Методические рекомендации по проведению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине "Аналитическая химия" для специальности 33.02.01 Фармация
методическая разработка по химии на тему

Тихонова Анна Сергеевна

Методические рекомендации  разработаны в соответствии с Федеральным законом от 12.05.2014 №501  «Об утвержении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 33.02.01 «Фармация»». 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл srs_analitika.docx90.32 КБ

Предварительный просмотр:

БПОУ ВО «Борисоглебскмедколледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по проведению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся
по дисциплине «Аналитическая химия»
специальность 33.02.01 «ФАРМАЦИЯ»

                                               

       

 

г. Борисоглебск

РАССМОТРЕНО

На заседании ЦМК ОПД

Протокол № 1 от 4 сентября 2017 г.

Председатель ЦМК

 ______________ /Козлукова Т.В./

«Утверждаю»

Заместитель директора

по учебной работе

« 4 » сентября 2017 г.

 _________________ Ким А.Ю.

         Составитель:  Попова Анна Сергеевна, преподаватель химии  

БПОУ ВО «Борисоглебскмедколледж»

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

4

2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

6

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАСПРЕДЕЛЕНИЮ ВРЕМЕНИ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ЗАДАНИЯМИ (ТРУДОЕМКОСТЬ ЗАДАНИЙ)

8

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

9

5. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

13

6. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

30

7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

31

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические рекомендации  разработаны в соответствии с Федеральным законом от 12.05.2014 №501  «Об утвержении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 33.02.01 «Фармация»». Уставом БПОУ ВО «Борисоглебсемедколледж»,  в которых определяется, что самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов (далее СРС).

Образовательное  учреждение при формировании программы подготовки специалистов среднего звена «обязано обеспечить эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей.

Самостоятельная работа студентов – одна из важных форм организации учебного процесса. Она играет особую роль в профессиональной подготовке специалистов, являясь формой, с одной стороны, организации самостоятельной работы студентов, с другой – развития их познавательной активности.

Целью и основными задачами организации и осуществления самостоятельной работы обучающихся является:

- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;

 -углубление и расширение теоретических знаний;

 -формирование умений использовать справочную документацию,

-специальную и дополнительную литературу, периодическую печать;

 -развитие познавательных способностей и активности обучающихся;

 -формирование самостоятельности мышления;

 -развитие исследовательских умений.

Объем СРС определяется Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО). СРС является обязательной для каждого студента, её объём в часах определяется действующими учебными планами по основным образовательным программам колледжа.

При определении содержания СРС учитывается уровень самостоятельности обучающихся и требования к уровню самостоятельности выпускников для того, чтобы за период обучения он был достигнут.

Для организации СРС необходимы следующие условия:

 -готовность обучающихся к самостоятельному труду;

 -мотив к получению знаний;

-наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;

 -система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;

 -консультационная помощь.

Формы СРС определяются содержанием дисциплины, степенью подготовленности обучающихся. Они могут быть тесно связаны с теоретическими курсами и иметь учебный характер или учебно-исследовательский характер. Форму СРС определяет преподаватель при разработке рабочих учебных программ изучаемых дисциплин и учебно-методических комплексов.

Самостоятельная работа обучающихся при изучении дисциплины «Аналитическая химия» включает следующие виды самостоятельной деятельности:

для освоения умениями:

-решение задач и упражнений по образцу;

-анализ результатов исследований, выполненных в практической работе (опыте);

для овладения знаниями:

-чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);

-составление плана текста;

-конспектирование текста;

-выписки из текста;

-работа со словарями и справочниками;

-работа с конспектом лекции;

-работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);

-подготовка реферативных сообщении.

Форма предоставления отчета о выполнении задания внеаудиторной самостоятельной работы обучающимся соответствует виду работы и оговаривается в задании.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Самостоятельная работа – это любая деятельность, связанная с воспитанием мышления будущего профессионала. Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности студента связан с самостоятельной работой. В более полном и точном смысле самостоятельная работа – это деятельность студентов по усвоению знаний и умений, протекающая без непосредственного участия преподавателя, хотя и направляемая им. Самостоятельная работа реализуется:

  1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий – на уроках теоретического и практического циклов, практических занятиях.
  2. В контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.
  3. В библиотеке, дома, в образовательном учреждении при выполнении студентами учебных и творческих задач.

Таким образом, самостоятельной работа студентов может быть как в аудитории, так и вне ее. Рассматривая вопросы самостоятельной работы, имеют в виду в основном внеаудиторную работу.

Для того чтобы данные цели и задачи СРС не были абстрактными, необходимо донести до сознания студентов, что, выполняя каждое задание и самостоятельную работу в целом, необходимо ответить на следующие вопросы: ради чего? (мотив), что должны приобрести? (цель), с помощью чего? (средства), что приобрели? (результат).

В связи с этим студентам необходимо напомнить правила по планированию и реализации самостоятельной учебной деятельности:

  1. Прежде чем выполнить любое дело, чётко сформулируйте цель предстоящей деятельности.
  2. Подумайте и до конца осознайте, почему вы будете это делать, для чего это нужно.
  3. Оцените и проанализируйте возможные пути достижения цели. Постарайтесь учесть все варианты.
  4. Выберите наилучший вариант, взвесив все условия.
  5. Наметьте промежуточные этапы предстоящей работы, определите время выполнения каждого этапа.
  6. Во время реализации плана постоянно контролируйте себя и свою деятельность. Корректируйте работу с учётом получаемых результатов, т. е. осуществляйте и используйте обратную связь.
  7. По окончании работы проанализируйте её результаты, оцените степень их совпадения с поставленной целью. Учтите сделанные ошибки, чтобы их избежать в будущем.

При выполнении заданий самостоятельной работы студентам предстоит:

  • самостоятельная формулировка темы задания (при необходимости)
  • сбор и изучение информации;
  • анализ, систематизация и трансформация информации; отображение информации в необходимой форме; консультация у преподавателя;
  • коррекция поиска информации и плана действий (при необходимости);
  • оформление работы;
  • поиск способа подачи выполненного задания;
  • представление работы на оценку преподавателя или группы (при  необходимости).

