ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ ЗИМОЙ
план-конспект на тему
Формирование представления о том, как зимуют дикие звери.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhizn_zhivotnyh_zimoy.docx | 28.66 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВЁРНУТЫЙ ПЛАН – КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
ТЕМА: «ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ ЗИМОЙ»
ЦЕЛЬ: формирование представления о том, как зимуют дикие звери.
ЗАДАЧИ: 1. Образовательная: познакомить обучающихся с основными правилами охраны животного мира. Показать связь их жизни с состоянием неживой природы и растений зимой.
2. Развивающая: развивать речь учащихся, воспитывать их экологически грамотными людьми;
3. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, необходимость охранять зверей, готовность помочь животным в зимнее время.
ТИП ЗАНЯТИЯ: интегрированное занятие.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебные фильмы на цифровых носителях (Video-DVD).
ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ: объяснение с элементами беседы.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ: 1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Объяснение нового материала.
4. Закрепление изученного.
5. Подведение итогов и выставление оценок.
6. Домашнее задание.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. Организационный момент.
ПЕДАГОГ: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Откройте тетради и запишите число, классная работа. Дежурные, назовите отсутствующих.
II. Проверка домашнего задания.
ПЕДАГОГ: на дом ничего не было задано.
III. Объяснение нового материала.
ПЕДАГОГ (корреспондент): Чем отличаются дикие животные от домашних?
ОБУЧАЮЩИЕСЯ (егерь): Домашние животные, в отличие от диких, живут в специальных помещениях, построенных человеком. Люди летом запасают для этих животных корм на зиму и ухаживают за ними.
ПЕДАГОГ (корреспондент): Изменилась ли жизнь диких животных в зимнее время?
ОБУЧАЮЩИЕСЯ(биолог): Да, в связи с состоянием неживой природы и жизни растений зимой.
ПЕДАГОГ(корреспондент): Меня интересует жизнь белки зимой?
ОБУЧАЮЩИЕСЯ (егерь): Зимой белка живет в дупле или гнезде. Устраивает там подстилку из сухой травы, мха, шерстинок. Выход из гнезда- лазейку, белочка закрывает мхом или пучком сухой травы. В гнезде тепло. В холодную погоду она спит 20-22 часа в сутки. При теплой погоде зверек на кормежке задерживается дольше и прыгает больше.
ПЕДАГОГ(корреспондент): Я понимаю, что осенью много пищи для белки можно найти. Но вот зимой?
ОБУЧАЮЩИЕСЯ(биолог): Против голода она, как хорошая хозяйка, летом и осенью готовит себе значительные запасы. В пищу использует грибы, нанизанные ею на сучки деревьев, желуди, ягоды, орехи. Питается и семенами еловых шишек.
ПЕДАГОГ(корреспондент): Есть ли враги у белки? И как она спасается от врагов?
ОБУЧАЮЩИЕСЯ(охотник): Жизнь на деревьях уже сама по себе дает возможность укрываться от врагов. Шкура зимой у нее серебристо- серая, делает белку незаметной. К тому же белка- ловкий зверек.
ПЕДАГОГ(корреспондент): Чем полезна белка?
ОБУЧАЮЩИЕСЯ (егерь): У белки теплый и красивый мех. В охотничьем промысле половина дохода от продажи пушнины идет за счет беличьих шкурок.
ПЕДАГОГ(корреспондент): В погоне за пушниной, люди могут истребить всех пушных зверьков. Так ли это?
ОБУЧАЮЩИЕСЯ(охотник): Нет! Охота открывается в определенное время и в определенных местах. У нас в стране в июле 1924 года Президиум ВЦИК определил заповедники. Это участник земли, лесов, подлежащих полной охране человеком.
ПЕДАГОГ(корреспондент): Меня еще интересует жизнь зайцев зимой.
