В гостях у этикета
классный час (8 класс) на тему

Цель: формирование у учащихся привычек культуры поведения в обществе, общественных местах, дома,  привитие правил сервировки стола и правильного пользования столовыми приборами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon В гостях у этикета87 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                Департамент культуры

Ханты – Мансийского автономного округа - Югры

Бюджетное учреждение

среднего  профессионального образования

Ханты – Мансийского автономного округа-Югры

Колледж-интернат

Центр искусств для одаренных детей Севера

«В гостях у этикета»

(познавательная игра)

                                                      Подготовила: воспитатель                            

                               Рожкова Д. С.

                                                     

г. Ханты-Мансийск

2017г.

В гостях у этикета.  ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРА.

Цель: формирование у учащихся привычек культуры поведения в обществе, общественных местах, дома,  привитие правил сервировки стола и правильного пользования столовыми приборами.

Задачи:

а)  учить учащихся правилам поведения в обществе, дома, правилам пользования столовыми приборами и правильной сервировке стола;

б)  развивать у учащихся чувство ответственности за свое поведение;

в) воспитывать уважительное отношение к окружающим.

быть вежливыми в гостях, дома. Учить

Оформление: плакаты, рисунки. Табло для жюри.

Оборудование:

•два флажка, набор посуды, вилки ложки, ножи, ложечки, скатерть, призы, ручки, бумага для черновика, столик с вещами, из которых можно выбрать разнородные подарки (это могут быть носки, носовой платок, вазочка, цветок, коробка конфет, книга, духи, часы, мягкая игрушка, шоколад, ручка, блокнот и т, д.),  картинки с ситуациями.

Домашние задание: составить две сценки.

Музыка: песня «Детство».

ХОД ИГРЫ 

Вступление

       ВЕД: Здравствуйте, ребята, дорогие друзья! Я рада видеть Вас в этом зале. Мы начинаем наш разговор на очень важную тему. Сегодня мы будем говорить о вежливости, об этикете, о добром отношении к людям. Мне бы хотелось, чтобы вы были активны и высказывали свое мнение.

        А что такое этикет? (Пауза). Зачем он нам нужен? Наверное, затем, чтобы не ломать голову, размышляя, как поступить в том или ином случае, а сохранять внутреннюю уверенность в любой ситуации.

           Умение вести себя, воспитывает в нас чувство собственного достоинства и самоуважения.

Начиная с самого раннего возраста, мы обретаем определенную культуру поведения. Все без исключения наши поступки могут быть красивыми или некрасивыми. Мы можем говорить грубо или учтиво, наши движения могут быть изящными или неуклюжими, манеры - изысканными или вульгарными, отношение к другим - достойным или невежливым.

Вед. Общая культура складывается из многих составляющих, и вряд ли нужно объяснять, насколько приятно иметь дело с людьми, умеющими вести себя красиво, и сколь тягостно общение с грубыми, невежливыми людьми. Этикет поможет нам во всех жизненных ситуациях.

II. Основная часть.

2.ВЕД.Сегодня в познавательной игре « в гостях у этикета» принимают участие две команды. Команда мальчиков и команда девочек.

Поприветствуем команду мальчиков.

Поприветствуем команду девочек.

1 .ВЕД.Условия игры: задаю вопросы обеим командам, кто быстрее и правильнее даст ответ, получает 5 баллов. Ответ принимается по поднятому флажку. Оценивает наши конкурсы жюри по 5 . Рада вам представить:         

Уважаемые болельщики вы можете принять участие в викторине. Самый активный болельщик, у кого окажется больше жетонов, получит приз.

И так начинаем наш первый конкурс

« Приветствие».

ВЕД.Театр начинается с вешалки, а приветливость со слова «здравствуйте».

Стихотворение читает....

Стихотворение «Вежливые слова»

Слова: до свиданья, спасибо,

Простите пожалуйста, здравствуйте!

Щедро дарите Дарите прохожим,

Друзьям и знакомым В троллейбусе, в парке,

В школе и дома.

Слова эти

Очень и очень важны,

Они человеку,

Как воздух, нужны.

