Дополнительная общеобразовательная экспериментальная программа по легоконструированию "Мир вокруг нас"
рабочая программа по теме

Елбаева Ирина Александровна

              Курс представляет собой синтез компьютерных технологий, детского творчества и  лего-конструирования. В процессе обучения происходит развитие мелкой моторики, творческого мышления, логики, знаний об окружающем мире и принципах его функционирования. Дети учатся самостоятельно принимать                             решения, развивают внимание и усидчивость, технические и языковые навыки,  учатся эффективно решать поставленные задачи, работать в коллективе и сотрудничать.  Программа «Мир вокруг нас» предназначена для учащихся 1- 4 классов (6 – 10 лет), посещающих дополнительные занятия в МАУ ДО ЦДО                       «Малая академия наук».

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Пояснительная записка

В современном мире, одной из приоритетных задач образования становится интеллектуальное развитие ребенка, развитие его способностей в различных видах творчества, умение широко и нестандартно мыслить, развитие базовых навыков самовыражения  и личностных качеств.  Создание предметов и механизмов окружающего мира из конструктора «Лего» в процессе игры, способствует формированию  у детей представления об устройстве, работе, особенностях и возможностях техники. Работая с конструктором, дети развивают  

соответствующие навыки, получают основу для будущих знаний.

Курс представляет собой синтез компьютерных технологий, детского творчества и  лего-конструирования. В процессе обучения происходит развитие мелкой моторики, творческого мышления, логики, знаний об окружающем мире и принципах его функционирования. Дети учатся самостоятельно принимать решения, развивают внимание и усидчивость, технические и языковые навыки,  учатся эффективно решать поставленные задачи, работать в коллективе и сотрудничать.

Программа «Мир вокруг нас» предназначена для учащихся 1- 4 классов (6 – 10 лет), посещающих дополнительные занятия в МАУ ДО ЦДО «Малая академия наук».

 Программа рассчитана на 1 год (всего 108 часов, 3 часа  в неделю). Численность обучающихся в группе – до 10 человек.

Направленность программы

 Программа составлена для реализации в МАУ ДО ЦДО «Малая академия наук».

 Занятия развивают коммуникативные навыки детей, способствуют развитию воображения, любознательности, креативности. В процессе сборки конструктора дети получают базовые знания об окружающем их мире, принципах работы механизмов, учатся мыслить визуально, моделируют свои взаимоотношения с окружающими, учатся выстраивать социальные связи. Легоконструирование – это современное средство обучения детей, включающее различные игровые, наглядные, практические элементы, коллективную и индивидуальную работу.

Цель программы

 Создание условий для развития  навыков конструирования, моделирования, элементарного программирования, визуализации, формирование у учащихся целостного представления об окружающем мире, способности творчески подходить к проблемным ситуациям.

В процессе достижения поставленных целей, предполагается решение следующих задач:

1.Обучающие: 

  • сформировать у детей теоретические и практические знания о процессе создания программируемого механизма;
  • формирование умений и навыков конструирования;
  • формирование навыков программирования;
  • обучить детей созданию механизмов, изделий из конструкторов Лего.

2. Развивающие: 

  •  развитие внимания, памяти и интереса обучающихся к  легоконструированию;
  • всестороннее развитие творческих способностей личности ребенка;
  • развитие фантазии, изобретательности, логического мышления и пространственного воображения;
  •  способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире.

3. Воспитательные:

  •  воспитание трудолюбия, ответственности, усидчивости;
  •       воспитание  аккуратности, целеустремленности, умения доводить начатое до логического завершения;
  •       формирование этических норм в межличностном общении;
  •       формирование гражданственности, патриотизма, бережного отношения к природе через создание предметов и механизмов окружающего мира.

Условия реализации программы

- в освоении данной программы участвуют дети от 6 до 10 лет;

- принимаются все желающие;

- группы формируются одного возраста.

         

Отличительные особенности программы

  Программа  реализуются  с использованием   творческой активности  детей, в игровой форме с использованием конструктора Лего и электронного конструктора «Знаток».

         Срок реализации программы внеурочной деятельности

Данная программа рассчитана на один год обучения.

                                                                                               

      На занятиях используются различные формы организации образовательного процесса:

Основными формами учебного процесса являются:

  • групповые учебно-практические и теоретические занятия;
  • индивидуальные;
  • комбинированные занятия;
  • коллективные;
  • индивидуально-групповые.

