ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Помогая одному, спасаешь весь мир»
рабочая программа
Программа для работы с подростками в подростковом клубе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_pomogaya_odnomu_spasaesh_ves_mir.doc | 213.5 КБ |
ktp_podrostk_klub_1_god_obucheniya.doc | 87.5 КБ |
ktp_ekipazh_2_g.ob_.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» П. ХАНЫМЕЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
629877, ЯНАО, Пуровский район, п. Ханымей, ул. Мира 2
тел. 8(34997)27-0-10 (факс), 27-0-21, эл.адрес: ddt.hanimey@mail.ru, ddt.hanimey@pur.yanao.ru
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Помогая одному, спасаешь весь мир»
Срок реализации: 2 года
Возраст детей: 13 – 17 лет
Педагог-организатор
Белихова Надежда Александровна
п. Ханымей
2017
Пояснительная записка
В нашей стране происходят глубокие процессы демократических преобразований в социально-политической сфере жизни общества, формируется правовое государство, в сознании людей все более доминирует идея верховенства права, незыблемости закона.
С некоторых пор преступность стала стремительно молодеть. Все больше и больше несовершеннолетних втягиваются в различного рода криминальные сообщества. Все больше и больше несовершеннолетних попадается в проблемные ситуации. И количество молодых людей, становящихся на путь совершения преступлений, всё больше и больше растет. Причем быстрыми темпами растет и количество малолетних преступников, которые в силу своего возраста вообще не подлежат привлечению к уголовной ответственности.
Каковы же причины столь бурного роста преступности несовершеннолетних? Перечислим лишь некоторые, на наш взгляд, наиболее важные из них:
- Последовательная пропаганда средствами массовой информации культуры насилия и неограниченной власти денег;
- Отсутствие ориентации на духовные ценности;
- Почти полное отсутствие правовой пропаганды и ее низкий уровень.
Такая ситуация заставляет задуматься о том, как защитить себя и своих близких от ее воздействия.
Взрослый человек волею судьбы уже более или менее научен, как действовать в той или иной ситуации. Ребенок же остается открытым перед всеми опасностями, которые предостерегают его на каждом шагу. Причина происходящего одна – незнание ребенком элементарных правил безопасного поведения.
Как показывает мировая практика, ведущая роль в решении этой проблемы принадлежит системе образования. В одобренных Правительством Российской Федерации "Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу" подчеркивается, что в современном обществе приоритетными ориентирами для образования личности становятся умение отстаивать свои права, знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства.
То, что в странах с длительной правовой традицией воспитывается самой практикой жизни, рождается в семье, возникает как бы естественно, в наших условиях должно быть предметом целенаправленного формирования. Это требует серьезной и систематической работы по правовому образованию и воспитанию детей и подростков.
Определенные шаги в этом направлении сделаны: фрагменты правовых знаний включены в обязательные минимумы содержания основного и среднего (полного) общего образования, издаются пособия по праву, проблемы государства и права, прав человека находят отражение в учебниках по обществоведению. Осуществлен ряд проектов в области гражданского образования и формирования правового пространства в дополнительном образовании, в ходе которых проведены интересные исследования, созданы учебные материалы и методики. Положительной оценки заслуживает опыт ряда субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, отдельных образовательных учреждений, уделяющих большое внимание правовому обучению и воспитанию в Домах детского творчества. Таким образом, эта проблема должна решаться и на базе нашего учреждения. И для решения этого жизненно важного вопроса мы решили написать программу «Помогая одному, спасешь весь мир».
Цель программы: выявить факторы, обуславливающие развитие асоциального поведения подростков, и формирование личности, безопасной для природы и общества, как залога снижения в будущем общего уровня опасности общества.
Задачи:
- Оказание правовой, психологической, социально-педагогической помощи подросткам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации;
- Создание новых имиджевых приоритетов в подростковой среде;
- Предупреждение правонарушений среди подростков.
Отличительной особенностью программы «Помогая одному, спасаешь весь мир» от уже существующих программ является интеграция между студиями Дома детского творчества, а также охват детей разного возраста.
Актуальностью программы является то, что воспитанники Дома детского творчества могут на практике использовать правовые знания, полученные на дискуссиях, тематических мероприятиях, беседах, научатся понимать законы и другие нормативные правовые акты; обеспечивать соблюдение законодательства, принимать решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом; анализировать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе. Такое правопонимание отвечает идеям демократического правового государства, ибо воспитание правосознания законопослушного гражданина основано на раскрытии не столько принудительного потенциала права (от этого в нашей жизни пока не уйти), сколько на его характеристике, как одного из важнейших эталонов цивилизованных отношений между людьми.
Для России характерен средово-имиджевый характер. База правонарушений – это подростковый возраст. В этот период у личности существует высокая тяга к имиджевым приоритетам, устойчивая потребность усреднения себя с условиями той среды, в которой существует личность. Существование правонарушений, как атрибута среды, обуславливает втягивание новых участников через имиждевый феномен - «так принято».
Детские годы - это такой период в развитии человека, когда в его сознании и психике закладывается основа общественного разумного существа, намечаются и получают развитие черты характера, проявляется понимание интереса, формируются воля и стремления, симпатии и антипатии. На начальном этапе обучения у ребенка не только складываются основы научных представлений об окружающем мире, но и зарождаются в сознании первые проявления гражданственности, выкристаллизовываются психологические категории долга, обязанности, понимания своего права на определенные блага. Поэтому в его душу надо заронить добрые семена и воспитать в благородных понятиях чести и совести, нравственности и справедливости, добра и гуманности. Без этого даже самое высокое образование, полученное им впоследствии, ничего не будет стоить. Вместе с тем человек в детском возрасте весьма восприимчив к воздействию отрицательных факторов, легкораним грубостью и жестокостью, высокая впечатлительность и отсутствие жизненного опыта развивают у него неверные ассоциации при восприятии сознанием различных явлений.