Без них невозможно

*

На свете прожить,        у

Слова эти надо,

С улыбкой дарить.

(В. Кудлачев)

ВЕД. Здоровайтесь со всеми везде и всюду, особенно с людьми пожилого возраста, если хотите иметь у себя здоровье. Здороваться не будите - здоровья не получите.

Встречаясь, мы не думаем о каких-либо правилах этикета, и часто это делаем неправильно. Оказывается, существуют правила этого простого действия.

А как вы их знаете, нам поможет викторина.

И, так 1 вопрос командам.

Вопросы:

2. ВЕД.

Вы знакомитесь с человеком. Что вы сообщите друг другу в качестве самых важных сведений о себе. (Свои имена.)

ВЕД.

Если        двух незнакомых людей знакомит кто - то третий он представляет одного другому. Скажите, если вам нужно познакомить женщину и мужчину, старшего и младшего, руководителя и подчиненного - кого кому вы будите представлять? (мужчину представляют женщине, младшего старшему, подчиненного - руководителю.) Я жду от вас 3 ответа.

ВЕД.

В каких случаях первой здоровается женщина? (Когда женщина проходит мимо группы стоящих знакомых людей.)

ВЕД.

вВ каких случаях женщина должна встать при знакомстве? ( Когда ее представляют старшему по возрасту или по положению.)

ВЕД.

Что нужно говорить, когда процедура представления закончилась?

(Необходимо выразить радость по поводу знакомства традиционными фразами: « Очень приятно», «Очень рад» и т. д.)

ВЕД.

Приветствие обычно сопровождается расспросами о здоровье и о делах. Как на них следует отвечать? (Коротко и по возможности оптимистически. Подробные вопросы - лишь дань этикету, их нельзя воспринимать буквально.)

ВЕД.        В каких случаях должны вставать дети? (Дети встают, когда они приветствуют взрослых и знакомятся друг с другом.)

ВЕД.

Надо ли снимать перчатки при обмене рукопожатием? (Мужчины, обмениваясь рукопожатием, могут остаться в перчатках. Приветствуя женщину, снимают перчатку. Женщина снимает варежку, но не снимает тонкую перчатку.)

Жюри оценивает конкурс.

ВЕД.

Правила приветствия теперь мы знаем, пора подумать о подарке. Все мы любим получать подарки. А умеем ли мы их дарить? Подарок - как зеркало, в котором можно увидеть щедрость и скаредность, расточительность и тщеславие, ум и юмор, тонкий вкус и его полное отсутствие.

На стол выкладываются различные предметы        

ВЕД.

Вы видите на столе подарки. Каждая команда сейчас подойдет к столу и выберет тот подарок, который бы она подарила своему другу, маме, учительнице, подруге. Главное: вам необходимо будет объяснить, кому именно вы преподнесете подарок и почему выбор пал именно на эту вещь.

Викторина с болельщиками.

ВЕД.

1 .В каких случаях допустимы подарки деньгами? (На свадьбу или очень близким людям).

ВЕД.

Как вручать денежный подарок? ( В незапечатанном конверте.)

1 .ВЕД.

Когда дарят книгу, надо ли ее подписывать? ( Да, если вы автор.)

2.ВЕД.

Как должен выглядеть подарочный букет? ( Он должен быть завернут в специальную обертку, которую снимают с букета в момент ее вручения.)

1 • ВЕД.        , \

Можно ли дарить цветы в горшочке?% ( Можно, если вам известно, что их адресат очень любит и не против получить их в подарок.)

ВЕД.

Можно ли дарить цветы мужчине? ( Мужчине цветы не дарят, за исключением юбилеев.)

ВЕД.

Какие цветы нужно дарить женщине? ( Любимые ее цветы.)

ВЕД.

В какой руке нужно держать цветы? ( Дарят цветы, держа в левой руке, одновременно произнося слова приветствия.)

И, так, слово командам Прошу жюри оценить конкурс.

1 .ВЕД.

И так следующий конкурс

«Застольный этикет»

Приглашая в гости друзей, мы нередко устраиваем для них праздничное застолье, и это требует, пожалуй, самой большой подготовки. Стол накрывается с особой тщательностью. Необходимо учитывать правила сервировки стола, особенности расстановки приборов и умегь правильно этими приборами пользоваться. Мы предлагаем вам сервировать стол для званого обеда. Перед вами находятся, тарелки для второго блюда, тарелочки для закуски и для десерта, ножи, вилки и десертные ложечки, стаканы и бокалы. Все эти столовые приборы нужно правильно расположить.

BE Д. И, так, команды приступают к сервировки стола.

Игра со зрителями «Модный салон».

Игра для тех, у кого хорошее чувство юмора. Я называю вам юмористические определения предметов одежды, а вы угадываете, что я на самом деле имею ввиду.

Сапоги - теплицы. ( Унты или валенки)

Дубленка для сторожа. Тулуп)

Безрукавка с подолом. ( Сарафан )

Бабочка на косе. (Бант)

Зонтик для носа. ( Козырек)

Два сквозняка - пара, (сандалии).

Сверхобувь. (Галоши)

Стрелочники. (Брюки)

1 .ВЕД.А теперь послушайте правильные ответы сервировки стола. Перед каждым местом ставится тарелка для главного блюда, на нее тарелочка для закусок. Тарелочка для десерта ставится слева наискосок от основной тарелки. На другой стороне, спереди справа, ставят стакан и бокал. Справа от основной тарелки - лезвием к тарелке - кладут нож, слева - зубцами вверх вилку. Десертная ложечка кладется перед десертной тарелкой.

Жюри оценит у кого меньше ошибок.

Предоставляю слово жюри.

2.ВЕД.

Вопросы к командам.

С какой стороны от гостя подают жидкие блюда суп, чай или кофе? (Такие блюда ставятся перед гостем с правой стороны. Остальные блюда подают слева.)

ВЕД.

Как едят блюда из рубленого мяса? (Блюда из рубленого мяса едят только вилкой, отделяя по куску по мере потребления.)

1.ВЕД.

Можно ли оставлять еду на тарелке? (Лучше этого не делать. Накладывать нужно столько, сколько можете съесть.)

2.ВЕД.

Как едят блюда из курицы. (Блюда из курицы едят ножом и вилкой. Руками курицу есть не правильно, это можно позволить себе сугубо за семейным столом.)

1 .ВЕД.

Как правильно есть котлету? (Котлету едят одной вилкой.)

2.ВЕД.

Для чего к рыбе подается нож? (Чтобы отделять мясо от костей.)

ВЕД.

Чай или кофе принято подавать в чашках и на блюдцах с ложечками. Для чего предназначена ложечка? ( Чтобы размешать сахар. Пить с ложечки нельзя. Перед тем как пить, ложечку вынимают из чашки и кладут на блюдце.)

Жюри оценит. Пожалуйста!

ВЕД. Следующий конкурс этикет в общественных местах, телефонный этикет. Перейдем к домашнему заданию «

Розыгрыш ситуаций». Нужно найти ошибки друг у друга.

1. ВЕД. Пока команды готовятся, с болельщиками проведем игру « Пословица за пословицей».

Лена до позднего вечера была в гостях у подруги. Пришла домой усталая, устроилась на диване и облегченно сказала матери одну пословицу. Какую? (В гостях, хорошо, а дома лучше.)

Сказала Нина что-то подружке по секрету. Та не утерпела, рассказала другой, другая — третьей, и вскоре об этом узнали все. Какая пословица есть на этот счет? (По секрету всему свету.) Победителю выдаю приз.

ВЕД.

И, так, команды готовы. Предоставляю слово 1 команде. А теперь слово второй команде.

1 .ВЕД.

Предоставляю слово жюри.

III. Заключительная часть. Рефлексия.

Вот и подошла к концу наша игра. Мы с вами вспомнили только часть правил этикета: как приветствовать друг друга, как дарить подарки, как сервировать стол и пользоваться столовыми приборами.

Каждый волен сам выбирать - соблюдать эти правила или не соблюдать. Но если вы хотите произвести приятное впечатление на людей, без этикета не обойтись.

ВЕД. Этикет - это та форма поведения, при которой человек максимально полно реализуется в обществе других людей, проявляя свои лучшие черты характера.

1. ВЕД. Этикет - это совокупность норм и правил поведения, установленных для различных форм общения, или просто — соблюдение правил хорошего поведения.

Нам осталось подвести итоги, поблагодарить участников, болельщиков и вручить призы.        у

Пока жюри совещается, мы подведём итоги игры с болельщиками. Прошу назвать, у кого больше всех жетонов. Победителем игры с болельщиками объявляю        Под ваши аплодисменты

разрешите вручить приз.

Предоставляется слово жюри для подведения итога игры.

И, так, у нас сегодня победила команда          Прошу

аплодисменты и разрешите им вручить приз.

Разрешите подарить за активное участие в игре утешительный приз команде        Награждение  победителей.

Вед. И сегодня мне хочется закончить нашу познавательную игру « Гостях у этикета» словами

Спасибо жюри.

Спасибо всем. До свидания. До новых встреч.

Тема: В мире этикеток.

Цель:

Ознакомление детей с рекомендациями на этикетках.

Задачи:

1. Учить детей читать рекомендации на этикетках.

2. Осознавать степень воздействия на людей в целях защиты окружающей среды

текстов этикеток.

3. Прививать экологическую культуру.

Ход занятия:

I. Вступительная часть. Организационный момент.

 Сообщение темы занятия.

Вед. Ребята, сегодня на занятии мы обратим внимание на, казалось бы, обычные вещи. Сегодня мы побываем в мире этикеток!

(слайд №1)

 Знакомство с новым материалом. 

II. Основная часть.

- Что таит в себе слово «этикетка»?

- Обратимся к толковому словарю.

Заранее подготовленный ученик зачитывает значение слова «этикетка» из

толкового словаря. 

- Верно, этикетка – ярлычок с фабричным, торговым клеймом или надписью.

(слайд №2)

- Покупая какую-нибудь вещь, мы замечаем на ней бумажную или тканевую

карточку с рисунками. Для незнающих людей это все равно, что читать

китайские иероглифы. Сегодня мы с вами научимся читать некоторые из этих

рисунков.

(слайд №3)

Вед. Сейчас поработаем с памятками. Я буду демонстрировать знак, а вы с помощью

памяток объясните, что он обозначает.

Вед. Поочередно показывает знаки, выслушивает ответы детей.

- Внимательно рассмотрите в памятке все эти условные знаки и скажите, на какие группы можно их разделить. Назовите основание деления.

- Да, этикетки что-то разрешают или запрещают.

IV. Практическая работа.

Вед. Раздает детям карточки с изображением этикеток на одежде.

- Используя полученные знания и памятки, которые лежат у вас на партах,

расскажите друг другу о том, что можно делать с вашей вещью. Работаем в

парах. Свое объяснение начните словами:

«Этикетка на моей вещи предупреждает о том, что…».

«Я могу свою вещь…, потому что…».2

Дети работают в парах, проверяют друг друга.

(слайд № 4)

- Расскажите, как правильно ухаживать за комбинезоном этого малыша, чтобы он как можно дольше сохранял свой первоначальный вид.

Коллективная работа

- Молодцы, теперь вы самостоятельно можете правильно ухаживать за своей

одеждой. А мы продолжим нашу беседу.

(слайд № 5)

- Что может обозначать этот знак? Почему вы так думаете?

- Правильно, эта этикетка предупреждает нас о том, что вещество, находящееся в упаковке с таким знаком, легковоспламеняющееся.

- На упаковке, с каким товаром можно встретить такую этикетку?

Различные аэрозоли, дезодоранты, освежители воздуха.

- Найдите такой значок на баллончиках, которые стоят на ваших столах, и

подумайте, какие меры предосторожности надо соблюдать, чтобы не произошла беда?

Меры предосторожности:

1. Не пользоваться горючими веществами вблизи огня и вблизи раскаленных

предметов.

