Методическая разработка раздела воспитательной программы «ИСТОК».
методическая разработка (9 класс) на тему
Раздел:
«Творческий потенциал и творческая активность учащихся».
Цель:
ü Создание условий для развития и совершенствования творческого потенциала и творческой активности ученика
Задачи:
ü Поиск путей, направленных на развитие и успешную реализацию творческих способностей детей.
ü Создание благоприятных условий для реализации их личных творческих способностей.
ü Создание системы целенаправленной работы по развитию творческих способностей и творческой активности учащихся,
ü Поддержка детской одаренности, таланта
ü Стимулирование творческой деятельности.
Ожидаемый результат:
Формирование стремления реализовывать свои творческие способности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_razdela_vospitatelnoy_programmy.docx | 33.15 КБ |
metodicheskaya_razrabotka_razdela.pptx | 603 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка раздела
воспитательной программы «ИСТОК».
Раздел:
«Творческий потенциал и творческая активность учащихся».
Цель:
- Создание условий для развития и совершенствования творческого потенциала и творческой активности ученика
Задачи:
- Поиск путей, направленных на развитие и успешную реализацию творческих способностей детей.
- Создание благоприятных условий для реализации их личных творческих способностей.
- Создание системы целенаправленной работы по развитию творческих способностей и творческой активности учащихся,
- Поддержка детской одаренности, таланта
- Стимулирование творческой деятельности.
Ожидаемый результат:
Формирование стремления реализовывать свои творческие способности.
Психолого-педагогическая характеристика возрастных особенностей учащихся
Развитие творческого мышления необходимо осуществлять с учетом психолого-возрастных особенностей детей, а также методов и средств творческого развития, соответствующих этому возрасту.
Средний школьный возраст – переход от детства к юности, период «полуребенка- полувзрослого». У школьника подростка этот переход связан с включением его в доступные ему формы общественной жизни. Вместе с тем меняется и реальное место, которое ребенок занимает в повседневной жизни окружающих его взрослых, в жизни своей семьи. Теперь его физический силы, его знания и умения ставят его в некоторых случаях на равную ступень с взрослыми, а кое в чем он даже чувствует свое преимущество. Иногда он признанный «чинильщик» механизмов, иногда он оказывается главным домашним «комментатором» общественных событий.
В этом возрасте происходит бурный рост и развитие всего организма.
Значительно возрастает сила мышц. А вот развитие внутренних органов
происходит неравномерно, что приводит к различным нарушениям: учащение сердцебиения, учащенное дыхание. Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма. Продолжается развитие нервной системы, мыслительной деятельности.
Мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми школьник руководствуется в своем поведении, еще не приобрели устойчивость, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни.
Правильно организованному воспитанию принадлежит решающая роль. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность.
Поэтому творческие работы позволяют детям данного возраста чувствовать себя увереннее. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах – необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив.
В 9 классе обучается 17 человек. Из них 8мальчиков и 9 девочек. 1997 г.р.-1 человек; 1998г.р. – 13 человек; 1999 г.р.-3 человека. Основной состав обучаются в данной школе с 1 класса.
Социум: Полные семьи – 4; неполные семьи – 9; с отчимом – 2;опекаемые – 1;
воспитываются с бабушкой -1. 6 учащихся проживает в квартирах с частичными удобствами; 3 человека в квартирах с удобствами; 7 человек в частных домах, 1 – в неблагоустроенной квартире барачного типа.
В результате медицинских осмотров у обучающихся выявлены следующие заболевания: патология зрения – 3; опорно-двигательный аппарат – 2; сердечно-сосудистой системы – 4; нервной системы -2.
По результатам успеваемости, диагностики познавательных процессов с учетом речевого развития, класс можно разделить на 2 уровня обучаемости:
- Средний – 6 обучаемых. Внимание произвольное, объем, концентрация и устойчивость средние, преобладает механическая память. Для усвоения материала необходимо постоянное повторение. При работе необходима помощь учителя. Учебный материал усваивают.
