программа по культуре речи
рабочая программа (9 класс)
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Факультативный курс Культура речевого общения ориентирован на учащихся 9 класса, желающих повысить свою языковую культуру, уровень речевой коммуникации, изучить этико-социальные основы культуры речевого поведения.
Направление деятельности: познавательное.
Факультативный курс рассчитан на 34 часа и изучается в течение всего учебного года (34 недели) по 1 часу в неделю.
Формы проведения занятий:
– индивидуальная и групповая поисково-исследовательская деятельность, ориентирующая обучающихся на самостоятельный поиск и обобщение разнообразного лексического материала;
– тренинги, на которых обучающиеся выполняют индивидуальные задания, выступают с сообщениями;
– викторины на лучшего знатока русского слова;
– семинары, на которых обучающиеся защищают свои творческие работы.
Виды деятельности:
- групповая работа,
- индивидуальная работа,
- исследовательская деятельность,
- проектная деятельность.
Цель занятий – сформировать устойчивое представление о культуре речи, её основных понятиях, функциональных стилях современного русского языка в целом и официально-деловом стиле в частности, поскольку именно он является основой речевого общения в различных сферах общественной жизни: предпринимательстве, бизнесе, политике, сервисе, экономике; содействовать формированию толерантной, открытой для общества личности, способной к сотрудничеству.
Основными задачами, реализующими цель, являются: развитие и формирование коммуникативной способности, готовности к позитивному общению; формирование практических навыков успешного, эффективного речевого общения.
Программа факультативного курса построена с учётом принципов системности, научности, доступности, а также преемственности и перспективности и предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится практическим, семинарским, исследовательским занятиям; ролевым и деловым ситуативным играм, имитационному моделированию, диалоговому общению, работе в малых группах, тренингу.
Каждый раздел программы включает задания для самостоятельной работы и индивидуального публичного выступления.
Формы контроля.
Сообщение на лингвистическую тему, доклад, реферат, анализ художественных текстов, исследовательская работа, презентация.
2. Планируемый результат освоения курса.
В результате изучения культуры речи учащийся должен знать и понимать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
- различать разговорную речь научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- определять тему, основную мысль текста, функционально- смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
- развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Критерии успешности учащихся:
Ученик получает зачёт (оценка не ниже «4») при условии:
-выполнения не менее 5 обязательных работ, представленных в установленный срок, в предложенной учителем форме с соблюдением стандартных требований к их оформлению.
Дополнительные баллы выставляются за любое из названных дополнительных условий:
- качественно выполненное по собственной инициативе задание;
- использование Интернет-технологии;
- инициативную публичную презентацию своей работы в школе или за её пределами (конференция, конкурс, смотр, публикация и т.п.).
3. Содержание учебного курса.
1. Основные понятия культуры речи.
Язык как система. Язык и речь. Функции языка (коммуникативная, когнитивная, комулятивная, метаязыковая, эстетическая и др. ) Культура речи.
2. Культура делового общения.
Официально-деловой стиль. Культура устной деловой речи. Условия диалогического общения. Виды диалогов. Рекомендации по культуре речи.
3. Культура монологической речи.
Технические характеристики говорения. Особенности монологической речи (цель и содержание, построение, произнесение, типичные недостатки ораторской речи). Фигуры речи(анафора, градация, парадокс, гипербола, риторический вопрос, параллелизм, антистрофа, антономасия и др.). Виды речи (приветственная, деловая, митинговая, парламентская, застольная и др.).
4. Этико-социальные аспекты культуры речи.
Культура речевого поведения и этические нормы общения (культура речевого поведения, речевой этикет). Этикет и международные отношения. Категория вежливости в русском языке. Формы обращения, роль местоимений, Глагольные формы, Частицы и вежливость. Социальные аспекты культуры (стиль, пол, социальное положение, профессия, возраст).
4. Тематическое планирование курса.
