методическая разработка "Скажи кукушка"
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Хореографическая композиция
«Скажи кукушка»
Работа и постановка: Колоколова Алена Юрьевна
Дата ________________
Подпись_________________
Подтверждающий: __________________________
Дата ________________
Подпись_________________
Подтверждающий: __________________________
Дата ________________
Подпись_________________
Карабаново 2018
Содержание
1. Название номера, вид, жанр, форма номера, автор музыки или музыкальной обработки 3
4. Количественный состав исполнителей и возможные варианты его изменения 9
7. История танцевального номера 10
1. Название номера, вид, жанр, форма номера, автор музыки или музыкальной обработки
Название номера: «Скажи кукушка»
Название номера помогает зрителю настроится на атмосферу танцевального номера, а также сформировать образы для восприятия происходящего на сцене.
Название «Скажи кукушка» буквально отражает обращение к птице с целью узнать свою дальнейшую судьбу, после чего выбрать собственный путь по которому исполнителю необходимо пройти.
Вид номера: Эстрадный танец с элементами джаз-модерна
Танец нельзя отнести полностью к современной хореографии, так как в номере присутствуют адаптированные движения из различных танцевальных направлений, с помощью которых усиливается раскрытие танцевальной композиции и ее эмоциональной составляющей.
За основу был выбран стиль джаз-модерн, так как это танец имеющий в арсенале широкий выбор средств выражения. Благодаря этому он свободен и зрелищен, ни в чем не ограничивает танцора.
Жанр номера: Военно-патриотический
Номер рассказывает зрителю о чувствах и переживаниях девушек во время войны. Танцевальная композиция нацелена показать внутренний мир, метания и сложность выбора действий, которые необходимо предпринять исполнителям, чтобы выжить. Номер не только о войне, но и о силе воли девушек, которые остались совершенно одни.
Форма номера: Крупная
Крупная форма нацелена на массовый танец – неограниченное количество участников, исполняющих групповые и индивидуальные движения. Крупная форма дала возможность построения вариации танцевальных рисунков: построение различных видов диагоналей, шахматного рисунка, кучи, квадраты, круг; что отражает разнообразие хореографической картины происходящего.
Автор музыки или музыкальной обработки: Полина Гагарина «Кукушка»
Музыка полностью отражает эмоциональное состояние исполнителей и помогает воплощению танцевальных движений. На протяжении всей композиции идет обращение к окружающему миру, в котором находятся девушки во время войны. Они обращаются к кукушке, к солнцу и просят у них внимания и сопереживания, просят совета в противоречивых ситуациях и пытаются найти выход из них. Девушки понимают, что у них мало возможностей выжить в битве, они растерянны и постоянно ищут ответы на многочисленные вопросы. В словах заложен глубоких смысл, который заставляет проявить волю и принимать непредвиденные решения.
2. Идея и тема номера
Тема: Чувства девушек во время войны.
Война - это страшное и пугающее событие. Отправляя мужчин на войну женщины и дети остаются одни без сильного плеча, поэтому им приходится выживать самим. Они видят происходящее вокруг, война доходит и до них. Чувство страха, безысходности, безнадежности просыпается в каждом. Оставшись одни девушки пытаются ухватиться за любую возможность, чтобы спастись и найти выход: «Что делать дальше?», «У кого спросить совета?», «У кого узнать дальнейшую судьбу?»; эти вопросы и раскрываются в номере с помощью текста песни и движений, тем самым отражается тема танцевальной композиции.
Идея: Процесс раскрытия психологического поведения и внутренних чувств во время военных действий.
Идея – решение какой-либо темы и отраженных в ней вопросов, с ответами на которые идет процесс принятия окончательного решения и заключение танцевального номера. Раскрытие идеи начинается с осмысления исполнителями того, что они остались одни в период военных действий. Единственное, что у них осталось это окружающая их природа и мысли о скором окончании жизни. Они пытаются стать сильными, о чем говорят слова песни и сопутствующие им движения: «Моя ладонь превратилась в кулак», «Если есть порох – дай огня». Платок на головах исполнителей становится неким символом огня, который помогает им пройти путь до принятия главного решения. От безысходности девушки обращаются к кукушке, чтобы узнать их судьбу и просят совета: «В городе мне жить или на выселках», «Камнем лежать или гореть звездой». Единственной опорой для них становится солнце – символ света и защиты, поэтому исполнители борются за его внимание: «Солнце мое, взгляни на меня». Девушек не покидают мысли о мужчинах, которые ушли в бой, вследствие чего становится еще больнее и страшнее двигаться дальше: «Сильные да смелые головы сложили в поле, в бою», «Мало кто остался в светлой памяти». В процессе нескончаемых метаний и боли, потеряв волю и надежду исполнители приходят к единственному решению: Лучше сгореть в собственном огне, чем умереть от руки врага.
3. Драматургия номера
В данной работе будут отражены основные движения и рисунки танцевальной композиции. Подробное описание танца представлено в видео-приложении, которое содержит концертную запись номера в двух вариантах: 2015 года – первоначальный вариант, 2018 года – доработанный вариант.
Экспозиция: Исполнители расположены по диагонали сцены с 8 на 4 точки зала. Первые 6 танцоров в партере, остальные 6 танцоров стоят в шестой позиции (расположение идет по нарастающей), взгляд и голова опущены в пол, руки расположены сзади как крылья. [Рис.1]. Первые 8 счетов мелодии исполнители сидят неподвижно, после чего следующие 8 счетов поочередно поднимают головы и взгляд в диагональ.
Рисунок 1 – Первый рисунок танцевального номера. Диагональ с 8 на 4 точку зала
Завязка: На начало музыкальной фразы исполнители по очереди выполняют покачивания головой и плечами справа налево, далее также идет круг правой рукой (действует эффект канона) по 4 счета. Далее все вместе поднимают две руки до линии диафрагмы, после чего диагональ делится на две части по 6 танцоров. Первая часть и вторая часть делают разные движения (см.видео). Рисунок меняется и идет перестроение в 2 линии в шахматном порядке по парам (Рис.2).
Рисунок 2 – Шахматный порядок и пары в двух линиях
В данном рисунке танцоры исполняют танцевальные элементы, в которые входят смена мест в парах, параллельная позиция ног, контракшен и ролы присущие танцевальному направлению модерн-джаз. После исполнения танцевальной комбинации на две восьмерки происходит небольшое смешение влево тремя шагами и рисунок через бег перемещается в центр зала создавая кучу. Резким движением снимается с головы платок и превращается в реквизит в руке, который символизирует огонь. Эта часть 2015 и 2018 года переработана, поэтому танцевальные комбинации здесь разные.
Развитие действия: Перед началом новой музыкальной фразы рисунок меняется на 3 кучи, в которых с началом музыкальной фразы танцоры исполняют поочередно справа налево свою танцевальною комбинацию.
Рисунок 3 – 3 танцевальные кучи
Рисунок меняется на 3 диагонали – основная диагональ выполняет свою танцевальную комбинацию, 2 другие выполняют танцевальную комбинацию синхронно на 8 счетов. Следующие 8 счетов все исполнители продолжают танцевать синхронно, после чего образуют одну единую диагональ, в которой волной (т.е по очереди) выполняют движения руками, в ногах присутствует 4 джазовая позиция.
Рисунок 4 – 3 диагонали с переходом в единую диагональ
Следующий танцевальный рисунок переходит в крест, после чего смещается в 4 линии на левой части сцены.
Рисунок 5 – Крест
Рисунок 6 – 4 линии на левой части сцены
Кульминация: Далее идет танцевальная комбинация с продвижением на 4 линии по всей сцене. 1 и 3 линия выполняют единую вариацию в партере, 2 и 4 выполняют единую вариацию наверху. Эта часть различная для 2015 и 2018 года. Последнее движение в вариации – 2 и 4 линии уходят в партер и начинается совместная комбинация и выделением двух солистов. Вариация заканчивается поддержкой на задней левой части сцены. Переход на следующий рисунок из двух частей танцоров. Каждая часть выполняет свою комбинацию (Рис.7).
Рисунок 7 – Схема рассинхрона танцоров
После танцоры сбегаются по одному к центру, выражая эмоциональную мольбу к «солнцу», образуется куча (Рис.8). Эта часть различная для 2015 и 2018 года.
Рисунок 8 – Общая куча исполнителей
На 8 счетов идет синхронная комбинация. Эта часть различная для 2015 и 2018 года.
Развязка: Куча рассыпается на 2 круга (внешний и внутренний), по кругу в противоположные стороны выполняется сценический бег 8 счетов, следующие 4 счета шене в кучу на предыдущем рисунке. Поочередно выбрасываются из рук платки вверх, и исполнитель падает и зажимается в позе ребенка, на окончательные 4 счета платок выбрасывает последняя девушка и опускается вниз подняв руки в падающему платку. Конечная поза: девушки лежат накрытые упавшими платками, картинка символизирует вечный огонь. Эта часть различная для 2015 и 2018 года.
4. Количественный состав исполнителей и возможные варианты его изменения
Количество исполнителей в номере 12 человек – девушки.
Номер рассчитан на четное количество девушек, изменение количественного состава возможно, но не меньше 8 человек и не больше 16 человек, иначе номер потеряет свое выражение и экспозицию.
5. Особые указания к исполнению номера (особенности характера и манеры исполнения, виды взаимоотношений)
Исполнители должны владеть техникой modern-jazz танца, а так также основами классического танца и обладать отличными физическими данными (шаг, гибкость, выворотность, прыжки), а также владеть актерскими данными. В номере используется поддержка высокого уровня, поэтому исполнителям необходимо уметь чувствовать друг друга. В номере часто используется 2-я параллельная позиция ног, различного вида swing и roll, contractjon. Музыкальный материал достаточно сложный, поэтому исполнители должны быть музыкальны: уметь слышать музыкальные акценты, чувствовать ритмическую и темповую структуру музыки. Также в номере есть импровизационные части, которые требуют высокого актерского мастерства и умения быстро «перестраиваться» на различные контрастные эмоции, сохраняя одновременно общее настроение всего номера. Только правильно воплотив каждый образ, исполнители смогут донести смысл происходящего на сцене и раскрыть идею хореографического произведения.
6. Сценическое оформление номера (описание костюмов, реквизит, световое оформление, сценический грим и прическа)
Костюм девушки состоит из:
- черная юбка в пол из органзы, либо любой другой легкой ткани,
- черный бархатный купальник с воротом под горло и длинными рукавами,
- черные плотные колготки,
- черные балетки либо джазовки,
- красный платок из органзы, либо любой другой легкой ткани.
Реквизит: красный платок, который повязан на голове, впоследствии становится реквизитом и символом огня (берется в руку)
Световое оформление: приглушенный свет с фонарями красного, синего либо желтого цвета. В зависимости от возможностей сцены световое оформление может меняться.
Сценический грим: не предусмотрен, кроме красной помады на губах
Прическа: низкий пучок без сетки либо черная сетка.
7. История танцевального номера
Хореографическая композиция «Скажи кукушка» постановщик Колоколова Алена Юрьевна была поставлена в 2015 году.
Изначально исполнителями номера были воспитанницы ансамбля «Сувенир» руководитель Цыпленкова Валентина Александровна. При объявлении номера ни разу не объявлялся его постановщик.
В 2017 году танцевальный номер получил Гран-при за постановку на конкурсе «Танцующий город» г.Александров, также без объявления постановщика номера.
С начала 2018 года по текущее время номер исполняется ансамблем «Сувенир» без разрешения постановщика номера.
В феврале 2018 года танец доработан и изменены некоторые хореографические отрывки. Исполнителями стали танцевальная студия D-dance под руководством Малолеева Дениса Вячеславовича, с разрешения постановщика номера. При объявлении номера объявляется поставщик.
В 2018 году танцевальный номер получил награду «Лауреат 3 степени» на конкурсе «Танцующий город» г.Александров, с объявлением постановщика номера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация на тему "Кукушка"
Материал для ознакомления учащихся с жизнью лесных птиц- кукушкой....
Урок чтения "Кукушка" ненецкая сказка 3 класс
На основе ненецкой народной сказки «Кукушка» особое внимание я уделила воспитанию у детей отзывчивости, доброты, заботливого отношения к матери. Учащиеся должны определить основную мысль текста ...
Профориентация по профессиям в сказочной форме "Кукушка"
Рассказ о профессиях...
Смысл названия и основные проблемы рассказа И.А. Бунина "Кукушка" (мастерская построения знаний и творческого письма).
Конспект открытого урока по литературе в 7 классе по рассказу И.А. Бунина "Кукушка" с применением технологии мастерских....
Конспект урока по чтению 7 класс И.А. Крылов "Кукушка и Петух"
Урок поможет создавать на уроке благоприятный психологический микроклимат, способствующий раскрытию личностных качеств каждого учащегося;познакомить учащихся с басней И. А. Крылова; вспомнить другие, ...
Кукушка.docx
Аннотация.Предлагаемый урок является одним из системы уроков, разработанных творческой группой по интеграции и метапредметным подходам в преподавании предметов школьной программы. Це...
Полет над гнездом кукушки
Сценарий.« Полет над гнездом кукушки»Полная версия...