Методы обучения

  1. по способу организации занятия:
  •   словесный - беседа, объяснение;
  •  наглядный -  объяснение техники сборки конструкторов на конкретных изделиях, демонстрация схем сборки. Показ видеоматериалов,  иллюстраций, показ педагогом приёмов исполнения, работа по образцу и др.;
  •  практический - обучаемые могут сознательно применять приобретенные ими знания на практике.

  1. по  уровню  деятельности детей:
  •            объяснительно-иллюстративный (метод обучения при котором демонстрируемая наглядная информация сопровождается объяснением)
  •           частично-поисковый метод обучения (каждый ребенок участвует в коллективном поиске решения поставленной задачи)
  •            исследовательский метод обучения (овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы)
  •         эвристический метод обучения (проблема формируется детьми, ими предлагаются  способы ее решения).

Ожидаемые результаты

В результате изучения данного курса обучающиеся должны овладеть следующими знаниями:

  • правила поведения и безопасности труда в компьютерном кабинете;
  • основные термины и определения, используемые для описания процесса создания программируемого механизма;
  • необходимые сведения о видах программируемых механизмов;
  • область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);
  •  основные источники информации.

В результате изучения  курса учащиеся должны  уметь:

  • определять порядок действий, планировать этапы своей работы;
  • четко формулировать и ясно излагать свои мысли, внимательно слушать других участников команды;
  • комбинировать различные приемы работы для достижения поставленной цели, технической и художественно-творческой задачи;
  • умение работать по предложенным инструкциям;
  • умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Метапредметные результаты:

  • - формируется целостное представление об окружающем мире, предметах и механизмах окружающих человека, их использовании;
  • - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • - умение эффективно  сотрудничать и совместно достигать поставленную цель, выполнять поставленные задачи;
  • - уметь обозначать собственную позицию, аргументированно  отстаивать собственное мнение;
  • - умение находить способы решения задач разной направленности и характера,  творчески подходить к их решению.

Личностные результаты:

  • - умение реализовывать на практике собственные замыслы и идеи, доводить начатое до логического завершения;
  • - бережное отношение к результатам собственного и чужого труда, идеям и проектам;
  • - формирование устойчивой  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • - уважительное отношение к чужому мнению в коллективной и индивидуальной работе;
  • - самостоятельность и личная ответственность за свои действия и решения.

Формы подведения итогов программы

- входной, промежуточный и итоговый мониторинг (беседы, опросы, тесты, контрольные задания);

- текущий контроль в течение года (опросы, контрольные занятия, самостоятельные работы);

- ведение журнала учета;

- зачетная система;

- участие детей в соревнованиях, выставках, мастер-классах, демонстрациях, проектах.

 Заключение

                 Данный курс является подготовительным к курсу «Робототехника». В процессе изучения программы «Мир вокруг нас» учащиеся осваивают основные навыки и принципы работы с конструкторами Лего, получают базовые знания об окружающем мире, механизмах используемых человеком, принципах их работы, о робототехнике, механике, конструировании, программировании, физике, математике, которые позволят наиболее успешно перейти к следующему этапу освоения профессионально-ориентированной программы «Робототехника», являющейся частью Федеральной Программы «Робототехника: Инженерно-технические кадры инновационной России».

Список литературы и интернет-ресурсов.

Основная литература:

1. Серия РОБОТОТЕХНИКА. С.А. Вортников. Информационные устройства робототехнических систем. Издательство МГТУ, 2005 г. 304 с.  

2. Серия «Шаги в кибернетику».

С.А. Филиппов. Робототехника для детей и родителей. Издание 3-е, дополненное.

Под ред. А.Л. Фрадкова. Спб. «Наука», 2013 г.

3. Комарова Л.Г. строим из Лего (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Лего).-М.:”ЛИНКА-ПРЕСС”, 2001 г.

4.  Аленина Т.И., Енина Л.В., Колотова И.О., Сичинская Н.М., Смирнова Ю.В., Шаульская Е.Л. под рук В.Н. Халамова

Образовательная робототехника во внеурочной деятельности младших школьников в условиях введения ФГОС НОО: учебно-методическое пособие.

5.  Зайцева Н.Н., Зубова Т.А., Копытова О.Г., Подкорытова С.Ю., под рук В.Н. Халамова Образовательная робототехника в начальной школе: учебно-методическое пособие

Дополнительные источники: интернет-ресурсы.

1. Сайт-подразделение Lego Education: http://www.lego.com/education/

2.Среда трехмерного моделирования Lego Digital Designer: http: //ldd.lego.com/

3. Сайт поддержки пользователей Lego Mindstorms, Robolab 2.9.4 и пр.: http://www.legoengineering.com/.(на англ. яз.)