Разумеется, здесь не приходится говорить о каком-либо специальном правовом воспитании. Всем комплексом воспитательных форм ребенку прививаются уважение и любовь к политическому строю, к правилам поведения людей и порядкам их взаимоотношений, к общественным богатствам, в нем воспитывается дух равноправия, альтруизма, нетерпимости к плохому. Может быть, современное внушение детям правильного решения древнейшей проблемы "хочу - можно или нельзя" значит больше, чем многие последующие правовоспитательные усилия без такого "базиса". Но всё же, этот первый этап правового воспитания растущей смены в основном укладывается в рамки детской педагогики, которая должна быть сейчас ориентирована на воспитание качеств, о которых речь шла выше.
Подростки - очень сложные существа с психологией полуребенка - полувзрослого, жадно впитывающие впечатления, фиксирующие в своем сознании все и вся, тянущиеся к самостоятельности, "взрослости" и при этом далеко не застрахованные от опрометчивых решений и поступков, от серьезных ошибок. Но они уже имеют определенный жизненный опыт, взгляды и оценки окружающих явлений и событий, ясно обнаруживают интересы и стремления, проявляют известную политическую и гражданскую зрелость, понимание своих общественных обязанностей. Они также чутки к проявлениям общественных противоречий, к явлениям, которые мешают становлению верных и прочных правовых представлений и убеждений. Ни на минуту нельзя забывать, что в жизни, в окружающей подростка действительности рядом с хорошим, добрым, возвышенным, всем тем, что помогает формированию лучших черт человека будущего, часто еще существует и дает о себе знать социальная накипь, которая растлевающе влияет на развитие сознания молодежи, толкает известную ее часть на путь равнодушия и подлости.
Острая и напряженная борьба за души подростков требует использования в процессе воспитания его правовых форм. Правовое воспитание складывается в первую очередь из формирования у них на базе правовой идеологии правильного понимания существа и задач политической и правовой организации общества, воспитания уважения к закону, стоящему на страже общественных интересов, внушения им необходимости соблюдения действующих в обществе и охраняемых государством правил поведения. На этом этапе надо привить мысль о том, что жизнь несовместима с полуанархическими толкованиями понятий воли, свободы, что общество зиждется на сознательной дисциплине и предполагает определенное ограничение, в том числе и с помощью правовых форм, индивидуальной и коллективной воли а, следовательно, и свободы в социальном значении этого слова. Но как бы ни была ограничена или самоограничена свобода воли, она принадлежит к числу самого ценного достояния для человека, поэтому всякое неосновательное или непонятное для подростка ее ущемление вызывает соответствующей силы протест, противодействие. Последнее очень характерно для детей этого возраста. Скольких подобных протестов можно избежать своевременным включением подростков в сферу правового воспитания. Но это одна, хотя и главная сторона правовоспитательной задачи. Вторая состоит в необходимости уже на первой стадии правовоспитательной деятельности сделать первые шаги в подготовке старших подростков, часть которых находится накануне вступления в жизнь, в сферу производства, в общественные отношения и сложные юридические связи.
Главное, что нужно сделать в этом направлении, - добиться максимального включения подростков в общественную деятельность, привлечения к правовому воспитанию подготовленных к этому людей. Большое значение имеет научная разработка педагогических методов индивидуальной правовоспитательной работы, ибо перенесение центра тяжести в правовом воспитании молодежи в область индивидуальной работы с сохранением общего коллективного правовоспитательного фона вырисовывается в качестве определенной тенденции всей воспитательной деятельности среди подрастающего поколения.
Правовое воспитание старшей части молодежи - юношества - должно логически и практически завершать становление ее правового сознания и подготовить к общественной жизни и полноценному участию в производственной деятельности. С этим периодом связано включение в сферу трудовых, семейных отношений, завершение формирования мировоззрения, характера, привычек, убеждений. Нельзя забывать о противоречивости и сложности процесса развития юношества, когда одинаково опасны и излишняя опека, и увлечение административными мерами, толкающими к развитию негативных и нигилистических черт в характере, порождающих ложные понятия и представления в сознании.
Однако при этом следует учитывать, как уже было сказано выше, что получение знаний о праве - это только часть дела. Подлинный смысл правового воспитания подростков состоит в формировании не только знаний законов, но и уважения к последним и необходимости их соблюдения.
Участники программы
В реализации программы задействованы:
- администрация поселка Ханымей;
- поселковое отделение милиции;
- детско-юношеская школа «Хыльмик»;
- детские и молодежные общественные организации;
- воспитанники ДДТ и их родители.
Сроки и этапы реализации программы
I этап (2010 – 2011 гг.) – От познания – к действию.
II этап ( 2011 –2012 гг.) – От учения – к развитию.
Режим занятий
Года обучения | Кол-во часов \ занятий в неделю | Общее кол-во часов |
1 год обучения | 2\2 | 144 |
2 год обучения | 2\2 | 144 |
В программе предусмотрены часы на индивидуальные занятия для подготовки воспитанников к различного уровня конкурсам, мероприятиям, акциям, играм.
Формы подведения итогов
Выбор методов оценивания должен осуществляться с учетом характера объектов оценивания. Оцениваться могут как устные ответы, так и участие в дискуссиях, играх, подготовке выставок, сбор материала по какой-либо теме (портфолио), написание сочинения (эссе), разработка проекта, проведение тематического мероприятия и т.п.
