«Экологическое воспитание в условиях дополнительного образования детей»
статья

Лапеченкова Наталья Сергеевна

Статья о том, как реализуется экологическое воспитание в условиях дополнительного образования на примере смоленской областной станции юных натуралистов 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Экологическое воспитание в условиях

дополнительного образования детей»

Лапеченкова Н.С., методист

СОГБУ ДО "Станция юннатов"

О росте в общественном сознании приоритета экологических ценностей свидетельствует тот факт, что 21 век назван мировым сообществом столетием окружающей среды. Решение экологических проблем прежде всего нужно искать в области культуры природопользования людей, в выработке таких форм взаимодействия с окружающей средой, которые помогут изменить ситуацию к лучшему. Сегодня важно помочь детям освоить новую систему ценностей в общении с природой. В этом процессе воспитанию принадлежит заглавная роль.

«Экологическое воспитание – формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе»,  толкует экологический словарь.

Цель экологического воспитания в дополнительном образовании – формирование элементов экологической культуры.

К задачам экологического воспитания обучающихся относятся:
- формирование бережного отношения к окружающей среде
- умение сопереживать природе
- развитие личности ребенка
- формирование знаний о взаимосвязях в природе

Смоленская областная станция юных натуралистов – учреждение дополнительного образования естественнонаучной направленности. В настоящее время на станции обучаются 443 обучающихся, реализуются 16 образовательных программ: «Природа Смоленского края», «Природа и творчество», «Юные орнитологи», «Мы - твои друзья», «Зеленый мир», «Тропинками природы»,               «Росток», «Юные экологи», «В мире животных», «Зоокультура», «Экологическое краеведение», «Цветоводство с элементами ландшафтного дизайна», «Цветоводство с основами декоративного садоводства» и другие.

Экологическое воспитание взаимосвязано с экологическим сознанием и поведением. Без осознания проблемы не последует действие.

 Деятельность в творческих объединениях разнообразна по своей специфике и содержанию: дети занимаются проектной и исследовательской деятельностью, проводят опытническую работу с овощными и цветочно-декоративными растениями, исследуют влияние различных факторов на жизнедеятельность обитателей живого уголка, участвуют в природоохранных акциях, проводят мониторинги и экологические рейды, учатся правильно заготавливать и использовать природный материал при изготовлении творческих работ.

Кроме обычных программ, смоленская областная станция юных натуралистов реализует программы в сетевой форме. Примером такой программы является дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Цветоводство с основами декоративного садоводства» и программа «Экологическое краеведение»

Участие в конкурсах вызывает положительную мотивацию у обучающихся, формирует активную жизненную позицию, повышает интерес к изучению природы, способствует развитию творческого мышления.

В настоящее время смоленская областная станция юных натуралистов является региональным ресурсным центром естественнонаучной направленности в области. Проводит областные и региональные этапы всероссийских Конкурсов, Слетов, проводит региональные этапы Всероссийских Акций. Среди них:

- региональный этап Всероссийского слета юных экологов. Во время слета ребята соревнуются по четырем направлениям – ботаника, зоология, почвоведение, гидробиология. Отвечают на теоретические вопросы и выполняют практические задания;

- региональный этап Всероссийского конкурса «Юннат». Конкурс проводится среди обучающихся от 7 до 18 лет. Номинации конкурса отвечают современным направлениям в науке: «Сам себе агроном», «Юный фермер», «Современные технологии в агрономии», «Инновационные технологии в растениеводстве», «Перспективные технологии культивирования лекарственных и пряно-ароматических растений», «Зеленые» технологии и стартапы», «Инженерия, автоматизация и робототехника».

- региональный этап Всероссийского конкурса «Мои зеленые СтартАпы» проводится с целью разработки и внедрения безвредных для природы «зеленых» технологий как междисциплинарного подхода в решении задач гармоничного взаимодействия человека с природой, знакомства с лучшими экологическими и агроэкологическими бизнес-проектами обучающихся образовательных организаций Смоленской области. В 2021 году конкурс будет проводиться впервые.

- региональные этапы Всероссийских конкурсов юных исследователей окружающей среды, «Моя малая Родина: природа, культура, этнос», юниорского лесного конкурса «Подрост».

 Сотрудничает смоленская областная станция юных натуралистов и с Федеральным государственным научным учреждением «Институт возрастной физиологии Российской Академии Образования» и проводит региональные этапы Всероссийских конкурсов для обучающихся и конкурсы методических материалов для педагогов по программам «Мы – твои друзья» и «Разговор о правильном питании».

Часть областных конкурсов стали уже традиционными, проводятся ежегодно. Среди них – конкуры, посвященные Великой Отечественной войне, областной конкурс «Зеркало природы», областной конкурс «Мой школьный двор», областной смотр природоохранной работы и смотр работы школьных лесничеств, областная акция «Хранители аистиных гнезд» (проводится совместно с НП «Смоленское Поозерье»). Цель акции - формирование экологической культуры личности обучающихся через проведение природоохранной акции по сохранению популяции белых аистов на территории Смоленской области. Перед обучающимися, участниками Акции, стоит задача – не только провести зимний учет гнездования аистов, но и выявить неблагополучные и опасные места гнездования аистов на Смоленщине. Итогом акции является проведение аистиного фестиваля, который организует НП «Смоленское Поозерье» на территории Экологического центра «Бакланово».

