Вечер поэзии "Люблю тебя, моя Россия"
методическая разработка на тему

Шаламова Любовь Юрьевна

Вечера поэзии стали традиционными для нашей гимназии. Этот вечер проводился для учащихся 5-7 классов накануне празднования победы в битве за Москву.. Вечер включает три страницы: "Счастливая страна детства", "Малая моя родина", "Бранный путь России".

Стихи, презентация способствуют воспитанию чувства патриотизма, ответственности за свою страну. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vecher_poezii_nov_1.docx55.97 КБ
PDF icon lyublyu_tebya_moya_rossiya1.pdf2.44 МБ

Предварительный просмотр:

ВЕЧЕР ПОЭЗИИ

Учитель

ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, МОЯ РОССИЯ!

 Учитель. Эти слова может сказать каждый в нашей стране. Мы хотим, чтобы сегодня вы послушали выступления ребят, которые приготовили выступление для всех вас.

 Наш вечер поэзии посвящаем любимой России и славному сражению Великой Отечественной войны – битве за Москву.

Ведущий 1______________________

Россия, Русь, куда я ни взгляну,
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы.
Ведущий 2________________________

Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шёпот ив у смутной у воды,
Люблю навек, до вечного покоя.

С чего начинается Родина (Марк Бернес) - YouTube

https://www.youtube.com/watch?v=xePJ6jlSJMI

Ведущий1 Страница первая.  Счастливая страна детства.

1.Ведущий _____________________

Действительно, с чего начинается Родина?

2 Ведущий ______________________

Я думаю, Родина начинается с детства…

1.Ведущий _____________________

Детство от нас не уходит,
Детство всегда вместе с нами,
Те, кто от детства уходит,
С детства стают стариками.

2 Ведущий ______________________

Воспоминания детства, как правило, настолько яркие и образные, что даже спустя много лет люди мысленно возвращаются в эту упоительную пору, черпая в воспоминаниях радость и утешение.

Стихотворение Марины Цветаевой  «Книги в красном переплёте» именно об этом.           Читает ученица 7 класса_____________________

Из рая детского житья

Вы мне привет прощальный шлете,

Неизменившие друзья

В потертом, красном переплете.

Чуть легкий выучен урок,

Бегу тотчас же к вам бывало.

- "Уж поздно!" - "Мама, десять строк!"...

Но к счастью мама забывала.

Дрожат на люстрах огоньки...

Как хорошо за книгой дома!

Под Грига, Шумана и Кюи

Я узнавала судьбы Тома.

Темнеет... В воздухе свежо...

Том в счастье с Бэкки полон веры.

Вот с факелом Индеец Джо

Блуждает в сумраке пещеры...

Кладбище... Вещий крик совы...

(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки

Приемыш чопорной вдовы,

Как Диоген живущий в бочке.

Светлее солнца тронный зал,

Над стройным мальчиком - корона...

Вдруг - нищий! Боже! Он сказал:

"Позвольте, я наследник трона!"

Ушел во тьму, кто в ней возник.

Британии печальны судьбы...

- О, почему средь красных книг

Опять за лампой не уснуть бы?

О золотые времена,

Где взор смелей и сердце чище!

О золотые имена:

Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!

1Ведущий______________________

Детство – один из самых светлых и беззаботных периодов жизни каждого человека, когда мир сулит множество новых открытий. Каждая мелочь достойна внимания ребенка. Он в состоянии понять и оценить шепот и пение птиц, ласковое тепло весеннего солнца и сладость легкого ветерка.

Николай Рубцов. Доволен я буквально всем. Читает  ученик 5 класса  М.У.

Доволен я буквально всем! 
На животе лежу и ем. 
Бруснику, спелую бруснику! 
Пугаю ящериц на пне, 
Потом валяюсь на спине, 
Внимая жалобному крику 
Болотной птицы... 
Надо мной 
Между березой и сосной 
В своей печали бесконечной 
Плывут, как мысли, облака, 
Внизу волнуется река, 
Как чувство радости беспечной... 
Я так люблю осенний лес, 
Над ним - сияние небес, 
Что я хотел бы превратиться 
Или в багряный тихий лист, 
Иль в дождевой веселый свист, 
Но, превратившись, возродиться 
И возвратиться в отчий дом, 
Чтобы однажды в доме том 
Перед дорогою большою 
Сказать: - Я был в лесу листом! 
Сказать: - Я был в лесу дождем! 
Поверьте мне: я чист душою.

