Цветочная мозаика
план-конспект на тему

Методическая разработка учебного занятия «Цветочная мозаика» 

Форма проведения занятия: занятие-игра 

Пояснительная записка

Данное занятие рассчитано для детей младшего школьного возраста 8-9 лет.



Целью данного занятия является формирование представления о многообразии растительного мира, первоцветов, их биологических особенностях.

Задачи данного занятия: содействие воспитанию бережного, ответственного отношения к природе родного края, привитие чувства прекрасного.

Предлагаемое занятие предусматривает разнообразные формы, методы и приемы включения детей в активную деятельность.

Проведение занятия в форме игры развивает познавательную активность детей, умение контактировать друг с другом.

Дети не только познают природу, но и прививают интерес к ней, учатся бережно, внимательно относиться к природе, восхищаться красотой растений. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetochnaya_mozaika.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка учебного занятия «Цветочная мозаика» 

Форма проведения занятия: занятие-игра 

Пояснительная записка

Данное занятие рассчитано для детей младшего школьного возраста 8-9 лет.



Целью данного занятия является формирование представления о многообразии растительного мира, первоцветов, их биологических особенностях.

Задачи данного занятия: содействие воспитанию бережного, ответственного отношения к природе родного края, привитие чувства прекрасного.

Предлагаемое занятие предусматривает разнообразные формы, методы и приемы включения детей в активную деятельность.

Проведение занятия в форме игры развивает познавательную активность детей, умение контактировать друг с другом.

Дети не только познают природу, но и прививают интерес к ней, учатся бережно, внимательно относиться к природе, восхищаться красотой растений. 
Оборудование и оформление:

- рисунки детей;

- демонстрационные карточки;

- плакаты «Первоцветы», «Берегите природу»

- экологические знаки

- книги, журналы.


Технические средства обучения:

- магнитофон

- кассета с записью шума леса 
Методические советы на подготовительный период:

Для проведения занятия необходима предварительная работа: оформление зала или классной комнаты, подготовка демонстрационного материала,

К данной подготовке привлекаются и сами дети. Рисуют рисунки, оформляют зал, готовят домашние задания.

Проводятся экскурсии в природу с целью наблюдения за первоцветами, беседы по данной теме.


Цель:

Расширение знаний детей о первоцветах, знакомство с многообразием флоры.

Задачи: дать новые знания о биологических особенностях растений;

- развитие внимания, наблюдательности, познавательной активности;

- содействие воспитанию бережного, ответственного отношения к природе,

- углубление сведений о правилах поведения в лесу


План занятия: 
I. Организационный момент

Вступительное слово педагога

I I. «Разминка»

I I I. аукцион «Кто больше знает»

I V. «Заморочки из бочки»

V. «Ты мне, я тебе»

VI . Конкурс капитанов. «Ромашка»

V II. «Гонка за лидером»

V III. Конкурс «Цветы - волшебный дар природы»

I X. «Темная лошадка»

X. Итог игры. Чтение стихотворения. «Цветы, как люди на добро щедры»

Подведение итога занятия



Ход занятия :

Организационный момент 


Учитель: скоро, очень скоро зазеленеет трава, появятся первые цветочки. Желтенькие, солнечные цветки мать-и-мачеха, потом – медуницы, хохлатки, ветреницы. Каждый цветок, каждое растение хранит свои тайны. У каждой травинки есть свое имя: ландыш, одуванчик, подснежник. Сейчас невозможно сказать, откуда пошли эти названия. Но, глядя на одуванчик, готовый разлететься по всему свету от малейшего дуновения ветерка, кажется, что лучшего названия и нельзя было придумать. Кто пройдет мимо хохлатки, не восхитившись её скромной красотой. А колокольчик? Скажите, что он не звенит? А вы прислушайтесь, приглядитесь к нему, но, не срывая конечно, и услышите мелодичный шелест: 

Нет в мире ничего нежней и краше, 

Чем этот сверток алых лепестков, 

Раскрывшейся благоуханной чашей, 

Как он прекрасен, холоден и чист, - 

Глубокий кубок, полный аромата, 

Как дружен с ним простой и скромный лист.

