Полифония в музыке С.В.Рахманинова
методическая разработка
Полифония - одно из важнейших средств музыкальной композиции и художественной выразительности. Многочисленные приёмы полифонии служат разностороннему раскрытию содержания музыкальных произведений; воплощению и развитию художественных образов; средствами полифонии можно видоизменять, сопоставлять и объединять музыкальные темы. Полифония опирается на закономерности мелодики, ритма, лада, гармонии.
Полифония в русской музыке сложилась и развивалась особенными путями, чем в западноевропейском искусстве, - предположительно, она образовалась прежде всего в народной песне протяжного характера и лишь потом перешла в профессиональное творчество.
Русские классики 19 века - Мусоргский, Чайковский, Бородин и композиторы рубежа двух веков – Танеев, Скрябин, Рахманинов – подняли на новую художественную высоту роль и значение полифонического искусства в таких самобытных формах, которые обогатили симфоническую, оперную, камерную музыку и заняли выдающееся место в истории мировой музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polifoniya_rahmaninova.docx | 24.71 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБОУ ДОД «Детская школа искусств №1 им. Г. В. Свиридова»
Полифония в музыке С.В.Рахманинова
Выполнила преподаватель
фортепианного отделения
Захарчук В.М.
Курск,2018 г
ПЛАН
1.Введение…………………………………………………………………….3
2. Черты стиля и общая характеристика полифонии Рахманинова……….4
3.Заключение………………………………………………………………….6
4. Литература………………………………………………………………….8
5.Приложение…………………………………………………………………9
Полифония - одно из важнейших средств музыкальной композиции и художественной выразительности. Многочисленные приёмы полифонии служат разностороннему раскрытию содержания музыкальных произведений; воплощению и развитию художественных образов; средствами полифонии можно видоизменять, сопоставлять и объединять музыкальные темы. Полифония опирается на закономерности мелодики, ритма, лада, гармонии.
Полифония в русской музыке сложилась и развивалась особенными путями, чем в западноевропейском искусстве, - предположительно, она образовалась прежде всего в народной песне протяжного характера и лишь потом перешла в профессиональное творчество.
Русские классики 19 века - Мусоргский, Чайковский, Бородин и композиторы рубежа двух веков – Танеев, Скрябин, Рахманинов – подняли на новую художественную высоту роль и значение полифонического искусства в таких самобытных формах, которые обогатили симфоническую, оперную, камерную музыку и заняли выдающееся место в истории мировой музыки.
Говоря о творчестве Рахманинова прежде всего хотелось бы сказать, что С.В. Рахманинов - обладатель замечательного композиторского таланта и мощного дарования художника-исполнителя: пианиста и дирижера.
Творческий облик Рахманинова многогранен. Его музыка несет в себе, богатое жизненное содержание. Она впечатляет мужественной силой, мятежным пафосом, нередко - выражением безграничного ликования и счастья. Встречаются в ней и образы глубокого душевного покоя, озарение светлым и ласковым чувством, полные нежного и кристального лиризма. И вместе с тем ряд произведений Рахманинова насыщен острым драматизмом, здесь слышится глухая мучительная тоска, чувствуется неотвратимость трагических и грозных событий.
Если говорить о полифонии Рахманинова, то можно сказать, что по художественным приемам она особенно близка, с одной стороны, полифонии Чайковского, с другой же – Танеева, у которого Рахманинов прошел в консерватории курс контрапункта и фуги. Уникальный мелодический дар Рахманинова влечет его к тому, чтобы развивать полифонию на контрастном тематическом материале, с новыми мелодическими голосами, постоянно обновлять контрапунктический строй произведения. И это является главным в его полифонии на всем протяжении творческого пути. Нельзя и недооценивать широты имитационной полифонии Рахманинова, выходящей временами на первое место вследствие драматургических задач музыкального развития.
Большая свобода и непосредственность течения музыки у Рахманинова приводят к тому, что формы контрастного контрапунктирования и имитационности сближаются. Музыкальная мысль льется непринужденно, подобно импровизации, но и в то же время все очень продуманно и строго.
В интонационном отношении для контрапунктов Рахманинова очень характерна поступенность мелодического движения. Часто наблюдается встречное движение голосов: верхнего – вниз, нижнего – вверх. Сходясь, они обычно образуют терцию аккорда. Обычно и обратное расходящееся движение к сексте ( например, в первой части 2-й симфонии). Особенно типичны обороты такого рода в мелодическом миноре. Они встречаются постоянно, даже при простом мелодизированном движении гармонических голосов, как, например, в главной партии 3-го фортепианного концерта.
