сюжетная игра: «В гости пришла Илне». |
9, 10,11 | «Времена года | 3 | 2 | 1 | Литературная гостиная «Милый край». |
12 | Кукла в национальной одежде» | 1 | 1 | Аппликация «Красивая ягушка». | |
13, 14, 15 | Домашние и дикие животные. | 3 | 2 | 1 | Викторина «Растения и животные нашего края». |
16, 17 | Знакомство ненецкими с поэтами и писателями. | 2 | 1 | 1 | Слушание музыки С. Н. Няруя. |
18 | Загадки и пословицы Народов Севера. | 1 | 1 | Е.Г. Сусой «Хада хобцоко». | |
19, 20 | Рыбы | 2 | 1 | 1 | Настольный театр – «Халяко». |
21, 22 | Человек. | 2 | 1 | 1 | Загадывание загадок о частях тела. |
23, 24, 25 | «Одежда: мальця, паны-малица, ягушка». | 3 | 2 | 1 | Рисование ненецкой одежды. |
26, 27, 28 | Профессии. | 3 | 2 | 1 | Просмотр фильма: «Уроки предков» |
29, 30 | Птицы. | 2 | 1 | 1 | Аппликация «Куропатка». |
31, 32 | Транспорт. | 2 | 1 | 1 | Просмотр фильма про жизнь ненцев «Удивительное путешествие в тундру». |
Итого-32 | 32 | 19 | 13 |
1.4. Ожидаемый результат.
Подготовительная группа:
Умеют самостоятельно провести анализ изделия и рисунка;
Выделяют характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный узор композиции и т.п.
Расписывают изделие в соответствии с народной росписью;
Методы оценки результативности программы:
Количественный анализ:
- посещаемость; статические данные; фиксация занятий в рабочем журнале; отслеживание результата (наблюдение, диагностика); практические материалы.
Качественный анализ:
- формирование новых навыков и умений; анализ успешности деятельности в достижении целей; анализ диагностического материала; сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы.
Раздел 2 «Содержательный раздел»
2.1. Календарный график
Количество учебных недель | Количество учебных дней | Продолжительность каникул | Даты начала и окончания учебных периодов |
32 | 32 | 2 недели | С 1 октября до 31 мая |
2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
1. Национальные изделия из меха, сукна, ткани, бисера, дерева.
2. Иллюстрации картин, фотографии, сюжетные и предметные картинки.
3. Методическая и художественная литература, словари, пособия по изучению ненецкого языка.
4. Технические средства: ноутбук, мультимедийный проектор, диски с песнями на ненецком языке.
5. Ненецкие национальные игры: «Тыранийко», «Вывко», «Ныхыдырма», копыта оленя, нарточки, (сделанные вручную).
6. игрушечный чум с набором ненецких кукол нгухуко.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Дидактическое описание | Состав комплекта | Кол-во | ||
ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ | ||||||
1 | Картины по темам: Времена года (лето, осень, зима, весна), Животный мир тундры (птицы, звери, рыбы, насекомые; внешний вид животного зимой и летом, взрослое животное и детёныши; нора, гнездо), труд чумработницы, труд девочек, труд оленевода, труд мальчика, труд охотника, труд рыбака (отдельные эпизоды), растительный мир тундры (деревья, кустарники, ягоды), семья, чум, аргиш (женский и мужской), (дети собирают детский чум, игра в камушки, игра в рожки и т.д.). | Служат для обеспечения наглядности при изучении материала, обобщения и повторения. | Демонстрационный материал | |||
2 | Предметные картины в соответствии с тематикой программы по родному языку с учётом тундрового населения: одежда, обувь, головные уборы (мужская, женская, детская). Времена года (явления природы: дождь, ветер и т.д.), олень (разного, возраста, масти, пола), члены семьи (мама, папа, дедушка и т.д.), ненецкие игрушки и т.д. | Используется для работы по развитию речи на занятиях | Для предметных картин размер формата А4 | Демонстрационный материал | ||
3 | Портреты писателей, поэтов. Портреты ненецких композиторов, исполнителей | Демонстрационный материал | ||||
4 | Карта Ямало-Ненецкого автономного округа | Используются для экспозиции в кабинете | Демонстрационный материал | |||
5 | Символы Ненецкого автономного округа (Флаг, Герб ЯНАО) | Демонстрационный материал | ||||
ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ | ||||||