2. Не кидать использованные баллончики в костер, не вскрывать.

3. Хранить в недоступном для детей месте.

4. Не брызгать жидкостью в глаза.

5. Предохранять от попадания прямых солнечных лучей и нагревания выше 50 градусов.

- Постарайтесь запомнить, о чем предупреждает вас этот значок.

V. Знакомство с новым материалом (продолжение).

(слайд № 6)

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение.

Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса.

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась,3

И была на ягодах роса.

Мы хотим, чтоб солнце грело,

И березка зеленела,

И под елкой жил смешной, колючий еж.

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил веселый дождь.

- Люди стали задумываться о будущем и стали на различных упаковках делать экологические этикетки. Может, так мы научимся беречь природу?

(слайд № 7)

- Что может обозначать эта этикетка?

- Это знак, призывающий не сорить и не загрязнять окружающую среду.

(слайд № 8)

Ученик читает стихотворение.

Мы пыхтим и морщимся,

Что мы вам, уборщицы?

Газон никак не подмету,

Соблюдайте чистоту!

- Картину с замусоренными улицами и дворами, городские и поселковые свалкимы наблюдаем очень часто. Почему надо бросать мусор в мусорный бак или корзину?

- Действительно, не все может сгнить и превратиться в удобрение. Например,

пластик, капрон.

- Что ж, мусор мы убрали. А что с ним делать дальше?

Дети: Мусор можно сжечь, закопать.

- Давайте сожжем весь мусор. Что в этом хорошего?

Дети: Не будет мусора.

- Хорошо, да не очень. Почему?

Дети: Происходит загрязнение воздуха.

- Решена проблема?

Дети: Нет.

- Давайте мусор закопаем. Что хорошего?

Дети: Мусора не видно.

- Хорошо, да не очень. Почему?

Дети: Не всякий мусор поддается гниению.

- Решена проблема?

Дети: Нет.

- Что же делать?

Дети: Мусор надо перерабатывать.

- Правильно. Существует вторичная переработка упаковок. Раскройте понятие «вторичная переработка».

Дети: Из материала что-то выпускают второй раз.

- Что в ней хорошего?

Дети: Экономия ресурсов, сохранения лесов.

- Хорошо, да не очень. Почему?

Дети ищут ответ.

- Качество становится хуже. Например, бумаги.

По ходу беседы на доске появляется таблица.

Мусор сжигать, загрязнение воздуха, закопать не поддается гниению,

вторичная переработка, пластик, капрон. (Хуже качество)

- Как вы думаете, что обозначает следующий знак?

(слайд № 9)

- Такой знак говорит о том, что упаковка сделана из вторичного сырья.

- Подсчитано, что в среднем семья из четырех человек собирает ежедневно около 3-х кг отходов. Только представьте, сколько отходов скапливается каждый день в городе, насчитывающем несколько тысяч или миллионов жителей. Поэтому необходимо перерабатывать как можно большее количество отходов. Для этого во многих странах существует раздельный сбор мусора.

(слайд № 10)

- Отдельно стекло, алюминиевые упаковки; отдельно бумагу и картон, пластик, материалы, разлагающиеся естественным путем через некоторое время.

(слайд № 11)

- Вот некоторые примеры того, что сделано из вторичного сырья.

- Мусор можно, как вы сказали, сжечь, закопать или отправить на вторичную

переработку, что частично решает проблему. А вот что придумали в Японии

(слайд № 12)

Ученик.

В Японии люди нашли применение даже гниющей куче мусора. Эту идею

им подсказала сама природа. В природе существуют такие птички - сорные куры. Они откладывают свои яйца в кучу мусора. Отсюда и их название. Куча при гниении выделяет тепло, и яйца защищены от холода и в какой-то мере от любителей яиц. Японцы это заметили и подумали, если мусор может обогревать яйца сорных кур, то почему он не может обогревать жилище людей? И после разработки специальной технологии, мусор стал служить человеку – обогревать дома.

Вед. Демонстрирует детям баллончик с аэрозолью.

