Статья "Инновационные технологии на занятиях детского объединения"
статья на тему

статья дополнительное образование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_innovatsionnye_tehnologii.docx16.05 КБ

Предварительный просмотр:

Статья Тимофеевой Л.А.

Инновационные технологии в начальной школе

Новый стандарт определил требования, которым должны соответствовать образовательный процесс, его результат и, что не менее важно, условия обучения. В стандарте нового поколения содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к его результатам, не только предметным, но и метапредметным, и личностным. И теперь задача системы образования- делать все возможное для достижения обозначенных результатов: разрабатывать новые образовательные программы по предметам, применять инновационные образовательные технологии.

Инновационность в обучении связана с творческим поиском на основе имеющегося опыта, направлена на обеспечение исследовательского характера учебного процесса, организацию поисковой учебно - познавательной деятельности. Инновационными считаем процессы, связанные с характером взаимодействия педагога и обучающихся, с их позициями в ходе обучения, когда для обучающихся создаются определённые условия для активной и инициативной позиции в учебном процессе: не просто усваивать программный материал, а познавать истину, вступая в активный диалог с участниками образовательного процесса; самостоятельно выходить за пределы собственных знаний для поиска способов действия в новых ситуациях, что является главной ценностью и целью образования; формировать умение учиться.

Инновации в образовании должны нести, прежде всего, процесс выработки уверенности маленького человека в себе, своих силах. Необходимо переломить авторитарность образования в мышлении педагогов, чтобы они сумели поставить ребенка на равный уровень с собой, смогли дать ребенку возможность адекватно управлять собой и окружающим его миром. В то же время важно отметить, что инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей.

Цель современного урока несколько изменилась и состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и в подготовке школьника как субъекта своей образовательной траектории. Актуальным становится внедрение в процесс обучения инновационных технологий, которые способствуют сделать урок современным, деятельностным, развивающим. Информационные технологии занимают важное место в профессиональной деятельности учителя.

Технологии личностно-ориентированного метода

Информационно – коммуникационные технологии

Метод проектов

Технологии деятельностного обучения

Технология оценивания учебных достижений

Технологии дифференцированного обучения

Технологии проблемного обучения

Технология развития критического мышления

Здоровьесберегающие технологии

Игровая технология

Информационные технологии занимают важное место в профессиональной деятельности учителя. Необходимость применения средств ИКТ в работе учителей начальных классов диктуется возрастными особенностями учащихся, а именно потребностью в наглядной демонстрации учебного материала, процессов и явлений. Основными направлениями нашей работы при использовании ИКТ являются:

      - мультимедиа-уроки

      - дистанционные олимпиады и конкурсы;

      - телекоммуникационные проекты;

      - уроки на основе авторских компьютерных презентаций

 

      Практика использования ИКТ учителями нашей школы позволяет сделать следующий вывод: использование ИКТ на уроках имеет

следующие преимущества по сравнению с традиционным обучением:

      1. Современность и актуальность учебного материала.

      2. Эстетичность и наглядность.

      3. Возможность блочного обозрения темы, опережения знаний.

      4. Обучение через игровую или практическую деятельность.

      5. Повышение интереса учащихся к учёбе.

      6. Более чёткая организация деятельности учителя.

 

    В целом, использование ИКТ способствует повышению качества знаний и умений учащихся.

     

Также в начальной школе большое внимание уделяется учебно – исследовательским проектам, главная идея которых – направленность учебно – познавательной деятельности обучающихся как результат, который получается при решении практической и теоретической проблемы. Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно – познавательная, творческая  и игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Исследовательская деятельность позволяет нам не столько обучать детей, сколько учить учиться, направлять  их познавательную деятельность. Они с большим интересом участвуют в различных видах исследовательской работы. В основе метода проектов лежит развитие у учащихся познавательных навыков, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, а также развивать критическое и творческое мышление. Преподаватель в этом проекте представляется как разработчик, консультант и эксперт.

Применение различных технологий и в особенности информационно – компьютерной, сопровождаем обязательно в комплексе со здоровьесберегающей технологией (зарядки, физкультминутки, гимнастики для глаз, слуха, упражнения на релаксацию и т.д.), так как формирование ответственного отношения к здоровью подрастающего поколения – важнейшее и необходимое условие успешности современного человека. Эта технология проходит красной линией через все этапы. Здоровый ребёнок – это комплекс физического, психического и социального благополучия.

В завершение хочется подчеркнуть, что все современные технологии, а компьютерные - в особенности, может стать в образовании и тренажером, и средством контроля, средством подвижной наглядности и мониторинга, хранителя и распространителем информации.

 

При грамотном применении инновационных технологий существенно повышается эффективность обучения, формируются интерес к предметам, а значит, образование становится качественным, отвечающим требованиям новых образовательных стандартов.

 

 

Литература

 

1. Взятышев В.Ф. Методология проектирования в инновационном образовании//Инновационное образование и инженерное творчество. - М., 1995.

2. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. - СПБ., 1995.

3. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании: [учебное пособие для высших педагогических учебных заведений] / И. Г. Захарова. – М.: Академия, 2003.

4. Педагогические Интернет - ресурсы

5. Полат Е.С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие, — М.: Издательский центр «Академия», 2007

6. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. –М.: Народное образование, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого занятия детского объединения "Друзья природы"

В представленном материале расрываются особенности проведения учебных занятий в ДТО "Друзья природы" МБОУ ДОД ДЮЦ "Контакт"...

Опытническая работа младших школьников на занятиях детского объединения «Комнатное цветоводство»

Учебно-исследовательская деятельность обучающихся – необходимое и эффективное условие их интеллектуального развития. Она влияет на научное мировоззрение воспитанников, формирует их ответственное...

Опытническая работа младших школьников на занятиях детского объединения «Комнатное цветоводство»

Учебно-исследовательская деятельность обучающихся – необходимое и эффективное условие их интеллектуального развития. Она влияет на научное мировоззрение воспитанников, формирует их ответственное...

Опытническая работа младших школьников на занятиях детского объединения «Комнатное цветоводство»

Учебно-исследовательская деятельность обучающихся – необходимое и эффективное условие их интеллектуального развития. Она влияет на научное мировоззрение воспитанников, формирует их ответственное...

Конспект открытого занятия детского объединения «Юный краевед». Тема занятия: «Топонимика Лежневского края».

 Занятие «Топонимика Лежневского края», проводилось в рамках работы детского краеведческого объединения. Данное объединение функционирует на базе МБОУ Лежневская СОШ № 11....

Здоровьесберегающие технологии на занятиях детского объединения «Лоскуток"

Здоровьесберегающие технологии на занятиях  детского объединения «Лоскуток"...