Контрастно – мелодическое контрапунктирование очень сильно выражено в романсах Рахманинова. Фактура фортепианного сопровождения легко допускает полифонизацию. В таких произведениях, как « В молчаньи ночи тайной», «Не пой красавица», «В моей душе», « Здесь хорошо» и др. полифонизация ткани приводит к своего рода дуэтности: основную мелодию ведет вокальная партия, в фортепианном же сопровождении звучит своя мелодия, временами имитационно связанная с основной, но в большей мере своеобразная, текущая непринужденно и широко. Вместе с типично гомофонным аккомпанементом это создает удивительную полноту строя музыки. Каждая из мелодий свободно дышит, имеет свои цезуры, в общем их складе образуется та текучесть, которая свойственна полифонии.
Как очень характерные явления надо отметить, что контрапунктирующая мелодия в романсах Рахманинова рождается: 1) из средних гармонических голосов и потом понемногу поднимается, занимая положение верхнего ведущего голоса; 2) из имитаций и иногда даже из удвоений вокальной партии с тем, чтобы постепенно достигнуть интонационной самостоятельности. Все развитие контрапункта подчиняется общей композиции и несет в себе то же устремление к кульминации, которое свойственно и произведению в целом.
Свобода полифонической структуры вне преднамеренных форм контрапункта – характернейшее качество рахманиновского стиля, в чем чувствуется преемственная связь со стилем Чайковского. Но своеобразие его, рожденное оригинальным мелодическим даром и пианизмом Рахманинова, его постоянной заботой о мелодии и ее фактурном обогащении, несомненно.
Очень интересна полифоническая форма в романсе «Не пой красавица»(1892). Восточная мелодия помещена в верхнем голосе фортепиано на фоне хроматически спускающихся аккордов. Ее перенимает вокальная партия и, возвратив в партию фортепиано, сама становится речетативным контрапунктом на средних тонах аккордов. При подходе к кульминации мелодическая линия фортепиано в свою очередь контрапунктирует с восходящим движением голоса, предвосхищая его вершины и усиливая выразительный смысл момента. В коде вновь из гармонии рождается полифония – основной теме контрапунктирует речетативный певческий голос.
Это интересное явление полифонии: если бы партия голоса была передана фортепиано, полифонии не получилось бы; она образуется посредством контраста тембров: голос – фортепиано.
В романсах Рахманинова – множество форм полифонии в самых разнообразных проявлениях, возникших на основе сплетения двух индивидуальных начал.
В инструментальных произведениях Рахманинова имитирование ведется и в начальных мелодических построениях, разрастается на большие протяжения, приобретая кульминацию и затем растворяясь в движении гармонических голосов. В этом отношении есть некоторая общность с чертами полифонии Глазунова.
Большую роль в фортепианных сочинениях Рахманинова играет сопровождающая мелодию линия, выходящая за рамки простой фигурации благодаря певучести интонаций. Складывается двухголосие особого типа, в котором один голос – мелодический, выдержанный в сравнительно медленном движении и напоминающий мелодии романсов, другой – певучее сопровождение, идущее безостановочно в мелком ритме, но поминутно возвращающееся к отдельным тонам, обвивающее их. Именно у Рахманинова с его вдохновенным отношением к мелодии и одухотворенной пианистической техникой мог возникнуть этот тип полифонии.
В полифонии Рахманинова до предела сложности доведен принцип скрытого многоголосия в традиционном понимании, когда определенным образом расположенные в мелодической линии звуки удерживаются в памяти и складываются в самостоятельный голос. У Рахманинова всегда – несколько таких скрытых голосов, взаимодействующих друг с другом. Кроме того, нетрадиционные полифонические связи обусловлены тем, что главная мелодическая линия, из которой происходят скрытые голоса, не теряет своей самостоятельности. Образуется контрапункт одного голоса из нескольких, из него же происходящих. Это - наглядный пример одновременного проявления и полифонического, и мелодического мышления.
У Рахманинова все скрытые голоса выделяются из мелодической линии, которая сама по себе очень выразительна и рельефна. Именно эти качества позволяют сохранить ее целостность и независимость как отдельного голоса, без чего было бы невозможно полифоническое взаимодействие этой линии с выделенными из нее же голосами. Интонационная выразительность и рельефность основной мелодической линии, чаще всего выписанной одинаковыми мелкими длительностями, в медленном темпе настолько привлекает к себе внимание, что скрытые голоса (а следовательно, и все полифонические взаимодействия) просто не слышны.
Охарактеризуем в общих чертах еще одно свойство фактурной полифонии Рахманинова. Она находится как бы на стыке двух тенденций, двух направлений развития музыкального языка композитора. Первое из них связано с тем, что Рахманинов сумел перенести в инструментальную музыку полифонические принципы, свойственные традиции русского подголосочного пения. Второе - с особенностями фактурного мышления Рахманинова. Не случайно, что именно в фортепианной фактуре композитор находит возможности для развития принципов многоголосия, идущих от народной традиции. Мелодическая линия в произведениях виртуозного плана строится на чередовании традиционных и нетрадиционных фигураций, разложенных аккордов и ярких тематических "зерен", чрезвычайно рельефных и значимых интонаций. Таким образом создается мета-голос, способный гибко "высвечивать" и "поглощать" внутренние голоса, проводить их в октавной или какой-либо другой дублировке, передавать, благодаря разной "плотности" мелких длительностей в быстром темпе, протяженность и "тягучесть" линии любой длины со всеми ее подголосками.
Для Рахманинова характерен и тип фигурации, возникающий из «расщепления» основной мелодии, когда сопровождающие голоса образуют систему подголосков, сплетающихся в одно полифоническое целое.
Обобщая все вышесказанное можно отметить, что творения Рахманинова синтезируют две ветви русской полифонии: с одной стороны, это полифония, рожденная непосредственным развертыванием музыкального образа, его внутренними интонационными силами ( линия Чайковского), с другой – классически отстоявшиеся, освященные традицией формы полифонического развития ( линия Танеева) - они нерасторжимо живут в музыке, в мышлении Рахманинова. Композиции его, строго отточенные, являют тот идеал, который нашел новое выражение в искусстве Н.Я. Мясковского, Д.Д. Шостаковича.
Поздний музыкальный стиль Рахманинова связал русское классическое направление с новыми явлениями зарубежной музыки и в области мелодики, и в гармоническом языке, и в инструментовке. « Три русских песни» для хора с оркестром, Третья симфония, « Симфонические танцы» - эта триада крупных музыкальных форм зарубежного периода творчества Рахманинова обобщает его эволюцию. Русское начало в творчестве Рахманинова остается господствующим.
Литература:
1.Алексеев А.Д. История фортепианного искусства: Учебник. В 3-х ч. Ч. 3. М.: Музыка, 1988. – 415 с.
2.Воспоминания о Рахманинове./ сост. З. Апетян/ М.: Госмузиздат, 1962. – 468 с.
3. Никитин Б.С. Сергей Рахманинов. Две жизни. М.: «Знание», 1993. – 205 с.
4. Об исполнении фортепианной музыки. / Сборн. Статей под ред. Л.А. Баренбойма и К.И. Южак/ М.: Музыка, 1965. – 214 с.
5.Протопопов В.В. История полифонии. Русская музыка ХVII – начала ХХ века. Выпуск 5.М.: « музыка», 1987. – 315 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"ПОЛИФОНИЯ В МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ"
Конспект урока в 5 классе по программе Сергеева, Критская на тему: "Полифония в музыке и живописи" - В музыке Баха слышатся мелодии космоса......
ПОЛИФОНИЯ В МУЗЫКЕ И В ЖИВОПИСИ
Презентация по музыке в 5 классе к уроку по теме "В музыке Баха слышатся мелодии Космоса..."...
Мир музыки С.В.Рахманинова
Ресурс содержит конспект урока музыки для 6 класса. Урок создан в рамках программы Д.Кабалевского по учебнику Т.И.Науменко, В.В.Алеева. На уроке учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством великого рус...
Методическая разработка урока музыки в 5 классе "Полифония в музыке и живописи"
Урок музыки в 5 классе разработан по теме "Полифония в музыке и живописи". Цель урока: создать условия для развития у детей способности восприятия и постижения духовно-образного содержания музыки...
Урок музыки в 5 классе "Полифония в музыке и живописи"
Технологическая карта урока...
музыка С.В. Рахманинова
«Это не делитсяЭто – едино:Жизнь человекаС Родиной милой»...
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ: «РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ Е.А. БАРАТЫНСКОГО, Ф.И. ТЮТЧЕВА И В МУЗЫКЕ С.В. РАХМАНИНОВА»
Цели урока: читать стихи Баратынского, Тютчева о родной природе и слушать музыкальные пейзажи С.В. Рахманинова, чтобы почувствовать единство человека и природы, увидеть в поэзии совершенство и красоту...