По итогам самостоятельной работы студенты должны:

  • развить такие универсальные умения, как умение учиться самостоятельно, принимать решения, проектировать свою деятельность и осуществлять задуманное, проводить исследование, осуществлять и организовывать коммуникацию;
  • научиться проводить рефлексию:         формулировать         получаемые результаты, переопределять цели дальнейшей работы, корректировать свой образовательный маршрут;
  • познать радость самостоятельных побед, открытий, творческого поиска.  На протяжении всей самостоятельной работы студентов должен сопровождать педагог, выступающий  в роли консультанта, координатора действий студентов.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАСПРЕДЕЛЕНИЮ ВРЕМЕНИ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ЗАДАНИЯМИ (ТРУДОЕМКОСТЬ ЗАДАНИЙ)

п/п

Основные виды заданий

Затраты времени

на единицу

задания (часы)

1

Выполнение тестовых заданий

1

2

Написание опорных конспектов

1

3

Составление систематизирующих и обобщающих таблиц, опорных схем

1

4

Решение химических задач

1

5

Подготовка сообщений

1


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание 1.

Составление опорных схем.

Работа с таблицей.

Цель работы:

-научиться самостоятельно интерпретировать, анализировать, обобщать и структурировать информацию по заданной теме в форме таблицы и оформлять отчет.

Методические рекомендации по составлению таблиц:

-запишите название таблицы

-подготовьте необходимую литературу

-внимательно прочитайте текст

-заполните таблицу

Отчет:

- оформить учебный материал в виде таблицы в соответствии с «Правилами оформления текстовых материалов».

Форма отчета для работы с таблицей: 

-найденный материал оформляется текстовым файлом, набранным компьютерным способом в одном из текстовых процессоров и распечатывается на листах формата А4. Объем отчета – 2-3 страницы печатного текста. Содержание материала оформляется в виде таблицы. 

Отчет должен иметь следующую структуру: 

1.Титульный лист.

2.Лист (листы) с таблицей

Срок выполнения:

- подготовить к следующему теоретическому занятию.

Форма контроля:

- проверка наличия выполненного задания у каждого студента, собеседование

Таблицы, оформленные не по правилам, не принимаются и не оцениваются. Если работа сдана не вовремя (с опозданием), преподаватель имеет право снизить оценку на 1  балл.

Критерии оценки

1.Соответствие представленной в таблице информации заданной теме

2. Лаконичность и четкость изложения материала в таблице

3. Правильность оформления

Оценка

4-5 баллов «удовлетворительно»

6-7 баллов «хорошо»

8-9 баллов «отлично»

Задание 2.

Составление опорных схем.

Цель работы:

- научиться самостоятельно интерпретировать, анализировать, обобщать и структурировать информацию по заданной теме в виде схемы и оформлять отчет согласно требованиям.

Форма отчета для составления схемы:

-найденный материал оформляется текстовым файлом, набранным компьютерным способом в одном из текстовых процессоров и распечатывается на листах формата А4. Содержание материала оформляется в виде схемы:

                                         

Срок выполнения:

- подготовить к следующему теоретическому занятию.

Форма контроля:

- проверка наличия выполненного задания у каждого студента, собеседование.

Критерии оценки:

1.Соответствие представленной в схеме  информации заданной теме.

2. Читаемость, логичность, лаконичность схемы.

3.Правильность оформления.

Оценка:

4-5 баллов «удовлетворительно»

6-7 баллов «хорошо»

8-9 баллов «отлично».

Задание 3.

Решение химических задач.

Цель работы:

- формирование навыков решения химических задач

Общие требования к решению задач:

1. Внимательно проанализируйте условие задачи, установите величины, которые требуется определить в задаче.

2. Сделайте краткую запись условия, переведя численные значения величин, данных в условии в систему СИ, и укажите единицы их измерения.

3. Сформулируйте все упрощающие предположения, которые необходимы для решения задачи.

4. При необходимости напишите уравнение реакции.

5. Запишите формулы определения необходимой величины, подставить знания в формулу.

6. Проверьте полученное решение на соответствие размерности.

7. Проведите вычисления и оцените разумность полученного числового ответа.

Срок выполнения:

- подготовить к следующему теоретическому занятию.

Форма контроля:

- проверка наличия выполненного задания у каждого студента, собеседование.

Критерии оценки:

1. Правильно записано условие и формулы, по которым будут проводятся расчеты (3 балла).

2. Правильно записано уравнение реакций, если требуется(1 балл).

3. Правильно сделаны расчеты(3 балла).

Задание 4.

Подготовка сообщений.

Информационное сообщение – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на лекции, семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.

Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).

Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.

Затраты времени на подготовку сообщения зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.

Цель задания:

- углубление и расширение знаний по предложенной теме и необходимости ее изучения для будущей профессии;

- формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу;

- развитие познавательных способностей, ответственности.

Содержание задания:

- чтение указанной литературы;

- написание сообщений;

- подготовка устного сообщения на данную тему.

Срок выполнения:

- подготовить к следующему теоретическому занятию

Основные требования к результатам работы:

в сообщении должны быть освещены следующие моменты

- сущность понятий  темы;

- необходимость и важность  изучения темы для будущей профессии;

- оформление сообщения на бумажном или электронном носителе.

Критерии оценки:

  • актуальность темы - 1 балл;
  • соответствие содержания теме - 1 балл;
  • глубина проработки материала - 1 балл;
  • грамотность и полнота использования источников - 1 балл;
  • наличие элементов наглядности - 1 балл.

Максимальное количество баллов: 5. Оценка выставляется по количеству набранных баллов.

Форма контроля:

- проверка наличия сообщений у каждого студента, устный опрос нескольких человек или собеседование.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Тема №1. Теоретические основы аналитической химии.

Уметь: углубить и расширить знания по предложенной теме; формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу.

