Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа творческого объединения "Рукодельница"
материал по теме
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ТО "Рукодельница"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_rukodelnitsa.docx | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление.
І. Пояснительная записка……………………………………………………..….3
1.1. Новизна программы…………………………………..……………………..…4
1.2. Актуальность программы……………………………………………..............4
1.3. Педагогическая целесообразность программы………………………............4
1.4. Цель программы…………………………………………………………..…….5
1.5. Задачи программы………………………………………………………….......5
1.6. Сроки реализации дополнительной образовательной программы ………………………………………………………………………………………………..….6
1.7. Сроки реализации……………………………………………………….……..8
1.8. Формы организации деятельности………………………………………..…..8
1.9. Ожидаемые результаты и формы их проверки…………………………..…..8
1.10. Формы подведения итогов………………………………………………….10
1.11. Условия реализации программы…………………………………………...10
ІІ. Тематическое планирование…………………………………………….….10
2.1. Тематическое планирование 1- ого года обучения и его содержание…....10
2.2. Тематическое планирование 2- ого года обучения и его содержание….17-18
ІІІ. Календарно - тематическое планирование…………………………….….12
3.1. Календарно - тематическое планирование 1- ого года обучения…….…12-17
3.2. Календарно- тематическое планирование 2- ого года обучения…….….19-22
І . Методическое обеспечение………………………………………………. 23-25
V. Список литературы………………………………………………………........26
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Из всего многообразия видов творчества декоративно - прикладное является, наверное, самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно-прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.
С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда.
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. Развитие детского творчества во многом зависит от умения детей работать с различными материалами и соответствующими инструментами.
Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Воспитание любви к Родине является одной из главных задач нравственного и патриотического воспитания.
При знакомстве детей с произведениями декоративно-прикладного искусства важно знакомить с самобытным творчеством и прикладным искусством наших коренных национальностей.
У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей. И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции.
На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный характер выполнения работы: дети, создавая каждый свое изделие, вместе составляют общую композицию. В процессе занятий декоративно-прикладного искусства у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому.
Включение ребенка в разные виды художественной деятельности, основанные на материалах народного декоративно-прикладного искусства, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.
Данная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. Программа помогает развивать объемно-пространственное мышление, чувство цвета, реализовать способности и желания ребенка. Дети пополняют свой запас знаний в ручном шитье, получают базовые знания о цвете, материале, рисунке, повышают практические знания и умения, развитие творческой личности.
Велико значение опыта для духовного развития воспитанников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всём богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, программа построена на эстетическом воспитании обучающихся, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.
Целесообразность. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной композиций, предметов быта и игрушек, и у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с Городецкой росписью, дымковскую игрушку и т.д. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примеры работы с бумагой, тканью, вышивкой, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.
Темы работы с детьми, выбранные мной, являются актуальными и целесообразными в данное время. На занятиях объединения помогаю детям освоить не только тайны мастерства ремесла, но и найти новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших дней.
Целью данной программы является: формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить обучающихся с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
- научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
- обучать технологиям разных видов рукоделия.
Воспитательные:
- приобщить обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;
- побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности);
- способности развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;
- воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
- воспитывать усидчивость, аккуратность, активность, уважение и любовь к труду, формировать потребность обучающихся к саморазвитию.
- развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Развивающие:
- развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность, мышление, художественный вкус.
- развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
- развивать положительные эмоции и волевые качества;
- развивать моторику рук, глазомер.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы.
Образовательная программа « Рукоделие » разработана на два года обучения. Программа предусматривает изучение необходимых теоретических сведений по выполнению изделий декоративно – прикладного творчества. Содержание теоретических сведений согласовывается с характером практических работ по каждой теме. На теоретическую часть отводится не более 30% общего объема времени. Остальное время посвящается практической работе. Теория преподносится в форме беседы, сопровождающейся показом приемов работы и ответами на вопросы обучающихся.
На первом году обучения происходит общее знакомство с различными видами рукоделия, на втором – более углубленное постижение основ мастерства.
Практические результаты и темп освоения программы являются индивидуальными показателями, так как зависят от уровня творческого потенциала, то есть от природных способностей и первичной подготовки обучающихся.
Занятия рукоделием развивают мелкую моторику обеих рук, способствуя тем самым гармоничному развитию обоих полушарий головного мозга, что повышает общий умственный потенциал ребенка.
Чередование занятий несколькими видами рукоделия дает ребенку возможность найти себя в одном из видов творчества и наиболее полно реализовать в нем свои способности. Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у детей высокий уровень интереса к рукоделию. Овладев несколькими видами рукоделия и комбинируя их, ребенок получает возможность создавать высокохудожественные изделия с применением различных техник.
