Дополнительная общеразвивающая программа «Цветы и бисер»
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
городского округа «Город Йошкар-Ола»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования для детей» г. Йошкар-Олы
.
ПРИНЯТО на педагогическом совете Протокол №____ от «___» __________20___г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ДОД ЦДОД ___________З.А.Степанова «____» _____________20___ г. |
Дополнительная общеразвивающая программа
«Цветы и бисер»
Направленность программы: естественнонаучная и художественная Срок реализации: 2 года Возраст: 7-15 лет Автор-составитель: Александрова Эльвира Александровна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной |
категории |
г. Йошкар–Ола
2016
Паспорт программы
Полное название программы: «Цветы и бисер»
Автор программы, должность: Александрова Эльвира Александровна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
Рецензенты:
- внешняя рецензия: Васильева В.М., учитель биологии высшей квалификационной категории МОУ «Коркатовский лицей», заслуженный учитель РФ.
Организация, реализующая программу: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей» г. Йошкар-Олы
Юридический адрес организации: РМЭ, г. Йошкар-Ола,
ул. Мичурина, д. 38
Телефон: 8(362) 64-96-04
Фактический адрес организации: РМЭ, г. Йошкар-Ола,
ул. Мичурина, д. 38
Телефон: 8(362) 64-96-04
Возраст детей: от 7 до 15 лет
Направленность: естественнонаучная, художественная
Срок реализации программы: 2 года
Вид программы: модифицированная
Уровень реализации: дополнительное образование
Уровень освоения: общеразвивающий
Способ освоения содержания образования: творческий
Рецензия
на дополнительную образовательную программу
эколого-биологической направленности
«Цветы и бисер»
Рецензируемая программа посвящена актуальной проблематике — познанию природы, окружающей каждого человека и воспитанию экологической культуры. Ее основная цель — формирование творческой познавательной самостоятельности, развитие психологических качеств личности ребенка, посредством изучения комнатных растений, способов дизайна помещений освоения искусства бисероплетения.
Знакомясь с разнообразием комнатных растений, дети учатся правильному уходу за ними. Декоративные качества комнатных растений находят свое практическое применение в дизайне различных помещений, что в настоящее время очень актуально. Изучение фитодизайна является одним из способов познания растительного мира и предусматривает развитие у детей эстетического вкуса, культуры, фантазии и творческих способностей. Искусство фитодизайна и бисероплетения вооружает обучающихся техническими знаниями, формирует у них трудовые навыки и умения, практически и психологически подготавливает детей к труду, выбору профессии.
Новизна данной программы заключается в том, что она носит комплексный интегративный характер, так как:
- направлена на интеграцию разных видов деятельности ребёнка, охватывает основные направления его развития;
- методической основой программы является интегрированная технология, сочетающая методику экологического образования и методику моделирования и конструирования.
Предполагается связь содержательного компонента программы со школьными предметами: биология, экология, краеведение, литература, труд, технология.
Данная программа рассчитана на два года обучения. Расписано количество часов, также формы и методы занятий. Приложение содержит темы и методики исследовательских работ, методические разработки занятий, вопросы и анкеты для диагностики психологических, познавательных качеств, экологической культуры.
Таким образом, данная программа является очень содержательной, имеет практическую направленность и соответствует всем требованиям, предъявляемым подобного рода работам. Программа может быть рекомендована для использования в системе дополнительного образования.
Рецензент: учитель биологии высшей категории
МОУ «Коркатовский лицей»,
Заслуженный учитель РФ В.М. Васильева
Оглавление
- Пояснительная записка…………………………………………………………… 3
- Учебно-тематический план (первый год обучения)……...……………………… 6
- Содержание программы……………………………………………………………. 7
- Учебно-тематический план (второй год обучения)……...……………………… 8
- Содержание программы…………………………………………………………… 9
- Список литературы для педагога……………………………………………… 12
- Список литературы для детей и их родителей……………………………………12
Пояснительная записка
К познанию природы, окружающей каждого человека, естественной среды и интуитивно, и сознательно стремится каждый ребенок. Однако в реальной жизни далеко не всегда возможны систематические контакты с естественной природой, ее отдельными биоценозами.
Вместе с тем есть великолепные объекты природы, интересные для изучения со всех точек зрения – это комнатные растения. В настоящее время большое распространение получило комнатное цветоводство. Почти нет ни одного окна, где бы ни стояли фикус, бальзамин, пеларгония и другие растения. Они стали оригинальной частью нашего окружения и, как каждый член семьи, требуют к себе любви и заботы.
Почти все дети в какой-то момент начинают интересоваться природой и страстно мечтают о собственном аквариуме или кактусе. Очень важно не упустить это стремление и научить ребят сопереживать, заботиться и любить все то, что живет и растет рядом с нами.
Знакомясь с разнообразием комнатных растений, дети учатся правильному уходу за ними, исходя из индивидуальных особенностей цветов, связанных с их происхождением. Декоративные качества комнатных растений находят свое практическое применение в дизайне различных помещений (кабинетов, офисов, выставок, сцен и т.д.) – что в настоящее время очень модно и актуально. Изучение фитодизайна является одним из способов познания растительного мира и предусматривает развитие у детей эстетического вкуса, культуры, фантазии и творческих способностей. Искусство фитодизайна наряду с изучением разнообразия и декоративных особенностей комнатных растений, созданием интерьера, формированием у детей эстетической культуры, вооружает учащихся техническими знаниями, практически и психологически подготавливает детей к труду, к выбору профессии.
Направленность программы: естественнонаучная и художественная.
Уровень освоения программы: общеразвивающий.
Представленная программа является модифицированной. При создании программы «Цветы и бисер» были проанализированы программы спецкурса «Комнатное цветоводство» (велась в МарГУ Автор: Файзулина С.Я.), программа основного общего образования по направлению «Технология. Сельскохозяйственный труд», раздел «Растениеводство» и была сделана опора на эти программы.
Новизна программы:
- программа совмещает в себе экологическое образование и занятия художественно - прикладным творчеством (бисероплетение);
- прослеживаются три линии развития школьника: линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности, линия перехода от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого или других) и линия мотивационной готовности.
Программа носит комплексный интегративный характер, так как направлена на интеграцию разных видов деятельности ребёнка, охватывает основные направления его развития;
Методической основой программы является интегрированная технология, сочетающая методику экологического образования и методику моделирования и конструирования.
Предполагается связь содержательного компонента программы со школьными предметами: биология, экология, краеведение, литература, труд, технология.
Педагогическая целесообразность: программой предусмотрены теоретические и практические занятия. Теоретический материал – это сведения из истории комнатного цветоводства, занимательные истории из «жизни растений», знакомство с ассортиментом, способами ухода и с основными правилами дизайна помещений с помощью комнатных растений, история бисероплетения, техника бисероплетения, цветовой круг, методы оформления панно.
