Статья на тему«Знакомство детей с «Детским альбомом» П. И. Чайковского
статья на тему
В данной статье рассказывается, как интересно и доступно рассказать детям о "Детском альбоме" П. Чайковского и заинтересовать их начать играть эти пьесы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: «Знакомство детей с «Детским альбомом» П. И. Чайковского»
Автор составитель : преподаватель общего курса фортепиано Маркарян Изольда Мартыновна
Музыкальная деятельность - одна из центральных составляющих эстетического воспитания - играет особую роль во всестороннем развитии детей, в приобщении их к общечеловеческим ценностям. Классическая музыка, оказывая сильное эмоциональное воздействие на ребенка, способствует его нравственному и интеллектуальному развитию.
По мнению отечественных психологов (Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, В. И. Петрушина, С. Л. Рубинштейна и др.) для передачи знаний с помощью интеллекта личности необходима выработка ценностных ориентаций, которая связана с воздействием на эмоции и чувства человека. Именно эти эмоции и чувства способствуют превращению ценностных установок в убеждения. Г. С. Тарасов, в свою очередь, заметил, что музыкальная классика, которая является одним из самых желанных руководителей психического развития детей, призвана воспитывать в детях чувство духовности по отношению к культуре человечества, воспитывать жизненную позицию ребят в мире музыки.
В процессе работы я поняла, что необходимо ближе познакомить детей с пьесами из «Детского альбома» П. И. Чайковского, влюбить их в эти маленькие шедевры с заманчивыми названиями и в дальнейшем выучить и сыграть некоторые из них.
Цель: познакомить и приобщить детей к прекрасной музыке из «Детского альбома» П. И. Чайковского, пробудить желание самостоятельно исполнить понравившиеся произведение.
Задачи:
- Прививать любовь к классической музыке, к творчеству П. И. Чайковского.
- Развивать музыкальный вкус, творческие способности детей
- Учить слушать, анализировать, понимать содержание музыкальных произведений
- Воспитывать эстетические чувства, интерес к музыке, желание познавать и развиваться.
- Познакомить детей с исполнением этого цикла выдающимся русским пианистом Михаилом Плетневым.
Сочинение "Детского альбома" - первое обращение композитора к детской теме. Непосредственно созданию "Детского альбома" предшествовало длительное общение с Колей Конради, воспитанником П.И.Чайковского. Именно с ним и своим братом композитор провел вместе часть зимы 1877 - 1878 годов. Втроем они посещали достопримечательности, путешествовали. Прежде мир ребенка для Чайковского - это были воспоминания собственного детства, общение с семьей Давыдовых в Каменке. В Швейцарии и Италии Чайковский довольно долгое время провел с Колей, входил в мир интересов мальчика, занимался его воспитанием, а также был свидетелем его реакций на впечатления, которые приносили путешествие, непосредственно наблюдал мир ребенка.
Вторым фактором, предшествовавшим появлению идеи сочинить цикл пьес для детей, были встречи и впечатления от пения "недетской" песенки уличного мальчика-певца Витторио во Флоренции, о чем Чайковский писал : "Всего курьезнее было то, что он пел песню со словами трагического свойства, звучащими необыкновенно мило в устах ребенка".
Третьим фактором, определившим намерение Чайковского сочинить пьесы для детей, можно считать пример Р.Шумана. Неслучайно в одном из писем, рассказывая о замысле "Детского альбома" Чайковский упоминает в этой связи Р.Шумана. В самом начале творческого пути Чайковский написал в одной из статей: "Можно с уверенностью сказать, что музыка второй половины текущего столетия составит в будущей истории искусства период, который назовут шумановским."
«Детский альбом» Чайковского занимает особое место в фортепианном творчестве композитора, как по своей тематике, так и по особенностям фортепианного изложения.
Здесь 24 маленькие пьесы, они не связаны единой тематикой. Но, по ним можно хорошо представить себе, в какой обстановке жили дети того времени, что их окружало, как они проводили время, какие впечатления оставались в их памяти. Мелодично, легко запоминающиеся пьесы близки и понятны каждому ребёнку.