Планируемая на занятиях практическая работа не является жестко регламентированной. Учащиеся реализовывают свои творческие замыслы, готовят поделки, сувениры к своим семейным торжествам и к любимым праздникам. Это позволяет повысить уровень знаний и интереса обучающихся.
Организация учебного процесса:
Первый год обучения занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа и составляют 144 часа в год.
Второй год обучения занятия проходят 2 раза в неделю по 3 часа и составляют 216 часов в год.
Программа рассчитана на обучение детей от 6 – 13 лет.
Основные формы и методы организации учебного процесса
Каждое занятие специфично по своей конкретной цели, по логике и по своей структуре. Основные функции методов обучения состоят в том, чтобы обеспечить взаимосвязанную деятельность педагога и обучающегося по обеспечению усвоения учебного содержания в соответствии с задачей; способствовать воспитанию и развитию обучающихся, активизировать учебно-познавательную деятельность ребенка. Исходя из этого, при выборе определенных методов обучения учитывается особенность контингента детей. Каждое занятие является формой реализации всех функций процесса обучения, организует мотивированную учебно-познавательную деятельность каждого ребенка, качество знаний формируется в системе, индивидуализация обучения осуществляется через дифференцированный подход путем создания условий для усвоения учебного материала с учетом темпа и дозы индивидуально. В целом работа педагога характеризуется особым стилем, манерой работы.
Создание ситуаций успеха для каждого ребенка – один из главных принципов.
Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности – один из важнейших принципов работы.
Формы подведения итогов реализации программы: итоговые занятия, Проверка результативности обучаемых.
К концу 1-го года обучения учащиеся должны знать:
- что такое декоративно-прикладное творчество;
- виды декоративно-прикладного творчества;
-технологию вышивания рисунка по схеме;
- свойства бумаги, разновидности бумаги;
- материалы и инструменты при работе с бумагой;
- техника безопасности при работе с материалами и инструментами;
- историю и технику бисероплетения;
- виды швов, виды тканей;
- основные правила ухода за изделиями;
- технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами;
- способы обработки края готового изделия;
- историю возникновения и развития вышивки;
- виды вышивки;
- технику безопасности;
- материалы и инструменты для вышивки;
- виды швов;
- технологию вышивки крестом;
- общие сведения о сочетании цвета;
-историю техники декупаж, его виды;
Должны уметь:
- работать с цветом, правильно составлять композицию; - пользоваться инструментами и приспособлениями;
-выполнять аппликации используя шаблоны;
-изготовливать шаблоны;
- владеть приемами кроя;
- выполнять различные соединительные швы;
- изготовлять лоскутные изделия без иглы;
- пользоваться материалами и инструментами для вышивки;
- вышивать в технике крест;
-разрабатывать орнамент;
- устранять дефекты вышивки;
-владеть начальной техникой декупаж.
К концу 2-го года обучения обучающиеся должны знать:
- историю и технику бисероплетения;
-виды бисера;
- технологию разработки схем для вышивки;
- технологию изготовления изделий в технике вышивка крестом;
-историю и технику декупаж;
-некоторые техники лоскутного шитья;
Должны уметь:
- изготавливать аппликации из картона, бумаги, природного материала, бисера, пайеток и т.д.;
-определять качество бисера;
-владеть техникой бисероплетения;
- выполнять работы в технике вышивка крестом;
- выполнять эскиз;
- наносить рисунок на ткань;
- выполнять различные виды изделий в технике декупаж;
- выполнять игрушки в лоскутной технике;
Тематический план 1-го года обучения
Содержание занятий 1-го года обучения.
Раздел 1. Вводное занятие.
Знакомство с программой. Что такое декоративно-прикладное творчество? Виды декоративно-прикладного творчества.
Основы цветоведения. Цветовой круг. Правила сочетания цветов. Основные цвета. Холодные и теплые цвета. Гармония цветовых сочетаний.
Упражнения по смешиванию цветов. Творческое создание эскизов по заданной теме.
Основы композиции. Основные элементы композиции. Понятие «перспектива». Центр композиции. Правила подбора цветовой гаммы при составлении композиции. Правила построения композиции.
Упражнения по элементам композиции. Составление эскиза композиции. Создание творческой композиции по заданной теме.
Раздел 2. Работа с бумагой.
Как родилась бумага? Свойства бумаги. Разновидности бумаги. Материалы и инструменты при работе с бумагой. Инструктаж по технике безопасности. Техника торцевание. Правила работы с гофрированной бумагой. Технология изготовления работ в данной технике.