На практических занятиях с кружковцами проводятся различные исследования, опыты, они получают навыки размножать и сажать комнатные растения, изучают правила ухода за различными группами растений, и при необходимости, учатся применять их на практике для борьбы с заболеваниями и вредителями растений, учатся искусству фитодизайна – составлять проекты для озеленения и оформления помещений с помощью комнатных растений. Также обучающиеся занимаются бисероплетением. Плетут разные изделия из бисера и оформляют панно, с которыми участвуют на выставках, конкурсах, учатся искусству дизайна помещения.
Цель программы: создание условий для формирования творческой познавательной самостоятельности, развития психологических качеств личности ребенка, посредством изучения комнатных растений, способов дизайна помещений, освоения искусства бисероплетения.
Задачи:
Образовательные:
- Сформировать систему естестеннонаучных знаний.
- Расширить кругозор обучающихся.
- Ознакомить с многообразием растительного мира.
- Сформировать трудовые умения, навыки, закрепить на практике.
Развивающие:
- Развивать эстетические вкусы.
- Развивать любознательность, как основу познавательной деятельности.
- Развивать память, логическое и образное мышление.
- Способствовать развитию конструкторских способностей и исследовательской деятельности;
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие.
- Воспитывать любовь к растениям и окружающей нас природе.
- Воспитывать эстетические вкусы.
Реализация образовательной программы осуществляется в соответствии со следующими принципами:
Работая с детьми разных возрастов необходимо учитывать их возрастные особенности: большую подвижность, эмоциональную неустойчивость, рассеянность внимания, неустойчивость интересов, неусидчивость, поэтому мы стремимся к тому, чтобы каждое занятие было наглядным и интересным кружковцам.
Организационно-педагогические основы реализации программы:
В первом году обучения ставится задача ознакомить детей с материалами, инструментами, обучить приемам работы с ними, соблюдение правил техники безопасности на занятиях. Дается представление о практическом применении комнатных растений, их разнообразии форм, связанных с происхождением комнатных растений. Используются игровые методы и способы подачи изучаемого материала, которые развивают у детей образное мышление, сообразительность и смекалку (ребусы, загадки, кроссворды, головоломки, шарады, различный раздаточный материал), а также уделяется много времени практической работе. Один час отводится комнатному цветоводству и один час – бисероплетению.
На втором году обучения углубляются знания, полученные на первом году обучения, и даются детям основы фитодизайна. Основная задача – научить детей вести исследовательскую работу. Здесь ребятам необходимы знания и умения вести дневник опытнической работы, работать с литературой, участвовать в работе семинаров, конференций, выступать на них со своими сообщениями. На данном году обучения предусматривается обширная подача материала по оформлению различных помещений комнатными растениями, озеленение террас контейнерными растениями.
В ходе реализации программы проводится воспитательная работа (тематические викторины, конкурсы, КВНы), вопросы для составления которых берутся из той или иной темы кружка, все это способствует закреплению учебного материала, самовыражению личности, сплочению детского коллектива.
В течение учебного года ведется работа с родителями: проводятся и посещаются родительские собрания, даются консультации по выращиванию комнатных растений, по бисероплетению. Родители могут присутствовать на занятиях, участвовать в совместных мероприятиях.
Программа рассчитана на 2 года обучения для детей в возрасте 7- 15 лет. Наполняемость групп рассчитывается в соответствии требованиям СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от 04.07.2014 г. и Устава МБОУДОД «Центр дополнительного образования для детей» г. Йошкар-Олы. Набор в кружки свободный, занятия проводятся по фронтальной схеме с последующей индивидуализацией обучения по мере выявления способностей детей. В течение года состав может меняться.
В первом году обучения количество часов 140. Занятия идут два раза в неделю по 2 академических часа. За 1 час педагог вместе с обучающимися рассматривает тему, идет закрепление пройденного материала по комнатному цветоводству, а за оставшийся 1 час кружковцы занимаются бисероплетением. Во втором году обучения количество часов 210. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 академических часа. 1 час отводится комнатному цветоводству, 2 часа – бисероплетению. Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. Педагог кружка на всех уровнях обучения предполагает дополнения и изменения в практическую работу в зависимости от степени подготовки обучающихся, их интересов и материально-технической базы ЦДОД.
Ожидаемые результаты:
Программа формирует следующие качества личности: любознательность, инициативность, настойчивость, самостоятельность в приобретении знаний и умений, трудолюбие.
Результативность обучения по программе определяется по:
- выявлению сохранности контингента, которая проводится на основе проверки журнала педагога дополнительного образования.
- выявлению уровня экологической культуры:
- единым тестированием обучающихся, в соответствии с возрастными особенностями;
- определением усвоения программы дополнительного образования;
1) теоретической деятельности (беседа, опрос, тестирование);
2) практической деятельности - экологические мероприятия. Количество запланированных мероприятий прописывается в плане работы педагога.
3) тематическая досуговая деятельность. Количество конкретных мероприятий в которых участвуют обучающиеся объединений, работающих по программе.
Итоги реализации программы подводятся при помощи диагностики знаний и умений детей. Диагностика проводится 3 раза в год: первичная (октябрь), промежуточная (январь) и итоговая (апрель-май). Базовый образовательный минимум отслеживается тестовыми заданиями три раза в год: в начале учебного года, в середине и в конце. Также используются следующие формы проведения итогов:
- проведение конкурсов, викторин;
- проведение праздников, игр;
- выполнение рефератов;
- проведение опытов;
- выполнение исследовательских работ;
- выполнение творческих работ;
- участие с исследовательскими, проектными, творческими работами в конкурсах и выставках разного уровня.
Посещение кружка способствует гармоничному развитию ребенка: воспитанию трудолюбия, самостоятельности, любознательности, наблюдательности, пытливости; формированию воображения, мыслительной деятельности; учит работать в коллективе, общаться друг с другом; способствует выявлению конкретных направлений и интересов кружковцев. Таким образом, обучение в кружке «Фитодизайн» способствует выбрать свою будущую профессию, связанную с растениеводством, экологией, дизайном интерьера.