Знать: русских ученых в развитие аналитической химии, знаменательные открытия.

Задание: подготовка сообщений на тему «Вклад русских ученых в развитие аналитической химии».

Тема №2. Концентрация. Способы выражения концентрации растворов.

Уметь: углубить и расширить знания по предложенной теме; формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу.

Знать: формулы расчета концентраций растворов.

Задание: 

Решение задач на концентрацию растворов:

1. Сколько граммов воды и кристаллогидрата сульфата натрия Na2SO· 10 H2O необходимо взять, чтобы получить раствор массой 71 г, с массовой долей сульфата натрия 20 %?

2. Определите титр раствора H2SO4, если в 0,1 дм3 этого раствора содержится 0,2 моль серной кислоты.

3. Какой объем раствора серной кислоты с молярной концентрацией 2 моль/дм3 потребуется для полного растворения 9 г бериллия.

Тема №3. Химическое равновесие.  Закон действующих масс. Равновесие в гетерогенной системе раствор – осадок. Теория электролитической диссоциаций.

Уметь: углубить и расширить знания по предложенной теме; формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу.

Знать: закон действующих масс, теорию электролитической диссоциаций.

Задание: подготовка сообщений на тему «Ле Шателье и его принцип».

Тема №4. Кислотно-основное равновесие.  Диссоциация воды. Ионное произведение воды. Водородный показатель.

Уметь: расписывать диссоциацию, ионное произведение воды.

Знать: основные понятия водородного показателя, ионного произведения.

Задание:

1. Решение задач:

1) Вычислите рН раствора азотной кислоты концентрации 0,001 моль/л.

2) Вычислите рН раствора гидроксида калия с = 0,012 моль/л.

3) Рассчитайте концентрацию протонов в слезной жидкости, рН = 7,4.

2. Подготовка сообщений на тему «Влияние одноимённых ионов на растворимость трудно растворимого соединения».

Тема №5. Качественный анализ. Методы качественного анализа.

Уметь: углубить и расширить знания по предложенной теме; формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу.

Знать: основные определения качественного анализа и его методы.

Задание:

Оформление таблицы «Принципы разделения катионов и анионов на аналитические группы»:

Катионы

Групповая характеристика

Групповой реактив

Получаемые соединения

1

2

3

4

5

6

Тема №6. Катионы I аналитической группы  кислотно-основной классификации.

Уметь: углубить и расширить знания по предложенной теме; формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу.

Знать: катионы I аналитической группы кислотно-основной классификаций.

Задания: составление опорной схемы анализа смеси катионов I аналитической группы.

Тема №7. Катионы II аналитической группы кислотно-основной классификации.

Уметь: углубить и расширить знания по предложенной теме; формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу.

Знать: катионы II аналитической группы кислотно-основной классификаций.

Задания:

1. Составление опорной схемы анализа смеси катионов II аналитической группы.

2. Подготовка сообщений на тему «Применение соединений катионов I-II аналитических групп в медицине и фармаций».


          Тема №8. Катионы III аналитической группы кислотно-основной классификации.

Уметь: углубить и расширить знания по предложенной теме; формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу.

Знать: катионы III аналитической группы кислотно-основной классификаций.

Задания: подготовка сообщений на тему «Значение соединений катионов III группы в медицине».

Тема №9. Катионы IV аналитической группы кислотно-основной классификации.

Уметь: углубить и расширить знания по предложенной теме; формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу.

Знать: катионы IV аналитической группы кислотно-основной классификаций.

Задания: 

1. Составление опорной схемы анализа смеси катионов IV аналитической группы.

2. Подготовка сообщений на тему  «Значение соединений катионов IV группы в медицине».

Тема №10. Катионы V аналитической группы кислотно-основной классификации.

Уметь: углубить и расширить знания по предложенной теме; формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу.

Знать: катионы V аналитической группы кислотно-основной классификаций.

Задания: 

1. Составление опорной схемы анализа смеси катионов V аналитической группы.

2. Подготовка сообщений на тему  «Значение соединений катионов V группы в медицине».

Тема №11. Катионы VI аналитической группы кислотно-основной классификации. Анализ смеси катионов I-VI аналитических групп.

Уметь: углубить и расширить знания по предложенной теме; формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу.

Знать: катионы VI аналитической группы кислотно-основной классификаций.

Задания: 

1. Составление опорной схемы анализа смеси катионов VI аналитической группы.

2.Подготовка сообщений на тему  «Значение соединений катионов VI группы в медицине».

3. Подготовка сообщений на тему «Применение соединений меди в медицине».

Тема №12. Анионы I -III аналитических групп.

Уметь: углубить и расширить знания по предложенной теме; формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу.

Знать: анионы I-III аналитических групп кислотно-основной классификаций.

Задания: 

1. Составление опорной схемы анализа смеси анионов I аналитической группы.

2. Составление опорной схемы анализа смеси анионов  II аналитической группы.

3. Подготовка сообщений на тему «Применение соединений анионов I-III аналитических групп».

Тема №13. Анализ смеси анионов I -III аналитических групп.

Уметь: углубить и расширить знания по предложенной теме; формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу.

Знать: анализ смеси анионов I-III аналитических групп кислотно-основной классификаций.

Задания: 

1. Составление опорной схемы анализа смеси анионов  III аналитической группы.

 2. Составление опорной схемы анализа смеси анионов I- III аналитических групп.

Тема №14. Качественный анализ  неизвестного вещества.

Уметь: углубить и расширить знания по предложенной теме; формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу.

Знать: алгоритм качественного анализа неизвестного вещества.

Задания: 

1. Составление опорной схемы анализа веществ.

2. Подготовка сообщений на тему «применение качественного анализа в фармации».

Тема №15. Количественный анализ. Титриметрия.

Уметь: углубить и расширить знания по предложенной теме; формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу.

Знать: основные определения количественного анализа и титриметрии.