- Низкий – 11 обучаемых. У них слабо развита механическая, слуховая, моторная память. Она кратковременна, непрочна. Этой группе необходимы выполнение заданий с комментированием, объяснение каждого действия. Слабо развита речь, небольшой словарный запас.
Коллектив обучающихся разбит на микрогруппы, но сплочены и внимательны друг к другу. Четверо обучающихся относятся к детям «группы риска».
Отношения с классным руководителем с первых дней (февраль 2010) сложились доброжелательные. Класс в эмоционально-волевой сфере в целом уравновешен. Отношения между детьми дружеские. Непринятых и отвергнутых в классе нет.
Технологии, методы, формы организации деятельности учащихся.
Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации.
В соответствии с общественными потребностями, которые на сегодняшний день определены: обществу необходим Человек – Творец, интеллектуальная личность, человек одарённый, объектом пристального внимания является развивающаяся личность с её внутренним миром, интересами, творческими возможностями.
В основе моей работы с учащимися по развитию творческих способностей лежит Сократа: «В каждом ребенке есть солнце, только дайте ему светить».
Если творчество не станет ценностной ориентацией в юношеский период, то существует вероятность, что оно не будет сформировано и в будущем. Следовательно, не поддержав в этом возрасте развитие личностного творческого потенциала, мы обрекаем личность на большие трудности.
Поэтому большая роль отводится творческому развитию личности.
Для начала важно было определить, что такое творчество и творческая личность: Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано или сделать по-новому, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству, а творчество - это целенаправленная деятельность человека, создающая новые ценности, обладающие общественным значением. Новизна может быть объективно значима или же субъективно значима. Последнее имеет большую личную значимость.
В чем проявляет себя творческая личность?
- Чувствительна к проблемам: распознает проблемы как таковые, ставит привычное под сомнение, разведывает новые возможности
- Мыслит гибко. Ориентируется в различных областях, широкий кругозор.
- Оригинальна, комбинирует различные находки.
- Работа приносит ей удовольствие.
- Вынослива, упорна, энергична, не останавливается на достигнутом.
- Уверена в своих оценках. Фильтрует перспективные идеи, распознает удачные решения.
С целью раскрытия творческих способностей учащихся использую технологию творческого развития( творчества), взяв за основу систему развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (идею общественного творчества И. П. Иванова, технологию развитию критического мышления). Данную технологию использую в учебно-воспитательном процессе. Считаю, что каждый ребенок талантлив, только нужно вовремя заметить и развить его задатки и способности.
Цель применения технологии: воспитание общественно-активной творческой личности, способной приумножить общественную культур, сделать вклад в построение правового демократического общества.
Задачи:
- формирование творческого потенциала личности посредством использования различных видов деятельности
- поддержка и развитие творчества учащихся в разнообразных его проявлениях.
Предполагаемый результат:
- развитие индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
- повышение коммуникативной компетентности учащихся;
- развитие самоуважения и формирование адекватной самооценки;
- формирование потребности в творческой самореализации личности;
- формирование уважительного отношения к личности других людей
Развитие творчества осуществляется посредством:
- игровых форм работы, КТД,
- интерактивных экспедиций,
- творческих презентаций,
- проектной и исследовательской деятельности,
- техник креативности.
Всегда стараюсь творчески подходить к организации проектной деятельности, активно использую интегрированные проекты, применяю информационные технологии. Считаю, что продукт деятельности учащихся будет выполнен на высоком уровне только тогда, когда он интересен и детям, и учителю. Ученики разрабатывают мультимедийные фильмы, проводят публичные презентации проектов с использованием ИКТ.