Учебно - тематический план
1-го года обучения
№ п/п | Название темы | Количество часов | ||
всего | теорет. | практ. | ||
Вводное занятие | 1 | 1 | ||
Твой дом – твое здоровье | 4 | 2 | 2 | |
Красота луковичных растений среди зимы | 2 | 2 | ||
Удивительная коллекция комнатных растений | 14 | 4 | 10 | |
Мастерская Деда Мороза | 18 | 18 | ||
Рождественские встречи | 12 | 12 | ||
Интересное о растениях | 6 | 2 | 4 | |
Правильно ухаживай за комнатными растениями | 2 | 1 | 1 | |
Долой болезни и вредителей | 3 | 1 | 2 | |
Размножение комнатных растений | 4 | 1 | 3 | |
Земляные смеси | 8 | 2 | 6 | |
Гидропоника | 2 | 2 | ||
Пересадка, перевалка комнатных растений | 6 | 6 | ||
Опытническая работа | 4 | 4 | ||
Бисероплетение | 40 | 8 | 32 | |
Подготовка к выставкам, конкурсам, диагностика обученности | 12 | 6 | 6 | |
Заключительное занятие | 2 | |||
Итого: | 144 | 26 | 118 |
Содержание программы
1 год обучения
№ п/п | Тема | Знания | Умения, навыки |
Вводное занятие. Правила ТБ. Понятие о материалах и инструментах Входное тестирование | Освоение значения комнатных растений жизни людей. Освоение значения бисерного искусства в жизни людей. Знакомство с планом работы объединения. Освоение правил поведения в объединении, в детском клубе, ТБ при работе с режущим, колющим инструментом. Освоение истории комнатного цветоводства. Освоение истории бисероплетения. | Освоение правил ТБ при работе в кружке. Демонстрация экспонатов внутри клубной выставки. Конкурс отгадывания загадок по теме "растения". Изготовление поделок на свободную тему с целью ознакомления с учащимся (подставка для кисточек, рабочий конверт, закладка). | |
1. | Твой дом - твое здоровье | Освоение информации о разнообразии комнатных растений. Освоение теоретических знаний техники бисероплетения. Знакомство с лекарственными, ядовитыми растениями, с биоэнергетикой комнатных растений. | Освоение техники бисероплетения. |
3 | Красота луковичных растений среди зимы. | Освоение правил выгонки луковичных растений, правил хранения луковиц до высадки, ассортимента растений, правил ухода, обработки земли и растений. | Освоение выгонки луковичных растений в зимний период. Выработка навыков по проведению опытнических, исследовательских работ. |
4 | Удивительная коллекция комнатных растений. | Умение классифицировать комнатные растения: декоративно- лиственные, красивоцветущие, ампельные, лианы, суккуленты. Занятие-игра «Путешествие с комнатными растениями». Конкурс рисунков, сочинений. Паспортизация комнатных растений. | Умение определять комнатные растения, умение паспортизировать комнатные растения. |
5 | Мастерская Деда Мороза. | Освоение истории празднования Нового года в разных странах. Освоение изготовления новогодних поделок, сувениров, панно из бисера. | Освоение изготовления новогодних поделок: масок, сувениров, панно. |
6 | Рождественские встречи. | Знакомство с историей празднования рождества. | Изготовление рождественских подарков. Освоение оформления рождественских композиций. Проведение праздника рождества. «Коляда, коляда». Экскурсия – прогулка по зимнему лесу на лыжах. |
7 | Интересное о растениях. Язык цветов. | Изучение легенд, мифов о цветах, символики цветов. Игры, конкурсы. | |
8 | Правильно ухаживай за комнатными растениями. | Правила ухода: полив, рыхление почвы, опрыскивание, подкормка. | Уход за комнатными растениями. |
9 | Долой болезни и вредителей. | Изучение информации о болезнях, вредителях растений. Биологические и химические меры борьбы с вредителями растений. | Болезни, вредители растений. Биологические и химические меры борьбы с вредителями растений. Занятие- игра «Поле чудес». |
10. | Земляные смеси. | Изучение разных видов земляных смесей для отдельных групп растений. | Подготовка земли. Посадка укорененных черенков. Экскурсия в «Ботанический сад». |
11 | Разные методы выращивания растений | Изучение методов выращивания растений в питательной среде (гидропонике), гидрогеле. Изучение ассортимента растений для выращивания в разным способом. | Проведение опыта по выращиванию растений в разной среде. |
12 | Пересадка, перевалка комнатных растений. | Правила пересадки и перевалки комнатных растений. | Пересадка, перевалка комнатных растений. |
13 | Опытническая работа. | Изучение методики проведения опытнической работы | Проведение опытов: «Размножение бегоний листовыми черенками», «Выгонка луковичных растений», «Размножение узамбарских фиалок листовыми черенками» и т.д. |
14 | Бисероплетение | Знакомство с разным видом бисера. Знакомство с разными видами техники бисероплетения (петельное, параллельное, игольчатое плетение). Оформление композиций, панно из сплетенных изделий из бисера. | Освоение разной техники по бисероплетению. Формирование «дизайнерского» мышления в оформлении поделок. Выполнение праздничных композиций и сувениров в декоративном оформлении. |
15. | Подготовка к выставкам, конкурсам, диагностика обученности | Возможные объекты: городские, республиканские выставки прикладного творчества, фестивали детского творчества, выставки ЦДОД. | Создается база для дальнейшего творческого роста. |
16. | Заключительные занятия. Подведение итогов. Выставка работ. | Подведение итогов работы кружка за год. Организация выставки. Планы на следующий год. |
Требования к знаниям и умениям детей
Учащиеся должны знать:
- знание правил техники безопасности;
- знание значения комнатных растений в жизни человека;
- знание разнообразия комнатных растений;
- знание лекарственных и ядовитых комнатных растений;
- знание способов размножения комнатных растений;
- знание правил ухода за комнатными растениями;
- знание ассортимента растений для выгонки;
- знание мер борьбы с болезнями и вредителями;
- знание истории бисероплетения;
- знание цветового круга;
Учащиеся должны уметь:
- уметь ухаживать за комнатными растениями;
- уметь размножать комнатные растения;
- уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к природе.
- уметь пересаживать, переваливать комнатные растения;
- уметь проводить опыты и исследования с растениями;
- уметь составлять алгоритмы операций по уходу за комнатными растениями;
- уметь проводить паспортизацию комнатных растений;
- уметь определять экологические группы комнатных растений;
- уметь определять лекарственные и ядовитые комнатные растения;
- уметь плести из бисера разными способами;
- уметь оформлять панно из изделий из бисера.
