Программа кружка "Шкатулка"
рабочая программа
Модифицированная образовательная программа детского творческого объединения
«Шкатулка»
куьтурологической направленности
общекультурного уровня освоения
рассчитана на 5 лет обучения.
Возраст детей от 6 до 15лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_shkatulka.docx | 83.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей Кыштовского района
Дом детского творчества
Рассмотрена и одобрена Утверждаю:
на педагогическом совете _________________
Протокол № ____ директор МКОУ ДОД ДДТ
От ____________201 г. Федоренко Е.В.
Модифицированная образовательная программа детского творческого объединения
«Шкатулка»
куьтурологической направленности
общекультурного уровня освоения
рассчитана на 5 лет обучения.
Возраст детей от 6 до 15лет.
Педагога-совместителя
дополнительного образования
первой категории
Кириенко Ирины Александровны
с. Камышинка, 2015 г.
Пояснительная записка
Образовательная программа " для дополнительного образования разработана на основе нормативных документов:
1. Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
2. Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам ( Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.13г №1008
3. Образовательной программы МКОУ ДОД Кыштовского ДДТ;
4. Программы развития МКОУ ДОД ДДТ;
5. Устава МКОУ ДОД ДДТ;
6. СанПиНов 2.4.4.3172-14.
Программа т.о. «Шкатулка» имеет культурологическую направленность. Её
актуальность заключается в том, что мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем или переоцениваем. Едва ли не в первую очередь это относится к нашему прошлому, которое, оказывается, мы знаем очень поверхностно. Историю мыслим как сумму фактов, дат, имён, как линейную последовательность событий и, как правило, не можем сказать, чем жил обычный крестьянин или горожанин в то время, когда Дмитрий Донской собирал полки для решающей битвы на поле Куликовом, когда Пётр 1 готовился «прорубить окно в Европу», когда Достоевский писал «Братьев Карамазовых». Кем был тот самый мужик, который трудом своим, потом и руками обеспечивал победы, достижения, возможность образованному кругу соотечественников создавать произведения искусства и заниматься наукой? Что заботило, радовало и тревожило крестьянина или ремесленника, чем они занимались, как трудились; о чём мечтали, рассказывали и пели; что передавали своим детям и внукам?
Всё это не просто любопытство. Знание истоков отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа поможет понять и объяснить многие моменты истории страны, судьбы разных социальных и этнических групп, поколений, отдельных людей; поможет избежать некоторых ошибок и найти способы борьбы с отрицательными явлениями, уходящими корнями в толщу народных верований.
Единым является и понимание места человека в мире, взгляд на взаимоотношение его с природой. Давно замечено, что « в бытовой» практике крестьянина земледельческие и семейные интересы были неразрывно связаны. Земледелец был уверен, что особой силой воздействия на природу и человека обладает слово. В обращении крестьянина со словом чувствуется талант творца и удовольствие от работы со знакомым и хорошо поддающимся материалом.
Для каждого человека, в какой бы стране он не родился, к какому бы народу ни принадлежал, важно знать родное слово, чувствовать и понимать его. Ведь именно через слова, через родной язык мы учимся понимать и любить жизнь, окружающую природу, людей. И ничто так не помогает нам в этом, как народное творчество: песни, частушки, пословицы, поговорки, прибаутки, скороговорки и загадки, приметы, сказки.
Наши предки поклонялись, прежде всего, святому духу природы. Они ощущали себя частью её. Кроме почитания природы, сюда входило и обязательное почитание рода, предков, и созидание семейной родовой жизни по древним славянским обычаям.
Немаловажным отражением жизни народа всегда оставались праздники с их обычаями и обрядами. Ритмика праздников и будней в дохристианский период соотносилась со временами года, под которые подстраивалась работа земледельца.
Русские праздники... Весёлые, разгульные, удалые. На Руси праздники зсегда любили, потому что народ, умея трудиться, умел и веселиться. Есть немало народных праздников, корнями своими уходящих в древность. Праздник всегда шагал в ногу с историей, являясь отражением жизни народа. Это часть нашей культуры. Старое нужно знать и беречь. Изучение особенностей жизни наших предков помогает почувствовать себя частью огромного временного потока.
Изучение традиций особенно необходимо в наше непростое время, время технического прогресса, передовых идей и духовных исканий. Проходят тысячелетия, а любовь к Господу и всему сущему на земле остаётся неизменной, лишь трансформируясь от слепого принятия до вполне осознанного выбора жизненного пути.
Народные обряды и обычаи сформировали национальную культуру, которая стала родником, источником вдохновения для русской литературы. Россия и православный строй её души показаны силой ясновидящей любви. Живописный быт, художественная идея, из него верстающаяся, летит над бытом, приближаясь к формам фольклора, сказания.
Народные художественные традиции занимают важное место в жизни каждого народа, предоставляет огромное поле деятельности в работе с детьми, обладает большими воспитательными возможностями.
Содержание программы « Шкатулка» способствует развитию интереса к исторической памяти русского народа, обогащает представления учащихся о жизни и труде предков, о религиозных, культурных, нравственно-этических основах их бытия, особенно если учесть, что программа предусматривает знакомство с обрядовой поэзией русского народа, историей быта, декоративно-прикладным искусством.
Особенность содержания занятий объединения «Шкатулка » состоит в том, что материал не отражает какого-либо одного специального раздела по народной культуре и быту. Он имеет интегральный характер и опирается на данные таких дисциплин, как мировая художественная культура, музыка, живопись, краеведение, история, прикладное искусство, художественное и прикладное творчество.
При отборе материала для программы педагог, прежде всего исходил из того, что любая работа в конечном итоге должна повысить интеллектуальное развитие воспитанников. Следовательно, в программу включены материалы, в наибольшей степени способствующие решению этой задачи. Отсюда усиленное внимание в разработках занятий к вопросам истоков русской культуры и быта.
В занятия объединения включены и такие аспекты из области культуры и быта русского народа, которые требуют от учащихся проведения эмпирической, поисково-исследовательской деятельности, чтобы при рассмотрении материала «докопаться» до сути, первоисточника, этимологии и прийти-к истине, истокам.
Кроме того, использован и в какой-то мере знакомый материал по интересуемой теме, но в иных связках, в ином ракурсе, с целью расширения и углубления знаний учащихся, воспитание детей на лучших культурных традициях и достижениях народного искусства, познания конструктивных основ и технического мастерства.
Все вопросы, рассматриваемые в содержании программы объединения, имеют практическую направленность и выходят за рамки предметов художественно-эстетического цикла. Большое значение в программе уделяется подготовке и проведению праздников как одной из форм деятельности.
Не секрет, что современного человека приходится заново учить празднованию русских традиционных праздников.
Русский праздник позволяет использовать богатые возможности народной художественной культуры для духовного развития школьников, каждый из участников может приобщиться к народному творчеству, а наиболее одарённые - стать творцами в сфере народной художественной культуры. Всеобщность восприятия народного искусства делает его незаменимым средством единения людей, что так важно в наши дни.