4. Сайт о роботах, робототехнике и микроконтроллерах: http://www.myrobot.ru

5. Сайт о роботах Lego Wedo: http://legorobot.jimdo.com/

6. Сайт о направлении First : http://www.usfirst.org/ (на англ. яз)

7. Сайт программы Робототехника. Инженерно-технические кадры инновационной России: http://www.russianrobotics.ru/

Список литературы для педагога:

1. Автоматизированное устройство. ПервоРобот. Книга для учителя. К книге прилагается компакт – диск с видеофильмами, открывающими занятия по теме. LEGO WeDo, - 177 с., илл.

2. Асмолов  А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли – Москва: Просвещение, 2011. – 159 С.

3. Игнатьев, П.А. Программа курса «Первые шаги в робототехнику» [Электронный ресурс]: персональный сайт – www.ignatiev.hdd1.ru/informatika/lego.htm – Загл. с экрана

4. Книга учителя LEGO Education WeDo (электронное пособие)

5. Комплект методических материалов «Перворобот». Институт новых технологий.

6. Мир вокруг нас: Книга проектов: Учебное пособие.- Пересказ с англ.-М.: Инт, 1998.

7. Примерные программы по внеурочной деятельности для начальной школы (Из опыта работы по апробации ФГОС)/ авт.-сост.: Н.Б. Погребова, О.Н.Хижнякова,  Н.М. Малыгина, – Ставрополь: СКИПКРО, 2010

Список литературы для учащегося

1. Автоматизированное устройство. ПервоРобот. Книга для учителя. К книге прилагается компакт – диск с видеофильмами, открывающими занятия по теме. LEGO WeDo, - 177 с., илл.

2. Мир вокруг нас: Книга проектов: Учебное пособие.- Пересказ с англ.-М.: Инт, 1998.

1.Учебный план занятий.

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Введение в образовательную программу. Правила техники безопасности и охраны труда.

3

3

2

Знакомство с группой. Входная диагностика.

3

3

3

 Правила поведения в студии.   Знакомство со студией ЛЕГОкоструирования.  Знакомство с оборудованием, материалами, инструментами. Перечень основных ЛЕГО-деталей. Знакомство с конструктором. Что нас окружает?

Практика: сборка предмета окружающего мира.

3

3

4

Раздел 1. Тема 1.1. «Игрушки».

Теория: Что такое игрушки? Какие игрушки бывают? Для чего нужны игрушки? Механические и инерционные игрушки. Шестеренки. Изучение зубчатых передач в процессе сборки волчка.

Практика: сборка по схеме «умная вертушка», «карусель для утят». Сборка своей любимой игрушки с использованием одной или нескольких зубчатых передач.

6

2

4

5

Раздел 1. Тема 1.2. «Игрушки с мотором».

Теория: Заводные игрушки, игрушки с мотором. Что такое мотор? Как он работает. Игрушки на батарейках. Что такое батарейка. Что такое аккумулятор. В чем их различие.

Практика: сборка по схеме «кораблик», «самолет», «вертолет». Работа с электронным конструктором «Знаток».

9

3

6

6

Раздел 1. Тема 1.3. «Машины».

Теория: Какие бывают машины? Конструкция машины. Колеса и оси.

Теория: сборка машинок с разными осями. Сборка гоночной машины.

9

3

6

7

Раздел 1. Тема 1.4. «Повторение изученного»

Теория: Повторение пройденного материала. Тестирование.

Практика: Творческое задание. Конструирование собственной модели.

6

3

3

8

Раздел 2. Тема 2.1.  «Животные».

Теория: Кто такие животные? Каких животных вы знаете?(дикие и домашние, хищники и травоядные).

Способы передачи энергии. Зубчатые и ременные передачи. Мотор. Датчик наклона и датчик расстояния.

Практика: сборка моделей по схеме.(обезьянка, лев, крокодил, кролик).

18

4

14

9

Раздел 2. Тема 2.2. «Птицы»

Теория: Кто такие птицы? Каких птиц вы знаете? Где живут птицы? Какую пользу они приносят?

Закрепление знаний о датчиках и ременных передачах.

Практика: сборка моделей «порхающая птица» и «поющие птички».

6

2

4

10

Раздел 2. Тема 2.3.  «Растения и насекомые».

Теория: Что такое растения? Какие бывают растения?(полезные, лекарственные, вредители) Чем полезны растения?(хлорофилл и фотосинзез). Какие растения вы знаете? Кто такие насекомые? Опыление.

Зубчатые передачи. Принцип работы зубчатых передач. Мотор.