А сейчас начнем нашу игру «Счастливый случай». Состязаться у нас будет две команды «Подснежники» и «Мать-и-мачеха». В мире мы встретимся с разнообразным миром цветочных растений.



Разминка


Команды получают по 1 баллу за каждую отгаданную загадку.

1. Под тенью сосновой

Цветок есть лиловый

А плодик – тройчатка

Как будто взрывчатка

(фиалка) 


2. Под ногой в лесу трещит

И хрустит валежник,

Ищем мы цветок весны,

Что зовут …

(подснежник)

3. Эй, звоночек – синий цвет

С язычком, а звона нет

(колокольчик)


4. Нам запах свежести лесной 


Приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный

Из кисти белоснежной

(ландыш) 


5. С молочком, а не коровушка; 


Летает, а не совушка

(одуванчик)

  1. На лугах сестрички – 


Золотой глазок, белые реснички

(ромашки)

  1. Желтые цветочки – 


Ласковые щечки,

Пятерные венчики,

А листы изменчивы

(лютик) 


8.Месяц март, сады пусты, 


Ну, какие тут цветы?

Но у нас назло морозу

Все в руках несут…

(мимозу) 



Аукцион «Кто больше знает» 


Выигрывает команда, назвавшая последний цветок. Растения – первоцветы, луговые, полевые, лесные. 


«Заморочки из бочки» 


Команды по очереди тянут вопросы. За правильные ответ 1 балл. 

  1. Вокруг весеннего цветка первоцвета бытовало немало преданий. У немцев – это ключи богини весны Фреи. Ими она отпирала тепло после зимы. У датчан – это сама принцесса эльфов. В старину в честь первоцвета устраивались празднества и гулянья. Измените названия известного домашнего животного в названии распространенного первоцвета. (Примула) 
  2. Это ранневесенний с цветком корзиной желтого цвета. Он начинает расти еще под снегом. Сначала появляются цветок, а когда отцветает, появляются листья… (мать-и-мачеха). 
  3. Какое растение издавна называется «солуитской травой». Почему? (тысячелистник, останавливает кровотечение) 
  4. Это растение совсем не любят насекомых, в народе его называют «дикой рябиной». Почему? (пижма, соцветие ее состоят из маленьких рыжих «пуговок», похожих на ягоды рябины). 
  5. Какой красивый нежный цветок называют «заячьи ушки» и почему? (ландыш) 
  6. Какой весенний цветок несколько раз меняет свой цвет? (медуница) 
  7. Этот цветок похож на одуванчик: желтенький, с лучиками, но лучики его и стебель длиннее, чем у одуванчика. Цветок очень рано ложится спать, в 14 часов; пушистые головки складываются в плотные трубочки, из них торчат лишь мохнатые кисточки, похожие на козлиную бородку. (Козлобородник) 
  8. Почему одуванчик называют молочником? 
  9. Над этим растением днем никакие насекомые не кружатся, только ночью. Почему? (ночная фиалка, запах исходит ночью). 
  10. Почему, над гвоздикой в поле летают только бабочки? (нектар спрятан у цветков гвоздики на дне длинной трубочки, достав сок от туда, могут только бабочки, своим длинным хоботком).


« Ты мне, я тебе». 


Команды задают друг другу по 3 вопроса о первоцветах и сами оценивают соперника в зависимости от полноты ответа (от 1 до 3 баллов). 


Конкурс капитанов «Ромашка» 


Учитель: 

Необычная ромашка 

В гости к нам сейчас пришла 

Не на лугу, не в поле я ее нашла 

Лепесточки белые отрывай, 

На вопросы хитрые отвечай 

Хоть заданья не просты, но ответить в силах ты.

Капитаны по очереди отрывают лепестки, выполняя задания, получая по 2 балла за каждый правильный ответ. Если помогает команда 1 балл.


