Программа внеурочной деятельности для 5 классов «Экодизайн» на 2018-2019 учебный год
рабочая программа (5 класс) на тему
Пояснительная записка
Тип программы: общекультурно-ознакомительный
Актуальность программы
Экология – наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания. Интенсивная деятельность человечества по созданию комфортных условий существования уже привела к нарушению экологических связей, исчерпанию природных ресурсов, загрязнению окружающей среды.
Сегодня важная роль в преобразовании искусственного окружения человека принадлежит дизайну. Дизайн – это художественная деятельность, связанная с организацией предметного пространства по законам красоты и целесообразности. Программа кружка экодизайна предусматривает создание учащимися полезных самоделок из подручного материала, то есть использование в качестве сырья вещей, которые обычно подлежат утилизации. В отличие от существующих программ для кружков дизайна, акцент делается на развитие у кружковцев способностей именно к утилитарному познанию мира с дальнейшим его преобразованием. Перерабатывая, используя в новом качестве старые вещи и предметы, дети одновременно учатся бережному отношению к окружающей среде, противостоят замусориванию своего дома, двора, города. Сделать полезную и красивую поделку из «мусора» - это уже проявление мастерства, фантазии и художественного вкуса. Сейчас никого уже не удивляет выражение «мусорный дизайн».
Привлечение учеников к творчеству является одним из путей удовлетворения их личных потребностей, обеспечения развития индивидуальных способностей, расширения объема знаний, до профессиональной подготовки, решения проблем общения с ровесниками, содержательной и здоровой организации свободного времени, которых требует современное общество. Работа студии «Экодизайн» предусматривает внедрение в учебный процесс инновационных педагогических технологий, а именно технологии эстетико-экологического воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekodizayn_programma.docx | 30.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 31 г. Томска
Программа внеурочной деятельности
для 5 классов «Экодизайн»
на 2018-2019 учебный год
Автор-разработчик:
Желтякова Александра Ивановна,
учитель изобразительного искусства
Пояснительная записка
Тип программы: общекультурно-ознакомительный
Актуальность программы
Экология – наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания. Интенсивная деятельность человечества по созданию комфортных условий существования уже привела к нарушению экологических связей, исчерпанию природных ресурсов, загрязнению окружающей среды.
Сегодня важная роль в преобразовании искусственного окружения человека принадлежит дизайну. Дизайн – это художественная деятельность, связанная с организацией предметного пространства по законам красоты и целесообразности. Программа кружка экодизайна предусматривает создание учащимися полезных самоделок из подручного материала, то есть использование в качестве сырья вещей, которые обычно подлежат утилизации. В отличие от существующих программ для кружков дизайна, акцент делается на развитие у кружковцев способностей именно к утилитарному познанию мира с дальнейшим его преобразованием. Перерабатывая, используя в новом качестве старые вещи и предметы, дети одновременно учатся бережному отношению к окружающей среде, противостоят замусориванию своего дома, двора, города. Сделать полезную и красивую поделку из «мусора» - это уже проявление мастерства, фантазии и художественного вкуса. Сейчас никого уже не удивляет выражение «мусорный дизайн».
Привлечение учеников к творчеству является одним из путей удовлетворения их личных потребностей, обеспечения развития индивидуальных способностей, расширения объема знаний, до профессиональной подготовки, решения проблем общения с ровесниками, содержательной и здоровой организации свободного времени, которых требует современное общество. Работа студии «Экодизайн» предусматривает внедрение в учебный процесс инновационных педагогических технологий, а именно технологии эстетико-экологического воспитания.
Цель программы: научить учащихся вести исследование доступных им задач, развить воображение и мышление, способность организовывать и планировать свою работу, оценивать ее результаты, внедрять их в жизнь, представлять и защищать их.
Задачи:
- развивать творческие способности
- развивать самостоятельность и способность учащихся решать творческие задачи
- воспитывать чувство прекрасного, чувство цветовой гармонии;
- повысить эмоциональную культуру учащихся; эстетическое отношение к природе;
- способствовать расширению кругозора учащихся;
- повысить экологическую культуру учащихся;
- воспитывать чувство коллективизма.
- развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие задачи
- развитие на занятиях кружка разносторонних качеств личности, выработка навыков работы с различными материалами.
Формы работы
Учитывая психологические особенности детей, цели и задачи содержания учебного материала, занятия необходимо проводить, применяя разнообразные методы и приемы обучения, использовать разнообразные формы организации занятий.
В процессе обучения используются следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический, исследовательский.
Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм учебной работы обучающихся. Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всему коллективу учеников. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу обучающихся. Она предполагает оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности ученика, содействовать выработке навыков самостоятельной работы. В ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Все это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Групповая работа позволяет выполнить наиболее сложные и масштабные работы с наименьшими материальными затратами, так как каждый обучающийся может научиться конкретному приему на отдельном образце, изготовление конкретного изделия, учебная игра.
