Методы и приемы ТРИЗ для активации творческого потенциала учащихся объединения "Информашка"
методическая разработка (5 класс) на тему
Методы и приемы ТРИЗ для активации творческого потенциала учащихся объединения "Информашка" - статья с конкретными примерами может быть полезна не только педагогам дополнительного образования, но и учителям начальной школы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методы и приемы ТРИЗ-технологии для активации творческого потенциала воспитанников
Клименкова Ольга Петровна, педагог дополнительного образования детей
ГБОУ школа № 409 Пушкинского района г.Санкт-Петербург
Детство для человека – это уникальная пора развития всех психических функций, механизмов речи, речевого мышления, памяти, социальных эмоций, механизмов контроля произвольных движений, за которые ответственны высшие структуры мозга. Успешность развития творческого потенциала детей в детском саду во многом определяется соответствующей квалификацией педагогов. Поэтому педагогу в первую очередь необходимо изучить особенности творческого мышления и воображения. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов и методов. Методы развития
творческого воображения позволяют уменьшить психологическую инерцию при решении творческих задач. Существующая в ТРИЗ система развития творческого воображения разработана Г. Альтшуллером, и представляет собой набор приемов фантазирования и специальных методов.
Основные из них:
Метод маленьких человечков. Суть метода состоит в том, чтобы представить объект в виде множества (толпы) маленьких человечков. Такая модель сохраняет достоинства эмпатии (наглядность, простота) и не имеет присущих ей недостатков (неделимость человеческого организма).
Метод морфологического анализа. Метод разработан известным швейцарским астрономом Ф. Цвики. Цель метода - систематический обзор и анализ всех мыслимых вариантов данного явления или объекта. Как и при работе с этажной схемой, выбираем объект, который хотим исследовать. Затем составляем список всех мыслимых характеристик выбранного объекта. После этого для каждой характеристики перечисляем всемыслимые варианты. В результате получаем таблицу, на одной оси которой выписаны
все параметры объекта, а на другой - все варианты и значения этих параметров. Отбираем те клетки таблицы, в которых заключены самые невероятные сочетания параметров.
Круги Луллия. (автор – Раймонд Луллий). Для работы с детьми пятого года берём сначала только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом. В дальнейшем
используем 2-3 круга с 5-6 секторами. С детьми старшего возраста используем 4 круга с 8 секторами на каждом.
Метод каталога. Детям предлагается сочинить сказку с помощью какой-либо книги. Ведущий задает детям вопрос, ответ на который ребенок находит, указав слово на открытой странице выбранного текста. Ответы, найденные в книге, собираются в единую сюжетную линию. Рекомендуется научить детей составлять логически связный текст, в котором добро побеждает зло. Метод создан для снятия психологической инер-
ции и ломки. Данный метод эффективен в работе с небольшим количеством детей (от двух до пяти). Последовательность вопросов может быть следующей: О ком сочиняем сказку? Он добрый или злой герой? Какое добро (зло) он делал? С кем он дружил? Кто им мешал? Каким образом? Как добрый герой боролся со злом? Чем всё закончилось? Предполагаемый ход действия сказки: Жил-был.… И был он какой? Умел
делать что? Делал он это, потому что.… Но в это время жила-была…Она была.…Однажды между ними случилось…Им помогла.…Сделала она это, чтобы… и т.д.
Ситуационные задания. По мере взросления дети сталкиваются с большим количеством ситуаций, когда невозможно выделить одну причину события. Многие природные и социальные явления вызваны большим количеством разнообразных факторов.
Во всех этих случаях причинное мышление оказывается недостаточным. Возникает необходимость в предварительной оценке ситуации и выборе среди множества вариантов и обилия фактов таких, которые имеют существенное влияние на ход событий. Выбор приэтом осуществляется с опорой на ряд критериев, правил, которые позволяют сузить “зону поиска”, сделать его более сокращенным, избирательным.
Метод фокальных объектов. Является по существу модифицированным приемом вынесения (внесения). Выбираем некий объект, называем его фокальным, и на этот объект, как в фокус собирающей линзы, проецируем свойства нескольких других объектов или явлений, подобранных произвольным образом. При этом возникают необычные сочетания, которые развиваются дальше путем свободных ассоциаций.
Методы активизации перебора вариантов. Один из наиболее распространенных методов такого рода - мозговой штурм.