ОБУЧАЮЩИЕСЯ(учитель): Заяц - беляк живет в лесу. Это лесной заяц. Днем спит, а ночью выходит на кормежку. Заяц - беляк легко передвигается по глубокому снегу. Ноги его к зиме обрастают шерстью, даже между пальцами вырастает мохнатая шерсть. Зайцу тепло, да и удержаться на снегу легче: нога становится шире, как- будто беляк надел лыжи.
- Еще есть зайцы- русаки. Этот заяц живет в полях и степях. Он осторожный и пугливый зверек. Из всех чувств у него очень хорошо развит слух.
ПЕДАГОГ(корреспондент): Строит ли он себе гнездо, как белка?
ОБУЧАЮЩИЕСЯ(учитель): Нет. Лежку заяц устраивает на открытом месте или под поваленными деревьями. Он роет нору в снегу и забирается в нее.
ПЕДАГОГ(корреспондент): Чем питается заяц? Почему он ни летом, ни осенью не запасает корм?
ОБУЧАЮЩИЕСЯ(учитель): Заяц питается корой молодых деревьев, осинок, берез, ив, раскапывает снег и ест озимые, бегает на огороды грызть кочерыжки, скачет к стогам сена.
ПЕДАГОГ(корреспондент): Здесь рассказывали, как белка защищена от врагов. А как спасается заяц?
ОБУЧАЮЩИЕСЯ(егерь): У зайцев много врагов: охотники, волки, лисицы, собаки, орлы, совы. Но пуще всего он боится лесной кошки- того и гляди, рысь с вершины дерева, как с неба, прыгнет на спину. Зайцев, спасает способность быстро бегать: во время погони они могут пробегать 70 км в час.
ОБУЧАЮЩИЕСЯ(охотник): Беляк спасает также белая шуба под цвет снега, а русак на поле похож на пенек или камень, припорошенный снегом.
Трусливость зайца вошла в поговорку не вполне справедливо. Просто у зайцев в борьбе за существование выработалась чрезвычайная осторожность и накопился большой запас хитроумных уловок. Спасаясь от преследования, зверек может на ходу прыгнуть в телегу и зарыться в сено, он безошибочно отличает охотника от человека безоружного.
ПЕДАГОГ(корреспондент): Вы знаете, что заяц- вредное для сельского хозяйства животное. Он поедает озимые посевы сельскохозяйственных культур, обгрызает стволы плодовых деревьев. Зайцев надо совсем уничтожать.
ОБУЧАЮЩИЕСЯ(егерь): Нет! Заяц ведь промысловое животное. Его мясо очень вкусное, а шкурка пушистая. Хорошо используется шерсть, из нее валяют войлочные шляпы, шкурки идут на воротники и шапки.
ПЕДАГОГ(корреспондент): В каких местах водится лисица?
ОБУЧАЮЩИЕСЯ(учитель): Лисица водится почти на всей территории России- и на полях, и на болотах, и в лесах, и в перелесках. Народ любит лисичку за характер, за красоту. Слагает о ней сказки, песни, загадки. Как в сказке ее называют? Да, Лиса Патрикеевна.
ОБУЧАЮЩИЕСЯ(охотник): У кумушки- лисы зубки острые, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлете, шубка тепленькая. Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая, на груди жилет и на шее белый галстучек. Ходит лиса тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется, свой пушистый хвост носит бережно, смотри ласково, улыбается.
ОБУЧАЮЩИЕСЯ(егерь): Густая пушистая шубка предохраняет лисицу от самых трескучих морозов. Ноги лисицы к зиме обрастают густой шерстью, наружу торчат кончики пальцев. Лисица зимой ходит как бы в валенках, и ноги ее не зябнут даже в сильные морозы. И все-таки зима самое тяжелое время для лисицы, добывать пищу зимой очень трудно. Долго приходится лисице рыскать по полю, чтобы насытиться, ей нужно поймать много мышей и полевок.