- Всем вам хорошо известны вот такие баллончики. Их можно увидеть на

маминой или папиной полочке в ванной комнате или в туалете. Эти баллончики называются аэрозоли".

Аэрозоли .Легкость в применении. Содержание вредного вещества - фреона.

Устранение неприятных запахов.

- Чем же опасно это вещество?

(слайд № 13)

Ученик.

Наша планета Земля находится под защитным экраном - озоновым слоем.

Если бы его не было, то наша планета прекратила бы свое существование. Лучи солнца сожгли бы ее,а так часть лучей отражается, часть рассеивается, и только небольшая часть солнечных лучей достигает поверхности Земли. Но этой небольшой части нам хватает, для того, чтобы наша планета называлась "живой" или "планетой"!

- А теперь взгляните, что происходит при распылении аэрозолей, содержащих вредное вещество фреон.

На слайде появляется вторая картинка.

- Какую разницу вы наблюдаете? Что случилось?

Дети. Озоновый слой разрушился.

Ученик.

Фреон способствует разрушению озонового слоя. В результате его

распыления появляются озоновые дыры, через которые огромная масса

солнечного тепла и энергии обрушивается на Землю. Это приводит к тому, что погибают растения и животные.

К сожалению, эти страшные дыры уже существуют. Задача нынешнего и

будущего поколений - не допустить появления новых озоновых дыр и увеличения уже существующих.

- Придумайте названия картинкам.

Дети. Жизнь — смерть.

- Сейчас стали выпускать аэрозоли, не содержащие ядовитое вещество фреон. Об этом говорит этикетка на баллончике.

(слайд № 14)

- Любой товар проходит контроль. Если товар качественный и соответствует

определенным правилам, его отмечают особым знаком.

(слайд №15)

- Российский знак качества.

- У кого на упаковке есть этот знак?

- Хорошо, значит, товар у всех качественный, не приносящий вред вашему

здоровью.

VI. Практическая работа

Вед. раздает детям баллончики с аэрозолями.

- Возьмите баллончик. Внимательно рассмотрите его со всех сторон и расскажите о нем своим товарищам. Работаем в парах.

Дети работают, сами оценивают работу друг друга, Несколько учеников

рассказывают всему классу об этикетках на своих упаковках.

VII. Итог занятия.

III. Заключительная часть. Рефлексия деятельности учащихся.

- О чем вы хотели бы рассказать своим друзьям, родителям.

- Чему научить их после нашего занятия?

(слайд №16)

Ученик.

Говорим при всем народе:

Чтоб продлить природе век,

Должен помогать природе

Друг природы - человек.

Чтобы мирно мчались годы,

Расцветал за веком век,

Другом быть для всей природы

Должен каждый человек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник вежливости и доброты "В гостях у гнома этикета"

Общешкольное мероприятие для детей младших классов...

"В гостях у гнома Этикета, или праздник вежливости".

Сценарий праздника "В гостях у гнома Этикета, или праздник вежливости". Данная разработка призвана познакомить ребят с правилами поведения в транспорте, в гостях, в школе, а также развивать память и в...

Внеклассное мероприятие на английском языке в 3 классе. "В гостях у Кенги" (правила этикета и приема гостей).

Тема: «В гостях у мамы Кенги» (правила этикета приема гостей).Актуальность: основы этикета, навыки общения.Тип мероприятия: Костюмированное представление.Цель: Формирование у детей основ этикета.Задач...

Урок по технологии. 6 класс. "Этикет. Правила поведения в гостях"

Разработка урока в 6 классе по теме "Этикет Правила поведения в гостях". На изучение темы отводится 2 часа....

В гостях у гнома Этикета, или Праздник вежливости

В гостях у гнома Этикет а, или Праздник вежливостиЦель: Формировать знания основных правил этикета. Задачи: 1. Познакомить с правилами поведения в транспорте. 2. Познакомить с правилами поведения...

внеклассное мероприятие "В гостях у дедушки Этикета"

Познакомить детей с правилами этикета; сформировать у учащихся понимания необходимости выполнения правил этичного поведения. Воспитывать доброжелательную атмосферу в их взаимоотношениях....