Кукушка.docx
план-конспект урока по психологии (11 класс) на тему

Аннотация.

Предлагаемый урок является одним из системы уроков, разработанных  творческой группой  по интеграции и метапредметным подходам в преподавании предметов школьной программы.  Целью подобных уроков является не только выработка  традиционных знаний, умений и навыков, но и развитие у современных школьников  умения анализировать, сопоставлять, делать выводы, а также подготовка их  к взрослой жизни в социуме.

При этом особенно важным является формирование гуманного мировоззрения, нравственной воспитанности, ответственности за свои поступки.

Метапредметные подходы в образовании ставят ученика в ситуацию выбора правильной жизненной позиции  с помощью  ролевой игры (суд присяжных, необитаемый остров, психиатрическая лечебница и т. п.).

После каждого урока проводится  рефлексия, результаты которой позволяют судить о высоком интересе  учащихся к подобным занятиям и формировании положительной мотивации и гуманного мировоззрения.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kukushka.docx.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                   Антипова Г. В.,

                            Заслуженный учитель РФ, учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ с УИОП №14»,

К. Маркса 62В

Магаданская область,  г. Магадан.

Домашний телефон:  +7 (413)2642465

Мобильный телефон: 8(914)8550595

Педагогический стаж: 32 года.

Антипова А.А.,

                        Педагог-психолог

МАОУ «СОШ СУИОП №14»,

К. Маркса 62В

Магаданская область, г. Магадан.

Мобильный телефон: 8(914)8524500

E-mail: anechka.antipova.1984@mail.ru

Педагогический стаж: 9 лет.

                             

Аннотация.

Предлагаемый урок является одним из системы уроков, разработанных  творческой группой  по интеграции и метапредметным подходам в преподавании предметов школьной программы.  Целью подобных уроков является не только выработка  традиционных знаний, умений и навыков, но и развитие у современных школьников  умения анализировать, сопоставлять, делать выводы, а также подготовка их  к взрослой жизни в социуме.

При этом особенно важным является формирование гуманного мировоззрения, нравственной воспитанности, ответственности за свои поступки.

Метапредметные подходы в образовании ставят ученика в ситуацию выбора правильной жизненной позиции  с помощью  ролевой игры (суд присяжных, необитаемый остров, психиатрическая лечебница и т. п.).

После каждого урока проводится  рефлексия, результаты которой позволяют судить о высоком интересе  учащихся к подобным занятиям и формировании положительной мотивации и гуманного мировоззрения.

                               

Метапредметный урок в 11 Б классе

Тема  « Помочь (,) (?) нельзя (,) (?) убить» (по роману К. Кизи

«Полет над гнездом кукушки»).

(1 час).

                                                                Эпиграф:   Кто -  из дома, кто – в дом,

Кто -  над кукушкиным гнездом.

(английская считалка)

 Цели урока:

1) раскрыть учащимся   психологические аспекты романа К. Кизи,  дать понятия «сознание», «подсознание», «бессознательное» и дать понятие допустимости границ   воздействия на человеческую  психику;

2) продолжить работу над развитием логического мышления,  умением выделять главное, сопоставлять, делать выводы; 

3) воспитывать уважение к человеческой личности и неприятие к

         насилию над ней.

Оборудование: мультимедийное оборудование, фрагменты фильма

М. Формана « Пролетая над гнездом кукушки», листы с заданиями, оформление доски.

Ход урока.

I  этап урока.  Видеофрагмент фильма:  эпизод. «1 сеанс мисс Рэтчет» (3-

5 мин.)

Учащиеся просматривают видеофрагмент с целью последующего

обсуждения.

II этап урока. Вступительное слово учителя литературы. Беседа с

классом.

1) Где мы сейчас находимся? Ответы учащихся (В специализированной клинике для душевнобольных»; «В психиатрической больнице).

2) Вспомнили, откуда этот фрагмент?  Ответы  учащихся  (Из фильма М. Формана  по роману К. Кизи «Пролетая над гнездом кукушки»).

      3)Назовите главного героя произведения? Ответы  учащихся  (Рендольф

      Мак-Мёрфи).

 4) И в чем-то тоже главного героя, но со знаком минус? Ответы      

 учащихся. (Мисс Рэтчет).

 5) Чего хочет Мак-Мерфи  от окружающих? Ответы учащихся (Активности, стремления к сопротивлению окружающим обстоятельствам, пробуждения к  нормальной жизни).

      III  этап урока. Вступительное слово психолога.  Давайте посмотрим на мисс    

       Рэтчет и её сеансы глазами психолога. Вспомним содержание романа.