По каждому виду работы педагогом с учетом целей должны быть разработаны критерии, в соответствии с которыми подводятся итоги. Они должны быть стабильными, предельно четкими и имеющими "силу закона". Критерии важно объявлять, чтобы воспитанники знали, в соответствии с какими критериями педагог выносит свое суждение (оценку). Подведение итогов необходимо тщательно мотивировать. Очень важно привлекать к разработке критериев и оцениванию самих учеников. Процесс оценивания должен вписываться в представления о демократическом правовом укладе учреждения. Процедура оценивания должна быть простой и понятной и обеспечивать постоянную обратную связь. Таким образом, создание объективной и разносторонней системы оценивания достижений воспитанников в процессе правового образования предполагает, с одной стороны, совершенствование традиционных форм оценивания, разработку современного инструментария, прежде всего контрольных измерительных материалов нового поколения; с другой - разработку методов, процедур, ясных и четких критериев оценивания активных видов деятельности обучающих, их достижений не только в области знаний, но и способностей, умений и навыков в социальной, интеллектуальной, коммуникативной сферах.
В результате реализации программы ожидается:
- повышение социальной адекватности воспитанников;
- сформированность позитивной позиции подростка при оценке событий и поиске решений;
- сформированность осознанного стиля здорового образа жизни;
- привлечение общественных, государственных организаций для поддержки и помощи подростковым объединениям;
- развитие правового сознания несовершеннолетних;
- формирование законопослушного поведения воспитанников и воспитание уважительного отношения к закону.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие. | 2 | 2 | |
I. | Человек в обществе: главные ценности. | 29 | 11 | 18 |
2. | Мораль и право. Добро и зло. | 5 | 2 | 3 |
3. | Ценности и идеалы. | 5 | 2 | 3 |
4. | Международное гуманитарное право. | 5 | 2 | 3 |
5. | Всеобщая декларация прав человека. | 5 | 2 | 3 |
6. | Твои конституционные права и гарантии. | 5 | 2 | 3 |
7. | Основные права и свободы человека. | 4 | 1 | 3 |
II. | Правовая школа для подростка. | 43 | 20 | 23 |
8. | Правоотношения и их участники | 4 | 2 | 2 |
9. | Права несовершеннолетних. | 5 | 2 | 3 |
10. | Уголовная ответственность несовершеннолетних. | 4 | 2 | 2 |
11. | Возраст. Доверие. Независимость. | 4 | 2 | 2 |
12. | Давление. Влияние. | 4 | 2 | 2 |
13. | Насилие и жестокость. | 6 | 3 | 3 |
14. | Родители и дети. Взаимная любовь, взаимные обязанности. | 5 | 2 | 3 |
15. | Частная жизнь человека. | 6 | 3 | 3 |
16. | Публичная жизнь человека. | 5 | 2 | 3 |
III. | Остановись у роковой черты | 44 | 18 | 26 |
17. | Шалость. Злонамеренный поступок. | 5 | 2 | 3 |
18. | Вандализм. | 5 | 2 | 3 |
19. | Проступок. Правонарушение. Преступление. | 5 | 2 | 3 |
20. | Сквернословие. | 4 | 2 | 2 |
21. | Табакокурение. Не туши свою жизнь. | 5 | 2 | 3 |
22. | Алкоголизм. Не утопи свое счастье. | 5 | 2 | 3 |
23. | Наркотики – путь в никуда. | 5 | 2 | 3 |
24. | Токсикомания. Не стань тенью. | 5 | 2 | 3 |
25. | ВИЧ – это реальность. | 5 | 2 | 3 |
IV. | Будь осторожен. | 26 | 8 | 18 |
26. | Твой имидж. Влияние СМИ. | 6 | 2 | 4 |
27. | Молодежные субкультуры | 6 | 2 | 4 |
28. | Как противостоять влиянию подростковых антиобщественных группировок | 6 | 2 | 4 |
29. | Как не стать жертвой преступления. | 6 | 2 | 4 |
30. | Итоговое занятие. | 2 | - | 2 |
Итого: | 144 | 59 | 85 |
Содержание программы 1 года обучения
Вводное занятие.
Знакомство с детьми, с их юридическим кругозором, с целями и задачами данной программы, кабинетом и его оборудованием, с основными правилами организации занятий и техникой безопасности. Требования к учащимся, техника безопасности на занятиях, на экскурсиях. Эвакуация при пожаре.
I. Человек в обществе: главные ценности.
Мораль и право.
Добро и зло.
Ценности и идеалы.
Международное гуманитарное право.
Всеобщая декларация прав человека.
Твои конституционные права и гарантии.
Основные права и свободы человека.
Практическая часть.
Игровые, ситуативные, дискуссионные практикумы.
Психологический тренинг «Живой цветок».
Дискуссии. Анкетирование. Тестирование.
Просмотр презентаций.
Деловая игра.
II. Правовая школа для подростка.
Правоотношения и их участники.
Права несовершеннолетних.
Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Возраст. Доверие. Независимость.
Давление. Влияние.
Насилие и жестокость.
Родители и дети. Взаимная любовь, взаимные обязанности.
Частная жизнь человека.
Публичная жизнь человека.
Практическая часть.
Ситуативные, дискуссионные практикумы.
Психологический тренинг «Твой остров».
Тестирование.
Работа над созданием буклетов.
Конкурс знатоков.
Просмотр и обсуждение фильма.
III. Остановись у роковой черты.
Шалость. Злонамеренный поступок.
Вандализм.
Проступок. Правонарушение. Преступление.
Сквернословие.
Табакокурение. Не туши свою жизнь.
Алкоголизм. Не утопи свое счастье.
Наркотики – путь в никуда.
Токсикомания. Не стань тенью.
ВИЧ – это реальность.
Практическая часть.
Ситуативные, дискуссионные, психологические практикумы.
Тестирование.
Анкетирование.
Работа в парах.
Просмотр и обсуждение видеороликов.