Изготовление эскиза.
Работа с бумажными салфетками в технике «торцевание».
Аппликации «Цветы», «Осень». Изготовление шаблонов. Выполнение аппликаций.
Раздел 3. Работа с тканью. Лоскутные игрушки.
История лоскутного шитья. Материалы и инструменты для шитья. Техника безопасности при работе с колюще-режущими инструментами.
Виды тканей. Подбор ткани по фактуре и цвету. Изготовление изделий из лоскутков без иголки (бабочка, ангел, кукла.) Пошив одежды для куклы.
Раздел 4. Декупаж.
История декупажа. Виды техник. Материалы и инструменты. Техника безопасности. Основные приемы. Выполнение декупажа на картоне, стекле, дереве. Декупаж на основе выбранной самостоятельно.
Раздел 5. Работа с нитками.
История ниток их виды. Материалы и инструменты для работы. Техника безопасности. Кукла-мотанка из ниток. Подбор ниток, ткани, изготовление каркаса для куклы. Изготовление куклы. Одежда для куклы-девочки. Подбор ткани. Пошив. Самостоятельная работа. Одежда для куклы-мальчика.
Раздел 6.Бисероплетение.
История бисероплетения. Материалы и инструменты. Техника безопасности. Работа с описанием и схемой изделий. Параллельное плетение проволокой (бабочка, елочка, солнышко, тучка, девочка ,мальчик). Самостоятельная работа-составление картинки из имеющихся фигурок. Приклеивание их на картон.
Раздел 7. Вышивка крестом.
История возникновения и развития вышивки. Материалы и инструменты для вышивки. Техника безопасности при работе с колюще- режущими инструментами. Подготовка к вышивке. Перевод рисунка на ткань. Основные правила. Виды швов по технике выполнения.
Вышивка крестом. Вышивание крестиков по горизонтали, вертикали, расположение через один. Выполнение образцов.
Схематичное изображение узора. Подбор рисунка, канвы, ниток. Выполнение вышивки по разработанной схеме. Оформление.
Итоговое занятие. Контроль знаний. Анализ работ.
Календарно – тематический план творческого объединения «Рукодельница» 1 года обучения
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | Дата | |||
Теория | Практика | Всего | ||||
1. | Вводное занятие. | 4 | 2 | 6 | 1 гр. | 2.гр. |
1.1 Знакомство с программой, с содержание плана работы, с правилами внутреннего распорядка. Техника безопасности. Распределение обязанностей между обучающимися. Что такое декоративно прикладное творчество. Виды декоративно-прикладного творчества. | 2 | - | 2 | 3.09 | 6.09 | |
1.2. Основы цветоведения. | 1 | 1 | 2 | 5.09 | 7.09 | |
1.3. Основы композиции. | 1 | 1 | 2 | 10.09 | 14.09 | |
2. | Работа с бумагой. | 4 | 18 | 22 | ||
2.1.Как родилась бумага? Волшебные свойства бумаги. Разновидности бумаги. Материалы и инструменты при работе с бумагой. Техника безопасности. | 2 | - | 2 | 12.09 | 20.09 | |
2.2.Техника торцевание. Виды салфеток, их качество. 2.3Работа с бумажными салфетками в технике «торцевание». 2.4.Продолжение работы. 2.5.Заключительный этап. Оформление готового изделия. | 2 - - - | - 2 2 2 | 2 2 2 2 | 17.09 19.09 24.09 26.09 | 21.09 27.09 28.09 4.10 | |
Изготовление аппликации по шаблонам. 2.6.Изготовление шаблонов для аппликации « Цветы» 2.7.Изготоление аппликации «Цветы». 2.8.Изготовление шаблонов для аппликации « Осень» 2.9.Изготовление аппликации «Осень». 2.10. Самостоятельная работа. Выполнение аппликации на выбор с использованием шаблонов. 2.11.Заключительный этап. Оформление готового изделия. | - - - - - - | 2 2 2 2 2 2 | 2 2 2 2 2 2 | 1.10 3.10. 8.10. 10.10. 15.10. 17.10. | 5.10 11.10 12.10 18.10 19.10 25.10 | |
3. | Работа с тканью. Лоскутные игрушки. | 4 | 16 | 20 | ||
3.1 История лоскутного шитья. Материалы и инструменты. Техника безопасности. | 2 | - | 2 | 22.10. | 26.10 | |
Виды тканей. Цветовое сочетание. Изготовление изделий из лоскутков без иголки. 3.2.Бабочка. Выбор ткани. Подготовка деталей. 3.3. Изготовление бабочки. 3.4. Ангел. Выбор ткани. Подготовка деталей. 3.5. Изготовление Ангела. 3.6. Кукла. Выбор ткани. Подготовка деталей. 3.7. Изготовление куклы. 3.8.Пошив одежды для куклы. Подбор ткани. Покрой. Пошив. 3.9. Заключительный этап. Оформление готового изделия. | 2 - - - - - - - - | - 2 2 2 2 2 2 2 2 | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | 24.10. 29.10. 31.10. 5.11. 7.11. 12.11. 14.11. 19.11. 21.11. | 1.11 2.11 8.11 9.11 15.11 16.11 22.11 23.11 29.11 | |
4. | Декупаж. | 8 | 26 | 34 | ||
4.1. История декупажа. Виды техник. Материалы и инструменты. Техника безопасности. | 2 | - | 2 | 26.11. | 30.11 | |
4.2. Основные приемы техники декупаж. 4.3. Декупаж на картоне. Подготовка деталей. Выполнение работы. 4.4. Заключительный этап. Оформление готового изделия.