Вопросы: 

  1. В недалеком лесу это растенье видно издалека. Цветки у него не крупные, но зато, какие яркие. И не просто яркие, разноцветные: красные, фиолетовые, синие. В цветках много душистого нектара, за что и заслужило растение свое название. Как же называют этот первоцвет? (медуница) 


2. Это маленькое растение с чудесными сиреневыми цветками, собранными в густую кисть. Присмотришься: у каждого цветочка длинный вырост – шпорец, как будто хохолок. Всего несколько дней радует нас он своей хрупкой и удивительно чистой красотой. Как называется это нежное растение? (хохлатка)

3. У этого первоцвета стебелек – как ниточка, лист – как тоненький лоскуток, а цветы – как едва-едва мерцающие звездочки. Стоит он на ветру, на холоде, под слоем инея.… И хоть бы что? Что это за чудо цветок? (гусиный лук)

4. Это удивительное растенье похоже на колокольчик. Но хотя лепестки и фиолетовые, между собой они совсем не растают, как это бывает у колокольчика. По народному поверью цветок будто бы навевает сны. (Прострел весенний или сон-трава).

5.Сколько лепестков у ромашки пахучей? (Ни одного).

6.Что можно приготовить из одуванчиков? (салат, варенье). 


«Гонка за лидером» 


За каждый правильный ответ команда получает 1 балл

Задание 1-й команде. Дополнить название:

- кошачья…(лапка)

- кукушкины…(слезы)

- мышиный… (горошек)

- львиный…(зев)

- волчье…(лыко)

- пастушья…(сумка)

- вороний…(глаз) 
Задания 2-й команде. Дать второе название:

- кипрей (Иван-чай)

- клевер (кашка)

- лопух (репей)

- ноготки (календула)

- пижма (дикая рябина)

-поповник, нивяник (ромашка)

- балаболка, звонец (колокольчик)


Конкурс «Цветы – волшебный дар природы» 


Участники команд пишут сочинение на данную тему и рисуют рисунок. 


Конкурс «Темная лошадка» 


Гости задают по 2 вопроса каждой команде. За правильный ответ команда получает по 2 балла. 


Подведение итогов, награждение. 


Учитель: Ребята, вы сегодня много узнали о цветах и растениях, писали сочинения. И теперь, встретив их в лесу, поле, сразу узнаете их и подружитесь. 


Цветы, как люди на добро щедры 

И щедро радость людям отдавая, 

Они цветут сердца отогревая, 

Как маленькие теплые костры. 

Я славлю тех, кто вырастил цветы, 

Я благодарен людям, у которых, 

Добры сердца помыслы чисты. 
Литература 

  1. Внеклассная работа по биологии М. «Просвещение», 1980. – 113 с. 
  2. Некрасова И. Д. Для внимательного человека – лес целый мир. Воспитание школьников - № 4, 1997. – 23 с. 
  3. «Мы» Программа экологического образования детей. Санкт-Петербург. «Детство –пресс», 2000. – 67 с. 
  4. Журнал «Педагогическое творчество». - № 12, 2008. – 12 с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект доминантного музыкального занятия с элементами театрализации "Урок пения в Цветочном городе"

Пение - вид музыкального исполнительства, который дает детям включиться в творческую деятельность, познакомиться с музыкальным искусством н...

"Цветочная мозаика"

Мероприятие направленное на знание цветов, которое можно провести в кружке или в летнем оздоровительном лагере....

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Практическое применение графического редактора Paint. Конструирование из мозаики: "Объемная мозаика"

практическое занятие по информатике с использованием графического редактора Paint....

Программа внеурочной деятельности «Психологическая мозаика» для учащихся вторых классов «Психологическая мозаика»

Программа внеурочной деятельности «Психологическая мозаика» для учащихся вторых классов...

Цветочная мозаика

конспект занятий...

Обоснование целесообразности метафорического сравнения реального мира с мозаикой, а слова – с кусочком мозаики (С. Г. Тер-Минасова).

Презентация по теме "Обоснование целесообразности метафорического сравнения реального мира с мозаикой, а слова – с кусочком мозаики"...