Практика: сборка по схеме моделей (Цветок и пчелка, бабочка, венерина мухоловка).

12

3

9

11

Раздел 2. Тема 2.4. «Повторение».

Теория: Зубчатые колеса, виды. Шестерни. Зубчатые и ременные передачи. Датчики.

Практика: тестирование. Сборка по схеме. Сборка по замыслу.

6

3

3

12

Раздел 2. Тема 2.5. «Творческое задание»

Практика: Конструирование собственной модели.

6

6

13

Раздел 2. Тема 2.6. «Выставка»

Теория: Защита работ.

Практика: демонстрация работы механизмов.

3

1

2

14

Раздел 2. Тема 2.7. «Техника».

Теория: Что такое техника? Машины и механизмы. Самолеты. Применение. Польза для человека. Рычаг. Простые механизмы.

Практика: сборка по схеме «катапульта», «подъемный кран»

12

3

9

15

Раздел 2. Тема 2.8. Повторение.

Теория: Повторение изученного. Закрепление пройденного материала.

Практика: Творческое задание «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»

3

1,5

1,5

16

Раздел 2. Тема 2.9. Итоговое занятие

Вручение свидетельств об окончании курса.

3

3

ИТОГО:

108

37,5

70,5

2.Календарный учебный график.

Место проведения занятий: Каб.№  2  МАУ ДО ЦДО «МАН»

№ занятия

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма

занятия

Кол-во

часов

Тема занятия

Форма контроля

1

сентябрь

05

15:00-17:20

беседа

3

Вводное занятие. Введение в образовательную программу. Правила техники безопасности и охраны труда. ПДД.

Устный опрос

2

12

беседа

3

Знакомство с группой. Входная диагностика.

Тестирование.

3

19

беседа

3

Правила поведения в студии.   Знакомство со студией ЛЕГОкоструирования.  Знакомство с оборудованием, материалами, инструментами. Перечень основных ЛЕГО-деталей. Знакомство с конструктором. Что нас окружает?

Практика: сборка предмета окружающего мира.

Устный опрос

4

26

рассказ

3

Раздел 1. Тема 1.1. «Игрушки».

Теория: Что такое игрушки? Какие игрушки бывают? Для чего нужны игрушки? Механические и инерционные игрушки. Шестеренки. Изучение зубчатых передач в процессе сборки волчка.

Практика: сборка по схеме «умная вертушка», «карусель для утят». Сборка своей любимой игрушки с использованием одной или нескольких зубчатых передач.

практическое задание

5

октябрь

03

беседа,

 рассказ

3

Раздел 1. Тема 1.1. «Игрушки».

Теория: Что такое игрушки? Какие игрушки бывают? Для чего нужны игрушки? Механические и инерционные игрушки. Шестеренки. Изучение зубчатых передач в процессе сборки волчка.

Практика: сборка по схеме «умная вертушка», «карусель для утят». Сборка своей любимой игрушки с использованием одной или нескольких зубчатых передач.

практическое задание

6

10

беседа,

 рассказ,

практические упражнения

3

Раздел 1. Тема 1.2. «Игрушки с мотором».

Теория: Заводные игрушки, игрушки с мотором. Что такое мотор? Как он работает. Игрушки на батарейках. Что такое батарейка. Что такое аккумулятор. В чем их различие.

Практика: сборка по схеме «кораблик», «самолет», «вертолет». Работа с электронным конструктором «Знаток».

практическое задание

7

17

3

8

24

3

9

31

беседа, практические упражнения

3

Раздел 1. Тема 1.3. «Машины».

Теория: Какие бывают машины? Конструкция машины. Колеса и оси.

Практика: сборка машинок с разными осями. Сборка гоночной машины.

практическое задание

10

ноябрь

07

беседа, практические упражнения

3

Раздел 1. Тема 1.3. «Машины».

Теория: Какие бывают машины? Конструкция машины. Колеса и оси.

Практика: сборка машинок с разными осями. Сборка гоночной машины.

творческое задание

11

14

3

12

21

беседа, практические упражнения

3

Раздел 1. Тема 1.4. «Повторение изученного»

Теория: Повторение пройденного материала. Тестирование.

Практика: Творческое задание. Конструирование собственной модели.

творческое задание

13

28

3

14

декабрь

 

05

беседа, практические упражнения

3

Раздел 2. Тема 2.1.  «Животные».

Теория: Кто такие животные? Каких животных вы знаете?(дикие и домашние, хищники и травоядные).

Способы передачи энергии. Зубчатые и ременные передачи. Мотор. Датчик наклона и датчик расстояния.