Решение задачи проходит в два этапа. На первом этапе (генерирование идей) запрещена всякая критика, поощряются "дикие", даже фантастические предложения. На втором этапе эксперты критически оценивают результаты штурма, пытаясь отобрать рациональные идеи.
Метод контрольных вопросов. Этот метод позволяет генерировать новые идеи и решения, сформулировать их с помощью наводящих вопросов. Применяется в форме монолога, обращенного к самому себе, либо диалога изобретателей.
Приемы фантазирования:
-прием «сделать наоборот»;
-прием «изменить неизменяемое» (если какое-то свойство предмета или явления кажется вам совершенно неизменным, - измените его);
-прием объединения;
-прием «вынесение» (или прием "отделения функции от объекта"). Заключается в следующем: нужно отделить от объекта одно из его главных свойств, или наоборот приписать данному объекту свойство совершенно другого объекта;
-прием ускорение (замедление): выбрать объект или процесс и ускорить его действие до такой степени, чтобы возникло новое качество;
-прием универсализации (обобщения) и др.
Упражнения на развитие творческого воображения.
Упражнение «Создание нового». “Изобрази свою память”; “Составь загадку”; “Придумай сказку (историю) о……..”; “Придумай новый воздушный шарик (обувь, одежду)” и др.
Еще один путь для развития творческого воображения – это специальные игры.
Например, игра в функции предметов. В этой игре нужно назвать как можно больше вариантов использования одного и того же предмета. Вот кирпичик. Его можно использовать как строительный материал, как пресс, как мел (если им чертить на асфальте), как украшение садовых дорожек (если его истолочь и посыпать им дорожки) и т.п. Так можно назвать самые обычные предметы и при-
думать их назначения.
Игра "Сказка по вопросам". Играют несколько детей. Каждый по очереди (по кругу) должен ответить на свой вопрос, продолжая сюжет общей истории. Вопросы: Где происходит действие? Кто главный герой? Где он находится? Что делает? Куда идет?Кого встречает? Что сказал? Что ему ответили? Чем все окончилось?
Придумай окончание сказки. Жил-был зайчик. Он был маленький, беленький и очень одинокий. Решил он найти себе друга. Поскакал он мимо елочек на опушку леса. Вдруг видит навстречу ему какой-то зверь идет, на длинных ногах и с большими рогами...
Работая, но на самом деле играя с ребенком, мы должны помнить, что главное – это развитие общих особенностей воображения, умение планировать свою деятельность в сочетании с творческими, нестандартными решениями. Поощрение творческих проявлений особенно важно в юном возрасте.
Методы и приемы активизации творческого воображения ТРИЗ актуальны для педагогов, которые ищут новые пути взаимодействия с творческим потенциалом ребенка и расширить свой личностный педагогический опыт. «Средство работы с детьми – педагогический поиск» Г. С. Альтшуллер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Развитие творческого потенциала учащихся через метод проектов»
Выступление на областном семинаре-практикуме руководителей изобразительных и декоративно-прикладных объединений и на методическом семинаре городского конкурса «Учитель года»Тема: «Развитие творч...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта "Применение метода проектов на уроках технологии как средство развития творческого потенциала учащихся"
В статье представлен собственный педагогический опыт, посвященный проектной деятельности на уроке технологии....
Презентация "Метод проектов как средство развития творческого потенциала учащихся"
Обобщение опыта работы по вопросу развития творческого потенциала учащихся...
Метод проектов на уроках английского языка как способ раскрытия творческого потенциала учащихся
В данной статье двются рекомендации по использованию метода проектов на уроках английского языка на разных ступенях обучения....
«Развитие творческого потенциала учащихся через реализацию метода проектов на уроках информатики»
Образованные творческие личности востребованы во всех сферах современной жизни, особенно в сфере образования. Именно они двигают научно-технический и социальный прогресс. Тем не менее, в современной с...
Применение ТРИЗ для развития творческого потенциала личности на уроках математики
В последнее время с высокими темпами адаптируется применение ТРИЗ (теории решения изобретательных задач Г.С. Альтшулера) в образовании, которое получила название ТРИЗ- педагогики.Включение в образоват...
Статья: "Методы и приемы развития творческого потенциала учащихся на уроках немецкого языка"
В статье представлен материал о достижении максимальном развития творческого потенциала ученика на уроках немецкого языка за счёт правильного подбора методов и приёмов....