6 | Аудиозаписи по детскому музыкальному искусству ненецкого народа | Комплекты компакт-дисков и аудиокассет включают материал для слушания и исполнения. | CD-диски: С.Н. Няруй и авторский материла. | Демонстрационный материал | ||
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ | ||||||
7 | Комплект детских народных музыкальных инструментов: – колокольчики, – бубен - косточки -.копытца-тобакоця” - деревянные гуделки - вывко | Предназначены для использования на занятиях, в качестве первоочередного дополнения к занятиям. Набор инструментов определяется содержанием регионального компонента программы и может быть расширен. | Комплектация инструментов производится дошкольным учреждением | Комплект | ||
МОДЕЛИ, МАКЕТЫ | ||||||
8 | Модель чума с утварью | Для занятий и игровой деятельности. Для постоянной экспозиции. | шесты деревянные длина 2м – 15 шт. столик 1. Покрытие чума- подушки-4 | 1 | ||
9 | Сумки женские (традиционные) | Падкоця (из сукна), туця’ (из сукна) | 5 1 | |||
10 | Нарты Аргиш (настольный) | Длина нарты – 1,3м. Хорей – 1,0 м Аргиш настольный: 6 нарт | 2 1 1 комплект | |||
11 | Детская одежда для мальчика - малица | Малица из сукна, размер 28-30 | 4 | |||
12 | Детская одежда для девочки - паница | Паница из сукна, размер 28-30 | 6 | |||
ИГРЫ И ИГРУШКИ | ||||||
14 | Семья ненецких кукол (ӈухуко”) как экземпляр-образец традиционных кукол | Используется на занятиях. Для постоянной экспозиции. | 10 кукол (10 клювов птиц (утки, гуся) сукно разных цветов) с одеждой, люлька – 1шт. | 1 | ||
15 | Большая кукла-девочка в ненецкой одежде (паница, пимы, шапка). | На занятиях. Для постоянной экспозиции. | Одежда на куклах. | 1 | ||
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ | ||||||
16 | Универсальный портативный компьютер | Используется преподавателем для разработки учебных материалов (текстовых, мультимедийных и др.) | 1 | |||
17 | Источник бесперебойного питания | Обеспечивает работоспособность в условиях кратковременного сбоя электроснабжения. В сельской местности с неустойчивым электроснабжением обеспечить бесперебойным питанием все устройства. | 1 | |||
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ МЕБЕЛЬ | ||||||
1 | Тумба | 1 | ||||
2 | Стул | 1 | ||||
3 | Шкаф комбинированный без стёкол для пособий | 2 | ||||
4 | Тумба под оргтехнику | 1 | ||||
5 | Стол детский | 5 | ||||
6 | Вешалка для уголка ряженья | 1 |
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, обладающая профессиональными компетенциями в области методики и дидактики преподаваемого вида деятельности; воспитатель группы.
2.3 Формы аттестации
Для контроля знаний воспитанников предусмотрены следующие мероприятия: открытое занятие с детьми, праздник-развлечение для детей.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, методические разработки, грамоты воспитанников, аналитическая справка, диагностическая карта, фотоматериалы.
Оценочные материалы: Отчётное занятие в групповой или подгрупповой форме проводится в мае в присутствии педагогов. В начале и в конце обучения проводится диагностика уровня практического осознания элементов языка и речи, на основании которой строится работа педагога, который проводится 2 раза в год: начало года, на конец года.
2.4. Методические материалы:
Особенности организации образовательного процесса – очно.
Методы обучения:
Словесный (объяснение, рассказ, беседа, чтение);
Наглядный (наблюдение, демонстрация)
Практический (игры, выполнение заданий, упражнений, мастер-классы, творческие мастерские).
убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация
Формы организации образовательного процесса: групповая,
подгрупповая, индивидуальная
Форма организация учебного занятия: открытое занятие, беседа, праздник, практическое занятие, презентация, соревнование, игра.
Педагогические технологии:
- информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) для повышения эффективности образовательного процесса в: подборе иллюстративного материала к НОД.
