Социально-профессиональное самоопределение обучающихся через различные виды деятельности на занятиях изобразительного искусства
материал по мхк на тему
Задача педагога изобразительного искусства состоит в том, чтобы помочь обучающимся не только правильно выбрать профессию, но и выбрать нужное направление в будущей профессии, при этом дать возможность попробовать себя в разных видах творчества. Наше общество нуждается в талантливых профессиональных рабочих, архитекторах, инженерах, конструкторах, педагогах, дизайнерах, художниках и других специалистах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Социально-профессиональное самоопределение обучающихся через различные виды деятельности на занятиях изобразительного искусства
Слайд 1
В процессе реализации инновационного проекта мной, как куратором образовательных практик, была организована работа по проведению профессиональных проб обучающихся через урочную и внеурочную деятельность по изобразительному искусству.
Задача педагога изобразительного искусства состоит в том, чтобы помочь обучающимся не только правильно выбрать профессию, но и выбрать нужное направление в будущей профессии, при этом дать возможность попробовать себя в разных видах творчества. Наше общество нуждается в талантливых профессиональных рабочих, архитекторах, инженерах, конструкторах, педагогах, дизайнерах, художниках и других специалистах.
Понятие «самоопределение» в Российской педагогической энциклопедии трактуется таким образом: «Самоопределение - центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений». Профессиональное самоопределение есть «процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способностью его самореализации через согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей».
Слайд 2
Задача учителя – оказание помощи подростку выявить способности и талант и направить его в нужное русло по выбору профессии для своей души и общества в целом. Это не подготовка школьников по конкретной специальности, а формирование личности готовой правильно осуществить выбор профессии, осознать значение мобильности профессиональных функций в условиях научно-технического прогресса и конкурентной борьбы.
На слайде Вы можете познакомиться с задачами профориентационной работы в урочной и внеурочной деятельности изобразительного искусства.
- оказание помощь школьникам в самопознании и саморазвитии творческих способностей;
- организация систематическое ознакомление с содержанием профессий;
- изучение личности школьника, его профессиональные интересы, намерения, возможности, способности;
- организация разнообразных видов деятельности.
Таким образом, область искусства (изобразительного) так же как и другие области образовательной программы позволяют школьнику раскрыть свои способности и определить возможности в собственной профессиональной деятельности.
Слайд 3
В работе с обучающимися на занятиях наряду с общими целями и задачами по предмету, мною как учителем изобразительного искусства решаются сопутствующие задачи по профориентационной работе посредствам диагностической, развивающей, обучающей и просветительской деятельности.
Диагностическая деятельность:
- проведение диагностик, анкет и т. п. Позволяющих выявить склонности, способности, возможностей обучающихся.
Развивающая деятельность:
- развитие способностей, склонностей и возможностей обучающихся.
Обучающая деятельность:
-обучение способам собственной творческой деятельности и способам применения в профессиональной сфере деятельности.
Просветительская деятельность:
-знакомство с профессиями в которых обучающийся может применить свои способности и реализовать свои возможности.
Слайд 4
В ходе занятий (с целью профориентации) мною решаются следующие задачи:
- обобщение у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере связанных с непосредственно творческой деятельностью;
- формирование знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;
- развитие представления о областях деятельности человека связанных с творческими профессиями и потребности в самовоспитании, саморазвитии и самореализации;
- воспитание уважения к человеку творческих профессий.
При тесном сотрудничестве с психологом образовательного учреждения на занятия курса “изобразительного искусства” для обучающихся включаются методики и тесты посредствам которых школьники учатся определять уровень своих профессионально важных качеств, выявляют и оценивают свой “профессиональный интерес” и “склонности” с помощью методик “Карта интересов” (А.Е. Голомшток). Проводится анкета «Как распознать одарённость» (Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч). Кроме того школьники знакомятся с областями, классификацией профессий по отраслям, предметам, целям, орудиям, и условиям труда. Составляют профессиограммы наиболее распространенных и востребованных профессий связанных с областью применения творческих способностей.
Слайд 5
В начальных классах ребята знакомятся школьников с ремёслами, со средними и старшими школьниками, исходя из тематики, включаются задания практического плана:
- эскиз дизайна своей комнаты, кухни, гостиной и т.п.;
- пейзаж современного города, города будущего;
- эскиз макияжа, причёски, одежды;
- эскиз собственной визитной карточки, рекламного баннера и т.п. при условии что вы работаете по определённой профессии (перечень профессий предлагается на выбор, или строго определён) и т. д.
На уроках использую игры:
- моделирующие аспекты профессиональной деятельности;
- моделирующие построение личного профессионального плана, профессиональных и жизненных перспектив;
- моделирующие систему управления выбором профессии со стороны специалистов;
- игры "жизнедеятельности".
Слайд 6
Проводятся профессиональные пробы – деятельность, моделирующая элементы конкретной профессии и способствующая осознанному выбору учебного заведения
ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ
Вводно-ознакомительный: диагностика интересов, склонностей, увлечений, отношение к различным сферам деятельности.
Результат: определение общей готовности к выполнению пробы.
Подготовительный: накопление информации в области той сферы деятельности, где будет проводиться проба (беседы, кинофильмы, наблюдения за реальной деятельностью специалистов)
Результат: накопление теоретических знаний, представлений о
виде деятельности, о предстоящей пробе, об уровне готовности выполнить пробу.
Исполнительский: комплекс теоретических и практических заданий, моделирующих основные элементы труда в сфере деятельности –
Результат: обучающийся анализирует и оценивает выполнение своего задания, даёт профессиографическую характеристику деятельности, своё отношение к ней (составление профессиограммы).
Формы профессиональных проб:
- имитационные, деловые игры
- творческие задания исследовательского характера (проект, реферат..)
- комплекс действий: трудовые задания, связанные с выполнением технологически завершённого изделия макета и т.п., различных уровней сложности.
Профориентационная работа на занятиях изобразительного искусства достаточно важное требующее внимания перспективное направление т.к. это помогает подросткам определить свои интересы, склонности и способности, состояние здоровья, волевые качества, познакомиться с новыми профессиями и узнать их особенности. И самое главное определиться в выборе направления дальнейшего профиля обучения.
Слайд 7 Спасибо за внимание, с наступающим Новым годом и Рождеством!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование у школьников гуманного отношения к природе, через различные виды деятельности» доклад
Гуманное отношение к окружающей среде формируется у человека практически на протяжении всей его жизни, но особенно интенсивно в школьные годы, где закладываются основы формирования личности человека, ...
Формирование регулятивных УУД на уроках английского языка через различные виды деятельности
Формирование умения учиться - задача всех ступеней школьного образования. Сущность современного обучения - в создании условий, при которых в процессе обучения ребёнок становиться её ...
Развитие творческих способностей детей на уроке музыки через различные виды деятельности.
Основные виды деятельности на уроке, творческие задания и развитие творческих способностей....
Опыт работы «Формирование у школьников гуманного отношения к природе, через различные виды деятельности»
Формирование гуманного отношения у школьников к природе - важная проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. В результате антр...
«Духовно-нравственное воспитание старшеклассников через различные виды деятельности».
Современная школа, активно влияя на формирование мировоззрения учащихся, способствует их духовному и нравственному становлению, вносит определённый вклад в решение проблем, связанных с преодолением ду...
"Развитие музыкальных способностей детей на уроке музыке через различные виды деятельности"
quot; Развитие музыкальных способностей детей на уроках музыки через различные виды деятельности: развитие чувства ритма, формирование музыкального слуха, развитие вокально-хоровых навыков.Разв...