Работа с одарёнными детьми в сфере инструментального исполнительства
методическая разработка на тему

Игнатьева Ирина Юрьевна

Индивидуальный образовательный маршрут одарённого ребёнка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon attest_rab_sayt.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение

«Санкт-Петербургский Дворец творчества юных»

Городской центр развития дополнительного образования

Курсы повышения квалификации

«Психолого-педагогическое сопровождение личностной адаптации одаренных детей и подростков»

Методическая разработка

«Работа с одаренными детьми в сфере инструментального исполнительства дополнительного образования»

                                                                                          Автор:

                                                                             Игнатьева Ирина Юрьевна,

педагог дополнительного образования

 ГБУ ДО ДДЮТ «На Ленской»

                                                            Кураторы:

Посохова Светлана Тимофеевна,
профессор кафедры специальной психологии СПбГУ, доктор                                 психологических наук

Парёха Татьяна Викторовна,

заведующий сектором ГЦРДО

ГБНОУ «СПБ ГДТЮ»

Санкт-Петербург

2018 год


Оглавление

I. Введение

II. Художественная одаренность

III. Индивидуальный образовательный маршрут одарённого ребёнка

  1. Игра в ансамбле
  2. Концерты
  3. Семья
  4. Учитель-ученик
  5. Мастер-класс
  6. Конкурсы
  7. Гастроли

IV. Заключение

V.  Библиография


I. Введение

Одним из направлений Послания Президента Российской Федерации определено построение разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности. Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования в России. Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора проявления своих творческих способностей.

Для реализации этой идеи на государственном уровне решается ряд задач:

  • повышение психолого-педагогические знаний по проблемам детской одарённости
  • создание банка одарённых детей
  • обеспечение их развития в соответствии с индивидуально-возрастными особенностями
  • разработка и внедрение технологии обучения, воспитания и поддержки одарённых детей
  • подготовка учителей для работы с одарёнными детьми

Цель - создание условий для объединения одаренных детей, расширение возможностей развития их индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации.

Педагогами ведется, как правило, усиленная работа, направленная на поиск талантливых детей и развитие в них новых дарований. Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования является актуальной темой в наши дни. Отдельно отмечается художественная одарённость. Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях.


II. Художественная одаренность

Одаренных детей отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна.

Выготский Л.С., Лаурия А. Р., придерживались мнения о том, что для успешного развития одаренности необходимо создание насыщенной, эмоционально богатой культурной среды, где одаренность ребенка могла бы проявиться, прежде всего, через мотивацию к деятельности с последующим достижением значимых для него результатов.

Мотивация – это сложный, многоуровневый регулятор поведения и деятельности человека. При работе с одарёнными детьми важно делать акцент именно на внутреннюю мотивацию, поскольку она направлена на содержание учебного процесса и обладает высокой побудительной силой. Благодаря погружению ребенка в культуру и культурную среду он получает возможность глубже осознавать и развивать свои интересы. Основная идея такого подхода – формирование культурной одаренности ребенка.

В настоящее время преобладает мнение о целостности структуры художественной одаренности. Художественная одаренность имеет общечеловеческие и индивидуальные аспекты. На практике не всегда можно провести между ними четкую границу. Можно сказать, что в раннем возрасте все дети имеют высокий потенциал в любой сфере.

При изучении детской художественной одаренности большое место занимает компонентный подход. В основе данного подхода лежит существование набора специальных способностей, высокое развитие которых приводит к успешности в той или иной сфере искусства. Соответственно специальные способности к разным видам творчества изучаются независимо друг от друга. Компонентный подход наиболее активно изучался в музыкальной области, но существуют исследования и при изучении литературного и изобразительного творчества.

Так, например, программа « Класс баяна-аккордеона» художественной направленности. Целью этой программы является воспитание творческой личности посредством обучения игре на инструменте и освоения навыков совместного музицирования. Занятия с одарёнными детьми в классе баяна-аккордеона  максимально учитывают индивидуальные особенности детей и их потенциальных возможности, способствуя формированию их творческой активности, положительно влияя на общую культуру детей, приобщая их к искусству, развивая эстетический вкус, вовлекая в культурный социум.

Творческий потенциал личности, в рамках указанной программы, рассматривается как основа для развития одарённости.

Концепция творческой одарённости позволяет раскрыть одарённость как общую предпосылку творчества в любой профессии, в науке и искусстве, как предпосылку становления и развития творческой личности.


III. Индивидуальный образовательный маршрут одарённого ребёнка

В данной работе рассматриваются индивидуальные образовательные маршруты на примере двух учащихся - Артёма и Дмитрия.