Цель программы:
Духовно-нравственное воспитание обучающихся, сохранение традиций празднично-обрядовой культуры русского народа.
Задачи программы:
-сформировать интерес детей к миру традиционной русской культуры и культуре других народов;
-помочь обучающимся освоить музыкально-игровой, хороводный, плясовой репертуар, приуроченный к традиционным праздникам народного календаря;
-ознакомить детей с бытом, нравами и обычаями родного края;
-совершенствовать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности детей;
-воспитать у детей чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре;
-привить уважительное отношение к взрослым и сверстникам, терпимость к людям разных вероисповеданий, к инвалидам, к представителям различных национальных и социальных групп;
-научить пониманию роли семьи в обществе, своего места в семье;
Программа рассчитана на два года обучения, предназначена для детей 6 – 15 лет.
Учебно-тематический план 1го - 5-го года обучения рассчитан на 72 часа в год, занятия один раз в неделю по 2 часа. Количество обучающихся в группе 10-12 человек.
Материал программы позволит педагогу формировать у детей умение сотрудничать при работе в группах, развивать речь, творческие и интеллектуальные возможности и способности, поддерживать талантливые находки, побуждать к инициативности, оригинальному, нестандартному мышлению.
Условия реализации программы
Классификация видов, форм и методов обучения и воспитания
1.По месту обучающихся и педагога на занятии: пассивные, активные и интерактивные.
2.По мотивации: игровые, деловые, заинтересовывающие.
3.По форме взаимодействия учащихся на занятии: групповые и коллективные.
4.По месту в учебном процессе: модельные и линейные (сквозные)
5.По месту в изучении темы: установочные, вводные, проблемные, обобщающие.
6.По компоненту знаний', приобретение новых знаний, закрепляющие, повторение, приобретение дополнительных знаний.
7.По форме: мастер-класс, комбинированное занятие, ролевая игра, фестиваль, репетиция, конкурсы.
В реальном учебном процессе с учётом доступности и наглядности материала представлены:
Народный календарь: время-ритм культуры;
Этнография: этнографические реалии 19-20 вв; образ жизни восточных славян;
Фольклор: ритуально мифологический план традиционной культуры;
Ремёсла: конструирование мира вещей;
Пища: этикет и форма коммуникации внутри социума.
Методические рекомендации:
Одним из главных принципов в работе с детьми является создание непринуждённой обстановки, в которой ребёнок чувствует себя комфортно, раскрепощено. Мы не принуждаем детей к действиям (играм, танцам, пению), а даём возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии. Второй принцип - целостный подход в решении таких задач:
-претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;
-приобщение к народной культуре: слушание и пение народных песен, попевок, разучивание народных игр и хороводов.
В силу возрастных особенностей дети не всегда могут осмыслить значение того или иного календарного события, мы даём им возможность
принять в нем посильное участие, посмотреть выступления других детей, и в какой-то мере проявить свои творческие способности.
Немаловажным является и принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует ещё более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве. Таким образом, группа детей и педагог становятся единым целым.
Этапы реализации программы:
Работа со сценарием.
Репетиции отдельных эпизодов.
Подбор реквизита, костюмов.
Построение мизансцен, сводка танца и вокала.
Повторение и закрепление изученного материала.
Выступление коллектива на праздниках и мероприятиях.
Система контроля, анализа образовательных результатов.
Вводный контроль: определение исходного уровня знаний и умений. Анкетирование, беседы.
Текущий контроль: определение уровня усвоения изучаемого материала по тестам, опросам, уроки-конкурсы, зачёты по разделам.
Итоговый контроль: определение результатов работы и степени усвоения теоретических и практических занятий, сформированности личностных качеств. Открытые уроки.
Результаты работы фиксируются в «журнале учёта выполненных работ». По итогам года дети поощряются грамотами и призами. Подобная система стимулирования детей за их труд и творческий подход к делу, создаёт условия для раскрытия творческих возможностей воспитанников, повышает самооценку.
В конце пятого года обучения учащиеся получают сертификат о получении дополнительного образования.
Учебно-тематический план 1-го года обучения
Название тем | всего | теория | практика |
Вводное занятие | 2 | 2 | - |
Блок 1 «Игрушка любимая моя» | 32 | 8 | 24 |
1. Виды традиционной куклы, значение и | 8 | 2 | 6 |
предназначение. | |||
2. Подготовка и проведение праздника | 12 | 4 | 8 |
кукол. | |||
' 3. Подготовка к конкурсу «Народная | 12 | 2 | 10 |
кукла» | |||
Блок 2 «Святочный калейдоскоп» | 24 | 6 | 18 |
1. Свет Рождественской звезды. | 6 | 2 | 4 |
2. Составление, разучивание колядок. | 6 | 2 | 4 |
3. Изготовление масок и костюмов | 12 | 2 | 10 |
колядовщикам. | |||
Блок 3 «Весна - зажги снега» | 12 | 4 | 8 |
1. Весенние заклички. | 6 | 2 | 4 |
2. Время маслениц - « время молодых». | 6 | 2 | 4 |
Итоговое занятие | 2 | -- | 2 |
Итого: | 72 | 20 | 52 _ |
Учебно - тематический план 2-го года обучения
Название тем | всего | теория | практика |
Вводное занятие | 2 | 2 | - |
Блок 1 «Святочный калейдоскоп» | 16 | 4 | 12 |
1 .Святочные вечёрки. | 8 | 2 | 6 |
2.Подгдтовка к конкурсу «Святочный | 8 | 2 | 6 |
калейдоскоп». | |||
Блок 2 «Весна - зажги снега» | 22 | 6 | 16 |
1. Работа с куклой масленкой. | 4 | 2 | 2 |
2. Молодецкие забавы, масленичные | 6 | 2 | |
народные игры. | |||
3. Хороводы. | 12 | 2 | 10 |
Блок 3 « Лето красное» | 30 | 8 | 22 |
1. Подготовка и проведение фестиваля «Яблочный спас». | 10 | 4 | 6 |
2. Весенне-летние хороводы. | 10 | 2 | 8 |
3. Кадрили. Фольклорные танцы. | 10 | 2 | 8 |
Итоговое занятие | 2 | — | 2 |
Итого: | 72 | 20 | 52 |
Тематический план третьего года обучения
Название тем | всего | теория | практика |
Вводное занятие | 2 | 2 | - |
Блок 1 «Обряды старинных праздников» | 32 | 8 | 24 |
1. Подготовка к конкурсу «Кружева осени» | 8 | 2 | 6 |
2. НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ РУССКОГО И КОРЕННЫХ НАРОДОВ СИБИРИ | 24 | 6 | 18 |
Блок 2 «Русские народные танцы» | 16 | 4 | 12 |
3. Подготовка к празднику «Национальный хоровод» | 8 | 2 | 6 |
4. «Русские народные танцы» | 8 | 2 | 6 |
Блок 3 «Сударыня Масленица» | 20 | 4 | 16 |
5. «Масленичная неделя» | 10 | 2 | 8 |
6.Подготовка к районному конкурсу настенных панно и коллажей «Сударыня Масленица». | 5 | 1 | 4 |
7.Презентация школьных фольклорных мероп | 5 | 1 | 4 |
риятий «Стужа -вон, солнце - в дом». | |||
Итоговое занятие | 2 | — | 2 |
Итого: | 72 | 18 | 54 |
Учебно-тематический план четвертого года обучения
Тема занятия | всего | теория | практика |
Вводное занятие | 2 | 2 | - |
Блок 1 «Осень - жница» | 20 | 3 | 17 |
1. Оспожинки - праздик хлеба. | 8 | 1 | 7 |
2. Семенов день. | 6 | 1 | 5 |
3. Кузьминки - по лету поминки. | 6 | 1 | 5 |
Блок 2 «Делу - время, потехе - час» | 24 | 4 | 20 |
1. Игрища. Игрищенские песни. | 6 | 1 | 5 |
2. Страшные(чудные) вечера. | 6 | 1 | 5 |
3. Круга. | 6 | 1 | 5 |
4. В песне русская душа. | 6 | 1 | 5 |
Блок 3 « Весна - красна» | 24 | 8 | 18 |
1. Дорогая гостья - Масленица. | 10 | 2 | 8 |
2. Светлое воскресенье. | 8 | 2 | 6 |
3. Егорьев день. Праздник пастушков. | 6 | 2 | 4 |
Итоговое занятие. | 2 | 2 |
Учебно-тематический план пятого года обучения
Тема занятия | всего | теория | практика |
Вводное занятие | 2 | 2 | - |
Блок 1 Край родной, навек любимый | 10 | 2 | 8 |
1. Верх - Майзасские традиционные | 4 | 1 | 3 |
празднования. | |||
2. Верх-Майзасу 145 лет. Празднуем юбилей! | 6 | 1 | 5 |
Блок 2. Встречают по одежке... | 15 | 3 | 12 |
1. Народный костюм, причёска, | 5 | 1 | 4 |
косметика. | |||
2. Виды солярных знаков в русской | 5 | 1 | 4 |
народной одежде | |||
3. Обувь и головные уборы русского | 5 | 1 | 4 |
народа. | |||
Блок 3 Красна изба не углами, а красна | 12 | 2 | 10 |
пирогами | |||
1. Традиции русской кухни. | 5 | 1 | 4 |
2. Застолье. Правила сервировки стола. | 7 | 1 | 6 |
Встреча и проводы гостей. | |||
Блок 4. Семейно-бытовые обряды и | 8 | 3 | 5 |
обрядовый фольклор | |||
1 .Родильные и крестильные обряды. | 3 | 1 | 2 |
2.Похоронные обряды и поэзия. | 2 | 1 | 1 |
3. Свадебные обряды. | 3 | 1 | 2 |
Блок 5.Календарные обряды и поэзия. Календарно - обрядовый фольклор. | 8 | 2 | 6 |
1 .Зимние обряды. | 4 | 1 | 3 |
2.Весенне-летние обряды. | 4 | 1 | 3 |
Итоговое занятие | 2 | 2 | |
Всего | 72 | 15 | 57 |
Содержание учебного курса.
Первый год обучения.
Вводное занятие - 2 часа
Предъявление требований к участникам, определение графика работы, ознакомление с техникой безопасности. Форма: беседа Метод: словесный Приём: сообщение новых знаний Оборудование:
Блок 1 « Игрушка любимая мом» - 32 часа»
Тема 1: Виды традиционной куклы, значение и предназначение- 8 часов
Что же такое кукла? На этот вопрос можно ответить по-разному. Толковый словарь С. Ожегова объясняет: кукла- это «детская игрушка в виде фигурки человека». По мнению некоторых учёных-археологов и искусствоведов, кукла-это любая фигурка человека, даже если она и не является детской игрушкой. Судя по археологическим раскопкам, национальная игрушка _на протяжении многих лет не претерпевала существенных изменений. Русская народная игрушка одно из ярких проявлений народной культуры. Разные роли она выполняла. Прежде всего, она тесно связана с детским бытом, с игрой, Другая её функция - эстетическая, а также обрядовая, магическая. Особенно важную функцию несла игрушка в древние времена, в крестьянском быту: с её помощью передавалось мастерство, а с ним традиции нравственной культуры; в игрушках передавались понятия об окружающем мире, о добре и зле, о счастье и красоте. Куклы обрядово-ритуальные, куклы-символы, куклы- игрушки.
Форма: комбинированное занятие.
Метод: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Приём: беседа, наблюдение, работа по образцу. Оборудование: фотографии кукол, образцы кукол, видеозаписи.
Тема 2: Подготовка и проведение праздника кукол - 12 часов
Соломенная кукла (дожинальная, коляда, стригуша); травяная (мокрида, кукушка); лыковая (стригуша, звери); берестяная; крестец (масленка, Масленица); скрутка; набивная или насыпная. Куклы более позднего периода - куклы для театра Петрушки. Все виды кукол могут быть изготовлены своими руками детьми всех возрастов. Созданию кукол для театра отводиться особая роль : эти куклы должны передать образ жизни всех слоев населения, оставаясь куклами превращаться в живых людей. Результатом работы этого блока будет праздник детей - воспитанников и кукол. Предложенные педагогом викторины и конкурсы добавят разнообразие в занятиях, помогут освоить и закрепить предложенный материал.
Форма: комбинированное занятие, занятие- праздник. Метод: объяснительно-иллюстративный. Приём: игры, упражнения, работа по образцу.
Оборудование: образцы кукол, материал для изготовления кукол, видеоматериал.
Тема 3: Подготовка к конкурсу «Народная кукла» - 12 часов
Из многообразия кукол предложено выбрать одну, самую значимую, красивую, самую нужную и незаменимую. Дети выбирают её сами, аргументируя свой выбор.
Собирается и классифицируется материал, предоставленный детьми.
Изготавливается кукла, согласно этнографическим данным.
Форма: практическое занятие.
Метод: коллективный, частично-поисковый.
Приём: исследовательский, работа по образцу.
Оборудование: материал для изготовления куклы, образцы кукол, отделочный материал.
Блок 2 «Святочный калейдоскоп» - 24 часа.
Тема 1: « Свет Рождественской звезды» - 6 часов.
Удивительный и самый светлый праздник - Рождество. Рождество было одним из самых любимых праздников на Руси. Праздник утверждён в честь рождения Христа в Вифлееме. Он принёс в мир добро и свет. Праздник Рождества Христова пришёл к славянским народам после принятия христианства. Причём это всегда был добрый домашний праздник. Вечер накануне Рождества полагалось проводить степенной трапезой в узком семейном кругу. Зато на следующий день на улицу выходил и стар и млад. Веселье длилось до самого Крещенья. Форма: комбинированное занятие, ролевая игра. Метод: наглядный, репродуктивный. Приём: диалог, анализ текста, игра.
Оборудование: веточка ели, украшенная ёлочными игрушками, свечи, кисти, краски, альбомы, иллюстрации с изображением праздничных канонов.
Тема 2: Составление и разучивание колядок - 6 часов.
Канун Рождества Христова - Сочельник, в этот день начинали ходить по домам и петь поздравительные песни. Песни содержали пожелания добра и здоровья. Люди желали друг другу хорошего урожая, здоровых детишек, а также благополучия в хозяйстве. Форма: беседа, практическое занятие, репетиция. Метод: коллективно-групповой, частично-поисковый. Приём: анализ текста, вокально-тренировочные упражнения. Оборудование: кабинет оформляется в форме деревенской избы, музыкальный проигрыватель.
Тема 3: Изготовление масок и костюмов колядовщикам - 12 часов.
Поздравительные песни люди ходили петь обязательно в костюмах и масках, ибо считалось, что песни поют не живые люди, а духи умерших родственников- покровителей и заступников всех живущих. Если хозяева узнавали колядовщиков, считали, что добра в этом году может и не быть. Форма: практическое занятие. Метод: наглядный, репродуктивный. Приём: работа по образцу.
Оборудование: материал для костюмов, краски, кисти, ватманы, старые вещи (для изготовления париков и т.д.)
Блок 3 « Весна – зажги снега» -12 часов.
Тема 1: Весенние заклички - 6 часов.
Весну встречали трижды. Первый раз - на Сретенье, второй раз - на Сороки. «На Сретение зима с весной встречаются. На Сороки - зима кончается, весна начинается». В этот день дети закликали весну с горок - подбрасывали испечённых накануне из ржаной муки «жаворонков» и громко кричали: «Жаворонки, прилетайте, весна пришла!» Форма: лекция, репетиция, праздник.
Метод: словесный, наглядный.
Приём; анализ текста, музыкального произведения.
Оборудование: зал, компьютерные программы.
Тема 2: Время маслениц - «время молодых» - 6 часов.
Масленица - праздник проводов зимы. Праздник Масленицы отмечался* по всей России и в деревнях, и в городах и даже считался обязательным. На этот счёт говорили: « Хоть себя заложи, а Масленицу проводи». Стоит сказать, что значительную часть обычаев, так или иначе связанных с Масленицей, имела привязку к теме семейно-брачных отношений. Так, на Масленицу чествовали молодоженов, поженившихся в течение прошедшего года. Молодым устраивали своеобразные смотрины в селе: ставили их к столбам ворот и заставляли целоваться на глазах у всех, «зарывали» в снег и т.д. Форма: праздник, комбинированное занятие. Метод: словесный, практический.
Приём: показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение. Оборудование; зал, компьютер, видеоматериал.
Итоговое занятие - 2 часа
Подведение итогов за год. Награждение воспитанников.
Формы занятий: торжественное занятие.
Методы: практический.
Приёмы: демонстрация работ.
Оборудование: магнитофон.
Прогнозируемый результат 1-го года обучения»
Второй год обучения.
Вводное занятие - 2 часа
Предъявление требований к участникам, определение графика работы, ознакомление с техникой безопасности. Форма: беседа Метод: словесный Приём: сообщение новых знаний Оборудование:
Блок 1 «Святочный калейдоскоп» -16 часов.
Тема 1: Святочные вечёрки - 8 часов.
Между Рождеством и Крещением длятся Святки - праздничные вечера (вечёрки) с ряжеными, играми и хороводами. Святки - это молодёжные вечера, на вечёрки собирается только не семейная молодёжь. Первая неделя святок называлась святые вечера, а вторая - страшные вечера. Форма: ролевая игра, репетиция, мастер-класс. Метод: объяснительно-иллюстративный, коллективный. Приём: игры, хороводы, театр.
Оборудование: музыкальный центр, костюмы, реквизит.
Тема 2: Подготовка к конкурсу: « Святочный калейдоскоп» - 8 часов.
Составляем театрализованное представление вертеп. Вертеп - переводится пещера, далее всё, что было связано с рождением Иисуса стали называть вертепом.
Форма: репетиция, конкурс. метод: репродуктивный.
Приём: вокально-тренировочные упражнения, репетиции.
Оборудование: зал для репетиций, компьютер, видео и аудиозаписи.
Блок 2 « Весна - зажги снега» - 22 часа*
Тема 1: Работа с куклой масленкой - 4 часа.
Масленицу или Масленика, которых изготавливали из соломы и одевали в соответствующие их полу одежды, возили на санях по всей округе, юле чего с песнями и плясками усаживали на самом высоком месте. )
Форма: лекция, практикум.
Метод: словесный, наглядный.
Приём: сообщение новых знаний, закрепление. Оборудование: солома, старые вещи, крестовина, верёвки.
Тема 2: Молодецкие забавы, масленичные народные игры - 6 часов.
С понедельника дети начинали устраивать праздничное катание с гор. вторника начинались театрализованные представления. На масленичной зеле устраивались кулачные бои, штурмы снежного города, проводились ярмарки и народные гулянья.
Форма: игра, соревнование, турнир.
Метод: коллективный, наглядный, словесный.
Приём: игра, соревнование.
Оборудование: зал, площадка для игр на улице, чучело Масленицы, горка, снежный городок, канат, гири.
Тема 3: Хороводы - 12 часов.
Обряд Масленицы представляет собой неоднозначное явление в гговой жизни славян. Этот праздник восходит к весенним аграрным рядам дохристианской эпохи, когда Масленица приурочивалась ко дню весеннего равноденствия - рубежу, отделяющему зиму от весны. Обрядовые действия были направлены на избавление от зимних тягот и встречу весны, а ней тёплого лета с обильными хлебами. Хороводы также несли аграрный смысл. Предками создан целый пласт хороводов, символизирующих богатый урожай, привлечение дождя.
Форма: мастер-класс, репетиция.
Метод: объяснительно-иллюстративный.
Прием: сообщение новых знаний, закрепление, вокально-тренировочные упражнения.
Оборудование: зал, компьютер, видео и аудиозаписи.
Блок 3 «Лето красное» - З0 часов
Тема 1: Подготовка и проведение фестиваля «Яблочный спас» - 10 часов.
По случаю праздника в храмах проходят торжественные богослужения, освещаются яблоки, которые с этого дня разрешается есть. Те, кто причисляет себя к истинно верующим крестьянам, до Второго Спаса яблок не едят. Обычай имеет и назидательное значение: вначале плоды зелены, незрелы, но по мере развития наливаются соком, созревают. Так и человек в земной жизни может быть некрасив, греховен, но по мере нравственного развития преображается, проникается светом Божиим. Самый же главный плод - наше духовное преображение. К празднику приурочивались не только ярмарки, но и гулянья. «Пришёл Спас - всему час!» - так говорили на Руси. Пришёл час для всеобщего весёлого праздника и доброго угощения. Форма: занятие-практикум, фестиваль. Метод: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Приём: закрепление, вокально-тренировочные упражнения. Оборудование: Зал, аудиозаписи, проигрыватель, костюмы, атрибуты.