2 Ведущий __________________________

Вы видели счастливые лица детей? Их смех искренен, а помыслы чисты. Именно в детстве ребенок ощущает радость от каждого прожитого дня, переживает минуты, часы, дни безоблачного счастья.

Николай Заболоцкий. «Некрасивая девочка» Читает Д. В, 5 Б класс.

  Среди других играющих детей

     Она напоминает лягушонка.

     Заправлена в трусы худая рубашонка,

     Колечки рыжеватые кудрей

     Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,

     Черты лица остры и некрасивы.

     Двум мальчуганам, сверстникам ее,

     Отцы купили по велосипеду.

     Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,

     Гоняют по двору, забывши про нее,

     Она ж за ними бегает по следу.

     Чужая радость так же, как своя,

     Томит ее и вон из сердца рвется,

     И девочка ликует и смеется,

     Охваченная счастьем бытия.

     Ни тени зависти, ни умысла худого

     Еще не знает это существо.

     Ей все на свете так безмерно ново,

     Так живо все, что для иных мертво!

     И не хочу я думать, наблюдая,

     Что будет день, когда она, рыдая,

     Увидит с ужасом, что посреди подруг

     Она всего лишь бедная дурнушка!

     Мне верить хочется, что сердце не игрушка,

     Сломать его едва ли можно вдруг!

     Мне верить хочется, что чистый этот пламень,

     Который в глубине ее горит,

     Всю боль свою один переболит

     И перетопит самый тяжкий камень!

     И пусть черты ее нехороши

     И нечем ей прельстить воображенье,-

     Младенческая грация души

     Уже сквозит в любом ее движенье.

     А если это так, то что есть красота

     И почему ее обожествляют люди?

     Сосуд она, в котором пустота,

     Или огонь, мерцающий в сосуде?

1 Ведущий __________________________

Поэт Вероника Тушнова в своем стихотворении « КОТЕНОК» рассказывает об отношении ребенка к животному, о первом горе после неправильного поступка. Мы узнаем маленькую тайну девочки и как она училась самому главному в жизни – состраданию.

Читает Д. В., 5 Б класс.

Котенок был некрасив и худ, 
сумбурной пестрой раскраски. 
Но в нашем семействе обрел уют, 
избыток еды и ласки. 
И хотя у котенка вместо хвоста 
нечто вроде обрубка было, 
котенок был – сама доброта, 
простодушный, веселый, милый... 
Увы! Он казался мне так нелеп, 
по - кроличьи куцый, прыткий… 
Мне только что минуло восемь лет, 
и я обожала открытки. 
Я решила: кто – нибудь подберет, 
другой хозяин найдется, 
я в траву посадила у чьих – то ворот 
маленького уродца. 
Он воспринял предательство как игру: 
проводил доверчивым взглядом 
и помчался восторженно по двору, 
забавно брыкая задом. 
Повторяю – он был некрасив и тощ, 
его я жалела мало. 
Но к ночи начал накрапывать дождь,
в небе загромыхало... 
Я не хотела ни спать, ни есть – 
мерещился мне котенок, 
голодный, продрогший, промокший весь 
среди дождливых потемок. 
Никто из домашних не мог понять, 
причины горя такого... 
Меня утешали отец и мать: 
- Отыщем... возьмем другого - 
Другой был с большим пушистым хвостом, 
образец красоты и силы. 
Он был хорошим, добрым котом, 
но я его не любила...

2 Ведущий __________________________

Детство - настоящее веселье, вера в то, что делаешь, умение заразить этой верой окружающих, это настоящая дружба и первая любовь.

Стихотворение Константина Ваншенкина «Мальчишка». Читает ученица 5 Б кл. А.К        

Он был грозою нашего района,

Мальчишка из соседнего двора,

И на него с опаской, но влюбленно

Окрестная смотрела детвора.

Она к нему пристрастие имела,

Поскольку он командовал везде,

А плоский камень так бросал умело,

Что тот, как мячик, прыгал по воде.