Программа « Класс баяна-аккордеона» рассчитана на 7 лет обучения (с 6 до 18 лет) и предназначена для учащихся, желающих обучаться игре на баяне-аккордеоне и ансамблевому инструментальному исполнительству. И, конечно, на глазах педагога происходит взросление детей, их творческое становление.

Итак: Артём поступил первый, было сразу понятно, мальчик очень способный. Это что называется, родился с аккордеоном в руках. Всё складывалось очень естественно: постановка инструмента, рук, никаких проблем с координацией, музыкальный слух, сценическое обаяние.

Через год по совету Артёма поступил Дима - пытливый ум, огромное желание, но… процесс постановки инструмента, рук оказался очень длительным, только к четвёртому году обучения стали появляться результаты.


  1. Игра в ансамбле

Для развития способностей обоих учащихся было принято решение объединить этих двух юных музыкантов! Артём «паровозик», Дима - «вагончик»! Поехали!

Педагогическая ценность ансамблевой игры велика: возможность стать частью целого, вливаясь в музицирующий коллектив, воспитание чувства долга и ответственности за совместное исполнение музыкального произведения, развитие дисциплины мышления, чувства товарищества. Формирование сознательного отношения к делу и чувства ответственности перед исполнительским коллективом делают класс ансамбля эффективной формой учебно-воспитательного процесса. Ансамбль весьма привлекателен тем, что приносит радость совместной работы.

Понимание исполняемого произведения, «влюбленность» в него создают атмосферу коллективного творческого энтузиазма, необходимого для эффективных занятий с детьми.

Артём и Дима были участниками разных ансамблей: дуэтов, трио, квартетов, квинтетов. Особым интересом у ребят пользовались смешанные ансамбли, где были представлены и аккордеон, и  фортепиано,  и синтезатор, и  гитара, и исполнителями являлись дети разных возрастов. Такой ансамбль радует своими неожиданными возможностями, новыми тембровыми сочетаниями, яркой динамикой, захватывает общностью творческой задачи, объединяет и направляет музыкальные эмоции. Подобные расширения способны “раскрасить” произведение, сделать его ярким. Такой способ пригоден для концертных выступлений и сделает привлекательной любую, даже самую простую пьесу. Так незатейливо мальчики заразились сценой!

  1. Концерты

Концерты - это та необходимая составляющая, которая заставляет аккордеониста много и усердно заниматься. Каким бы ни был одарённым ребёнок, без многочасовых занятий не будет результата! У ребенка реализуется потребность в самоуважении. Дети отчетливо видят результат своего труда, развивают эстетические качества и учатся работать на результат. И вот ради этого ощущения сцены, дети готовы репетировать, репетировать…Необходимы концерты разного уровня.

Педагогическим коллективом сформирована целая система выступлений:

  • концерты для учащихся и родителей, а также жителей микрорайона, читателей районных библиотек. Установка наша такая - всегда иметь концертный репертуар для выступлений.
  • благотворительные концерты класса в центрах социального обслуживания населения
  • участие в концертных мероприятиях музыкального абонемента «Музицируем вместе» в Доме Кочневой, Фонтанка 41
  • на фестивалях баянной музыки в К/З «У Финляндского»
  • на концертах творческого клуба «Гармоника» в К/З Александро-Невской лавры
  • в Николаевском Дворце и   во Дворце великого князя Владимира Александровича,
  • на  торжественных мероприятиях района
  • на научно-практической конференции в Ленэкспо
  • в составе сводного оркестра аккордеонистов города,  в концертном зале «Октябрьский»
  1. Семья

Основу деятельности педагога составляет развитие у учащихся творческих способностей, интеллектуальной инициативы, поисковой активности и направленности на самосовершенствование. Здесь без взаимодействия с родителями не обойтись.

Важной составляющей воспитания одаренных детей является привлечение родителей к развитию творческих способностей ребенка. Объяснять родителям необходимость не только и не столько необходимость «оснащения» ребенка знаниями, но и особую важность развития в ребенке креативности. Совместные творческие проекты помогают разговаривать на одном языке, укрепляют так необходимый и ребенку, и родителям контакт, в семье, улучшается взаимопонимание.

Сначала родители просто сидят на занятиях, постепенно влюбляются в наш мир и становятся участниками общего процесса. Так случилось и с семьями Артёма и Димы. Всегда рядом, живут интересами детей.

