Традиции дарения подарков.Подарки и сувениры из бисера.
план-конспект на тему

Стафеева Надежда Анатольевна

Конспект открытого занятия знакомит детей с пасхальными традициями и с таким видом бисерного искусства, как выкладывание бисером. Подходит как для учителей общеобразовательных школ, так и для педагогов дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traditsii_dareniya_podarkov.pasha_.docx27.41 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие на тему "Традиция дарения подарков. Подарки и сувениры из бисера"

Цель: Ознакомление с народными традициями дарения подарков и изготовление подарочного яйца из бисера.

Задачи:

1)Образовательные:

  • познакомить с историей и народными традициями дарения подарков;
  • познакомить с историей возникновения праздника Пасхи;
  • сформировать ЗУН по изготовлению подарочного яйца из бисера;

2) Развивающие:

  • способствовать развитию познавательной деятельности к изучению традиций;
  • способствовать развитию творческого потенциала;

3) Воспитательные:

  • способствовать формированию личностных качеств (нравственных, эстетических, гражданственных);

Ход занятия

1) Организационный момент.

2) Новый материал.

  • Народная традиция: “Дарение подарков” – сообщение педагога. (Сообщение сопровождается показом слайдов на компьютере (фотографии старинных вещиц – подарков из бисера)).
  • Сообщение из истории возникновения праздника  Пасхи. Сообщение учащихся. Стихотворение, посвященное Пасхе, в исполнении учащихся.

3) Практическая часть.

Изготовление подарочного яйца из бисера.

а)Техника изготовления подарочного пасхального яйца.

б) Изготовление яйца по технологической карте. ТБ

в) Физминутка.

5) Заключительная часть. Подведение итогов.

Здравствуйте, ребята. Тема нашего занятия "Традиция дарения подарков. Подарки и сувениры из бисера". Они могут быть разными, а сегодня мы начнём делать пасхальный сувенир.

В нашей жизни много разных традиций, какие- то мы чтим и соблюдаем, о каких- то узнаём от родителей, а о каких- то ничего не знаем. Но одна из распространенных традиций, которую любят и соблюдают все – это дарение подарков.

Ребята, что же такое подарок?

Согласно толковому словарю Ожегова

Подарок — вещь, которую даритель по собственному желанию безвозмездно преподносит в полное владение с целью доставить удовольствие, пользу получателю подарка.

Подарок имеет сходное значение с даром и пожертвованием. Но, как правило, преподнесение подарка связано с каким-то поводом: определённым событием, обычаем или праздником.

А как  вы думаете,  по  какому  поводу дарят  подарки ? (ответ детей)

Подарки бывают разные. Вспомните историю из сказки про Винни - Пуха. Мудрая Сова подарила ослику Иа в день рождения его же собственный потерянный хвост. Очень полезная вещь для ослика.

Подарки бывают разные: полезные и эксклюзивные, коллекционные и “хоббитские” (от слова “хобби” – увлечение), символические и шутливые, официальные и денежные и т.д.

Вы совершенно правы, повод для того, чтобы порадовать близких, а заодно и самого себя, всегда найдется, ведь давно известно: дарить подарки также приятно, как и получать.

Согласитесь, что подарок – это не только радость для дарителя, но и хлопоты, волнения и мучительный вопросы. Что подарить, как угодить, купить или сделать подарок своими руками?

Прил.1 А вы знаете, что во все времена люди дарили друг другу подарки. И есть  интересные подтверждения  о  том, что изделия  из бисера  пользовались большим  успехом. Вот  исторические  факты 19 века.

“…И в городах, и дворянских усадьбах был распространен обычай, дарить родственникам, соседям и просто знакомым милые безделушки, сделанные из бисера своими руками. Кроме того, изделия предназначались для благочестивых вкладов или использовались в домашнем обиходе”.

Очень изобретательны по части народных безделушек были наши прапрабабушки. Многие, читая “Мертвые души” Н.В.Гоголя, воспринимают как шутку его слова о том, что в доме Маниловых “…ко дню рождения приготовляемы были сюрпризы: какой-нибудь бисерный чехольчик на зубочистку”. Забавная выдумка – “бисерный чехольчик на зубочистку”! Но в Эрмитаже хранится именно этот предмет, связанный крючком в 1820-1830 г.г. И не просто чехольчик, а с премиленьким орнаментом и крышечкой.

Юный Лермонтов М.Ю. в 1827 году пишет своей тёте Н.А. Шангирей: “Катюше в знак благодарности за подвязку посылаю … бисерный ящик моей работы”.