Тема 2: Весенне-летние хороводы - 10 часов.
Хоровод является мощным средством в формировании и развитии национальной культуры в связи с нравственным и социальным возрождением народа.
Форма: лекция, беседа.
Метод: объяснительно-иллюстративный.
Приём: сообщение новых знаний, репетиция.
Оборудование: зал, музыкальное сопровождение, костюмы.
Тема 3: Кадрили. Фольклорные танцы - 10 часов.
Кадриль - танец французского происхождения. Буквально, группа из четырёх человек. С конца 17 идо конца 19 веков кадриль была одним из самых популярных бальных танцев. Войдя в народный быт, сохранила своё композиционное построение. Кадриль - одна из разновидностей народного танца и имеет разные названия «кадрель» и «кадрелка».
Фольклорные танцы - танец, исполненный в быту, то есть, в некоей жизненной ситуации, для себя, в своё удовольствие, поводом для которого может быть любой обряд; трудовой, семейный, календарный или народные посиделки и гулянья.
Форма: лекция, беседа.
Метод: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Приём: сообщение новых знаний, закрепление.
Оборудование: костюмы, музыкальное сопровождение, видеозаписи.
Итоговое занятие - 2 часа
Подведение итогов за год. Награждение воспитанников. Формы занятий: торжественное занятие Методы: практический. Приёмы: демонстрация работ. Оборудование: магнитофон.
Третий год обучения.
Вводное занятие - 2 часа
Предъявление требований к участникам, определение графика работы, ознакомление с техникой безопасности. Форма: беседа
Метод: словесный
Приём: сообщение новых знаний .
Оборудование: компьютер.
1. Блок 1 «Обряды старинных праздников»
Тема 1. Подготовка к конкурсу «Кружева осени».
Праздничные гулянья, игры, пляски, обряды праздничного гулянья. Составление сценария.
Форма: репетиция, конкурс.
Метод: репродуктивный.
Приём: вокально-тренировочные упражнения, репетиции
Оборудование: зал для репетиций, компьютер, видео и аудиозаписи.
Тема 2. Народные праздники русского и коренных народов Сибири.
По обычаям дедов и прадедов жизнь человека от рождения и до смерти была неотделима от церковных праздников, от устно-поэтического народного творчества. Воспитание ребёнка, приобщение его к нравственным устоям общества, к труду осуществлялось через конкретную трудовую деятельность и через фольклор. Они сопровождали человека всю его жизнь.
Именно здесь истоки народных праздников, справляемых на Руси с незапамятных времён. Откуда появился тот или иной праздник? Как его справляли у нас в Сибири? Какие народные праздники справляются сегодня и почему?
Форма: праздник, комбинированное занятие.
Метод: словесный, практический.
Приём: показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение.
Оборудование: зал, компьютер, видеоматериал.
Тема 3. . Подготовка к празднику «Национальный хоровод» Движение хоровода, его индивидуальность, самобытность, красочность.
Форма: репетиция, конкурс.
Метод: репродуктивный.
Приём: вокально-тренировочные упражнения, репетиции.
Оборудование: зал для репетиций, компьютер, видео и аудиозаписи.
Тема 4. «Русские народные танцы»
История русского народного танца. Русские народные танцы были популярны еще в Древней Руси. Это веселые заводные хороводы, народные гуляния, которые широко применялись на различных ярмарка, увеселительных программах, праздниках Древней Руси. Русские народные танцы - веселье, пляски, гуляния, юмор, красивые национальные костюмы. Это характеристика русского человека яркий и от всей души танец под веселую и заводную музыку. В основе этого танца лежат: кадриль, хоровод, пляска. Форма: лекция, беседа.
Метод: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Приём: сообщение новых знаний, закрепление.
Оборудование: костюмы, музыкальное сопровождение, видеозаписи.
Тема 5. . «Масленичная неделя»
В Сибири в первой половине 19 века торжества на Масленицу длились всю неделю накануне Великого поста. Назначался распорядитель праздника, который и руководил всем
Встреча (понедельник)
К этому дню — первому дню Масленицы — устраивались общие горы, качели, столы со сладкими яствами. Дети утром делали куклу из соломы — Масленицу — и наряжали её.
Заигрыш (вторник). Второй день, как правило, считался днём для молодожёнов.
Лакомка (среда). В среду тёщи приглашали своих зятьёв на блины.
Разгуляй (четверг). Этот день часто назывался широкий четверток, разгул, перелом. Тёщины вечёрки (пятница).В этот день наступала очередь тёщ навещать зятя: для тёщи пеклись блины.
Золовкины посиделки\прободы (суббота). В этот день молодая невестка приглашала родных к себе. Прощёное воскресенье.В воскресенье все вспоминали, что в понедельник наступает Великий Пост, поэтому, стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощения и говорили друг другу: «Прости меня, пожалуйста, буде в чём виноват пред тобою». В этот день прощаются все обиды и оскорбления.
Форма: праздник, комбинированное занятие.
Метод: словесный, практический.
Приём: показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение.
Оборудование: зал, компьютер, видеоматериал.
Тема 6.Подготовка к районному конкурсу настенных панно и коллажей «Сударыня Масленица».
Фантазии на тему народного праздника.
Форма: практическое занятие.
Метод: коллективный, частично-поисковый.
Приём: словесный.
Оборудование: компьютер, показ слайдов.
Тема 7.Презентация школьных фольклорных мероприятий «Стужа-вон, солнце - в дом».
Весенние народные праздники.
Форма: репетиция, конкурс.
Метод: репродуктивный.
Приём: вокально-тренировочные упражнения, репетиции.
Оборудование: зал для репетиций, компьютер, видео и аудиозаписи.
Итоговое занятие.
Подведение итогов за год. Награждение воспитанников.
Формы занятий: торжественное занятие
Методы: практический.
Приёмы: демонстрация работ.
Оборудование: магнитофон.
Четвертый год обучения.
Вводное занятие - 2 часа.
Познакомить детей с целями и задачами программы.
По обиходному представлению, народное творчество, фольклор - это сохраняемые в быту обряды, обыкновение по особому отмечать годовые праздники, справлять свадьбы, оплакивать умерших, приметы, снотолкования, гадания, пляски. Говоря о фольклоре как об устных, словесных произведениях, имеют в виду былины, исторические песни, сказки, пословицы, предания, легенды, духовные стихи - все виды подобного старинного творчества. К фольклору относят и сравнительно поздно возникшие частушки, песни- романсы вроде «По Муромской дорожке стояли три сосны» или «Любила меня мать, обожала», кем-то из наших современников пущенные в речевой оборот присловья, новейшие анекдоты.
Словесный фольклор относиться к многочисленным и многообразным явлениям художественной деятельности народа - этим он сходен с художественной литературой, хотя и отличается от неё прямой связью с бытом. Фольклор может соединяться и с искусством актёрского исполнения.