В дождливую и ясную погоду

Он шел к пруду, бесстрашный, как всегда,

И посторонним не было прохода,

Едва он появлялся у пруда.

В сопровожденье преданных матросов,

Коварный, как пиратский адмирал,

Мальчишек бил, девчат таскал за косы

И чистые тетрадки отбирал.

В густом саду устраивал засады,

Играя там с ребятами в войну.

И как-то раз увидел он из сада

Девчонку незнакомую одну.

Забор вкруг сада был довольно ветхий -

Любой мальчишка в дырки проходил,-

Но он, как кошка, прыгнул прямо с ветки

И девочке дорогу преградил.

Она пред ним в нарядном платье белом

Стояла на весеннем ветерке

С коричневым клеенчатым портфелем

И маленькой чернильницей в руке.

Сейчас мелькнут разбросанные книжки -

Не зря ж его боятся, как огня...

И вдруг она сказала:- Там мальчишки...

Ты проводи, пожалуйста, меня...

И он, от изумления немея,

Совсем забыв, насколько страшен он,

Шагнул вперед и замер перед нею,

Ее наивной смелостью сражен.

А на заборе дряхлом повисая,

Грозя сломать немедленно его,

Ватага адмиральская босая

Глядела на героя своего.

...Легли на землю солнечные пятна.

Ушел с девчонкой рядом командир.

И подчиненным было непонятно,

Что это он из детства уходил.

Стихотворение Светланы Карпук «Беспечные занятия» читает З. Т.

Беспечные занятия
Умчались, миновали…
Уютные объятия
Крест-накрест тёплой шали…
Морозные «куличики»
«Блины» из снежной корки,
И визг до неприличия
За переделы горки…
Прыжки по майским лужицам,
Велосипедик звонкий.
Мир каруселью кружится 
И ноги все в зелёнке…
Сачок из дымки марлевой,
Стекляшки для «секрета»,
Жара, рыбалка, зарево,
Ночное, запах лета…
Гербарии, коллекции,
Осенние простуды,
И тайны — «мифы Греции»…
И горя нет… покуда…

1 Ведущий __________________________

Как хочется опять вернуться в детство, 
К моим друзьям и играм детских лет, 
К соседу, обожаемому мною,
К подъезду, где стоит велосипед.
Как хочется увидеть теплый дождик, 
Пройти по летним лужам босиком.

Страница  2. Малая моя родина

2 Ведущий __________________________

Родина начинается и с любви к родной природе, родному дому

Мы искренне любим родительский дом, свою землю, потому что в нашей памяти сохраняется каждая дорожка, каждое деревце тех мест, где мы были счастливы. Воспоминания о малой родине и любовь к ней не покидают нас всю жизнь.

1 Ведущий __________________________

         Колышет березоньку ветер весенний, 
Весёлой капели доносится звон, 
Как будто читает поэму Есенин 
Про землю, в которую был он влюблен.

2 Ведущий __________________________

         Про белые рощи и ливни косые, 
Про жёлтые нивы и взлет журавлей. 
Любите Россию, любите Россию, 
Для русского сердца земли нет милей.

1.Ведущий __________________________

Стихотворение Сергея Есенина. «Где ты, где ты, отчий дом?..»

Читает П. К. 5 А класс.        

Где ты, где ты, отчий дом....

x x x

Где ты, где ты, отчий дом,

Гревший спину под бугром?

Синий, синий мой цветок,

Неприхоженый песок.

Где ты, где ты, отчий дом?

За рекой поет петух.

Там стада стерег пастух,

И светились из воды

Три далекие звезды.

За рекой поет петух.

Время - мельница с крылом

Опускает за селом

Месяц маятником в рожь

Лить часов незримый дождь.

Время - мельница с крылом.

Этот дождик с сонмом стрел

В тучах дом мой завертел,

Синий подкосил цветок,

Золотой примял песок.

Этот дождик с сонмом стрел.

2.Ведущий __________________________

Любовь к малой родине-Рязанщине переросла у Сергея Есенина в большую любовь к стране.

Стихотворение Сергея Есенина. « Гой ты, Русь, моя родная…» Читает С. А. 5А класс

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края –
Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:
“Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте родину мою”.