| 2 - - | - 2 2 | 2 2 2 | 28.11. 3.12. 5.12. | 6.12 7.12 13.12 | |
4.5.Декупаж на стекле. Приемы техники. 4.6. Декупаж на стекле. Подготовка основы. Подготовка деталей из салфеток. 4.7. Выполнение работы на стекле. 4.8. Заключительный этап. Оформление готового изделия. | 2 - - - | - 2 2 2 | 2 2 2 2 | 10.12. 12.12. 17.12. 19.12. | 14.12 20.12 21.12 27.12 | |
4.9. Декупаж на дереве. Приемы техники. 4.10. Подготовка основы. Подготовка деталей из салфеток. 4.11. Выполнение работы на деревянной основе. 4.12. Заключительный этап. Оформление готового изделия. | 2 - - - | - 2 2 2 | 2 2 2 2 | 24.12. 26.12. 9.01 14.01 | 28.12 10.01 11.01 17.01 | |
4.13. Самостоятельная работа. Декупаж на основе, выбранной самостоятельно. Выбор основы. Подбор салфеток. 4.14.Подготовка основы. 4.15. Подготовка деталей из салфеток. Выполнение работы. 4.16.Выполнение работы. 4.17.Заключительный этап. Оформление готового изделия. | - - - - - | 2 2 2 2 2 | 2 2 2 2 2 | 16.01 21.01. 23.01. 28.01. 30.01. . | 18.01 24.01 25.01 31.01 1.02 | |
5. | Работа с нитками. | 6 | 14 | 20 | ||
5.1. История ниток, их виды. Материалы и инструменты для работы. Техника безопасности. | 2 | - | 2 | 4.02. | 7.02 | |
5.2. Кукла-мотанка из ниток. 5.3.Подбор ниток. Ткани. 5.4. Изготовление каркаса для куклы. 5.5.Изготовление куклы. | 2 - - - | - 2 2 2 | 2 2 2 2 | 6.02. 11.02. 13.02. 18.02. | 8.02 14.02 15.02 21.02 | |
5.6.Одежда для куклы-девочки. 5.7.Выбор одежды. Подбор ткани. Раскрой. Пошив. 5.8.Пошив одежды. 5.9.Самостоятельная работа кукла-мальчик. Одежда для куклы- мальчика. 5.10.Выбор одежды. Подбор ткани. Раскрой. Пошив. | 2 - - 2 - | - 2 2 - 2 | 2 2 2 2 2 | 20.02. 25.02. 27.02. 4.03. 6.03. | 22.02 28.02 1.03 7.03 14.03 | |
6. | Бисероплетение. | 6 | 14 | 20 | ||
6.1. История возникновения бисероплетения. Материалы и инструменты. Техника безопасности. | 2 | - | 2 | 11.03. | 15.03 | |
6.2. Работа с описанием и схемой изделий. | 2 | - | 2 | 13.03. | 21.03 | |
6.3. Параллельное плетение проволокой. 6.4. Фигурка бабочка (плетение) | 2 - | - 2 | 2 2 | 18.03. 20.03. | 22.03 28.03 | |
6.5. Фигурка елочки (плетение) | - | 2 | 2 | 25.03. | 29.03 | |
6.6. Фигурка солнышка и тучки. | - | 2 | 2 | 27.03. | 4.04 | |
6.7. Фигурка девочки. | - | 2 | 2 | 1.04. | 5.04 | |
6.8. Фигурка мальчика | - | 2 | 2 | 3.04. | 11.04 | |
6.9 Самостоятельная работа. Составление картинки из имеющихся фигурок. 6.10.Приклеивание их на картон. | 2 - | - 2 | 2 2 | 8.04. 10.04. | 12.04 18.04 | |
7. | Вышивка крестом. | 6 | 14 | 20 | ||
7.1. История возникновения вышивки. Инструменты и материалы. Техника безопасности. | 2 | - | 2 | 15.04. | 19.04 | |
7.2.Вышивка крестом. Вышивание крестиков по горизонтали. 7.3. Вышивание крестиков по горизонтали. | - - | 2 2 | 2 2 | 17.04. 22.04. | 25.04 26.04 | |
