Кружок "Юный натуралист"
рабочая программа (5, 6, 7 класс) по теме

Григорьева Лилия Николаевна

Кружок "Юный натуралист"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_yunyy_natur.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

Кружок «Юный натуралист»

                                                                                                                                        Автор программы:

учитель биологии и химии  МБОУ

                                                                                                                                                      «Салабайкасинская ООШ»

                                                                                                                                                              Григорьева Лилия Николаевна.

Пояснительная записка:

В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования на период до 2018 года и в рамках реализации Приоритетного Национального Проекта «Образование» в образовательных учреждениях РФ начали широко применяться информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Широкому внедрению ИКТ в процесс образования способствует оснащение школ современной компьютерной техникой, интерактивными досками, электронными учебными пособиями, цифровыми микроскопами и т д.

В настоящее время разработано множество мультимедийных учебных пособий по биологии, которые можно использовать на уроках, при выполнении домашних работ, при подготовке к олимпиадам, при научно-исследовательских работах учащихся, при подготовке к ГИА. Применение информационных технологий при подготовке к ГИА имеет много преимуществ: сочетание звука, изображения и интерактивности позволяет достичь наилучшего восприятия, усвоения и закрепления материала выпускниками, система обратной связи позволяет оперативно провести контроль и оценку знаний. Структуры электронных учебных пособий позволяют быстро осу­ществлять переходы в пределах курса, ориентироваться в содержании пособия. Несомненным достоинством применения мультимедиа технологии при подготовке к ГИА является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Использование готовых электронных продуктов при подготовке к ГИА по биологии позволяет интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные и часто встречаемые в тестах характеристики изучаемых объектов и явлений природы.

Но, к сожалению, среди имеющихся на сегодняшний день учебных электронных пособий трудно найти такой, который бы позволял в полной мере осуществлять успешную подготовку выпускников к ГИА. Среди большого количества электронных учебных пособий выпускникам самостоятельно трудно выбрать такие, которые бы помогли им за короткий период с максимальной эффективностью повторить теоретический материал по всем разделам основного школьного курса биологии, закрепить знания и провести самоконтроль и объективную самооценку знаний с помощью тестов и заданий, аналогичных содержанию ГИА. Теоретический материал многих мультимедийных пособий включает много лишней информации, и ученику трудно выделить нужные для сдачи ГИА материалы. Содержание и формы тестов в них не всегда соответствуют содержанию заданий в контрольно-измерительных материалах (КИМ) ГИА.

Кружок «Юный натуралист» предназначен для учащихся предпрофильного обучения и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Программа данного элективного курса имеет ряд особенностей.

Она предусматривает:

-использование разнообразных наглядных материалов – видеофильмов, слайдовых презентаций, анимаций, фотоизображений, таблиц и схем в цифровом формате, которые сопровождают теоретический материал и способствуют своевременному закреплению знаний;

-использование теоретического материала в электронной форме, который соответствует кодификатору элементов содержания контрольно-измерительных материалов ГИА, что позволяет самостоятельно изучить материалы в случае пропуска занятий;

-применение комплектов тестовых материалов и заданий, составленных по контрольно-измерительным материалам ГИА по биологии 2017-2018 г.г. и позволяющих проводить контроль и самоконтроль знаний по всем блокам содержания ГИА.

-дифференцированный подход к выпускникам при подготовке к ГИА с учетом уровня их обучаемости, за счет повторения разделов биологии на базовом уровне.

Кроме того, прилагаемые к программе задания систематизированы по разделам, темам и типам, что позволяет эффективно контролировать степень усвоения как отдельных тем, так и всего курса в целом. Достаточно большое количество заданий части В и С с приведенными ответами способствует углублению знаний и расширению кругозора в области биологии.

Данная программа может быть применена и при подготовке к ГИА на предпрофильном уровне обучения, и при подготовке к олимпиадам, что делает ее универсальной.

Цели курса:

повышение качества биологического образования на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий.

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации, умений по выполнению типовых заданий, применяемых в контрольно-измерительных материалах ГИА;

воспитание  культуры труда при работе с цифровыми образовательными ресурсами, позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;

Задачи курса:

повторение, закрепление и углубление знаний по основным разделам школьного курса биологии с помощью различных цифровых образовательных ресурсов;

овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий, находить и анализировать информацию о живых объектах;

формирование умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности с цифровыми образовательными ресурсами;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения биологии, в ходе работы с различными источниками информации;

развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

воспитание культуры труда при использовании компьютерных технологий, ответственного отношения к своему здоровью.

Содержание кружка и его объем определены на основе кодификатора элементов содержания по биологии для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена 2018 г., стандарта основного общего образования по биологии и анализа содержания контрольно-измерительных материалов по ГИА по биологии за предыдущие годы.

Ведущие методы:

словесный (лекция, объяснение алгоритмов решения заданий, беседа, дискуссия);

наглядный (демонстрация натуральных объектов, презентаций уроков, видеофильмов, анимаций, фотографий, таблиц, схем в цифровом формате);

частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи);

практический (выполнение генетических задач, доказательство на основе опыта и др.).

Формы обучения:

коллективные (лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм, объяснение и т.п.);

групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в парах и т.п.);

индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование и др).

Изучение каждого раздела начинается с лекции, которая сопровождается демонстрацией наглядных материалов. В конце раздела сначала индивидуально выполняются тесты, аналогичные части А. Задания части В и С по изученной теме выполняются в парах или в группах, затем, идет коллективное обсуждение. По результатам выполнения различных вариантов КИМов проводятся индивидуальные консультации.

