Методические рекомендации по проведению исследовательской деятельности с обучающимися
методическая разработка на тему
Методические рекомендации по проведению исследовательской деятельности с обучающимися
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_deyatelnost.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
- Методические рекомендации по проведению исследовательской деятельности
- с обучающимися МБУДО ДДТ г.Донецка
Разработала: методист МБУДО ДДТ г.Донецка Интер О.В.
Алгоритм проведения исследовательской работы
- Подготовка к проведению исследовательской работы.
- Определение объектной области, объекта и предмета исследования.
- Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности (интерес, реализуемость темы (доступность литературы, оборудования, материалов), возможность развития).
- Изучение литературы и уточнение темы (цель: получение необходимой информации, понимание логики доказательств, поиск ответов на вопросы).
- Формулировка гипотезы (гипотеза должна быть проверяемой, содержать предположение, быть логически непротиворечивой, соответствовать фактам).
- Формулировка цели и задач исследования.
Цель – конечный результат, которого хотел бы добиться исследователь: определение характеристик явлений, не изученных ранее, выявление взаимосвязи неких явлений, изучение развития явлений, описание нового явления, обобщение, выявление общих закономерностей, создание классификаций. Задачи – то, что необходимо сделать для достижения цели.
- Определение методов исследования
Метод – способ достижения цели. Теоретические: моделирование, абстрагирование, анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному. Эмпирические: наблюдение, сравнение, эксперимент. Математические: статистические, графики, таблицы, модели динамического программирования и др.
- Проведение научного исследования
- собственно проведение (проведение работ в соответствии с планом),
- аналитический этап (анализ результатов: подтверждают ли они гипотезу),
- оформление результатов исследования (оформление письменной работы, наглядных материалов, разработка устного представления).
- Защита результатов исследования
Оптимальное время выступления - 5 – 7 минут
1 часть – краткий пересказ введения, уместно творческое выступление.
2 часть – наиболее объёмная, рассказ о сути вашей работы. Особый акцент - на новизну исследования, полученные итоги.
3 часть – основные выводы, желательна яркая кульминация.
При ответах на вопросы используйте правила:
- Если вопрос выходит за рамки работы, вы имеете право не отвечать.
- Не бойтесь уточнять вопрос.
- Благодарите задавшего вопрос.
Критерии оценки исследовательской работы.
- актуальность проблемы
- новизна
- объём эксперимента, оригинальный, самостоятельно собранный материал
- использование методов, приёмов и подходов, соответствующих целям исследования
- знакомство с литературой по теме
- умения анализировать результаты
- правила оформления работы
- доклад
- умение ответить на вопросы
Структура исследовательской работы.
- 1.Титульный лист
1.где выполнена работа,
- название темы,
- автор,
- руководитель,
- год выполнения работы
- 2. Введение
Обоснование актуальности, необходимости выбранной темы,
Новизна темы
Краткий обзор литературы.
- Дата и место проведения
Цель и задачи исследования
- Гипотеза: в ходе исследования мы предположили…
Целью работы стало:
- выявить,
- установить,
- обосновать,
- уточнить,
- сравнить,
- разработать…
Задачи исследования…
3.Основная часть
- Каким образом проводилась работа.
Материалы, методы исследования.
Описание полученных результатов исследования.
4.Выводы
5.Список литературы
6.Приложения
(фото, таблицы, копии документов и пр.)
- Примерный план выступления – защиты исследовательской работы.
- тема,
- цель,
- научный руководитель,
- характеристика исследуемых явлений,
- методика проведения исследования,
- в содружестве с кем проводилось исследование,
- использованные средства,
- обзор полученных данных,
- методика их обработки,
- результаты исследования, представленные в наглядной форме,
- анализ результатов,
- выводы
Критерии оценки выступающих:
- логичность,
- точность,
- ясность, доступность,
- убедительность,
- интересность,
- выразительность,
- уверенность, контакт со слушателем,
- уместность жестов,
- выражение лица,
- эрудиция, компетентность, использование специальной терминологии,
- качество ответов на вопросы: полнота ответов, убедительность, контактность,
- творческий подход, использование наглядности.
Проблема исследования
- Для ее определения необходимо ответить на вопрос: «Что надо изучить, что еще недостаточно или совсем не изучено?». Проблема – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения, которая чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, не укладывающихся в рамках прежних теоретических представлений.
- Принято считать, что сформулировать научную проблему – значит, показать умение выделить главное, исключить второстепенное, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования.
- Выбирая проблему, нужно учесть наличие или отсутствие необходимой исследовательской базы.
- Обычно в процессе ученического исследования изучается известная науке проблема, однако учащийся и его научный руководитель открывают ее для себя как новую.
Выбор и формулировка темы исследования
- Молодым исследователям стоит взять довольно узкую и конкретную тему. Это даст массу преимуществ: источники будут находиться в пределах вашей досягаемости, научная литература не будет исчисляться десятками толстых томов.