1.Ведущий __________________________

Иногда Родина была неласкова и сурова к своим детям, но  верные дети продолжали любить её.

Стихотворение М.Цветаевой «Родина (О, неподатливый язык…) читает ученица 7 А класса К. Е.

О, неподатливый язык!
Чего бы попросту — мужик,
Пойми, певал и до меня:
«Россия, родина моя!»

Но и с калужского холма
Мне открывалася она —
Даль, тридевятая земля!
Чужбина, родина моя!

Даль, прирожденная, как боль,
Настолько родина и столь —
Рок, что повсюду, через всю
Даль — всю ее с собой несу!

Даль, отдалившая мне близь,
Даль, говорящая: «Вернись
Домой!» Со всех — до горних звезд —
Меня снимающая мест!

Недаром, голубей воды,
Я далью обдавала лбы.

Ты! Сей руки своей лишусь,—
Хоть двух! Губами подпишусь
На плахе: распрь моих земля —
Гордыня, родина моя!
     

2. Ведущий __________________________

Евгений Евтушенко. «Идут белые снеги» Читает ученица 7 А класса К. К.

Идут белые снеги,
как по нитке скользя…
Жить и жить бы на свете,
но, наверно, нельзя.

Чьи-то души бесследно,
растворяясь вдали,
словно белые снеги,
идут в небо с земли.

Идут белые снеги…
И я тоже уйду.
Не печалюсь о смерти
и бессмертья не жду.

я не верую в чудо,
я не снег, не звезда,
и я больше не буду
никогда, никогда.

И я думаю, грешный,
ну, а кем же я был,
что я в жизни поспешной
больше жизни любил?

А любил я Россию
всею кровью, хребтом —
ее реки в разливе
и когда подо льдом,

дух ее пятистенок,
дух ее сосняков,
ее Пушкина, Стеньку
и ее стариков.

Если было несладко,
я не шибко тужил.
Пусть я прожил нескладно,
для России я жил.

И надеждою маюсь,
(полный тайных тревог)
что хоть малую малость
я России помог.

Пусть она позабудет,
про меня без труда,
только пусть она будет,
навсегда, навсегда.

Идут белые снеги,
как во все времена,
как при Пушкине, Стеньке
и как после меня,

Идут снеги большие,
аж до боли светлы,
и мои, и чужие
заметая следы.

Быть бессмертным не в силе,
но надежда моя:
если будет Россия,
значит, буду и я.

Страница 3. Суровый и бранный путь России.

1 Ведущий __________________________

Как удивительна история нашей страны! Она постоянно подвергалась нападениям и с запада, и с востока. Путь России действительно суровый и бранный, ведь она на поле брани отстаивала свою независимость и право называться великой страной.

Людмила Татьяничева. «Ярославна»  Читает ученица 7 Б класса Х.А.

Снова дует неистовый ветер -
Быть кровавому, злому дождю.
Сколько дней, сколько длинных столетий
Я тебя, мой единственный, жду. 

Выйду в поле, - то едешь не ты ли
На запененном верном коне?
Я ждала тебя в древнем Путивле
На высокой на белой стене. 

Я навстречу зегзицей летела,
Не страшилась врагов-басурман.
Я твое богатырское тело
Столько раз врачевала от ран. 

Проходили согбенные годы
Через горы людской маеты,
И на зов боевой непогоды
Откликался по-воински ты. 

Не считал ты горячие раны,
И на землю не падал твой меч.
Откатилась орда Чингисхана
Головою, скошённою с плеч. 

И остался на вечные веки
Ты грозой для пришельцев-врагов.
Омывают российские реки
С рук твоих чужеродную кровь. 

...Снова ветер гудит, неспокоен,
Красный дождь прошумел по стране.
Снова ты, мой возлюбленный воин,
Мчишься в бой на крылатом коне. 

Труден путь твой, суровый и бранный,
Но нетленной останется Русь,
И тебя я, твоя Ярославна,
В славе подвигов ратных дождусь. 

2. Ведущий. _______________________________

Одно из страшных испытаний России –война 1812 года. Наполеон разорил русскую землю, вошёл в столицу, а потом позорно бежал из страны.