Развить творческие способности позволяют технологии ( техники) креативности:
- Метод смыслового видения. (Синквейн)
- Метод символического видения (ментальные карты)
- Метод мозгового штурма
- Шесть шляп
- Мыслительные стулья Диснея
Развитие творческого потенциала, формирование творческой личности учащихся возможно только при условии творческого подхода самого преподавателя к процессу обучения. Речь идет о совместном поиске, сотворчестве. В совместной деятельности творческие способности и возможности участников деятельности (партнеров) реализуются наиболее полно: дополняя друг друга, они достигают качественно нового уровня развития. В результате систематической и целенаправленной работы у учащихся формируется готовность к творческой работе, развивается воображение, мышление, появляется положительная мотивационная направленность на поиск нового, нестандартного, оригинального.
Система деятельности в рамках реализации раздела
«Творческий потенциал и творческая активность учащихся».
Система деятельности в рамках данного раздела программы разрабатывалась мной по следующим направлениям:
- «Самопознание» (Общение)
Цель: Развитие коммуникативных способностей
Задача: Всестороннее гармоническое развитие личности
- «Творчество»
Цель: Создание благоприятной образовательной среды для реализации творческого потенциала учеников;
Задачи:
- Создание условий для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии
- Формирование и развитие интереса к познанию окружающего мира
3. «Коллектив»
Цель: Сплочение классного коллектива, развитие чувства товарищества и взаимопомощи
Задача: Удовлетворение потребностей учащихся в общении с учителем и одноклассниками во внеурочное время
План мероприятий по реализации раздела
«Творческий потенциал и творческая активность обучающихся».
2013-2014 уч.год
№ | Мероприятие | Дата |
1 | Осенние посиделки | 26.10.13 |
2 | «Милая мама моя» | 30.11.13 |
3 | Новогодний серпантин | 24. 12 13 |
4 | «Валентин - крутой святоша» | 14.02.14 |
5 | «День, пахнущий мимозой» | 05.03.14 |
6 | День невинных обманов | 01.04.14 |
7 | «Подвигу народа жить в веках!» | 06.05.14 |
8 | «Звени звонок последний» | __. 05.14 |
Список использованной литературы:
- Н.И. Дереклеева, М.Ю. Савченко, И.С. Артюхова «Справочник классного руководителя 5-9 классы» «ВАКО» Москва, 2005г.
- Е.М. Сафронова «Спутник классного руководителя 9-11 классы» «Глобус» Москва 2007г
- Научно-методический журнал «Классный руководитель» №5, 6, 9 Москва 2006г.
- Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. «Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений» М.: Издательский Центр «Академия», 2002
- Ресурсы сети Интернет
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Создание условий для развития и совершенствования творческого потенциала и творческой активности ученика Задачи : Поиск путей, направленных на развитие и успешную реализацию творческих способностей детей Создание благоприятных условий для реализации их личных творческих способностей Создание системы целенаправленной работы по развитию творческих способностей и творческой активности учащихся Поддержка детской одаренности, таланта Стимулирование творческой деятельности
Ожидаемый результат: Формирование стремления реализовывать свои творческие способности.
Психолого-педагогическая характеристика возрастных особенностей учащихся В 9 классе обучается 17 человек. Из них 8мальчиков и 9 девочек. 1997 г.р.-1 человек; 1998г.р. – 13 человек; 1999 г.р.-3 человека. Основной состав обучаются в данной школе с 1 класса. Социум: Полные семьи – 4; неполные семьи – 9; с отчимом – 2;опекаемые – 1; воспитываются с бабушкой -1. 6 учащихся проживает в квартирах с частичными удобствами; 3 человека в квартирах с удобствами; 7 человек в частных домах, 1 – в неблагоустроенной квартире барачного типа. В результате медицинских осмотров у обучающихся выявлены следующие заболевания: патология зрения – 3; опорно-двигательный аппарат – 2; сердечно-сосудистой системы – 4; нервной системы -2.
Технологии, методы, формы организации деятельности учащихся Т ехнология творческого развития: Цель применения технологии: воспитание общественно-активной творческой личности, способной приумножить общественную культур, сделать вклад в построение правового демократического общества. Задачи: формирование творческого потенциала личности посредством использования различных видов деятельности поддержка и развитие творчества учащихся в разнообразных его проявлениях.