Учебно - тематический план
2-го года обучения
№ п/п | Название темы | Количество часов | ||
всего | теорет. | практ. | ||
Вводное занятие | 2 | 2 | ||
Способы размещения комнатных растений в интерьере | 16 | 6 | 10 | |
Уют в нашем доме | 12 | 4 | 8 | |
Мастерская Деда Мороза | 24 | 4 | 20 | |
Рождественские встречи | 24 | 24 | ||
Комнатные растения – источник повышения работоспособности | 12 | 4 | 8 | |
Цветы в контейнерах – модное направление фитодизайна | 4 | 2 | 2 | |
Варианты озеленения балкона | 6 | 4 | 2 | |
Оформление террасы | 4 | 2 | 2 | |
Проектная деятельность | 24 | 4 | 8 | |
Бисероплетение | 86 | 86 | ||
Подготовка к выставкам, конкурсам, диагностика обученности | 12 | 4 | 8 | |
Заключительное занятие | 2 | |||
Итого: | 216 | 36 | 180 |
Содержание программы
2 год обучения
№ п/п | Тема | Знания | Умения, навыки |
Вводное занятие. Инструменты и материалы. ТБ на занятиях, обсуждение плана работы. | Знакомство с программой кружка второго года обучения. Вводный инструктаж по правилам ТБ. Ознакомление с планом работы кружка. | Знакомство с инструментом, используемым при обработке различных материалов. Усвоение правил ТБ. Беседа технике. Изготовление предметов рабочего стола: файл-папка, органайзер и т.д. | |
1 | Способы размещения комнатных растений в интерьере. Обобщающее занятие «Путешествие в удивительный мир фитодизайна». Бисероплетение. | Изучение разных способов размещения комнатных растений: одиночное растение, композиция из горшечных растений, способы оформления горшечных композиций, комнатный садик, варианты комнатного садика, флорарий. Бонсай. Изучение ассортимента растений для каждого варианта. | Обобщающее занятие «Путешествие в удивительный мир фитодизайна». |
2 | Уют в нашем доме. | Знакомство с вариантами оформления жилого помещения. Оформление прихожей. Варианты озеленения гостиной. Фитодизайн кухни и столовой. Комнатные растения в спальне. Зеленое украшение в ванной комнате. | Умение подбора ассортимента комнатных растений для озеленения разных помещений. |
3 | Мастерская Деда Мороза. | Освоение методов изготовления новогодних елочных игрушек, композиций. Изготовление новогодних сувениров. Ярмарка – выставка новогодних поделок. Участие в новогоднем празднике. | Изготовление новогодних сувениров. Ярмарка – выставка новогодних поделок. Участие в новогоднем празднике. |
4 | Рождественские встречи. | Освоение методов изготовления рождественских композиций. Изготовление рождественских сувениров. | Изготовление рождественских подарков. Оформление рождественских композиций. Проведение праздника рождества. «Коляда, коляда». Экскурсия – прогулка по зимнему лесу на лыжах. |
5 | Комнатные растения – источник повышения работоспособности. | Знакомство с различными способами озеленения рабочего места. Экзотическая библиотека. Элегантный интерьер кабинета. Дизайн офиса. Конкурс юных дизайнеров. | Конкурс юных дизайнеров. |
6 | Цветы в контейнерах – модное направление фитодизайна. | Типы контейнеров. Ассортимент растений. Особенности посадки в различные контейнеры. | Правила ухода за контейнерными растениями. |
7 | Варианты озеленения балкона. | Ознакомление с разными вариантами оформления балкона: зеленый огород на балконе. Цветущий балкон. Розарий на балконе. | Освоение выполнения проекта по озеленению балкона. |
8 | Оформление террасы. | Изучение способов устройства цветника, беседки, искусственного водоема, ассортимент растений. | Освоение навыков по выполнению проекта озеленения террасы. |
9 | Проектная деятельность | Выполнение проектов интерьера помещения. Выполнение творческих проектов по бисероплетению. | Освоение навыков выполнения проекта |
10 | Бисероплетение | Знакомство с разными видами техники бисероплетения (петельное, параллельное, игольчатое плетение). | Освоение навыков оформления композиций, панно из сплетенных изделий из бисера. |
11 | Подготовка к выставкам, конкурсам, диагностика обученности | Возможные объекты: городские, республиканские выставки прикладного творчества, фестивали детского творчества, выставки ЦДОД. | Создается база для дальнейшего творческого роста. |
12 | Заключительные занятия. Подведение итогов. Выставка работ. | Подведение итогов работы кружковцев за год, организация отчетной выставки. |
Требования к знаниям и умениям детей
Учащиеся должны знать:
- знание правил техники безопасности;
- знание значения комнатных растений в жизни человека;
- знание разнообразия комнатных растений;
- знание лекарственных и ядовитых комнатных растений;
- знание способов размножения комнатных растений;
- знание правил ухода за комнатными растениями;
- знание ассортимента растений для выгонки;
- знание мер борьбы с болезнями и вредителями;
- знание истории бисероплетения;
- знание цветового круга;
Учащиеся должны уметь:
- уметь ухаживать за комнатными растениями;
- уметь размножать комнатные растения;
- уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к природе.
- уметь пересаживать, переваливать комнатные растения;
- уметь проводить опыты и исследования с растениями;
- уметь составлять алгоритмы операций по уходу за комнатными растениями;
- уметь проводить паспортизацию комнатных растений;
- уметь определять экологические группы комнатных растений;
- уметь определять лекарственные и ядовитые комнатные растения;
- уметь плести из бисера разными способами;
- уметь оформлять панно из изделий из бисера.
Содержание программы
Вводное занятие. Знакомство с программой кружка второго года обучения.
- Способы размещения комнатных растений в интерьере. Изучение разных способов размещения комнатных растений: одиночное растение, композиция из горшечных растений, способы оформления горшечных композиций, комнатный садик, варианты комнатного садика, флорарий. Бонсай. Изучение ассортимента растений для каждого варианта. Обобщающее занятие «Путешествие в удивительный мир фитодизайна». Бисероплетение.
- Уют в нашем доме. Знакомство с вариантами оформления жилого помещения. Оформление прихожей. Варианты озеленения гостиной. Фитодизайн кухни и столовой. Комнатные растения в спальне. Зеленое украшение в ванной комнате. Бисероплетение.
- Мастерская Деда Мороза. Изготовление масок и костюмов. Изготовление новогодних игрушек, гирлянд. Выпуск стенгазет. Изготовление новогодних сувениров. Ярмарка – выставка новогодних поделок. Участие в новогоднем празднике.
- Рождественские встречи. Изготовление рождественских подарков.
Оформление рождественских композиций. Проведение праздника рождества. «Коляда, коляда». Экскурсия – прогулка по зимнему лесу на лыжах.
- Комнатные растения – источник повышения работоспособности. Знакомство с различными способами озеленения рабочего места. Экзотическая библиотека. Элегантный интерьер кабинета. Дизайн офиса. Конкурс юных дизайнеров. Бисероплетение.
- Цветы в контейнерах – модное направление фитодизайна. Бисероплетение.
- Типы контейнеров. Заполнение контейнера. Ассортимент растений. Особенности посадки в различные контейнеры. Уход за контейнерными растениями. Бисероплетение.
- Варианты озеленения балкона. Ознакомление с разными вариантами оформления балкона: зеленый огород на балконе. Цветущий балкон. Розарий на балконе. Бисероплетение.
- Оформление террасы. Изучение способов устройства цветника, беседки, искусственного водоема. Ассортимент растений. Бисероплетение.
- Озеленение детского клуба. Уход, пересадка, перевалка, посадка комнатных растений. Дизайн. Бисероплетение.
- Проектная деятельность. Выполнение проекта интерьера помещения. Подведение итогов. Бисероплетение.
Требования к знаниям и умениям детей
Учащиеся должны знать:
- знание правил техники безопасности;
- знание значения комнатных растений в жизни человека;
- знание разнообразия комнатных растений;
- знание лекарственных и ядовитых комнатных растений;
- знание способов размножения комнатных растений;
- знание правил ухода за комнатными растениями;
- знание ассортимента растений для выгонки;
- знание мер борьбы с болезнями и вредителями;
- знание способов озеленения помещений;
- знание истории бисероплетения;
- знание цветового круга;
Учащиеся должны уметь:
- уметь ухаживать за комнатными растениями;
- уметь размножать комнатные растения;
- уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к природе;
- уметь пересаживать, переваливать комнатные растения;
- уметь проводить опыты и исследования с растениями;
- уметь выполнять проекты озеленения помещений;
- уметь составлять алгоритмы операций по уходу за комнатными растениями;
- уметь определять экологические группы комнатных растений;
- уметь определять лекарственные и ядовитые комнатные растения;
- уметь выполнять композиционное решение при оформлении интерьера.