Романс на стихи Марины  Цветаевой «Генералам двенадцатого года» из кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово» исполняет ученица 7 Б класса Каролина Белякова

_________________________________________________

2. Ведущий. _______________________________

Удивительные люди защищали нашу Родину! В честь оного из них вдова генерала Тучкова поставила монастырь. Послушайте стихотворение М.Цветаевой в исполнении ученицы 7 А класса Кашаевой Амелии.

Ах, на гравюре полустёртой,
В один великолепный миг,
Я встретила, Тучков-четвёртый,
Ваш нежный лик,

И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена́…
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна.

О, как — мне кажется — могли вы
Рукою, полною перстне́й,
И кудри дев ласкать — и гривы
Своих коней.

В одной невероятной скачке
Вы про́жили свой краткий век…
И ваши кудри, ваши бачки
Засы́пал снег.

Три сотни побеждало — трое!
Лишь мёртвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы всё могли.

Что так же трогательно-юно,
Как ваша бешеная рать?..
Вас златокудрая Фортуна
Вела, как мать.

Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие́ —
И весело переходили
В небытие́.

1.Ведущий __________________________

Нам русские песни с рождения пели. 
Нас ветер России в пути обнимал. 
Когда вся Россия надела шинели, 
Нередко, бывало, солдат вспоминал:

И белые рощи, и ливни косые. 
И мысленно детям своим завещал: 
Любите Россию, любите Россию - 
Россию, которую я защищал.

2 Ведущий_________________________-

На судьбы тех людей, которые вступили в борьбу с фашизмом,  выпали самые суровые испытания, но они смогли спасти родину, защитить страну от порабощения захватчиками

1. Ведущий_________________________-

«Сороковые, роковые…», пожалуй, самое известное стихотворение Давида Самойлова о войне.  А еще — красивое, даже изощренное при кажущейся простоте. А еще — веселое и легкое. Не дающее забыть, что изумляющие нас подвиги совершали мальчишки, которым совсем не хотелось совершать подвиги. А хотелось того, чего во все времена мальчишкам хочется. Это они и лежат под бетонными монументами, а вовсе не какие-то железные супергерои.

Д. Самойлов. «Сороковые, роковые…»  Читает В. М., 6 класс.

Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…

А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.

Как это было! Как совпало —
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

1.Ведущий __________________________

Поэт Александр Прокофьев писал:
Вся родина встала заслоном,

 Нам биться с врагом до конца, 
Ведь пояс твоей обороны
Идет через наши сердца!

                   

2 Ведущий__________________________

Москва! 
До последних патронов, 
До дольки последней свинца
Мы в битвах! Твоя оборона
Идет через наши сердца!

1 Ведущий__________________________

Битва за Москву 1941-1942 гг. началась в ночь с 5 на 6-е декабря. До этого русские отступали, а фашисты по всему фронту наступали на Москву, готовились к параду на Красной площади. И вдруг русские, защищаясь,  предприняли  мощное контрнаступление. Начало битвы под Москвой и активного наступления советских войск стало неожиданностью для фашистов.

2 Ведущий__________________________

В «Истории Великой Отечественной войны» записано: …в битве под Москвой враг был  остановлен на рубеже р. Нары…

Стихотворение Евгения Гринберг «Речка Нара».  Читает А. Л. 6 класс

Речка Нара, речка Нара,
Недлинна, неширока,
Но когда бывает надо -
Неприступная река.

Вот на этой речке Наре
В землю, в небо, в пламень, в лед
Врос интернациональный
Необученный народ.

И, как будто по соседству,
Защищая род людской,
Принимали свой последний
И решительный свой бой.

Штык сломался от удара...
Окровавленный кулак...
Он не даст в обиду Нару,
Этот парень-сибиряк.

Вот лезгин ползет с гранатой,
Черный снег хватая ртом:
Здесь, у этой речки Нары,
Защищает он свой дом.

А война - она не сказка
С добрым сахарным концом!
Вот башкир-десятиклассник
В русский снег упал лицом.

На усах стеклится наледь,
Затвердела боль в глазах:
То на снег у речки Нары
Запорожский пал казак.

Мы-то знаем, не напрасно
Пала горсточка ребят,
Что теперь в могиле братской,
БРАТСКОЙ - слышите?! - лежат.

