Цветочная мозаика
план-конспект на тему
Методическая разработка учебного занятия «Цветочная мозаика»
Форма проведения занятия: занятие-игра
Пояснительная записка
Данное занятие рассчитано для детей младшего школьного возраста 8-9 лет.
Целью данного занятия является формирование представления о многообразии растительного мира, первоцветов, их биологических особенностях.
Задачи данного занятия: содействие воспитанию бережного, ответственного отношения к природе родного края, привитие чувства прекрасного.
Предлагаемое занятие предусматривает разнообразные формы, методы и приемы включения детей в активную деятельность.
Проведение занятия в форме игры развивает познавательную активность детей, умение контактировать друг с другом.
Дети не только познают природу, но и прививают интерес к ней, учатся бережно, внимательно относиться к природе, восхищаться красотой растений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка учебного занятия «Цветочная мозаика»
Форма проведения занятия: занятие-игра
Пояснительная записка
Данное занятие рассчитано для детей младшего школьного возраста 8-9 лет.
Целью данного занятия является формирование представления о многообразии растительного мира, первоцветов, их биологических особенностях.
Задачи данного занятия: содействие воспитанию бережного, ответственного отношения к природе родного края, привитие чувства прекрасного.
Предлагаемое занятие предусматривает разнообразные формы, методы и приемы включения детей в активную деятельность.
Проведение занятия в форме игры развивает познавательную активность детей, умение контактировать друг с другом.
Дети не только познают природу, но и прививают интерес к ней, учатся бережно, внимательно относиться к природе, восхищаться красотой растений.
Оборудование и оформление:
- рисунки детей;
- демонстрационные карточки;
- плакаты «Первоцветы», «Берегите природу»
- экологические знаки
- книги, журналы.
Технические средства обучения:
- магнитофон
- кассета с записью шума леса
Методические советы на подготовительный период:
Для проведения занятия необходима предварительная работа: оформление зала или классной комнаты, подготовка демонстрационного материала,
К данной подготовке привлекаются и сами дети. Рисуют рисунки, оформляют зал, готовят домашние задания.
Проводятся экскурсии в природу с целью наблюдения за первоцветами, беседы по данной теме.
Цель:
Расширение знаний детей о первоцветах, знакомство с многообразием флоры.
Задачи: дать новые знания о биологических особенностях растений;
- развитие внимания, наблюдательности, познавательной активности;
- содействие воспитанию бережного, ответственного отношения к природе,
- углубление сведений о правилах поведения в лесу
План занятия:
I. Организационный момент
Вступительное слово педагога
I I. «Разминка»
I I I. аукцион «Кто больше знает»
I V. «Заморочки из бочки»
V. «Ты мне, я тебе»
VI . Конкурс капитанов. «Ромашка»
V II. «Гонка за лидером»
V III. Конкурс «Цветы - волшебный дар природы»
I X. «Темная лошадка»
X. Итог игры. Чтение стихотворения. «Цветы, как люди на добро щедры»
Подведение итога занятия
Ход занятия :
Организационный момент
Учитель: скоро, очень скоро зазеленеет трава, появятся первые цветочки. Желтенькие, солнечные цветки мать-и-мачеха, потом – медуницы, хохлатки, ветреницы. Каждый цветок, каждое растение хранит свои тайны. У каждой травинки есть свое имя: ландыш, одуванчик, подснежник. Сейчас невозможно сказать, откуда пошли эти названия. Но, глядя на одуванчик, готовый разлететься по всему свету от малейшего дуновения ветерка, кажется, что лучшего названия и нельзя было придумать. Кто пройдет мимо хохлатки, не восхитившись её скромной красотой. А колокольчик? Скажите, что он не звенит? А вы прислушайтесь, приглядитесь к нему, но, не срывая конечно, и услышите мелодичный шелест:
Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот сверток алых лепестков,
Раскрывшейся благоуханной чашей,
Как он прекрасен, холоден и чист, -
Глубокий кубок, полный аромата,
Как дружен с ним простой и скромный лист.
А сейчас начнем нашу игру «Счастливый случай». Состязаться у нас будет две команды «Подснежники» и «Мать-и-мачеха». В мире мы встретимся с разнообразным миром цветочных растений.
Разминка
Команды получают по 1 баллу за каждую отгаданную загадку.
1. Под тенью сосновой
Цветок есть лиловый
А плодик – тройчатка
Как будто взрывчатка
(фиалка)
2. Под ногой в лесу трещит
И хрустит валежник,
Ищем мы цветок весны,
Что зовут …
(подснежник)
3. Эй, звоночек – синий цвет
С язычком, а звона нет
(колокольчик)
4. Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный
Из кисти белоснежной
(ландыш)
5. С молочком, а не коровушка;
Летает, а не совушка
(одуванчик)
- На лугах сестрички –
Золотой глазок, белые реснички
(ромашки)
- Желтые цветочки –
Ласковые щечки,
Пятерные венчики,
А листы изменчивы
(лютик)
8.Месяц март, сады пусты,
Ну, какие тут цветы?
Но у нас назло морозу
Все в руках несут…
(мимозу)
Аукцион «Кто больше знает»
Выигрывает команда, назвавшая последний цветок. Растения – первоцветы, луговые, полевые, лесные.
«Заморочки из бочки»
Команды по очереди тянут вопросы. За правильные ответ 1 балл.
- Вокруг весеннего цветка первоцвета бытовало немало преданий. У немцев – это ключи богини весны Фреи. Ими она отпирала тепло после зимы. У датчан – это сама принцесса эльфов. В старину в честь первоцвета устраивались празднества и гулянья. Измените названия известного домашнего животного в названии распространенного первоцвета. (Примула)
- Это ранневесенний с цветком корзиной желтого цвета. Он начинает расти еще под снегом. Сначала появляются цветок, а когда отцветает, появляются листья… (мать-и-мачеха).
- Какое растение издавна называется «солуитской травой». Почему? (тысячелистник, останавливает кровотечение)
- Это растение совсем не любят насекомых, в народе его называют «дикой рябиной». Почему? (пижма, соцветие ее состоят из маленьких рыжих «пуговок», похожих на ягоды рябины).
- Какой красивый нежный цветок называют «заячьи ушки» и почему? (ландыш)
- Какой весенний цветок несколько раз меняет свой цвет? (медуница)
- Этот цветок похож на одуванчик: желтенький, с лучиками, но лучики его и стебель длиннее, чем у одуванчика. Цветок очень рано ложится спать, в 14 часов; пушистые головки складываются в плотные трубочки, из них торчат лишь мохнатые кисточки, похожие на козлиную бородку. (Козлобородник)
- Почему одуванчик называют молочником?
- Над этим растением днем никакие насекомые не кружатся, только ночью. Почему? (ночная фиалка, запах исходит ночью).
- Почему, над гвоздикой в поле летают только бабочки? (нектар спрятан у цветков гвоздики на дне длинной трубочки, достав сок от туда, могут только бабочки, своим длинным хоботком).
« Ты мне, я тебе».
Команды задают друг другу по 3 вопроса о первоцветах и сами оценивают соперника в зависимости от полноты ответа (от 1 до 3 баллов).
Конкурс капитанов «Ромашка»
Учитель:
Необычная ромашка
В гости к нам сейчас пришла
Не на лугу, не в поле я ее нашла
Лепесточки белые отрывай,
На вопросы хитрые отвечай
Хоть заданья не просты, но ответить в силах ты.
Капитаны по очереди отрывают лепестки, выполняя задания, получая по 2 балла за каждый правильный ответ. Если помогает команда 1 балл.
