Звукообразование и голосоведение
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Северо-западное окружное управления образования
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "Школа № 883"
Хоровая школа "Дебют"
Открытый урок по академическому вокалу.
2 год обучения.
Тема урока:
Звукообразование и голосоведение
Автор: Будкова Лидия Николаевна,
педагог дополнительного образования
Москва – 2015
План открытого урока по академическому вокалу
педагога дополнительного образования Будковой Лидии Николаевны с ученицей 2 класса Снигир Дашей
концертмейстер Гладышева Анастасия Владимировна
Тема урока: «Звукообразование и голосоведение»
Цель урока: Освоить и систематизировать усвоенные ученицей понятий о основных приемах звукообразования и голосоведения в практической певческой деятельности .
Задачи урока:
1.Обучающие:
- обеспечить формирование у ребенка знаний об особенностях работы голосового аппарата;
- систематизировать и обобщить полученные знания по теме - звукообразование и голосоведение
- углубленное изучение различных видов звуковедения staccato; legato ; «кантилена» в вокальной музыке.
2. Развивающие : создать условия для развития у учащегося
- певческих навыков в разнообразных темпах и жанрах;
- ровного звучания голоса по всему диапазону ребенка
- активности артикуляционного аппарата при различных нюансах;
- эмоционально - образной сферы психологических процессов (воображения, мышления, памяти) при пении упражнений и в процессе работы над вокальными произведениями;
- умения пользоваться диафрагмальным дыханием.
3. Воспитательные : создать условия для
- воспитания сознательного подхода к обучению;
- повышения уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию и творческой самореализации;
- стимулирования творческого поиска в освоении новых разнохарактерных произведений.
Дата проведения: 18 ноября 2015 года
Время проведения урока : 14.15-15.00
Место проведения: Школа №883 структурное подразделение "Севастополь"
Продолжительность урока - 45 минут
Форма проведения урока : индивидуальная
Тип урока: комбинированный
Методы ведения:
- наглядный (слуховой и зрительный);
- словесный (комментарии, объяснения, образные сравнения, словесная оценка исполнения);
- фонетический; · вокальные упражнения;
- проблемно – поисковый;
- объяснительно – иллюстративный;
- методы показа и подражания, мысленного пропевания, сравнительного анализа.
Оборудование: фортепиано, ноутбук, видео фрагмент, зеркало.
Используемая нотная литература:
1. Музыка В.Беляева, слова монахини Марии "Творите добрые дела"
2. Музыка Л.Лядовой, слова В.Петрова "Стал сапожником енот"
Структура урока
1. Начало урока – организационный момент.
2. Основная часть урока: «Творите добрые дела» на слова монахини Марии, музыка В.Беляева ; «Стал сапожником енот» на слова В.Петрова, музыка Л.Лядовой ;
3. Заключительная часть урока , выводы
Ход урока.
Снигир Даша, 8 лет, 2 класс. Характеристика ученицы: У Даши хорошие музыкальные данные: голосовой диапазон - полторы октавы (ля малой октавы - до второй), хорошее чувство ритма. Тембр голоса - сильный, приятный. В процессе обучения - на уроках собрана, внимательна, выполняет указания педагога.
1. Организационный:
Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово с обоснованием выбранной темы.
2.Основной;
Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. Знакомство ученицы с новым произведением. Педагог кратко знакомит с авторами произведения "Творите добрые дела" - композитор А.Беляев наш современник (музыкант, композитор, педагог ). Показывается небольшой отрывок с концерта А.Беляева. Сотрудничает с Хором мальчиков и юношей "Дебют", слова написаны монахиней Марией. Это духовное произведение.
Педагог сам исполняет произведение и обращает внимание Даши на кантиленое звучание голоса на протяжении всего произведения. Затем ставит задачи перед ученицей – прочитать текст , пропеть мелодию, сделать подтекстовку. Во время работы над произведением необходимо обратить внимание на звуковедение и артикуляцию. Именно звукообразование обеспечивает качество дикции, способы звуковедения, ровность тембра, динамику и продолжительность фонационного вдоха и выдоха. Согласные буквы произносятся быстро, язык не напрягается, а работает слаженно вместе с артикуляционным аппаратом. При исполнении нужно прежде всего добиваться музыкальной выразительности и красоты напевного звучания. Звук должен быть круглый , поставлен на опору.
Далее ученица исполняет произведение "Стал, сапожником енот" , педагог обращает внимание на чередование приемов звуковедения legato и staccato, а также на приемы звукоизвлечения – выравнивание гласных, их округленного звучания, высокая вокальная позиция, высокий купол (высокое небо), объемное звучание чистого голоса без лишних шумов, хрипа, без форсирования звука.
3.Заключительный:
Подведение итогов урока.
Оценка работы обучающегося.
Задание на дом выучить текст нового произведения А.Беляева на стихи монахини Марии "Творите добрые дела"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок на тему: "Приобретение навыков дыхания и звукообразования в классе эстрадного пения"
Основы дыхания и звукообразования: упражнения на дыхание, распевки...
Открытый урок. Тема: «Работа над звукообразованием с детским хором».
Конспект открытого урока....
Методическая разработка «Дефекты звукообразования»
Актуальность данной методической разработки обусловлена проблемами развития подрастающего поколения, формирования гармонично развитой личности посредством вокального обучения. Автор раскрывает основны...
Особенности певческого звукообразования и дикции
Вокальная речь и звукообразование с позиции выравнивания гласных, роли согласных в произношении, характеристика кантилены. Рекомендации по воспитанию у детей правильной певческой дикции и звукообразов...
«Правильное звукообразование—основа певческих навыков в классе сольного пения»
Работа рассматривает основные принципы правильного звукообразования как в классе сольного пения, так и на занятиях детского хора академического направления...
Конспект проведения открытого занятия по теме: «Работа над звукообразованием».
приобщение детей к миру певческого искусства, заключающейся в проявлении себя через звучание певческого голоса...
Методическая разработка «Звукообразование и голосоведение».
Звукообразование и голосоведение – одни из самых сложных методических задач при обучении вокалу. Именно это и определяет актуальность данной методической разработки....