Специфика данного учебного предмета такова, что кульминацией работы обучающихся являются конкурсы и выставки. Из этого следует, что основной формой проведения занятий является практическая работа.
При этом акцент делается не на «раннюю профессионализацию», а на использование потенциала дизайна для всестороннего развития учащихся. Целью обучения по программе кружка «Экодизайн» является не простое овладение элементами проектирования, а высвобождение спрятанных в ребенке возможностей, сила которых в обычных условиях остается незадействованной. При этом ученик легко и естественно социализируется, осваивает принципы добра, человечности, разумного отношения к миру природы и окружающей искусственной среды. Одновременно он учится очень дефицитному в нашем мире умению самостоятельно ставить и решать задачи.
Объем и срок освоения программы
Программа обучения рассчитана на детей 11 — 12 лет, наполненность группы — 10-12 человек, поскольку придется много работать индивидуально. Занятия проводятся раз в неделю по два часа (всего 162 часа).
Форма обучения: очная
Программа занятий кружка рассчитана на ознакомление с различными видами декорирования (природными и синтетическими материалами), подготовку школьников к самостоятельному изготовлению эскизов, декоративных композиций и совершенствованию своих умений при отделке вещей, которые имеют практическое применение.
Программа содержит необходимые теоретические сведения о разных видах прикладного искусства, современных и старинных технологиях. Значительное внимание уделяют формированию знаний и представлений о русских традициях и культуре, народных ремеслах: предусмотрены практические работы по изготовлению оберегов, Пасхальных яиц, народной куклы и тому подобное. Содержание теоретических сведений соответствует практическим работам по каждой теме программы.
Программа разработана на основе личностно-ориентированного обучения эстетико-экологического направления, поскольку предусматривает работу детей над собственными проектами. Любимое занятие побуждает детей самостоятельно работать дома, пользоваться дополнительной литературой, Internet-сайтами, развивает любознательность и настойчивость. Научить детей самостоятельно работать, творить, в то же время, помня об экологическом содержании своей работы, — одна из важнейших задач, которые поставлены перед кружком.
Программой предусмотрена защита ученических проектов, которая стимулирует их деятельность и увеличивает значимость изготовленных композиций.
Для тщательного исследования выбраны такие доступные подручные материалы, как бумага, картон, ткань, пенопласт, полиэтилен, проволока, пластик и др. В практической деятельности кружковцев предусмотрен постепенный переход от сравнительно простых упражнений с этими материалами к более сложному их объединению. Наличие материалов, которые подлежат утилизации, обеспечивает руководитель кружка, дети и их родители. Это очень простое дело, поскольку вещи, которые давно вышли из употребления, существуют в каждом доме и постоянно прибывают с ростом благосостояния семьи (например, обертки и упаковка).
Планируемые результаты
Воспитанники должны знать:
• общие правила внутреннего распорядка, безопасного труда, противопожарные правила, правила гигиены и производственной санитарии, порядок предоставления первой помощи;
• безопасные приемы работы ручными инструментами: ножницами, иглой, пинцетом, ножом для картона;
• симметричные и асимметричные формы, основные направления и положения форм в пространстве (наверху, внизу, над, под, перед, за и тому подобное);
• виды материалов для художественной обработки и их свойства (фактура, текстура);
• правила заготовки, хранения и использования природных материалов;
• основные приемы преобразования природных форм и цветов в декоративные;
• основные сведения о давних славянских традициях, верованиях и отображение народных традиций в искусстве;
• названия художественных техник, которые являются личностно ценностными для
учащихся;
• характеристики и применение разнофактурных материалов в декоре;
• общие рекомендации по работе с бумагой;
• условные обозначение на схемах оригами;
• свойства природных и синтетических полимерных материалов и способы их использования в декоре;
• основы дизайнерской и изобретательской деятельности;
• методику конструирования и изготовления декоративных изделий и композиций по собственным проектам.