- Здоровьесберегающие технологии: проведение физминуток, пальчиковые игры, проведение артикуляционной гимнастики.
- Игровая технология используется на занятиях, развлечениях, в подвижных играх – малой, средней и высокой степени подвижности. С помощью игровых технологий развиваются творческие способности детей, мышление и воображение.
- Личностно-ориентированная технология используется в создании творческой атмосферы на занятиях, а также создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей.
Алгоритм учебного занятия.
Структура занятия:
1. Организация начала занятия (актуализация знаний)
2. Постановка цели и задач занятия (мотивация)
3. Теоретическая часть (ознакомление с новым материалом)
4. Практическая часть (первичное закрепление навыков)
5. Заключительная часть. Рефлексия.
Дидактические материалы образцы изделий, раздаточные материалы.
Список литературы.
Окотэтто Е.Н. Ненецкий язык в детском саду: Пособие для воспит. Дет. Садов Ямала.-СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1998-183 с.-ISBN 5-09-009029-7 сост.
Н.Я. Кокорева Программа «Ненецкий язык в детском саду: пособие для воспитателей доу. – Спб.: «Просвещение», 2008. – 64 с
Н.Я. Кокорева. Программа «Лахана тохолкудм» (учусь говорить), Яр-сале, 2001.
М.Я. Бармич «Ебцотако тохолку». Малыш учится: Ненецкий язык в картинках. Учеб.пособие для ненецких детск. садов и нач. школ. – СПб.; отд-ние изд-ва «Просвещение», 2000. – 96 с.ил.
Бармич М.Я. Картинный словарь ненецкого языка. Пособие для уч-ся нач. кл. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение».2002. – 183 с.: ил.
В.Н. Няруй, С.Н. Няруй. Колыбельная для тундровичка: Ебцотако’ нюкубц: Сборник песен / Авторы-составители– СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2001. – 31с. ил.
Е.Н. Окотэтто. Ненецкие игры в детском саду /– СПб: Просвещение, 2002
Ненецие” хобцоко”. Ненецкие загадки. 2005
С.В. Тайбарей. Илени” нямнаӈэда” лаханако”. Сказки о животных /– СПб: Просвещение, 2004
М.С..Приходько. Хомаку. Картинный словарь русско-нещанского языка. Санкт-Петербург, «Морсар АВ», - 2000. – 192 с., 855 илл.
Няруй В.Н., Сэрпиво В.М. Ненцы: уроки предков: Научно-методическое пособие для педагогов и родителей. - СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2003. – 239 с.: ил.
Н.М.Терещенко. Ненецко-русский словарь / СПб: Просвещение, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Северо-Западный район"
Состав,ЭГП, Природные условия и ресурсы. Города на старых водных путях....
Урок географии 9 класс : «Влияние природно – ресурсного потенциала на развитие экономики Европейского Севера»
Тип урока: урок изучения нового материалаФорма организации учебной деятельности: индивидуально - групповая в сочетании с технологией проблемного обученияЦели урока: ·...
Урок в 9 классе по теме "Северо-Западный район"
Урок изучения нового. Модульный урок с применением компьютерной презентации. Начинается урок с проблемной ситуации, повторение изученного осуществляется как соревнование по рядам. Изучение нового прох...
Тестирование по теме "Европейский Север и Северо-Запад России" 9 класс
Тестирование по географии для учащихся 9 класса по теме "Европейский Север и Северо-Запад России" (в двух вариантах)...
В Сибири на обширной территории протянулась зона Крайнего Севера с суровыми условиями природы, трудными для жизни людей. Какова, на ваш взгляд, стратегия дальнейшего освоения Севера?
В Сибири на обширной территории протянулась зона Крайнего Севера с суровыми условиями природы, трудными для жизни людей. Какова, на ваш взгляд, стратегия дальнейшего освоения Севера?Половина территори...
Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной Руси после ордынского нашествия
технологическая карта урока по учебнику Пчелова Е. История России с древнейших времен до к. XVI в. издательства "Русское слово"...
Рабочий лист "Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной Руси после монгольского нашествия". История России, 6 класс.
Рабочий лист "Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной Руси после монгольского нашествия". История России, 6 класс....