Социально-профессиональное самоопределение обучающихся через различные виды деятельности на занятиях изобразительного искусства
материал по мхк на тему

Варёнова Наталья Леонидовна

       Задача педагога изобразительного искусства состоит в том, чтобы помочь обучающимся не только правильно выбрать профессию, но и выбрать нужное направление в будущей профессии, при этом дать возможность попробовать себя в разных видах творчества. Наше общество нуждается в талантливых профессиональных рабочих, архитекторах, инженерах, конструкторах, педагогах, дизайнерах, художниках и других специалистах.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально-профессиональное самоопределение обучающихся через различные виды деятельности на занятиях изобразительного искусства

Слайд 1

         В процессе  реализации инновационного проекта мной, как куратором образовательных практик, была организована работа по  проведению профессиональных проб  обучающихся через урочную и внеурочную деятельность по изобразительному искусству.          

       Задача педагога изобразительного искусства состоит в том, чтобы помочь обучающимся не только правильно выбрать профессию, но и выбрать нужное направление в будущей профессии, при этом дать возможность попробовать себя в разных видах творчества. Наше общество нуждается в талантливых профессиональных рабочих, архитекторах, инженерах, конструкторах, педагогах, дизайнерах, художниках и других специалистах.  

        Понятие «самоопределение» в Российской педагогической энциклопедии трактуется таким образом: «Самоопределение - центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений». Профессиональное самоопределение есть «процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способностью его самореализации через согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей».  

 Слайд 2 

         Задача учителя – оказание помощи подростку выявить способности и талант и направить его в нужное русло по выбору профессии для своей души и общества в целом. Это не подготовка школьников по конкретной специальности, а формирование личности готовой правильно осуществить выбор профессии, осознать значение мобильности профессиональных функций в условиях научно-технического прогресса и конкурентной борьбы.

         На слайде Вы можете познакомиться с задачами профориентационной работы в урочной и внеурочной деятельности изобразительного искусства.

- оказание помощь школьникам в самопознании и саморазвитии творческих способностей;

- организация систематическое ознакомление с содержанием профессий;

- изучение личности школьника, его профессиональные интересы, намерения, возможности, способности;

- организация разнообразных видов деятельности.

          Таким образом, область искусства (изобразительного) так же как и другие области образовательной программы позволяют школьнику раскрыть свои способности и определить возможности в собственной профессиональной деятельности.

Слайд 3

В работе с обучающимися на занятиях наряду с общими целями и задачами по предмету, мною как учителем изобразительного искусства решаются сопутствующие задачи по профориентационной работе посредствам диагностической, развивающей, обучающей и просветительской деятельности.

Диагностическая деятельность:

- проведение диагностик, анкет и т. п. Позволяющих выявить склонности, способности, возможностей обучающихся.

Развивающая деятельность:

- развитие способностей, склонностей и возможностей обучающихся.

Обучающая деятельность:

-обучение способам собственной творческой деятельности и способам применения в профессиональной сфере деятельности.

Просветительская деятельность:

-знакомство с профессиями в которых обучающийся может применить свои способности и реализовать свои возможности.

Слайд 4

 В ходе занятий (с целью профориентации) мною решаются следующие задачи:

  • обобщение у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере связанных с непосредственно творческой деятельностью;
  • формирование знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;
  • развитие представления о областях деятельности человека связанных с творческими профессиями и потребности в самовоспитании, саморазвитии и самореализации;
  • воспитание уважения к  человеку творческих профессий.

             При тесном сотрудничестве с психологом образовательного учреждения на занятия курса “изобразительного искусства” для обучающихся включаются методики и тесты посредствам которых школьники учатся определять уровень своих профессионально важных качеств, выявляют и оценивают свой “профессиональный интерес” и “склонности” с помощью методик “Карта интересов” (А.Е. Голомшток). Проводится анкета «Как распознать одарённость» (Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч). Кроме того школьники знакомятся с областями, классификацией профессий по отраслям, предметам, целям, орудиям, и условиям труда. Составляют профессиограммы наиболее распространенных и востребованных профессий связанных с областью применения творческих способностей.

