Статья о разработке мастер-класса "К народным истокам"
статья (7 класс) на тему

Ковалевская Ольга Михайловна

Методическая разработка будет интересна педагогам дополнительного образования по направлению "Хореография"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка  мастер-класса

 

«К народным истокам!»

  1. Пояснительная записка
  2. Цели и задачи
  3. Сроки проведения
  4. Участники
  5. Программа мастер-класса
  6. Учебно-тематический план
  7. Оснащение
  8. Подведение итогов

Пояснительная записка

Мастер-класс относится к области хореографии и ориентирована на детей подростков.

Русский народный танец – это танец, с самой богатой и насыщенной историей. Он берет свои истоки еще со времен Древней Руси. Его образованию послужили народные массовые пляски и гуляния, веселые большие хороводы и т.п. Все эти задорные мероприятия были неотъемлемой частью жизни русского человека. Без них не проходил ни один праздник, ни одна ярмарка или другая увеселительная программа. В отличие от современного человека, люди в эпоху Древней Руси умели радоваться жизни.

Танцевальное искусство с незапамятных времен в жизни человека важное место. Одним из основных жанров русского народного танца является перепляс.

Перепляс распространен по всей России, и каждая область вносит что-то свое, создавая разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения.

Переплясы исполняются в медленном, среднем и быстром темпах.

Перепляс– танец массовый, в котором могли принять участие все желающие, но чаще всего основным участником и организатором была молодежь.

 Есть еще большие, значительные темы, в той же мере волнующих детей,- патриотизм, любовь к Родине, героика борьбы за счастье своего народа. Мир во всем мире, дружба всех народов! Эти идеи величайшего гуманизма – поистине неисчерпаемый источник вдохновения для людей искусства.

Трудно было бы представить себе современное общество, если бы оно было лишено танцевального искусства.

Русский народный танец ни за что не спутаешь с любым другим. Это особенный вид колоритной хореографии. У этого танца масса отличительных характеристик и особенностей. Во-первых, русский народный танец – это задорные пляски с прыжками и активными движениями, которые неизменно сопровождаются бесконечным юмором и смехом. Во-вторых, обязательным атрибутом этого танца являются национальные костюмы – не менее яркие и красивые, чем сами пляски. Русский народный танец очень богат на самые разнообразные хореографические па, в его основе лежит сразу несколько видов танца, а именно: пляска, хоровод и кадриль. Можно с полной уверенностью сказать, что русский народный танец – это своеобразное олицетворение характера русского человека и его души. Ведь нет, наверное, более веселого и обаятельного танца во всем мире. У русского человека неимоверно широкая и добрая душа – такой же и танец его народа.

На Севере часто говорят, что перепляс не водят, а ходят.

На формирование южного стиля исполнения перепляса оказало влияние близкое соседство малороссов .

Танец – это всегда искренний и самый глубокий ответ личности обществу. Народно-характерный танец творчество, направляемое темпераментом, национальным характером, менталитетом, природной одаренностью и так называемым «колоритом духа».

Как бы там ни было, определенная аналогия между национальным характером и национальными танцами напрашивается сама собой. В танце душа народа.

  1. Цели и задачи мастер-класса:
  • Формирование мотивации и познавательной потребности к народной хореографии посредством игрищ;
  • Формирование у молодежи интереса и уважения к традициям, обрядам и обычаям русской культуры;
  • Формирование у молодежи разнообразных танцевальных умений и навыков;
  • Поддержка инициативы и творчества подростков в области народной хореографии;
  • Развитие творческого потенциала и потребность к самовыражению.
  • Распространение и передача опыта в области применения игровых  технологий в практическую деятельность лидеров

  1. Сроки проведения: с 08.04.16г.- 10.04.16г.

  1. В мастер-классе принимают участие ученики старшей школы.

  1. Программа мастер-класса (актуальность).