7.4.Вышивание крестиков по вертикали. | - | 2 | 2 | 24.04. | 2.05 | |
7.5.Расположение крестиков через один. | - | 2 | 2 | 29.04. | 3.05 | |
7.6.Схематическое изображение узора. 7.7. Подбор рисунка, канвы, ниток. 7.8.Выполнение вышивки по разработанной схеме. 7.9. Выполнение вышивки по схеме. 7.10. Оформление готовой вышивки. | 2 - - - - | - 2 2 2 2 | 2 2 2 2 2 | 6.05. 8.05. 13.05. 15.05. 20.05. | 10.05 16.05 17.05 23.05 24.05 | |
8. | Итоговая аттестация. Подведение итогов за год. | 2 | - | 2 | 22.05 | 30.05 |
ИТОГО: | 39 | 105 | 144 |
Учебно-тематический план 2-го года обучения
Содержание занятий 2-го года обучения
Раздел 1. Вводное занятие.
Вводное занятие. Знакомство с программой 2-го года обучения. Материалы и инструменты. Техника безопасности.
Раздел 2. Аппликация.
Аппликация из ткани «Осень». Техника безопасности. Изготовление шаблонов. Вырезание деталей по готовым шаблонам. Приклеивание деталей на основу. Оформление готового изделия.
Аппликация на свободную тему с использованием ниток, бисера, ткани, пайеток.
Раздел 3. Работа с тканью. Куклы из ткани.
История куклы. Материалы и инструменты для шитья. Техника безопасности. Виды тканей. Подбор ткани по фактуре и цвету. Технология изготовления куклы. Отработка навыков работы со швейной иглой. Изготовление шаблона для выкройки куклы. Сметывание деталей. Пошив. Сборка деталей. Пришивание волос из ниток. Пошив одежды для куклы.
Раздел 4. Декупаж.
Повторение материала 1-го года обучения. Материалы и инструменты. Техника безопасности. Техники декупажа.
Обратный декупаж. Технология. Подбор основы, рисунка, цвета. Создание фона. Приклеивание картинки. Покрытие лаком. Оформление готового изделия.
Декупаж с использованием ткани и ниток для декорирования изделия. Технология. Подбор основы, рисунка, ткани, ниток. Изготовление изделия.
Самостоятельная работа. Декупаж на деревянной основе.
Раздел 5. Работа с нитками. Кукла из ниток.
Повторение материала 1-го года обучения. Материалы и инструменты. Техника безопасности. Технология изготовления куклы. Подбор ткани. Изготовление основы для куклы. Изготовление куклы.
История народного костюма. Пошив одежды для куклы в народном стиле. Самостоятельно сшить одежду для куклы.
Раздел 6. Бисероплетение.
Повторение материала 1-го года обучения. Материалы и инструменты. Техника безопасности.
Устройство станка для бисероплетения. Плетение браслета на станке.
Цветы из бисера. Плетение букета (цветы на выбор).
Раздел 7. Вышивка лентами.
История вышивки лентами. Инструменты и материалы. Техника безопасности.
Виды лент. Их качество. Основа для вышивки. Придание оттенка. Используемая краска. Технология вышивки.
Самостоятельно выбрать мотив для салфетки. Вышивка изделия.
Раздел 8. Итоговая аттестация.
Подведение итогов за год.