Тематика других областных конкурсов связана с празднованием в текущем году различных экологических дат и мероприятий. Так, уже в 2021 году проведены конкурсы, посвященные празднованию 60-летия полета Ю. Гагарина в Космос (интернет-викторина «Покорители космоса»), посвященные празднованию 100-летия со дня рождения Почетного гражданина Смоленской области, Почетного гражданина города-героя Смоленска И.Е. Клименко (областной конкурс «Лен – слава и гордость Смоленщины: вчера, сегодня, завтра» и областная интернет – викторина «Традиции прошлого ради будущего процветания Смоленщины»).

В настоящее время, в России набирает силу Всероссийские природоохранные социально-образовательные проекты «Эколята –Дошколята», «Эколята» и «Молодые защитники Природы». Названия говорят сами за себя: проекты направлены на вовлечение дошкольников, подростков, юношей и девушек в ознакомление с экологическими проблемами и их посильное практическое решение.

В 2020-21 учебном году смоленской областной станцией юных натуралистов проведены мероприятия в рамках данных проектов:

- всероссийский конкурс детского рисунка
«Эколята – друзья и защитники Природы!»,

-  Всероссийский конкурс на лучший стенд (уголок) «Эколята–Дошколята» в дошкольных образовательных учреждениях и «Эколята – молодые защитники Природы» в школах.

- ежегодно проводится ставший уже традиционным конкурс «Елка Эколят».

- региональные этапы Всероссийского Урока и Олимпиады Эколят. Цель мероприятий – экологическое просвещение обучающихся, формирование ответственного экологического поведения, повышение естественнонаучной грамотности.

Во Всероссийском Уроке приняли участие 338 образовательных организаций, 1088 педагогов, 17114 обучающихся.

В Олимпиаде приняли участие 5120 обучающихся образовательных организаций Смоленской области от 5 до 18 лет. Всего награждены 983 обучающихся (победители и призеры), что составляет 19,2 % от общего числа участников.

Экологическое воспитание – одна из целей проведения экологических акций. В 2021 году проходят экологические акции в рамках Дней единых действий – всероссийские и их региональные этапы. Цель акций -  воспитание экологически-ориентированного и технологически грамотного молодого поколения; формирование гражданской позиции обучающихся; создание эффективных условий, способствующих гармоничному экологическому развитию личности ребенка посредством совместной познавательной, образовательной и природоохранной деятельности детского и педагогического сообществ.

   Смоленская областная станция юннатов в 2021 году провела 15 региональных этапов Всероссийских Акций и планирует проведение еще 4 Акций рамках Дня единых действий. Вот некоторые из них:

- Всероссийская акция «День леса»,

- Всероссийская акция «День птиц»,

- Всероссийская акция «День Земли»,

- Всероссийский «Урок генетики»;

- Всероссийский «Урок Арктики»;

- «Петровский урок»;

- Всероссийская акция «День рождения дополнительного образования»;

- Всероссийская акция «День эколога в России»;

- День юннатского движения в России.

Подводя итоги, мне бы хотелось привести следующие статистические данные: охват обучающихся смоленской области в различных мероприятиях экологической направленности в 2020 году составил:

- в областных конкурсах – 3243 обучающихся;

- в региональных этапах Всероссийских конкурсов – 29 234 обучающихся.

Закончить свое выступление я хочу словами французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери

«Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда»

Сложно переоценить значимость экологического воспитания в вопросе воспитания настоящего человека: с природой мы сталкиваемся в самом раннем детстве, именно она (а также отношение к ней) – первый учитель, первые составляющие нашего характера и личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого мышления детей в условиях дополнительного образования детей

Понятие «творческое мышление»охватываетмыслительныепроцессы, приводящиек получению решений, созданию необычныхи оригинальных идей, обобщений, теорий, а такжехудожественных форм.У многих из нас творчес...

Воспитание социокультурной толерантности личности ребенка в условиях дополнительного образования детей.

В настоящее время вопрос воспитания социокультурной толерантности личности ребенка чрезвычайно злободневен, в том числе и в условиях дополнительного образования детей: сейчас все больше людей признают...

СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕКСТИЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

Государственная политика в области традиционной художественной культуры, к сожалению, пока не дает основания говорить, что этот уникальный вид культурной деятельности имеет устойчивую и эффективную за...

Особенности воспитания в условиях дополнительного образования детей

Социальное воспитание учащихся включает в себя формирование различных составляющих поведения ребенка.Предлагаю Вам таблицу диагностики воспитанности учащегося детского объединения....

Совершенствование методов обучения и воспитания в условиях дополнительного образования

Великая цель образования- это не знания, а действия. Г. Спенсер...

Профессиональная ориентация детей и подростков в условиях дополнительного образования детей

В статье рассматривается проблема создания в учреждениях дополнительного образования детей системной работы по социальной адаптации и профессиональному самоопределению школьников. Представлены способы...