- уметь плести из бисера разными способами;
- уметь оформлять панно из изделий из бисера.
Методическое обеспечение программы
Нормативно-правовое обеспечение программы:
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Конституция РФ;
- Закон РФ «Об образовании»;
- Закон РМЭ «О регулировании отношений в сфере образования на территории РМЭ»;
- СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования» от 03.04.2003 г.
- Стандарт качества муниципальной услуги «Предоставление дополнительного образования детям»;
- Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей;
- Устав МОУ ДОД «Центр дополнительного образования для детей»;
- Должностные обязанности педагога дополнительного образования;
- Инструкция по технике безопасности и противопожарной безопасности;
- Дидактический и методический материал.
Основными педагогическими технологиями, реализуемыми в программе, являются:
- игровые технологии (для того, чтобы детям на занятиях было интересно, часто используются игровые моменты);
- проектные методы (на занятиях ребята получают навыки выполнения проектной работы по озеленению интерьера, по выполнению творческих работ из бисера);
- исследовательские методы (проводятся исследовательские работы по комнатному цветоводству, также по бисероплетению;
- здоровьесберегающие технологии ( на каждом занятии проводятся физкультминутки).
Формы и методы организации образовательной деятельности
В процессе реализации программы используются следующие методы обучения: рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с книгой. По источнику получения знаний используются словесные и наглядные методы обучения. Наглядные методы представляют собой демонстрацию живых объектов – это комнатные растения детского клуба. Также воспитанникам демонстрируются открытки, рисунки, схемы; используются технические средства: просмотр дисков на DVD, компьютерных презентаций. Большое место уделяется практическим заданиям по бисероплетению. Освоив определенный метод плетения, дети самостоятельно выполняют работу. В разделе по комнатному цветоводству практические задания выполняются при работе над исследовательтской и проектной работой.
Работа с родителями
Месяц | Название мероприятий | Цель |
Сентябрь | Посещение родительских собраний | Набор детей в кружки, знакомство с целью и задачами кружка, направлением деятельности |
Октябрь | Консультации по уходу за комнатными растениями зимой. Консультации по бисероплетению. | Привлечение внимания родителей к увлечению детей. |
Ноябрь | Проведение родительского собрания | Анкетирование |
Декабрь | Совместная подготовка к новогоднему празднику | Совместная деятельность родителей и детей в центре. Привлечение родителей к работе центра |
Январь | Проведение мастер-класса для родителей и педагогов центра | Привлечение внимания родителей к творчеству |
Сентябрь-август | Консультации по уходу, выращиванию и размещению комнатных растений. | Привлечение внимания родителей к увлечению детей. |
Май | Родительское собрание | Отчет о достигнутых успехах кружковцев на занятиях |
Организационно-методическое обеспечение программы:
Литература (определители комнатных растений, литература по комнатному цветоводству, по фитодизайну, по бисероплетению).
Методические разработки (методическое пособие «Комнатные растения в экологическом воспитании детей». Темы и методики проведения исследовательских работ и проектов).
Дидактические материалы (Папки раскладушки: «Варианты размещения комнатных растений», «Коллекция бегоний», «Красивоцветущие комнатные растения», открытки, иллюстрации, фотографии, карточки, слайды, настольные игры, сценарии).
Материально – техническое обеспечение программы: рабочий кабинет, методическая литература, определители, компьютер, телевизор, DVD, диски, краски, карандаши, кисти, совочки, лопаточки, опрыскиватели, лейка, бисер, бусины, проволока, леска, рамочка, ткань, иголка, нитки, клей.
Кадровое обеспечение программы: педагог дополнительного образования, обладающий полнотой знаний, умений и навыков по направлению реализации программы.
Финансовое обеспечение программы: бюджет.
Список литературы
Литература для педагога:
- Арсенина Е.Н., Попова Г.П. и др. Внеклассные мероприятия в 5-7 классах. – Волгоград: Учитель, 2005.
- Виноградова Е. 1000 загадок для самых умных малышей. – М.: АСТ; СПб.: Сова,2008.
- Гаврилова А. Оригинальные авторские открытки для самых дорогих людей. – М.: Эксмо, 2010.
- Ганичкина О.А. Цыеты на вашем участке.- М.: Эксмо,2009.
- ГарнизоненкоТ.С. Каталог красивоцветущих и декоративнолиственных растений. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005.
- Гортинский Г. Б. Комнатные растения целители в вашем доме. – М.: ЗАО «Фитон+», 2003.
- Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. - М.: Просвещение, 2003.
- Грехова Л. И. В союзе с природой.- М.: Сервисшкола, 2003.
- Евдокимова Р.М. Внеклассная работа по биологии. – Саратов: Лицей, 2005.
- Касаткина Н.А. Внеклассная работа по биологии. 3-8 классы. – Волгоград: Учитель, 2004.
- Комнатные растения от А до Я. – М.: ОЛМА-ПРЕССС Гранд, 2004.
- Кудрявец Д. Б. Цветы в контейнерах. /Петренко Н. А. – М.: ЗАО «Фитон+», 2002.
- Мазнин И.А. 500 загадок для детей.М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас – определитель для учащихся начальных классов. – М: Просвещение, 2003.
- Савельева Ю. Целительные комнатные растения. – М.: РИПОЛ классик, 2004.
- Солод Л.Е. Искусство составлять цветочные картины. – М.: Эксмо, 2009.
- Шпотова Т.В., Кочеткова Е.П., Старых Л.П. Приложения к методическим рекомендациям к программе “Цвет природы: экологическая прогулка”.- Обнинск, 2000.
- Шпотова Т.В., Старых Л.П. Методические рекомендации к программе “Экологическая прогулка”.- Обнинск, 2000.
Литература для воспитанников:
- Андриянова О. Бисер и стеклярус. – М.: РОСМЭН, 2008.
- Арманд-Ткаченко Г.В. Календарь по охране природы.- М., 1964.
- Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения. По страницам Красной книги СССР. К. 1 – М: Агропромиздат, 1989.
- Акимушкин И. Причуды природы.- М., 1981
- Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П. Оригами и аппликация.- С-Пб., 2001.
- БеляковаО.В., Найденова А.Л., Салькова Е.Б. Бисер для начинающих. Ростов н/Д: Владис; М.: РИПОЛ классик, 2009.
- Большая детская энциклопедия. М.: Махаон, 2009.
- Большая иллюстрированная энциклопедия живой природы. М.: Махаон, 2007.