Слайд 5

 В  начальных классах ребята знакомятся школьников с ремёслами, со средними и старшими школьниками, исходя из тематики, включаются задания практического плана:

- эскиз дизайна своей комнаты, кухни, гостиной и т.п.;

- пейзаж современного города, города будущего;

- эскиз макияжа, причёски, одежды;

- эскиз собственной визитной карточки, рекламного баннера и т.п. при условии что вы работаете по определённой профессии (перечень профессий предлагается на выбор, или строго определён) и т. д.

На уроках использую игры:

- моделирующие аспекты профессиональной деятельности;

- моделирующие построение личного  профессионального плана, профессиональных и жизненных перспектив;

- моделирующие систему управления выбором профессии со стороны специалистов;

- игры "жизнедеятельности".

Слайд 6

 Проводятся профессиональные пробы – деятельность, моделирующая элементы конкретной профессии и способствующая осознанному выбору учебного заведения

ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ

Вводно-ознакомительный: диагностика интересов, склонностей, увлечений,  отношение к различным сферам деятельности.

Результат: определение общей готовности к выполнению пробы.

Подготовительный: накопление информации  в области той сферы деятельности, где будет проводиться проба (беседы, кинофильмы, наблюдения за реальной деятельностью специалистов)

Результат: накопление  теоретических знаний, представлений о

 виде деятельности, о предстоящей пробе, об уровне готовности выполнить пробу.

Исполнительский: комплекс теоретических и практических заданий, моделирующих основные элементы труда в сфере деятельности –

Результат: обучающийся анализирует и оценивает выполнение своего задания, даёт профессиографическую характеристику деятельности, своё отношение к ней (составление профессиограммы).

 Формы профессиональных проб:
- имитационные, деловые игры

- творческие задания исследовательского характера (проект, реферат..)

- комплекс  действий: трудовые задания, связанные с выполнением технологически завершённого изделия макета и т.п., различных уровней сложности.

           Профориентационная работа на занятиях изобразительного искусства достаточно важное требующее внимания перспективное направление т.к. это помогает подросткам определить свои интересы, склонности и способности, состояние здоровья, волевые качества, познакомиться с новыми профессиями и узнать их особенности. И самое главное определиться в выборе направления дальнейшего профиля обучения.

   Слайд 7 Спасибо за внимание, с наступающим Новым годом и Рождеством!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование у школьников гуманного отношения к природе, через различные виды деятельности» доклад

Гуманное отношение к окружающей среде формируется у человека практически на протяжении всей его жизни, но особенно интенсивно в школьные годы, где закладываются основы формирования личности человека, ...

Формирование регулятивных УУД на уроках английского языка через различные виды деятельности

Формирование умения учиться -  задача всех ступеней школьного образования.  Сущность  современного обучения - в создании условий, при которых в процессе обучения ребёнок становиться её ...

Развитие творческих способностей детей на уроке музыки через различные виды деятельности.

Основные виды деятельности на уроке, творческие задания и развитие творческих способностей....

Опыт работы «Формирование у школьников гуманного отношения к природе, через различные виды деятельности»

Формирование гуманного отношения у школьников к природе - важная проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. В результате антр...

«Духовно-нравственное воспитание старшеклассников через различные виды деятельности».

Современная школа, активно влияя на формирование мировоззрения учащихся, способствует их духовному и нравственному становлению, вносит определённый вклад в решение проблем, связанных с преодолением ду...

"Развитие музыкальных способностей детей на уроке музыке через различные виды деятельности"

quot; Развитие музыкальных способностей  детей на уроках музыки через различные виды деятельности: развитие чувства ритма, формирование музыкального слуха, развитие вокально-хоровых навыков.Разв...