Задания: подготовка сообщений на тему: «Индикаторы», «Измерительная посуда: мерные колбы, пипетки, бюретки и другие».

Тема №16. Титриметрические методы анализа.

Уметь: углубить и расширить знания по предложенной теме; формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу.

Знать: основные титритметрические методы анализа и их определения.

Задания: 

1. Решение задач:

1) Чему равна молярная масса эквивалента серной кислоты при титровании раствором KOH (49,035 г/моль).

2) Навеску H2C2O4×2H2O массой 0,6000 г растворили в мерной колбе вместимостью 100,0 мл. На титрование аликвоты 20,00 мл полученного раствора израсходовано 18,34 мл NaOH. Определить молярную концентрацию раствора NaOH, его титр и условный титр этого раствора по H2C2O4(0,1038 моль/л; 0,004152 г/мл; 0,004673 г/мл).

3) На реакцию смеси, состоящей из карбонатов натрия и калия, массой 0,4000 г израсходовали 22,00 мл 0,3000 М раствора HCl. Вычислить массовую долю (%) карбоната натрия и карбоната калия в смеси(46,12%;  53,88%).

2. Подготовка сообщений на тему «Применение титриметрических вычислений в фармации».

3. Выполнение тестовых заданий. 

1.Химический эквивалент – это:

а) всегда условная частица вещества;

б) условная или реальная частица вещества, в зависимости от вида

химической реакции, в которой оно участвует;

в) всегда реальная частица вещества;

г) более высокий уровень организации материи, чем атом или молекула. 

2. Для одного и того же вещества, участвующего в разных химических

реакциях:

а) соответствует один и тот же химический эквивалент;

б) химический эквивалент по своей природе всегда соответствует его

молекуле или формульной единице;

в) соответствует несколько химических эквивалентов;

г) химический эквивалент всегда составляет какую-то определенную часть

молекулы или формульной единицы. 

3. Определить, какую именно часть молекулы составляет химический эквивалент вещества можно:

а) только исходя из конкретной химической реакции, в которой это

вещество участвует;

б) исходя из формулы вещества;

в) как правило не предоставляется возможным;

г) на основании агрегатного состояния вещества.

4. Фактор эквивалентности - это:

а) стехиометрический коэффициент перед формулой вещества в уравнении

реакции;

б) целое число, определённое опытным путём;

в) сумма стехиометрических коэффициентов, стоящих перед формулами

веществ в уравнении химической реакции;

г) число, показывающее, какую часть реальной частицы вещества Х

составляет его химический эквивалент. 

5. Фактор эквивалентности вещества: 

а) является безразмерной величиной;

    б) определяется по формуле fэкв(Х) = 

в) имеет размерность моль -1;

г) всегда определяется экспериментально.

6. Для HNO3, участвующей в реакции:

S + 6HNO3 → H2SO4 +6NO2 +2H2O

фактор эквивалентности равен:

а) 1/6; б) 6; в) 1; г) 1/3. 

7. Для H3PO4, участвующей в реакции:  H3PO4 + Ca(OH)2 = CaHPO4 + 2H2O

фактор эквивалентности равен:

а) 1; б) 2; в) 1/3; г) 1/2. 

8. Для MnSO4, участвующего в реакции: 

2Mn+2 SO4 + 5NaBi+5O3 +16HNO3→ 2HMn+7O4 + 2Na2SO4 + 5Bi(NO3)3+NaNO3+7 H2O

фактор эквивалентности равен:

а) 2; б) 1/2; в) 5; г) 1/5; 

9. Для Fe2(SO4)3, участвующего в реакции: 

Fe2(SO4)3 + 6 KOH → 2Fe(OH)3 + 3 K2SO4 

фактор эквивалентности равен:

а) 1; б) 6; в) 3; г) 1/6.  

10. Для H3PO3, участвующего в реакции: 

H3PO+ 2AgNO3 + H2O → H3PO+ 2Ag + 2HNO3 

фактор эквивалентности равен:

а) 1/2; б) 1; в) 2; г) 6.

11. Дано превращение:

C2O42-→2CO20

фактор эквивалентности оксалат-иона равен:

а) 1; б) 1/2; в) 1/4; г) 1/6.

12. Молярная масса химического эквивалента HNO2, участвующей в реакции:  HNO2 + Br2 + H2O → HNO3 + 2HBr равна: 

а) 26 г/моль; б) 23,5 г/моль; в) 47 г/моль; г) 94 г/моль. 

13. Молярная масса химического эквивалента Ca(OH)2, участвующего в

реакции: 2AlCl3 + 3Ca(OH)2 = 3CaCl2 + 2 Al(OH)3 равна: 

а) 25 г/моль; б) 37 г/моль; в) 74 г/моль; г) 148 г/моль. 

14. Молярная масса химического эквивалента MnO2, участвующего в

реакции: 3 MnO2 + KClO3 + 6KOH = 3K2MnO4 + KCl + 3H2O равна: 

а) 43,5 г/моль; б) 87 г/моль;  в) 174 г/моль; г) 435 г/моль. 

15. Молярная масса химического эквивалента для KClO3, участвующего в

реакции: 3MnO2 + KClO3 + 6KOH = 3K2MnO4 + KCl + 3H2O равна

а) 20,42; б) 122,5; в) 40,8; г) 24,5.

4. Подготовка сообщений на тему «Практическое применение титриметрических методов в медицине и фармации».

Тема №17. Методы кислотно-основного титрования.

Уметь: углубить и расширить знания по предложенной теме; формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу.

Знать: основные определения кислотно-основного титрования.

Задания: 

1. Решение задач:

1) Определить молярную концентрацию эквивалента раствора азотной кислоты, на титрование 15 мл которого было израсходовано 10 мл 0,1 н раствора гидроксида натрия. 

2) Рассчитать титр 0,1 н раствора серной кислоты по гидроксиду калия. 

3) Рассчитать массу 30 % -ного раствора азотной кислоты необходимую для приготовления 0,2 литра 0,1 н раствора (М (H2SO4 ) = 98 г/моль).

