Причины мышечных зажимов у пианистов и способы их преодоления
методическая разработка
В работе раскрываются причины мышечных зажимов у пианистов, даны рекомендации и методики освобождения игрового аппарата исполнителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichiny_myshechnyh_zazhimov_1.docx | 18.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования
« Детская школа искусств №1 им. Г.В.Свиридова» г. Курска
Статья
« Причины мышечных зажимов и способы их преодоления»
Подготовила преподаватель
по классу фортепиано
Захарчук В.М.
г. Курск
2018 год
Одна из распространенных ошибок, допускаемых учениками во время исполнения – это подмена выражаемого чувства мышечным напряжением. Для многих из них слово «стараться» имеет смысл напрягаться. Но напряженными должны быть слух и внимание к образным и двигательным ощущениям, но только не мышцы.
Единственный способ преодоления мышечных зажимов – это постоянный контроль за ними и моментальное их расслабление при работе.
Каковы же причины возникновения мышечных зажимов?
1. Высокий уровень личностной тревожности, что может быть определено с помощью специальных тестов.
2. Преждевременная, до выработки необходимых двигательных навыков, игра разучиваемых произведений в быстром темпе.
3. Фактурная сложность произведения, превышающая возможности ученика преодолеть ее.
4. Разучивание произведения в медленном темпе не теми игровыми приемами, и не той аппликатурой, которая используется в быстром темпе.
5. Использование при игре большого замаха пальцев, который не употребляется в быстром темпе.
6. Исполнение произведения на волевом усилии, вызывающем мышечное напряжение.
7. Публичное исполнение слишком трудных произведений.
8. Использование в игре неверных двигательных приемов, сформированных на ранних стадиях обучения (неудобная посадка, слишком высокое или слишком низкое положение кистей рук, прижатые локти и т.д.)
9. Отсутствие навыков сбрасывания мышечного во время исполнения эмоционально насыщенных произведений.
10. Недостаточная разыгранность психомоторного аппарата перед выступлением.
Действия, противоположные перечисленным, естественно способствуют снижению и устранению мышечных зажимов.
Какие же условия необходимо соблюдать помимо постоянного сбрасывания мышечных зажимов для достижения хороших двигательных технических навыков?
1. Наибольшую пользу приносит игра в медленном темпе, сохраняя при этом ощущение полной мышечной свободы, внимательно следя за тем, чтобы не цеплять ненужные клавиши.
2. В ритмическом плане, медленная ирга должна быть идеально ровной, что тренирует координационную работу мышц агонистов и антагонистов. В быстром темпе, как правило, технически не получаются те места, которые в медленном темпе иргались не ритмично.
3. Важным навыком виртуозной игры является навык исполнения с предусмотрительностью и быстрым соображением. На практике это означает умение заранее готовить пальцы к нужной клавише, а руку – для соответствующей позиции. Быстрое соображение во время игры достигается за счет четкости сформированного звукового образа в слуховых представлениях и быстроты переключения от одной опорной точки исполнения до другой.
4. Игра в быстрых темпах невозможна без выработки двигательных автоматизмов, которые вырабатываются в процессе медленной и точной игры и многократных повторений.
5. Быстрые движения пальцев достигаются исполнением за счет отсутствия их замаха, легкости прикосновения к клавишам, полной свободы от мышечного напряжения.
6. Система специальных двигательных упражнений, включающих в себя игру в различных темпах от медленного до быстрого; игру с различными градациями динамики от пианиссимо до фортиссимо; с различными способами артикуляции и т.п.
7. Большую помощь в развитии быстрой и ритмически ровной игры может оказать подключение речевого аппарата. Соединение движения пальцев с речевым произнесением какого – либо слога значительно дисциплинирует движение пальцев в смысле ритмической точности и определенности взятия звука.
8. Мышление не отдельными нотами, а четвертями и половинными позволяет как бы спрессовать большое количество нот в единое целое, что значительно облегчает игру.
Подводя итоги, можно сказать, что своевременное и целенаправленное развитие техники – одна из важнейших сторон комплексного развития художественных и пианистических способностей учащихся. В 5-7 классах все явственнее прослеживаются индивидуальные различия в овладении учащимися пианистической моторикой, гибкостью, техническими навыками и приемами.
Систематическая работа над этюдами, гаммами, виртуозными пьесами является обязательной стороной комплексного развития техники. Этюдной литературе придается наибольшее значение в этой работе. Особенно важны этюды в развитии тех видов техники, формирование которых не может обойтись без длительной каждодневной работы ученика.
В зависимости от степени податливости пианистического аппарата количество и характер подбираемых этюдов могут быть неодинаковыми для разных учащихся. Для детей, обладающих средними музыкально – пианистическими возможностями, работа над этюдами, в основном, восполняет пробелы в их текущей технической подготовке. Исполнительски же перспективный учащийся приобретает навыки владения виртуозностью, необходимые для его будущего профессионального пианистического развития. Систематическое прохождение этюдов необходимо для успешного развития ученика. Значение этого жанра заключается в том, что этюды позволяют сосредоточиться на разрешении типических исполнительских трудностей и что они сочетают специально технические задачи с задачами музыкальными.