Своеобразие и ценность программы в том, что из огромного потока информации о народной хореографии была выбрана и переработана на уровень восприятия подростками.

Учебно-тренировочный процесс обучения состоит из периодов: подготовительного, выступления, переходного. Каждый период имеет свои задачи, в зависимости от них уроки хореографии классифицируются следующим образом:

Обучающий урок. Основная задача обучающего урока – освоение отдельных элементов народного танца и соединений их.

Тренировочный урок. Задача тренировочного урока – подготовить тело к работе, а так же сохранить достигнутый уровень хореографического мастерства.

Разминочный урок. Цель разминочного урока – разогрев мышц (стабильный комплекс упражнений) и снятие излишней психологической напряженности.

Итоговый урок- выступление на концерте с номером объединивший разнообразие русской культуры в сценических игровых моментах, через средства народной хореографии.

Критерии оценки:

- манера исполнения хороводов в разных областях;

- коллективное исполнение;

- знание рисунков и быстрое перестроение;

- артистизм;

Подводя итоги и анализируя результаты можно сделать выводы: в результате изучения некоторые национальные особенности танца у подростков развивается уверенность в себе, самоутверждение, понимание необходимости знания национальных традиций и колорит русской культуры. Формируются положительный навык общения в коллективе, выработки и воспитание необходимых качеств в личности: трудолюбие, усидчивость, целеустремленность.

Программа рассчитана на детей подростков. Формы проведения занятий: коллективные, групповые, индивидуальные в зависимости от уровня подготовки.

  1. Учебно-тематический план

п.п.

Тема занятий

Общее

кол-во

часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

Русский танец.

1

1

-

2.

Основные фигуры перепляса.

6

1

5

3.

Манера в русском танце.

2

1

1

4.

Трюки в русском танце

8

1

7

ИТОГО:                                                                17           4              13

7. Оснащение

Для выполнения данной программы необходимо:

От каждой школы два человека Д+М (желательно с танцевальной подготовкой).

Танцевальный зал оборудованный зеркалами с деревянным полом или сценическая площадка.

Техническое оснащение: музыкальный центр с носителем CD.

Форма для репетиций и выступлений:

Мальчики: для репетиций свободная спортивная форма, народные сапоги или туфли черного цвета; на выступление рубахи-косоворотки и кушаки, черные свободные брюки или джинсы. Обувь чешки, туфли черного цвета или народные сапоги. А также ярмарочные русские головные уборы (большие яркие скоморошьи колпаки и т.д.);

Девочки: свободная спортивная форма, обувь чешки, туфли черного цвета.

На выступление: русский сарафан, белая кофта, головной убор. ярмарочные головные уборы (колпаки, большие яркие береты, шляпы с полями и т.д.).

8. Подведение итогов

Итогом плодотворной работы будет выступление на концерте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа "Народная война против армии Наполеона""

Цель:    Создание условий для формирования активной жизненной позиции обучающихся,  их гражданского становления.Задачи:1. Приобщить  обучающихся к изучению героической и...

Методическая разработка к программе "Народно - сценический танец"

Шуточный танец "Валенки" (первый год обучения)...

«Возвращение к народным истокам»

"Промыслы и ремесла на Кубани"...

Методическая разработка раздела воспитательной программы «ИСТОК».

Раздел:«Творческий потенциал и творческая активность учащихся».Цель:ü Создание условий для развития и совершенствования творческого потенциала и творческой активности ученика...

Разработка урока курса «Социокультурные истоки» 8 класс по теме «Языки без слов»

Взаимодействуя между собой, люди общаются. Общение – это социально – психологический процесс взаимодействия двух или более людей. В процессе общения взаимодействуют именно люди. Употребление выражения...

Методическая разработка вводного занятия кружка "Истоки"

Методическая разработка вводного занятия кружка "Истоки"...

Статья на НПК "Бурятский мир: от истоков к будущему"

Статья "Использование песен на уроках бурятского языка как второго"...