Календарно – тематический план творческого объединения «Рукодельница» 2 года обучения
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | Дата | |||
Теория | Практика | Всего | ||||
1. | Вводное занятие. | 4 | 2 | 6 | ||
1.1. Вводное занятие. Знакомство с программой 2-го года обучения. Материалы и инструменты. Техника безопасности. Распределение обязанностей между обучающимися. | 3 | - | 3 | 3.09. | 4.09 | |
2. | Аппликация. | 6 | 15 | 21 | ||
2.1. Аппликация из ткани «Осень» Техника безопасности. Изготовление шаблонов. 2.2. Изготовление шаблонов. 2.3. Вырезание деталей из ткани по готовым шаблонам. 2.4. Приклеивание деталей на основу. 2.5.Приклеивание деталей, оформление готового изделия. 2.6. Аппликация на свободную тему с использованием бисера, ниток, ткани, пайеток. 2.7. Оформление готового изделия. | 3 - - 3 - - - | - 3 3 - 3 3 3 | 3 3 3 3 3 3 3 | 5.09. 10.09. 12.09. 17.09. 19.09. 24.09. 26.09. . | 6.09 11.09 13.09 18.09 20.09 25.09 27.09 | |
3. | Работа с тканью. Куклы из ткани. | 12 | 42 | 54 | ||
3.1. История куклы. Материалы и инструменты для шитья. Техника безопасности. 3.2.Виды тканей. Подбор ткани по фактуре и цвету. 3.3. Правила кроя ткани. Технология изготовления куклы. 3.4. Отработка навыков работы с иголкой. 3.5. Ручные соединительные швы. 3.6. Ручные соединительные швы. | 3 3 - 3 - - | - - 3 - 3 3 | 3 3 3 3 3 3 | 1.10. 3.10. 8.10. 10.10. 15.10. 17.10. | 2.10 4.10 9.10 11.10 16.10 18.10 | |
3.7. Изготовление шаблона для выкройки куклы. Как раскроить ткань. 3.8. Изготовление шаблонов. 3.9. Раскрой ткани по шаблонам. 3.10. Сметывание деталей. 3.11. Сметывание деталей. 3.12. Сборка деталей. 3.13. Сборка деталей. 3.14. Пришивание волос из ниток. 3.15. Пришивание волос. 3.16. Пошив одежды для куклы. 3.17. Пошив одежды для куклы. 3.18. Оформление готового изделия. | 3 - - - - - - - - - - - | - 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 | 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 | 22.10. 24.10. 29.10. 31.10 5.11. 7.11. 12.11. 14.11. 19.11. 21.11. 26.11. 28.11. | 23.10 25.10 30.10 1.11 6.11 8.11 13.11 15.11 20.11 22.11 27.11 29.11 | |
4. | Декупаж. | 15 | 36 | 51 | ||
4.1. Повторение материала 1-го года обучения. Техники декупажа. Материалы и инструменты. Техника безопасности. 4.2. Обратный декупаж. Технология. 4.3. Подбор основы, рисунка, цвета красок. 4.4. Создание фона. Приклеивание картинки. Покрытие краской и лаком. 4.5.Создание фона. 4.6. Приклеивание картинки. 4.7.Покрытие лаком. 4.8. Оформление готового изделия. 4.9.Декупаж с использованием ткани и ниток для декорирования изделия. Технология. 4.10. Подбор основы, рисунка, цвета красок, ниток, ткани. 4.11. Приклеивание ткани и ниток. 4.12.Создание фона. Приклеивание картинки. 4.13. Приклеивание ткани и ниток. 4.14. Покрытие лаком. 4.15. Самостоятельная работа. Декупаж на деревянной основе. 4.16. Самостоятельная работа. 4.17. Оформление готового изделия. | 3 3 - 3 - - - - 3 - 3 - - - - - - | - - 3 - 3 3 3 3 - 3 - 3 3 3 3 3 3 | 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 | 3.12. 5.12. 10.12. 12.12. 17.12. 19.12. 24.12. 26.12. 9.01. 14.01. 16.01. 21.01. 23.01. 28.01. 30.01. 4.02. 6.02. | 4.12 6.12 11.12 13.12 18.12 20.12 25.12 27.12 10.01 15.01 17.01 22.01 24.01 29.01 31.01 5.02 7.02 | |
5. | Работа с нитками. Кукла из ниток. | 6 | 27 | 33 | ||
5.1. Повторение материала 1-го года обучения. Материалы и инструменты. Техника безопасности. Технология изготовления куклы. 5.2. Подбор ткани по фактуре и цвету. Изготовление основы для куклы. 5.3. Изготовление куклы. 5.4. Изготовление куклы. 5.5. Изготовление куклы. 5.6. История народного костюма. 5.7. Пошив одежды для куклы. 5.8. Пошив одежды. 5.9. Оформление готового изделия. 5.10. Самостоятельная работа. Пошив одежды для куклы. 5.11. Пошив одежды для куклы. | 3 - - - - 3 - - - - - | - 3 3 3 3 - 3 3 3 3 3 | 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 | 11.02. 13.02. 18.02. 20.02. 25.02. 27.02. 4.03 6.03. 11.03. 13.03. 18.03. | 12.02 14.02 19.02 21.02 26.02 28.02 5.03 7.03 12.03 14.03 19.03 | |
6. | Бисероплетение. | 9 | 18 | 27 | ||