ОБУЧАЮЩИЕСЯ(биолог): Я хочу рассказать о том, как лисицы мышкуют. Слух у лисицы отличный. Она за много метров слышит, как под снегом пищат мыши и полевки. Опустив низко голову, она бежит по полю прислушиваясь, не пискнет ли полевка или мышь под снегом. Вот что-то ей послышалось. Лисица останавливается, прислушивается, затем делает бросок в снег и хватает добычу.
ПЕДАГОГ(корреспондент): Хотелось бы услышать ответ на вопрос: принадлежат ли лисицы к числу важных промысловых животных?
ОБУЧАЮЩИЕСЯ(охотник): Да. Ближе к зиме у лисицы вырастает густой подшерсток, мех приобретает товарную ценность. Рыжеватый теплый мех лисицы ценится очень высоко.
ОБУЧАЮЩИЕСЯ(биолог): В нашей стране много зверосовхозов. На зверофермах выводят не только настоящих серебристо- черных лисиц, но и другие цветные формы. Из меха лисиц шьют воротники, шапки, шубы.
ПЕДАГОГ(корреспондент): Мне хотелось бы узнать больше об опасных хищниках- волках.
ОБУЧАЮЩИЕСЯ(учитель): Волки водятся почти во всех уголках нашей страны. Они хорошо переносят и сильные морозы и жару. Зимой волки живут стаями. Обыкновенно в стае 10-12 волков. Волчьи стаи рыщут по полям, дорогам, ищут добычу. Животным трудно спастись от преследования волчьей стаи. В поисках пищи волки пробегают большие расстояния. Недаром народ сложил поговорку: «Волка ноги кормят». И все же зимой волки почти всегда голодны. Злые и голодные волки ведут себя смело. Они забегают в деревни, забираются в овчарни, в птичники, нападают на дворовых собак.
ПЕДАГОГ(корреспондент): кабаны.
ОБУЧАЮЩИЕСЯ(учитель): Большие расстояния приходится преодолевать в поисках пищи кабанам. Они пробираются через густые заросли и занесенные снегом лесные чащи, отыскивая и поедая мелких животных, особенно грызунов, ветки, кору деревьев и кустарников, плоды и семена растений, которые могут добыть из-под снега.
ПЕДАГОГ(корреспондент): лоси.
ОБУЧАЮЩИЕСЯ(учитель): Зимой лоси держаться небольшими стадами, питаются лоси корой и мелкими деревьями, которые растирают крепкими как жернова зубами. Молодой осинкой лоси кормятся всего охотнее. В конце февраля для лосей наступает тяжелая пора. Чаще, чем в другое время, в этом месяце верхний слой снега превращается в наст. Лоси от тяжести проваливаются сквозь него и не могут быстро бежать. Этим пользуются волки.
ПЕДАГОГ(корреспондент): Хотелось бы узнать, какую пользу приносят эти животные.
ОБУЧАЮЩИЕСЯ(егерь): Хотя волки в некоторых местах являются бичом животноводства, но в дикой природе они часто выполняют роль оздоровителей животного населения, уничтожая больных и слабых зверей.
ОБУЧАЮЩИЕСЯ(учитель): Кабаны относятся к ценным животным, они обладают вкусным мясом. Кожа их идет на подошвы обуви и ремни, щетина- на щетки и кисти. Кишки используются для приготовление колбас.
ОБУЧАЮЩИЕСЯ(биолог): В неволе лоси быстро приручаются и привыкают ходить в упряжке. Лосиное молоко целебное.
ПЕДАГОГ(корреспондент): Мы сегодня не поговорили еще об одном прекрасном животном- медведе. Где сейчас медведь?
ОБУЧАЮЩИЕСЯ(охотник): Барсуки, медведи, сейчас спят в своих берлогах, норах, живут они за счет жира, накопленного в теле летом и осенью.
ОБУЧАЮЩИЕСЯ(егерь): Да, медведю хорошо, спит и лапу сосет.
ОБУЧАЮЩИЕСЯ(учитель): Лапу он не сосет, существует мнение, что в феврале со ступней медведя сходит старая, грубая кожа, а молодая нежная новая кожа нуждается в согревании. Медведь облизывает лапу языком, согревает, при этом причмокивает губами. Вот и кажется, что он сосет лапу.
ПЕДАГОГ(корреспондент): Хочется знать, какие из этих животных живут в наших краях?
ОБУЧАЮЩИЕСЯ(охотник): В наших лесах водится белка, волк, лиса, заяц, в тайге можно встретить и медведя. -Вообще в наших лесах водится 58 видов животных.
IV. Закрепление изученного.
ПЕДАГОГ(корреспондент): Животные и не только они нуждаются в охране. Что для этого делается? -Формы охраны животных разные, но цель одна- надежно защитить их. В заповедниках охраняется все от травинок, насекомых, до больших зверей. В заказниках охраняется что- то одно. В Национальных парках охраняется все, но можно гулять, только запрещается жечь костры, ставить палатки, и т.д. Во всех этих местах люди подкармливают животных зимой. - Чем могут помочь в охране природы школьники?
Школьники должны быть прежде всего экологически культурными людьми. Это значит, что они должны научиться понимать природу, ценить ее богатства и красоты, по- хозяйски использовать землю, полезные ископаемые, воду, леса. Школьники должны украшать в зеленый наряд города и села. Заботиться о наших меньших братьях. - В феврале 1989 года образована Всесоюзная Ассоциация «Спасем мир и природу». Ее председатель, публицист, путешественники Вадим Николаевич Бурлак обращается к детям: «Хотите знать, как помочь природе. Начните с самого себя, твердо уяснить, что я не один человек, а одна 5-ти миллиардная часть всего человечества.
IV. Закрепление изученного.
Игра «Хлопки»
-Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы.
Листопад, гроза, снегопад, дождь, метель, мороз, цветение яблонь,
прилёт перелётных птиц, оттепель, гололедица.
Игра «Расселите животных по домикам»
Домик 1 – животные, которые к зиме делают запасы
Домик 2 – животные, которые зимой впадают в спячку.
Домик 3 – животные, которые зимой ищут корм в природе
Физкультминутка.
- Сейчас свершится волшебство. (Звучит вальсовая музыка) Мы превращаемся в снежинки.
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь. Мы деревья побелили -
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
Налетел ветерок
И умчался весь снежок.
V. Подведение итогов и выставление оценок.
ПЕДАГОГ: Понравился ли вам сегодняшнее наше занятие? Чем?
- Что нового вы узнали? - Где сможете применить полученные знания?
VI. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дикие животные зимой
Зайцы - обитатели тайги и леса.Здравствуй лес,дремучий лес,Полный сказок и чудес!Кто в глуши твоей таится?Что за зверь, какая птица?В данной презентации рассказывается о жизни диких животных лесов....
Конспект занятия по предметам «Развитие речи и окружающий мир» и «Альтернативное чтение». Тема: «Дикие животные зимой».
Конспек интегрированного занятия в 6 классе "особый ребенок" в коррекционной школе 8 вида с использование альтернативной коммуникации и визуального рассписания....
Конспект обобщающего занятия по темам «Птицы», «Животные зимой», «Зимние явления»
Конспект занятия по экологии для дошкольников...
Жизнь диких животных зимой.
Презентация для детей с особыми потребностями коррекционной школы (старшие классы)....
Жизнь диких животных зимой.
Развитие связной речи по теме «Жизнь диких животных зимой»...
Скоро зима ! беседа о жизни животных в лесу.
дать детям представление о жизни диких животных зимой. Формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к животным...
Конспект дефектологического занятия 1 класс по теме Зима. Признаки зимы. Растения и животные зимой.
Конспект дефектологического занятия 1 класс по теме Зима. Явления природы зимой. Признаки зимы. Растения и животные зимой....