Конспект беседы, посвященной дням правовых знаний и гражданского опыта
план-конспект на тему

Великанова Мария Валерьевна

Цели:

Дать детям понятие о правах ребенка, развивать монологическую и диалогическую речь, обогащать словарь, воспитывать стремление детей получать новые знания, формировать у детей представление о том, что рядом с правами человека существуют его обязанности.

Задачи:

- Закрепить знания детей о Конвенции ООН о правах ребенка, об основных правах, перечисленных в ней.

- Максимально способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний.

- Активизировать мыслительную деятельность детей с помощью иллюстраций.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_besedy_posvyashchennoy_dnyam_pravovyh_znaniy.docx54.3 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Маша\Desktop\с флешки\РАБОТА\логотип.jpg

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ГОРИЗОНТ»

Конспект беседы, посвященной дням правовых знаний
и гражданского опыта

Аудитория: дети среднего школьного возраста (10-12 лет)

Автор (составитель):
педагоги-организаторы

 Великанова Мария Валерьевна,

Ефимова Анастасия Валерьевна

г. Ярославль
2017 год

Пояснительная записка

Цели: 

Дать детям понятие о правах ребенка, развивать монологическую и диалогическую речь, обогащать словарь, воспитывать стремление детей получать новые знания, формировать у детей представление о том, что рядом с правами человека существуют его обязанности.

Задачи:

- Закрепить знания детей о Конвенции ООН о правах ребенка, об основных правах, перечисленных в ней.

- Максимально способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний.

- Активизировать мыслительную деятельность детей с помощью иллюстраций.

Методы и приемы

         В беседе используются словесный (дискуссия, рассказ, вопросы к детям), наглядный метод (демонстрация плакатов, мультфильма).

Материалы и оборудование

         Используется следующее оборудование: настенная магнитная доска, парты, стулья в необходимом количестве, мяч,  ноутбук, колонки, видеопроектор.

Ход занятия:

1. Вводное слово.

ВЕДУЩИЙ 1:         Велика и прекрасна наша страна –Россия. Необъятные просторы,

большие города, много разных народов и народностей, проживающих в разных уголках, великая культура- все это наша Россия.

ВЕДУЩИЙ 2:   Наша страна – самая большая в мире. На территории России

могут уместиться, например, 31 Франция, или 560 Бельгий.

И каждое государство: маленькое, как, например, Бельгия или Люксембург, или такое большое, как Россия, живет по определенным законам, все граждане государства имеют определенные права и обязанности, которые записаны в Конституции. Знаете ли вы, какое называние нашей страны закреплено в Конституции? (Ответы детей). В статье Конституции обозначено, что наше государство имеет два равнозначных наименования: Россия  и Российская Федерация.

2.    Основная часть.

ВЕДУЩИЙ 1:        А что же такое права и обязанности гражданина, как они появились?

ВЕДУЩИЙ 2:        Давным-давно, тысячи лет назад, на Земле появились люди, и у них появились вопросы:

­        Что люди могут делать и чего не могут?

­        Что они обязаны делать и чего не обязаны?

Для чего же нужны правила? Вспомните, как вы играете, например, в прятки. В игре существуют правила игры: один водит, отвернувшись, ждет, когда остальные спрячутся, а потом ищет. Подумайте, если никто из играющих не будет выполнять правила, что получится? (Ответы детей). Полная неразбериха! Так и для всех людей должны быть правила жизни. В древности никаких правил не было. Кто был сильнее, тот всегда оказывался прав: захотел и все забрал у слабого, и никто не поможет, если у слабого нет сильного защитника. Очень долго решались эти вопросы, а когда их решили, появились законы. Если в точности соблюдать все, что в них записано, то и будет порядок на земле. А чтобы соблюдать законы, нужно, по крайней мере, знать их. Что же это такое – законы? (Ответы детей).

Законы – это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане страны. Законы бывают разные, но главный -основной закон нашей страны - это Конституция.

ВЕДУЩИЙ 1:         Итак, Конституция Российской Федерации (показывает брошюру) – это основной закон государства, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане Российской Федерации. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, даже правила перехода улицы, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции. Мы с вами жители России и обязаны знать Конституцию.

ВЕДУЩИЙ 2:        Давайте разберемся, когда и как была принята Конституция России?

ВЕДУЩИЙ 1:        Сначала Конституцию придумали и записали учёные, потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие – добавили, третьи – переписали по-другому. Потом состоялся референдум, то есть всенародное голосование. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно. Так, 12 декабря 1993 года была принята Конституция Российской Федерации.

ВЕДУЩИЙ 2:        Какие правила устанавливает наша Конституция?

