Занятие по изучению нового и формированию первоначальных навыков
методическая разработка на тему

Сидорова Наталия Алексеевна

Материал для семинара с педагогами дополнительного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сидорова Наталия Алексеевна,

методист ГБОУ ДТДиМ «Преображенский»

Занятие по сообщению новых знаний,

формированию первоначальных умений

Изучение сущности и структуры занятия в дополнительном образовании детей приводит, к выводу, что «занятие» является сложным педагогическим объектом.

Сущность и назначение его в процессе обучения как целостной динамической системы сводится к коллективно-индивидуальному взаимодействию

педагога и обучающихся, в результате которого происходит усвоение обучающимися знаний, умений и навыков;  развитие их способностей, обретение ими опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства педагога. Тем самым занятие, с одной стороны, выступает как форма движения обучения в целом, с другой, — как форма организации обучения, предопределяемая основными требованиями к организационному построению занятия педагогом, вытекающими из закономерностей и принципов обучения.

 Как и всякие сложные объекты, занятия могут быть разделены на типы по различным признакам. Этим объясняется существование ряда классификаций.

В теории и практике обучения ведущее значение отводится следующим типологиям:

- по основной дидактической цели;

- по основному способу их проведения;

- по основным этапам учебного процесса.

По основной дидактической цели выделяют несколько типов занятий.

Самым распространенным в педагогической практике является тип комбинированного занятия.  В своей структуре оно объединяет все основные элементы обучения: организацию учебного занятия; повторение и проверку знаний; изучение нового учебного материала и формирование новых умений и навыков; закрепление полученных знаний; подведение итогов, определение успехов  в сочетании с коррекцией знаний и умений.      К недостаткам комбинированного занятия относят дефицит времени, когда на изучение нового материала остается 15-20 минут, а остальное время уходит на другие виды работ; увеличившийся объем изучаемых знаний, сокращение времени на познавательные процессы и т.д. При правильной организации возможно сведение этих недостатков к минимуму. Но лучше всего они компенсируются другими типами занятий, ориентированных на конкретные виды деятельности.
     Целью данного материала является выделение особо одного из типов занятия –

Занятие по сообщению новых знаний, формированию первоначальных умений.

Структура этого занятия определяется его основной дидактической целью: введением понятия с установлением свойств изучаемых объектов, построением правил, алгоритмов, демонстрации технологических процессов, и т.д. 

Основные этапы занятия:

  1. сообщение темы, цели, задач занятия и мотивация учебной деятельности.

Заинтересовать детей, привлечь их внимание к занятию

  1. подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний и умений.

Определение уровня усвоенного материала предыдущих тем (по логике связанных с темой нового материала), проверка освоения отдельных умений. Педагог активизирует внимание и мыслительную деятельность, систематизирует полученные знания воспитанников.

Подготовка обучающихся к восприятию новой информации.

  1. ознакомление с новым материалом.

Изложение нового - научное, увлекательное, доступное.

На занятии применяются разные приемы активизации деятельности: придание излагаемому материалу проблемного характера, включение в изучаемый материал ярких примеров, фактов, доказательств, вовлечение учащихся в активное обсуждение с использованием их теоретического багажа, примеров, фактов; применение наглядности и технических средств.

Для более продуктивного усвоения нового воспитанники должны подключаться к решению таких дидактических задач, как усвоение новых понятий и способов действий, самостоятельной поисковой деятельности, формированию системы ценностных ориентации.

Целесообразно привлечение воспитанников к организации процесса обучения, то, что называется «ролевое участие». Можно применить такие роли как:

 -«ассистент» (отвечает за демонстрацию отдельных умений, приемов, наглядных материалов и т. п.)

- «организатор» (возглавляет одну из мини-групп, продумывает цепочку действий)

-«консультант» (помогают справиться с проблемами другим воспитанникам при освоении новых знаний и умений) и т. п.

  1. первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения.  

На этом этапе занятия важна мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти; актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка  действий и т.п.);
Первичное закрепление под руководством педагога посредством прямого повторения понятий, приемов, действий.
       Можно использовать специальные задания после объяснения нового материала. Провести беседу с целью выработки умений применения знаний.

  1. подведение итогов занятия.

Выяснить чему научились воспитанники на занятии, что узнали нового и аргументировать оценку их труда.

Для данного типа занятий могут использоваться следующие виды и формы занятия:

 - занятие с элементами эвристической беседы,

 - лекция с элементами презентации,

- занятие - конференция,

- экскурсия,

- постановка опыта и исследовательская работа.

Рождение любого занятия начинается с осознания и правильного, четкого

определения его конечной цели — чего педагог хочет достичь за короткий промежуток времени;

затем установления средства - что поможет педагогу в достижении цели,

 а уж затем определения способа — как будет действовать педагог, чтобы цель была достигнута.

По словам выдающегося педагога-новатора В.Ф. ШАТАЛИНА “Основная функция педагога не столько быть источником знания, сколько организовать процесс познания, создать такую атмосферу …, в которой невозможно не выучиться”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блок уроков ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (4 часа) (учебник ФИЗИКА-7, автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2003год) 1.Строение вещества. Молекула. (Урок изучения нового материала)

Блок уроков ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (4 часа) (учебник ФИЗИКА-7, автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2003год)  1.Строение  вещества. Молекула. (Урок изучения...

Особенности формирования первоначальных певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Особенности формирования первоначальных певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста  Детскую  психику справедливо сравнивают с чистой грифельной  доской: что  на...

Тема урока: Что такое дисциплина? Тип урока: Урок формирование первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

План урока: I. Орг. момент. II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. III. Актуализация знаний. IV. Изучение нового материала. 1. Дисциплина общеобязат...

Интегрированное занятие по изучению нового материала по теме «Здоровая пища»

Интеграция предметов: английский язык, биология и экология, химия. Цель занятия: формирование понятия о ценности пищевых продуктов, закрепление, осмысление изученного материала по английскому языку, б...

Поэтапное формирование первоначальных навыков монологической речи

В статье подробно расписаны этапы формирования первоначальных навыков  монологической речи, а также игры и упражнения, используемые на каждом этапе....

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №7 Изучение синтаксических норм. Формирование умений строить и анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы и задания на устранение основных типов  синтаксических ошибок:неоправданная инверсиянеоправданный пропуск члена предложения (эллипсис)смещенн...