Основные средства обучения:

электронные учебные пособия;

теоретические материалы в электронном и печатном формате;

презентации уроков;

видеофильмы, анимации, фотографии, таблицы, схемы в электронном формате;

различные варианты контрольно-измерительных материалов ГИА по биологии;

типовые тестовые задания ГИА по всем разделам и темам (задания части А, В и С);

другие наглядные материалы (влажные препараты, макеты, модели и муляжи, рельефные таблицы по биологии; коллекции насекомых, раковин моллюсков, семян и плодов; гербарные экземпляры растений, микропрепараты, модели-аппликации, комнатные растения и др.).

Содержание курса (34 часа)

Разделы:

 1.  Общее знакомство с организмом человека.

2.  Нервная система.

3.  Опора и движение.

 4.  Кровь.

5.  Кровообращение.

6.  Дыхание.

7.  Пищеварение .

8.  Размножение и развитие.

9.  Кожа.

10. Выделение.

11. Сенсорные системы.

12. Поведение (высшая нервная деятельность )

Формы контроля:

текущий контроль (оценка активности при обсуждении проблемных вопросов, результатов выполнения домашних заданий);

тематический контроль (оценка результатов тематического тестирования);

итоговый контроль (оценка результатов выполнения различных вариантов КИМов)

Программа кружка включает в себя содержание, планирование занятий по разделам и темам (в часах), формы контроля и критерии оценки работ по разделам, учебно-методическое обеспечение, перечень цифровых образовательных и Интернет ресурсов, требования к знаниям и умениям учащихся, список литературы.

Уметь:

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

описывать особей видов по морфологическому критерию;

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;изучать изменения в экосистемах на биологических моделях

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Условия реализации программы:

Наличие в учебном кабинете компьютера, проектора и экрана.

Наличие необходимых учебников и электронных учебных пособий по биологии.

Наличие презентаций уроков по различным разделам биологии.

 Наличие различных вариантов контрольно-измерительных материалов ГИА по биологии в печатном и электронном формате.

Наличие тематических тестов, аналогичных заданиям ГИА по биологии.

Информационное обеспечение программы

Учебники для учащихся:

Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6класс. Пасечник В. В.

Многообразие живых организмов. 7 класс Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология..

Биология. Животные.7 класс. Латюшин В. В., Шапкин В. А

Биология. Человек. 8 кл. Колесов В. Д., Маш Р. Д. и др.

Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В.

Биология. Человек. 9 класс, Батуев А. С. и др.

Учебные пособия для учащихся:

Единый государственный экзамен: Биология: методика подготовки/Г.И. Лернер – М., Просвещение, ЭКСМО, 2005.

Лернер Г.И. Уроки биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2005.

Лернер Г.И. Уроки биологии. Животные.7, 8 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. М.:ЭКСМО, 2005.

Лернер Г.И. Уроки биологии. Человек: анатомия, физиология гигиена. 8, 9 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.:ЭКСМО, 2005.

Лернер Г.И .ГИА 2010.Биология:сборник заданий :9 класс. Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2009

Лернер Г.И. ГИА 2011.Биология:сборник заданий:9класс-М.:Эксмо,2010.-240с..

Электронные учебные пособия:

Учебное электронное пособие «Уроки биологии». Кирилл и Мефодий.

Учебное электронное пособие «Биология. 6-9 класс» Кирилл и Мефодий

Полный интерактивный курс биологии «Физикон»

Учебное электронное пособие «Экология» 1С:Образование3.0.

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Презентации к урокам. (автор Пименов А.В.)

 Электронное пособие «Биология. Анатомия и физиология человека» («Просвещение»).

Видеофильмы студии "Кварт".

Интернет – ресурсы:

www.ed.gov.ru – Министерство образования Российской Федерации

www.informika.ru – Центр информатизации Министерства образования РФ

www.school.eddo.ru – "Российское школьное образование"

www.mediaeducation.ru – Медиаобразование в Россииhttp://www.shkola2.com/library/ -тексты многих школьных учебников

www.school.mos.ru – сайт "Школьник"

http://www.nsu.ru/biology/courses/internet/main.html - Ресурсы по биологии

http://infomine.ucr.edu/search/bioagsearch.phtml - База данных по биологии.

http://www.rnmc.ru/pro/bio/bio.html - Вебсайт Республиканского мультимедиа центра, страничка поддержки ЭИ «Биология 6-11 класс

http://www.en.edu.ru/db/sect/1798/ - Естественно-научный

        

        

-

-

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии с применением ИКТ.Тема:"Путешествие натуралиста или природные зоны Южной Америки"

Звуковые файлы к уроку можно найти в разделе "аудиозапись" и презентация "Амазония" также размещена отдельно....

Презентация к уроку географии. Тема. «Путешествие натуралиста или природные зоны Южной Америки».

Прзентация к уроку географии. Пришлось разбить ее на 2 части . Тема.  «Путешествие натуралиста или природные зоны Южной Америки»....

Паспорт проекта "Летняя школа "Юный натуралист"

В паспорте проекта показана организация летней практики школьников по биологии. Актуальность проекта заключается в сочетании различных видов организации досуга детей с многообразием форм образова...

Программа дополнительного образования детей "Юный натуралист"

Программа по экологическому воспитанию детей с использованием произведений Виталия Бианки. Программа рассчитана на 4 года.для учащихся 1-4 классов....

Юный натуралист

Программа составлена на два года с учетом курса биологии «Бактерии. Грибы. Растения» «Животные». Курс рассчитан на 68 занятия в год (по 1 часу в неделю)....

Классный час (5-6 класс) по теме "Юные натуралисты"

Познавательный материал, представленный в виде викторины и занимательных заданий....

Программа кружка "Юный натуралист"

Программа кружка "Юный натуралист" составлена для дополнительных занятий по практической биологии с детьми 6-7 классов....