Воспитанники должны уметь:
• правильно организовывать рабочее место, пользоваться первичными средствами пожаротушение, оказывать первую помощь;
• выбирать вертикальное, горизонтальное или другое размещение плоскости изображения в соответствии с замыслом; выделять главные элементы композиции (увеличенным планом, центром изображения);
• различать и определять разные виды природных и синтетических материалов;
• пользоваться ручными инструментами для обработки разных материалов и безопасно их использовать;
• изготавливать элементарные декоративные композиции из природных и синтетических материалов;
• воспроизводить увиденные композиции и создавать собственные, экспериментировать с альтернативными материалами;
• выбирать материалы, инструменты и приспособления в зависимости от художественно-трудовых задач;
• конструировать и моделировать из разных материалов в техниках аппликации, мозаики, бумагопластики и пр.;
• производить расчеты необходимого количества материала для всего изделия и для одинаковых деталей;
• распределять обязанности во время коллективной работы в составе творческих групп;
• пользоваться справочной литературой, Интернетом;
• проводить презентации и защиту собственных проектов, организовывать выставки, оценивать собственные изделия и результаты труда других учеников.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2 | Природная кладовая. Изготовление изделий из природных материалов. Декорирование готовых объектов природными материалами | 16 | 1 | 15 |
3 | Народный оберег | 20 | 1 | 19 |
4 | Новогодний вернисаж. Праздничный сюрприз. | 28 | 1 | 27 |
5 | Бумажное чудо. Оригами. Папье-маше. Коллаж | 24 | 1 | 23 |
6 | Вторая жизнь пластика. Изготовление композиций из пластиковой тары, прочих синтетических отходов | 56 | 1 | 55 |
7 | Экскурсии в музеи и на выставки | 4 | - | 4 |
8 | Проектная деятельность | 10 | 7 | 3 |
9 | Зачетное занятие | 2 | - | 2 |
| Всего | 162 | 13 | 149 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | ||
план | факт | ||||
Вводное занятие. Цель, содержание и форма занятий кружка. Ознакомление с помещением, материалами и инструментами, необходимыми для работы. | 2 | ||||
Правила безопасности. Беседа «Искусство дизайна и экология». | 1 | ||||
Природная кладовая. Экскурсия в парк. Заготовка природных материалов. | 2 | ||||
Экскурсия в музей, на выставку. | 1 | ||||
Проектирование будущих работ. | 2 | ||||
Флористика как вид декоративно-прикладного искусства. | 1 | ||||
Изготовление роз из цветных кленовых листьев. | 4 | ||||
Изготовление осенних композиций из листьев, цветов, плодов. | 4 | ||||
Аппликация из природных объектов. | 4 | ||||
Выставка ученических работ. | 1 | ||||
Народные традиции в искусстве. | 1 | ||||
Экскурсия в музей, на выставку. | 1 | ||||
Проектирование будущих работ. | 2 | ||||
Виды кукол и их значение в народной культуре. | 10 | ||||
Изготовление куклы - мотанки. | 2 | ||||
Венок как оберег. | 1 | ||||
Изготовление стилизованных веночков-оберегов с использованием природных и синтетических материалов, семян. | 5 | ||||
Выставка ученических работ. | 1 | ||||
Экскурсия в музей, на выставку. | 1 | ||||
Знакомство с Интернет-ресурсами, связанными с празднованием Нового года, сувенирами, изготовленными вручную. | 4 | ||||
Проектирование будущих работ. | 2 | ||||
Изготовление праздничных открыток и конвертов в технике оригами и квилинг. | 9 | ||||
Технология изготовления декоративных снежинок, рамок. | 7 | ||||
Изготовление новогодних игрушек. | 7 | ||||
Выставка ученических работ. | 1 | ||||
Экскурсия в музей, на выставку. | 1 | ||||
Бумажное чудо. Техники, приемы. | 2 | ||||
Проектирование будущих работ. | 2 | ||||
Виды декоративных изделий из разнофактурной бумаги. Основные приемы. | 2 | ||||
Оригами. Изготовление вещей, которые имеют прикладное значение в технике оригами. | 2 | ||||
Папье-маше. Основные приемы. | 8 | ||||
Коллаж. Изготовление коллажей из глянцевых журналов. | 6 | ||||
Оформление коллажей рамками. | 3 | ||||
Выставка ученических работ. | 1 | ||||
Экскурсия в музей, на выставку. | 1 | ||||
Вторая жизнь пластика. Правила безопасной работы при работе с синтетическими материалами. | 2 | ||||
Исследование свойств синтетических материалов. | 2 | ||||
Проектирование будущих работ. | 2 | ||||
Изготовление элементов декора из цветных пластиковых бутылок. | 14 | ||||
Изготовление декоративных панно из CD-дисков. | 8 | ||||
Изготовление подставок для карандашей и вазочек из пластиковых бутылок от косметических средств. | 10 | ||||
Отделка изделий шнуром и бисером. | 8 | ||||
Составление комбинированных композиций. Использование отходов полиэтилена, сетки, пенопласта. | 10 | ||||
Выставка ученических работ. | 1 | ||||
Презентация творческих проектов. | 1 | ||||
Итого | 162 |
Содержание программы
1. Вводное занятие (2 часа)
Цель, содержание и форма занятий кружка. Ознакомление с помещением, материалами и инструментами, необходимыми для работы. Правила безопасности. Беседа «Искусство дизайна и экология».
2. Природная кладовая. Изготовление изделий из природных материалов. Декорирование готовых объектов природными материалами (16 часов)
Экскурсия в парк. Заготовка природных материалов. Флористика как вид декоративно-прикладного искусства. Изготовление роз из цветных кленовых листьев. Изготовление осенних композиций из листьев, цветов, плодов. Аппликация из природных объектов. Выставка ученических работ.
3. Народный оберег (20 часов)
Народные традиции в искусстве. Виды кукол и их значение в народной культуре. Изготовление куклы - мотанки. Венок как оберег. Изготовление стилизованных веночков-оберегов с использованием природных и синтетических материалов, семян. Выставка ученических работ.
4. Новогодний вернисаж. Праздничный сюрприз. (28 часов)
Знакомство с Интернет-ресурсами, связанными с празднованием Нового года, сувенирами, изготовленными вручную. Проектирование будущих работ. Изготовление праздничных открыток и конвертов в технике оригами и квиллинг. Технология изготовления декоративных снежинок, рамок. Изготовление новогодних игрушек.
5. Бумажное чудо. Оригами. Папье-маше. Коллаж (24 часа)
Виды декоративных изделий из разнофактурной бумаги. Основные приемы. Оригами. Изготовление вещей, которые имеют прикладное значение в технике оригами. Папье-маше. Основные приемы. Коллаж. Изготовление коллажей из глянцевых журналов. Оформление коллажей рамками. Оформление и выставка ученических работ.
6. Вторая жизнь пластика. Изготовление композиций из пластиковой тары, прочих синтетических отходов (56 часов)
Исследование свойств синтетических материалов. Правила безопасной работы при работе с синтетическими материалами. Изготовление элементов декора из цветных пластиковых бутылок. Изготовление декоративных панно из CD-дисков. Изготовление подставок для карандашей и вазочек из пластиковых бутылок от косметических средств. Отделка изделий шнуром и бисером. Составление комбинированных композиций. Использование отходов полиэтилена, сетки, пенопласта. Выставка ученических работ.
7. Экскурсии в музеи и на выставки (4 часа)
Посещение художественного, краеведческого музеев, а также различных выставок.
8. Проектная деятельность (10 часов).
Выполнение творческих работ, участие в различных конференциях.
9. Зачетное занятие (2 часа)
Выставка работ кружковцев. Презентация творческих проектов.
Библиография
- 2. Кискальт Й. Соленое тесто/ Пер. с нем. — М.: АСТ-пресс книга, 2003 — 144 с.
- Кискальт Й. Соленое тесто. Увлекательное модедирование. — М.:
Профиздат 2002. — 80 с. - Кияткин А. К. Искусство составления букетов. '^ Ташкент, 1982.
- 7. Модные украшения для девчонок / Под. ред. Маркеловой Е. — М.:
Внешсигма, 1999. — 48 с. - 8. Наниашвили И. Н. Вишивка бисером. – Харьков: Книжньїй клуб «Клуб семейного досуга», 2008. — 64 с.
- 9. Соцкова А. Г. Открытки своими руками. Шаг за шагом. — Харьков: Книжньїй клуб «Клуб семейного досуга», 2008. — 64 с.
- 11. Ляукина М. В. Бисер. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2005. – 152 с.
- 12. Путий Ю. В. Бисер. – К.: „Слово”, 2005
Интернет-ресурсы
1. www.guiljedcreations.coni
2. www.quilling.com/
3. http://www.naqg'.org/g'allery.html
4. www.how-to-do.ru.
5. http://www.lobzik.pri.ee/modules/news/article.php
6. http://handmade.idvz.ru
7. origami.in.ua/..,/viewtopic
8. babymama.com.ua/
9. stranamasterov.ru/node
10. igrushka.kz/.../viewtopic.php
11. moikompas.ru/compas/quilling
12. shkolazhizni.ru/archive/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии для 5 класса (ФГОС) на 2018 – 2019 учебный год
Рабочая программа по технологии предназначена для девочек 5 класса общеобразовательных учреждений, составлена в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа по технологии для 6 класса (ФГОС) на 2018 – 2019 учебный год
Рабочая программа по технологии предназначена для девочек 6 класса общеобразовательных учреждений, составлена в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа по технологии для 7 класса (ФГОС) на 2018 – 2019 учебный год
Рабочая программа по технологии предназначена для девочек 7 класса общеобразовательных учреждений, составлена в соответствии с ФГОС....
Рецензия на рабочую программу внеурочной деятельности "Едим дома" на 2018-2019 учебный год
Рецензия на рабочую программу внеурочной деятельности "Едим дома"...
Программа внеурочной деятельности Занимательная математика 5.2018-2019
Программа курса«Занимательная математика» предназначенадля внеурочной работы и рассчитана на обучающихся 5-х классов, интересующихся математикой. Согласно ФГОС нового поколения прове...