4) Рассчитать массу навески Na2C2O4· для приготовления 100 мл 0,05 н раствора (М (·Na2C2O4 ) = 134 г/моль).

2. Подготовка сообщений на тему «Использование метода при анализе лекарственных средств».

3. Выполнение тестовых заданий.

1. Установите соответствие между веществом и возможностью его анализа методом кислотно-основного титрования в водной среде:

1. аскорбиновая кислота

А. определение не возможно

2. серная кислота

Б. титруется как слабая одноосновная кислота

3. сероводородная кислота

В. определение возможно по 1-ой и по 2-ой ступени

4. ортофосфорная кислота

Г. титруется как сильная кислота по второй ступени

2. При титровании какого вещества с метиловым оранжевым расходуется вдвое больше соляной кислоты, чем с фенолфталеином:
а H
34
б Na
23
в  H
24
г NaHCО
3

3. Алкалиметрическим методом анализируют:
а оксиды металлов;
б соли сильных оснований и слабых кислот;
в сильные и слабые кислоты;
г сильные и слабые основания.

4. На взаимодействие с раствором гидроксида калия идет 20,2 мл раствора серной кислоты с титром по гидроксиду калия 0,004835 г/мл. Найдите массу основания в растворе.
а 2,39 · 10
-4, г
б 9,77 · 10
-2, г
в 9,77 · 10
+1, г                                              
г 2,39 · 10
–1, г

5. Раствор содержит гидроксид и карбонат натрия. На титрование аликвоты раствора с фенолфталеином идет 15,4 мл НСl, на титрование такой же аликвоты с метиловым оранжевым – 16,0 мл НСl. Установите соответствие между основанием и объемом кислоты, пошедшим на взаимодействие с ним.

1. NaOH

А. 15,4 мл

2. Na2CO3

Б. 1,2 мл

В. 14,8 мл

Г. 0,6 мл

6. К раствору оснований NaOH и Na2CO3 добавили фенолфталеин и оттитровали раствором соляной кислоты до исчезновения окраски индикатора (VHCl = 11,5 мл). К полученному раствору добавили метиловый оранжевый и продолжили титрование до изменения окраски индикатора из желтой в оранжевую (VHCl= 14,3 мл). Установите соответствие между основанием и объемом кислоты, пошедшим на взаимодействие с ним.

1. NaOH

А. 2,8 мл

2. Na2CO3

Б. 11,5 мл

В. 8,7 мл

Г. 5,6 мл

7. На титрование смеси фосфорной и серной кислот с метиловым оранжевым
израсходовано   20,1   мл  NaOH,   на   титрование   такой   же   аликвоты   с
фенолфталеином – 32,0 мл NaOH. Установите соответствие между кислотой
и объемом основания, пошедшим на взаимодействие с ним.

1. H2SO4

А. 23,8 мл

2. Н3РO4

Б. 8,2 мл

В. 11,9 мл

Г. 20,1 мл

Тема №18. Методы окислительно-восстановительные.

Уметь: углубить и расширить знания по предложенной теме; формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу.

Знать: основные определения окислительно-восстановительного титрования.

Задания: 

1. Вычисление эквивалента перманганата калия в зависимости от среды раствора. Рассчитать массу перманганата калия, необходимую для получения 1 л раствора с молярной концентрацией эквивалента равной 0,1 моль/л.

2. Оформление таблицы «Использование методов окислительно-восстановительного титрования  для анализа лекарственных веществ»:

Методы окислительно-восстановительного титрования

Применение для анализа лекарственных средств

1

2

3

         3. Решение задач:

1) Определить молярную массу эквивалента окислителя и восстановителя в реакции

        5НАsО2 + 2МnО4- + 6Н+ + 2Н2О → 5Н3АsО4 + 2Мn2+

(23,787 г/моль; 53,964 г/моль).

2) Найти константу равновесия реакции

                Н3АsО4 + 2I- + 2H→ HAsO2 + I2 + 2H2O

(К=4,57).

4. Выполнение тестовых заданий.

1. Значение стандартного потенциала Е0 окислительно-восстановительной пары показывает, что:

а) чем больше Е0, тем более сильным окислителем является окисленная форма;

б) чем меньше Е0, тем более слабым восстановителем является восстановительная форма;

в) чем больше Е0, тем более сильным окислителем является окисленная форма, тем более слабым восстановителем – восстановленная форма.

2. Большое численное значение константы равновесия указывает:

а) реакция протекает практически до конца;

б) разность потенциалов Е0 обоих окислительно-восстановительных пар очень мала;

в) реакция протекает с большой скоростью.

3. Молярная масса эквивалента перманганата калия в окислительно-восстановительных реакциях, протекающих в нейтральной среде равна:

а) М(KMnO4) б) М(KMnO4)/2 в) М(KMnO4)/3 г) М(KMnO4)/5

д) М(KMnO4)/7

4. Молярная масса эквивалента перманганата калия в окислительно-восстановительных реакциях, протекающих в кислой среде равна:

а) М(KMnO4) б) М(KMnO4)/2 в) М(KMnO4)/3 г) М(KMnO4)/5

д) М(KMnO4)/7

5. Молярная масса эквивалента пентагидрата тиосульфата натрия в иодометрическом титровании равна:

а) М(Na2S2O3·5H2O); б) М(Na2S2O3·5H2O)/2; в) М(Na2S2O3·5H2O)/5;

г) М(Na2S2O3); д) М(Na2S2O3)/2.