- Большая книга знаний. – М.: РОСМЭН, 2005.
- Иванова Г.В. Поделки на прогулке. – СПб.: ООО «Издательство «Тригон», 2007.
- Ликсо Н.Л. – Минск: Харвест, 2010.
- Стольная Е.А. Цветы и деревья из бисера. – М.: «Мартин», 2008.
- Хессайон Д. Г. Все о комнатных растениях. – М.: Кладезь-Букс, 1999.
- Хессайон Д.Г. Все о луковичных растениях. – М.: Кладезь-Букс, 2000.
- Чиоти Д. Бисер. – М.: «Ниола-Пресс», 2009.
- Экологические сказки./ Сост. Молодова Л.П.- Минск, 1998.
- Экология. Познавательная энциклопедия.- Смоленск, 2000.
Приложение 1
Диагностика
Анкеты, тесты и вопросы
1.Оценка волевых качеств обучающихся
По опроснику А.Я. Богдановой И.П. Волкова.
Оценка целеустремлённости
- Приступая к любому делу, всегда чётко осознаю, чего я хочу достичь.
- Если уж ставлю перед собой определенною, то неуклонно стремлюсь к её достижению, как бы ни было трудно.
- При неудачах меня всегда одолевают сомнения, стоит ли продолжать начатое дело.
- Редко задумываюсь над тем, как можно применить получаемые знания в будущей практической работе.
- Никогда сам не проявляю инициативы в постановке новых целей, предпочитаю следовать указанию других людей.
- Обычно под влиянием разного рода препятствий моё стремление к цели значительно ослабевает.
- Как правило, заранее намечаю конкретные задачи, планирую свою работу.
- постоянно испытываю потребность ставить перед собой новые цели и достигать их.
- Начиная своё дело, не всегда чётко представляю себе, к чему следует стремиться; обычно надеюсь, что это прояснится по ходу работы.
- Даже при неудачах меня не покидает уверенность, что достигну поставленной цели.
Оценка настойчивости
- Начиная любое дело, я уверен, что сделаю всё возможное для его выполнения.
- Для меня характерны - планомерность, систематичность в работ.
- Часто бросаю на полпути начатые дела, потеряв интерес к ним.
- Мне больше по душе лёгкие, пусть даже менее результативные, пути и цели.
- Обычно не знаю, хватит ли у меня желания и сил завершить начатое дело.
- У меня никогда не появляется желание поставить перед собой труднодостижимую цель.
- До конца выполняю даже скучную и однообразную работу, если это необходимо.
- Испытываю особое удовлетворение, если успех достался с большим трудом.
- Не могу заставить себя работать систематически.
- Довольно часто испытываю потребность проверить себя в трудных делах.
Варианты ответов:
- «Так не бывает».
- «Пожалуй, неверно».
- «Может быть».
- «Наверное, да».
- «Уверен, что да».
Оценка уровня развития волевых качеств
0 баллов - не проявляется
1 балл - неотчётливо
2 балла - проявляется
Мах оценка 40 баллов.
2. Оценка способности личности к самообразованию, саморазвитию по опроснику В.И. Андреева «Проверь себя».
- За что тебя ценят ваши друзья?
А) За то, что преданный и верный друг.
Б) Я сильный и готов в трудную минуту за них постоять.
В) Эрудированный, интересный собеседник.
- На основе сравнительной самооценки выбери, какая характеристика тебе более всего подходит?
А) Целеустремленный.
Б) Трудолюбивый.
В) Отзывчивый.
- Как ты относишься к идее ведения личного ежедневника, к планированию своей работы.
А) Думаю, что чаще всего это пустая трата времени.
Б) Я пытался это делать, но не регулярно.
В) Положительно, так как я давно это делаю.
- Что тебе больше всего мешает лучше учиться, заниматься самообразованием?
А) Нет достаточно времени.
Б) Нет подходящей литературы и времени.
В) Не всегда хватает силы воли и настойчивости.
- Каковы типичные причины твоих ошибок?
А) Невнимательный.
Б) Переоцениваю свои способности.
В) Точно не знаю.
- На основе сравнительной самооценки выбери, какая характеристика тебе более всего подходит?
А) Настойчивость.
Б) Усидчивый.
В) Доброжелательный.
- На основе сравнительной самооценки выбери, какая характеристика тебе более всего подходит.
А) Решительный.
Б) Любознательный.
В) Справедливый.
- На основе сравнительной самооценки выбери, какая характеристика тебе более всего подходит.
А) Генератор идей.
Б) Критик.
В) Организатор.
- На основе сравнительной оценки выбери, какие качества у тебя развиты в большей степени?
А) Сила воли.
Б) Память.
В) Обязательность.
- Что чаще всего ты делаешь, когда у тебя появляется свободное время?
А) Занимаюсь любимым делом, у меня есть хобби.
Б) Читаю художественную литературу.
В) Провожу время с друзьями. Либо в кругу семьи.
- Что из ниже приведенных сфер для тебя в последнее время представляет познавательный интерес?
А) Научная фантастика.
Б) Религия.
В) Психология.
- Кем бы ты мог максимально реализоваться?
А) Спортсменом.
Б) Ученым.
В) Художником.
- Каким чаще всего считают или считали тебя учителя.
А) Трудолюбивым.
Б) Сообразительным.
В) Дисциплинированным.
- Какой из трех принципов тебе ближе всего и которого ты придерживаешься больше всего?
А) Живи и наслаждайся жизнью.
Б) Живи, чтобы больше знать и уметь.
В) Жизнь прожить – не поле перейти.
- Кто ближе всего к твоему идеалу?
А) Человек здоровый, сильный духом.
Б) Человек, много знающий и умеющий.
В) Человек независимый и уверенный в себе.
- Удастся ли тебе в жизни добиться того, о чем ты мечтаешь, в профессиональном и личном плане?
А) Думаю, что да.
Б) Скорее всего да.
В) Как повезет.
- Какие фильмы тебе больше всего нравятся?
А) Приключенческо-романтическое.
Б) Комедийно-развлекательное.
В) Философское.
- Представь себе, что ты заработал миллион. Куда бы ты предпочел его истратить.
А) Путешествовал бы и посмотрел мир.
Б) Поехал бы учиться заграницу или вложил деньги в любимое дело.
В) Купил бы коттедж с бассейном, мебель, шикарную машину и жил бы в свое удовольствие.
Оценка ответов
Вопрос | Баллы | Баллы | Баллы | Вопрос | Баллы | Баллы | Баллы | Вопрос | Баллы | Баллы | Баллы |
А | Б | В | А | Б | В | А | Б | В | |||
1 | 2 | 1 | 3 | 7 | 2 | 3 | 1 | 13 | 3 | 2 | 1 |
2 | 3 | 2 | 1 | 8 | 3 | 2 | 1 | 14 | 1 | 3 | 2 |
3 | 1 | 2 | 3 | 9 | 2 | 3 | 1 | 15 | 1 | 3 | 2 |
4 | 3 | 2 | 1 | 10 | 2 | 3 | 1 | 16 | 3 | 2 | 1 |
5 | 2 | 3 | 1 | 11 | 1 | 2 | 3 | 17 | 2 | 1 | 3 |
6 | 3 | 2 | 1 | 12 | 1 | 3 | 2 | 18 | 2 | 3 | 1 |
По результатам тестирования можно определить уровень способности к саморазвитию и самообразованию.