Предполагаемый результат : развитие индивидуальных особенностей каждого ребёнка; повышение коммуникативной компетентности учащихся; развитие самоуважения и формирование адекватной самооценки; формирование потребности в творческой самореализации личности; формирование уважительного отношения к личности других людей Развитие творчества осуществляется посредством: игровых форм работы, КТД, интерактивных экспедиций, творческих презентаций, проектной и исследовательской деятельности, техник креативности .
Т ехнологии ( техники) креативности : Шесть шляп Метод смыслового видения Метод символического видения (ментальные карты) Мыслительные стулья Д иснея Метод мозгового штурма
Система деятельности в рамках реализации раздела « Творческий потенциал и творческая активность учащихся » . САМОПОЗНАНИЕ ЦЕЛЬ: РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЗАДАЧА: ВСЕСТОРОННЕЕ ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ТВОРЧЕСТВО ЦЕЛЬ: СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ ЗАДАЧИ: СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ПОЗНАНИЮ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА КОЛЛЕКТИВ ЦЕЛЬ: СПЛОЧЕНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА, РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА ТОВАРИЩЕСТВА И ВЗАИМОПОМОЩИ ЗАДАЧА: УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ОБЩЕНИИ С УЧИТЕЛЕМ И ОДНОКЛАССНИКАМИ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
№ Мероприятие Дата 1 Осенние посиделки 26.10.13 2 « Милая мама моя» 30.11.13 3 Новогодний серпантин 24. 12 13 4 «Валентин - крутой святоша» 14.02.14 5 « День, пахнущий мимозой» 05.03.14 6 День невинных обманов 01.04.14 7 «Подвигу народа жить в веках!» 06.05.14 8 «Звени звонок последний» __. 05.14 План мероприятий по реализации раздела « Творческий потенциал и творческая активность обучающихся » . 2013-2014 уч.год
Список использованной литературы: Н.И. Дереклеева , М.Ю. Савченко, И.С. Артюхова «Справочник классного руководителя 5-9 классы» «ВАКО» Москва, 2005г. Е.М. Сафронова «Спутник классного руководителя 9-11 классы» «Глобус» Москва 2007г Научно-методический журнал «Классный руководитель» №5, 6, 9 Москва 2006г. Г.В. Бурменская , Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. « Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш . учеб. Заведений » М.: Издательский Центр « Академия » , 2002 Ресурсы сети Интернет
« В каждом ребенке есть солнце, только дайте ему светить » Сократ Спасибо з а внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разработки и программы
представлены методические разработки кружка и программы...
Методическая разработка раздела программы по истории 7 класс
Материал содержт презентацию методической разработки раздела программы по истории России для 7 класса к учебнику "История России конец XVI-XVIIIвв.", авторы А.А Данилов, ЛГ. Косулина....
Методическая разработка "Возвращение к истокам и воспитание детей на народных традициях"
Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить ду...
Методическая разработка. Рабочая программа по предметному курсу экологии. 10 класс. Авторы программы : Е. А .Криксунов , В.В. Пасечник «Экология», для 10-х классов
Рабочая программа разработана на основе авторской учебной программы : Экология . 10 класс. Авторы программы: Е. А .Криксунов , В.В. Пасечник 2002 г ....
Методическая разработка. Рабочая программа по предметному курсу экологии. 11 класс. Авторы программы : Е. А .Криксунов , В.В. Пасечник
Программа рассчитана на реализацию в течение 34 учебных недель в объеме 2 часа в неделю, в общем объеме 68 часов. В программу внесены изменения в связи с уменьше-нием количеств...
Методическая разработка. Рабочая программа 4 года обучения к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Классический танец»
Задачи данной программы:Образовательные-Обучение классическому танцу-Формирование интереса к хореографическому искусству, раскрытие его многообразия и красоты-Стремление привить учащимся умение слышат...
Методическая разработка "Футбол. От истоков до современности"
В данной разработке подробно представлена история футбола, основные правила игры, структура футбольных турниров и соревнований...