ВЕДУЩИЙ 1:        В нашей Конституции, во-первых, сказано, как должно быть устроено наше государство и что для него самое главное.

В Конституции сказано: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Это значит, что не человек существует для государства, а государство для человека.

         Во-вторых, объявляется, что наше государство считает своей обязанностью защищать не только права своих граждан, но и права любого человека, даже если он не гражданин Российской Федерации.

         В-третьих, в Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину Российской Федерации, а что – нельзя.

ВЕДУЩИЙ 2:        Какие же права есть у нас? (Ответы детей). По Конституции нашей страны, мы все имеем право на жизнь, имеем право на образование, право выбирать профессию, имеем право на отдых, жилье и медицинскую помощь и другие. Какое, на данном этапе вашей жизни, для вас самое главное право и ваша главная обязанность? (Ответы детей). Право учиться в школе и получать образование – это важное право. В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование...». Как вы думаете, что должно сделать государство, чтобы обеспечить вам право на образование? (Ответы детей). Вы имеете право учиться в школе, получать бесплатное образование. В каждом городе есть школы, которые посещают все дети. А какие обязанности вытекают из этого права? (Ответы детей). Каждый гражданин обязан получить среднее образование.

ВЕДУЩИЙ 1:        Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость – сказки. Приглашаю в гости к героям сказки «Приключения Буратино». Во время игры «В гости к Буратино» мы узнаем, какие герои сказки нарушают права других героев, унижают и обижают их.

Дети разбиваются на 2 группы, каждой раздаются карточки, на которых написано:

−        Право на образование.

−        Право на свободный труд, защита от безработицы.

−        Каждый имеет право на жилище, и оно неприкосновенно.

−        Никто не может издеваться над человеком, пытать его, грубо к нему относиться.

−        Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание.

−        Никто не может издеваться над человеком. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

−        Право на жизнь.

Давайте разберемся, какие конституционные права были нарушены в данной сказке. Я опишу ситуацию, а вы поднимите табличку с правильным ответом:

1. Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (Защита от безработицы.) 

2. Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким правом? (Право на образование.)

3. Разбойники подвесили Буратино, на дереве. Какое право они нарушили? («Никто не может издеваться над человеком, пытать его, грубо к нему относиться»).

4. Когда Буратино болел, к нему вызывали докторов. (Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание).

5. Мальвина принялась учить Буратино письму и математике. (Право на образование).

6. Какое право нарушил Карабас, когда подвесил Буратино в кладовке на гвоздь? (Никто не может издеваться над человеком. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность).

7. Какое право нарушили полицейские, когда бросили Буратино в пруд? (Право на жизнь).

8. Какое право соблюдалось, когда Мальвина лечила Артемона? (Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание).

9. Какое право нарушено, когда полицейские с Карабасом ворвались в каморку папы Карло? (Каждый имеет право на жилище, и оно неприкосновенно).

ВЕДУЩИЙ 2:        Ребята, а вы как пользуетесь своими правами – как отдыхаете, играете? (Ответы детей.) Каждому можно заниматься творчеством. Что дает возможность реализовать право заниматься творчеством? (Музыкальные школы, Дома детского творчества.) Право на охрану здоровья? (Поликлиники, больницы.) Право на защиту от посягательства на жизнь, жилье? (Полиция, суд.) А также каждый имеет право на пользование культурными учреждениями. Ребята, какие культурные учреждения вы можете посещать? (Библиотеки, музеи, цирки, театры, кинотеатры, Дворцы культуры.)

ВЕДУЩИЙ 1:         Знаете ли вы, что любой гражданин России, и взрослый, и ребенок, где бы он ни оказался – в своем родном городе, у бабушки в древне, в далекой Африке или даже на северном Полюсе, - находится под защитой своей страны и Президента? А Президент обязан всегда и везде заступаться за граждан России и выручать их из беды!

         В Конституции сказано, что Президент – глава нашего государства. Государство создано гражданами для того и только для того, чтобы защищать и охранять права своих граждан. Никаких других целей и задач у государства нет и быть не может. Поэтому, всё, что делает Президент, как глава государства, должно делаться для того и только для того, чтоб права и свободы граждан не нарушались.

         Если Президент добивается, чтобы у нашей страны была сильная армия, то это для того, чтобы какие-нибудь враги не пришли к нам и не нарушили права и свободы мирных граждан.

         Если Президент настаивает, чтобы полиция ловила преступников, то это потому, что ещё не наказанные преступники могут нарушить права и свободы честных граждан.

