программа кружка "Азбука журналистики" для учащихся 5-7 классов
рабочая программа на тему
Кружок «Азбука журналистики» объединяет учащихся 5-7 классов и ставит своей целью создание постоянно действующего актива юных корреспондентов.
Актуальность заявленного курса обусловлена тем, что в школьной программе недостаточно сведений о роли средств массовой информации в общественной жизни. Учащиеся, оканчивающие среднюю школу, мало ориентируются в процессах, происходящих в обществе. Данный курс поможет определиться ученику в выборе профиля, восполнить пробелы в его предыдущей подготовке. Пятиклассники расширят и углубят свои знания о видах общения и речевых жанрах. При этом большое внимание уделяется публичному общению - таким жанрам как устные развернутые ответы, спор, отзыв, объяснительная записка, газетная информация и др.
В основе содержания и структуры программа кружка « Азбука журналистики» лежит концепция профильного образования, в процессе которого будущие журналисты смогли бы изучать основы журналистики в ходе практической деятельности. Обучаясь по программе кружка школьники получают возможность сориентироваться в многообразии профессий, сопоставить собственные желания и склонности с потребностями современного рынка труда, сделать свой профессиональный выбор в будущем.
Программа кружка «Азбука журналистики» является интенсивным курсом, базирующимся на сочетании теоретических занятий, психологической подготовки, практических тренингов и сочетается с практической работой по написанию материалов и выпуску школьной газеты, публикации в районной газете «Трудовая слава».
Целью курса является ознакомление учащихся с особенностями журналистской профессии на основе их личного практического опыта.
Задачами учебного курса являются:
- выявление интересов и проверка способностей учащихся;
- формирование представления о журналистике как профессии, играющей специфическую роль в жизни общества;
- изучение истории журналистики и основ журналистского творчества;
- развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- формирование практических навыков создания школьного печатного издания.
Программа курса включает в себя:
- изучение основ истории отечественной журналистики;
- обзор современных средств массовой информации;
- знакомство с нормами профессиональной этики журналиста;
- методы сбора и обработки информации;
- психологическая подготовка журналиста;
- изучение основных журналистских жанров (информация, заметка, статья, интервью);
- методы работы со словом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_-_zhurnalistika_5-7.doc | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено: На заседании ШМО учителей русского языка и литературы Протокол №___ от « » _________ 2016 г. Руководитель ШМО ___________ А.Т.Хамитова | Согласовано: Зам.директора по ВР ________ Л.Г.Гумерова «__» ________ 2016 г. | Утверждаю: Директор МБОУ RCШ № 3 п.г.т.Кукмор» __________ Р.Д.Бариев Введено в действие приказом № _____ от «___» ________2016г. |
Рабочая программа кружка «Азбука журналистики»
для учащихся 5-7 классов
Муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 3 п.г.т.Кукмор»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан
на 2016-2017 учебный год
Разработала: Шафигуллина Наиля Наилевна
педагог-библиотекарь высшей квалификационной категории
Пояснительная записка
Кружок «Азбука журналистики» объединяет учащихся 5-7 классов и ставит своей целью создание постоянно действующего актива юных корреспондентов.
Актуальность заявленного курса обусловлена тем, что в школьной программе недостаточно сведений о роли средств массовой информации в общественной жизни. Учащиеся, оканчивающие среднюю школу, мало ориентируются в процессах, происходящих в обществе. Данный курс поможет определиться ученику в выборе профиля, восполнить пробелы в его предыдущей подготовке. Пятиклассники расширят и углубят свои знания о видах общения и речевых жанрах. При этом большое внимание уделяется публичному общению - таким жанрам как устные развернутые ответы, спор, отзыв, объяснительная записка, газетная информация и др.
В основе содержания и структуры программа кружка « Азбука журналистики» лежит концепция профильного образования, в процессе которого будущие журналисты смогли бы изучать основы журналистики в ходе практической деятельности. Обучаясь по программе кружка школьники получают возможность сориентироваться в многообразии профессий, сопоставить собственные желания и склонности с потребностями современного рынка труда, сделать свой профессиональный выбор в будущем.
Программа кружка «Азбука журналистики» является интенсивным курсом, базирующимся на сочетании теоретических занятий, психологической подготовки, практических тренингов и сочетается с практической работой по написанию материалов и выпуску школьной газеты, публикации в районной газете «Трудовая слава».
Целью курса является ознакомление учащихся с особенностями журналистской профессии на основе их личного практического опыта.
Задачами учебного курса являются:
- выявление интересов и проверка способностей учащихся;
- формирование представления о журналистике как профессии, играющей специфическую роль в жизни общества;
- изучение истории журналистики и основ журналистского творчества;
- развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- формирование практических навыков создания школьного печатного издания.
Программа курса включает в себя:
- изучение основ истории отечественной журналистики;
- обзор современных средств массовой информации;
- знакомство с нормами профессиональной этики журналиста;
- методы сбора и обработки информации;
- психологическая подготовка журналиста;
- изучение основных журналистских жанров (информация, заметка, статья, интервью);
- методы работы со словом.
Для выполнения поставленных задач в программе сочетаются такие формы проведения занятий как лекции по теории и истории журналистики, экскурсии и встречи с профессионалами (экскурсия в редакцию газеты «Трудовая слава»), практическая работа по написанию статей и выпуску газеты в творческой лаборатории.
В отличие от основных школьных дисциплин программа данного курса не предусматривает фиксированных домашних заданий, однако, может включать такие формы работы как видеопросмотр актуальных художественных фильмов и телепередач, посещение спектаклей, выставок, подготовку публикаций для газеты.
Данная программа учебного курса предусматривает тесную взаимосвязь с такими предметами базового школьного курса как русский язык, литература и история.
Ожидаемые результаты:
Курс "Журналистика" даст возможность накопить опыт для дальнейшей жизни, научит свободно ориентироваться в информационном пространстве и высказывать свою точку зрения на различные значимые события общественной жизни.
Занятия по данной программе помогут обучающимся овладеть секретами мастерства журналиста, научиться логически думать, грамотно излагать свои мысли, ориентироваться в информационном пространстве, представлять себя редактором собственного издания.
Учащиеся смогут:
Определить тему или идею текста;
Составлять простой и подробный план текста;
Создавать связные высказывания (с заданным языковым материалом);
Оценивать чужую и свою речь;
Спорить, но не ссорится, аргументировать свои высказывания;
Сокращать один и тот же текст до половины, до трети его первоначального объёма, до одного абзаца и одного предложения;
Рассказать о себе так, чтобы тебя слушали;
Брать интервью у знакомых и незнакомых людей;
Вести репортаж с места событий;
Составлять различные типы текстов газетной информации.
Программа рассчитана на учащихся 5-7 классов. Общее количество часов—39.
Содержание программы
Вводное занятие (тема 1).
Выборы старосты, распределение обязанностей между членами кружка.
Журналистика и социальная практика (темы 2-3).
Содержание понятий «журналистика», «СМИ», «СМК». Функции и назначение журналистики. Социальные роли журналистики.
Основные характеристики журналистской информации (темы 4-5).
Определение понятия «информация». Свойства и назначение массовой информации. Виды журналистской информации. Творческая работа журналиста.
Методы сбора журналистской информации (тема 6-12).
Методы сбора журналистской информации. Специфика методов сбора журналистской информации. Метод опроса в журналистике. Наблюдение как метод сбора информации в журналистике. Изучение документов как метод сбора информации. Интервью как универсальный метод получения информации. Виды интервью. Анкетирование. Виды анкетирования: по числу респондентов, по полноте охвата, по типу контактов с респондентом.
Практическая работа:
- подготовка интервью;
- анализ работ.
Жанры журналистики (темы 13-14).
Жанры журналистики. Определение понятия «жанр». Общее и различное в жанрах. Основные группы жанров. Жанры журналистики в рекламном творчестве.
Методика работы над информационными жанрами в газете и на радио (темы 17-22).
Методика создания текстов печатных информационных жанров. Радиожурналистика. Радиовещание. История возникновения и развития радиожурналистики. Особенности работы над жанрами радиовещания. Работы современного радиовещания.
Экскурсия в редакцию газеты «Трудовая слава».
Экскурсия в радиостудию «Кукмара авазы».
Практическая работа «Подготовка радиоэфира»:
- выбор темы;
- поиск информации;
- распределение информации по информационным блокам;
- поиск музыкальных произведений, составление плейлиста;
- выход в эфир на радиостудии «Кукмара авазы».
Жанры он-лайновых СМИ(темы 23-24).
Жанры он-лайновых СМИ. Становление терминологии нового направления современной журналистики. Жанры электронных версий газет и журналов. Электронные СМИ в Интернете.
Путевые заметки (темы 25-26).
Репортажные моменты (описания, детали, эмоции и впечатления автора). Конкурс творческих работ. Путевые заметки.
Статья (темы 27-29).
Виды статей, трансформация жанра. Статья - жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно-значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Функции и задачи статьи. Проблемная статья. Критическая статья.
Практическая работа:
- подготовить проблемную статью;
- подготовить критическую статью;
- анализ работ.
Репортаж (темы 30-32).
Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов. Критерий отбора события для репортажа, предметная основа жанра. Оперативность, динамичность, наглядность, активно действующее авторское "я", внимание к детали и подробности. Событийный репортаж (оперативность, хронологичность), тематический репортаж (в основе тема, а не событие), постановочный репортаж.
Практическая работа:
- подготовить спортивный репортаж;
- подготовить проблемный репортаж на заданную тему,
- анализ работ.
Тележурналистика (тема 33).
История возникновения и развития тележурналистики. Журналистские профессии на ТВ: репортер, редактор, диктор, корреспондент, продюсер, телережиссер.
Реклама (тема 34).
Определение понятия «реклама». Категория «жанр» в рекламном творчестве. Общежурналистские жанры в рекламной деятельности.
Фотожурналистика (тема 35-36).
История возникновения и развития фотожурналистики. Значение фоторепортажей для печатных СМИ.
Практическая работа:
- анализ фотографий в иллюстрированном журнале.
Газетные иллюстрации (тема 37-38).
Виды иллюстраций (репортажный снимок, репортажный рисунок, портрет, пейзаж, фотоэтюд, натюрморт, интерьер, экстерьер, карикатура, дружеский шарж, юмористический рисунок, фотообвинение, плакат, монтаж, диаграммы, карты, заставки, орнаменты, виньетки, репродукции).
Практическая работа:
- подготовить один из вариантов иллюстраций к заданной теме;
- анализ работ.
Проведение опроса
Какие бывают вопросы и как их правилҗно формулировать
Как разработать социологическую анкету
Какие бывают опросы
Социологическое исследование
Какие бывают социологические исследования
Как подготовить и провести социологическое исследование
Выборка в социологическом исследовании
Как обработать социологическую анкету
Порядок обработки анкеты
Как провести группировку данных
Графическое изображение результатов
Как проводить анализ результатов
ГЛАВА 1
Краткий экскурс в историю возникновения журналистики
Значение журналистики в жизни общества.
Понятие информации. Информационные жанры
Как построить заметку
Требования к журналистским новостям. "Жесткие" и "мягкие" новости
Сенсация: за и против
ГЛАВА 2
Что такое профессиональная этика журналиста
О профессиональных и личностных качествах журналиста
Интервью как метод и как жанр
Как проводить интервью
Общение - это искусство
Трудные собеседники
Умеете ли вы задавать вопросы?
Виды интервью
Информационное интервью
Детализирующее интервью
Аналитическое интервью
ГЛАВА 3
Методы сбора информации
Журналист в эпицентре событий: стратегия поведения
Особенность репортажа. Что такое "эффект присутствия"
Логические и эмоциональные способы воздействия на читателя
ГЛАВА 4
Очерк
Лецензия
Фельетон
«Папарацци» – рабы профессии
ГЛАВА 5
Синтез жанров в современной журналистике
Статья. Виды статьи
Как написать хороший материал
Что такое удачный заголовок и как его придумать
Заголовок-хроника
Заголовок-перефразирование цитаты
Заголовок-цитата
Заголовок-обращение
Что такое текст, какие бывают тексты и как с ними работать
Как выбрать тему - интересную, горячую и написать статью
Как написать привлекающий внимание заголовок и что такое подстрочник
Главы и подзаголовки - как работать с большими текстами
Где поставить точку и писать так, чтобы читатель не скучал
Графомания - или много и ни о чем - как писать по делу и не размазывать текст по странице
Право на точку зрения, или когда нужно вставить собственное "я"
Итоговое занятие. Смотр достижений (тема 39).
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата занятия | Примечание | |
план. | факт. | ||||
1 | Вводное занятие. Выборы старосты, распределение обязанностей между членами кружка. | 1 | |||
2 | Содержание понятий «журналистика», «СМИ», «СМК». | 1 | |||
3 | Функции и назначение журналистики. Социальные роли журналистики. | 1 | |||
4 | Определение понятия «информация». Свойства и назначение массовой информации. | 1 | |||
5 | Виды журналистской информации. Творческая работа журналиста. | 1 | |||
6 | Методы сбора журналистской информации. Специфика методов сбора журналистской информации. | 1 | |||
7 | Метод опроса в журналистике. | 1 | |||
8 | Наблюдение как метод сбора информации в журналистике. | 1 | |||
9 | Изучение документов как метод сбора информации. | 1 | |||
10 | Интервью как универсальный метод получения информации. Виды интервью. | 1 | |||
11 | Анкетирование. Виды анкетирования: по числу респондентов, по полноте охвата, по типу контактов с респондентом. | 1 | |||
12 | Практическая работа. Подготовка интервью. Анализ работ. | 1 | |||
13 | Жанры журналистики. Определение понятия «жанр». Общее и различное в жанрах. | 1 | |||
14 | Основные группы жанров. Жанры журналистики в рекламном творчестве. | 1 | |||
15 | Методика создания текстов печатных информационных жанров. | 1 | |||
16 | Экскурсия в редакцию газеты «Трудовая слава». | 1 | |||
17 | Радиожурналистика. Радиовещание. История возникновения и развития радиожурналистики. | 1 | |||
18 | Особенности работы над жанрами радиовещания. Работы современного радиовещания. | 1 | |||
19 | Экскурсия в радиостудию «Кукмара авазы». | 1 | |||
20 | Практическая работа. Подготовка радиоэфира: выбор темы, поиск информации, распределение информации по информационным блокам. поиск музыкальных произведений, составление плейлиста. | 1 | |||
21 | Практическая работа. Подготовка радиоэфира: поиск музыкальных произведений, составление плейлиста, упорядочение подготовленных материалов. | 1 | |||
22 | Практическая работа. Выход в эфир на радиостудии «Кукмара авазы». | 1 | |||
23 | Жанры он-лайновых СМИ. Становление терминологии нового направления современной журналистики. | 1 | |||
24 | Жанры электронных версий газет и журналов. Электронные СМИ в Интернете. | 1 | |||
25 | Путевые заметки. Репортажные моменты (описания, детали, эмоции и впечатления автора) | 1 | |||
26 | Путевые заметки. Конкурс творческих работ. | 1 | |||
27 | Статья. Передовая статья | 1 | |||
28 | Проблемная статья. Критическая статья. | 1 | |||
29 | Написание статьи. Анализ работ | 1 | |||
30 | Репортаж. Событийный репортаж | 1 | |||
31 | Тематический репортаж | 1 | |||
32 | Практическая работа. Написание репортажа. Анализ работ | 1 | |||
33 | Тележурналистика. История возникновения и развития тележурналистики. Журналистские профессии на ТВ: репортер, редактор, диктор, корреспондент, продюсер, телережиссер. | 1 | |||
34 | Реклама. Определение понятия «реклама». Жанры рекламы. | 1 | |||
35 | Фотожурналистика. История возникновения и развития фотожурналистики. Значение фоторепортажей для печатных СМИ. | 1 | |||
36 | Фотожурналистика. Практическая работа. Анализ фотографий в иллюстрированном журнале. | 1 | |||
37 | Газетные иллюстрации. Виды иллюстраций (репортажный снимок, портрет, пейзаж, фотоэтюд, экстерьер, карикатура, дружеский шарж, фотообвинение, плакат, монтаж) | 1 | |||
38 | Газетные иллюстрации. Практическая работа. Анализ работ. | 1 | |||
39 | Итоговое занятие. Смотр достижений. | 1 | |||
ИТОГО: | 39 |
Литература:
- Азбука журналистики/ О.И.Лепилкина и др. //Профильная школа, 2006. - № 1. – С.43-44.
- Беспалова А.Г. и др. История мировой журналистики. Издание третье, дополненное и исправленное. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2003. – 432 с (Серия «Журналистика и реклама»)
- Коновалова О.В. Основы журналистики. Учебное пособие по современной практической журналистике. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. – 272 с (Серия «Филология и реклама»)
- Смелкова З.С. Риторические основы журналистики. Работ анад жанрами газеты: Учебное пособие/ З.С.Смелкова, Л.В.Ассуирова, М.Р.Савичева, О.А.Сальникова. – 5-е изд. – М,: Флинта: Наука, 2007. – 320 с.
- Тертычный А. А.. Жанры периодической печати. — М.: Аспект-Пресс, 2000.
- Черникова Е. Основы творческой деятельности журналистам. – М., 2005.
- Элективный курс для учащихся 9-х классов «Основы журналистики»/М.В.Щербакова// Практика административной работы в школе, 2006. - № 5. – С.52-54.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа занятий с учащимися 8-б класса по программе "Особый ребёнок", обучающимися на дому
Рабочая программа содержит почасовое планирование уроков письма, чтения, математики, ремесла (картонажное дело), естествознания (мир растений), естествознания (мир животных), СБО, ИЗО, хозяйственно-бы...
Рабочая программа занятий с учащимся 6-б класса по программе "Особый ребёнок", обучающимся на дому.
Программа составлена для ученика с глубокой умственной отсталостью, обучающегося в 6 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида № 15 г. Каменска-Шахтинского на дому. Содерж...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...
Рабочая программа учебного курса «Физическая культура» Для 10 класса к УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича Срок реализации программы 1 год
Рабочая программа учебного курса «Физическая культура»Для 10 классак УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича...
Календарно тематическое планирование 5,6,7 класс ФГОС ,на основе авторской комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов, авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич
Календарно тематическое планирование 5,6,7 класс ФГОС ,разработано на основе авторской комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов, авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич...