Основные этапы обучения в школе детей с РАС
методическая разработка (7 класс)
На примере конкретной школы можно увидеть этапы формирования АОП , где учитываются все особенности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.62 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАС
Аутизм является нарушением, затрагивающим все сферы психики , поэтому в коррекционной работе с аутичным ребёнком обычно участвуют специалисты разного профиля. Они сообща подводят итоги диагностики и определяют, какие актуальные задачи развития будут решаться дефектологом, психологом, логопедом, а какие – в классе, на кружках и т.д. Если над определённой проблемой работает более одного специалиста, требуется постоянная координация, чтобы программы коррекции не входили в противоречие. Также специалисты совместно с учителем разрабатывают методические рекомендации по организации уроков с учётом индивидуальных особенностей детей: возможные формы участия ребёнка в учебной деятельности, вспомогательные дидактические средства, особенности формирования мотивации. В итоге становится возможна выработка единой стратегии комплексного воздействия, как на фронтальных, так и на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях.
Системное взаимодействие специалистов различного профиля в процессе обучения детей с РАС является необходимым условием его результативности.
Рассмотрим систему взаимодействия специалистов разного профиля в работе с детьми с РАС, применяемой в коррекционной школе №17 Невского района г. Санкт-Петербурга
В школе существует служба коррекционного и психолого-педагогического сопровождения, также принято положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк). В состав службы сопровождения и консилиума входят следующие специалисты.
· руководитель службы;
· учителя начальных классов;
· учителя-дефектологи;
· психоневролог;
· учитель-логопед;
· психолог;
· социальный педагог.
ПМПк в своей работе базируется на системном взаимодействии специалистов в решении конкретных проблем обучения детей с РАС. Системное взаимодействие специалистов реализуется на этапах организации процесса обучения .
1. Диагностический этап
При оценке развития детей с РАС важно получить представление о следующих параметрах:
1. Моторные навыки;
2. Адаптивные навыки;
3. Коммуникативные навыки;
4. Когнитивные навыки;
5. Социальные навыки.
На этом этапе собираются первичные сведения об учащемся. Учителем проводится наблюдение за школьником на уроке с целью сбора информации об особенностях его поведения в структурированной ситуации, степени включенности в учебный процесс, учебной мотивации, работоспособности, истощаемости и т.д. Наблюдение на переменах позволяет определить, насколько учащийся включен в жизнь класса, адаптировался ли он к детскому коллективу, какие способы взаимодействия ему доступны. Психолог в беседе с родственниками собирает медицинский анамнез, информацию о стиле воспитания, особенностях ребёнка, проблемах поведения дома и т.п. На этом же этапе специалистами проводятся индивидуальные диагностические занятия. Осуществляется многоуровневая диагностика учащихся с целью определения уровня развития ребенка в разных сферах.
2. Этап проектирования адаптированных образовательных программ
На этом этапе происходит обобщение данных, полученных разными специалистами, собирается педагогический консилиум, на котором выносится решение о виде коррекционной работы, её направлениях, планируется суммарная нагрузка на ребенка. Главным результатом работы консилиума является создание адаптированной образовательной программы (АОП). В этом документе перечисляются выявленные особенности ребёнка и возможные пути помощи, необходимые особые образовательные условия, вспомогательные средства, рекомендации по взаимодействию с ребёнком и т.д. Здесь же обозначены задачи, над которыми будет работать каждый специалист. Отдельно прописывается адаптация программы по отдельным предметам, если это необходимо.
Так, например, АОП для детей с дисграфией и алалией. В программе определяется, кто из специалистов будет решать отдельные задачи в рамках коррекции нарушений. Представлены рекомендации учителю по включению детей в уроки, требующие применения навыков устной и письменной речи. Также будут поставлены задачи, которые учитель планирует решить на уроках письма, чтения и развития речи.
3. Консультативный этап
Далее проводится встреча с родителями с целью их ознакомления с результатами диагностики, разъяснение этапов коррекционной программы, также координируются действия родителей и педагогов.
4. Коррекционно-развивающий этап
Далее учебный процесс и работа специалистов протекают в соответствии с АОП. Регулярно проводятся заседания методического объединения, на которых специалисты обсуждают возникающие изменения в состоянии обучающихся, соотносят результаты, достигнутые на разных занятиях, чтобы учитывать их в дальнейшей работе.
5. Контрольно-регулировачный этап
В середине года по итогам промежуточной диагностики собирается промежуточный консилиум. На нем обсуждается динамика развития наиболее сложных детей, корректируются программы обучения, принимается решение о смене формы работы с ребенком. Это может быть уменьшение нагрузки при признаках истощения у ребёнка, увеличение доли групповых занятий или отказ от вспомогательных средств. Результаты консилиума доводятся до сведения родителей.
6. Оценочно-результативный этап
В конце года все специалисты и учителя проводят итоговую диагностику, составляются заключения специалистов. На завершающем консилиуме подводятся итоги года. Далее проводятся индивидуальные консультации с родителями каждого ребёнка.
Таким образом, осуществляется сопровождение обучения детей с РАС в специализированных классах, которое подразумевает использование рекомендаций специалистов, в помощи которых нуждается ребенок и его родители в образовательном процессе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/11/picture-43634-1355211337.jpg)
Формирование английского звукопроизношения на начальном этапе обучения детей с заболеванием ОДА в условиях школы-интерната VI вида
Формирование английского звукопроизношения на начальном этапе обучения детей с заболеванием ОДА в условиях школы-интерната VIвида...
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/07/picture-83633.jpg)
Основные параметры готовности к школе детей дошкольного возраста
Своевременное формирование правильного произношения имеет важное значение для нормального речевого общения, как со сверстниками, так и с взрослыми, для успешного овладения грамотой, а при поступ...
Урок как основная форма обучения в школе
В данной статье рассматриваются типы уроков, их структура. Материал может быть полезен начинающим педагогам, работающим в школе, так и педагогам, работающим в системе НПО и СПО...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/15/picture-367830-1387097423.jpg)
ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО - РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Доклад в рамках МО учителей математики и информатики...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/04/picture-255362-1404484963.jpg)
Направления работы по подготовке к обучению в школе детей с нарушениями речи
Презентация готовности к школе. Причины недостаточной готовности детей с ОНР к школьному обучению,типы занятий ,3 вида направлений....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/28/picture-1367581-1638111531.jpg)
Методика использования игровых технологий в обучении иностранному языку на начальном этапе обучения в школе
При определении целей занятий учитель обязательно должен учитывать личностные интересы школьников и их индивидуальные особенности. Для большей результативности обучения необходим индивидуальный подход...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/16/picture-290185-1434467885.jpg)
«Использование метода денотативного анализа иноязычного текста при обучении чтению (на основном этапе обучения)»
Актуальность опыта обусловлена тем, что чтение играет важную роль для развития у учащихся навыков языковой догадки и чувства языка, обогащает словарный запас, развивает грамматические навыки, фо...