         В специальной статье Конституции сказано, чем должен заниматься глава нашего государства. Оказывается, дел у Президента очень много. Одних только глаголов (сказуемых) отвечающих на вопрос «Что делает?» целых тридцать шесть штук.

ВЕДУЩИЙ 2:А как вы думаете, почему дети не могут участвовать в выборах Президента? Почему у вас нет такого права?(Дети отвечают)

ВЕДУЩИЙ 1: Вспомните, ребята: пока вы были совсем маленькими, вы ничего себе не

выбирали. Какой шарфик купили родители – такой и носили. Какую игрушку дали – с той и играли. Но чем старше вы становитесь, тем чаще выбираете то, что нравится именно вам. И, наконец, когда вы станете совсем взрослыми гражданами, то получите право участвовать в главных выборах – выборах Президента.

ВЕДУЩИЙ 2:Кроме прав, у граждан России есть и обязанности, которые тоже записаны в

Конституции, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину. У каждого из нас есть права и обязанности. В Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть сказано, что можно делать человеку и гражданину Российской Федерации, а что – нельзя. Можно очень многое, а нельзя, по сути, только одно – гражданин Российской Федерации не имеет права нарушать права других людей.

ВЕДУЩИЙ 1:Какие же обязанности у школьника? (Ответы детей) Обязанности: уважать взгляды, свободу других людей (взрослых и сверстников); культурно вести себя в классе, школе и за их пределами; ходить опрятным; выполнять устав школы.

Как вы думаете, Конституция ограничивает права и свободы граждан?

Да, ограничивает. Конституция провозглашает права и свободы человека, но она же их и ограничивает. Главное понять: любые права и свободы другого – это ограничения твоих собственных прав и свобод.

В Конституции сказано: «Каждый имеет право на жизнь».

В Конституции сказано: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления». Это значит, что никто никого не имеет права мучить и унижать.

ВЕДУЩИЙ 2:Давайте вспомним пример из сказки про Незнайку. Незнайка имеет

право заниматься творчеством, что он и делал – писал стихи, рисовал, играл на трубе. Но и остальные коротышки имеют право на отдых, поэтому нельзя нарушать общественный порядок, шуметь, мешать другим. И хотя когда Незнайка рисовал и стихи писал, никакого беспорядка не устраивал, но он забыл про право: «Никто не может умалять достоинство другого человека». Это значит, что никто не должен смеяться над другим человеком, издеваться, унижать и обижать его. А рисунки и стихи Незнайки были очень обидными для коротышек.

3. Заключение.

ВЕДУЩИЙ 1: Ребята, сегодня мы познакомились с основным законом нашей страны - Конституцией, с некоторыми правами и обязанностями граждан России.  А сейчас давайте откроем сайт «Президент России – гражданам школьного возраста» и посмотрим, что там сказано о Конституции Российской Федерации.

Список литературы:

  1. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Я ребенок, и я имею право. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009.

Интернет-источники:

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2013/11/30/konspekt-besedy-s-detmi-konventsiya-o-pravakh-rebenka

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Военно-исторический интегрированный урок (ОБЖ + история) по теме "Помни имя свое", посвященное Дням воинской славы

Данный  урок  предназначен  для  обучающихся  10  класса, тема "Дни  воинской  славы"...

Конспект беседы с детьми подготовительной к школе группы, посвященной дню полного освобождения Ленинграда от Блокады.

Конспект беседы с детьми подготовительной к школе группы, посвященной дню полного освобождения Ленинграда от Блокады. Содержит фрагменты музыкальных и литературных произведений посвященных этой дате,д...

Вечер, посвященный Дням тюркской письменности

Данная разработка будет полезна педагогам, работающим по направлению - краеведение....

Конспект беседы, посвященной Международному женскому дню «Женщины в истории России»

Цель:  раскрыть образ известных женщин разных эпох; показать роль известных женщин в истории России; воспитывать чувство уважения к русской женщине.Задачи:Образовательные:- Сформировать у обучающ...

Конспект беседы, посвященной году экологии в России «Сохраним наш мир»

Наша Земля всего лишь бесконечно малая частица Вселенной, но только на ней одной из всех обследованных человеком планет есть жизнь. А раз так, то нам надо вдвойне стараться, чтобы природа нашего общег...

Гражданско – правовое образование (из опыта работы) (ГБОУ школа № 691)

Гражданско – правовое образование – это одна из важнейших задач, которая сегодня стоит не только перед школой, но и перед всем обществом, так как формирование гражданс...

Конспект урока обществознания в 11 классе "Гражданское общество и правовое государство".

Разработка урока обществознания в 11 классе по теме: "Гражданское общество и правовое государство", разбирается в разделе "Политическая сфера общества" , как на профильном так и на...