Практика: сборка моделей по схеме.(обезьянка, лев, крокодил, кролик, собака, лягушка).

творческое задание

15

12

3

16

19

3

17

26

3

18

январь

09

беседа, практические упражнения

3

Раздел 2. Тема 2.1.  «Животные».

Теория: Кто такие животные? Каких животных вы знаете?(дикие и домашние, хищники и травоядные).

Способы передачи энергии. Зубчатые и ременные передачи. Мотор. Датчик наклона и датчик расстояния.

Практика: сборка моделей по схеме.(обезьянка, лев, крокодил, кролик, собака, лягушка).

творческое задание

19

16

3

20

23

беседа, практические упражнения

3

Раздел 2. Тема 2.2. «Птицы»

Теория: Кто такие птицы? Каких птиц вы знаете? Где живут птицы? Какую пользу они приносят?

Закрепление знаний о датчиках и ременных передачах.

Практика: сборка моделей «порхающая птица» и «поющие птички».

творческое задание

21

30

3

22

февраль

06

беседа, практические упражнения

3

Раздел 2. Тема 2.3.  «Растения и насекомые».

Теория: Что такое растения? Какие бывают растения?(полезные, лекарственные, вредители) Чем полезны растения?(хлорофилл и фотосинзез). Какие растения вы знаете? Кто такие насекомые? Опыление.

Зубчатые передачи. Принцип работы зубчатых передач. Мотор.

Практика: сборка по схеме моделей (Цветок и пчелка, бабочка, венерина мухоловка).

творческое задание

23

13

3

24

20

3

25

27

3

26

март

06

беседа, практические упражнения

3

Раздел 2. Тема 2.4. «Повторение».

Теория: Зубчатые колеса, виды. Шестерни. Зубчатые и ременные передачи. Датчики.

Практика: тестирование. Сборка по схеме. Сборка по замыслу.

творческое задание

27

13

3

28

20

беседа, практические упражнения

3

Раздел 2. Тема 2.5. «Творческое задание»

Практика: Конструирование собственной модели.

творческое задание

29

27

3

30

апрель      

3

беседа, практические упражнения

3

Раздел 2. Тема 2.6. «Выставка»

Теория: Защита работ.

Практика: демонстрация работы механизмов.

творческое задание

31

10

беседа, практические упражнения

3

Раздел 2. Тема 2.7. «Техника».

Теория: Что такое техника? Машины и механизмы. Самолеты. Применение. Польза для человека. Рычаг. Простые механизмы.

Практика: сборка по схеме «катапульта», «подъемный кран», «нефтяная вышка». Работа с электронным конструктором «Знаток» и «Знаток. Альтернативные источники энергии»

творческое задание

32

17

3

33

24

3

34

май

8

беседа, практические упражнения

3

Раздел 2. Тема 2.7. «Техника».

Теория: Что такое техника? Машины и механизмы. Самолеты. Применение. Польза для человека. Рычаг. Простые механизмы.

Практика: сборка по схеме «катапульта», «подъемный кран», «нефтяная вышка». Работа с электронным конструктором «Знаток» и «Знаток. Альтернативные источники энергии»

творческое задание

35

15

беседа

3

Раздел 2. Тема 2.13. Повторение.

Теория: Повторение изученного. Закрепление пройденного материала. Итоговое тестирование.

Практика: Творческое задание «Железнодорожный переезд со шлагбаумом».

творческое задание

36

22

беседа

3

Раздел 2. Тема 2.14. Итоговое занятие

Вручение свидетельств об окончании курса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Экспериментальный авиамоделизм" (срок реализации 2 года)

  Образовательная программа «Экспериментальный авиамоделизм» имеет техническую направленность.Технический авиамоделизм позволяет решать немаловажные самостоятельные задачи в на...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мир вокруг нас" 1 год обучения

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мир вокруг нас" 1 год обучения...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по химии "Химия вокруг нас".

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по химии "Химия вокруг нас"....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по химии "Химия вокруг нас".

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по химии "Химия вокруг нас"....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Страноведение: мир вокруг нас»

Программа «Страноведение: мир вокруг нас» направлена на освоение и активное использование знаний и умений в области естественнонаучной направленности, создание благоприятных условий для со...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА естественно-научной направленности «Мир вокруг нас» Возраст обучающихся: 11-13 лет Срок реализации: 1 год

Данная программа «Мир вокруг нас» создана на основе авторской программы по экологическому воспитанию С.Н. Николаевой «Юный эколог» которая одобрена Экспертным советом Министерс...