Вот некоторые цитаты из рассуждений  родителей учащихся класса на тему « Попытки «сделать» детей одарёнными»:

  • «Обучая своих детей, я хочу  привить им любовь к размышлению, к творческому поиску. Подумать, решиться, справиться с неумелой рукой и вот оно – получилось! Это то самое удовольствие, которое важно для любого человека – понимание того, что ты делаешь, радость труда. Ради этого стоит учиться»
  • «Я очень хорошо отношусь к творческим мероприятиям и мастер-классам, вне зависимости провожу эти занятия сама или в студии. Везде такие занятия развивают фантазию и полёт творческого мышления, в жизни пригодится в любой области. Основная моя цель от этих занятий отдых для души без всяких заданий в очень доброжелательной обстановке для получения моря позитива и ярких впечатлений, при этом дети не замечают ту полезную сторону, которая необходима для развития ребенка»

  • «К примеру, один из моих детей очень увлечен игрой на баяне. Что даёт ему в будущем такое увлечение?  Игра на баяне это обязательно расчет всех длительностей, это можно отнести к математике), играя двумя руками – развитие межполушарных связей, умение слушать музыку,  сольфеджио - развитие слуха и голоса, муз.литература – знакомство с общей историей, а не только с историей искусства.  Это развитие усидчивости, целеустремлённости, умение выступать на людях, контролировать волнение в ответственных ситуациях»

  1. «Учитель-ученик»

Все эти простые истины необходимо помнить и в сложные периоды становления юного музыканта.

  • Создание благоприятной, теплой атмосферы эмоциональной вовлеченности, возбуждающей интерес к предмету.
  • Необходимость существования позитивной «Я-концепции», то есть представления о самом себе с преобладанием позитивных установок.
  • Предоставление детям безоценочной обратной связи, оказание поддержки и помощи, стимулируя содержательное взаимодействие.

Процесс обучения игре на баяне-аккордеоне вне зависимости от того насколько одарен одарённый ребёнок, труден. Иногда у ребёнка наступает период охлаждения. «Не хочу заниматься, мне это надоело, почему я должен…???» Вот тогда и включается режим «учитель-ученик»: придумываешь интересную программу, берёшь инструмент, создаёшь ансамбль «учитель-ученик» и рождается новая творческая единица! Разбудить в своем воспитаннике жажду самообразования и совершенствования, не просто дать знания, а научить эти знания ежедневно в кропотливом труде самостоятельно добывать.

Такой момент был и у Артёма. В результате мы с Тёмой стали в дуэте лауреатами международного конкурса « Петербургская весна» в номинации «учитель-ученик», получили удовольствие от общения с театральной студией «Синтез» в совместном проекте «Кармен» и радость от совместного  музицирования на городских сценах. Ребёнка «реанимировали»!

  1. Мастер-класс

Всегда придерживаюсь той точки зрения, что учиться надо всегда и у каждого можно брать для себя полезное! Это внушаю и детям. Хорошим помощником в воспитании юного музыканта являются мастер-классы других педагогов и не только педагогов. 

Мастер–класс – это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанную авторскую методику, опирающуюся на свои принципы и имеющую определенную структуру. Указанная форма методической работы является эффективным приемом передачи опыта обучения и воспитания, т.к. центральным звеном является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия. 

За время обучения в классе аккордеона Артём и Дима постоянно участвовали в проведении мастер-классов замечательных известных  Петербургских музыкантов, аккордеонистов, дирижёров. И тем самым получали необходимое разнообразие приемов, форм и методов, раскрывающих творческий потенциал. И, разумеется, новое мышление, а не только получение новых знаний, способ самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия.

Забегая вперед, скажу, полезным считаю посещение мастер-классов не только по предмету баяна-аккордеона. Приветствую увлеченность и в других образовательных сферах. Развитие пытливого ума – важная составляющая одаренного ребенка. Вот высказывание мамы моего маленького воспитанника Максима М, который в 7 лет стал лауреатом городских конкурсов инструментального исполнительства:  

«Для того чтобы увидеть ребенка уверенным и успешным, посещать творческие мастер-классы мало. Надо обязательно слышать ребенка и с пониманием относиться к его желаниям. Дети могут посещать мастер-классы, те которые они выбрали сами. Поэтому я очень серьезно отношусь к их желаниям, не навязывая свои, как бы мне этого не хотелось. Что я получаю, ребенок занимается любимым делом с желанием, вне зависимости добивается он там успеха или нет. И не замечая для самого себя,  он получает те самые навыки для своего развития, которые необходимы каждому». Подписываюсь под этими словами!

  1. Конкурсы

Одной из результативных форм обучения является подготовка и участие одаренных детей класса в конкурсах различного уровня. Задачами конкурсов являются сохранение и развитие традиций инструментального исполнительства, рост творческого потенциала участников, воспитание художественного вкуса и, конечно, выявление и поддержка талантливых детей. К конкурсным прослушиваниям готовится интересная концертная программа. Оцениваются культура и технический уровень владения инструментом в соответствии с возрастом и музыкальной стилистикой исполняемых произведений, музыкальность, артистизм и индивидуальность.

Безусловно, подготовка к конкурсу и сам конкурс стимулирует совершенствование исполнительских навыков и дает толчок развитию одаренного ребенка. Этой дорогой конкурсного движения прошли и Артем с Димой. Только за период 2013-2017гг лауреатских дипломов (гран-при, 1,2,3 степеней): 14 –Международных и Всероссийских; 36– городских и региональных; 19-районных.

Это, конечно, результаты всего класса, но 70% от этого количества – заслуга этих двух мальчиков.

  1. Гастроли

Поездка на фестивали - это праздник для учащихся, это мероприятие, в котором дети - активные участники, где естественным образом выявляются скрытые способности детей и стимулируется их развитие. Коллектив - живой организм, который рождается, развивается, проходит кризисные этапы, распадается и вновь готов к возрождению.

Детский коллектив особенный, дети вырастают, покидают коллектив, идёт постоянная смена лидеров, интересов, иерархия ценностей, но все учащиеся детского творческого коллектива занимаются одной, интересной для всех, деятельностью.

Задача педагога - заинтересовать ребят этой совместной деятельностью, создать высокий уровень психологического единства всех членов коллектива. Важный момент, объединяющий класс, когда малыши хотят быть похожими на наших «звёздочек» и это даёт им силы для занятий. Так подрастают новые Димы и Артёмы.


IV. Заключение

Подводя итог вышесказанному, можно сформулировать основополагающие принципы при работе с одаренными детьми в сфере инструментального исполнительства дополнительного образования:

  • формирование устойчивой мотивации к самообразованию на основе использования разнообразных форм работы
  • развитие и углубление компетенций в значимой для юного музыканта сфере
  • вовлечение одаренного ребенка в коллективную деятельность, развитие у интереса к изучению и познанию нового;
  • обеспечение благоприятных условий для развития социальной компетентности, нравственных категорий.
  • внедрение всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся.

Сейчас Артём является студентом 3 курса музыкального училища им.Н.А. Римского-Корсакова, выбрав профессию музыканта. Творческий рост продолжается, Артем участвует в конкурсах, концертах, поднявшись на следующую ступеньку профессионального развития. Юные аккордеонисты Дворца всегда рады встрече с выпускником!

А Дима закончил класс аккордеона во Дворце, поступил в университет ИТМО на факультет информационных технологий и программирования и с удовольствием продолжает играть на инструменте. В следующем году планируется создание семейного дуэта: Дима и его младшая сестра Полина, которая уже является лауреатом различных конкурсов инструментального исполнительства.

У каждого есть свой выбор: становиться профессиональным музыкантом или иметь  хобби - продолжать заниматься на аккордеоне! Для каждого таланта своя дорога!


V. БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Блинова В.Л., Блинова Л.Ф.  Детская одаренность: Теория и практика. методическое пособие-Казань, 2010

  1. Богоявленская Д. Б.  Психология творческих способностей. – М., 2001

  1. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. – М., 2006

  1. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб, 2012

  1. Кара Ж.Ю. Художественная одаренность и пути её развития – Ростов на Дону, 2011

  1.  Основные современные концепции творчества и одаренности // Под ред. Д. Б. Богоявленской – М., 1997

  1. Психология развития/ Под ред.А.К.Болотовой и О.Н. Молчановой.-М., 2005

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выявление ранней одарённости. Работа с одарёнными детьми.

Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находитьс...

РЕФЕРАТ «Профессионально-психологические, творческие и педагогические аспекты деятельности концертмейстера в музыкально-образовательной сфере инструментального исполнительства»

Концертмейстерство – целостное явление, включающее в себя педагогику и исполнительство, которые в рамках данной профессии приобретают новые специфические особенности.Мастерство концертмейстера г...

Доклад на тему: «Особенности работы с одарёнными детьми. Проблемы и перспективы развития детской одарённости. Подготовка к олимпиадам по английскому языку.»

Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответст...

Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"

Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...

Организация работы с одарёнными детьми. Разработка индивидуальной программы развития одарённого ребенка.

Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требо...

Система работы с одарёнными детьми в рамках общеобразовательного пространства школы, инновационные стратегии поиска и выявления одарённых детей

Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе...