Развитие индивидуальных способностей одаренного ребёнка
методическая разработка на тему
Формы и методы работы с одарёнными детьми, индивидуальная работа, работа с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
развитие индивидуальных способностей одарённого ребёнка | 30.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство культуры Российской Федерации
Администрация МО Приозерского района Ленинградской области
Муниципальное учреждение дополнительного образования
Шумиловская детская школа искусств
Развитие индивидуальных способностей одарённого
ребёнка
Подготовила: преподаватель по классу фортепиано
Казанцева Наталья Семёновна
п.Сапёрное
2018 г.
В связи с развитием общества меняются цели и задачи воспитания. Сейчас главная цель заключается в том, чтобы сделать акцент для воспитания активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества личности, готовой участвовать в их решении. Актуальной задачей является индивидуальный подход и помощь каждому ученику, развитие его индивидуальных способностей, выявление одарённых детей. Одарённость и талант проявляются в самых разнообразных личностных и интеллектуальных особенностях. Становление одарённости возможно только через целенаправленную работу по её выращиванию, совершенствованию, наращиванию культурного содержания на благоприятной почве врождённых задатков.
Совсем недавно считалось, что все дети равны в интеллектуальном и эмоциональном плане. Их нужно только научить думать, решать сложные логические задачи и т.д. Однако последние наблюдения за учащимися показывают существенную разницу между детьми. Выделяются дети с более развитым интеллектом, с ярко выраженными творческими способностями. Эти дети постоянно находятся в поиске ответов на интересующие их вопросы, проявляют самостоятельность, активность.
В сфере образования традиционно выделяют детей академической одарённости. При этом всё чаще появляются дети с специфическими видами одарённости, такими как музыкальная, вокальная, художественная, хореографическая и т.д. Одарённость определяется как способность к выдающимся достижениям (актуальная одарённость) и как возможность достижения в любой социально-значимой сфере деятельности (потенциальная одарённость .
В школах дополнительного образования предоставлена возможность широкого выбора деятельности, профиля программ, времени их освоения. Это позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования: выявления, развития и поддержки одарённых детей.
Дополнительное образование – процесс непрерывный. Не имеющий фиксированных сроков своего завершения. Он последовательно переходит из одной стадии в другую и позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя их потенциал свободного времени.
Как же выявить одарённого ребёнка? Для этого разберёмся с понятием «одаренность». Она определяется опережающими физическими характеристиками, познавательным интересом, психосоциальной чувствительностью.
Опережающее познавательное развитие:
- они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами, делать выводы и создавать альтернативные системы в своём воображении;
- они способны накапливать большой объём информации и использовать её;
- некоторые обладают математическими способностями в плане вычислений и логики;
- они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания;
- они отличаются широтой восприятия.
Психосоциальная чувствительность:
- они быстро реагируют на несправедливость;
- обнаруживают обострённое чувство справедливости;
- у них живое воображение, творчество, изобретательность и богатая фантазия;
- им недостаёт эмоционального баланса, в раннем возрасте они нетерпеливы и порывисты;
- им характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость;
- нередко развивается негативное само восприятие. Возникают трудности общения со сверстниками.
Физические характеристики:
- они отличаются высоким энергетическим уровнем, причём спят очень мало;
- часто встречается разница в интеллектуальном и физическим развитием, их моторная координация и владение руками часто отстают;
- зрение часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния к дальнему.
Каждый ребёнок обязательно одарён в одной из областей человеческой деятельности. Оценить правильность предположения о врождённых способностях ребёнка или помочь в этом важнейшем деле должен педагог, это его важнейшая задача, от решения которой зависит дальнейшая жизнь ребёнка. В этом ему могут помочь тесты-анкеты, разработанные специалистами в области детской психологии.
Методы организации урочного обучения одарённых детей
Прежде всего преподавателю необходимо установить уровень и разнообразие способностей ребёнка. Чтобы потом осуществлять правильное его развитие. Развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего потенциала и для этого опираться на следующие принципы педагогической деятельности:
-создание условий для совместной работы ученика и педагога;
-индивидуализации и дифференциации обучения;
-предоставления разнообразных возможностей развития личности.
Обучение одарённых детей подразумевает формирование универсальных учебных действий и мета предметных умений. Согласно ФГОС развиваются ценностно-смысловые установки на образование, и используется новая система оценки достижений планируемых результатов. Важное значение приобретает реализация личностно-ориентированного педагогического подхода.
Методы работы на уроке
Проблемный метод – это способ активного взаимодействия субъекта с проблемно представленным содержанием обучения.
Формы проблемного обучения:
-изложение учебного материала в монотонном режиме лекции;
-когда учитель выстраивает проблемную задачу и сам её решает, а учащийся лишь мысленно всключается в процесс поиска решения;
-частично поисковая деятельность;
-в ходе проблемных семинаров и эвристических бесед.
Поисковый метод – активный метод обучения требующий самостоятельного решения поставленный задачи и обеспечивает вовлечение ученика в процесс самостоятельного приобретения знаний, сбора информации. Выделяются следующие виды поисковой учебной деятельности:
-исследовательская, теоретически-познавательная деятельность или учебное исследование;
-дискуссионная и моделирующая.
Эвристический метод.
Этот метод ставит целью конструирование учеником собственного смысла, целью содержания образования. Творческая самореализация ученика раскрывается в трёх основных целях: создание учащимися образовательной продукции, освоение ими базового содержания и выстраивание ими индивидуальной образовательной траектории ученика.
Исследовательский метод.
Этот метод заключается в постановке педагогом познавательных и практических задач. Главной целью этого метода является формирование у ребёнка самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы в любой сфере деятельности человеческой культуры. Для осуществления этой задачи педагог должен глубоко и всесторонне знать свой предмет и постоянно расширять свои знания, свободно ориентироваться в новостях науки и культуры, отличаться рационализаторским подходим к работе с учениками, знакомить учащихся с новыми подходами и идеями в изучении вопросов, применять инновационные приёмы.
Проектный метод.
Этот метод позволяет учащемуся самостоятельно формулировать учебную проблему, осуществлять сбор необходимой информации, планировать варианты решения этих проблем, делать выводы и анализировать свою деятельность. Метод адаптируется к особенностям каждого предмета и поэтому считается универсальным, а учитель выступает консультантом, координатором проекта.
Метод творческих и нестандартных заданий
Этот метод используется в качестве средства развития творческого мышления. Чем раньше учащийся будет выполнять подобные задания, тем быстрее его мышление приобретёт гибкость. Творческие и нестандартные задания выполняют целый ряд функций:
-развивают творческий и интеллектуальный потенциал;
-имеют непосредственную связь с практикой;
-формируют особый стиль мышления;
-развивают аналитическое и логическое мышления.
Метод развития критического мышления
Это самостоятельное мышление, где отправной точкой является информация и строится на основе убедительной аргументации. Учащийся сам контролирует этот процесс, исходя из реальных целей, и сам отслеживает направление своего развития. Это умение включает в себя умение прогнозировать ситуацию. Обобщать, сравнивать, выдвигать гипотезы. Предполагает рациональный и творческий подход к рассмотрению любых вопросов.
Мозговой штурм
Это один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности ребёнка и позволяет сочетать личностно-деятельный подход с эффективными методическими приёмами и разработками. Он позволяет решить следующие задачи:
-творческое усвоение учебного материала;
-связь теории с практикой;
-концентрации внимания для решения задачи;
-активизации деятельности.
Педагог должен помнить, что проблема, формируемая на занятиях, должна вызвать у ученика живой интерес.
Кластер как метод
Это нелинейная форма мышления. Разбивка учебного материала на кластеры используется для стимулирования мыслительной деятельности ученика.
Чтение кластера, поиск причинно-следственных связей между ключевыми словами или блоками является основным этапом работы. Одарённые дети при работе с кластерами выходят на творческий уровень.
Кластер – опора для пересказа научного текста.
Кластер – способ реализации исследования.
Кластер – графическое оформление материала.