1) Что она делает?  Ответы учащихся  (Манипулирует, унижает, заставляет говорить о неприятных вещах).

2) Как они реагируют? Ответы учащихся (Отворачиваются, закрывают глаза, плачут).

3)Почему они так реагируют? Ответы учащихся (Слабая воля, расшатанная психика).

4) Зачем ей это?  Ответы учащихся  (Ей нравится чувствовать свою власть над  людьми.  Ей это доставляет моральное и физическое удовлетворение)

Комментарий психолога.

Она унижает их, грамотно манипулируя их сознанием. Она использует психологические методы беседы: наблюдение за пациентами, повтор ранее прозвучавших от них высказываний, привлечение внимания других доброжелательными в кавычках фразами типа «Кто еще хочет высказаться», искусственным завышением самооценки Билли « Я хочу, чтобы первая запись в моем журнале была о тебе».

Она прикрывается добродетелью, говоря о том, что все присутствующие -  полноправные члены общества и имеют право выражения собственного мнения. Она непревзойденный манипулятор. Они реагируют по – разному, но все отрицательно: плачут, закрывают уши, глаза, отворачиваются.

Почему же они так реагируют? Потому что она использует методы психологического давления на них: заставляет говорить о болезненных для них темах прилюдно, нарушая личное пространство, давит вопросами, не давая возможности ответить осознанно, и аргументировано, использует при этом метод допроса, как у следователя.

Она подавляет волю и сознание и без того психически расстроенных людей, не давая им поправиться, выздороветь, избавившись от своих проблем.

Здесь нам нужно обратиться к истокам психоанализа. Предлагаю посмотреть на  следующую схему на доске, придуманную американским психоаналитиком  З. Фрейдом. Начертите её в своих тетрадях.

         Я

      Сознание

 Подсознание

 Бессознательное

Большинство поступков мы совершаем сознательно, например: идем в школу, чистим зубы, одеваемся. Часть наших мыслей может быть запретной: желание убить, украсть, обмануть и т. д. Если мы не поделимся данными идеями с окружающими или не направим их в позитивное русло, например: «Не буду я воровать миллион из банка, лучше устроюсь на вторую работу», то эти запретные мысли откладываются в подсознании, вынашиваются там, не имея выхода, и уходят в область бессознательного.

Приведу пример из литературного произведения: Раскольников решил сознательно убить старуху-процентщицу. О вместо того, например, чтобы заработать переводами, поговорить с Соней, с сестрой, начинает зацикливаться на этих мыслях в своем подсознании, они уходят в бессознательное. И на следующее утро он просыпается с четкой мыслью о том, что он должен убить и никак иначе.

Цитата из «Преступления и наказания»: « Последний же день ….. подействовал на него почти совсем  механически:  как будто его кто-то взял за руку и потянул за собой, неотразимо, слепо, с неестественной силой, без возражений. Точно он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало в нее втягивать…».

То же самое происходит с людьми с маниакальными наклонностями.

Вернемся к мисс Рэтчет: она загоняет их проблемы глубоко  в область подсознания, не давая им выхода из тупиковых ситуаций, никак не помогая. Зачем ей это? Она сама, скорее всего, неудовлетворенная личность, она получает моральное и физическое удовлетворение от страдания и унижения других, питаясь чужими несчастиями.

IV этап урока. Слово психолога.

 - А каким должен быть тренинг психолога? Ответы учащихся (Доброжелательная атмосфера, уважение к  личности, искреннее желание помочь).

 Давайте попробуем провести его небольшой элемент. Передать по кругу игрушку или предмет, давая определение, что такое жизнь для вас

«Жизнь – это…»

Комментарий: (элемент этого тренинга помогает осознанию себя полноценной личностью и жизни как величайшей человеческой ценности).

V  этап урока. Слово учителя литературы.

 - Обратимся  к теме урока:

 - Итак, где поставим запятую, исходя из интересов личности и ценности жизни?  

Ответы учащихся. (Убить нельзя, помочь).

Давайте вникнем в смысл эпиграфа еще раз:  К. Кизи поднимает проблему людей, выкинутых, непонятых обществом, которым иногда просто не хватает дружеской руки, человеческого участия, доброты.

                                                                                                           

2013-2014 учебный год.

Приложение

Лист заданий.

 Мне нравится, когда люди_____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Чтобы не загнать запретную мысль в подсознание, нужно__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В моем понимании, свобода личности означает________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Я советую всем прочитать роман К. Кизи и посмотреть фильм

 М. Формана « Пролетая над гнездом кукушки», потому что____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Напишите, понравилось ли вам занятие или нет? Аргументируйте свой ответ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________