Фольклор - творчество неавторского типа. Специфика фольклора порождается самим процессом его возникновения. Фольклор творят отдельные люди, но творят по-особому. Работа отдельного человека в фольклоре сочетается с работой других, зависит от работы других, и каждый пользуется результатами общей работы.
Фольклор - это совокупность устных произведений с осознанной и неосознанной
художественной установкой, включенных в практическую жизнь народа и созданных в
процессе совместного труда поколений, это - творчество с устойчивым традиционным
содержанием и традиционной формой.
Форма: Лекция.
Метод: Словесный.
Приём: Сообщение новых знаний.
Оборудование: компьютер.
Блок 1 Осень - жница - 24 часа.
Тема 1 Оспрожинки - прраздник хлеба - 8 часов.
Праздник посвящен собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. К этому времени завершаются полевые работы: жатва, вывоз хлеба в овины, уборка льна. Заложена основа благосостояния семьи на будущий год. В этот день чествовали и благодарили Богородицу за собранный урожай. Считается, что она даёт благополучие, покровительствует земледелию, семье и особенно матерям.
В ночь на этот день возжигают «новый» огонь и начинают «замолотки». Живой огонь
добывают путём трения. Обряд характерен для многих губерний России в XIX - начале
XX вв. Перед началом добывания нового огня во всём селении хозяевами домов гасится
прежний огонь, в первую очередь домашние печи, а также огни на божницах (могут
остаться только огни в церкви).
Форма: Рассказ, игра
Метод: Словесный, практический
Приём: Игровая костюмированная программа
Оборудование: Зал, подобранная музыка, костюмы.
Тема 2 Семенов день-6 часов.
Народное название дня памяти преподобного Симеона Столпника, основателя подвижничества, именуемого столпничеством (IV-V века). На Руси его называли "летопроводцем" и на протяжении 400 лет в этот день праздновали начало нового лета (года), так как в России до 1700 года новый год начинался с 1 сентября. У крестьян в Семенов день совершали обряд осенин - первой встречи осени и наступления бабьего лета.
Бабье лето считалось и бабьим праздником и временем, когда начинались осенние женские работы: мяли и трепали пеньку, мочили коноплю, мыли в воде и расстилали по лугам лен. В Семенов день начинали прясть и затыкать кросна, т.е. подготавливали основу на ткацких станах, чтобы ткать холст.
Ко дню Симеона Столпника заканчивали уборку яровых культур ("Семен-день - семена долой, то есть семена сами выпадают из колосьев" - воронежск.); завершали посев ржи ("В Семенов день севалка с плеч"; "В Семен-день до обеда паши, а после обеда пахаря вальком погоняй" - костромск.); солили огурцы.
Форма: Игра.
Метод: Практический.
Приём: Сообщение о празднике.
Оборудование: Рисунки.
Тема 3 Кузьминки - по лету поминки - 6 часов.
Кузьминки. Кузьмы-Демьяна день. По народному календарю - осень занимает время от второго Спаса до Кузьминок, а на Кузьминки - встречают зиму.
Святые Кузьма и Демьян пользовались большой популярностью у крестьян, являясь одновременно покровителями ремесел (особенно кузнечного), женского рукоделия, а также семейного очага, супружеского счастья и свадеб.
В этот день устраивались кузьминки - праздник с вечеринкой и угощением. Кузьминки были главным образом девичьим праздником. Девушки готовили обрядовую еду - кашу, варили пиво, угощали парней. В состав угощений входила курятина: Кузьма и Демьян считались "курьими богами", поэтому в курятниках либо возле них служили молебны.
Весной, подкладывая яйца под курицу, говорили: "Матушка Кузьма-Демьян, зароди
цыпляток к осени; курочку да петушка тебе зарежем!"
Форма: Урок-беседа
Метод: Объяснительно-иллюстративный
Приём: Сообщение новых знаний, беседа, демонстрация
Оборудование: Аудипроигрыватель, кассеты.
Блок 2 Делу время-потехе час- 24 часа. Тема 1 Игрища. Игрищенские песни. - 6 часов.
Святочные игрища (вечеринки, вечерки, пляски, повада, посиделки, посидки, сборище, субботка)- форма проведения молодежных собраний во время Святок.
В избу, где проходило игрище, в 5-6 часов вечера первыми собирались девушки, делали последние приготовления и переодевались в праздничные наряды. Чуть позже подходили парни и другие жители деревни. Постепенно вся изба наполнялась народом. Пока молодежь пела, водила хороводы, плясала и играла в игры, взрослое население рассматривало и оценивало наряды парней и девушек, следило за их развлечениями и обсуждало самые разнообразные вопросы. Одни приходили, другие уходили, но шум и веселье продолжались на игрище далеко за полночь. В самый разгар вечерки в избе вдруг появлялась ватага одетых в пестрые, самые немыслимые костюмы людей, которые на определенное время, иногда достаточно продолжительное, завладевали вниманием всех присутствующих. Начинались игры ряженых, участниками которых становились все находящиеся в избе по очереди. После ухода ряженых пение и пляски возобновлялись. Ближе к полуночи, когда основная часть взрослых расходилась по домам, молодежь, нередко под руководством пожилых знающих женщин, устраивала гадания. Наиболее смелые отправлялись узнавать свою судьбу в опасные в это время места - на перекресток дорог или к проруби, а самые отчаянные - в баню в полном одиночестве. Обсуждение гаданий, рассказывание страшных историй, последние пляски и игры завершались к 4-5 часам ночи, и все потихоньку отправлялись по домам. Парни, проводив девушек, нередко продолжали развлечения, устраивая шум и переполох около домов спящих мирным сном хозяев, а также подшучивая над загулявшими мужичками, которые припозднились в гостях и надумали поздно возвращаться домой (см. Святочные бесчинства). К раннему же утру расходились и парни, чтобы отдохнуть и с новыми силами на следующий вечер продолжить гуляние на молодежном игрище.
Форма: Беседа, практикум.
Метод: Наглядный, практический.
Приём: Сообщение, демонстрация.
Оборудование: Зал, диски.
Тема 2 Стращные(чудные) вечера - 6 часов.
В крестьянском быту святки считались самым большим, шумным и веселым праздником — праздником молодежи по преимуществу. С особым нетерпением ожидали их девушки, предчувствуя целый ряд забав и развлечений. Начинались святки с Николина дня 19 декабря и завершались Крещением 19 января. Гадали со дня Спиридона-поворота 25 декабря, когда «солнце поворотит на лето, зима — на мороз». Однако главные святочные действия брали начало с Рождественского сочельника 6 января. День Рождества Христова 7 января почитался одним из самых великих праздников. Святочные вечера с 7 по 13 января (Васильевский вечер, Новый год) считались святыми, а с 13 по 19 — страшными. Форма: Беседа, творческое занятие
Метод: Репродуктивный, объяснительно- иллюстративный Приём: Объяснение с использованием наглядности Оборудование: предметы для гадания, зал
ТемаЗ Круга. Троица. 6 часов.
Один из самых главных, ответственных периодов народного земледельческого календаря падает на седьмую неделю после Пасхи. Неделя эта носит название «семиковой», «русальной», «зеленой», «гряной», особо отмечены три ее дня: Семик, приходящийся на четверг; родительская суббота; Троица - воскресенье, 50-й день после Пасхи.
емик - седьмой четверг после Пасхи считался очень большим праздником, он открывал сложный комплекс обрядов, знаменующих прощание с весной и встречу лета, прославляющих зеленеющую землю с центральным персонажем - березкой.
Селения на этот небольшой отрезок времени буквально преображались: дома и улицы украшаются срезанными березками, ветками, цветами. На Троицу прихожане являются на обедню в церковь с букетами полевых цветов, а пол в храме устилается свежей травой.
Те, кто придерживался старинных обычаев, утром посещали кладбища, где и встречали семик. Веселье начиналось после обеда. Молодежные гулянья, игры, хороводы происходили или в лесу, вокруг березки, или в деревне, куда с песнями вносили срубленное и украшенное деревце. - 2 часа.
Пересчёт-считалка неотъемлемая часть детских игр. Считалки - рифмованные стишки,
состоящие по большей части из придуманных слов и созвучий с подчёркнуто строгим
соблюдением ритма. Посредством считалок перед игрой делят роли и устанавливают
очередь. С помощью считалок определяют того, кто «водит».
Форма: Беседа, игра
Метод: Объяснительно-иллюстративный
Приём: Игра
Оборудование: Зал, музыка
Тема 4 В песне русская душа - 6 часов.
Русская народная песня — песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития русской культуры. У народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен.
По жанрам песни могут быть обрядовыми, календарными. Например, пасхальные, весенние, жатвенные. Могут быть связаны с этапами жизни: детские, свадебные, похоронные, солдатские. Также существуют плясовые и хороводные. Особняком стоят эпические (былины) и лирические протяжные. К ним примыкает более современная частушка со страданиями. При этом некоторые песни могут использоваться «не по назначению». Например, лирическая может стать и хороводной.
Вот такая она, русская песня, загадочная и неизвестная. Она настолько разнообразна и
многолика, что понять ее во всех гранях за всю жизнь очень тяжело и профессионалу.
Форма: Урок-беседа
Метод: Объяснительно-иллюстративный
Приём: Сообщение новых знаний, беседа, демонстрация
Оборудование: фонограммы.
Блок 3 Весна - красна - 24 часа.
Тема 1 Дорогая гостья - Масленица -10 часов.
Нет в русской традиции праздника более яркого, бесшабашного и веселого, чем Масленица. Он находится на стыке двух времен года и двух миров - зимы и весны. Считается, что человек плохо и скучно проведший масленицу, будет неудачлив в течение всего года.
Издавна повелось на Руси, что масленица — самый веселый, разудалый праздник в году.
Масленица не приходит, она въезжает в каждый дом, и встречают ее все — от мала до
велика. Сделать это нужно достойно, не скупясь. В старину даже следовали правилу: «С себя надо последнее снять, а масленицу широко встречать, а кто схоронится от веселья,
тот и дом свой схоронит».
Форма: Урок-беседа
Метод: Объяснительно-иллюстративный
Приём: Сообщение новых знаний, беседа, демонстрация
Оборудование: компьютер.
Тема 2 Светлое воскресенье - 8часов.
Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "прехождение", "избавление". В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.
Воскресение Христово - это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы. Форма: Урок-беседа, игра Метод: Объяснительно-иллюстративный Приём: Сообщение новых знаний, беседа, демонстрация Оборудование: пасхальные блюда.
Тема 3 Егорьев день - 6 часов.
В этот день проводили обряд первого выгона скота, купались в егорьевской росе, в некоторых местах с этого дня начинался сезон весенне-летних песен и ставили качели. Св. Георгий (Егорий, Юрий) в христианской традиции известен как великий мученик и чудотворец. Будучи воином в страже императора Диоклетиана, он обличал его как гонителя христиан, за что и был обезглавлен 23 апреля 303 г. Согласно христианским легендам, св. Георгий совершил множество подвигов и чудес. Главным из них было освобождение от огромного змея жителей г. Бейрута, которые должны были ежегодно отдавать на съедение змею своих детей.
В русской народной традиции Георгий Победоносец считался одним из главных святых. В «егорьевской» песне, исполнявшейся в западных губерниях Европейской России, об этом говорится так:
На тым соборе три престола: Первый престол — свят Егорий, Другой престол — Мать Пречистая, Третий престол — сам Иисус Христос.
В деревнях Верхнего Поволжья день памяти св. Георгия считался вторым по значимости после главного христианского праздника — Пасхи.
Форма: Урок-беседа, игра
Метод: Объяснительно-иллюстративный
Приём: Сообщение новых знаний, беседа, демонстрация Оборудование: костюмы.
Пятый год обучения.
Вводное занятие - 2 часа.
Познакомить детей с целями и задачами программы. По обиходному представлению, народное творчество, фольклор - это сохраняемые в быту обряды, обыкновение по особому отмечать годовые праздники, справлять свадьбы, оплакивать умерших, приметы, снотолкования, гадания, пляски. Говоря о фольклоре как об устных, словесных произведениях, имеют в виду былины, исторические песни, сказки, пословицы, предания, легенды, духовные стихи - все виды подобного старинного творчества. К фольклору относят и сравнительно поздно возникшие частушки, песни-романсы вроде «По Муромской дорожке стояли три сосны» или «Любила меня мать, обожала», кем-то из наших современников пущенные в речевой оборот присловья, новейшие анекдоты. Словесный фольклор относиться к многочисленным и многообразным явлениям художественной деятельности народа - этим он сходен с художественной литературой, хотя и отличается от неё прямой связью с бытом. Фольклор может соединяться и с искусством актёрского исполнения. Фольклор - творчество неавторского типа. Специфика фольклора порождается самим процессом его возникновения. Фольклор творят отдельные люди, но творят по-особому. Работа отдельного человека в фольклоре сочетается с работой других, зависит от работы других, и каждый пользуется результатами общей работы.
Фольклор - это совокупность устных произведений с осознанной и неосознанной художественной установкой, включенных в практическую жизнь народа и созданных в процессе совместного труда поколений, это - творчество с устойчивым традиционным содержанием и традиционной формой. Форма: лекция Метод: словесный Приём: сообщение новых знаний Оборудование: компьютер Блок 1 Край родной, навек любимый Тема l.Bepx - Майзасские традиционные празднования. Праздники, которые празднуются в нашем селе регулярно .(Вербное воскресенье, Пасха, Троица, Рождество, Крещение,) Форма: Рассказ, игра Метод: Словесный, практический Приём: Игровая костюмированная программа Оборудование: Зал, подобранная музыка, костюмы. Тема 2. Верх - Майзасу - 145 лет. Празднуем юбилей! Совместно с ДК проведем празднование юбилея села. Форма: праздник. Метод: творческий
Приём: Игровая костюмированная программа
Метод: Объяснительно-иллюстративный
Приём: Сообщение новых знаний, беседа, демонстрация
Оборудование: компьютер.