Часто бисерные безделушки предназначались мужчинам. Л.Н.Толстой в “Чудаках” пишет: “Алексей Алексеевич, довольный миром, сидел дома в вышитых бисером туфлях и курил трубку”. Да и чубук трубки тоже мог быть украшен бисером. У М.Ю.Лермонтова в “Тамбовской казначеихе” читаем:

К окну поспешно он садится,
Надев персидский архалук;
В устах его едва дымится
Узорный бисерный чубук.

В Эрмитаже хранится трубка М.И.Кутузова с разборным бисерным чубуком, все части которого выполнены дочерьми фельдмаршала. В орнаменте вышивки они включили свои имена.

Случалось, в бисерных изделиях красовались и четвероногие друзья, Л.Н.Толстой в повести “Детство” писал: “…в бисерном ошейнике, побрякивая железкой, весело вбежала Милка”.

Чего только не делали наши предки из бисера, стекляруса и бусин! Область применения этого материала оказалась очень широкой – от основы для клубка и детской игрушки до гобеленов стен царского дворца.

Этот красивый и прочный материал использовали при изготовлении кошельков, чехлов для зонтиков, обложек для записных книжек и альбомов, футляров для карт, коробочек для табака.

Вышивали иконы, картины с жанровыми сценками или роскошными букетами и птицами. Бисером обвязывали трости, курительные трубки, шкатулки, вазы, подстаканники. Стеклярусными гобеленами украшали стены во дворцах, в том числе и в императорских. Пример тому стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ориенбауме под Петербургом. Его стены отделаны стеклярусом, произведённым на фабрике Ломоносова.

Сегодня  нам  с вами  предстоит тоже  сделать подарок из бисера. Но  подарок не  обычный. Мы будем  делать  Пасхальное яйцо.

Сообщение из истории возникновения праздника Пасхи.

Пасха — Светлое Христово Воскресение. Это главное событие в духовной жизни христиан получило название Праздника праздников, царя дней. Готовились к нему 7 недель — 49 дней. А неделя перед Пасхой называлась Великой, или Страстной.

Сын Божий пришёл в этот мир, чтобы спасти людей.Появлению Христа многие радовались. Но были и те, которые не верили в его святость. Они старались, помешать Иисусу рассказывать о Царстве Бога. Среди вождей того времени было много таких, которые ненавидели Христа и желали от Него избавиться. Иуда, один из учеников Господа, решил передать Христа этим злым людям. Он подошёл к своему Учителю и поцеловал Его. Это был знак. Иисуса немедленно взяли под стражу. А Иуда за это получил 30 серебряных монет.Иисуса допрашивали перед синедрионом — высшим иудейским судом. Старейшины и судьи искали доказательства, чтобы осудить Иисуса. Над ним издевались, но он терпел.

В конце концов, Его осудили на смертную казнь. Это было страшное событие. Иисуса распяли на кресте на горе Голгофа. Когда он умер, земля вздрогнула, начали распадаться скалы. Это произошло в пятницу. Теперь мы этот день называем Страстной Пятницей.Когда прошла суббота, ночью, на третий день после своих страданий, Господь Иисус Христос ожил, воскрес из мёртвых. В воскресенье утром пришли женщины с благовониями, чтобы смазать тело Спасителя. Но вместо Него увидели Ангела. Он известил о Воскресении Господнем: «Не бойтесь. Я знаю, что вы ищете распятого Иисуса. Но не следует искать Живого среди мёртвых. Он воскрес, как и обещал вам. Идите и расскажите ученикам Иисуса, что Он воскрес из мёртвых и ждёт их».Радость охватила людей. С тех пор мы празднуем Пасху — праздник Возрождения.

Ребята, а, вы знаете,  когда в этом  году  мы празднуем Пасху? (16 апреля)

А чем принято обмениваться  в этот день?(пасхальные яйца)

Почему на Пасху красят и освящают яйца, вы знаете?(Ответы детей.)

- Святая равноапостольная Мария Магдалина, проповедуя императору Тиберию, натолкнулась на неверие с его стороны. Он ей сказал: «Человек не может воскреснуть, так же как и белое яйцо не может само стать красным». И тогда Господь дал такое знамение, что белое яйцо покраснело, тем самым подтвердив проповедь Марии Магдалины. Поэтому на праздник Пасхи люди традиционно красят, освящают яйца и дарят их друг другу.

Кстати, есть и более прозаическое объяснение, откуда пошёл на Пасху обычай красить яйца луковой шелухой. Во время поста яйца в пищу употреблять было нельзя — это не постное блюдо. Но куры об этом не знали и продолжали нестись. Холодильников тогда не было, и наши мудрые предки заметили, что если сварить яйца в луковой шелухе, то они могут храниться несколько недель.

