Статья на тему "Работа с одарёнными детьми".
статья на тему
Статья на тему "Работа с одарёнными детьми".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rabota_s_odoryonnymi.docx | 19.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы обучения и развития одаренных детей, вновь осознанная в нашей стране в последнее время, порождает широкий интерес к ней со стороны ученых исследователей и педагогов-практиков. Мы признаем, что одаренные дети характеризуются особыми потребностями и возможностями, отличающими их от других сверстников, то это означает, что для их обучения необходимы специальные программы. В результате несоответствия традиционной учебной программы потребностям и возможностям одаренных детей происходит быстрое снижение интереса к обучению. Нарастающая скука, сопровождающая процесс обучения, может стать непреодолимым препятствием для дальнейшего развития одаренности.
В настоящее время не существует какого-то общепринятого определения одаренности, есть значительные разночтения в понимании того, кого следует считать одаренными, а кого нет, что является критерием одаренности, а что нет, можно ли вообще выявлять одаренность у детей и так далее. Можно отметить наиболее употребительные трактовки рассматриваемого понятия. Одаренность – это:
1) Качественно своеобразное состояние способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности;
2) Общие способности или общие моменты способностей, обуславливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности;
3) Умственный потенциал или интеллектуальная, целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению;
4) Своеобразие природных предпосылок способностей;
5) Талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности. (3)
Одаренные дети - наше достояние. Раннее выявление, воспитание и обучение талантливых детей является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования в учреждении дополнительного образования. Талант - это дар божий, который надо постараться сохранить и приумножить. Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Дополнительное образование — процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становится одной из приоритетных задач современного дополнительного
образования детей.
Понятие «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задачи педагогов состоит в раскрытии интеллектуально творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Важнейшим направлением решения данной проблемы является реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие их одаренности.
Из понятия одаренности, как потенциальной возможности достижения более высоких результатов, следует, что одаренных детей необходимо учить по-другому, по программам, отличным от традиционных, таким, которые могут обеспечить развитие их индивидуальности.
С проблемой обучения одарённых детей столкнулся и я. В своей деятельности я реализую дополнительную образовательную программу детей "Спортивный туризм: туристское многоборье ", эта программа имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена для детей возрастом 11-15 лет. Формируя группы первого года обучения возникает проблема когда в состав групп входит 12-15 детей и все они изначально обладают разной степенью физического и умственного развития, такой вывод делается на основе данных мониторинга, который проводится с обучающимися. Первоначально в начале учебного года у новичков проводится лишь мониторинг физического развития, который представляет из себя набор тестов. Исходя из полученных данных уже можно выделить детей более других одарённых к занятию спортом. Далее в процессе освоения программы, обучающиеся постепенно овладевают специальными знаниями, умениями и навыками. Успешность овладениями ими так же отслеживается с помощью мониторинга, кроме того обучающиеся участвуют в различных соревнованиях проводимых в нашем учреждении. По итогам мониторинга и участия в соревнованиях выявляются дети, которые обладают качествами для успешного занятия именно спортивным туризмом. Но мало выявить у детей одаренность, необходимо создать условия для их дальнейшего развития.
Для решения этой проблемы мною была разработана дополнительная
образовательная программа детей «Турист-спортсмен-часть 1». Данная программа разработана на основе программы дополнительного образования детей « Спортивный туризм: туристское многоборье», рекомендованной Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и спорту и предназначена для индивидуальной работы с обучающимися, показавшими высокие результаты в соревнованиях по спортивному туризму и желающих далее совершенствовать свое спортивное мастерство.
Главное отличие и новизна данной программы связана с индивидуальным подходом к образовательному процессу, связанного с увеличением тренировочного времени, отводимого на повышение спортивного мастерства обучающихся, для успешного выступления детей на соревнованиях областного и российского масштаба.
Целью программы является повышение спортивного мастерства обучающихся через участие в соревнованиях разных уровней. Период обучения по данной программе составляет один год, количество обучающихся (рекомендуемое) от 1 до 6 человек,, учебная нагрузка в неделю до 4 часов.
Учебная работа ведётся в течение всего учебного года и в каникулярное время. Вся работа строится на следующих принципах:
- соразмерность объёма (содержания) материала планируемому времени занятий;
- логическая последовательность учебного материала;
-соответствие содержания каждого раздела возрастным и физическим возможностям обучающихся;
- оптимальное соотношение между теоретическим и практическим объёмами материала;
- определение нормативных пределов технических приёмов и практических заданий по возрастным критериям обучающихся.
Важной частью подготовки ребят являются участие в различных соревнованиях и мероприятиях, основными целями которых являются контроль за эффективность учебно-тренировочного процесса, приобретение соревновательного опыта, общение со сверстниками. Соревнования планируются таким образом, что по своей направленности и степени трудности они соответствуют задачам, поставленным перед обучающимися на данном этапе подготовки.
Данная программа реализуется мною на протяжение нескольких лет, и уже можно сделать выводы о её эффективности. Обучающиеся прошедшие обучение по программе «Турист-спортсмен-часть 1». с успехом участвовали и продолжают участвовать в соревнованиях различного уровня. За последние годы они сумели стать призёрами и победителями Областных и Всероссийских соревнований по спортивному туризму на пешеходных дистанциях.
Литература
- Золотарева А.В. Дополнительное образование детей.- Ярославль: Академия развития, 2004.- 304 с.
- Панютина Н.И., Рагинская В.Н. и др. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми. - Волгоград: Учитель, 2007. - 204 с.
- Шумакова Н. Б. Обучение и развитие одаренных детей. М. 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Работа с одарёнными детьми"
В статье описываются приёмы и методы работы с одарёнными детьми на уроках обществоведческого цикла и во внеурочное время....
Статья "Организация работы с одарёнными детьми в современной школе"
Одарённость по-прежнему остается загадкой для большинства учителей и многих родителей. Одаренность в педагогике понимается как совокупность природных задатков, как одно из условий формиров...
Статья "ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ".
"ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ"...
Статья Работа с одарёнными детьми
Ключевые слова: одаренные дети, задатки способностей и их развитие, стремление к лидерству, совершенству, саморегуляция, метапредметные умения и навыки, социальный опыт, творчески...
Участие во всероссийской научно-практической конференции (апрель 2014 г.) с публикацией статьи "Модель управленческой структуры по работе с одарёнными детьми в условиях образовательного учреждения инновационного типа"
В статье представлена модель управленческой структуры по организации работы с одарёнными детьми на примере «Гимназии №21» г. Рудного. Последовательно описаны 4 блока представленной модели с указанием ...
Статья "Особенности работы с одарёнными детьми"
Статья по проблеме обучения и воспитания одарённых детей...
Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"
Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...