Суммарное число баллов | Уровень способностей к саморазвитию и самообразованию |
18-25 | 1 – очень низкий |
26-28 | 2 - низкий |
29-31 | 3 – ниже среднего |
32-34 | 4 – чуть ниже среднего |
35-37 | 5 - средний |
38-40 | 6 – чуть выше среднего |
41-43 | 7 – выше среднего |
44-46 | 8 - высокий |
47-54 | 9 – очень высокий |
3. Оценка познавательных способностей личности по данной программе.
Первый год обучения.
1. Какое значение имеют комнатные растения в жизни человека?
2. На какие группы делятся комнатные растения?
3. Какие лекарственные комнатные растения ты знаешь?
4. Какие ядовитые комнатные растения тебе известны?
5. Что такое биоэнергетика комнатных растений?
6. Какие декоративно - луковичные растения ты знаешь?
7. Какие красивоцветущие комнатные растения тебе известны.
8. Перечисли декоративно-лиственные комнатные растения.
9. Перечисли правила ухода за комнатными растениями.
10. Какие способы размножения комнатных растений тебе известны?
Второй год обучения.
- Какие способы размещения комнатных растений ты знаешь?
- Что такое «Флорарий»?
- Что такое «Бонсай»?
- Какие растения можно выращивать на кухне?
- Какие растения нельзя выращивать в спальне?
- Перечисли ассортимент контейнерных растений.
- Действуют ли комнатные растения на эмоциональное состояние человека?
- Какие растения можно выращивать на балконе?
- Какие растения можно разместить в искусственном водоеме?
- Чем отличаются пересадка комнатных растений от перевалки?
Критерии оценки.
Ответы оцениваются по 5 бальной системе.
1 –2 - низкий уровень
2 – 3 - средний уровень
4 - 5 – высокий уровень
Оценивается:
- Полнота (объем) знаний.
- Существенность знаний.
- Обобщенность знаний.
- Системность знаний.
- Умение пользоваться различными инструментами и материалами.
- Диагностика экологической культуры учащихся
Недописанные тезисы.
- На выявление индивидуального смысла о природе, ее компонентах, взаимодействии человека и природы, экологических проблемах:
- «Природа – это…»;
- «Природа состоит из…»;
- «Для меня природа…»;
- «В жизни человека природа…»;
- «Человек и природа…»;
- «Современное состояние природы…»;
- «Экологическими проблемами являются…»;
- «Природа дает человеку…»;
- «Экологические проблемы Республики Марий Эл…»;
- На выявление отношения к природе, понимания многосторонней ценности природы:
- «Человек относится к природе…»;
- «Я отношусь к природе…»;
- «Я люблю природу за то, что…»;
- «Я люблю бывать на природе…»;
- «В природе мне нравится…»;
- «Любить природу – значит…»;
- «Природа дает мне…»;
- «Мое отношение к природе…»;
- «Основная ценность природы для меня состоит…»;
- На выявление мотивов экологической деятельности, отношения к природе:
- «Мое отношение к природе обусловлено…»;
- «Я люблю природу, так как…»;
- «Я люблю бывать на природе, потому, что…»;
- «Я стараюсь не наносить вреда природе, так как…»;
- «Когда я собираю ягоды и грибы в лесу, я думаю о…»;
- «Когда я рву цветы на лугу, я не задумываюсь о …»;
- «Когда я вижу, что кто-то ломает ветку на дереве, то…»;
- «Я убежден, что человек должен относиться к природе…»;
- «В существующих экологических проблемах виновен…».
- На выявление индивидуального смысла об экологической культуре человека, компонентах экологической культуры:
- «Экологическая культура человека – это…»;
- «Экологическая культура человека представляет »;
- «Ответственно относиться к природе – это значит…»;
- «Моя экологическая культура…»;
- «Экологическая культура складывается…»;
- «Знание человеком природы позволяет ему…»;
- «Основными правилами поведения человека в природе являются…»;
- «Проявляя заботу о природе, я умею…»;
- «Моя деятельность по охране природы заключается в…».
Обработка результатов
За полный логический правильный ответ ставится 1 балл, неполный ответ – 0,5 баллов, если нет ответа - 0 баллов.
Уровень экологической культуры оценивается по формуле:
Где m - количество набранных баллов по всем вопросам.
70 -100% - III уровень развития экологической культуры;
40 - 69% - II уровень развития экологической культуры;
До 39% - I уровень развития экологической культуры.
Приложение 2
Методика исследовательских работ.
Тема 1. Особенности внешнего и внутреннего строения ксерофитов
(суккуленты и склерофиты) и мезофитов-растения умеренной влажности
Цель: определить черты приспособленности растений к разным режимам влажности.
Материалы и оборудование: комнатные растения: бриофилюм (каланхое), кактусы (опунция, цереус), алоэ, молодило, бегония, бальзамин, традесканция, папоротники, аспарагусы, гербарии осок, багульника, клевера, одуванчика и др.; микроскопа (лупы), лезвия.
Последовательность выполнения:
- Просмотрите предложенный набор растений. Отберите по одному из группы суккулентов, склерофитов, мезофитов. По каким признакам вы это сделали?
- Рассмотрите особенности внешнего строения выбранных растений. Обратите на строение стебля, листьев, их покровы, размеры и форму. Как отличаются друг от друга растения разных экологических групп?
- Сделайте поперечный срез стебля кактуса. Рассмотрите под микроскопом (лупой) участок среза и зарисуйте, отметив эпидермис, кутикулу, водозапасающую ткань (паренхиму).
Ответьте на вопрос: в каких условиях произрастают рассмотренные растения?
Тема 2. Особенности строения светолюбивых и теневыносливых растений
Цель: выяснить приспособления растений к разным условиям освещения.
Материал и оборудование: коллекция комнатных растений (папоротник, бегония, аглаонема, диффенбахия, бальзамин и др.)
Последовательность выполнения:
- Отберите из коллекции светолюбивые и теневыносливые растения. По каким признакам вы их определили? Рассмотрите с помощью лупы особенности строения их листьев.
- Заполните таблицу.
Растения | Размер листа ( в мм) | Толщина листовой пластинки | Жилки листа | Поверхность листа | Клетки кожицы листа |
Аглаонема | |||||
Бегония |
- Снимите пинцетом кусочки кожицы с нижней поверхности листьев. Поместите в каплю воды на предметном стекле и покройте покровным стеклом. Рассмотрите препарат под микроскопом. Отметьте форму клеток, подсчитайте число клеток, устьиц в поле зрения микроскопа. Какие отличия во внутреннем строении световых и теневых листьев обнаружили?