В сборнике запечатлен широкий круг образов. Это картины природы – «Зимнее утро», «Песня жаворонка», игры детей – «Игра в лошадки», «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков». Живо обрисованы персонажи русских народных сказок – «Нянина сказка», «Баба-яга», русского народного творчества – «Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская», песни других народов – «Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка». В цикле имеются элементы изобразительности - «Шарманщик поет» и звукоподражания – «Песня жаворонка». Чайковский не прибегая к упрощенчеству, рисует богатый внутренний мир ребенка в пьесах «Утреннее размышление», «Сладкая греза» и «Хор».
В основе песен различных народов - подлинные народные мелодии. «Русская песня» построена на теме песни «Голова ль ты, моя головушка». Народными итальянскими мелодиями являются «Неаполитанская песенка», ранее вошедшая в балет «Лебединое озеро» и «Итальянская песенка». Другая итальянская народная мелодия легла в основу пьесы «Шарманщик поет». Тема «Старинной французской песенки» также подлинная, впоследствии была использована в опере «Орлеанская дева».
О некоторых пьесах расскажем подробнее.
«Полька»- беззаботно весёлый танец.
Форма этой пьесы трёхчастная, с расширенной средней частью и сокращённой до первого предложения третьей части.
В связи с характером этого танца основной приём игры здесь лёгкое, изящное, но цепкое стаккато . Такого стаккато нужно неустанно добиваться. Иначе полька приобретёт грузный тяжеловесный оттенок.
Особенность фразировки заключается в том, что фраза делится на четыре по тактовых мотива, в каждой из которых есть своя маленькая опорная точка на второй доле, как бы четыре звена.
В альбоме звучат мелодии и других стран, которые Чайковский записал во время своих поездок за границу.
Песня, которую Чайковский записал во Флоренции от мальчика, игравшего на гитаре, вошла в «Детский альбом» под названием «Итальянская песенка». Образное восприятие этой песенки связано с солнечной, тёплой Италией, атмосферой весёлого праздничного карнавала.
Приступая к изучению, целесообразно начать с мелодии. Здесь очень сложная расстановка лиг, переменчивость сильных долей, синхронирование - особенно в первой части песенки, или в первом периоде. Всё это придаёт мелодии воздушный, неуловимый и очень изящный колорит.
Сопровождение мелодии решено в виде вальсового аккомпанемента, а для такого сопровождения характерна сильная доля и лёгкие-2 и 3 доли. Так и слышатся струны гитары.
«Старинная французская песенка». Звучит задумчивая, нежно-печальная мелодия. Таковой характер подсказывает, вернее, указывает на глубокий, с хорошей опорой, певучий звук и на умение слушать и слышать длинный и витиеватый «узор» мелодической линии. Очень важно обратить внимание ученика на то, чтобы в мелодии не означали остановки «для отдыха», а являлись почвой для рождения нового звука, как появление нового листочка на стебле.
Мелодия как бы кружит на одном месте, опевая звук «ре». Желательно, исключить монотонность и однообразие этого опевания, придавая ему направленность движения к кульминационному звуку «ля» в 7м и аналогичном 14м тактах.
О сопровождении тоже стоит поговорить отдельно. Здесь Чайковским применены полифонические приёмы, а именно, двухголосие. Поэтому будет оправданным такой способ работы - разделение голосов на два самостоятельных: нижний- тонический органный пункт, средний - более гибкий и выразительный. Также очень полезен способ варьирования сочетания голосов - бас с мелодией, мелодия со средним голосом.
Средняя часть несколько иного характера. Хотя мелодия не меняет своей сути, но другой характер сопровождения окрашивает её в тревожные оттенки. Это стаккато в левой руке и настойчивое восхождение мелодии должно привести всё развитие к яркой кульминации всей пьесы в 22 такте, после которой наступает успокоение, возвращение к прежнему состоянию - это нисходящее движение мелодии, стройные и строгие гармонии в левой руке, вместо стаккатированных восьмых.
«Немецкая песенка» - озорная, с подпрыгивающей мелодией, похожая на старинный и популярный в Германии и Австрии танец - лендлер. Форма песенки трёхчастная, с сокращённой до одного предложения третьей части. Каждая фраза состоит из мотивов и в каждом из них есть довольно яркая, выпуклая сильная доля, которая совпадает с сильным временем в аккомпанементе. Поэтому в мелодии ярко выраженная сильная доля на «раз», а «два, три» - намного мягче. Внутри мотива происходит своё динамическое развитие, как бы маленькие динамические волны.
Аккомпанемент, сам по себе, не заключает в себе каких-то сложных технических задач, кроме одной точного попадания в аккорд от отдаленного баса. П.И.Чайковский достиг своей цели в обогащении репертуара для начинающих.
Мелодичные, запоминающиеся пьесы близки и понятны каждому ребенку. Нет такого человека, который бы не слышал или не исполнял этих милых пьес из знаменитого «Детского альбома».
"Детский альбом Чайковского", наряду с широко известными сочинениями Шумана, Грига, Дебюсси, Равеля, Бартока и некоторых других композиторов-классиков, входит в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей. В России он дал толчок к созданию ряда близких по характеру и тематике фортепианных опусов. Воздействие сочинения Ч. испытали на себе - в той или иной мере - многие русские авторы, от А.Гречанинова, С.Прокофьева и В.Ребикова до С.Майкапара, А.Гедике, Е.Гнесиной, Дм.Кабалевского и др.
Хотя цикл адресован детям, к нему неоднократно обращались и профессиональные артисты. Высокохудожественный образец интерпретации "Детского альбома" оставил Я.В.Флиер, запечатлевший его в грамзаписи. В наши дни известны исполнение Детского альбома М.Плетневым и В.Постниковой. Плетнев допускает ряд существенных перестановок номеров внутри сборника, меняет их традиционную последовательность, выдвигая, тем самым, свою "версию" относительно "сюжетных ходов" и целостной драматургической концепции цикла.
После рассказа о данном альбоме П. И. Чайковского и прослушивания в записи исполнения пьес М. Плетневым, у детей возник интерес к творчеству великого русского композитора. Таким образом, цель моей работы была достигнута. Многие из ребят захотели исполнить понравившиеся произведения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артоболевская А. первая встреча с музыкой.- М. сов. Композитор, 1985.
2. Баренбойм Л., Брянская Ф., Перунова Н. Путь к музицированию; Школа игры на фортепиано.- Вып. 1-Л.: Сов. Композитор, 1981.
3. Гнесина Е. Фортепианная азбука.-М.- Сов. Композитор, 1976.
4. Кончаловская Н. Нотная азбука. - Киев: Музична Украина, 1984,
5. Ляховицкая С. Задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре в младших классах ДМШ.- Музыка, 1970, -2-е изд.
6. Фортепианная игра: 1-2 классы ДМШ Сост. А. Николаев, В. Натансон, В. Малинников,- М.: Музыка, 1979.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/10/picture-40140-1483996308.jpg)
Знакомство с «Детским Альбомом» П. И. Чайковского
Статья будет интересна педагогам,учащимся,всем,интересующимся творчеством П. И. Чайковского. На материале статьи можно более детально познакомиться с историей создания,содержанием цикла фортепианных п...
презентация "Детского альбома" П. И. Чайковского
Презентация включает иллюстративный материал для знакомства детей дошкольного возраста с "Детским альбомом" Чайковского...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-422298-1395948592.jpg)
Интерактивный урок "Путешествие по страницам "Детского альбома П.И.Чайковского"
история создания, анализ пьес...
Музыкальные средства выразительности в пьесах П.И.Чайковского «Баба-Яга» и «Сладкая греза» из «Детского альбома».
Музыкальные средства выразительности в пьесах П.И.Чайковского «Баба-Яга» и «Сладкая греза» из «Детского альбома»....
статья на тему "Знакомство с интерфейсом системы "Компас 3D" LT"
Современный уровень техники требует от специалистов знаний основ системы автоматизированного проектирования (САПР) на персональных компьютерах.Созданная фирмой АСКОН система КОМПАС–3D предназнач...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/28/picture-1409173-1653748335.jpg)
По страницам "Детского альбома" П.И.Чайковского
Материал предназначен для учащихся начальной школы и среднего звена....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/14/picture-34692-1402743198.jpg)
Сценарий музыкальной гостиной "В детской" по произведениям "Детского альбома" П.И. Чайковского
Сценарий музыкальной гостиной "В детской" по произведениям "Детского альбома" П.И. Чайковского...