Методы обучения как способы организации совместной деятельности педагога и учащихся
статья на тему

Мигонькина Зиля Раисовна

Методы обучения представляет собой способы организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на решение образовательных задач.

Классифицировать методы обучения можно по различным критериям – по источнику знаний, по характеру познавательной деятельности, по дидактической цели и т.д. Для удобства пользования выделим методы обучения, традиционно используемые в системе дополнительного образования детей, и рассмотрим их в соответствии  с основными этапами обучения.

Сочетание методов образует методику. Рассмотрим наиболее распространенные методики обучения, используемые в сфере дополнительного образования детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_obucheniya.docx46.02 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ  

как способы организации совместной деятельности педагога и учащихся

Методы обучения представляет собой способы организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на решение образовательных задач.

Классифицировать методы обучения можно по различным критериям – по источнику знаний, по характеру познавательной деятельности, по дидактической цели и т.д. Для удобства пользования выделим методы обучения, традиционно используемые в системе дополнительного образования детей, и рассмотрим их в соответствии  с основными этапами обучения.

На этапе изучения нового материала в основном используется объяснения, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже – лекции. При этом необходимо помнить, что нежелательно даже на этом этапе занятие превращать в монолог педагога. Лекцию, рассказ, объяснение необходимо прерывать на игру, небольшую самостоятельную работу и т.д. каждые 10-15 минут. Это необходимо как с точки зрения здоровьесбережения учащихся, так и с точки зрения эффективности образовательного процесса. Кроме того часто педагоги, особенно молодые,  ошибаются в выборе метода на этапе изучения нового материала: используют лекцию или рассказ, когда правильнее было бы провести беседу.

На этапе закрепления изученного материала в основном используется беседа, дискуссии, упражнение, лабораторная и практическая работа, дидактическая или педагогическая игра.

На этапе повторения изученного – наблюдение, устный контроль (опрос, работа с карточками, игры), письменный контроль (проверочная работа), тестирование, проектный метод и т.д.На этапе проверки полученных знаний – зачет, экзамен, выполнение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка, концерт.

Сочетание методов образует методику. Рассмотрим наиболее распространенные методики обучения, используемые в сфере дополнительного образования детей.

Методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно – воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу  разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).

Методика индивидуального обучения (в условиях учебной группы): при такой организации учебного процесса для каждого ребенка (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе.

Методика проблемного обучения: при такой организации учебного процесса педагог не дает детям готовых знаний и умений, а ставит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей),  и вся учебная деятельность строится,  как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки.

Методика проектной деятельности: при такой организации учебного процесса изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которого дети сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую документацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме защиты проекта.

Источник: http://lib2.podelise.ru/docs/87728/index-4076.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы обучения и формы организации познавательной деятельности учащихся, способствующие формированию и поддержанию положительной мотивации в обучении

Опыт работы учителя иностранного языка МБОУ Егорлыкской СОШ №7 Егорлыкского района Ростовской области Жарковой Ларисы Ивановны, раскрывающие подход автора к формированию и поддержанию положительной мо...

Организация совместной деятельности педагогов, детей и родителей по профилактике правонарушений среди подростков на основе дифференцированного подхода.

В данной статье рассматривается вопрос о взаимодействии семьи и школы как важнейший элемент эффективности всего образовательного процесса....

Совместная деятельность педагогов и учащихся как способ реализации педагогического взаимодействия.

Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливо...

Методы обучения как способы организации совместной деятельности педагога и учащихся

Методы обучения представляет собой способы организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на решение образовательных задач.Классифицировать методы обучения можно по различн...

Организация совместной деятельности педагога с детьми объединения «Экологи».

Показаны возможные методы организации совместной деятельности педагога с детьми различных возрастных категорий, направленной на социальную адаптацию ребенка во взрослой жизни и его профориентацию на п...

Организация совместной деятельности педагогов, детей и их родителей в условиях пришкольного интерната

При организации совместного творчества воспитателя, воспитанников и их родителей в процессе совместной деятельности у всех сторон происходит формирование положительной установки на совместное творчест...