" О навыках чтения нот с листа в классе баяна".
статья по теме
Чтение с листа открывает самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Перед музыкантом нескончаемой и пестрой вереницей проходят произведения различных авторов, художественных стилей и жанров, исторических эпох. Иными словами, чтение с листа – это постоянная и быстрая смена новых музыкальных восприятий, впечатлений, «открытий», интенсивный приток богатой музыкальной информации! «Сколько читаем – столько знаем!» - истина, сохраняющая свое значение и в музыкальном образовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
О навыках чтения нот с листа в классе баяна.
Макейкина Надежда Константиновна - преподаватель по классу баяна, аккордеона МБУДО «Восходненская ДМШ» Красногвардейский район Республика Крым.
Среди многообразия музыкально-технических навыков, приобретаемых учеником в процессе игры на инструменте, важное значение имеет навык чтения нот с листа. Учащиеся далеко не всегда справляются с этой задачей. В то же время хорошее чтение нот необходимо каждому обучающемуся музыке, кем бы он впоследствии ни был.
Принято различать два основных вида исполнения по нотам незнакомого произведения – разбор и чтение с листа. Под разбором подразумевается медленное проигрывание пьесы, допускающее остановки для более тщательного изучения текста. Под игрой с листа – исполнение незнакомой пьесы в темпе и характере, по мере возможностей близком к требуемому, без предварительного, даже фрагментного проигрывания на инструменте.
Первый вид чтения, как правило, не составляет проблемы для грамотного музыканта. Умение ориентироваться в нотном тексте приобретается им в ходе обучения. Относительная простота разбора заключается в замедленном темпе, в возможности остановиться и направить внимание поочередно на различные элементы текста.
Между тем при чтении с листа все действия музыканта вступают в тесную взаимосвязь, объединяясь в сложный динамический процесс, протекающий с высокой интенсивностью. Если говорить о характере мышления, то игра с листа требует напряженной синтезирующей деятельности (одновременная работа зрения, слуха, моторики, памяти координация движений). Иначе говоря, восприятие и музыкальное мышление в процессе прочтения нотного текста максимально активизируется в лихорадочном поиске нужного варианта исполнения музыкального произведения. Отсюда вытекает, что успешно играть с листа может учащийся, который обладает некоторыми игровыми навыками и «чувством клавиатуры». Кроме того, к этому моменту в течение 3х месяцев начального донотного периода обучения, учащийся должен приобрести необходимый запас музыкальных впечатлений и внутренних представлений, усвоить основные навыки звукоизвлечения, научиться различать основные градации звука, темпа, жанров, штрихов.
Умение смотреть вперед – самый необходимый навык чтения с листа, и воспитывать его надо с первого же года обучения. Здесь немаловажную роль играет умение ученика охватывать сознанием не отдельные ноты, а уже целые их группы (как при чтении видеть слова, а не буквы). Формула процесса прочтения нот с листа такова «вижу-слышу-играю».
Скорость восприятия играемого текста в большой мере зависит от подвижности нервных процессов ученика, но и от тренировки. Когда известного музыканта спросили, каким способом можно добиться большей скорости чтения нот с листа, он ответил: «Лучший путь к этому – как можно больше читать с листа!»
Так в чем же конкретно польза чтения нот с листа? В силу каких причин оно оказывается способным стимулировать музыкальное мышление учащегося?
Чтение с листа открывает самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Перед музыкантом нескончаемой и пестрой вереницей проходят произведения различных авторов, художественных стилей и жанров, исторических эпох. Иными словами, чтение с листа – это постоянная и быстрая смена новых музыкальных восприятий, впечатлений, «открытий», интенсивный приток богатой музыкальной информации! «Сколько читаем – столько знаем!» - истина, сохраняющая свое значение и в музыкальном образовании.
Читая музыку с листа, учащийся имеет дело с произведениями, которые не обязательно в дальнейшем разучивать и осваивать в исполнительском (техническом) плане, что создает условия «максимального благоприятствования». Эти произведения не для заучивания, а просто ради удовольствия узнавать новое. Отсюда и определенный психологический настрой. Наблюдения показывают, что музыкальное мышление при чтении заметно тонизируется, восприятие становится более ярким, живым, обостренным, цепким. Благоприятные условия для активизации муз.- интеллектуальных сил учащегося обусловливаются и тем, что первое соприкосновение с ранее неизвестным произведением прежде всего дает волю непосредственно чувству! – остальное приходит потом. Читая с листа, исполнитель безраздельно отдается во власть музыки. Эмоции здесь играют важную роль, ведь происходит общий подъем музыкально-интеллектуальных действий, они насыщаются большей энергией и протекают с особой четкостью и ясностью, что способствует качественному улучшению самих процессов музыкального мышления. Кроме того, в процессе читки с листа происходит увеличение объема используемого учеником музыкального материала и ускорение темпов его прохождения. А это означает усвоение максимума информации в минимум времени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая работа на тему "Навык чтения нот с листа"
В работе говориться о развитии у начинающих музыкантов такого важного навыка ,как навык чтения нот с листа,который необходим для дальнейшего успешного обучения детей и быстроого освоение нотного матер...
Формирование и развитие навыка чтения нот с листа в начальный период обучения игре на фортепиано
Автор методической разработки ставит скромную задачу поделиться своими знаниями и опытом обучения маленьких детей чтению нот с листа, полученными в процессе анализа специальной литературы, передового ...
«О важности развития навыков чтения нот с листа»
Методическая работа....
Формирование навыков чтения нот с листа на фортепиано
За последние двадцать-тридцать лет среди пианистов заметно ухудшился навык хорошего чтения нот с листа. Безусловно, есть объективные причины сложившейся на сегодняшний день ситуации в сфере культурно ...
Открытый урок на тему: "Развивающий потенциал чтения нот с листа в классе баяна"
Открытый урок на тему:" Развивающий потенциал чтения нот с листа в классе баяна, как активация музыкального мышления учащегося начальных классов" проведен с учащимся Сериковым А. Цель урока:...
Формирование навыков чтения нот с листа по методу Х.Хайнер
развитие музыкального кругозора, активизация мышления, слуха, координации при чтении нот с листа, формирование комплекса умений и навыков для чтения с листа по принципу «вижу-слышу-играю&r...
Учебная программа по чтению с листа в классе баяна и аккордеона.
Программа "Чтение с листа" в классе баяна и аккордеона для ДШИ и ДМШ....