Вопросы:
- В недалеком лесу это растенье видно издалека. Цветки у него не крупные, но зато, какие яркие. И не просто яркие, разноцветные: красные, фиолетовые, синие. В цветках много душистого нектара, за что и заслужило растение свое название. Как же называют этот первоцвет? (медуница)
2. Это маленькое растение с чудесными сиреневыми цветками, собранными в густую кисть. Присмотришься: у каждого цветочка длинный вырост – шпорец, как будто хохолок. Всего несколько дней радует нас он своей хрупкой и удивительно чистой красотой. Как называется это нежное растение? (хохлатка)
3. У этого первоцвета стебелек – как ниточка, лист – как тоненький лоскуток, а цветы – как едва-едва мерцающие звездочки. Стоит он на ветру, на холоде, под слоем инея.… И хоть бы что? Что это за чудо цветок? (гусиный лук)
4. Это удивительное растенье похоже на колокольчик. Но хотя лепестки и фиолетовые, между собой они совсем не растают, как это бывает у колокольчика. По народному поверью цветок будто бы навевает сны. (Прострел весенний или сон-трава).
5.Сколько лепестков у ромашки пахучей? (Ни одного).
6.Что можно приготовить из одуванчиков? (салат, варенье).
«Гонка за лидером»
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл
Задание 1-й команде. Дополнить название:
- кошачья…(лапка)
- кукушкины…(слезы)
- мышиный… (горошек)
- львиный…(зев)
- волчье…(лыко)
- пастушья…(сумка)
- вороний…(глаз)
Задания 2-й команде. Дать второе название:
- кипрей (Иван-чай)
- клевер (кашка)
- лопух (репей)
- ноготки (календула)
- пижма (дикая рябина)
-поповник, нивяник (ромашка)
- балаболка, звонец (колокольчик)
Конкурс «Цветы – волшебный дар природы»
Участники команд пишут сочинение на данную тему и рисуют рисунок.
Конкурс «Темная лошадка»
Гости задают по 2 вопроса каждой команде. За правильный ответ команда получает по 2 балла.
Подведение итогов, награждение.
Учитель: Ребята, вы сегодня много узнали о цветах и растениях, писали сочинения. И теперь, встретив их в лесу, поле, сразу узнаете их и подружитесь.
Цветы, как люди на добро щедры
И щедро радость людям отдавая,
Они цветут сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.
Я славлю тех, кто вырастил цветы,
Я благодарен людям, у которых,
Добры сердца помыслы чисты.
Литература
- Внеклассная работа по биологии М. «Просвещение», 1980. – 113 с.
- Некрасова И. Д. Для внимательного человека – лес целый мир. Воспитание школьников - № 4, 1997. – 23 с.
- «Мы» Программа экологического образования детей. Санкт-Петербург. «Детство –пресс», 2000. – 67 с.
- Журнал «Педагогическое творчество». - № 12, 2008. – 12 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/07/05/picture-13278.jpg)
Конспект доминантного музыкального занятия с элементами театрализации "Урок пения в Цветочном городе"
Пение - вид музыкального исполнительства, который дает детям включиться в творческую деятельность, познакомиться с музыкальным искусством н...
"Цветочная мозаика"
Мероприятие направленное на знание цветов, которое можно провести в кружке или в летнем оздоровительном лагере....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/26/picture-129961-1351264511.jpg)
Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»
урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/12/picture-279912-1376305776.jpg)
Практическое применение графического редактора Paint. Конструирование из мозаики: "Объемная мозаика"
практическое занятие по информатике с использованием графического редактора Paint....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/31/picture-475948-1414729380.jpg)
Программа внеурочной деятельности «Психологическая мозаика» для учащихся вторых классов «Психологическая мозаика»
Программа внеурочной деятельности «Психологическая мозаика» для учащихся вторых классов...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/15/picture-1346208-1634303855.png)
Обоснование целесообразности метафорического сравнения реального мира с мозаикой, а слова – с кусочком мозаики (С. Г. Тер-Минасова).
Презентация по теме "Обоснование целесообразности метафорического сравнения реального мира с мозаикой, а слова – с кусочком мозаики"...