Сделайте вывод, какие приспособления имеются у светолюбивых теневыносливых растений?
Тема 3. Приспособленность организмов к определенному фактору
Цель: изучить влияние отдельных факторов среды и их комплексов на организм.
Материал и оборудование: кактус, алое, полынь, тимофеевка, коровяк, клевер и др. растения – ксерофиты и мезофиты.
Последовательность выполнения:
- Рассмотрите предложенные растения. Определите, каким образом они приспособились к жизни с недостатком влаги.
- Заполните таблицу.
Приспособленность растений к недостатку воды
Растения | Приспособление к дефициту влаги во внешнем и внутреннем строении |
1. Алоэ | |
2. Кактус |
- Заполните таблицу.
Влияние абиотических факторов на организмы в разных средах обитания
Среда обитания | Основные абиотические факторы | Организмы |
Суша | ||
Почва | ||
Вода |
Тема 4. Вредители комнатных растений
Цель: ознакомиться с видовым составом вредителей комнатных растений и их приспособленностью к паразитизму.
Материал и оборудование: комнатные растения, лупы, микроскопы, пинцеты, предметные и покровные стекла, препаровальные иглы.
Последовательность выполнения:
- Обследуйте комнатные растения. Соберите обнаруженных вредителей, рассмотрите под лупой и микроскопом. Зарисуйте.
- Подсчитайте, по возможности, количество паразитов определенного вида на разных видах растений (в среднем на одном растении) и заполните таблицу.
Зараженность комнатных растений вредителями
Вредители | Количество вредителей на 1 растении | |||
бегония | розы | маранта | И т. д. | |
1. Паутиный клещ | ||||
2. Щитовка | ||||
3. Тля | ||||
4.Трипсы |
- Сделайте вывод о степени зараженности растений (слабое, среднее, сильное) и состояние растений.
- Рассмотрите под микроскопом приспособления какого - либо вредителя к паразитическому образу жизни. Сделайте вывод, какой вред наносит паразит своему хозяину.
Тема 5. Аквариум как экосистема.
Цель: изучение аквариума как экосистемы (круговорот веществ, поток энергии и определение типов взаимоотношений компонентов экосистемы).
Материал и оборудование: аквариум.
Последовательность выполнения:
- Рассмотрите обитателей аквариума: растения и животных.
- От каких абиотических факторов (условий) зависит жизнь обитателей аквариума? Заполните таблицу.
Обитатели аквариума | Необходимые факторы (условия) | |
абиотические | биотические | |
- Составьте 2-3 цепи (или 1 сеть) питания в аквариуме.
Сделайте вывод: какие признаки позволяют рассматривать аквариум как экосистему?
Тема 6. Особенности внутреннего строения водных и влаголюбивых растений
Цель: познакомиться с особенностями внутреннего строения водных и влаголюбивых растений.
Материал и оборудование: живые растения (валлиснерия, элодея, калла, лилия амазонская и др.) или гербарии стрелолиста, камыша, рогоза, пузырчатки, лупа, микроскоп.
Последовательность выполнения:
- Рассмотрите влаголюбивые и водные растения. Какие особенности в их строении вы заметили?
Обратите внимание на строение побегов и отдельных листьев, их размеры и форму.
Зарисуйте внешний вид водного и влаголюбивого растения.
- Рассмотрите под лупой и микроскопом срезы листьев рогоза (камыша) и черешка листа каллы, отметьте особенности строения. Зарисуйте участок ткани.
Какое значение имеют крупные межклетники и рассеченные листья для влаголюбивых и водных растений?
Тема 7. «Особенности строения светолюбивых и тенелюбивых растений»
Цель: Выяснить приспособления растений к разным условиям освещения.
Материал и оборудование: Коллекция комнатных растений.
Методика: Отберите из коллекции светолюбивые и тенелюбивые растения.
- Рассмотрите с помощью лупы особенности строения их листьев.
- Заполните таблицу.
Признаки световых и теневых листьев.
Растения | Размер листа (в мм ) | Толщина листовой пластинки | Жилки листа | Поверхность листа | Клетки кожицы листа |
- Снимите пинцетом кусочки кожицы с нижней поверхности листьев. Поместите в каплю воды на предметном стекле и покройте покровным стеклом. Рассмотрите препарат под микроскопом. Отметьте форму клеток, подсчитайте число клеток, устьиц в поле зрения микроскопа.
- Сделайте выводы.
Тема 8. «Вредители комнатных растений»
Цель: Ознакомиться с видовым составом вредителей комнатных растений и их приспособленностью к паразитизму.
Материал и оборудование: коллекция комнатных растений, лупы, микроскопы, пинцеты, предметные и покровные стекла, препаровальные иглы.
Методика: Обследуйте комнатные растения. Соберите обнаруженных вредителей, рассмотрите под лупой и микроскопом. Зарисуйте.
- Подсчитайте количество паразитов на различных видах растений и заполните таблицу «Зараженность комнатных растений вредителями»
Вредители | Количество вредителей на одном растении | |||
Вид растения | Вид растения | Вид растения | Вид растения | |
- Вывод.
- Рассмотрите под микроскопом приспособления какого-либо вредителя к паразитическому образу жизни.
- Вывод.
Тема: «Особенности внутреннего строения водных и влаголюбивых растений»
Цель: Познакомиться с особенностями внутреннего строения водных и влаголюбивых растений.
Материал и оборудование: Водные и влаголюбивые растения искусственных водоемов, лупа, микроскоп.
Методика: Рассмотрите особенности строения растений
- Рассмотрите под лупой и микроскопом срезы листьев рогоза и черешка листьев каллы, отметьте и зарисуйте участок ткани.
- Сделайте вывод о приспособленности растений к водной среде обитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по технологии "Изготовление цветов из бисера"
Цель урока.1.Ознакомить учащихся с историей бисера.2.Систематизировать и обобщить опыт работы с бисером, накопленный нашими предшественниками и современ...
Урок по технологии "Изготовление цветов из бисера"
Цель урока.1.Ознакомить учащихся с историей бисера.2.Систематизировать и обобщить опыт работы с бисером, накопленный нашими предшественниками и современниками.3.Научить учащихся изготовлению цве...
Мастер-класс «Цветы из бисера»
Мастер-класс «Цветы из бисера»...
Занятие с элементами технологии мастерских из серии «Цветы из бисера». Изготовление лепестка
Впервые в практике коррекционной школы в занятие включены элементы инновационной технологии педагогических мастерских. На занятии используются нетрадиционные для коррекционной школы методы: частично-п...
«Цветы из бисера»
Открытое занятие...
Методическая разработка: «Цветы из бисера»
Цветы украшают нашу планету. Цветы нравятся всем. Иногда говорят, что если в доме нет цветов, значит, у хозяина нет вкуса. Цветы можно изготовить из различных подручных материалов: ткани, бумаги, бисе...
Раздел II.II. Тема: Цветы из бисера
II. Тема: Цветы из бисера...