Викторины.
IV. Будь осторожен.
Твой имидж. Влияние СМИ.
Молодежные субкультуры.
Как противостоять влиянию подростковых антиобщественных группировок.
Как не стать жертвой преступления.
Практическая часть.
Ситуативные, дискуссионные практикумы.
Тестирование.
Работа в парах.
Работа над созданием буклетов.
Учебно-тематический план
2 год обучения
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие. | 4 | 2 | 2 |
I. | Знакомство с самим собой. | 27 | 11 | 16 |
2. | Человек привычки – человек воли. | 5 | 2 | 3 |
3. | Ярмарка достоинств. | 5 | 2 | 3 |
4. | Как можно изменить себя? | 5 | 2 | 3 |
5. | Как быть, чтобы себя изменить? | 4 | 2 | 2 |
6. | Познавай себя скорей, чтоб понять весь мир людей! | 8 | 3 | 5 |
II. | Люди существуют друг для друга. | 43 | 19 | 24 |
7. | Как вести себя среди людей. | 4 | 2 | 2 |
8. | Как мы говорим друг с другом? | 5 | 2 | 3 |
9. | Создание позитивных дружеских отношений. | 4 | 2 | 2 |
10. | Мы все такие разные. | 4 | 2 | 2 |
11. | Что такое толерантная личность? | 6 | 3 | 3 |
12. | Милосердие в современном мире. | 4 | 1 | 3 |
13. | Человек в обществе: главные ценности. | 5 | 2 | 3 |
14. | Конфликт и выход из него. | 6 | 3 | 3 |
15. | Компромисс – показатель слабости или признак зрелости личности? | 5 | 2 | 3 |
III. | Найди свой путь | 44 | 18 | 26 |
16. | Твоя жизненная траектория. Как сделать выбор? | 5 | 2 | 3 |
17. | Дороги, которые мы выбираем… | 5 | 2 | 3 |
18. | Деньги и наше к ним отношение | 5 | 2 | 3 |
19. | Биржа труда – рынок профессий. | 4 | 2 | 2 |
20. | Одежда. Деловой стиль. | 5 | 2 | 3 |
21. | Первое впечатление. Какое оно? | 5 | 2 | 3 |
22. | На работу в первый раз. | 5 | 2 | 3 |
23. | По одежке встречают… | 5 | 2 | 3 |
24. | Что значит быть лидером? | 5 | 2 | 3 |
IV. | Поговорим откровенно. | 26 | 8 | 18 |
25. | Если друг оказался вдруг… | 6 | 2 | 4 |
26. | Избранник на всю жизнь. | 6 | 2 | 4 |
27. | Я выбираю здоровый образ жизни. | 6 | 2 | 4 |
28. | Правила приличия в житейских ситуациях. | 6 | 2 | 4 |
29. | Итоговое занятие. | 2 | - | 2 |
Итого: | 144 | 62 | 82 |
Содержание программы 2 год обучения
Вводное занятие.
Творческие итоги воспитанников за прошедший год. Ознакомление с тематикой обучения на год. Требования к учащимся, техника безопасности на занятиях, на экскурсиях. Эвакуация при пожаре.
Практическая часть.
Обсуждение итогов прошлого года и программы работы объединения.
Инструктаж по технике безопасности.
I. Знакомство с самим собой.
Человек привычки – человек воли.
Ярмарка достоинств.
Как можно изменить себя?
Как быть, чтобы себя изменить?
Познавай себя скорей, чтоб понять весь мир людей!
Практическая часть.
Дискуссионные, психологические практикумы.
Тестирование.
Анкетирование.
Ролевые игры.
II. Люди существуют друг для друга.
Как вести себя среди людей.
Как мы говорим друг с другом?
Создание позитивных дружеских отношений.
Мы все такие разные.
Что такое толерантная личность?
Милосердие в современном мире.
Человек в обществе: главные ценности.
Конфликт и выход из него.
Компромисс – показатель слабости или признак зрелости личности?
Практическая часть.
Ситуативные, дискуссионные, психологические практикумы.
Тестирование.
Работа в парах.
Просмотр и обсуждение фильма «Нареченная Верою».
III. Найди свой путь.
Твоя жизненная траектория. Как сделать выбор?
Дороги, которые мы выбираем…
Деньги и наше к ним отношение
Биржа труда – рынок профессий.
Одежда. Деловой стиль.
Первое впечатление. Какое оно?
На работу в первый раз.
По одежке встречают…
Что значит быть лидером?
Практическая часть.
Ситуативные, дискуссионные, психологические практикумы.
Тестирование. Анкетирование. Ролевые игры. Викторины.
Работа в парах.
Работа над буклетами
IV. Поговорим откровенно.
Если друг оказался вдруг…
Избранник на всю жизнь.
Я выбираю здоровый образ жизни.
Правила приличия в житейских ситуациях.
Практическая часть.
Ситуативные, дискуссионные, психологические практикумы.
Тестирование. Анкетирование. Викторины.
Работа в парах.
Просмотр и обсуждение видеороликов.
Работа над буклетами.
Методическое обеспечение программы
Методы работы, которые можно эффективно использовать на занятиях:
- ролевая игра;
- деловая игра;
- работа в парах и группах;
- мозговая атака;
- общая дискуссия;
- дебаты;
- дискуссия по типу “Аквариум”;
- общий галдеж;
- проекты;
- беседа;
- тематические мероприятия.