6. Молярная масса эквивалента дихромата калия в иодометрическом титровании равна:

а) М(K2Cr2O7); б) М(K2Cr2O7)/2; в) М(K2Cr2O7)/3; г) М(K2Cr2O7)/5;

д) М(15. Закон эквивалентов для прямого титрования имеет вид:

а) С(1/z Х) = С(1/z Т) б) n(1/z Х) = n(1/z Т)

в) M(1/z Х) = M(1/z Т) г) С(1/z Х) = С(1/z Т1) + С(1/z Т2)

д) M(1/z Х) = M(1/z Т1) + M(1/z Т2)

7. Закон эквивалентов для заместительного титрования имеет вид:

а) С(1/z Х) = С(1/z Т) б) n(1/z Х) = n(1/z Т)

в) M(1/z Х) = M(1/z Т)  г) n(1/z Х) = n(1/z Т2) - n(1/z Т1)

д) n(1/z Х) = n(1/z Т1) - n(1/z Т2)

8. Закон эквивалентов для обратного титрования имеет вид:

а) С(1/z Х) = С(1/z Т2) - С(1/z Т1)  б) n(1/z Х) = n(1/z Т1) + n(1/z Т2)

в) M(1/z Х) = M(1/z Т)   г) n(1/z Х) = n(1/z Т2) - n(1/z Т1)

д) n(1/z Х) = n(1/z Т1) - n(1/z Т2)

9. Стандартизацию раствора перманганата калия по щавелевой кислоте проводят:

а) прямым титрованием; б) обратным титрованием; в) заместительным титрованием.

10. Стандартизацию раствора тиосульфата натрия по дихромату калия проводят:

а) прямым титрованием; б) обратным титрованием; в) заместительным титрованием.

11. Стандартизацию раствора нитрита натрия по сульфаниловой кислоте проводят:

а) прямым титрованием; б) обратным титрованием; в) заместительным титрованием.

12. Определение железа (II) методом перманганатометрии проводят:

а) прямым титрованием; б) обратным титрованием; в) заместительным титрованием.

13. Определение пероксида водорода методом йодометрии проводят:

а) прямым титрованием; б) обратным титрованием;

в) заместительным титрованием.

14. Определение стрептоцида методом нитритометрии проводят:

а) прямым титрованием; б) обратным титрованием;

в) заместительным титрованием.

15. Стандартизацию раствора перманганата калия по щавелевой кислоте проводят с использованием индикатора

а) без индикатора; б) фенолфталеина; в) крахмала г) тиоцианата калия

д) метиленового оранжевого е) тропеолина 00 ж) дифениламина

16. Стандартизацию раствора тиосульфата натрия по дихромату калия проводят с использованием индикатора

а) без индикатора б) фенолфталеина в) крахмала г) тиоцианата калия

д) метиленового оранжевого е) тропеолина 00  ж) дифениламина

17. Стандартизацию раствора нитрита натрия по сульфаниловой кислоте проводят с использованием индикатора

а) без индикатора б) фенолфталеина в) крахмала

г) тиоцианата калия д) метиленового оранжевого е) тропеолина 00

ж) дифениламина

18. Определение железа(II) методом перманганатометрии проводят с использованием индикатора:

а) без индикатора б) фенолфталеина в) крахмала г) тиоцианата калия

д) метиленового оранжевого е) тропеолина 00  ж) дифениламина

        

Тема №19. Методы осаждения.

Уметь: углубить и расширить знания по предложенной теме; формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу.

Знать: основные определения осадительного титрования.

Задания: 

1. Оформление таблицы «Использование индикаторов в методах осадительного титрования».

Тип осадительного титрования

Используемый индикатор

1

2

3

2. Подготовка сообщений на тему «Экономическая оценка методов осаждения».

3. Решение задач.

1) Определите общую Жо, карбонатную Жк и некарбонатную Жнк жесткость воды, если на титрование её 100 мл потребовалось 8 мл 0.1н. раствора трилона Б и 5 мл 0.1н. раствора соляной кислоты.

2) Анализ воды показал, что в ней содержится гидрокарбонат кальция Ca(HCO3)2 массой 1386 мг, хлорид кальция CaCl2 массой 610 мг, хлорид натрия NaCl массой 480 мг. Объём воды составил5 л. Определите общую жёсткость Жо, карбонатную Жк, некарбонатную Жнк жесткость, солесодержание, рН воды.

3) Природная вода имеет следующие исходные показатели качества: общая жёсткость Жо = 5.15 ммоль/л, солесодержание Р = 0.47 г/л. Солевой состав воды: 1386 мг Ca(HCO3)2, 500 мг MgCl2, 480 мг NaCl. Объём воды V = 5 л. Определите жёсткость и солесодержание воды после Na – катионирования.

Тема №20. Методы комплексонометрии.

Уметь: углубить и расширить знания по предложенной теме; формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу.

Знать: основные определения комплексонометрического титрования.

Задания: 

1. Подготовка сообщений на тему «Использование метода при анализе лекарственных веществ»,  «Экономическая оценка метода».

2. Выполнение тестовых заданий.

Тема №21. Физико-химические методы анализа.

Уметь: углубить и расширить знания по предложенной теме; формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу.

Знать: основные определения физико-химических методов анализа.

Задания: подготовка сообщений на тему «Бытовые и лабораторные рефрактометры их устройство, принцип работы».

Тема №22. Итоговое занятие.

Уметь: проводить качественные и количественные анализы химических веществ, в том числе лекарственных.

Знать: теоретические основы аналитической химии, методы количественного и качественного анализа.

Задания: 

  1. Выполнение тестовых заданий.