Информационно – коммуникационные технологии
Они определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой. В этих коммуникациях компьютер обеспечивает комфортное, индивидуальное, многообразное взаимодействие объектов коммуникации. Процесс обучения одарённых детей просто невозможен без ИКТ. Их внедрение в учебный процесс позволяет готовить одарённых детей к полноценной жизни в современном обществе.
Нельзя недооценивать роль внеурочной работы с одарёнными детьми. Согласно требованиям Стандарта, внеурочная работа способствует реализации требований ФГОС. Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности определяет образовательное учреждение.
Формы внеурочной деятельности
Творческая мастерская
Это форма организации для развития творческих способностей детей, это креативная среда, в которой ребёнок может ощутить радость созидания, повысить интерес к предметам, получить новое знание или опыт путём самостоятельного или коллективного открытия.
Факультативные занятия
Это основная форма дифференциации обучения, организации занятий во внеурочное время, направленных на расширение и углубление знаний.
Предметные кружки
Познавательные интересы одарённых детей выходят за пределы учебных программ и учебников, и поэтому очень важная роль определяется работе кружков, где происходит формирование расширение и углубление знаний, полученных на уроке.
Интеллектуальные марафоны и игры
Это форма внеклассной работы, в которую вносятся соревновательные элементы. Поскольку дети очень эмоциональны, поэтому создание вокруг занятий ощущения праздника. Неординарного события надолго остаётся в памяти.
Все интеллектуальные игры делятся на два блока: викторины и стратегии. Каждый их них преследует определенные цели и поэтому важно педагогу подобрать необходимый на данный момент блок.
Научно – практическая конференция
Это индивидуальная форма внеклассной работы, которая носит тематический характер. Конференции призваны вырабатывать у учеников практику публичных выступлений. Задача ученических конференций привлечение как можно большего количества участников и поэтому тема должна быть не только актуальной, но и интересной.
Олимпиады
Это - интеллектуальное соревнование и возможность испытания своих знаний. Они подводят итог всей внеклассной работе, дают возможность сравнения качества подготовки и развития учащихся, позволяют познать и проявить себя. Дают возможность самоутвердиться.
Использованная литература:
1.Н.С.Лейтес «Возрастная одарённость школьников».М.Издательский центр «Академия», 2000г.
2.Г.Б.Слуцкая «Одарённые дети». М.: Прогресс, 2001г.
3.Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. http://standart.edu.ru/.
4.Л.Н.Феденко «Об особенностях введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»(электронный ресурс)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собственная методическая разработка "Программа развития индивидуальных способностей детей через игровые формы и первоначальные навыки игры на детских музыкальных инструментах".
Развитие музыкальных способностей достигается путем комплексного воздействия всех видов музыкальной деятельности, индивидуального игрового подхода, вариативности путей воздействия. Особенность этой пр...
Развитие индивидуальных способностей и компетенций учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
Появилось целое направление в педагогической науке – игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей младшего школьного возраста, и поэтому, упор на игру (иг...
Реализация индивидуальных способностей одаренных детей в работе этнографического музея
Особенности организации внеурочной деятельности в работе с одаренными детьми на основе школьного этнографического музея....
Участие в международных проектах и олимпиадах как средство развития познавательных способностей одаренных детей
"Участие в международных проектах и олимпиадах как средство развития познавательных способностей одаренных детей" - это тема методической работы учителя иностранного языка, которая была пр...
Участие в международных проектах и олимпиадах как средство развития познавательных способностей одаренных детей
"Участие в международных проектах и олимпиадах как средство развития познавательных способностей одаренных детей" - это тема методической работы учителя иностранного языка, которая была представлена н...
Школьная газета как средство социализации и развития творческих способностей одаренных обучающихся
В данной работе представлен краткий отчёт о работе школьной газеты в рамках реализации комплексной модели психолого-педагогического сопровождения одарённых обучающихся через интеграцию урочной и внеур...
Создание условий для развития индивидуальных способностей, одаренности и талантов обучающихся на уроках математики
Разработка из опыта работы....