Теоретический материал излагается в форме беседы, рассказа, объяснения, общения с более опытными воспитанниками. Так же в программе используются методы привлечения воспитанников к активной творческой деятельности посредством игры, моделирования публичного выступления. Большое внимание уделяется привлечению воспитанников к общему делу ДДТ, проявлению у них ораторских качеств, проявлению личности в игровых моделях, жизненных ситуациях, созданию благоприятной атмосферы во время игры, проведение мини игр, экспромтов. Самостоятельная работа приобретает ведущую роль, так как она стимулирует воспитанников к активной мыслительной деятельности, развивает способность самостоятельно принимать решения и подбирать аргументы. Она внимательно корректируется педагогом, который в определённый момент становится в большей степени «советчиком», нежели «руководящим».
Для реализации программы необходимо выполнение следующего методического обеспечения образовательного процесса:
- специальная литература по теории проведения публичных выступлений, дебатов;
- материал по подготовке и проведению дебатов, акций, тренингов и т.п.;
- методические пособия по правам человека;
- методические пособия, разрабатываемые педагогом с учетом конкретных ситуаций, возникающих в ходе реализации программы или при необходимости более глубокого изучения какой-либо темы.
На базе ДДТ создано объединение, в котором воспитанники проводят исследовательскую работу по актуальным проблемам современной общественно-политической жизни страны, создают и защищают проекты. Воспитанниками были представлены и защищены проекты: «Каток» Молодежного центра «Пульс», «Я–гражданин», «Человек и закон», где воспитанники производят экспертизу существующих подростковых законов, проводят опросы общественного мнения среди учащихся школ, подбирают тематику о положении прав человека для дискуссий, составляют проекты законов, дополнения к ним, которые выносятся на общее обсуждение. В результате такой деятельности накапливается опыт решения подростковых проблем.
Ожидаемые результаты
- выработка эффективных способов сотрудничества педагогов - родителей - воспитанников;
- правовое просвещение детей и родителей, педагогов;
- исключение правонарушений.
В достижении конечных результатов правовоспитательных мероприятий наиболее ценно формирование таких мотивов правомерных, юридически активных действий граждан, которые органически сочетают единство личных и общественных интересов. Если под влиянием правового воспитания человек не только ведет себя правомерно, но и рассматривает каждый свой акт поведения под углом общественной полезности, удерживаясь от правонарушения, осознает, что его противоправный поступок может вызвать подражание других лиц, стать отрицательным примером, то можно говорить о достижении намеченной цели работы по формированию правосознания личности.
Следует иметь в виду, что хотя правовое воспитание и профилактика правонарушений осуществляются в комплексе, но они не идентичны. Теоретический и практический интерес имеют определения общего и особенного в таких пересекающихся, взаимосвязанных, но полностью не совпадающих видах деятельности, как профилактическая, правоохранительная и правовоспитательная. Общим для этих видов деятельности является то, что каждая из них представляет собой составную часть деятельности по обеспечению законности, они направлены на искоренение правонарушений, способствуют их сокращению. Общими для этих видов деятельности являются также и цели - укрепление правопорядка, неуклонное и добровольное соблюдение всеми гражданами предписаний правовых норм. Сближает эти виды деятельности и то, что одним из основных методов их осуществления является убеждение. Взаимосвязь проявляется и в том, что правоохранительная и правовоспитательная деятельность имеет общее профилактическое значение.
Финансовое обеспечение
Программа «Помогая одному, спасаешь весь мир» реализуется за счет средств, выделенных администрацией поселка, районным комитетом молодежи и спорта, спонсорских средств, а также иных поступлений, не противоречащих действующему законодательству.
Заключение
Выпускники современных школ и других образовательных учреждений должны обладать не только определенной суммой знаний, развитым формальным интеллектом, но и иными способностями - "критическим" мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, строить собственную жизненную траекторию, иметь опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.
Правовое образование - неотъемлемая часть общей культуры гражданина, условие формирования правосознания. Жизнь в гражданско-правовом обществе формирует правовое сознание (позитивное или негативное), независимо от того, происходит ли это стихийно или целенаправленно в рамках правового образования. Но правовое образование является залогом того, что право станет регулятором жизни индивида, а не помехой, препятствием на его пути реализации своих личных задач. В современных условиях именно правовое образование может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России, граждане которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом и с государством.
Список литературы, используемый педагогом
- Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - 2е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. / или другие издания
- Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода). // Высшее образование в России.- 2004.- №11.- С. 3-14.
- Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО; Изд-во “Новь”, 1999.
- Воспитательная работа в новых условиях (опыт учреждений профессионального образования): Научно-методический сборник./ Авторы-составители И.П.Смирнов, Е.П.Ткаченко. - М.: Издатель. отдел НОУ ИСОМ, 2003.
- Зеер Э.Ф Компетентностный подход к модернизации профессионального образования.// Высшее образование в России.- 2005.- №4.- С. 23-30.
- Невмержицкая Е.В. Воспитательная система колледжа.// Профессиональное образование. - 2004.- №6.- С.10-11.
- Материалы по курсу «Право в нашей жизни»// Проект ЕС Повышение осведомленности в российской правовой системе».
- Орлов В.Ф. Профессиональное воспитание: проблемы и технологии.// Профессиональное образование.- 2004.- №11.- С. 15-16.
- Педагогика профессионального образования: Учеб. пос. для ст. педагог. высш. учеб. зав./ Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2004.
- Педагогический энциклопедический словарь./ Гл. ред. Б.М.Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.
- Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: В 2 книгах. – М., 1999. / или другие издания
- Профессиональная педагогика: Учебник./ Под ред. С.Я.Батышева. - М.: Ассоциация “Профессиональное образование”, 1999 / или другие издания.
- Российская педагогическая энциклопедия./ Под ред. В.В.Давыдова: В 2 т. - М., 1993 - 1999.
- Савотина Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования. //Педагогика. – 2002.- №4.- С. 39.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пос. - М., 1998. / или другие издания
- Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии./ Под ред. Гамезо М.В. - М.: Педагогическое общество России, 2001.
- Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. – М., 2000.
- Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.
- Энциклопедия профессионального образования: В 3 т./ Под ред. С.Я.Батышева. - Т.1-3.- М.: Ассоциация “Профессиональное образование”, 1999.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование занятий подросткового клуба «Экипаж»
по программе «Помогая одному, спасаешь весь мир»
на 2017 – 2018 учебный год
1 год обучения
№ п/п | Наименование раздела, темы. | Количество часов | Дата | |||
Теория | Практика | Всего | По плану | По факту | ||
1. | Вводное занятие. - Инструктаж по ТБ. - Знакомство с целями и задачами программы. | 2 1 1 | 2 | 02.09. 02.09. | ||
I. | Человек в обществе: главные ценности. | 11 | 18 | 29 | ||
2. | - Мораль и право. - Игровой практикум «Немного о праве» - Добро и зло. - Психологический тренинг «Живой цветок» - Дискуссия «Интеллигентный человек. Какой он?». | 1 1 | 1 1 1 | 06.09. 06.09. 09.09. 09.09. 13.09. | ||
3. | - Ценности и идеалы. - Твои ценности в жизни. - Идеал для современного подростка. - Ложные кумиры и ценности. - Анкетирование. | 1 1 | 1 1 1 | 13.09. 16.09. 16.09. 20.09. 20.09. | ||
4. | - Международное гуманитарное право. - Просмотр и разбор презентации «Международное гуманитарное право» - Ситуативный практикум «Твой взгляд». | 2 | 1 2 | 23.09. 23.09. 27.09. 27.09. 30.09. | ||
5. | - ООН и всеобщая декларация прав человека. - Всеобщая декларация прав человека. - Ситуативный практикум «Твой взгляд». | 1 1 | 1 2 | 30.09. 04.10. 04.10. 07.10. 07.10. | ||
6. | - Твои конституционные права и гарантии. - Дискуссионный практикум «Я гражданин Российской Федерации». - Тестирование «Знаешь ли ты свои права?» | 2 | 2 1 | 11.10. 11.10. 14.10. 14.10. 18.10. | ||
7. | - Основные права и свободы человека. (деловая игра). - Дискуссионный клуб «Человек в обществе: главные ценности» | 1 | 2 1 | 18.10. 21.10. 21.10. 25.10. | ||
II. | Правовая школа для подростка. | 19 | 24 | 43 | ||
8. | - Правоотношения и их участники. - Дискуссионный клуб «Времена, обычаи и нравы» - Тестирование «Как вы себя контролируете?» | 1 1 | 2 | 25.10. 28.10. 28.10. 01.11. | ||
9. | - Права несовершеннолетних. - Конкурс знатоков «На что имеем право». - Работа над буклетом на правовую тему. | 2 | 1 2 | 01.11. 08.11. 08.11. 11.11. 11.11. | ||
10. | - Уголовная ответственность несовершеннолетних. - Ситуативный практикум «Решение юридических задач» | 2 | 2 | 15.11. 15.11. 18.11. 18.11. | ||
11. | - Возраст. Доверие. - Независимость. | 1 1 | 1 1 | 22.11. 22.11. 25.11. 25.11. | ||
12. | - Давление. Влияние. - Тестирование «Командовать или подчиняться?», «Какие роли вы выполняете» | 2 | 2 | 29.11. 29.11. 02.12. 02.12. | ||
13. | - Насилие и жестокость. - Тренинг «Твой остров» - Просмотр и обсуждение фильма Р. Быкова «Люба». - Важно уметь защищаться! | 2 1 | 2 1 | 06.12. 06.12. 09.12. 09.12. 13.12. 13.12. | ||
14. | - Родители и дети. Взаимная любовь, взаимные обязанности. - Тестирование «Ваш коэффициент взаимопонимания?» - Работа над буклетами на тему «Жестокое обращение с детьми». | 2 | 1 2 | 16.12. 16.12. 20.12. 20.12. 23.12. | ||
15. | - Частная жизнь человека. - Законы, защищающие частную жизнь человека. - Ситуативный практикум «Решение юридических задач». - Просмотр и разбор презентации «Моя жизнь – мои правила». | 1 2 | 2 1 | 23.12. 27.12. 27.12. 30.12. 30.12. 10.01. | ||
16. | - Публичная жизнь человека. - Сюжетно-ролевая игра «Частная и публичная жизнь человека» | 2 | 3 | 10.01. 13.01. 13.01. 17.01. 17.01. | ||
III. | Остановись у роковой черты | 18 | 26 | 44 | ||
17. | - Шалость. Злонамеренный поступок. - Ситуативный практикум «Решение юридических задач». - Тест «Диагностика агрессивного поведения» | 2 | 2 1 | 20.01. 20.01. 24.01. 24.01. 27.01. | ||
18. | - Вандализм. - Ситуативный практикум «Решение юридических задач». - Дискуссионный клуб «Вандализм и его последствия сегодня». | 2 | 2 1 | 27.01. 31.01. 31.01. 03.02. 03.02. | ||
19. | - Проступок. Правонарушение. Преступление. - Ситуативная игра «Верно – неверно». - Практическая работа в парах. | 2 | 2 1 | 07.02. 07.02. 10.02. 10.02. 14.02. | ||
20. | - Сквернословие и его вред. - Дискуссионный клуб «Интеллигентный человек. Какой он?». | 2 | 2 | 14.02. 17.02. 17.02. 21.02. | ||
21. | - Табакокурение. Не туши свою жизнь. - Просмотр и обсуждение видеоролика «Опыт с 400 сигаретами» - Работа над буклетом на тему ЗОЖ, против курения. | 2 | 1 2 | 21.02. 24.02. 24.02. 28.02. 28.02. | ||
22. | - Алкоголизм. Не утопи свое счастье. - Просмотр и обсуждение видеоролика «Влияние алкоголя на организм человека». - Работа над буклетом на тему ЗОЖ, против алкоголизма. | 2 | 1 2 | 03.03. 03.03. 07.03. 07.03. 10.03. | ||
23. | - Наркотики – путь в никуда. - Просмотр и обсуждение презентации «Звезды и наркотики» - Анкета «Вредные привычки и подросток» - Ролевая игра «Умей сказать «Нет!» | 2 | 1 1 1 | 10.03. 14.03. 14.03. 17.03. 17.03. | ||
24. | - Токсикомания. Не стань тенью. - Ситуативный практикум «Административная ответственность за употребление и хранение одурманивающих веществ». - Анкета «Выявление уровня информированности ребят». | 2 | 2 1 | 21.03. 21.03. 24.03. 24.03. 28.03. | ||
25. | - ВИЧ – это реальность. - Ролевая игра «Группа риска». - Викторина – ромашка «Вопросы и ответы». - Просмотр презентации “Здоровье подростков. Вопросы и ответы” | 2 | 1 1 1 | 28.03. 31.03. 31.03. 04.04. 04.04. | ||
IV. | Будь осторожен. | 8 | 18 | 26 | ||
26. | - О красоте, моде и хорошем вкусе (устный журнал) - Твой имидж. - Просмотр и обсуждение видеоролика «Влияние СМИ на молодежные культуры». | 1 1 | 1 1 2 | 07.04. 07.04. 11.04. 11.04. 14.04. 14.04. | ||
27. | - Молодежные субкультуры. - Просмотр и обсуждение видеороликов о молодежных неформальных течениях. - Работа над презентацией «Молодежь: сегодняшний день» | 2 | 2 2 | 18.04. 18.04. 21.04. 21.04.
25.04. 25.04. | ||
28. | - Как противостоять влиянию подростковых антиобщественных группировок. - Ситуативный практикум «Умей сделать правильный выбор!». - Работа над агитационным буклетом для молодежи. | 2 | 2 2 | 28.04. 28.04. 02.05. 02.05. 05.05. 05.05 | ||
29. | - Как не стать жертвой преступления. - Ситуативный практикум «Помоги себе сам!». - Работа над буклетом памяткой. | 2 | 2 2 | 12.05. 12.05. 16.05. 16.05. 19.05. 19.05. | ||
30. | Итоговое занятие. | - | 2 | 23.05. 23.05. | ||
31. | Повторение по изученному курсу. (Резерв) | 26.05. 26.05. 30.05. 30.05. |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование занятий подросткового клуба «Экипаж»
по программе «Помогая одному, спасаешь весь мир»
на 2018 – 2019 учебный год
2 год обучения
№ п/п | Наименование раздела, темы. | Количество часов | Дата | |||
Теория | Практика | Всего | По плану | По факту | ||
I. | Вводное занятие. | 2 | 2 | 4 | ||
- Инструктаж по ТБ. - Знакомство с целями и задачами обучения на год. - Творческие итоги воспитанников за 2017/2018 учебный год. - Тренинг «Твой курс». | 1 1 | 1 1 | 01.09. 01.09. 07.09. 07.09. | |||
II. | Знакомство с самим собой. | 11 | 16 | 27 | ||
2. | - Человек привычки – человек воли. - Тестирование «Активизация внутренних ресурсов». - Искусство управлять собой. -Психологический практикум «Оцени свои волевые качества». - Тренинг «Искусство ставить цели» | 1 1 | 1 1 1 | 5 | 08.09. 08.09. 14.09. 14.09. 15.09. | |
3. | - Мое первое резюме - «Ярмарка достоинств» подготовка к ролевой игре. - Ролевая игра «Ярмарка достоинств». | 1 1 | 1 1 1 | 5 | 15.09. 21.09. 21.09. 22.09. 22.09. | |
4. | - Как можно изменить себя? Психолого-этический практикум - Тренинг «Говорящий стул» - Анкетирование «Мои достоинства и недостатки» - Дискуссионный час по теме. | 1 1 | 1 1 1 | 5 | 28.09. 28.09. 29.09. 29.09. 05.10. | |
5. | - Как быть, чтобы себя изменить? - Ситуативный практикум «Твоё решение» | 1 1 | 1 1 | 4 | 05.10. 06.10. 06.10. 12.10. | |
6. | - Познавай себя скорей, чтоб понять весь мир людей! - Как проходить личностные тесты -Тестирование. Тест Келлера «Изучение психологических особенностей личности». - Опросник Айзенка «Кто ты по темпераменту?» - Школа самоуважения.. | 1 1 1 | 1 1 1 1 1 | 8 | 12.10. 13.10. 13.10. 19.10. 19.10. 20.10. 20.10. 26.10. | |
III. | Люди существуют друг для друга. | 19 | 24 | 43 | ||
7. | - Как вести себя среди людей. - Ситуативный практикум « Твое решение». - Тест «Общительный ли вы человек» | 1 1 | 1 1 | 4 | 26.10. 27.10. 27.10. 02.11. | |
8. | - Беседа «Что несет твое слово: мир или войну?» - Как мы говорим друг с другом? - Дискуссионный клуб «Можно ли убить словом?!» | 1 1 | 1 2 | 5 | 02.11. 03.11. 03.11. 09.11. 09.11. | |
9. | - Создание позитивных дружеских отношений. - Давайте говорить друг другу комплименты | 1 1 | 1 1 | 4 | 10.11. 10.11. 16.11. 16.11. | |
10. | - Мы все такие разные и это здорово. - Тестирование. Могли бы вы стать участником реалити-шоу «Большой Брат» | 1 1 | 1 1 | 4 | 17.11. 17.11. 23.11. 23.11. | |
11. | - Что такое толерантная личность? – беседа с элементами игры. - Чувствовать рядом с собой человека. - Тренинг «Играй белыми» | 1 1 1 | 1 1 1 | 6 | 24.11. 24.11. 30.11. 30.11. 01.12. 01.12. | |
