Звукообразование и голосоведение
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Северо-западное окружное управления образования
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "Школа № 883"
Хоровая школа "Дебют"
Открытый урок по академическому вокалу.
2 год обучения.
Тема урока:
Звукообразование и голосоведение
Автор: Будкова Лидия Николаевна,
педагог дополнительного образования
Москва – 2015
План открытого урока по академическому вокалу
педагога дополнительного образования Будковой Лидии Николаевны с ученицей 2 класса Снигир Дашей
концертмейстер Гладышева Анастасия Владимировна
Тема урока: «Звукообразование и голосоведение»
Цель урока: Освоить и систематизировать усвоенные ученицей понятий о основных приемах звукообразования и голосоведения в практической певческой деятельности .
Задачи урока:
1.Обучающие:
- обеспечить формирование у ребенка знаний об особенностях работы голосового аппарата;
- систематизировать и обобщить полученные знания по теме - звукообразование и голосоведение
- углубленное изучение различных видов звуковедения staccato; legato ; «кантилена» в вокальной музыке.
2. Развивающие : создать условия для развития у учащегося
- певческих навыков в разнообразных темпах и жанрах;
- ровного звучания голоса по всему диапазону ребенка
- активности артикуляционного аппарата при различных нюансах;
- эмоционально - образной сферы психологических процессов (воображения, мышления, памяти) при пении упражнений и в процессе работы над вокальными произведениями;
- умения пользоваться диафрагмальным дыханием.
3. Воспитательные : создать условия для
- воспитания сознательного подхода к обучению;
- повышения уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию и творческой самореализации;
- стимулирования творческого поиска в освоении новых разнохарактерных произведений.
Дата проведения: 18 ноября 2015 года
Время проведения урока : 14.15-15.00
Место проведения: Школа №883 структурное подразделение "Севастополь"
Продолжительность урока - 45 минут
Форма проведения урока : индивидуальная
Тип урока: комбинированный
Методы ведения:
- наглядный (слуховой и зрительный);
- словесный (комментарии, объяснения, образные сравнения, словесная оценка исполнения);
- фонетический; · вокальные упражнения;
- проблемно – поисковый;
- объяснительно – иллюстративный;
- методы показа и подражания, мысленного пропевания, сравнительного анализа.
Оборудование: фортепиано, ноутбук, видео фрагмент, зеркало.
Используемая нотная литература:
1. Музыка В.Беляева, слова монахини Марии "Творите добрые дела"
2. Музыка Л.Лядовой, слова В.Петрова "Стал сапожником енот"
Структура урока
1. Начало урока – организационный момент.
2. Основная часть урока: «Творите добрые дела» на слова монахини Марии, музыка В.Беляева ; «Стал сапожником енот» на слова В.Петрова, музыка Л.Лядовой ;
3. Заключительная часть урока , выводы
Ход урока.
Снигир Даша, 8 лет, 2 класс. Характеристика ученицы: У Даши хорошие музыкальные данные: голосовой диапазон - полторы октавы (ля малой октавы - до второй), хорошее чувство ритма. Тембр голоса - сильный, приятный. В процессе обучения - на уроках собрана, внимательна, выполняет указания педагога.
1. Организационный:
Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово с обоснованием выбранной темы.
2.Основной;
Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. Знакомство ученицы с новым произведением. Педагог кратко знакомит с авторами произведения "Творите добрые дела" - композитор А.Беляев наш современник (музыкант, композитор, педагог ). Показывается небольшой отрывок с концерта А.Беляева. Сотрудничает с Хором мальчиков и юношей "Дебют", слова написаны монахиней Марией. Это духовное произведение.
Педагог сам исполняет произведение и обращает внимание Даши на кантиленое звучание голоса на протяжении всего произведения. Затем ставит задачи перед ученицей – прочитать текст , пропеть мелодию, сделать подтекстовку. Во время работы над произведением необходимо обратить внимание на звуковедение и артикуляцию. Именно звукообразование обеспечивает качество дикции, способы звуковедения, ровность тембра, динамику и продолжительность фонационного вдоха и выдоха. Согласные буквы произносятся быстро, язык не напрягается, а работает слаженно вместе с артикуляционным аппаратом. При исполнении нужно прежде всего добиваться музыкальной выразительности и красоты напевного звучания. Звук должен быть круглый , поставлен на опору.
Далее ученица исполняет произведение "Стал, сапожником енот" , педагог обращает внимание на чередование приемов звуковедения legato и staccato, а также на приемы звукоизвлечения – выравнивание гласных, их округленного звучания, высокая вокальная позиция, высокий купол (высокое небо), объемное звучание чистого голоса без лишних шумов, хрипа, без форсирования звука.
3.Заключительный:
Подведение итогов урока.
Оценка работы обучающегося.
Задание на дом выучить текст нового произведения А.Беляева на стихи монахини Марии "Творите добрые дела"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок на тему: "Приобретение навыков дыхания и звукообразования в классе эстрадного пения"
Основы дыхания и звукообразования: упражнения на дыхание, распевки...
Методическая разработка «Дефекты звукообразования»
Актуальность данной методической разработки обусловлена проблемами развития подрастающего поколения, формирования гармонично развитой личности посредством вокального обучения. Автор раскрывает основны...

Особенности певческого звукообразования и дикции
Вокальная речь и звукообразование с позиции выравнивания гласных, роли согласных в произношении, характеристика кантилены. Рекомендации по воспитанию у детей правильной певческой дикции и звукообразов...
«Правильное звукообразование—основа певческих навыков в классе сольного пения»
Работа рассматривает основные принципы правильного звукообразования как в классе сольного пения, так и на занятиях детского хора академического направления...
Конспект проведения открытого занятия по теме: «Работа над звукообразованием».
приобщение детей к миру певческого искусства, заключающейся в проявлении себя через звучание певческого голоса...

Методическая разработка «Звукообразование и голосоведение».
Звукообразование и голосоведение – одни из самых сложных методических задач при обучении вокалу. Именно это и определяет актуальность данной методической разработки....