Чтобы извлечь из этюда максимальную пользу, важно обратить внимание не только на чисто технические задачи, но и на возможно более тщательную музыкальную отделку произведения. Надо помнить, что работа над хорошим качеством звучания, над фразировкой даже в самых, казалось бы, элементарных технических фигурах, воспроизведение всех деталей голосоведения — все это в большой степени способствует успешному преодолению технических трудностей. Ученик должен проникнуться мыслью, что достижение нужной беглости в этюде, как и в любой пьесе художественной литературы – не цель, но лишь средство для выразительного, красивого исполнения сочинения. Специальное назначение этюдов вызывает необходимость особо пристального внимания к разрешению имеющихся в них технических трудностей. Для того, чтобы эта работа велась более осознанно, ученику важно составить о них вполне ясное представление. Поэтому при знакомстве с новым этюдом, помимо обычного разбора нотного текста, полезно проделать разбор специально технический – выяснить характерные, с этой точки зрения, особенности его фактуры. В работе над преодолением технических трудностей следует использовать всевозможные приемы: проигрывание в различных темпах, вычленения, ритмические варианты, транспонирование всего этюда при отдельных его построениях в другие тональности, специальные упражнения и другие. Нет нужды, однако, в каждом этюде обязательно использовать все эти способы. Надо выбрать те, которые наиболее полезны в том или ином случае и всего быстрее ведут к осуществлению намеченной цели.
Литература
1.Алексеев А. История фортепианного искусства: Учебник. В 3-х ч. Ч. 1 и 2.-2-е изд., доп. - М.: Музыка; 1988.- 415 с., нот.
2.Баренбойм Л. Путь к музицированию. – СПб.: Советский композитор, 1979.- 352 с.
3.Баренбойм Л. За полвека./ Очерки. Статьи. Материалы. – Л.: Советский композитор, 1989. – 368 с.
4.Бирмак А. О художественной технике пианиста. – М.: Музыка, 1973. -142 с.
5. Брейтгаупт Р. Основы фортепианной техники / Ред. и доп. Текст Г. Прокофьева. – М., 1929. – 96 с.
6. Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Сб. статей / Баренбойм Л.А., Гинзбург Л.С., Николаев А.А., Соловцов А.А.- М.: Государственное музыкальное издательство, 1962. – 348 с.
7. Вопросы музыкальной педагогики. Сб. статей / Сост. В.И. Руденко. – М.: Музыка, 1986. – 160 с.
8. Вопросы фортепианной педагогики. Сб. статей / Сост. В. Натансон. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1963. – 198 с.
9. Гат Й. Техника фортепианной игры. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1957. - 232 с.
10.Гринштейн С. Великие фортепианные педагоги прошлого. – СПб.: Композитор, 2004. – 144 с.
11. Готсдинер А. Музыкальная психология. М.: изд, 1993. стр?
12. Кирнарская Д. Музыкальные способности. М.: Таланты-XXI век, 2004. – 496 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока для учащихся 10 классов по теме: «Культура речи. Типичные ошибки стилистики русского языка и методы и способы их преодоления».
Подготовка к ЕГЭ является основной задачей учителя старших классов. Задания по стилистике, как показывает практика, являются одними из самых сложных для учащихся. Данный материал помогает выпускникам ...
Презентация к уроку «Культура речи. Типичные ошибки стилистики русского языка и методы и способы их преодоления».
Дополнение к методической разработке урока...
Причины неуспеваемости на уроках истории и методы её преодоления.
Методическая разработка посвящена проблеме неуспеваемости и предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов. Признаки отставания в сочетании с анализом их причин служат пре...
Барьеры в общении и способы их преодоления. Служба школьной медиации как один из способов урегулирования конфликтных ситуаций.
Общение давным-давно стало неотъемлемой частью нашей жизни. Оно занимает львиную долю нашего времени. И все было бы ничего, если бы не барьеры общения. Именно они, эти досадные помехи, мешают нам полу...
Причины неуспеваемости обучающихся по физике и средства ее преодоления
Несомненно, одним из основных показателей, как отдельной школы, так и всего образования в целом является качество знаний обучающихся. Для контроля качества знаний обучающихся в последние годы проводят...
Причины трудностей и способы их преодоления при обучении математике детей с интеллектуальными нарушениями.
Материал сообщения с презентацией можно использовать в качестве методического материала в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями....
Барьеры в общении и способы их преодоления. Служба школьной медиации как один из способов урегулирования конфликтных ситуаций.
Общение давным-давно стало неотъемлемой частью нашей жизни. Оно занимает львиную долю нашего времени. И все было бы ничего, если бы не барьеры общения. Именно они, эти досадные помехи, мешают нам полу...