Учебная программа по чтению с листа в классе баяна и аккордеона.
методическая разработка на тему
Программа "Чтение с листа" в классе баяна и аккордеона для ДШИ и ДМШ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_chteniyu_s_lista.doc | 67 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МО Тосненский район Ленинградской области
МКОУ ДОД «Тельмановская детская школа искусств»
Принята на заседании УТВЕРЖДАЮ
педагогического совета Директор МКОУ ДОД
МКОУ ДОД «Тельмановская детская школа искусств»
_____________
Протокол №____ от ____________________ « ____»__________________20 г.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ЧТЕНИЕ С ЛИСТА
Баян
Аккордеон
/Программа рассчитана на 2 года обучения
Возраст учащихся с 7 до 18 лет/
Автор:
Ковалевская Светлана Юрьевна преподаватель класса баяна и аккордеона
2015 г.
п. Тельмана
Пояснительная записка
Программа «Чтение с листа» является важной составной частью музыкального образования художественно-эстетической направленности.
Вид программы: учебная( модифицированная) – адаптированная к условиям образовательного процесса учреждения.
Педагогическая целесообразность учебной программы «Чтение с листа» обусловлена тем, что всестороннее музыкальное образование невозможно без освоения специфики чтения с листа и является частью полноценного музыкального образования.
Цели:
- создание условий для развития индивидуальных музыкальных способностей
- расширение музыкального кругозора через знакомство с большим количеством произведений
Задачи:
Образовательные:
- формирование навыков практического применения основ техники игры на аккордеоне при чтении с листа
- знакомство с народной музыкой разных национальных культур
- знакомство с лучшими образцами инструментальных форм и жанров
- формирование навыков свободного ориентирования на клавиатурах
Развивающие:
- развитие интереса к музыкальному творчеству
- формирование культуры звукоизвлечения
- развитие музыкально-образного мышления
- развитие навыков анализа нотного текста
Воспитательные:
- воспитание обязательности и ответственности
- воспитание дисциплинированности и трудолюбия
- воспитание уважения к знаниям и труду преподавателя
Возраст детей участвующих в реализации учебной программы «Чтение с листа» от 7 до 18 лет (обучающиеся 1 и 2 класса)
Срок реализации: 2 года
Форма занятий: индивидуальная
Режим занятий: 0,5 часа в неделю, в 1 классе в 3 четверти предусмотрены недельные каникулы.
Количество часов в неделю определяется учебным планом, разработанным в соответствии с Примерными учебными планами 2001 года (Москва)
Методы обучения на уроках баяна и аккордеона:
- словесный – объяснение исполнительских приемов и терминологии
- наглядный – демонстрация преподавателем исполнительских приемов
- практический – воплощение учащимся поставленных задач
- творческие задания
- самостоятельная работа
Материально-техническое оснащение предмета:
- нотные сборники
- методическая литература
- аккордеон
- баян
- стул
- пюпитр
- фортепиано
Ожидаемые результаты.
В результате обучения учащийся должен:
Уметь определять тональность произведения, хорошо ориентироваться в тексте, определять длительности, штрихи, уметь разделить нотный текст произведения на фразы, мотивы, исполнить произведение по нотам в заданном темпе с правильными штрихами, динамикой и фразировкой. Выбирать рациональную аппликатуру в произведениях, делать смену меха не нарушая общего развития и фразировки.
Итоги реализации учетов программы «Чтение с листа» фиксируются в форме:
- контрольного урока в середине учебного года
- зачета в конце года
Учебно-тематический план.
1-й год обучения по учебной программе
«Чтение с листа»
№ п/п | Название разделов и тем | методы | Всего часов | Теория | Практика | |||
1 | Введение в программу. | Беседа | 1 | 1 | ||||
2 | Осмысление понятий размер, лад, тональность. | Объяснение | 2 | 1 | 1 | |||
3 | Определение составных частей мелодии | Наглядный показ на инструменте | 3 | 1 | 2 | |||
4 | Чтение с листа отдельно руками | Упражнений, отрывков. | 3 | 3 | ||||
5 | Чтение с листа двумя руками | 7 | 1 | 6 | ||||
Итого: | 16 | 3 | 13 | |||||
Содержание программы 1-го года обучения
1.Введение в программу
Объяснение ученику содержания предмета, его цель.
2.Осмысление теоретических понятий (размер, лад, тональность) – ладовая организация звуков, метроритм, тональности до 2 знаков в ключе
3. Определение составных частей мелодии: предложение, фраза, мотив как составляющие мелодическую линию произведения.
4. Чтение отдельно руками.
Знакомство с нотным текстом, чтение с листа по партиям, нахождение повторяющихся мотивов, закономерности развития мелодии.
5. Чтение с листа двумя руками.
Знакомство с нотным текстом, нахождение гармонических взаимосвязей в левой руке, мышление « по вертикали». Главное условие – неотрывное слежение глазами текста во время игры. Глаза – опережают звучание и «озвучивание» нот в уме перед исполнением их на инструменте.
Учебно-тематический план.
2-й год обучения по учебной программе
«Чтение с листа»
№ п/п | Название разделов и тем | методы | Всего часов | теория | Практика |
1 | Зрительный анализ текста | Практическое исполнение на инструменте | 7 | 2 | 5 |
2 | Характерные особенности мелодии | Объяснение | 5 | 1 | 4 |
3 | Динамические оттенки, темпы. | Наглядный показ на инструменте | 5 | 1 | 4 |
Итого: | 17 | 4 | 13 |
Содержание программы 2-го года обучения.