За страну у речки Нары
Головы свои сложив,
Все отдали, всё, что надо…
А ведь надо было - жизнь.

1 Ведущий __________________________

В декабре 1941 года удалось  отбросить фашистов от столицы, но немцы были сильны, они выстроили хорошо укреплённую линию обороны подо Ржевом и начали снова готовиться к наступлению.

2 Ведущий____________________

Поэт Алексей Сурков написал зимой 1942 года

Леса пожаром осени горят
От северного ветра порыжев.
3а косогором сорок дней подряд
Пылает старый русский город Ржев.

1 Ведущий __________________________

Наши войска должны были сделать невозможное: отбросить фашистов дальше, но силы были неравные, это была кровавая мясорубка, страшные дни, по воспоминаниям солдат, подо Ржевом шли тяжелейшие бои.

Поэт А.Твардовский сразу после войны написал стихотворение «Я убит подо Ржевом...», это было стихотворение от лица погибшего солдата. Поэт выполнял свой долг перед павшими .

Стихотворение «Я убит подо Ржевом» читает ученица 5 А класса Ю. М.

Я убит подо Ржевом,

В безымянном болоте,

В пятой роте,

На левом,

При жестоком налете.

Я не слышал разрыва

И не видел той вспышки, —

Точно в пропасть с обрыва —

И ни дна, ни покрышки.

И во всем этом мире

До конца его дней —

Ни петлички,

Ни лычки

С гимнастерки моей.

Я — где корни слепые

Ищут корма во тьме;

Я — где с облаком пыли

Ходит рожь на холме.

Я — где крик петушиный

На заре по росе;

Я — где ваши машины

Воздух рвут на шоссе.

Где — травинку к травинке —

Речка травы прядет,

Там, куда на поминки

Даже мать не придет.

Летом горького года

Я убит. Для меня —

Ни известий, ни сводок

После этого дня.

Подсчитайте, живые,

Сколько сроку назад

Был на фронте впервые

Назван вдруг Сталинград.

Фронт горел, не стихая,

Как на теле рубец.

Я убит и не знаю —

Наш ли Ржев наконец?

Удержались ли наши

Там, на Среднем Дону?

Этот месяц был страшен.

Было все на кону.

Неужели до осени

Был за н и м уже Дон

И хотя бы колесами

К Волге вырвался о н?

Нет, неправда! Задачи

Той не выиграл враг.

Нет же, нет! А иначе,

Даже мертвому, — как?

И у мертвых, безгласных,

Есть отрада одна:

Мы за родину пали,

Но она —

Спасена.

Наши очи померкли,

Пламень сердца погас.

На земле на проверке

Выкликают не нас.

Мы — что кочка, что камень,

Даже глуше, темней.

Наша вечная память —

Кто завидует ей?

Нашим прахом по праву

Овладел чернозем.

Наша вечная слава —

Невеселый резон.

Нам свои боевые

Не носить ордена.

Вам все это, живые.

Нам — отрада одна,

Что недаром боролись

Мы за родину-мать.

Пусть не слышен наш голос,

Вы должны его знать.

Вы должны были, братья,

Устоять как стена,

Ибо мертвых проклятье —

Эта кара страшна.

Это горькое право

Нам навеки дано,

И за нами оно —

Это горькое право.

Летом, в сорок втором,

Я зарыт без могилы.

Всем, что было потом,

Смерть меня обделила.

Всем, что, может, давно

Всем привычно и ясно.

Но да будет оно

С нашей верой согласно.

Братья, может быть, вы

И не Дон потеряли

И в тылу у Москвы

За нее умирали.

И в заволжской дали

Спешно рыли окопы,

И с боями дошли

До предела Европы.

Нам достаточно знать,

Что была несомненно

Там последняя пядь

На дороге военной, —

Та последняя пядь,

Что уж если оставить,

То шагнувшую вспять

Ногу некуда ставить...

И врага обратили

Вы на запад, назад.

Может быть, побратимы.

И Смоленск уже взят?

И врага вы громите

На ином рубеже,

Может быть, вы к границе

Подступили уже?

Может быть... Да исполнится

Слово клятвы святой:

Ведь Берлин, если помните,

Назван был под Москвой.

