Методическая разработка "Звук и цвет"
методическая разработка (5, 6 класс)

Имамеева Раиса Анатольевна
Методическая разработка художественно-музыкального, литературно-драматического турнира «Звук и цвет» адресована педагогам дополнительного образования музыкального и художественного направлений. Она может быть также использована в работе с учащимися средних классов образовательных учреждений, посещающих занятия в ЦДО при школах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_tsvet.docx24.22 КБ

Предварительный просмотр:

                                              «ЗВУК И ЦВЕТ»

Р.А. Имамеева

Система дополнительного образования, включающая  в себя различные области художественного воспитания, представляет широкие возможности для объединения в одном творческом проекте деятельность педагогов по различным предметам эстетического цикла.                         

             Методическая разработка  художественно-музыкального, литературно-драматического турнира «Звук и цвет» адресована педагогам дополнительного образования музыкального и художественного направлений. Она может быть  также использована в работе с учащимися средних классов образовательных учреждений,  посещающих  занятия  в ЦДО при школах.

        Представленные в данной разработке творческие задания могут стать программой целенаправленной подготовки учащихся к конкурсу как педагогами различных предметов, участвующих в данном проекте, возможно также проведение его одним педагогом музыкального направления.

        Проведение турнира целесообразно как  в конце учебных полугодий, так и в условиях летнего хорового оздоровительного лагеря.

В турнире предполагается участие двух команд: «музыкантов» и «художников». Численность детей в командах может быть от 3 до 10  человек.  

            Цель методической разработки – развитие творческих способностей учащихся через синтез музыкального, изобразительного и сценического искусств.

            Работа направлена на внутреннее творческое самораскрытие воспитанников, расширение их культурного кругозора, развитие художественно-ассоциативного воображения.

          Важная особенность предлагаемого турнира заключается в том, что не все участники конкурса должны делать то же, что и остальные, но каждый оказывается в ситуации, когда он в соответствии со своими личными способностями, навыками участвует в игре.  Таким образом, разнообразие типов и форм заданий позволяет каждому участнику реализовать свой личный творческий потенциал в той форме и в таком объеме, который для него наиболее приемлем и желателен (конкурс № 5 «Цветомузыкальное караоке», конкурс № 7 «Зоологический карнавал», конкурс № 9 «Святочные гадания»).

        В то же время в разработке турнира представлены  задания, предполагающие совместное планирование учащимися и коллективную  реализацию общего творческого проекта (конкурс № 3  «Золотая рыбка»,  конкурс № 4 «Звукоизобразительный кроссворд», конкурс №  8 «Живая картина», конкурс №  6 «В городах и весях»).  Работа в малых группах над решением определенной творческой задачи создает предпосылки и условия для развития навыков социализации, дружественного творческого общения и сотрудничества ребят.

          Таким образом,  турнир «Звук и цвет» представляет собой опыт межпредметного конкурсного проекта. В основе  интеграционного турнира  предполагаются совместное действие музыки, изобразительного искусства, сценического движения и речи. При выполнении конкурсных задач предпочтительно становятся востребованными креативные способности участников  (импровизация,  композиция), нежели репродуктивные.

Интегрировано-игровая форма турнира представляет возможность детям актуализировать их главное качество -  способность и желание играть, которое становится помощником педагога в решении различных задач: пробуждении творческих сил, реализации творческой активности, преодолении неуверенности в  себе и т.д.

        

      Известно, что дети обладают  в большей мере, чем взрослые способностью целостного восприятия действительности. Союз музыки и живописи значительно усиливает силу творческого воздействия художественного произведения, остроту  и  глубину его восприятия. Подобная взаимосвязь отражает существующие  глубинные связи между звуком и цветом.  По мысли суфийского философа, музыканта Хазрата Инайят Хана  цвет и звук являются двумя аспектами жизни, и, по сути - они одно - звук является цветом, а цвет  звуком (4, с.17).

         Настоящий турнир  был разработан для классов художественно-эстетического и музыкального развития при ДТЮ «На Ленской».  Специализированные музыкальные классы на базе ДТЮ представляют собой весьма плодотворную  форму и среду обучения, а также творческого общения учащихся.  Для учителя базового предмета – сольфеджио - облегчается возможность создания и построения комплексного, интегративного курса, тесно связанного как с другими предметами музыкального цикла (музыкальной литературой, хором, инструментом), так и с предметами общеобразовательного цикла, и, в первую очередь - с литературой, историей, изобразительным искусством.

  Системность общего и художественно-эстетического образования дает основу для реализации столь актуальной установки на подготовку  юных музыкантов с универсальным подбором творческих навыков, обеспечивающих их готовность к многообразным видам деятельности. Именно ориентация на комплексное развитие учащихся предопределяет  высокий развивающий эффект преподавания. Цельность в этом смысле, как основа обучения музыкальному искусству, как нельзя лучше  была сформулирована выдающимся русским музыкантом середины 19 века А.Ф. Львовым: «Нельзя питать какую-либо силу нашей души отдельно от других сил, их общее развитие должно содействовать развитию музыкального чувства…»(3, с.14).

  Предлагаемая методическая разработка  является одним из опытов в поисках новых форм, методов и средств  в организации учебно-воспитательной  деятельности учащихся  ДТЮ «На Ленской»,  реализации эффективных подходов к процессу формирования и развития творческого потенциала личности.

ТУРНИР  "ЗВУК И ЦВЕТ"

Команды-участницы: в турнире принимают участие две команды. Команда  -«музыкантов» и команда «художников».