№ п/п | Содержание | Форма организации учебного занятия | Дата планируемого проведения | Дата фактического проведения |
1 | Основные понятия культуры речи | Семинар | 06.09 | 06.09 |
2 | Язык как система. Язык и речь. | Семинар | 13.09 | 13.09 |
3 | Функции языка: коммуникативная, когнитивная, кумулятивная, метаязыковая, эстетическая | Работа в малых группах | 20.09 | 20.09 |
4 | Культура речи | Практикум | 27.09 | 27.09 |
5 | Культура делового общения | Ситуативно-ролевая игра. | 04.10 | 04.10 |
6 | Официально-деловой стиль речи | Практикум | 11.10 | 11.10 |
7 | Культура устной деловой речи | Ситуативно-ролевая игра. | 18.10 | 18.10 |
8 | Условия диалогического общения. Виды диалогов. | Семинар | 25.10 | 25.10 |
9 | Культура монологической речи. | Практикум | 08.11 | 08.11 |
10 | Технические характеристики говорения. | Исследование | 15.11 | 15.11 |
11 | Особенности монологической речи: цель, содержание построение, представление (произнесение). | Семинар | 22.11 | 22.11 |
12 | Типичные недостатки ораторской речи. | Практикум | 29.11 | 29.11 |
13 | Фигуры речи: анафора, градация, антитеза. | Семинар | 06.12 | 06.12 |
14 | Фигуры речи: гипербола, литота, аллюзия. | Семинар | 13.12 | 13.12 |
15 | Фигуры речи: парадокс, антифразис, паралипсис. | Семинар | 20.12 | 20.12 |
16 | Фигуры речи: антиципация, полисиндетон. | Семинар | 27.12 | 27.12 |
17 | Фигуры речи: параллелизм, антономасия и др. | Семинар | 17.01 | 21.01 |
18 | Виды речи: приветственная, деловая. | Практикум | 24.01 | 28.01 |
19 | Виды речи: митинговая, парламентская, застольная. | Практикум | 31.01 | 04.02 |
20 | Критерии оценки речей. | Ученическая конференция | 07.02 | 11.02 |
21 | Этико-социальные аспекты культуры речи | Семинар | 14.02 | 18.02 |
22 | Культура поведения и этические нормы общения: культура речевого поведения. | Тренинг | 21.02 | 25.02 |
23 | Речевой этикет | Ситуативно-ролевая игра. | 28.02 | 04.03 |
24 | Этикет и международные отношения. | Семинар | 07.03 | 11.03 |
25 | Категория вежливости в русском языке: формы обращения. | Тренинг | 14.03 | 18.03 |
26 | Роль местоимений. | Семинар | 21.03 | 25.03 |
27 | Глагольные формы. | Семинар | 04.04 | 08.04 |
28 | Частицы и вежливость. | Семинар | 11.04 | 15.04 |
29 | Эвфемизмы и вежливость. | Семинар | 18.04 | 22.04 |
30 | Социальные аспекты культуры (стиль, пол, социальное положение говорящих, возраст, профессия) | Исследование | 25.04 | 29.04 |
31 | Урок моделирование собственного речевого высказывания | Практикум | 02.05 | 06.05 |
32 | Практикум по речевому высказыванию | Ситуативно-ролевая игра. | 16.05 | 13.05 |
33 | Монологический марафон | Практикум | 23.05 | 20.05 |
34 | Рекомендации по культуре устной речи. | Семинар | 25.05 | 22.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курсов "Культура речи. Нормы русского литературного языка"
для 10-11 классов...
ПРОГРАММА КРУЖКА "КУЛЬТУРА РЕЧИ"
ПРОГРАММА КРУЖКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА...
Рабочая программа курса "Культура речи" 9 класс
Рабочая программа курса "Культура речи" 9 класс...
Рабочая программа кружка "Культура речи"
По данной программе в занимательной, доступной для учащихся форме повышается уровень речевой культуры учащихся. Творческие задания, игровые формы проведения занятий кружка, конференции, телепере...
Дополнительная образовательная программа «Стилистика. Культура речи»
Современному человеку необходимо овладеть искусством установления и поддержания контактов с окружающими их людьми. А овладение этим искусством должно начаться еще в школьном возрасте.Цель програ...
Рабочая программа по культуре речи
Рабочая программа учебной дисциплины ОД.02.07 "Культура речи" является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 071501 "Народное худо...
Авторская программа спецкурса "Культура речи " 9 кл.
Рабочая программа по курсу "Культура речи" составлена на основе авторской программы "Культура речи 9 кл." для общеобразовательных учреждений под редакцией С.И. Львовой....