6.1. Повторение материала 1-го года обучения. Материалы и инструменты. Техника безопасности. 6.2. Устройство станка для бисероплетения, подготовка к работе. 6.3. Плетение на станке. 6.4. Плетение браслета на станке. 6.5. Плетение, оформление готового изделия. 6.6.Цветы из бисера. Технология плетения. 6.7. Плетение букета (цветы на выбор). 6.8. Плетение букета. 6.9. Плетение букета. Оформление готового изделия. | 3 3 - - - 3 - - - | - - 3 3 3 - 3 3 3 | 3 3 3 3 3 3 3 3 3 | 20.03. 25.03. 27.03. 1.04 3.04 8.04. 10.04. 15.04. 17.04. | 21.03 26.03 28.03 2.04 4.04 9.04 11.04 16.04 18.04 | |
7. | Вышивка лентами. | 6 | 18 | 24 | ||
7.1. История вышивки лентами. Инструменты и материалы. Техника безопасности. 7.2. Виды лент, их качество. Основа для вышивки. Придание оттенка. Используемая краска. 7.3. Вышивка лентами. 7.4. Вышивка лентами. 7.5. Вышивка лентами. 7.6. Самостоятельная работа. Вышивка салфетки лентами. 7.7.Вышивка салфетки. 7.8.Вышивка салфетки. Оформление готового изделия. | 3 3 - - - - - - | - - 3 3 3 3 3 3 | 3 3 3 3 3 3 3 3 | 22.04. 24.04. 29.04. 6.05 8.05. 13.05. 15.05. 20.05. | 23.04 25.04 30.04 2.05 7.05 14.05 16.05 21.05 | |
8. | Итоговая аттестация. Подведение итогов за год. | 3 | - | 3 | 22.05. | 23.05 |
9. | Итого: | 60 | 156 | 216 |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, познание, учение, общение, творчество.
Для каждого вида творчества существует своя технология, при этом можно выделить ряд общих существенных положений образовательного процесса:
- обязательное формирование у детей положительной мотивации к творческой деятельности;
- получение ими новой информации, новых знаний при решении конкретных практических задач;
- обогащение чувственным опытом и опытом мыслительной и практической деятельности не только в ходе учебной работы, но и во внеурочное время, в условиях межличностного общения;
- обретение трудовых умений и навыков без принуждения;
- занятость каждого ребенка в течение всего занятия.
В процессе изготовления художественных вещей большое внимание обращается на подбор изделий, над которыми работают дети. Народное искусство было всегда преимущественно бытовым. Изучая его приемы, традиции, своеобразную художественную структуру, дети создают нужные для всех изделия, которые сразу найдут себе применение. Такое обучение делает занятия серьезными, практическими необходимыми. Успех детей в изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства рождает в них уверенность в своих силах, воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда, они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новыми видами работы.
Желание достичь лучшего результата, превзойти себя, повысить свое мастерство возникает у детей на протяжении всего периода обучения: на первом этапе – в ходе учебной игры, на втором этапе – в ходе проведения выставок, на третьем этапе – в результате осознанного стремления к самосовершенствованию и мастерству.
Большие изделия выполняются коллективно, что ускоряет процесс творчества и дает учащимся навыки совместной работы.
Для поддержания постоянного интереса учащихся к занятиям в тематическом плане предусматривается частая смена видов деятельности.
Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда. Это необходимо для того, чтобы проводить постоянный сравнительный анализ работ, важный не только для педагога, но и для детей.
В процессе обучения в объединении у детей формируются три основные группы практических умений и навыков:
1. политехнические: измерительные, вычислительные, графические, технологические. 2.общетрудовые:организаторские,конструкторские. 3. специальные: обработка ткани, вышивка лентами, и пр.
Освоение любого трудового навыка происходит в несколько этапов.
На первом этапе обучения разделов в процессе тренировочных упражнений учащиеся отрабатывают элементарные трудовые умения. Умение – это знание в действии. Всякое трудовое действие осуществляется воспитанником с тщательным продумыванием каждого выполненного элемента. Осмысление и освоенные трудовые действия постепенно объединяются в трудовые приемы. Основная цель упражнений на первом этапе заключается в том, чтобы ребенок ясно осознал, как правильно выполнять трудовой прием, и стремился согласовывать свои действия имеющимися представлениями о действии.
На следующем этапе обучения вырабатывается система трудовых движений на основе сознательного совершенствования умений, повышается культура труда. Основная цель тренировочных упражнений заключается в том, чтобы воспитанник ясно осознал пути совершенствования умений и постепенно от трудовых приемов переходил к трудовым операциям.
Далее знания и умения (сознательные действия) становятся устойчивыми и постепенно перерастают в навыки (автоматизированные действия). Умения и навыки дополняют и обусловливают друг друга. В конечном итоге каждый ребенок осваивает следующие умения и навыки: планирует трудовой процесс, организовывает рабочее место, проводит технологические операции и самоконтроль.
Формы занятий: традиционное занятие, комбинированное занятие; лекция, практическое занятие, игра, праздник, путешествие, экскурсия, мастерская, соревнование, выставка.
Методы организации учебной деятельности:
- фронтальный;
- коллективный;
- индивидуально-фронтальный;
- групповой;
Основной вид занятий – практический.
Используются следующие методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; частично-поисковый; исследовательский.
Педагогические приемы:
- Формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
- Организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование):
- Стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, и т. д );
- Сотрудничества, позволяющего педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования;
Методы проведения занятия: Словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, народных промыслах, старинных традициях в женском рукоделии. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятии используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, журналов и книг, фотографий, образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в практической деятельности.
В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагог постоянно напоминает детям о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники безопасности.
Дидактический материал: таблицы, схемы, шаблоны, плакаты, картины, фотографии, методическая литература, раздаточный материал, видеозаписи, альбомы с образцами, методические разработки, тесты, кроссворды,
Формы подведения итогов: опрос, контрольное занятие, выставка, наблюдение, оценка и анализ работ учащихся.
Материально-техническое обеспечение программы.
Оборудование:
Учебный класс, соответствующий санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям. Столы, стулья, шкафы для хранения материалов, инструментов, образцов, методической литературы.
Материалы:
Бумага для принтера, бумажные салфетки, картон, ткань, нитки, синтепон, бисер, бусины, канва, мулине, шерстяные нитки.
Инструменты:
Простые карандаши, линейки, канцелярские ножи, зубочистки, клей ПВА , иглы, ножницы, клей момент, резаки, калька, портновские булавки, пяльцы, иглы для вышивки, копировальная бумага, проволока, станок для бисероплетения.
Литература к программе:
1. Авторская программа по предмету «Технология» для учащихся 5-8 классы А.Т. Тищенко, Н.В. Синица – М.: Вентана Граф, 2015.
2. Учебник «Технология ведения дома» 5 класс Н.В. Синица, В.Д. Симоненко – М.: Вентана Граф, 2014
3. Д. Джекинс. «Узоры и мотивы из бумажных лент». М., издательство «Континент», 2013.
4. Шайдурова Н.В. «Традиционная тряпичная кукла». Детство- пресс, 2015 год
5. История костюма.- Ростов – на Дону, 2015.
6. Кузьмина М. Максимова М. «Азбука лоскутного шитья». М., «ЭКСМО», 2014.
7. Логвиненко Г.М. «Декоративная композиция». М.., издательство «Владос», 2013.
8. Муханова И.Ю. «Шитье из лоскутков». М., издательство «Олма-пресс», 2013.
9. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас: 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2012.
10. Плотникова Т. «Техника вышивки крестом». М., «Владис», 2017.
11. Н.В.Синица, В.Д. Симоненко. Технология ( «Технология ведения дома») 5 класс, М.: «Вентана- Граф», 2014
12. Жадько Е.Г. «Вазы, кашпо, декоративные бутылки». Ростов на Дону, «Феникс», 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа творческого объединения «Мастерская чудес»
Исходя из практической деятельности программа составлена в соответствии с интересами и потребностями обучающихся. В программе учитываются реальные возможности их удовлетворения, что помогает детям сфо...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» (Декоративно-прикладное искусство)
Образовательная программа кружка «Творческая мастерская» является составной частью художественно - прикладного творчества детей в специальной...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа творческого объединения "Вокально-хореографическая студия "Музыкальная капель"
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа творческого объединения "Вокально-хореографическая студия "Музыкальная капель"....
Конспект открытого занятия на тему «Весна пришла, тепло принесла» по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Земля моих предков» творческого объединения «Школа раннего творческого развития Радуга»
Цель: расширить и углубить знания и представления учащихся об окружающем мире Задачи: Образовательные: познакомить учащихся с удивительными загадками природы, со временем года-весной, весенними ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «МАСКАРАД»
Через художественно-творческую деятельность программа дополнительного образования «Маскарад» ориентирована на создание условий для активизации у ребенка неотъемлемой характеристики его мир...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творческий калейдоскоп»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Творческий калейдоскоп»для детей 7-11 летСрок реализации: 16 часов...