Тема 3. Обувь и головные уборы русского народа.
Значение головных уборов. Виды женских головных уборов: кокошник,
сорока, кика. Отличительные особенности. Виды мужских головных уборов:
шапки, болванец, муромолки, горлатные шапки. Виды и старинные названия
обуви. Русские валенки.
Форма: Урок-беседа, игра
Метод: Объяснительно-иллюстративный
Приём: Сообщение новых знаний, беседа, демонстрация
Оборудование: компьютер(презентация)
Блок 3 Красна изба не углами, а красна пирогами.
Тема 1. Традиции русской кухни.
Русские хлеб-соль. Еда обычная и праздничная. Русские пироги и калачи
Рецепты изделий из дрожжевого теста: открытого пирога, кулебяки,
инвентарь и посуда: квашня, решето, мутовка, корыто, сечка, ведро, таз,
самовар, чайник, ступа, ковш и др.
Форма: Урок-беседа, игра
Метод: Объяснительно-иллюстративный
Приём: Сообщение новых знаний, беседа, демонстрация
Оборудование: компьютер(презентация)
Тема 2. Застолье. Правила сервировки стола. Встреча и проводы гостей. Посуда для сервировки. История возникновения столовых приборов. Значение скатерти для русского стола. Требования к оформлению стола, правила этикета за столом. Форма: Урок-беседа, игра Метод: Объяснительно-иллюстративный Приём: Сообщение новых знаний, беседа, демонстрация Оборудование: компьютер (презентация) Блок 4. Семейно-бытовые обряды и обрядовый фольклор. Отражение в фольклоре представлений народа о важнейших моментах человеческой жизни: рождении, вступлении в брак, смерти. Тема 1. Родильные и крестильные обряды. Родильные и крестильные обрядовые песни Форма: Урок-беседа, игра Метод: Объяснительно-иллюстративный Приём: Сообщение новых знаний, беседа, игра Оборудование: компьютер, костюмы Тема 2. Похоронные обряды и поэзия.
Мотив посмертных превращений, перевоплощений душ умерших в птиц,
деревья, растения. Мотив извечного круговорота: жизнь-смерть- жизнь.
Отражение представлений о мировом дереве.
Форма: Урок-беседа, игра
Метод: Объяснительно-иллюстративный
Приём: Сообщение новых знаний, беседа, игра
Оборудование: компьютер
Тема 3.Свадебные обряды.
Родильные и крестильные обрядовые песни.
Свадебные обряды: сватовство, смотрины, сговор, рукобитье. Девичник- мальчишник, расплетание косы, утро свадебного дня, сборы свадебного поезда, приезд жениха, стол в доме невесты, молодые в доме жениха, княжий стол, послесвадебные обряды. Свадебные песни: символика, художественные особенности
( синтаксический и психологический параллелизмы, повторы, постоянные
эпитеты и др.) Величальные и корильные песни
Форма: Урок-беседа, игра
Метод: Объяснительно-иллюстративный
Приём: Сообщение новых знаний, беседа, игра
Оборудование: компьютер, музыка
Блок 5.Календарные обряды и поэзия. Календарно - обрядовый фольклор. Тема 1 .Зимние обряды.
Коляда ("colenda» лат.) - святки и праздник рождества Христова и все дни до Крещенья; сочельник рождественский, колядование, обряд хождения по домам в Рождество и Новый год с поздравлениями, песнями, со звездою или житом для сбора денег или пищи; подарки, собранные при этом; свинья, убиваемая на Рождество; песни при колядовании, употребляемые как колядки. Этимология слова «коляда».
Зимние святки - период от рождества (25.12 ст. ст.) (7.01. н. ст.) до Крещения (19.01. н.ст.). Взаимовлияние языческих и христианских обрядов. Грамота царя Алексея Михайловича о коляде и народных играх 1649 г., запрещающая колядование в Москве и её пригородах. Классические обработки колядок Н.А. Римским - Корсаковым. Отражение святочных обрядов в классической музыке, литературе.
Праздник «Зимние посиделки» В основу праздника могут быть положены разработки «Русские посиделки», «Зимние вечёрки». Игры, хороводы, пословицы, загадки, скороговорки, русские народные песни. Приглашение к чаю. Праздник проводится с участием родителей, бабушек, односельчан. Форма: Урок-беседа, игра Метод: Объяснительно-иллюстративный Приём: Сообщение новых знаний, беседа, игра Оборудование: компьютер, музыка Тема. 2. Весенне-летние обряды.
Масленица - передвижной праздник лунного календаря. Масленичная неделя. Масленица - праздник поклонения солнцу. Проводы Зимы. Рубеж года по земледельческому календарю.
Древняя символика круга, связанная с «круговоротом» солнца, светил и цикличностью жизни. Отражение символики круга в обрядах: катание на лошадях вокруг деревни, хороводы, блины и оладьи, шанежки и лепёшки.
Поминовение предков. Чествование молодых, «бешеные свадьбы» (последние каникулы Великого Поста ).
Отражение масленичных обрядов в русской литературе, музыке, живописи. Обряд завивания березки. Ритуальные игры.
Семицкие и Троицкие обряды и песни. Купальские и жнивные обряды и песни.
Форма: Урок-беседа, игра Метод: Объяснительно-иллюстративный Приём: Сообщение новых знаний, беседа, игра Оборудование: компьютер, музыка, костюмы.
Ожидаемые результаты
Воспитанники должны знать:
-виды традиционных кукол;
-заклички, колядки;
-основные сведения о Масленице.
-основные праздники народного календаря;
- заклички, песни, игры;
-народную игрушку, театр Петрушки, вертеп;
-названия и обряды старинных русских праздников
-русские народные танцы
-масленичные традиции
-историю и традиции своего села.
- народные костюмы, прически, косметику, головные уборы.
-традиции русской кухни.
-семейно-бытовые и календарные обряды.
Должны уметь:
- изготавливать традиционных кукол;
-составлять костюм колядовщика;
-выразительно декламировать;
- исполнять песни;
-исполнять игровые, хороводные движения, элементы пляски; '
- выразительно декламировать;
-рассказывать о народных праздниках и календарных приметах, непринуждённо чувствовать себя в сценическом костюме.
-водить хоровод.
-танцевать русский танец.
-выполнять панно на заданную тему.
Литература.
Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. Издательство «Книга». 1986 г.
Криничная Н.А. Русская мифология. Издательство «Эксмо». 2004г. ! рушко Е.С. Медведев Ю.М. Русские легенды и предания. Издательство «Эксмо». 2004г.
Хроленко А.Т. Язык фольклора. Издательство «Эксмо». 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...