Братья, ныне поправшие

Крепость вражьей земли,

Если б мертвые, павшие

Хоть бы плакать могли!

Если б залпы победные

Нас, немых и глухих,

Нас, что вечности преданы,

Воскрешали на миг.

О, товарищи верные,

Лишь тогда б на войне

Ваше счастье безмерное

Вы постигли вполне!

В нем, том счастье, бесспорная

Наша кровная часть,

Наша, смертью оборванная,

Вера, ненависть, страсть.

Наше все! Не слукавили

Мы в суровой борьбе,

Все отдав, не оставили

Ничего при себе.

Все на вас перечислено

Навсегда, не на срок.

И живым не в упрек

Этот голос наш мыслимый.

Ибо в этой войне

Мы различья не знали:

Те, что живы, что пали, —

Были мы наравне.

И никто перед нами

Из живых не в долгу,

Кто из рук наших знамя

Подхватил на бегу,

Чтоб за дело святое,

За советскую власть

Так же, может быть, точно

Шагом дальше упасть.

Я убит подо Ржевом,

Тот — еще под Москвой...

Где-то, воины, где вы,

Кто остался живой?!

В городах миллионных,

В селах, дома — в семье?

В боевых гарнизонах

На не нашей земле?

Ах, своя ли, чужая,

Вся в цветах иль в снегу...

Я вам жить завещаю —

Что я больше могу?

Завещаю в той жизни

Вам счастливыми быть

И родимой отчизне

С честью дальше служить.

Горевать — горделиво,

Не клонясь головой.

Ликовать — не хвастливо

В час победы самой.

И беречь ее свято,

Братья, — счастье свое, —

В память воина-брата,

Что погиб за нее.

2  Ведущий __________________________

Поэт Семён Гудзенко  в 1941 году добровольцем ушёл на фронт, стал пулемётчиком, был тяжело ранен, но прошёл всю войну.  Это была его судьба, как и судьба всех его сверстников.

Семён Гудзенко. Моё поколение.. Читает И. Б., 6 класс.

    Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.

     Мы пред нашим комбатом, как пред господом богом, чисты.

     На живых порыжели от крови и глины шинели,

     на могилах у мертвых расцвели голубые цветы.

     Расцвели и опали... Проходит четвертая осень.

     Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят.

     Мы не знали любви, не изведали счастья ремесел,

     нам досталась на долю нелегкая участь солдат.

     У погодков моих ни стихов, ни любви, ни покоя -

     только сила и зависть. А когда мы вернемся с войны,

     все долюбим сполна и напишем, ровесник, такое,

     что отцами-солдатами будут гордится сыны.

     Ну, а кто не вернется? Кому долюбить не придется?

     Ну, а кто в сорок первом первою пулей сражен?

     Зарыдает ровесница, мать на пороге забьется,-

     у погодков моих ни стихов, ни покоя, ни жен.

     Кто вернется - долюбит? Нет! Сердца на это не хватит,

     и не надо погибшим, чтоб живые любили за них.

     Нет мужчины в семье - нет детей, нет хозяина в хате.

     Разве горю такому помогут рыданья живых?

     Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.

     Кто в атаку ходил, кто делился последним куском,

     Тот поймет эту правду,- она к нам в окопы и щели

     приходила поспорить ворчливым, охрипшим баском.

     Пусть живые запомнят, и пусть поколения знают

     эту взятую с боем суровую правду солдат.

     И твои костыли, и смертельная рана сквозная,

     и могилы над Волгой, где тысячи юных лежат,-

     это наша судьба, это с ней мы ругались и пели,

     подымались в атаку и рвали над Бугом мосты.

     ...Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели,

     Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты.

     А когда мы вернемся,- а мы возвратимся с победой,

     все, как черти, упрямы, как люди, живучи и злы,-

     пусть нами пива наварят и мяса нажарят к обеду,

     чтоб на ножках дубовых повсюду ломились столы.

     Мы поклонимся в ноги родным исстрадавшимся людям,

     матерей расцелуем и подруг, что дождались, любя.

     Вот когда мы вернемся и победу штыками добудем -

     все долюбим, ровесник, и работу найдем для себя.

2 Ведущий ____________________________

Кто Русью рождённый, в Россию влюблённый, 

Тот отдал ей сердце и душу свою. 