Домашнее задание: 

       1) Сочинить мелодию (команде «музыкантов»),  текст (команде «художников») «Гимна ДТЮ».  Спеть, обыграть.

2) Представить сказку А.С. Пушкина «Золотая рыбка» в различных жанрах:

1. Оперы                3. Водевиля     6. Кукольного спектакля

2. Оперетты           4. Комедии      7. Балета

3. Рок - оперы        5.Трагедии      8. Пантомимы

Конкурс 1. «Домашнее задание – Гимн школы».

Конкурс 2 "О, викторина, ах, вернисаж!"

Тема: Времена года в живописи и в музыке.

Задание: Подберите к прослушанным четырем фрагментам "музыкальных времен года" соответствующие живописные произведения.

Музыкальные фрагменты:

1. А. Вивальди. "Осень" (из цикла "Времена года").

2. Э.Григ. "Весной".

3. С. Прокофьев. "Вариации феи Лета" (из балета "Золушка").

4. П. Чайковский.  Декабрь. "Святки" (из цикла "Времена года")

Живописные произведения:

1. Ткачев А. "Золотая осень".

2. Шишко С. "Днепр осенью".

3. Рущиц Ф. "Весна". —

4. Врубель М. "Сирень".

5. Волков Е. "В лесу. По весне".

6. Левитан И. "Большая вода".

7. Моне К. "Дама в саду".

8. Пластов А. "Полдень".

9. Кустодиев Б. "Масленица".

       10. Брейгель П. "Поклонение волхвов в снегопаде".

       11. Васнецов В. "Снегурочка".

Конкурс 3. "Золотая рыбка" (домашнее задание).

Конкурс 4. "Звукоизобразительный кроссворд"

              Задание: составить и решить кроссворды каждой команде (всего 12 вопросов: 6 -музыкальных, 6 - художественных).

Конкурс 5. "Цветомузыкальное караоке".

Задание: а) запев - исполнить соло участнику команды;

                             б) припев - команде болельщиков.

 Конкурс 6. "В городах и весях".

Задание первой команде: "Страны - композиторы" - разложите предложенные карточки с фамилиями композиторов и названиями стран парами.

Задание второй команде: "Страны - художники" - разложите предложенные карточки с фамилиями художников и названиями стран парами.

   Конкурс 7. "Зоологический карнавал".

Задание: представить в движении: (пантомиме, танце), в соответствии с музыкальным образом по пять животных и птиц. Болельщикам: определить вид животного.

1. К. Сен-Санс. "Слон" (из цикла "Карнавал животных").

2. С. Прокофьев. "Шествие кузнечиков".

3. Г. Галынин. "Медведь".

4. К. Сен-Санс. "Лебедь".

5. К. Сен-Санс. "Курицы и петухи".

1. Н. Римский-Корсаков. "Полет шмеля" (из оперы "Сказка о царе Салтане").

2. К. Сен-Санс. "Кенгуру".

3. К. Илиев. "Курочка снесла яичко".

                4. С. Прокофьев («Утка» из сюиты «Петя и волк»).

  1. К. Сен-Санс. «Королевский марш льва» (из цикла "Карнавал животных").

Конкурс 8. "Живая картина".

Задание: по представленной картине сделать групповую композицию. Командам по очереди необходимо угадать название "картины" (или дать свое название).

1. Решетников  Ф. "Опять двойка".

2. Перов В.  "Приезд гувернантки в купеческий дом".

3. Перов В. "Тройка".

4. Васнецов В. "Аленушка".

5. Маковский К. "За чаем".

6. Федотов П. "Сватовство майора".

Конкурс 9. "Святочные гадания по мелодическому рисунку".

        Игра "Угадай мелодию" - на материале отечественной эстрады.


Использованная литература:

  1. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка. Очерки. - Л., 1977.
  2. Взаимодействие и синтез искусств. - Л., 1978.
  3. Львов А.Ф. Советы начинающим играть на скрипке.- СПб., 1859.
  4. Хан Х.И. Мистицизм звука.- М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Цвета неба"

В статье содержится методическая разработка урока по изобразительному искусству по теме "Цвета неба".Занятие ставит перед собой цель научить детей лучше чувствовать цвет,находить взаимосвязь между цве...

Методическая разработка "Изготовление цветов и украшений из бисера"

Формирование у обучающихся знаний и умений по изготовлению цветов и украшений из бисера...

Методический материал "Сочетание цвета в одежде"

Методический материал для образовательной программы театра моды составила методист ЦДТ "Царицыно"Некрасова Елена Николаевна__________________________________________________________________...

Методическая разработка занятия «Цвета. Счет 1-10. Буква Oo.»

Методическая разработка«Цвета. Счет 1-10.Буква Oo.»...

методическая разработка "изготовление цветов с жесткими лепестками" в технике квиллинг

подробное описание этапов урока и технологии изготовления цветка розы в технике квиллинг с фотографиями этапов работы и готовых изделий...

Методическая разработка занятия «Цветов таинственная сила. Изготовление розы из фоамирана»

Повторение пройденного материала, знакомство учащихся с технологией изготовления цветка розы из фоамирана....

Методическая разработка урока "Цвета" по английскому языку во 2 классе к УМК "Английский в фокусе" В. Эванс, Н.И. Быкова и др.

Здесь представлен современный урок в свете требований ФГОС нового поколения для 2 класса, чтобы развить у учащихся: 1) навыки устной и письменной речи, 2) навыки коллективной  и самостоятельной р...