- Четко определенная тема дисциплинирует ум и рождает желание работать.
- Это может выглядеть так: читая литературу по интересующей проблеме, вы обнаруживаете, что какой-то аспект темы авторами освещается слабее, чем другие или вскользь. Уяснив, какое место эта проблема занимает в интересующей вас области знания и, поняв, какие данные нужны, чтобы ее освятить, вы подойдете к формулировке собственной темы.
- Целесообразно в формулировании темы идти от указания на исследуемый процесс (диагностика, исследование, анализ, подготовка, формирование, развитие) и на условия, в которых он изучается (на экскурсиях, на уроках, в процессе изучения).
Определение актуальности и новизны исследования
- Актуальность – степень важности темы в данный момент, в конкретной ситуации для решения проблемы. Актуальность исследования заключается в объяснении теоретической новизны и положительного эффекта, которые будут достигнуты в результате выполнения работы.
- Новизна заключается в использовании новых подходов или методов исследования, получения нового знания являющегося результатом обобщения и критического анализа литературных источников.
Цель исследования
- Это вопрос, на который исследование должно ответить, чего достичь, наличие какой закономерной связи показать, в то время как тема – это проблема, которую ответ на заданный вопрос позволяет решить.
- Формулирование цели заключает в себе вопрос «Что и для чего это нужно делать?».
- Формулировка цели должна быть до такой степени ясной, чтобы из нее были понятны границы исследования.
- Хороша та формулировка цели, при прочтении которой без дополнительных пояснений становится ясно, как этой цели достичь.
Объект и предмет исследования
- Объект исследования – то, на что направленно внимание исследования, то, что подлежит рассмотрению.
- Предмет исследования – это отдельная сторона или ракурс изучаемого объекта, дающий представление, о том, как исследователь рассматривает объект, какие новые качества, свойства, функции ему присущи. Предмет находится внутри объекта.
Гипотеза исследования
- Гипотеза – научно обоснованные (подкрепленные научными данными и логическими соображениями) предположения о структуре и существенных свойствах изучаемых объектов, характере связей между отдельными элементами изучаемых явлений и процессов, истинность которых требуется доказать. Выдвигая гипотезу, автор должен быть уверен, что в ходе работы сможет проверить ее истинность или ложность.
- Гипотеза всегда вскрывает противоречивость изучаемого предмета, ее обязательно требуется доказывать.
Задачи исследования
- Задачи – это ряд частных вопросов, которые нужно решить, чтобы ответить на основной.
- Обычно это делается в форме перечисления (выявить…, определить…, изучить…, вывести формулу…, апробировать…).
- Формулируя задачи, исследователь отвечает на вопрос: «Что надо сделать, чтобы подтвердить гипотезу, предположение?».
- Выдвигаемые задачи решаются с помощью методов научного исследования – способов построения и обоснования системы философских знаний, совокупностью приемов и операций практического и теоретического освоения действительности (наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение).
Теоретическая и практическая значимость исследования
- Теоретическая значимость исследования определяется тем, содержит ли работа новые разработки теоретических положений и научную новизну.
- Практическая значимость работы должна показывать: кому и как будут полезны полученные результаты, какие новые методики можно разработать на их основе.
Рекомендации и требования к содержанию работы
Работа должна быть построена по определенной структуре являющейся общепринятой для научных трудов и состоять из содержательно-логической части и оформительской (титульный лист, оглавление, введение, основное содержание, заключение, список используемой литературы, приложения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности с обучающимися
Материалы сборника подготовлены коллективом методистов информационно-методического кабинета отдела образования. В сборнике представлена система организации и воспитательная роль исследовательской деят...
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности ученика
В работе представлены требования к организации исследовательской работы школьников, её содержанию, правила оформления работы. Разводятся понятия и подходы к исследовательской работе и прое...
Методические рекомендации к проектно-исследовательской деятельности учащихся на примере работы «Исследование зависимости безопасности движения от силы трения»
В современном школьном образовании большое внимание уделяется проектно-исследовательской деятельности учащихся. Она является одним из видов внеклассной работы по предмету. Растет число учеников,...
Методические рекомендации "Организация проектно - исследовательской деятельности школьников по биологии в образовательном учреждении"
В сборнике представлена система организации и воспитательная роль исследовательской деятельности учащихся по биологии и экологии в образовательном учреждении, алгоритм разработки проекта, подготовки к...
Методические рекомендации по проведению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине "Аналитическая химия" для специальности 33.02.01 Фармация
Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 12.05.2014 №501 «Об утвержении федерального государственного образовательного стандарта среднего професс...
Методические рекомендации по проведению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине "Общая и неорганическая химия" для специальности 33.02.01 Фармация
Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 12.05.2014 №501 «Об утвержении федерального государственного образовательного стандарта среднего професс...
Методические рекомендации по проведению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине "Органическая химия" для специальности 33.02.01 Фармация
Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 12.05.2014 №501 «Об утвержении федерального государственного образовательного стандарта среднего професс...