Пред ней, величавой, склоняюсь в поклоне, 

О ней, о России, я песню пою.

1  Ведущий ____________________________

Про белые рощи и ливни косые,
Про желтые нивы и радость весны.
Любите Россию, любите Россию!
И будьте России навеки верны!

2 Ведущий ____________________________

Стихотворение «Россия начиналась не с меча» Эдуарда Асадова читает ученица 7 А класса К. К.


Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась...

И стрелами звеневшие бои
Лишь прерывали труд ее всегдашний.
Недаром конь могучего Ильи
Оседлан был хозяином на пашне.

В руках, веселых только от труда,
По добродушью иногда не сразу
Возмездие вздымалось. Это да.
Но жажды крови не было ни разу.

А коли верх одерживали орды,
Прости, Россия, беды сыновей.
Когда бы не усобицы князей,
То как же ордам дали бы по мордам!

Но только подлость радовалась зря.
С богатырем недолговечны шутки:
Да, можно обмануть богатыря,
Но победить - вот это уже дудки!

Ведь это было так же бы смешно,
Как, скажем, биться с солнцем и луною.
Тому порукой - озеро Чудское,
Река Непрядва и Бородино.

И если тьмы тевтонцев иль Батыя
Нашли конец на родине моей,
То нынешняя гордая Россия
Стократ еще прекрасней и сильней!

И в схватке с самой лютою войною
Она и ад сумела превозмочь.
Тому порукой - города-герои
В огнях салюта в праздничную ночь!

И вечно тем сильна моя страна,
Что никого нигде не унижала.
Ведь доброта сильнее, чем война,
Как бескорыстье действеннее жала.

Встает заря, светла и горяча.
И будет так вовеки нерушимо.
Россия начиналась не с меча,
И потому она непобедима!

1  Ведущий ____________________________

        Откуда начинается Россия?
С Курил? С Камчатки? Или с Командор?
О чём грустят глаза её степные, 
Над камышами всех её озёр?
Россия начинается с пристрастья,
К труду, к терпенью, к правде, к доброте.
Вот в чём её звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела её большие, её неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней, – Россия, 
Не с гор берёт начало, а с тебя.

Видеофрагмент «Россия – это ты.»

Стихи В.Бокова

http://bytiye.ru/temy/milyavskiy-o-russia.html Стихи Олега Милявского «Любите Россию»

https://45parallel.net/viktor_bokov/otkuda_nachinaetsya_rossiya.html Виктор Боков.«Откуда начинается Россия»

https://www.liveinternet.ru/users/dara3/post167667649/Николай Рубцов. Россия, Русь – куда я ни взгляну…


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Российский Союз молодёжи Саратовская областная организация Конкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!» НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему: « Россия – Родина моя»

Российский Союз молодёжиСаратовская областная организацияКонкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!»     НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему:« Россия ...

Российский Союз молодёжи Саратовская областная организация Конкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!» НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему: « Россия – Родина моя» Утопия на тему: «РУСЬ… ДАЙ ОТВЕТ…»

Российский Союз молодёжиСаратовская областная организацияКонкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!»     НОМИНАЦИЯСочинение - эссе на тему:« Россия – Роди...

Литературный вечер «Люблю тебя, родина, кроткая…», посвящённый творчеству С. А. Есенина.

Литературный вечер "Люблю тебя, родина кроткая..." посвящён творчеству С. А. Есенина. Плоть от плоти русского народа, Есенин стал подлинным народным художником слова, «всем существом поэта» ...

классный час "Люблю тебя моя Россия"

Классный час по технологии уроков семейной любви Е.В.Бачевой...

"Я узнаю в тебе мою Россию" (адаптированная программа по литературному краеведению в 5 классе)

Адаптированная программа по литературному краеведению в 5 классе "Я узнаю в тебе мою Россию" написана в 2005-2006 учебном году и успешно апробирована....

Тематический вечер "СЛАВЛЮ ТЕБЯ, РУССКИЙ ЯЗЫК !"

       Мы будем говорить о необходимости изучения русского языка, о людях, внесших огромный вклад в развитие и культуру России, о словарях, которые  мы используем в раб...