1. Зрительный анализ текста. Общий охват мелодического развития. Гармоническое развитие (Устойчивые и неустойчивые ступени)
2. Характерные особенности мелодии. Нахождение взаимосвязей в мелодии, принципы развития мелодии и гармонического сопровождения. Движение в мелодии по известным ученику принципам (арпеджио, гаммообразное движение, движение по интервалам и т.д.)
3. Динамические оттенки. Темпы. Научиться читать с листа в указанных темпах с соблюдением динамических оттенков указанных автором. Аппликатура должна быть удобной. Играем по принципу: «вижу – слышу – играю». Постоянный контроль глазами текста.
Примерный репертуарный список для чтения с листа в классе баяна и аккордеона.
1 класс
«Василек» р.н.п., «Как под горкой» Лондонов «Самоучитель игры на аккордеоне»
«Я на горку шла», «Степь да степь кругом», «Вдоль да по речке», Выйду ль я на реченьку» Ю.Акимов «Школа игры на баяне»
Моцарт «Азбука», Глинка «Полька», Кобалевский «Маленькая полька» Книппер «Полюшко – поле» Ю.Акимов Школа игры на баяне.
«Пастушок» детская песенка, «Полька» белорусский народный танец, «Ой дивчина, шумит гай» укр.н.п.. «Полянка» р.н.п. Красев «Игра с мячом» Альбом начинающего аккордеониста вып.16.
Шитте Этюд ДО мажор, Вольфарт Этюд ля минор, Самойлов Этюд До мажор, Черни Этюд До мажор, Гедине Этюд До мажор, Скворцов Этюд До мажор – «Баян» Этюды 1 – 3 класс составитель Самойлов
2 класс
Бетховен Контрданс До мажор, «Пастух» чешская н.п., Бетховен Экосез Соль мажор, «
Кетшау «Кукушка и осел», Павлюченко «Канон» Онегин Школа игры на баяне.
Лучина» р.н.п., Фрескобльди «Куранты» Онегин Школа игры на баяне.
Тюрк «Полифоническая сюита», Доренский «Девять маленьких прелюдий» Доренский Музыка для детей.
Вебер «Немецкий танец», Шуберт «Лендлер», Шуберт «Экоссез» Музыка старинных композиторов для баяна составитель Х.Рейнботт.
Мусоргский Гопак «Дивлюсь я на небо» укр.н.п., И.Кригер «Менуэт» ре минор, «Ехал казак за Дунай» укр.н.п. Баян 2 класс составитель И.Алекссев и Н.Корецкий
Прокудин В. – «Дождик», Ф.Куперен «Кукушка», В.Савелов «Старая шарманка», А.Коробейников «Мелодия» и «Весенняя капель». Баян. Пьесы 1 – 3 класс составитель Д.Самойлов
«Ой, Джигуне, Джигуне» укр.н.п. обр. А.Коробейникова,
«Ходила младешенька по борочку» р.н.п. обр. Д.Самойлова. Баян. «Народные песни» для 1 – 3 класса сост. Д.Самойлов.
«Янка» белорусская н.п., «Сусидка» укр.н.п., «Грушица» совр.н.п., «Гопак» укр.н.п. Л.Басурманов Самоучитель игры на баяне
«Этюд» Ванхаль, Шитте Этюд соль мажор, Жилинский Этюд до мажор, Черни Этюд до мажор. Баян 2 класс. Сост. И.Алексеев и Корецкий.
Критерии оценивания обучающихся на контрольном уроке и зачете
по чтению с листа.
5 (отлично)
Грамотное исполнение текста.
Ясная и правильная артикуляция.
Четкая смена меха. Правильная фразировка.
Динамическое развитие и штрихи в авторской редакции выполнены.
Ритмичная, выразительная игра.
4(хорошо)
Грамотное исполнение текста, возможно с небольшими недочетами.
Артикуляция четкая, смена меха – правильная, возможно нарушение формирования фразы при смене меха.
Динамическое развитие возможно не очень яркое, ошибки в аппликатуре.
Игра соответствует стилевым особенностям произведения.
3 (удовлетворительно)
Ошибки в тексте. Нечеткая артикуляция, произведение не выстроено по форме или не сыграно с начала до конца.
Динамика – не соблюдена, ошибки в аппликатуре, штрихи – не четкие.
Смена меха – не соответствует фразировке произведения.
2 (неудовлетворительно)
Невозможность сыграть текст произведения.
Неявка на зачет без уважительной причины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация работы в классе баяна и аккордеона с учетом реализации инновационных методов музыкального образования»
Работа в классе баяна и аккордеона....
Открытый урок на тему: "Развивающий потенциал чтения нот с листа в классе баяна"
Открытый урок на тему:" Развивающий потенциал чтения нот с листа в классе баяна, как активация музыкального мышления учащегося начальных классов" проведен с учащимся Сериковым А. Цель урока:...
" О навыках чтения нот с листа в классе баяна".
Чтение с листа открывает самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Перед музыкантом нескончаемой и пестрой вереницей проходят произведения ра...
Использование возможностей синтезатора в классе баяна и аккордеона
Работа с синтезатором в классе аккордеона и баяна...
Методическая работа «Организация работы в классе баяна и аккордеона с учетом реализации инновационных методов музыкального образования»
Обучение игре на баяне и аккордеоне рекомендуется начинать по слуховому методу – с подбора знакомых мелодий, песенок по слуху, с голоса, с «рук» преподавателя, постепенно переходя к ...
Методическая разработка "Развитие навыка чтения с листа в классе аккордеона"
Методическая разработка "Развитие навыка чтения с листа в классе аккордеона"...
Методический доклад «Урок – как основное звено педагогического процесса в классе баяна и аккордеона в детской музыкальной школе»
Методический доклад «Урок – как основное звено педагогического процесса в классе баяна и аккордеона в детской музыкальной школе» был прочитан на заседании преподавателей отделения № ...