Из чего делают сувенирные пасхальные яйца?  Давайте посмотрим нашу выставку. (ответы детей)

Прил.2 

Сегодня я хочу познакомить Вас с яйцами Фаберже.

Карл Фаберже производил разнообразные ювелирные изделия, но славу принесли ему именно ювелирные яйца, известные на весь мир как яйца Фаберже.

Петер Карл Густавович  Фаберже родился в России, в Санкт-Петербурге. В 1846 году в семье немца из Эстонии. Его фирма создала первое яйцо в 1885 году по заказу императора Александра III, как пасхальный сюрприз для его жены- Марии Фёдоровны. Так называемое «Куриное» яйцо снаружи покрыто  белой, имитирующей скорлупу, эмалью, а внутри, в «желтке» из матового золота, - изготовленная из цветного золота курочка. Внутри курочки, в свою очередь, спрятана небольшая рубиновая корона, в короне – кольцо с рубином ( см. традицию складывания матрешек).

Всего известно о создании 71яйца, 54 из них были императорскими.

Александр III стал основателем традиции, ежегодно на Пасху он дарил своей супруге  Марии Фёдоровне яйца Фаберже, после его смерти эту традицию продолжил его сын- Николай II. Он дарил пасхальные яйца как своей супруге – Александре Фёдоровне, так и своей матери - Марии Фёдоровне.

Изготовление каждого яйца занимало почти год. Как только эскиз был утверждён, за работу бралась целая команда ювелиров фирмы, имена некоторых из них сохранились (так что говорить, что автор всех из них является Карл  Фаберже, не следует). Серия императорских яиц пользовалась такой славой, что фирма Фаберже выполнила несколько изделий и для частных заказчиков (известно о 15). Среди них стоит особняком  серия из 7 яиц, подаренных золотопромышленником Александром Фердинандовичем Кельхом своей супруге.

Яйца изготовлялись из золота, серебра, драгоценных камней и т. д. В ход шли эмали и тонкая ювелирная работа. Подчас мастера экспериментировали с не очень традиционными материалами — горный хрусталь, драгоценные сорта древесины. Доказательством подлинности служило  клеймо фирмы Фаберже.

Иногда яйца крупнее натуральной величины и больше, чем кажутся по иллюстрациям: высота некоторых (с подставкой) могла достигать 20 см. Традиционно внутри каждого должен был содержаться какой-либо сюрприз. Часто это были миниатюры с портретами того, кому яйцо предназначалось, и членов его семьи. Выполнялись также яйца-часы с заводными частями: петухами и кукушками.

Славились изделия фирмы Фаберже и в Европе, так в Париже Карл Фаберже был удостоен звания «Мастера Парижской Гильдии Ювелиров».

Прил.3  Физминутка

Практическая часть.

Сегодня вы попробуете себя в роли мастеров фирмы Фаберже и создадите по пасхальному яйцу.  Только сначала мы вспомним технику безопасности. Прил.4  Техника безопасности.

 Для этого вы возьмёте простой карандаш и начнёте рисовать на яйце рисунок. Каждому выдаётся “Технологическая карта”.

В карте указаны материалы и приспособления, пооперационный ход работы, схемы.

В процессе практической работы, через 15 минут, выполняется гимнастика для глаз. (“Гимнастика для глаз” – см. прил. 5)

Заключительная часть. Подведение итогов. Выставка  работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День дарения

День дарения в рамках недели "Музей и дети"...

Мастер - класс "Сувенир из бисера. Малинка"

Внеурочная деятельность в школе. План мастер-класса по бисероплетению "Сувенир из бисера. Малинка"....

Урок технологии в 6 классе по теме «Традиции и обычаи празднования Пасхи. Изготовление сувенира для Пасхи.

Урок комбинированный- представляет собой как бы соединение элементов практического и теоретического занятия. В практике обучения технологии очень часто возникает задача дать учащимся некоторый о...

"Дареному коню в зубы не смотрят"

Выбирая подарок на день рождения, свадьбу, годовщину свадьбы или юбилей, нужно помнить о том, что многие люди суеверны и к некоторым подаркам относятся отрицательно. Поэтому не рекомендуют дарить...

Разработка на тему "из опыта работы с даренными детьми"

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.Работа с одаренными или талантливыми детьм...

Беседа "Традиции дарения"

Традиции дарения...

Конспект занятия "Традиции и пасхальные сувениры".

1 занятие раздела "Оплетение бисером" по программе "Чудесный бисер"....