Формирования метапредметных компетенций у обучающихся в условиях ФГОС.
статья на тему

Балыкова Разиля Загитовна

доклад на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад24.91 КБ

Предварительный просмотр:

Формирования метапредметных компетенций

у обучающихся в условиях ФГОС.

Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Дай мне действовать самому,

и я научусь.

Конфуций

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования.  Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов следующие компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности школьного психолога.

Что же такое метапредметы и метапредметные связи?

Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Работающие в этой области кандидат философских наук Н.В. Громыко и кандидат психологических наук М.В. Половкова ссылаются на мысль психолога В.В. Давыдова: школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причём всех детей, без всякого исключения. Метапредметы соединяют в себе идею предметности и надпредметности, и, самое важное, идею рефлективности: ученик не запоминает, а промысливает важнейшие понятия. Создаются условия, чтобы ученик начал рефлексировать собственный опыт работы: несмотря на разные предметы, он проделывает одно и то же – производит формирование определённого блока способностей.

Любой урок в современных условиях должен быть организован с учетом метапредметного подхода. По мнению инициаторов идеи метапредметности, учитель должен не составлять план урока, а сценировать его.

Чтобы научиться правильно организовывать и сценировать занятие, в основе которого положен метапредметный подход, учитель должен усвоить:

  • причины и условия возникновения идеи метапредметного подхода в обучении;
  • компоненты метапредметного содержания в обучении;
  • смысл термина «универсальные учебные действия»;
  • различия в подходах к организации традиционного урока и урока, построенного по принципу метапредметности;
  • уровни действий учащихся на «метапредметном» уроке;
  • этапы построения сценария занятия, реализующего метапредметный подход;
  • понятие рефлексии, как образовательной деятельности;
  • требования ФГОС к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного и общего (среднего) образования.

Вот то, к чему мы должны стремиться как к результату освоения метапредметных связей:

  • Дети должны самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи.
  • Они должны самостоятельно осуществлять свою деятельность, а также должны использовать различные ресурсы для достижения цели, уметь выбирать нужные стратегии.
  • Немаловажно то, что мы должны формировать умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллективом. Важным фактором является умение самостоятельно оценивать ситуацию и принимать решения, владение навыками познавательной рефлексии.
  • В свете сказанного чётко просматривается необходимость работы над формированием метапредметных связей на каждом уроке.

Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования (далее — программа формирования универсальных учебных действий) конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, дополняет традиционное содержание образовательно-воспитательных программ и служит основой разработки примерных программ учебных предметов, курсов, дисциплин. Программа формирования универсальных учебных действий направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём как освоения обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, так и сознательного, активного присвоения ими нового социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, если они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий: -личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; -смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать; -нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.

Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать»

Одним из направлений применения таких умений в математике является усиление прикладной направленности, т.е. появление целого пласта задач практической направленности. Такого рода  задачи  появились  в  итоговых  контрольно-измерительных материалах по математике (ЕГЭ, ОГЭ), это задачи на умение использовать приобретенные математические знания в повседневной жизни. Данные задания позволяют развить метапредметные компетенции, показать связь математики с жизнью, что обусловливает усиление мотивации к изучению самого предмета. Приведем некоторые примеры.

1. Задачи по теме «Энергосбережение». В них нужно посчитать сумму оплаты семьи за израсходованную электроэнергию.  В  условиях  предлагаются  текущие  и  прошлые  показания счетчика, а также стоимость одного киловатта электроэнергии. Причем в задачах ЕГЭ разграничивается тариф на дневной и ночной. Чтобы решить данную задачу, нужно проанализировать ее,

прикинуть конечный результат.

2. Задачи на тему покупок. В них нужно посчитать: количество объектов, при заданной сумме имеющихся денег и цене товара, количество объектов при возрастании или снижении цены на определённое количество процентов. Многие выпускники при решении такого рода задач допускают ошибки, так как не представляют как в реальной ситуации покупаются к примеру обои

(рулоны не режутся) или краска (банки не разливаются) и т.д.

3. Задачи на нахождение количества вещества (лекарства) необходимого выпить больному, когда известна ежедневная доза,

необходимая больному.

4. Задачи на проценты  (нахождение группы жителей  по известному количеству всех жителей и процентному составу раз

личных групп).

5. Задачи экономического характера о банковских вкладах или кредитах с известной процентной ставкой.

6.  Задачи  на  умение  использовать  графики  зависимостей

в повседневной жизни (читать графики). Обычно такие графики

строятся с использованием наблюдений за погодой, статистических наблюдений за продажами на фондовом рынке, зависимости

пропорциональных физических величин, а также ходе химических реакций.

7. Задачи маркетингового характера . В них необходимо из

предложенных  вариантов,  выбрать  оптимальный.  Это  задачи, связанные и с продуктовыми корзинами, и с покупкой определенных строительных товаров, и рейтингом бытовых приборов.

8.  Прикладные  задачи  с  физическим  или  экономическим смыслом.  В  этих  задачах  дана  не  графическая  интерпретация некоторых зависимостей одной величины от другой, а показана функциональная  зависимость  этих  величин.  Например,  в  них нужно отыскать месячный объем производства при известных затратах и сумме прибыли, или найти время движения объекта по известному закону движения и т.д.

9. Задачи из курса теории вероятностей, комбинаторики и статистики.  По  демонстрационным  материалам  «Перспектива» эти задания в итоговой аттестации  9-х классах идут отдельным модулем.

Чтобы решать все эти задания, формировать метапредметные компетенции  на уроках и внеурочной деятельности необходимо применять следующие формы, методы и приемы: интерактивные технологии; метод сотрудничества; методики проектирования;  использование  ИКТ;  деятельностный  подход;  работа  по алгоритму и др

И  самое  главное  –  заложенные  в  Федеральном  государственном образовательном стандарте общего образования основы формирования универсальных учебных действий подчеркивают  ценность  современного  образования  –  школа  должна  побуждать молодежь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включенность в жизнь общества.

Именно этому будут учить учителя 21 века  учащихся 21

века. Наша задача - не предвидеть будущее, а творить его уже сегодня, ведь будущее всегда заложено в настоящем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирования метапредметных компетенций у обучающихся в условиях осуществления межпредметного взаимодействия в учебном процессе

Работа посвящена анализу возможностей взаимодействия физики и математики в образовательном процессе....

Формирование метапредметных компетенций в преподавании географии в период обновления педагогической деятельности учителя в условиях введения ФГОС второго поколения (доклад)

Задачи и требования к формированию метапредметных компетенций. Теоретичекие аспекты понятия "Метапредметные компетенции". Метапредметные результаты изучения курса географии в основной школе. Сравнител...

Формирование метапредметных компетенций в преподавании географии в период обновления педагогической деятельности учителя в условиях введения ФГОС второго поколения (презентация).

Задачи требования к формированию метапредметных компетенций. Теоретические аспекты понятия "метапредметные компетенции". Метапредметные результаты изучения курса географии в основной школе. Сравнитель...

Статья "Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии как необходимое условие формирование метапредметных компетенций".

Статья является конспектом выступления на городской научно-практической конференции "На пути к реализации ФГОС ООО: тенденции, проблемы, перспективы", которая состоялась 14.03.2015 в ГБОУ гимназия №61...

Статья на тему "Формирование метапредметных компетенций по математике в условиях реализации ФГОС"

Статья на тему "Формирование метапредметных компетенций по математике в условиях реализации ФГОС"...

Skysmart-современный инструмент формирования метапредметных компетенций у обучающихся

Задача преподавателя - грамотно выбрать нужные, полезные ресурсы, структурировать работу таким образом, чтобы их не было слишком много, выбрать те инструменты, которые работают на благо и встроить эти...