Методическая разработка "Звук и цвет"
методическая разработка (5, 6 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_i_tsvet.docx | 24.22 КБ |
Предварительный просмотр:
«ЗВУК И ЦВЕТ»
Р.А. Имамеева
Система дополнительного образования, включающая в себя различные области художественного воспитания, представляет широкие возможности для объединения в одном творческом проекте деятельность педагогов по различным предметам эстетического цикла.
Методическая разработка художественно-музыкального, литературно-драматического турнира «Звук и цвет» адресована педагогам дополнительного образования музыкального и художественного направлений. Она может быть также использована в работе с учащимися средних классов образовательных учреждений, посещающих занятия в ЦДО при школах.
Представленные в данной разработке творческие задания могут стать программой целенаправленной подготовки учащихся к конкурсу как педагогами различных предметов, участвующих в данном проекте, возможно также проведение его одним педагогом музыкального направления.
Проведение турнира целесообразно как в конце учебных полугодий, так и в условиях летнего хорового оздоровительного лагеря.
В турнире предполагается участие двух команд: «музыкантов» и «художников». Численность детей в командах может быть от 3 до 10 человек.
Цель методической разработки – развитие творческих способностей учащихся через синтез музыкального, изобразительного и сценического искусств.
Работа направлена на внутреннее творческое самораскрытие воспитанников, расширение их культурного кругозора, развитие художественно-ассоциативного воображения.
Важная особенность предлагаемого турнира заключается в том, что не все участники конкурса должны делать то же, что и остальные, но каждый оказывается в ситуации, когда он в соответствии со своими личными способностями, навыками участвует в игре. Таким образом, разнообразие типов и форм заданий позволяет каждому участнику реализовать свой личный творческий потенциал в той форме и в таком объеме, который для него наиболее приемлем и желателен (конкурс № 5 «Цветомузыкальное караоке», конкурс № 7 «Зоологический карнавал», конкурс № 9 «Святочные гадания»).
В то же время в разработке турнира представлены задания, предполагающие совместное планирование учащимися и коллективную реализацию общего творческого проекта (конкурс № 3 «Золотая рыбка», конкурс № 4 «Звукоизобразительный кроссворд», конкурс № 8 «Живая картина», конкурс № 6 «В городах и весях»). Работа в малых группах над решением определенной творческой задачи создает предпосылки и условия для развития навыков социализации, дружественного творческого общения и сотрудничества ребят.
Таким образом, турнир «Звук и цвет» представляет собой опыт межпредметного конкурсного проекта. В основе интеграционного турнира предполагаются совместное действие музыки, изобразительного искусства, сценического движения и речи. При выполнении конкурсных задач предпочтительно становятся востребованными креативные способности участников (импровизация, композиция), нежели репродуктивные.
Интегрировано-игровая форма турнира представляет возможность детям актуализировать их главное качество - способность и желание играть, которое становится помощником педагога в решении различных задач: пробуждении творческих сил, реализации творческой активности, преодолении неуверенности в себе и т.д.
Известно, что дети обладают в большей мере, чем взрослые способностью целостного восприятия действительности. Союз музыки и живописи значительно усиливает силу творческого воздействия художественного произведения, остроту и глубину его восприятия. Подобная взаимосвязь отражает существующие глубинные связи между звуком и цветом. По мысли суфийского философа, музыканта Хазрата Инайят Хана цвет и звук являются двумя аспектами жизни, и, по сути - они одно - звук является цветом, а цвет звуком (4, с.17).
Настоящий турнир был разработан для классов художественно-эстетического и музыкального развития при ДТЮ «На Ленской». Специализированные музыкальные классы на базе ДТЮ представляют собой весьма плодотворную форму и среду обучения, а также творческого общения учащихся. Для учителя базового предмета – сольфеджио - облегчается возможность создания и построения комплексного, интегративного курса, тесно связанного как с другими предметами музыкального цикла (музыкальной литературой, хором, инструментом), так и с предметами общеобразовательного цикла, и, в первую очередь - с литературой, историей, изобразительным искусством.
Системность общего и художественно-эстетического образования дает основу для реализации столь актуальной установки на подготовку юных музыкантов с универсальным подбором творческих навыков, обеспечивающих их готовность к многообразным видам деятельности. Именно ориентация на комплексное развитие учащихся предопределяет высокий развивающий эффект преподавания. Цельность в этом смысле, как основа обучения музыкальному искусству, как нельзя лучше была сформулирована выдающимся русским музыкантом середины 19 века А.Ф. Львовым: «Нельзя питать какую-либо силу нашей души отдельно от других сил, их общее развитие должно содействовать развитию музыкального чувства…»(3, с.14).
Предлагаемая методическая разработка является одним из опытов в поисках новых форм, методов и средств в организации учебно-воспитательной деятельности учащихся ДТЮ «На Ленской», реализации эффективных подходов к процессу формирования и развития творческого потенциала личности.
ТУРНИР "ЗВУК И ЦВЕТ"
Команды-участницы: в турнире принимают участие две команды. Команда -«музыкантов» и команда «художников».
Домашнее задание:
1) Сочинить мелодию (команде «музыкантов»), текст (команде «художников») «Гимна ДТЮ». Спеть, обыграть.
2) Представить сказку А.С. Пушкина «Золотая рыбка» в различных жанрах:
1. Оперы 3. Водевиля 6. Кукольного спектакля
2. Оперетты 4. Комедии 7. Балета
3. Рок - оперы 5.Трагедии 8. Пантомимы
Конкурс 1. «Домашнее задание – Гимн школы».
Конкурс 2 "О, викторина, ах, вернисаж!"
Тема: Времена года в живописи и в музыке.
Задание: Подберите к прослушанным четырем фрагментам "музыкальных времен года" соответствующие живописные произведения.
Музыкальные фрагменты:
1. А. Вивальди. "Осень" (из цикла "Времена года").
2. Э.Григ. "Весной".
3. С. Прокофьев. "Вариации феи Лета" (из балета "Золушка").
4. П. Чайковский. Декабрь. "Святки" (из цикла "Времена года")
Живописные произведения:
1. Ткачев А. "Золотая осень".
2. Шишко С. "Днепр осенью".
3. Рущиц Ф. "Весна". —
4. Врубель М. "Сирень".
5. Волков Е. "В лесу. По весне".
6. Левитан И. "Большая вода".
7. Моне К. "Дама в саду".
8. Пластов А. "Полдень".
9. Кустодиев Б. "Масленица".
10. Брейгель П. "Поклонение волхвов в снегопаде".
11. Васнецов В. "Снегурочка".
Конкурс 3. "Золотая рыбка" (домашнее задание).
Конкурс 4. "Звукоизобразительный кроссворд"
Задание: составить и решить кроссворды каждой команде (всего 12 вопросов: 6 -музыкальных, 6 - художественных).
Конкурс 5. "Цветомузыкальное караоке".
Задание: а) запев - исполнить соло участнику команды;
б) припев - команде болельщиков.
Конкурс 6. "В городах и весях".
Задание первой команде: "Страны - композиторы" - разложите предложенные карточки с фамилиями композиторов и названиями стран парами.
Задание второй команде: "Страны - художники" - разложите предложенные карточки с фамилиями художников и названиями стран парами.
Конкурс 7. "Зоологический карнавал".
Задание: представить в движении: (пантомиме, танце), в соответствии с музыкальным образом по пять животных и птиц. Болельщикам: определить вид животного.
1. К. Сен-Санс. "Слон" (из цикла "Карнавал животных").
2. С. Прокофьев. "Шествие кузнечиков".
3. Г. Галынин. "Медведь".
4. К. Сен-Санс. "Лебедь".
5. К. Сен-Санс. "Курицы и петухи".
1. Н. Римский-Корсаков. "Полет шмеля" (из оперы "Сказка о царе Салтане").
2. К. Сен-Санс. "Кенгуру".
3. К. Илиев. "Курочка снесла яичко".
4. С. Прокофьев («Утка» из сюиты «Петя и волк»).
- К. Сен-Санс. «Королевский марш льва» (из цикла "Карнавал животных").
Конкурс 8. "Живая картина".
Задание: по представленной картине сделать групповую композицию. Командам по очереди необходимо угадать название "картины" (или дать свое название).
1. Решетников Ф. "Опять двойка".
2. Перов В. "Приезд гувернантки в купеческий дом".
3. Перов В. "Тройка".
4. Васнецов В. "Аленушка".
5. Маковский К. "За чаем".
6. Федотов П. "Сватовство майора".
Конкурс 9. "Святочные гадания по мелодическому рисунку".
Игра "Угадай мелодию" - на материале отечественной эстрады.
Использованная литература:
- Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка. Очерки. - Л., 1977.
- Взаимодействие и синтез искусств. - Л., 1978.
- Львов А.Ф. Советы начинающим играть на скрипке.- СПб., 1859.
- Хан Х.И. Мистицизм звука.- М., 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Цвета неба"
В статье содержится методическая разработка урока по изобразительному искусству по теме "Цвета неба".Занятие ставит перед собой цель научить детей лучше чувствовать цвет,находить взаимосвязь между цве...
Методическая разработка "Изготовление цветов и украшений из бисера"
Формирование у обучающихся знаний и умений по изготовлению цветов и украшений из бисера...
Методический материал "Сочетание цвета в одежде"
Методический материал для образовательной программы театра моды составила методист ЦДТ "Царицыно"Некрасова Елена Николаевна__________________________________________________________________...
Методическая разработка занятия «Цвета. Счет 1-10. Буква Oo.»
Методическая разработка«Цвета. Счет 1-10.Буква Oo.»...
методическая разработка "изготовление цветов с жесткими лепестками" в технике квиллинг
подробное описание этапов урока и технологии изготовления цветка розы в технике квиллинг с фотографиями этапов работы и готовых изделий...
Методическая разработка занятия «Цветов таинственная сила. Изготовление розы из фоамирана»
Повторение пройденного материала, знакомство учащихся с технологией изготовления цветка розы из фоамирана....
Методическая разработка урока "Цвета" по английскому языку во 2 классе к УМК "Английский в фокусе" В. Эванс, Н.И. Быкова и др.
Здесь представлен современный урок в свете требований ФГОС нового поколения для 2 класса, чтобы развить у учащихся: 1) навыки устной и письменной речи, 2) навыки коллективной и самостоятельной р...