1. Выберите один верный вариант ответа. Метод количественного анализа, в котором судят о количестве составной части в соединениях или в смесях путем выделения её в виде труднорастворимого осадка, по массе которого вычисляют количество искомой составной части, называют:

А. газовый метод Б. биологический метод В. титриметрический метод

Г. гравиметрический метод  Д. метод осаждения

2. Выберите один верный вариант ответа. В основе гравиметрического анализа лежат два закона, один из которых:

А. закон сохранения массы  Б. закон Авогадро

В. периодический закон Д.И. Менделеева Г. закон объемных отношений

Д. закон эквивалентов

3. Выберите один верный вариант ответа. Соединение, которое взвешивают после прокаливания для получения окончательного расчета анализа, называют:

А. осаждаемой формой  Б. испытуемой формой

В. средней пробой  Г. Навеской  Д. гравиметрической формой

4. Выберите один верный вариант ответа. Этот способ определения потери массы при высушивании является одним из наиболее распространенных методов контроля качества лечебных средств:

А. метод осаждения  Б. метод отгонки  В. метод выделения

Г. термогравиметрический метод   Д. экстракция

5. Выберите все верные варианты. Осаждаемая форма не должна:

А. обладать малой растворимостью

Б. легко и полно переходить в гравиметрическую форму

В. растворяться в избытке осадителя  Г. содержать посторонние примеси

Д. быть крупнокристаллической

6. Выберите один верный вариант ответа. Перед вами этапы проведения гравиметрического анализа:

1. прокаливание осадка  2. отделение осадка фильтрованием

3. отбор средней пробы  4. растворение навески

5. вычисление результатов анализа  6. высушивание осадка

7. осаждение определяемого вещества  8. взвешивание навески

9. взвешивание осадка  10. промывание осадка

Верная логическая последовательность этих этапов предложена в ответе:

А. 8, 3, 4, 7, 2, 10, 6, 1, 9, 5  Б. 3, 8, 4, 7, 2, 10, 6, 1, 9, 5

В. 3, 8, 4, 7, 9, 2, 10, 6, 1, 5   Г. 3, 8, 4, 7, 2, 10, 1, 6, 9, 5

Д. среди предложенных вариантов нет верного.

7. Выберите один верный вариант ответа. Для увеличения количества центров кристаллизации нужно:

А. вести осаждение из достаточно разбавленного раствора разбавленным раствором осадителя

Б. прибавлять осадитель очень быстро

В. непрерывно перемешивать раствор

Г. вести осаждение из горячих растворов

Д. прибавлять при осаждении вещество, повышающее растворимость осадка

8. Выберите один верный вариант ответа. Включение различных примесей внутрь кристаллов, образующих осадок, называется:

А. адсорбция   Б. сорбция  В. окклюзия  Г. Абсорбция  Д. изоморфизм

9. Выберите один верный вариант ответа. Для фильтрования крупнокристаллических осадков используют:

А. фильтры обернутые синей лентой

Б. фильтры обернутые красной лентой

В. фильтры обернутые черной лентой

Г. любые фильтры

Д. фильтры обернутые белой лентой

10. Выберите один верный вариант ответа. Аликвота – это:

А. раствор реагента с точно известной концентрацией

Б. момент титрования при котором количество добавленного титранта химически эквивалентно количеству определяемого вещества

В. точно известная часть анализируемого раствора, взятая для анализа

Г. метод количественного анализа, основанный на точном измерении объема реагента

Д. вещество, которое применяется для установления концентрации титранта

11. Выберите один верный вариант ответа. Раствор, который содержит вещество с неизвестной концентрацией, называется:

А. рабочим раствором   Б. титрованным раствором

В. стандартным раствором  Г. Титрантом  Д. анализируемым раствором

12. Выберите один верный вариант ответа. Число молей эквивалентов растворенного вещества, содержащееся в 1 л раствора – это:

А. титр  Б. молярная концентрация эквивалента

В. моляльная концентрация  Г. молярная концентрация  Д. фактор эквивалентности

13. Выберите один верный вариант ответа. Первичное стандартное вещество не должно:

А. легко растворяться в воде  Б. иметь хорошо известный состав

В. быть токсичным  Г. быть устойчивым при хранении

Д. обладать высокой степенью чистоты

14. Выберите один верный вариант ответа. Группа этих методов основана на реакциях, связанных с процессом передачи протона от одной реагирующей частицы к другой в растворе:

А. методы окислительно-восстановительного титрования

Б. методы осаждения  В. методы отдельных навесок

Г. методы пипетирования  Д. методы кислотно-основного титрования

15. Выберите один верный вариант ответа. Титрованные растворы, приготовленные по точной навеске и сохраняющие постоянную концентрацию, называются:

А. вторичные стандарты  Б. идеальные растворы

В. первичные стандарты  Г. групповые реагенты

Д. специфические реагенты

16. Выберите один верный вариант ответа. Из перечисленных веществ к первичным стандартным не относится:

А. щавелевая кислота Б. янтарная кислота В. азотная кислота

Г. хлорид натрия  Д. бромат калия

17. Выберите один верный вариант ответа. КТТ – это:

А. первичное стандартное вещество

Б. точка, в которой индикатор изменяет свою окраску или это экспериментально зафиксированный конец реакции

В. время, через которое заканчивают титрование

Г. индикатор

Д. это момент титрования, когда количество анализируемого вещества химически эквивалентно количеству титранта

18. Выберите один верный вариант ответа. Среди требований, предъявляемых к титриметрическим реакциям, найдите ошибочное:

А. отсутствие обратимости

Б. химическая реакция должна соответствовать её стехиометрическому уравнению

В. при титровании не должны протекать побочные реакции

Г. химическая реакция должна протекать медленно

Д. должен существовать четкий способ определения окончания реакции

19. Выберите один верный вариант ответа. Метод определения сильных и слабых кислот, некоторых солей слабых оснований, фенолов, хлоридов, очень слабых органических оснований, путем титрования их стандартным раствором сильного основания, называется:

А. ацидиметрия  Б. комплексонометрия

В. редоксометрия Г. Алкалиметрия Д. оксидиметрия

20. Выберите один верный вариант ответа. В качестве первичного стандарта для растворов кислот можно использовать:

А. дигидрат щавелевой кислоты – H2C2O4 · 2H2O

Б. оксалат натрия – Na2C2O4

В. бензойную кислоту – C6H5COOH

Г. декагидрат тетрабората натрия – Na2B4O7 · 10 H2O

Д. янтарную кислоту – H2C4H4O4

21. Выберите один верный вариант ответа. В ацидиметрии при стандартизации чаще всего используют индикатор:

А. фенолфталеин  Б. лакмус

В. метиловый оранжевый Г. тимоловый синий  Д. эриохром черный

22. Выберите один верный вариант ответа. Среди требований, предъявляемых к индикаторам, ошибочное:

А. окраска индикатора при близких значениях рН должна явно отличаться

Б. изменение цвета индикатора должно происходить резко в небольшом интервале значения рН

В. индикатор должен быть стабильным, не разлагаться в водном растворе и на воздухе

Г. изменение окраски индикатора должно быть обратимым процессом

Д. количество щелочи или кислоты необходимое для изменения окраски индикатора должно быть велико, чтобы не искажать результаты титрования

23. Выберите один верный вариант ответа. Значение рН, при котором заканчивают титрование с данным индикатором, называют:

А. интервалом перехода окраски индикатора Б. показателем титрования

В. показателем индикатора Г. критическим рН Д. эквивалентным рН

  1. Решение задач.
  1. Вычислить произведение растворимости иодида сереб-

ра AgI, если растворимость этой соли при температуре 25°С равна

2,865 ∙ 10–6 г/л.

  1. Вычислить произведение растворимости Ag2CrO4, если

в 100 мл насыщенного раствора его содержится 0,002156 г.

  1. Вычислить растворимость оксалата кальция, массовую

концентрацию ионов Са2+ и массу кальция в 100 мл раствора, если

произведение растворимости его равно 2,57 ∙ 10–9.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

Оценка «5» ставится тогда, когда:

  • обучающийся свободно применяет знания на практике;
  • не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала;
  • обучающийся выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется в ответах на видоизмененные вопросы;
  • обучающийся усваивает весь объем программного материала;
  • материал оформлен аккуратно в соответствии с требованиями.

Оценка «4» ставится тогда когда:

  • обучающийся знает весь изученный материал;
  • отвечает без особых затруднений на вопросы преподавателя;
  • обучающийся умеет применять полученные знания на практике;
  • в условных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет определенные неточности с помощью дополнительных вопросов преподавателя;
  • материал оформлен недостаточно аккуратно и в соответствии с требованиями.

Оценка «3» ставится тогда когда:

  • обучающийся обнаруживает освоение основного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных дополняющих вопросов преподавателя;
  • предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднения при ответах на воспроизводящие вопросы;
  • материал оформлен не аккуратно или не в соответствии с требованиями.

Оценка «2» ставится тогда когда:

  • у обучающегося имеются отдельные представления об изучаемом материале, но все, же большая часть не усвоена;
  • материал оформлен не в соответствии с требованиями.

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Саенко О.Е. Аналитическая химия: учебник для средних специальных заведений / О.Е. Саенко. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 287 с.

2. Харитонов Ю.Я. Аналитическая химия (аналитика). В 2 кн. Кн. 1. Общие теоретические основы. Качественный анализ. Учеб. для вузов. – М.: Высшая школа, 2003. – 559 с.

3. Харитонов Ю.Я. Аналитическая химия (аналитика). В 2 кн. Кн. 2. Количественный анализ. Физико-химические (инструментальные) методы анализа: Учеб. для вузов. – М.: Высшая школа, 2003. – 615 с.

4. Аналитическая химия: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / Под ред. А.А. Ищенко– М.: Академия, 2011. – 320 с.

5. Основы аналитической химии. Задачи и вопросы: учеб. пособие для вузов / В. И. Фадеева, Ю. А. Барбалат, А. В. Гармаш и др.; под ред. Ю. А. Золотова. – М.: Высш. шк., 2002 – 412 с.

6. Дорохова, Е. Н. Задачи и вопросы по аналитической химии / Е. Н. Дорохова, Г. В. Прохорова. – М.: Мир, 2001 – 267 с.

7. Основы аналитической химии. Практическое руководство. Учебное пособие для вузов. Под ред. Ю.А. Золотова. – М.: Высш. шк., 2001 –463 с.

8. Васильев, В. П. Аналитическая химия. В 2 кн. Кн. 1 Титриметрические и гравиметрический методы анализа: учеб.для студ. вузов / В. П. Васильев. – М.: Дрофа, 2002 – 368 с.

9. Васильев, В. П. Аналитическая химия. Сборник вопросов, упражнений и задач: пособие для вузов / В. П. Васильев, Л. А. Кочергина, Т. Д. Орлова; под ред. В. П. Васильева. – Васильев, В. П. Аналитическая химия. Дрофа, 2003 – 320 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине ОДБ.04.ИСТОРИЯ по специальностям: 33.02.01 «Фармация» 34.02.01 «Сестринское дело"

Самостоятельная работа обучающихся - одна из важныж форм организации учебного процасса. Она играет особую роль в подготовке специалистов, являясь формой, с одной стороны, организации самостоятельной р...

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ОДБ.03.Иностранный язык по специальности 33.02.01 Фармация

данный материал содержит методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ОДБ.03 Иностранный язык(Английский)...

Методические рекомендации по проведению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине "Общая и неорганическая химия" для специальности 33.02.01 Фармация

Методические рекомендации  разработаны в соответствии с Федеральным законом от 12.05.2014 №501  «Об утвержении федерального государственного образовательного стандарта среднего професс...

Методические рекомендации по проведению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине "Органическая химия" для специальности 33.02.01 Фармация

Методические рекомендации  разработаны в соответствии с Федеральным законом от 12.05.2014 №501  «Об утвержении федерального государственного образовательного стандарта среднего професс...

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ОГСЭ.05. Русский язык и культура профессиональной речи, специальность 33.02.01 Фармация

Методические рекомендации по организации внеаудиторной  самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ОГСЭ.05. Русский язык и культура профессиональной речи, специальность 33.02.01 Фармация...

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ОГСЭ.07 Русский язык и культура профессиональной речи, специальность 31.02.01 Лечебное дело

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ОГСЭ.07 Русский язык и культура профессиональной речи, специальность 31.02.01 Лечебное дело...

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ОГСЭ.05 Основы этики и эстетики, специальность 34.02.01 Сестринское дело

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ОГСЭ.05 Основы этики и эстетики, специальность 34.02.01 Сестринское дело...