12. | - Милосердие в современном мире. - Дискуссионный клуб «Почему исчезло слово «милосердие»?» | 1 1 | 1 1 | 4 | 07.12. 07.12. 08.12. 08.12. | |
13. | - Человек в обществе: главные ценности. - Дискуссионный клуб «Счастье – это…» - Турнир знатоков этикета | 1 1 | 1 1 1 | 5 | 14.12. 14.12. 15.12. 15.12. 21.12. | |
14. | - Что такое конфликт? - Критика – дело тонкое. - Ситуативный практикум «Твоё решение» | 1 1 1 | 1 1 1 | 6 | 21.12. 22.12. 22.12. 28.12. 28.12. 29.12. | |
15. | - Чем полезен компромисс? - Психологический тренинг «Найди компромисс» - Дискуссионный клуб «Компромисс – показатель слабости или признак зрелости личности?» | 1 1 | 1 1 1 | 5 | 29.12. 11.01. 11.01. 12.01. 12.01. | |
IV. | Найди свой путь. | 18 | 26 | 44 | ||
16. | - Твоя жизненная траектория. - Как сделать выбор? - Тестирование «Определение профессиональных интересов» | 1 1 | 1 1 1 | 5 | 18.01. 18.01. 19.01. 19.01. 25.01. | |
17. | - Дороги, которые мы выбираем… - Тестирование «Карта одаренности» по А.И. Савенкову - Презентация профессий | 1 1 | 1 1 1 | 5 | 25.01. 26.01. 26.01. 01.02. 01.02. | |
18. | - Деньги и наше к ним отношение. - Заработав деньги, начинаешь уважать себя. - Дискуссионный клуб «Твоя первая зарплата» | 1 1 | 1 1 1 | 5 | 02.02. 02.02. 08.02. 08.02. 09.02. | |
19. | - Деловая игра «Биржа труда – рынок профессий» - Практикум «Современные востребованные профессии». | 1 1 | 1 1 | 4 | 09.02. 15.02. 15.02. 16.02. | |
20. | - Из истории одежды. - Стиль – образ жизни. - Костюм делового человека. | 1 1 | 1 2 | 5 | 16.02. 22.02. 22.02. 01.03. 01.03. | |
21. | - Первое впечатление. Какое оно? - Твоё вакантное место. - Практикум «Как «продавать» себя работодателю» | 1 1 | 1 1 1 | 5 | 02.03. 02.03. 09.03. 09.03. 15.03. | |
22. | - На работу в первый раз. - Контракт или трудовой договор?! - Ситуативный практикум «При приёме на работу…» | 1 1 | 1 2 | 5 | 15.03. 16.03. 16.03. 22.03. 22.03. | |
23. | - По одёжке встречают... - Сам себе имиджмейкер. - Дискуссионный клуб «Внешний вид. Это важно?!» | 1 1 | 1 1 1 | 5 | 23.03. 23.03. 29.03. 29.03. 30.03. | |
24. | - Портрет лидера. - Что значит быть лидером? – ролевая игра. - Тренинг лидерского поведения «Я самый-самый» | 1 1 | 1 2 | 5 | 30.03. 05.04. 05.04. 06.04. 06.04. | |
V. | Поговорим откровенно. | 8 | 18 | 26 | ||
25. | - Если друг оказался вдруг… - Жители разных планет: мальчишки и девчонки. - Дискуссионный клуб «Легко ли быть «белой вороной»?» | 1 1 | 1 1 2 | 6 | 12.04. 12.04. 13.04. 13.04. 19.04. 19.04. | |
26. | - Избранник на всю жизнь. - Психологический практикум «На пороге семейной жизни». - Семья – малое государство. | 1 1 | 1 2 1 | 6 | 20.04. 20.04. 26.04. 26.04. 27.04. 27.04. | |
27. | - Я выбираю здоровый образ жизни. - Зеркало здоровья. - Конструируем модель здорового человека. - Болезнь как трагедия жизни. | 1 1 | 1 2 1 | 6 | 03.05. 03.05. 04.05. 04.05. 10.05. 10.05. | |
28. | - Правила приличия в житейских ситуациях. - Язык, мимика и жесты. - Занятие с элементами тренинга «Культура свободного времени» | 1 1 | 1 1 2 | 6 | 11.05. 11.05. 17.05. 17.05. 18.05. 18.05. | |
29. | Итоговое занятие по программе. | - | 2 | 2 | 24.05. 24.05. | |
Итого часов: | 58 | 86 | 144 | |||
30. | Резервные уроки. Повторение и закрепление по программе «Помогая одному, спасаешь весь мир». | 4 | 25.05. 25.05. 31.05. 31.05. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Апробация проектно - исследовательской технологий на основе разработки интеллект карты (в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы естественнонаучной направленности «Земля у нас одна» )
В основе лежит создание научного общества обучающихся на площадкеМБУ ДО «Еткульский РДДТ»Работа НОУ началась с организациигидрометеорологического поста на реке Чумляк(с.Калачево, Етк...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Земля у нас одна»
Данная программа является дополнительным звеном в обучении детей предметам школьного курса «Окружающий мир», а также может изучаться как самостоятельный предмет. Особое вн...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Дополнительная общеобразовательная Программа художественной направленности «Сто в одном»
Программа разработана для занятий в кружке рукоделия (вязание, вышивание, пэчворк) с учащимися 5-8 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС....
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...
Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году
В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...